3 rpärnoTQ
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2020. Том 5. Выпуск 5. С. 627-632 | 2020. Volume 5. Issue 5. P. 627-632
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
EN
Применение сказочных сюжетов в экологическом воспитании дошкольников
Ганиева Г. Р., Шарафетдинова З. Г.
Аннотация. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и опытно-экспериментальным путем определить педагогические условия применения сказок в экологическом воспитании старших дошкольников. В статье определяются требования к отбору экологических сказок, раскрываются способы работы с экологической сказкой в старшей возрастной группе, выделяются этапы экологического воспитания старших дошкольников на основе применения сказочных произведений. Научная новизна заключается в определении педагогических условий применения сказочных сюжетов в экологическом воспитании старших дошкольников. В результате доказана эффективность использования сказочных сюжетов в экологическом воспитании старших дошкольников.
Fabulous Stories in Preschool Ecological Education
Ganieva G. R., Sharafetdinova Z. G.
Abstract. The paper describes results of an experimental research aimed to identify pedagogical conditions of using fairy tales in senior preschool children's ecological education. The authors establish requirements for choosing ecological tales, reveal techniques of working with an ecological tale in senior preschool classes, identify stages of senior preschool children's ecological education on the basis of fairy tales. Scientific originality of the study involves identifying pedagogical conditions of using fabulous stories in senior preschool children's ecological education. The research findings are as follows: the authors justify efficiency of using fabulous stories in senior preschool children's ecological education.
Введение
Актуальность исследования. Одной из немаловажных причин экологического неблагополучия в мировом сообществе являются низкий уровень сформированности экологической культуры населения, отсутствие у людей экологического мышления и правильной позиции на природоохранную деятельность. Для включения международного сообщества в решение задач по улучшению экологического состояния окружающей среды разработаны документы: Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в 1972 году, Всемирная стратегия охраны природы (1980) и ее вторая редакция - «Забота о планете Земля - Стратегия устойчивой жизни» (1991), - в которых определено, что развитие на Земле должно базироваться на сохранении живой и неживой природы [3; 21]. После Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) широкое распространение получила концепция устойчивого развития, в которой предполагается соблюдение равновесия естественных возможностей биосферы и социально-экономического развития для удовлетворения потребностей ныне живущих поколений людей не в ущерб условиям жизни для будущих поколений жителей нашей планеты. В Российской Федерации идеи устойчивого развития нашли отражение в «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996 г.) и в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (2009 г.) [13; 25]. Последующие документы - «Экологическая доктрина» (2002), Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002), «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (2012) подчеркивают необходимость непрерывного экологического образования и воспитания [14-16]. Важность начала экологического образования и воспитания с дошкольного возраста диктуется Концепцией дошкольного воспитания (1989) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, 2012) [6; 27].
Формирование основ экологически грамотного поведения следует начинать с дошкольного возраста, так как именно в это время дети воспринимают природное окружение красочно и эмоционально. В ряде исследований уделяется должное внимание формированию у детей ответственного отношения к природному
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200128
© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
окружению и развитию элементарных правил поведения в природе (П. Г. Саморукова [8], А. В. Миронов [9], С. Н. Николаева [10], Р. Ю. Посылкина [19], Н. А. Рыжова [22]). Экологическое воспитание дошкольников авторы рассматривают как процесс формирования и развития осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение детей в этот период жизни.
На основе изучения и обобщения педагогического опыта по экологическому образованию (С. Н. Николаева [10], Р. Ю. Посылкина [19], Н. А. Рыжова [22], П. Г. Саморукова [8]) мы можем утверждать, что дошкольники получают достаточный для данного периода жизни объем знаний о природе, но значительную часть этих представлений занимают нечеткие сведения о некоторых представителях царств животных, растений и грибов. Ребенок-дошкольник способен узнать конкретное животное (растение или гриб), рассказать о внешнем строении и местообитании. К сожалению, дошкольники имеют неточные представления о питании, приспособлениях к среде обитания, изменениях в жизнедеятельности животных и растений по сезонам года. Не прослеживается связь между степенью сформированности экологических представлений и уровнем экологической воспитанности дошкольников. Существует необходимость переключения внимания с простой передачи элементарных знаний в области естествознания и общей экологической науки в продуктивное применение рациональных форм, методов и средств экологического воспитания дошкольников, что и обусловливает актуальность настоящего исследования.
