Научная статья на тему 'Экологическая культура в образовательном пространстве ДОО: ведущая роль технологий экологического воспитания'

Экологическая культура в образовательном пространстве ДОО: ведущая роль технологий экологического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
943
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGIC TECHNOLOGY / PEDAGOGIC METHOD / THE TECHNOLOGY OF ECOLOGICAL EDUCATION IN THE KINDERGARTEN / "HORIZONTAL STRUCTURE OF A SYSTEM" / "VERTICAL STRUCTURE OF A SYSTEM" / MODEL OF ECOLOGICAL EDUCATION MANAGEMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕТОД / ТЕХНОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ / "СИСТЕМА-ГОРИЗОНТАЛЬ" / "СИСТЕМА-ВЕРТИКАЛЬ" / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Светлана Николаевна

Статья посвящена обсуждению теоретических и экспериментальных материалов, вскрывающих роль технологий экологического воспитания для системной реализации данного направления в ДОО, обеспечивающего становление экологической культуры детей. В статье дается обоснование понятия «педагогическая технология», специфика его применения в эколого-педагогическом процессе детского сада. Педагогическая технология рассматривается как система воспитательно-образовательного процесса, система педагогических мероприятий, которая спланирована на весь учебный год и представлена в подробном описании, что позволяет ее многократное воспроизведение разными педагогами и в разных условиях образовательного пространства. Показана системообразующая роль технологий экологического воспитания детей 3-7 лет, их центральное значение в инновационной модели управления экологическим воспитанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological Culture in the Environment of Kindergarten: theLeading Role of Ecological Education Technologies

This article considers theoretical and experimental materials, revealing the role of ecological education technologies for the systematic implementation of this movement in kindergarten, which provides the establishment of ecological culture in children. It gives the foundation of the term “pedagogic technology” and its application in the pedagogic-ecological process in kindergarten. Pedagogical technology is examined as a part of the educational process, as a system of educational activities that is planned for the entire year and presented in detail so that other preschool teachers can implement it many times in different conditions of the educational process. The article shows the core role of ecological education technology in children 3years old, and also its central importance for the innovative model of ecological education management.

Текст научной работы на тему «Экологическая культура в образовательном пространстве ДОО: ведущая роль технологий экологического воспитания»

Н ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ _

УДК 373.2 С.Н. Николаева

Экологическая культура в образовательном пространстве ДОО: ведущая роль технологий экологического воспитания

Николаева Светлана Николаевна - доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (Москва, Россия)

Статья посвящена обсуждению теоретических и экспериментальных материалов, вскрывающих роль технологий экологического воспитания для системной реализации данного направления в ДОО, обеспечивающего становление экологической культуры детей. В статье дается обоснование понятия «педагогическая технология», специфика его применения в эколого-педагогическом процессе детского сада. Педагогическая технология рассматривается как система воспитательно-образовательного процесса, система педагогических мероприятий, которая спланирована на весь учебный год и представлена в подробном описании, что позволяет ее многократное воспроизведение разными педагогами и в разных условиях образовательного пространства. Показана системообразующая роль технологий экологического воспитания детей 3-7 лет, их центральное значение в инновационной модели управления экологическим воспитанием.

Ключевые слова: педагогическая технология, педагогический метод, технология экологического воспитания в детском саду, «система-горизонталь», «система-вертикаль», модель управления экологическим воспитанием.

Ecological Culture in the Environment of Kindergarten: the Leading Role of Ecological Education Technologies Svetlana N. Nikolaeva, Doctor of Pedagogy, Chief Researcher of Institute of Childhood, Family and Care Research of Russian Academy of Education (Moscow, Russia) This article considers theoretical and experimental materials, revealing the role of ecological education technologies for the systematic implementation of this movement in kindergarten, which provides the establishment of ecological culture in children. It gives the foundation of the term "pedagogic technology" and its application in the pedagogic-ecological process in kindergarten. Pedagogical technology is examined as a part of the educational process, as a system of educational activities that is planned for the entire year and presented in detail so that other preschool teachers can implement it many times in different conditions of the educational process. The article shows the core role of ecological education technology in children 3-7 years old, and also its central importance for the innovative model of ecological education management. Keywords: pedagogic technology, pedagogic method, the technology of ecological education in the kindergarten, "horizontal structure of a system", "vertical structure of a system", model of ecological education management.

