Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Вялова Наталия Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье анализируется сущность экологической сказки как важного средства воспитания и образования детей дошкольного возраста. Подчеркивается, что в ней оптимально сочетаются два начала: передача детям научных реалистических знаний о мире природы и творческий вымысел, выразительные средства, присущие художественной литературе. Изучено влияние сказки на интеллектуальное и нравственное развитие личности дошкольника. Представлены методические подходы к использованию сказки в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Ключевые слова: экологическая сказка, экологическое воспитание и образование, экологические знания, дошкольный возраст, ценностное отношение к природе, научная картина мира.
Annоtation. The article analyzes the essence of the ecological fairy tale as an important means of upbringing and education of preschool children. It is emphasized that it optimally combines two principles: the transfer to children of realistic scientific knowledge of the natural world and creative fiction, expressive means inherent in fiction. The influence of the tale on the intellectual and moral development of the personality of a preschooler is studied. Methodical approaches to the use of fairy tales in the educational process of a preschool institution are presented.
Keywords: ecological fairy tale, ecological upbringing and education, environmental knowledge, preschool age, value attitude to nature, scientific picture of the world.
Введение. В ходе реализации образовательной деятельности, направленной на воспитание у детей основ экологической культуры, у каждого педагога в приоритете должны быть те способы, которые наиболее продуктивно и содержательно погружают дошкольника в разнообразный мир природы. Как известно, дошкольники в силу возрастных особенностей достаточно эмоциональны, и поэтому лучше усваивают информацию, которая вызывает у них наиболее яркие эмоции. Общеизвестно, что усвоение детьми знаний в занимательной форме гораздо более продуктивно по сравнению с долгими скучными упражнениями и объяснениями [11. Дошкольников в силу их возрастных особенностей привлекает яркое, необычное, нестандартное, способное удивить. Такими характеристиками обладает сказка, по праву занимающая приоритетное место в воспитании и обучении детей, именно поэтому в последнее время сказки все чаще стали использоваться в целях экологического воспитания и образования детей.
Существует множество подходов к определению понятия «сказка». Наиболее точным и актуальным, на наш взгляд, является определение, данное А.И. Никифоровым, согласно которому: «Сказка - это устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий содержанием необычное в бытовом смысле событие и отличающийся необычным специальным композиционно-стилистическим построением» [6, с. 121.
Изложение основного материала статьи. У детей дошкольного возраста доминируют сказочно-мифические представления о животных и других природных объектах. Экологические сказки не уводят дошкольника из мира сказки и не снижают ее благотворного влияния на личность ребенка, а сопоставляют ее образы с реальными явлениями и объектами природы, тем самым, помогают детям обрести реалистические представления об окружающем мире [51. Экологические сказки, в отличие от русских народных сказок, содержат достоверную экологическую информацию, реалистические представления об образе жизни и повадках животных, сезонных изменениях в жизни растений, взаимоотношении человека и природы. В доступной форме, опираясь на имеющийся у детей опыт, экологические сказки объясняют сущность сложных экологических явлений и проблем, показывают причины их появления, пути и средства решения, следовательно, стимулируют развитие экологического мировоззрения, связной речи, учат понимать взаимоотношения живых организмов со средой обитания, воспитывают ценностное отношение к природе. Целью экологической сказки, согласно исследованию Г.А. Фадеевой, является сообщение детям научной, достоверной информации об окружающем ребенка природном мире. В противном случае такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены, главным образом, на то, чтобы удивлять и развлекать детей [91. Особый интерес детей к экологическим сказкам обусловлен, прежде всего, новизной и оригинальностью сюжета, не похожего на традиционные народные сказки. Кроме того, детей привлекают хорошо знакомые персонажи (дикие и домашние животные, насекомые, птицы), их действия и повадки, образ жизни.