С учетом выбранной проблематики в исследовании поставлены следующие задачи:
- определить общепедагогические и методические основы применения сказочных сюжетов в экологическом воспитании дошкольников;
- осуществить апробацию методики поэтапного применения сказочных произведений в экологическом воспитании дошкольников старшей возрастной группы;
- выявить и эмпирически апробировать педагогические условия применения сказочных сюжетов в экологическом воспитании старших дошкольников.
Основными методами исследования являются изучение философской, культурологической, естественнонаучной, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; анализ эколого-предметной развивающей среды дошкольной образовательной организации (далее - ДОО); изучение и анализ программ по экологическому образованию дошкольников; педагогические наблюдения; беседа с элементами тестирования; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Теоретическую базу изучаемой проблемы составляют труды отечественных педагогов-ученых: Т. Ю. Бурла-ковой [2], Н. Н. Кондратьевой [5], А. В. Миронова [9], П. Г. Саморуковой [8], С. Н. Николаевой [10], Р. Ю. Посылки-ной [19], Н. А. Рыжовой [22] и др. Авторы определяют методологические и теоретические основы формирования осознанного отношения к природе в соответствии с возрастными особенностями детей, предлагают формы, методы, средства экологического воспитания. Выстроена система экологического воспитания, разработаны программы экологического содержания (Н. Н. Кондратьева [5], С. Н. Николаева [11], Н. А. Рыжова [22]).
Практическая значимость заключается в том, что предложенные требования к отбору интересных и доступных для понимания детей дошкольного возраста экологических сказок, методика поэтапной работы над сказкой для обеспечения понимания детьми экологического содержания и формирования осознанно-правильного отношения к природе могут быть использованы для совершенствования процесса экологического воспитания дошкольников.
Основная часть
Художественное своеобразие сюжетов сказок позволяет их считать наиболее действенным средством экологического воспитания, демонстрирующим большие возможности в создании эмоционального отношения к отраженным в них природным процессам. Образы экологических сказок вызывают сильные эмоциональные переживания у детей дошкольного возраста. Опираясь на эту чувственную основу, мы создавали педагогические условия применения сказочных сюжетов в процессе экологического воспитания.
Экологическая сказка - это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют в природе, в фантазийной форме, формирующее гуманное отношение человека к природе [23]. Экологические сказки нами были отобраны на основе изучения и анализа произведений для детей, которые предложены современными программами по экологическому образованию детей. Программа «От рождения до школы» [17] рекомендует следующие сказки: «Колобок», «Репка», «Козлятки и волк», «Маша и медведь», «Теремок», «Три медведя» Л. Толстого, «Лис и мышонок» В. Бианки, «Хлебный голос» А. Ремизова и многие другие отечественные и зарубежные детские художественные произведения. Кроме рекомендованных программой дошкольной образовательной организации, имеется множество сказок экологической направленности. Это произведения В. В. Бианки [1], Ю. А. Дмитриева [4], Н. М. Павловой [18], М. М. Пришвина [20], Н. А. Рыжовой [23], А. Лопатиной, М. Скребцовой [7] и другие.
На основе анализа экологических сказок, а также опираясь на специальные исследования об организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников Т. Ю. Бурлаковой [2], Р. Ю. Посылкиной [19], выделяем следующие требования к сказкам, применяемым в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста:
- сказочные сюжеты предоставляют информацию о природных явлениях и объектах, которая должна быть доступной для понимания детьми дошкольного возраста (экологические сказки не должны быть информативно объемными);
- экологические сказки точно раскрывают особенности животных, растений, явлений природы (например, рыбы не должны летать, хищники не должны питаться травой и так далее);
- содержание сказочных произведений способствует развитию осознанно-правильного отношения дошкольников к природе (сказка должна подвести дошкольников к пониманию и соблюдению экологических правил поведения в природе: каким образом сказочный «урок» дошкольник будет использовать в реальной жизни, в каких случаях).
В каждой возрастной группе применение сказочных сюжетов о природе имеет свои особенности. В младшей возрастной группе, на наш взгляд, целесообразно использовать известные народные сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и другие, дополняя сюжеты экологическим содержанием. Например, после выразительного чтения сказки «Репка» в сочетании с просмотром иллюстраций педагог проводит беседу с малышами:
- Что посадил дед?
- Какая выросла репка?
