Педагогика
УДК 371
доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Аббасова Левиза Иловиевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); доцент кафедры дошкольного образования и педагогики Зотова Ирина Васильевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ОСОБЕННОСТИ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена изучению особенности сказки как средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Раскрыт потенциал сказки, который можно применять в работе с детьми дошкольного возраста в процессе обучения. Сказка, как элемент фольклора, несет в себе огромный потенциал в развитии нравственных качеств, познавательных способностей и волевого поведения. Определены способы создания условий в ДОО для применения фольклора в непосредственно образовательной деятельности с детьми.
Ключевые слова: сказка, обучения, дети, дошкольный возраст, педагог, дошкольная образовательная организация.
Annotation. The article considers the features of a fairy tale as a means of teaching preschool children in the context of a preschool educational organization. The potential of the fairy tale, which can be used in working with preschool children in the learning process, is revealed. A fairy tale, as an element of folklore, carries a huge potential in the development of moral qualities, cognitive abilities and volitional behavior. The methods of creating conditions in the early childhood care institution for the application of folklore in directly educational activities with children are determined.
Keywords: fairy tale, learning, children, preschool age, teacher, preschool educational organization.
Введение. Знаменитые педагоги России всегда имели высшие взгляды о сказках в области воспитательного и образовательного значения. Также они указывали на обязательном их применении в деятельности педагога на уроке. Ценят в сказках их самобытность, общенациональное качество. Гениальный педагог К.Д. Ушинский включил сказки в собственную педагогическую работу, так как был высочайшего мнения о фольклоре. Фактор преуспевания сказок у обучающихся младших классов К.Д. Ушинский полагал в том, что естественность, легкость и непринужденность фольклора отвечают подобным сторонам психологии детей [5]. Познавательную и воспитательную роль сказок очень широко показал в своих работах Г.Н. Волков [2]. По мнению ученого-педагога, в сказках отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и Родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.
Большунова Н.Я., Инчина М.В. отметили, что современная социокультурная ситуация, для которой характерны глубочайшие изменения в скорости информационных процессов, их ускорение и увеличение информационной емкости научных открытий, событий социальной и обыденной жизни предъявляет особые требования к образованию. Оно должно подготовить человека, начиная с дошкольного возраста справляться с той эмоциональной, интеллектуальной, социальной, аксиологической, информационной нагрузкой, перед которой его ставит жизнь [1].
Целью данной статьи является рассмотрения особенности сказки народных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Изложение основного материала статьи. Начало знакомства с огромным миром литературы у детей происходит со сказки, со сферой отношений между людьми и находящимся миром вокруг. Достояние культуры человечества ребенку сообщается через фольклор. Она активизирует пытливость и творческую фантазию ребенка, формирует его мыслительные способности, способствует постижению своей личности, своих стремлений и чувств, а также стремления и чувства иных людей. Анализируя текст сказки, дети принимаются улавливать главные истины человеческой жизни. Они обучают обучающихся уважать и ценить родных и близких.
Изучение фольклора способствует легкому внедрению в находящийся вокруг мир, абсолютному ощущению привлекательности природы родного края, усвоению взглядов народности о красоте, нравственности, знакомству с традициями, обычаями. Иначе говоря, совместно с эстетическим удовольствием вбирает то, что именуется духовным наследством людей, без чего развитие хорошего человека невозможно.
Специально подготовленных произведений для детей имеется достаточно много. Этот тип этнической педагогики в течение долгого времени и вплотную до современных дней представляет колоссальное значение в образовании растущего поколения. Ребенок оживленно приветствует в сказке: влечение к добру и честности, веру в чудо, расположенность к вымыслу, к волшебным превращениям. Сказка отличается безусловным ликованием истины и добра. Сказка изобразительно показано, где пролегают верные пути жизни личности, в чем ей посчастливилось, а в чем нет, каково ее наказанье за оплошности. Все поступки и действия героя приводят к цели и финальной удаче. За погрешности необходимо рассчитываться, а рассчитавшись, герой вновь обретает возможность на успех. В процессе фантастической выдумки проявлено значительное свойство мировосприятия людей - крепкое убеждение в честности, в том, что благое гуманное начало непременно одолеет все, ему противоборствующее.