Рассмотрим специфические особенности экологических сказок. В авторских сказках о природе научные факты излагаются в органическом единстве с художественным словом, поэтому сказки, с одной стороны, расширяют представления детей об окружающем, учат выделять характерные особенности и закономерности объектов и явлений природы, с другой, способствуют развитию эстетического восприятия окружающего мира, воспитывают позитивное и трепетное отношение к ней [41.
Другой характерной особенностью экологических сказок является существенная обработка экологической информации, придание ей сказочной занимательной направленности. Научные сказки о природе, как уже отмечалось выше, отличаются от других видов сказок наличием в них достоверной научной информации, которая обогащает интеллектуальную сферу ребенка, и в то же время, содержат выдуманные ситуации с выдуманными героями. Такие сказки базируются на научных фактах или наблюдениях: это может быть подготовка медведя к зимней спячке, перелет птиц, строительство муравейника, любые другие ситуации из повседневной жизни природы, которые предлагаются детям, прежде всего, в доступном, занимательном формате, где животные и растения могут разговаривать, рассуждать, радоваться и печалиться. В сказках
эмоционально описаны особенности жизни знакомых детям животных, птиц, насекомых, растений, явлений неживой природы. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом, стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее определенным образом [51, следовательно, сказка является средством воспитания эмоциональной отзывчивости, активного ценностного отношения к природе.
Среди специфических особенностей экологической сказки необходимо отметить схематичность и четкую логику изложения, наличие сказочных ритмических мотивов (песенок), динамичность сюжета, краткие описания существенных особенностей персонажей, скорую конструктивную развязку.
Следует добавить, что экологические сказки учат задумываться о последствиях своих поступков в мире природы, мыслить системно с пониманием происходящих вокруг закономерностей, воспитывают ответственность за сохранение целостности и красоты природы. Таким образом, экологическая сказка влияет не только на сознание детей, но и на эмоциональную сферу.
Основная роль сказки - обеспечить познание детьми природы: образа жизни и условий существования животных, растений, особенностей природных явлений и зависимостей. Выразительно представленные в сказках эмоционально окрашенные образы и события способствуют формированию у детей эмоционального отношения к персонажам, событиям, явлениям. Дети сопереживают героям в сложных ситуациях, стараются им помочь, защитить. Эмоциональное отношение к объектам и явлениям природы, которые описаны в сказке, дети переносят в реальное повседневное общение с природой, что обеспечивает формирование у них стойкого позитивного отношения к природе [101. Одновременно такое отношение побуждает детей к адекватным действиям в природе и является основой экологически грамотного, рационального поведения. Вместе с тем, сказка формирует научную картину мира, в занимательной форме раскрывает сложные явления природы, такие как приспособление живых организмов к условиям среды обитания, взаимосвязь живого и неживого, круговорот веществ в природе и др.
Сказки природоведческого содержания играют важную роль в познании детьми природы родного края: образа жизни и условий существования животных, растений, особенностей природных явлений, наблюдаемых в ближайшем окружении, сезонные изменения в мире растений и животных [121. Если ребенок затрудняется объяснить какие-либо явления, происходящие в природе, то ответ он может получить в познавательной экологической сказке, написанной в образной и доступной для восприятия форме [111. Особо значимо прозвучат объяснения педагога, если сказки будут сопровождаться опытами, экспериментами, элементами исследовательской деятельности, поэтому чтению экологических сказок в дошкольных образовательных учреждениях должно быть уделено особое место. В этой связи следует отметить необходимость овладения педагогами специальной технологией использования сказки в рамках профессиональной подготовки [31.
Все экологические сказки следует разделить на несколько видов. К первому виду относятся сказки, в которых дошкольники приобретают знания об определенном объекте или явлении природы [21. Сила эмоционального воздействия сказочных персонажей предоставляет возможность разбудить у детей них позитивные чувства и эмоции, а, следовательно, лучше запомнить сообщаемую информацию. К примеру, можно придумать сказку на какую-либо проблемную тему: «Почему дует ветер?», «Почему кошка ловит мышей?». Такие сказки целесообразно использовать после непосредственного наблюдения за природными объектами и явлениями, что позволит сопоставить увиденное и услышанное, проанализировать, сделать выводы.