Введение

Осуществление экологического воспитания в практике ДОО требует определенной организации всего эколого-педагогического процесса - продуманной реализации содержания материала, соответствующего программе (Николаева С.Н., 2016), адекватных форм и методов работы с детьми. Существенной стороной этой организации является обеспечение двухуровневого технологического процесса: организационно-методического в работе с педагогическим коллективом учреждения и воспитательно-образовательного в работе с детьми разных возрастных групп. Взаимосвязь этих процессов, их содержательная реализация на протяжении всего учебного года ведут к получению запланированного программой педагогического результата -становлению начал экологической культуры детей и повышению уровня экологической культуры воспитателей. С этих позиций, прежде всего, необходимо осмысление понятия «педагогической технологии».

Теоретическое обоснование проблемы

Исследования дидактов (Кларин М.В., 1984, Гузеев В.В., 1995, Беспалько В.П., 1989) показали, что «педагогическая технология» -это относительно новое понятие для образовательной системы России. Оно зародилось в 1950-е годы в зарубежных системах школьного образования. М.В. Кларин отмечает, что в те годы появилось стремление упорядочить построение учебного процесса, поэтому и было выделено понятие «технология обучения», которое включает:

1) набор учебных целей;

2) определение критериев их измерения и оценки;

3) точное описание условий обучения.

Все вместе это и составило технологию

обучения - полностью воспроизводимый учебный процесс, ядром которого являются четко и детально определенные цели.

М.В. Кларин (1984) подчеркивает: особенность технологического подхода состоит в процедурном воплощении всех компонентов - постановки общей цели, диагностики учащихся, проведения совокупности учебных процедур, оценки результата. Данные этапы являются фактически циклическим алгоритмом действий учителя: цель - проце-

дура - результат. При этом роль процедуры выполняет конкретный процесс обучения. Автор утверждает, что технологический подход потенциально может быть распространен и на развивающие и воспитательные аспекты учебно-воспитательного процесса, что особенно важно для системы дошкольного воспитания. В.П. Беспалько (1989), определяя педагогическую технологию как содержательную технику реализации учебно-воспитательного процесса, выделяет ее конкретные материальные носители - учебники, методики обучения, самого учителя и его деятельность. Автор приходит к выводу, что перспективная педагогическая технология - это результат специального проектирования и доведения ее до оптимального состояния.

Обстоятельный теоретический анализ понятия «педагогическая технология» на основе изучения отечественной и зарубежной педагогической литературы представлен в работе В.М. Минбулатова и С.Д. Неверковича (2000). Авторы показывают, что понятие по существу зародилось в России - оно встречается в трудах С.Т. Шацкого, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, а А.С. Макаренко использует словосочетания «педагогическое производство», «технологическая логика», которые по своей сути близки понятию «педагогическая технология». Сопоставление позиций разных авторов в понимании педагогической технологии высвечивает множество существенных признаков понятия, к которым можно отнести:

- педагогическая технология может быть общедидактической и частнодидактичес-кой: первая охватывает учебно-воспитательный процесс в целом, вторая - конкретную учебную дисциплину;

- педагогическая технология - это совместная деятельность участников воспитательно-образовательного процесса, направленная на организацию и осуществление этого процесса;

- педагогическая технология охватывает определенный временной интервал (учебный год, семестр и пр.);

- педагогическая технология в понимании большинства авторов - это система конкретного воспитательно-образовательного процесса, которая проектируется с обязательным учетом реальных условий функционирования учреждения и реализуется на практике;

- педагогическая технология направлена на достижение поставленных целей, что

требует использования системного анализа как методологии построения учебного процесса;

- педагогическая технология реализуется на практике комплексом мероприятий и современных методов, способствует изменению дидактического мышления и практических действий педагогов и учащихся.

Авторы делают важное заключение: использование педагогической технологии таит в себе большие резервы неординарного и продуктивного подхода к модернизации учебно-воспитательного процесса. Последний аспект, представленный в работе В.М. Минбулатова и С.Д. Неверковича, - это критика сложившейся в настоящее время ситуации в педагогике, когда еще не совсем устоявшееся понятие «педагогической технологии» подменяют терминами «методика», «методика обучения», «методика преподавания», употребляют выражения: «технология организации урока», «технология проведения урока», «технология оценки знаний (навыков, умений)» и др., которые в реальности могут быть рассмотрены лишь как отдельные фрагменты или компонент такой технологии.