Дети примечают в фантастическом рассказе индивидуально, без комментариев и пояснений, что-то очень важное для себя, необходимое для углубления их мышления. Мир фантастики и вымысла в своей основе представляет собой отражение истинного мира в его ключевых началах.
На сегодняшний день интерес и необходимость к сказке является в особенности актуальным. Постоянно растущий поток информации попросту усваивается детьми дошкольного возраста. Несмотря на чувствительность нервной системы детей, она все же располагает определенными границами. В процессе обучения ребенок может переутомляться, становиться нервным, и собственно сказка очищает его мысли от
всего отрицательного, незначительного, направляя сосредоточенность на элементарные поступки персонажей и мысли о том, почему все совершается именно так, а не другим образом.
По классификации сказки делят на народные и авторские. Народный сказочный сюжет располагает собственной самобытной поэтикой, тексты фантастического жанра основываются на принятых традицией фразах и штампах. По тематике и стилистике народные сказки распределяются на некоторые группы. Общепринято исследователи отделяют четыре категории: сказки-потешки, сказки о зоологические, фантастические сказки и бытовые.
Эксперты фольклора для детей полагают, что сказка-потешка исключительно педагогический жанр, исполняющий для ребенка миссию наставника и комментатора ключевых моральных предписаний. Сказка-потешка находится на рубеже между беззаботной, забавной, веселой непосредственность раннего возраста и жестокими правилами существования, которые ребенок, чтобы стать приличной личностью, обязан постигнуть с детства.
В сказках о животных обучающихся завлекает мир зверей. В данной сказке живность принимают свойства человека - мыслят, воздействуют, разговаривают. Фактически, подобные роли передают ребенку сведения об обществе людей, а не зверей. Персонажи в данных сказках не разделяются четко на отрицательных и положительных. Каждому герою присуща одна специфическая черта, отличается индивидуальностью нрава, который и проявляется в содержании. Классическим основополагающим качеством лисицы является хитрость. Обучающиеся быстро воспринимают: то, что волк сильный, но это совсем не означает, что он справедлив. Отзывчивость аудитории неизменно принадлежит справедливым, а не сильным.
Волшебная сказка является самым популярным и любимым детьми жанром. Волшебная сказка является самым популярным и любимым детьми жанром. События, происходящие в фантастических сказках чудесны: действующее лицо, оказываясь в разных опасных ситуациях, выручает товарищей, убивает противников. В установке персонажа попадают эффективные волшебные предметы: коврик-самолет, клубочек или зеркало, говорящий зверек или жар-птица. Все они, с какими-то условиями или вовсе без них, осуществляют пожелания и указания героя.
Бытовая сказка аналогична будничному существованию и может обходиться без чудес. Поощрение или порицание постоянно изображается свободно, определенно высказывается оценка: что аморально, что заслуживает иронии. Бедняки являются постоянными героями бытовых сказок. Тем не менее, победа и удача всегда остается за ними, несмотря на богатство и знатность иных людей. В сказке бедные люди добиваются празднества правды и справедливости без содействия товарищей - только благодаря разуму, изворотливости, находчивости и счастливым событиям, в отличие от персонажей фантастической сказки.
Сказкам соответствует очевидное содержание, присутствуют известные обучающемуся герои. Она содержит простые и понятные слова, обороты, обязательно назидательна и склоняет к размышлениям. В сказках предоставляется возможность познать доброе дело и злое начало. Обучающиеся заимствуют из сказок запас знаний: основные воззрения о времени и месте, о взаимоотношениях человека и природы, с миром предметов. Сказка активизирует детей к творчеству. В речевом воспитании обогащает словарный запас, представляет ему разную культуру, традиции.