Вторая группа - сказки, в которых дети получают знания сразу о нескольких объектах и явлениях природы, связях и зависимостях между ними. Например, «Приключения муравья», «Подземные лабиринты», «Путешествия ветра». Только использовать такие сказки нужно тогда, когда ребенок уже имеет представления об описанных в сказке объектах, но связи и зависимости между ними еще требуют осмысления и закрепления.
Третья группа - сказки, которые позволяют детям обобщить и систематизировать знания, полученные ранее из различных источников. Такие сказки позволяют аккумулировать знания и преобразовать их в яркие образы, например, капельки, которая путешествует и перевоплощается в различные состояния. И к четвертой группе следует отнести сказки, которые раскрывают влияние человека на природу, их взаимосвязи и взаимодействие. Чтение таких сказок обязательно должно сопровождаться беседами-рассуждениями о поступках героев, их причинах, что позволяет ребенку правильно интерпретировать и оценивать конкретные ситуации [21.
Итак, экологические сказки необходимы для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Старшие дошкольники могут самостоятельно придумать сказки на заданные темы, в том числе опираясь на схемы и модели, выполняя творческие и игровые задания. Направленность экологических сказок на воспитание у детей ценностного отношения к природе, формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе диктует необходимость знакомить детей не только с конструктивным отношением человека и природы, но и с негативными его проявлениями, экологическим проблемами. Это позволит научить детей самостоятельно размышлять, анализировать, осознавать, что происходит в окружающем мире.
Безусловно, сказки должны быть доступными детскому восприятию, а их рассказывание отличаться образностью и выразительностью. В ходе рассказывания можно использовать вопросы, творческие задания и традиционные сказочные приемы (сказка на новый лад, продолжение сказки, сказка наизнанку, перевирание сказки и др.). Так, вопросы способствуют установлению фактов, осознанию связей между явлениями и процессами, происходящими в природе, показывают отношение ребенка к событиям и героям, описанным в художественных произведениях, стимулируют проявление нравственных и эстетических чувств. Дети более осознанно понимают явления и процессы природы, рассуждают: растаяла бы ледяная избушка лисы, если бы не наступила весна, где бы спрятались от мороза животные, если бы дед не потерял рукавичку, испекла бы баба колобок, если бы не было муки. Дети очень любят сказки о природе, ведь растения и животные могут разговаривать, совершать хорошие и плохие поступки, которые вызывают сочувствие, сопереживание, чувства радости или гнева, осуждения и т. д. Как результат, изменяется отношение ребенка к реальным объектам и явлениям природы: оно становится более осознанным, гуманным.
При составлении или после прочтения экологической сказки совместно с детьми можно выполнить следующие творческие задания [7; 81:
1. Придумывание продолжения сказки. Ребенку можно предложить поразмышлять, что же могло произойти дальше в жизни персонажей. Варианты продолжения у детей могут быть разными, в зависимости от уровня их восприятия и анализа содержания сказки, развития творческого воображения.
2. Изменение концовки сказки. Ребенку предлагается изменить концовку сказки, которая их не устраивает, и придумать свои варианты.
3. Специальное решение проблемного вопроса, поставленного к сказке. Детям предлагается придумать, как помочь персонажу найти выход из сложной ситуации, предложить несколько вариантов решения проблемы, выбрать единственно верный способ. Например, как медведю попасть в теремок и не сломать его.
4. Замена ситуаций в знакомых сказках. В который раз читая ребенку хорошо знакомую сказку, нужно договориться что-то в ней изменить. Сначала незначительные изменения вносит взрослый, но так, чтобы побуждать ребенка фантазировать: «А давай сделаем так, чтобы...».