Интересно, что В.Н. Корчагин (2003) в определении педагогической технологии отталкивается от производственного понятия: технология в производстве - это жестко запрограммированный и вероятностный процесс получения необходимого результата. Если в том или ином технологическом процессе что-либо изменить, то это уже будет другая технология. Автор утверждает: «...педагогическая технология должна пониматься как особый вид построения педагогической деятельности, в которой компоненты (функции, отдельные действия, операции) осуществляются в определенной объективной последовательности и обеспечивают достижение поставленной учебно-воспитательной цели. Речь, следовательно, идет об объективной структуре педагогической деятельности в ее системном виде» (Корчагин В.Н., 2003. С. 22). Окончательное определение автор дает следующим образом: «Педагогическая технология, в объективном ее понимании, есть системно-функциональное построение учебно-воспитательной деятельности педагога, обеспечивающее необходимый... эффект - достижение цели воспитания и обучения» (Корчагин В.Н., 2003. С. 23).

Проведенный анализ позволяет определить основные положения, касающиеся феномена педагогической технологии применительно к проблеме экологического воспитания

дошкольников. Педагогическая технология -это система воспитательно-образовательного процесса, система педагогических мероприятий, которая спланирована на весь учебный год и представлена в подробном описании, что позволяет ее многократное воспроизведение разными педагогами и в разных условиях образовательного пространства.

Важной особенностью любой педагогической технологии является ее соотнесенность с конкретной концепцией или программой. Функция технологии - представить развернутую систему воспитательно-образовательных мероприятий, которые реализуют на протяжении учебного года все их ведущие идеи, а на выходе (в конце учебного года) обеспечивают результат - повышение уровня образованности и воспитанности детей. В дошкольной педагогике примером развернутой педагогической технологии является система Н.М. Крыловой и В.Т. Ивановой «Детский сад - дом радости». Цель этой системы состоит в том, чтобы развить в каждом дошкольнике индивидуальность его личности, общественную ее направленность. Н.М. Крылова (1990) рассматривает своеобразие форм организации педагогического процесса как главное условие достижения поставленной цели. Исследователь не называет разработанную педагогическую систему «Детский сад - дом радости» педагогической технологией, тем не менее, она обладает всеми ее характеристиками. «Методика воспитательно-образовательной работы, - пишет Н.М. Крылова, - понимается нами как педагогическая система, включающая во взаимосвязи следующие компоненты: цель, программу, средства, методы, формы, условия, результат» (Крылова Н.М., 1990. С. 9). Многолетнее внедрение данной психолого-педагогической технологии в практику большого количества детских садов показывает, что в тех случаях, когда воспитатели осмысленно относятся к технологии (понимают научно обоснованные цели, задачи программы, методы ее реализации) и четко ее выполняют, дети достигают высоких индивидуально-личностных результатов в развитии. Именно поэтому нет сомнения: технологическое обеспечение - это важнейший атрибут любой программы. Успех технологии - в определении оптимальных параметров в построении всего педагогических процесса, в котором учитываются не только возрастная психология детей, но также типичные ситуации в жизнедеятельности дет-ско-взрослого коллектива ДОО.

Пример данного исследования позволяет рассматривать две категории - технологию и методы - в единстве их предназначения и общей направленности на реализацию определенного (запланированного программой) содержания воспитательно-образовательной работы с детьми. Методы и технология - это теоретико-практический синтез педагогики. Методы имеют под собой теоретическую (психолого-педагогическую) платформу, это достаточно отвлеченная категория, требующая продуманной тактики и творчества при ее воплощении в конкретную практическую ситуацию. Технология - это процедура использования методов при осуществлении спланированных мероприятий. Технология - это, в первую очередь, организационная (и потому более практическая, чем теоретическая) категория педагогики. Методы стабильны, технологии подвижны: одно и то же содержание (программа) может быть реализовано одними и теми же методами, но в разном наборе и сочетании конкретных мероприятий, т.е. к одной программе может быть разработано две-три и более технологий, реализация которых осуществляется одинаковыми методами.