Сказка меняет мыслительную деятельность, улучшает внимательность, память, фантазию и поступки. Касаясь эмоциональной сферы жизни учащегося, доставляет удовольствие, успокоение, она выдает словесные рисунки и знаки, которые используются им для осознания и демонстрации собственных ощущений. Она выставляет персонажей, имитирует обстановку, которые заслуживают внимания и оценки.
Посредством сказки ребенок развивается в постижении языка. Художественность и размеренность сказки направляют концентрацию внимания ребенка на совершающиеся в ней действия. Конструкция текста сказки, организованная на повторениях, способствует запоминанию. Сказка учит ребенка выбирать, поскольку ее наставления спрятаны, зачастую не конкретны, представляемые заключения многозначны.
Благодаря сказке ребенок учится правильно составлять диалог, она оказывает влияние связную, логическую речь, содействуют развитию чувственной, яркой, привлекательной речи. Прочитывая сказку можно встретить поговорки, пословицы, которые помогают понять смысл. Сказка обладает своеобразным языковым стилем, которому свойственны мелодичность, повторения разных сочетаний слов. Данные отличительные черты делают сказку ценным орудием обучения и воспитания обучающихся различных возрастов.
Когда воспитатель рассказывает сказку, у ребенка появляется возможность копировать голоса персонажей. Материал сказок интересует детей. Они с радостью и увлеченностью внимают, излагают, ставят сценки. Аналогичная комбинация речи с процессом формирует и фиксирует звук голоса, пополняет его мелодико-тональную окраску. Помимо этого, сказки предоставляют позитивное, воспитывающее влияние, готовят различать смелость и трусость, истину и ложь, смышленость и глупость.
При чтении сказочных текстов язык ребенка обогащается с помощью определений, которые часто встречаются в них. К примеру, добрый конь, красна девица; солнышко красное, ясное. Дошкольник начинает думать образами.
Самоценность сказок состоит в их воздействии на нравственное и многостороннее становление личности. Тексты вселяют убежденность в торжестве истины, одоление блага над злобой. Нормой являются временные неудачи положительного персонажа и его, после, как правило, настает веселье как результат общих трудов.
Оптимистичность волшебства необыкновенно восхищает детей и увеличивает воспитывающую значимость фольклора. Занимательность сюжета, иносказательность и комичность представляют собой чрезвычайно эффективное педагогическое средство. В сказочных текстах план происшествий, показных конфликтов и сражений исключительно глубок. Данный фактор создает сюжет интересным и привлекает заинтересованность дошкольников. Сказка учитывает особенности психики детей дошкольного возраста, прежде всего, изменчивость и мобильность их внимательности.
Изобразительность является важной особенностью сказочных текстов, которая упрощает их понимание детьми, не приспособленными еще к отвлеченной мысли. Образность расширяется необычностью и юмористичностью сказочных сюжетов.
Характерная черта назидательности заключается в поучении, ярких образах, убедительных рассуждениях. Любой нравоучительный опыт вполне независимо формируется в мыслях зрителя. Существуют сказки, приурочены абсолютно одной нравственной проблеме.
Виртуальный, волшебный мир в действительности представляет отображение реальности. Для всестороннего воспитания ребенка непременно целеустремленная работа педагога, поскольку дошкольный возраст является наиболее благоприятным для овладения общественными нормами нравственного становления, развития соответственного самомнения, позиции критичности для себя и окружающих, раскрытия личных качеств и возможностей. Дошкольники отличаются высокой чувствительностью к наружным воздействиям, потребностью в нравственных нормах и требованиях к другим, непринужденным действием. Данные черты считаются задатком восприимчивости и чувствительности для регулярного и поочередного нравственного образования детей.
Общие практические рекомендации, которые необходимо принимать во внимание при применении сказок:
- Требуется организовать верные и комфортные условия.