- Какие условия необходимы, чтобы репка выросла большая-пребольшая?
- Как нужно ухаживать за репкой?
После чтения сказки «Курочка Ряба» предлагаем организовать дидактическую игру с участием героев сказки (настольный театр, разрезные карточки, игрушки-аналоги), задавая вопросы следующего характера:
- Где живет Курочка Ряба ? - Чем питается ? - Какую пользу приносит ?
- Как следует ухаживать дедушке и бабушке за Курочкой Рябой, чтобы она снесла много яичек?
В средней возрастной группе сказки применяются для уточнения и углубления экологических представлений. Например, после чтения сказки «Колобок» будет познавательно интересно дошколятам, если воспитатель организует импровизированную сюжетно-ролевую игру «Что мог рассказать колобку заяц (волк, медведь, лиса и другие животные) о своей жизни в лесу?».
В старшей группе перед чтением сказочных произведений мы предлагаем обратиться к опыту детей для настраивания их на понимание содержания произведения: «Что видели вчера на прогулке?», «Что наблюдали?», «Вспомните, ребята, что вы знаете о таком удивительном растении, как одуванчик». Далее происходит чтение сказки Н. М. Павловой «Хитрый одуванчик» [18]. Старшим дошкольникам будет интересно, если прочитать несколько произведений об одних и тех же событиях. Например, вышеупомянутую сказку об одуванчике можно дополнить рассказом М. М. Пришвина «Золотой луг» [20], сказкой А. Лопатиной, М. Скребцо-вой «Отзывчивый одуванчик» [7, с. 158]. В таком случае одна и та же ситуация раскрывается перед детьми с разных сторон, усиливается воспитательный эффект.
В подготовительной к школе группе дети учатся оценивать поступки героев сказок, самостоятельно выражают отношение к ним. В данном возрасте экологические сказки прорабатываются с позиции того, как сказочный «урок» будет нами применен в реальной жизни и в каких конкретно ситуациях.
С целью изучения уровня экологической воспитанности дошкольников старшей возрастной группы нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - детский сад № 47 Айгуль» города Набережные Челны Республики Татарстан РФ. В эксперименте приняли участие 50 детей в возрасте 5-6 лет.
Опытно-экспериментальная работа включала следующие этапы.
1. Констатирующий этап. На данном этапе проводилась диагностика уровня экологической воспитанности дошкольников на основе беседы с элементами тестирования по методике Н. Н. Кондратьевой [5]. Результаты проведенной беседы оценивались по следующим критериям: полнота и достоверность экологических представлений; познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к представителям животного и растительного мира; осознание необходимости беречь природу; знание и выполнение правил поведения в природе.
2. Формирующий этап. На данном этапе были проведены занятия в форме организованной образовательной деятельности (ООД) в экспериментальной группе с активным применением экологических сказок по разработанному нами перспективному плану «Сказочная природа» с сентября 2019 по май 2020 г.
3. Контрольный этап. На данном этапе была проведена повторная диагностика уровня экологической воспитанности дошкольников экспериментальной и контрольной групп по методике констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Была выявлена динамика процесса формирования и развития осознанно-правильного отношения старших дошкольников как результата экологической воспитанности по совокупности экологических представлений о связи растений и животных внешними условиями, наличию познавательного интереса и эмоционально-ценностного отношения к объектам природы, практическим навыкам бережного отношения к природе.
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали, что у большинства старших дошкольников уровень экологической воспитанности достаточно низкий. Испытуемые с неуверенностью отвечали на вопросы о потребностях живых существ. Дошкольники старшей группы показали знания о характерных признаках внешнего вида, голосовых реакциях, особенностях поведения того или иного представителя животного мира, но допускали ошибки в определении среды обитания. Дети, правильно установившие зависимости животных и растений с местом обитания, не могли объяснить, почему им «удобно» жить в той или иной среде. У респондентов не сформировано эмоционально-ценностное отношение к представителям животного и растительного мира. У некоторых проявляется негативное отношение к представителям животного мира (волки, лягушки, пауки). Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не качественный результат, важный для жизни живого.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы для систематического применения сказочных сюжетов в экологическом воспитании дошкольников старшей возрастной группы нами был разработан перспективный план с учетом реализуемой в детском саду Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования основной образовательной программы и требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) [17; 27]. Основной целью плана являлось создание педагогических условий для формирования и развития у дошкольников экологических представлений и эмоционально-ценностного отношения к объектам и явлениям природы путем их включения в процесс понимания экологического содержания сказочных сюжетов.