Опытно-экспериментальная разработка педагогической технологии в экологическом воспитании

Применение понятия «педагогическая технология» к области экологического воспитания дошкольников требует ориентировки на явления и события ближайшего социально-природного окружения - видовой состав растительного и животного мира, сезонные явления природы, общественно значимые даты, детскую литературу природоведческого содержания, режим жизни детей в учреждении и его традиции, а также психологический возраст детей. Программа «Юный эколог» имеет полное технологическое обеспечение для осуществления эколого-педагоги-ческой работы с детьми от трех до семи лет. Экспериментальная апробация и широкое внедрение этой программы в практику работы дошкольных учреждений на протяжении ряда лет позволили создать модель педагогического процесса, цель которого - формирование у дошкольников начал экологической культуры с помощью технологий. Эта модель включает ряд универсальных модулей,

имеющих эколого-развивающее значение и используемых в работе с детьми любого возраста. К ним относятся:

• модуль наблюдений: проведение циклов наблюдений за стационарными обитателями зеленой зоны детского сада;

• практический модуль: регулярная деятельность, направленная на создание и поддержание необходимых, экологически значимых условий для обитателей зеленой зоны ДОУ;

• модуль календарей: систематическая фиксация в календарях закономерных, длительно протекающих явлений природы;

• природоохранный модуль: проведение доступных по содержанию социально-экологических акций (мероприятий), имеющих широкое общественное значение;

• литературно-изобразительный модуль: чтение экологически значимых текстов из литературных произведений писателей-природоведов (в каждой возрастной группе «свой» автор), подготовка иллюстраций и изготовление самодельных книг;

• модуль занятий: регулярная организация образовательной деятельности - проведение разных типов экологических занятий.

К этим модулям может быть добавлен диагностический модуль, осуществляемый в начале и конце учебного года. Обозначенные модули-мероприятия реализуются последовательно на протяжении учебного года с учетом параметра времени. Восприятие и познание природы дошкольниками ограничены их психологическими возможностями - наглядно-действенной и наглядно-образной формами мышления, поэтому не могут идти вразрез с тем, что происходит вокруг. Последовательность задается параметрами сезонных событий и процессов (осеннее замирание жизни в природе, зимняя подкормка птиц, праздник Нового года, весеннее пробуждение, рост и развитие растений, буйная зелень, созревание плодов и семян летом и др.).

Обсуждение результатов

Использование методических пособий, в которых описаны технологии (Николаева С.Н., 2016) на практике показало: система обозначенных модулей, совмещенная с параметром времени (сезонами, месяцами и неделями), -это готовое развернутое планирование материала. Для воспитателя - это условие легкого использования технологии, идентичного ее воспроизведения разными педагогами в разных дошкольных учреждениях. Исследование

показало: эколого-педагогическую технологию можно рассматривать как педагогическую систему, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий с экологическим содержанием, спланированных на все протяжение учебного года. Такая технология - это готовое к применению методическое обеспечение экологической программы, конкретно реализующее ее главные идеи и положения. Завершенность и конкретное значение технологии состоит в том, что в результате ее использования на выходе (в конце учебного года) повышается уровень экологической воспитанности детей, который можно определить с помощью специальной методики диагностического обследования.

В построении технологий, разработанных к программе «Юный эколог», можно выделить «горизонталь» - систему одного учебного года и «вертикаль» - совокупную систему технологий для детей 3-7 лет. Технологии для каждой возрастной группы («система-горизонталь»), складывающиеся из модулей-мероприятий, обеспечивают становление (или развитие) феномена экологической воспитанности, который может быть представлен следующими параметрами (показателями):

- умением ребенка сосредотачивать внимание на объекте природы, наблюдать за ним, выделять свойства, обозначенные воспитателем как цель наблюдения, сообщать о них;

- пониманием необходимости, желанием и умением (с разной степенью самостоятельности) создавать экологически значимые условия для жизни растений и животных, обитающих в одном жизненном пространстве с детьми;

- знанием особенностей строения, функционирования (поведения, образа жизни) животных и растений - «программных» и проживающих в зеленой зоне ДОО, их потребностей в определенных условиях внешней среды, мор-фофункциональной приспособленности к ней;