- Имеет большое значение обсуждение с ребенком событий и героев сказки. Нужно посодействовать ребенку с выводами, рассмотреть действия и поступки основных персонажей.
- Дайте ребенку самостоятельно представить себе мысленно обожаемых героев. Не советуется предоставлять детям книги с иллюстрациями в момент слушания сказки. Зрительные образы обычно броские и в состоянии отрывать интерес ребенка от концептуальной работы над сказкой. Также имеет возможность сдерживать протекание созидательной воображения ребенка, так как восприятие детей различается от оценки мастера, описавшего их. Предложите ребенку самостоятельно воссоздать, а при стремлении - изобразить своих обожаемых фантастических героев. Это представляет собой хорошую перспективу для творческого развития детей дошкольного возраста.
- Безусловно наблюдайте за своей речью в момент чтения сказочных текстов, произносите отчетливо все слова. Иначе ребенок возможно позаимствует от вас неверное произношение слов и звуков, а освободиться от него будет тяжело.
Нравственный смысл в сказочных сюжетах представлен более однозначно, нежели в зоологических. Позитивные персонажи обычно одарены храбростью, стойкостью, настойчивостью в завоевании победы, пригожестью, подкупающей прямолинейностью, правдивостью и прочими телесными и духовными свойствами, обладающими в умах людей наивысшей ценностью.
Образец для ребенка представляется отдаленной возможностью, к которой он будет тяготеть, сравнивая с совершенством собственные занятия и поведение. Эталон, полученный в раннем возрасте, в большей части предопределит его как личность. Сказочный текст не предоставляет открытых установок обучающимся, но в его сюжет неизменно включено наставление, который они поэтапно улавливают, неоднократно обращаясь к тексту.
Способы создания условий для применения фольклора в непосредственно образовательной деятельности с детьми могут быть различными. Детям нравится организовывать собственные выставки поделок и рисунков по сюжету сказочных текстов.
Приемы, которые используются на занятиях работая с фольклором, являются духовного и морального смысла: назидание и предупреждение, технология образца, адаптации и ориентировки, сдерживания, метод поощрения и порицания, базирующиеся на проблемном преподавании.
Чтение педагогом, по ролям, эмоционально безусловно приносит детям радость, упрощает освоение типовых отличительных черт сказочного текста: понятный стиль, повторения, своеобразный язык.
Такие типы работ используются при чтении сказочных сюжетов: организация условий для восприятия сказки; чтение сказки; высказывание собственной точки зрения; подготовка к пересказу; беседа итоговая. Эффект вербального изображения обратит внимание детей на специфический элемент, осознать главную мысль. При работе со сказкой следует обсудить поступки волшебных персонажей, причины их удачи или провала, провести конкурс специалиста по сказкам, выставки по сюжетам и другое.
Вывод. Использование сказок на занятиях предоставляет шанс создать разные условия воспитания и обучения, направленные на всестороннее развитие ребенка. При правильной организации занятия литературного чтения с учетом использования сказок, зависит успешность приобретения дошкольниками материала и возникновение у них умений социализироваться с окружающим миром. Таким образом, из вышеизложенного следует, что обучения детей дошкольного возраста является сложным психофизиологическим процессом, требующим специально направленной работы педагога.
Литература:
1. Большунова Н.Я., Инчина М.В. Технология организации занятия в детском саду в формах игры средствами сказки / Н.Я. Большунова, М.В. Инчина // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-zanyatiya-v-detskom-sadu-v-formah-igry-sredstvami-skazki (дата обращения: 10.05.2020).
2. Волков Г.Н. Факторы народного воспитания в их взаимодействии / Г.Н. Волков // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 235-261
3. Гриценко З.А. Своеобразие читательского становления / З.А. Гриценко // Дошкольное воспитание. -2008. - № 2. - С. 15-20.
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2012. - 336 с.
5. Ушинский, К.Д. Педагогика. Избранные работы / К.Д. Ушинский. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 284 с.