Изучение и анализ передового педагогического опыта по организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников и специальных исследований (Т. Ю. Бурлакова [2], С. Н. Николаева [10], Р. Ю. Посылкина [19]) позволили выделить и реализовать следующие педагогические условия применения сказочных сюжетов в экологическом воспитании старших дошкольников:
- отбор интересных и доступных для понимания детей дошкольного возраста экологических сказок;
- организация и проведение кратковременных наблюдений за объектами природы, с которыми дети будут встречаться в сказке (например: одуванчики, береза);
- опора на имеющийся у детей литературный опыт, который проявляется активным интересом к слушанию, рассказыванию и разыгрыванию текстов, а также на опыт по взаимодействию с объектами природы для обеспечения понимания содержания экологической сказки;
- активное включение детей в процесс обсуждения сказки с экологических позиций путем создания проблемных ситуаций, когда ребенок мог бы участвовать в решении экологической проблемы с позиции сказочного образа;
- обеспечение взаимосвязи экологических сказок с разными видами деятельности ребенка-дошкольника (игровой, изобразительной, конструкторской, театрализованной).
В процессе реализации перспективного плана было предусмотрено использование как народных сказок («Лиса и журавль», «Лиса и заяц», «Зимовье зверей»), так и авторских («Сова» В. В. Бианки, «Чей дом лучше?» Н. А. Рыжовой, «Хитрый одуванчик» Н. М. Павловой и др.) в сочетании с игровыми методами и приемами. Были проведены занятия в форме игр-путешествий, занятия с применением игрушек-аналогов (игровых персонажей). Например, после чтения сказки «Красная Шапочка» по мотивам Ш. Перро главный герой Красная Шапочка просила детей рассказать об опасностях в лесу и составить для нее правила поведения в лесном сообществе.
При работе с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию путем использования сказочных сюжетов был применен индивидуальный подход к тем детям, которые показывали при диагностике констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы как высокий, так и низкий уровень экологических знаний и осознанно-правильного отношения к природе. Для этого мы проводили индивидуальные беседы по прочитанным сказкам, организовали взаимопомощь при выполнении творческих заданий, распределяли роли с учетом интересов детей в театрализованных представлениях по экологическим сказкам.
Особое внимание было уделено развитию представлений о взаимосвязях и взаимоотношениях в природе, о последствиях неосознанного отношения человека к природе. Именно в освоении экологических представлений о взаимосвязях, существующих в природе, у дошкольников возникают затруднения. Поэтому экологическое воспитание на основе применения сказочных произведений мы осуществляли в несколько этапов.
На первом этапе организовали и проводили кратковременные наблюдения за объектами природы, с которыми воспитанники должны были встречаться в сказке. Например, перед чтением сказки «Как муравьишка домой спешил» В. В. Бианки было проведено наблюдение за муравьями, а перед чтением сказки «Хитрый одуванчик» Н. М. Павловой - за одуванчиками. Тем самым дети получали возможность получения эмоционально-чувственного опыта общения с природой.
Во время второго этапа дошкольники активно осваивали экологическое содержание сказочного сюжета. На данном этапе основная педагогическая задача состояла в подведении детей к пониманию экологического содержания сказочного сюжета через представления и эмоции дошкольников, которые приобретены в процессе наблюдения за объектами природы. Также к пониманию содержания сказки дети были подведены через выразительные и эмоциональные средства ее передачи (интонация, мимика, жесты, игрушки-аналоги, яркие иллюстрации). Беседа по прочитанному сказочному произведению сопровождалась вопросами экологической направленности, которые уточняли последовательность событий и определяли понимание особенностей сказки. Например, после чтения экологического произведения «Любимица березка» [7, с. 139] были заданы следующие вопросы: «Какой характер у березы?», «Как солнце и ветер помогают березе?», «Какие цветы, грибы и ягоды дружат с березой?», «Какую помощь береза оказывает другим деревьям и животным в лесу?», «Какую пользу береза приносит людям?». Во время беседы обращали внимание на личный опыт ребят, поддерживали высказывания детей. В случае наличия затруднений некоторыми дошкольниками в понимании содержания сказки мы использовали модели-картинки, конструирование карточки-схемы по сказочному сюжету.