5. Замена характеров персонажей сказки. Любимые сказочные образы, с которыми встречается ребенок множество раз, формируют у него стереотипы и стереотипное мышление. А для того, чтобы развивать креативность и оригинальность, нужно предложить ребенку придумать новую сказку, наделив главных персонажей новыми качествами.
6. Составление сказок с персонажами из других сказок. Можно предложить ребенку создать новую сказку, в которой будут принимать участие персонажи из других сказок. Для начала целесообразно подобрать иллюстрации с их изображениями и внимательно их рассмотреть, вспомнить историю каждого, а потом «переместить» их в новые обстоятельства.
7. Составление сказок о фантастических странах и мирах. Конечно, такие страны придумывают сначала сами взрослые и помогают детям.
Однако, важно акцентировать внимание на том, что в экологических сказках основным лейтмотивом является идея бережного гуманного отношения к природе, необходимость охраны и защиты природного мира. Сказки актуализируют имеющийся опыт, развивают нестандартность мышления, воспитывают позитивное отношение к природе, формируют навыки рационального природопользования.
Технология работы с экологической сказкой включает ряд компонентов [131:
1) обсуждение с детьми авторских экологических сказок, например, сказка В. Бианки «Хвосты» знакомит детей с особенностями морфологической приспособленности животных к условиям среды обитания;
2) переработка известных народных и авторских сказок, придание им экологического содержания, например, в сказке «Заюшкина избушка» дети придумывают, как решить проблему подготовки животных к зиме, какое жилище будет наиболее оптимальным для каждого из них;
3) сочинение коллективной сказки детьми в микрогруппах или по цепочке с опорой на наглядность (модели, картинки) или без нее;
4) сочинение детьми (возможно с родителями) собственной экологической сказки на заданную тему;
5) презентация сказок, создание книжек-самоделок;
6) драматизация экологических сказок или их фрагментов;
7) организация квест-игр по мотивам сказок о природе;
8) иллюстрирование сказок.
Выводы. Итак, экологические сказки - это уникальная энциклопедия природы, оптимальное сочетание творческого мастерства писателей, научных подходов к реализации содержания экологического образования дошкольников и понимания психологических особенностей восприятия природоведческой информации детьми дошкольного возраста. Экологические сказки формируют основу научной картины мира, воспитывают ценностное отношение к природе, знакомят детей с миром словесного искусства, стимулируют интерес к художественной литературе.
Литература:
1. Белинова Н.В., Бичева И.Б., Ханова Т.Г. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 6 (36). -С. 114-121.
2. Белоусова Р.Ю. Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет: методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский институт образования, 2009. - 160 с.
3. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 2 (23). - С. 3. [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_35246436_33644997.pdf (дата обращения: 11.11.2019).
4. Курбатова А.С., Ханова Т.Г. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие младших школьников // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 407.
5. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие / Сост. Л.Н. Вахрушева. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.
6. Репнякова Н.Н. Система образов животных в китайских народных сказках. Автореф. дисс. - Омск, 2001. [Электронный ресурс]. - URL: http://cheloveknauka.com/sistema-obrazov-zhivotnyh-v-kitayskih-narodnyh-skazkah#ixzz65kyX3LIa (дата обращения: 12.11.2019)
7. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 160 с.
8. Удовенко А. Экологическая сказка // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 3. - С. 32-34.
9. Фадеева Г.А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. - Волгоград: Учитель, 2004. - 57 с.
10. Фесюкова, А.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста / А.Б. Фесюкова. -Харьков: Фолио, АСТ, 2000. - 464 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=61 (дата обращения: 13.11.2019).
11. Ханова Т.Г., Гузь А.А. Роль художественной литературы в реализации задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 58-2. - С. 266-269.
12. Ханова Т.Г., Бывшева М.В., Демидова Е.Е. Использование экологического календаря в процессе ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в природе // Вестник Мининского университета. - 2018. - №2(23). [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-
ekologicheskogo-kalendarya-v-protsesse-oznakomleniya-starshih-doshkolnikov-s-sezonnymi-izmeneniyami-v-prirode (дата обращения: 22.05.2019).
13. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: экология для малышей. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 104 с.
Педагогика
УДК 378.14
доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга); кандидат педагогических наук Заборина Мария Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга); аспирант Конкина Анастасия Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского" (г. Калуга)
ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования качества подготовки обучающихся в высшей школе в условиях модернизации системы отечественного образования. Особое внимание в подготовке специалистов высшей школы уделяется формированию конкурентоспособного выпускника, подготовка которого невозможна без внедрения в образовательный процесс технологий электронного обучения. Внедрение технологий электронного обучения в образовательном пространстве вуза позволяет сделать доступным получение образования для большинства категорий населения.
Ключевые слова: инновации; инновационное образование; электронное обучение; дистанционные образовательные технологии; информатизация образования.
Annotation. The article reviews questions of the quality of the enhancement of training of students of the higher school in the conditions of modernization of the national education system. During the training of specialists of the higher school a special attention is paid to formation of the competitive alumnus, the training of which is not possible without electronic education technology in the educational process. Implementation of electronic education technologies in educational space of the university allows the education to be affordable for the majority categories of people.
Keywords: innovation; innovative education; electronic education; distance educational technologies; informational development of education.
Введение. Современное общество проявляет особый интерес к такому образованию, которое среди множества ценностей признает личность, ее свободное развитие и саморазвитие. В этом смысле электронное обучение представляет собой новую реальность в российском образовательном пространстве.
Инновационные процессы в образовании направлены на совершенствование образовательного процесса на всех его уровнях, что подтверждается Концепцией Федеральной целевой программы развития образования до 2020 года, направленной на решение задач достижения высокого стандарта качества содержания и технологий для всех уровней образования, в том числе и для высшего профессионального.
Известно, что инновация - это новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности образовательных процессов, а технологии - инструмент для достижения желаемого результата, следовательно, под инновационными технологиями будем понимать систему методов, способов и средств, направленных на достижение образовательных целей.
В педагогической практике известно достаточное количество инновационных технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса: здоровьесберегающие, развивающие, коррекционные, информационно-коммуникативные, игровые, проблемное, проектное и личностно-ориентированное обучение и др. Тем не менее, совершенствование качества подготовки обучающихся в высшей школе в условиях модернизации системы отечественного образования, обусловливает необходимость поиска новых подходов к организации учебного процесса, один из которых связан с информатизацией образования.
Электронное обучение - перспективный вид обучения, который обеспечивает оперативный доступ к ресурсам и услугам, обмену ими и продуктивной совместной работе участников образовательного процесса. Так же создает условия для личностно-ориентированного подхода в организации учебного процесса; дает возможность построения индивидуального образовательного маршрута для обучающихся; обеспечивает ситуацию успеха; формирует личную ответственность студентов за результаты обучения.
Изложение основного материала статьи. Информатизация системы образования в настоящее время вступает на качественно новый уровень, так как решается задача эффективного использования электронных образовательных технологий для конструирования учебного процесса и организации взаимодействия всех его субъектов. Перспективы развития различных технологий обучения связаны с применением и созданием электронных образовательных технологий, которые позволяют управлять самостоятельной работой обучающихся на принципиально новом организационном уровне [7]. Под влиянием электронных технологий формируется новый тип личности, который умеет находить информацию, расширять свои компетенции, непрерывно развиваться в динамически меняющемся мире.
Современное общество выходит на новый уровень требований, предъявляемых к получению высшего образования. Доступность Интернет - технологий, позволяющих выходить на связь из любой точки мира и, соответственно, дающие возможность обмениваться информацией, - способствуют изменению подходов к организации образовательного процесса в высшей школе, и переходу его на новый более технологический уровень. В этих условиях, технологии электронного обучения, должны быть гибкими, приспособленными к потребностям общества. Учитывая тот аспект, что в сети Интернет активно развивается педагогический