Третий этап - это этап самостоятельного активного взаимодействия со сказочными персонажами природы. Важная особенность сказочных произведений - это наличие разных экологических ситуаций, где активно взаимодействуют сказочные герои. С целью формирования познавательного интереса к сочинению продолжения экологического содержания сказки были организованы экологические путешествия по сказкам. Например, дошкольникам предлагалось придумать продолжение сказки, где сказочные персонажи оказываются в разных экологических ситуациях, в которых нужна чья-либо помощь. Для этого заранее были подготовлены план сказки, варианты схем-образцов продолжения сказки, устные примеры, проблематизирующие
вопросы, которые побуждали к продолжению сказочного сюжета. Наша задача состояла в оказании помощи дошкольникам в придумывании действия внутри сказки, не выходя за рамки экологической темы.
Четвертый этап характеризуется творческим использованием сюжетов экологических сказок в самостоятельной деятельности. На данном этапе обеспечивается взаимосвязь экологических сказок с разными видами деятельности детей (игровой, изобразительной, конструкторской, театрализованной).
Пятый этап - этап рефлексии - проводился для формирования умений у дошкольников осмысливать содержание сказки, оценивать собственную деятельность при работе со сказкой и осознавать свое отношение к экологической проблеме, отраженной в сказочном сюжете. Во время рефлексии содержания сказки применялись игровые приемы. Например, была организована игра «Цепочка» после чтения сказки В. В. Бианки «Сова». Дети получали картинки с изображением персонажей сказки (сова, мышь, шмель, клевер, человек) и строили соответствующую цепочку, построившись в нужном порядке. Каждый участник цепочки объяснял, почему он находится именно в данном месте, как связан со своими соседями. Для оценивания собственной деятельности при работе со сказкой был применен прием незаконченного предложения. Ребята по кругу высказывались, получая начало фразы из рефлексивных карточек: «сегодня я узнал...», «было интересно узнать...», «было трудно выполнять.», «у меня появилось желание.», «теперь я могу поступить.», «я научился.», «у меня получилось.».
Передавая символическое сердечко по кругу, каждый ребенок высказывал свое мнение по прочитанному произведению («сказка меня порадовала (огорчила) тем, что.»). Таким образом, старшим дошкольникам предоставлялась возможность выражать свое отношение к экологической проблеме, отраженной в сказочном сюжете, а также персонажам произведения.
Наблюдение за детьми в процессе разнообразной деятельности и объективное выявление у старших дошкольников экологических представлений и отношения к природе, сравнительный анализ результатов беседы с элементами тестирования констатирующего этапа и после проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы показали положительную динамику уровня экологической воспитанности у старших дошкольников экспериментальной группы. У детей расширились системные представления о природе и ее ценностях, способах правильного взаимодействия с объектами природы. Дошкольники начали ассоциировать природу не только с конкретными растениями и животными, но и отмечать взаимосвязи живой и неживой природы, в том числе взаимосвязь человека и природы. Ребята отмечали познавательную, эстетическую, этическую ценность природных объектов. Старшие дошкольники при взаимодействии с природными объектами испытывали эмоции и чувства, производили оценку значимости объекта природы, соблюдали правила поведения в природе.
Заключение
Таким образом, общепедагогические и методические основы применения сказочных сюжетов в экологическом воспитании дошкольников заключаются в соблюдении требований к отбору сюжетов сказок с учетом возрастных особенностей детей, а также в обеспечении понимания экологического содержания прочитанных сказок.
Поэтапное применение сказочных произведений в экологическом воспитании дошкольников старшей возрастной группы способствовало формированию у детей экологических представлений и эмоционально-ценностного отношения к объектам природы.
Влияние сказочных сюжетов на формирование и развитие у старших дошкольников осознанно-правильного отношения к природе обеспечивалось путем создания необходимых педагогических условий, где ведущими являются: организация и проведение кратковременных наблюдений за объектами природы, с которыми дети будут встречаться в сказке; подведение дошкольников к пониманию экологического содержания сказочного сюжета; включение детей в процесс обсуждения сказки с экологических позиций; организация творческой работы по сюжету экологической сказки; проведение рефлексии для осмысления содержания сказки, оценивания дошкольниками собственной деятельности при работе со сказкой и осознания отношения к экологической проблеме, отраженной в сказочном сюжете.
Данные, полученные в ходе исследования, показали целесообразность применения сказочных сюжетов в экологическом воспитании дошкольников. Мы можем утверждать, что применение сказочных сюжетов в процессе экологического воспитания детей должно носить не случайный, а специально организованный характер. Не перегружая память детей сложными научными терминами, педагог может формировать у них правильные общие представления о взаимосвязях, существующих в природе. В этом важную роль играют экологические сказки. Экологические сказки способствуют формированию навыков учебной деятельности, так как развивается способность детей к анализу, сравнению и выявлению элементарных причинно-следственных связей.
Список источников
1. Бианки В. В. Сова. М.: Малыш, 1980. 8 с.
2. Бурлакова Т. Ю. Педагогические условия организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников: дисс. . к. пед. н. М., 2017. 158 с.
3. Всемирная стратегия охраны природы [Электронный ресурс]. URL: https://ru-ecology.info/term/54551/ (дата обращения: 21.08.2020).
4. Дмитриев Ю. Избранное. М.: Астрель; Малыш; АСТ, 2006. 608 с.
5. Кондратьева Н. Н. «Мы»: программа экологического образования детей. Изд-е 2-е, перераб. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2005. 229 с.
6. Концепция дошкольного воспитания [Электронный ресурс]: одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 № 7/1. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки Земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. Изд-е 2-е. М.: Амрита-Русь, 2008. 256 с.
8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие / под ред. П. Г. Саморуковой. М.: Просвещение, 1991. 240 с.
9. Миронов А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности. Волгоград: Учитель, 2016. 260 с.
10. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2011. 330 с.
11. Николаева С. Н. Юный эколог: программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2010. 66 с.
12. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. М.: Гном и Д, 2011. 136 с.
13. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/9017665 (дата обращения: 21.08.2020).
14. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/17718 (дата обращения: 25.08.2020).
15. Об Экологической доктрине Российской Федерации [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р. URL: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-31082002-n-1225-r/ (дата обращения: 25.08.2020).
16. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года [Электронный ресурс]: утверждены Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года. URL: http://docs.cntd.ru/document/902369004 (дата обращения: 21.08.2020).
17. От рождения до школы: инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Изд-е 5-е (инновационное), испр. и доп. М.: Мозаика-синтез, 2019. 336 с.
18. Павлова Н. М. Хитрый одуванчик. М.: Детская литература, 1980. 16 с.
19. Посылкина Р. Ю. Педагогические основы использования сказок в экологическом воспитании старших дошкольников: автореф. дисс. ... к. пед. н. Н. Новгород, 2001. 24 с.
20. Пришвин М. М. Золотой луг. М.: Детская литература, 1968. 352 с.
21. Программа ООН по окружающей среде от 15.12.1972 [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ga/ unep/ (дата обращения: 25.08.2020).
22. Рыжова Н. А. Наш дом - природа: программа воспитания и обучения по естествознанию в детском саду. М.: Карапуз-дидактика, 2014. 213 с.
23. Рыжова Н. А. Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники. М.: Линка-Пресс, 2002. 190 с.
24. Рыжова Н. А., Рыжов И. Н. Экологические сказки и рассказы. М.: ФГБУ «Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела» Минприроды России, 2017. 117 с.
25. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 25.08.2020).
26. Удовенко А. Экологическая сказка // Дошкольное воспитание. 1993. № 7. С. 32-33.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования: утв. Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. М.: Просвещение, 2013. 32 с.
28. Фи Н. ЭКОsapiens: простые правила осознанной жизни. М.: Эксмо, 2020. 229 с.
Информация об авторах | Author information
RU
EN
Ганиева Гульчачак Рафисовна1, к. пед. н.
Шарафетдинова Зимфира Габдрахмановна2, к. филол. н.
1 2 Набережночелнинский государственный педагогический университет
Ganieva Gulchachak Rafisovna1, PhD Sharafetdinova Zimfira Gabdrakhmanovna2, PhD
1 2 Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
1 [email protected], 2 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 24.07.2020; опубликовано (published): 30.10.2020.
Ключевые слова (keywords): экологическое воспитание дошкольников; отбор экологических сказок; сказочные сюжеты; педагогические условия; preschool children's ecological education; choosing ecological tales; fabulous stories; pedagogical conditions.