- знанием комплекса признаков сезонных изменений природы, пониманием взаимосвязи живой и неживой природы, приспособленности строения, поведения, образа жизни доступных наблюдению живых существ к се-зонно меняющимся условиям внешней среды;

- положительным отношением к явлениям природы, отраженным в произведениях литературы, живописи, музыке; пониманием того, что они созданы людьми, любящими природу, умеющими наблюдать и творчески ее воспроизводить разными художественными средствами;

- эстетическим переживанием красоты природных явлений, пониманием того, что красота - это результат гармоничной взаимосвязи организма и среды, желанием воспроизводить красоту природы любыми средствами изобразительной деятельности;

- сочувствием, умением гуманно общаться с растениями и животными, способностью замечать дефицит необходимых условий жизни, желанием восполнить их, прийти на помощь;

- познавательным интересом к явлениям природы.

Таким образом, «система-горизонталь», реализованная в соответствии с технологией в любой возрастной группе, обеспечивает эффект развития экологической воспитанности детей за один год. Отдельные проявления феномена экологической воспитанности можно обнаружить к концу года уже у младших дошкольников. Комплекс обозначенных проявлений экологической воспитанности (всех или большей их части) - это достижение лишь старшего дошкольного возраста, как результат осуществления «системы-вертикаль». Система эколого-педагогической работы на протяжении четырех лет - это расширяющаяся спираль, каждый годовой виток которой содержит одни и те же модули, но с постепенно увеличивающимся и усложняющимся содержанием. На конкретных примерах можно проследить, как наращивается объем модулей и расширяется содержание экологически ориентированных деятельностей.

Рассмотрим циклы наблюдений за аквариумными рыбками1. Для младших дошкольников достаточно, чтобы дети пронаблюдали, как золотая рыбка ест один вид корма, как живет и плавает в воде, какие основные части тела у нее есть. Старшие дошкольники, наблюдая, получают значительно больше информации: выделяют все внешние органы, определяют их функции (разные формы поведения), детально обсуждают условия жизни рыб в аквариуме и способы их улучшения посредством внимательного отношения и ухода. Важным фактором усложнения экологического содержания является состав рыб в аквариуме. Младшие дошкольники наблюдают за одной крупной, ярко окрашенной, типичного строения золотой рыбкой - на ее примере формируется первоначальное общее

1 В каждом детском саду (с учетом требований СанПиН) в негрупповом пространстве помещения ДОО может быть установлен большой и правильно оформленный аквариум с разными типами рыб (золотые, стайные, донные, разных слоев воды и пр.).

представление о рыбах как водных животных. В средней и старшей группах дошкольники расширяют эти представления на примере новых видов рыб. Рыбы разных слоев воды (донные, плавающие в толще и вблизи поверхности) позволяют познакомить детей с аквариумом как экосистемой (искусственно созданной) и экологическими нишами в ней. Самые старшие дошкольники познают значимые в плане приспособленности признаки строения и поведения рыб - по-разному (в зависимости от экологической ниши) выпуклую форму тела, различные способы питания, особенности плавников, глаз, рта, окраски. Дети наблюдают, как рыбы отдыхают, спят, как реагируют на людей, подошедших к аквариуму, и пр. Локальный цикл наблюдений, начиная с младшей группы, формирует у детей понимание, что рыбы в аквариуме живые существа, отличаются от предмета (игрушечной рыбки), приспособлены жить в определенной водной среде, допускают деятельность с ними, не нарушающую их жизни (наблюдение, уход).

Аналогичным образом строится, например, работа с календарями наблюдений за сезонными явлениями природы. Младшие дошкольники фиксируют наблюдения карточками, на которых изображены явления природы (солнце, облака, дождь и пр.), одевают картонную куклу в соответствующую одежду. Такая работа с календарем осуществляется ежедневно в течение одной недели каждого месяца - на протяжении учебного года она превращается в локальную систему моделирования погодных явлений. В средней группе остается тот же способ фиксации наблюдений за сезонными явлениями природы, но усложняется содержание: дети фиксируют картинками несколько погодных явлений, подбирают изображение дерева, соответствующее данному моменту (с листьями или без них, под ветром или в спокойном состоянии). При использовании такого типа календаря, когда не остается фиксированных «следов» (т.к. картинки меняются каждый день), происходит, по существу, обучение детей процедуре моделирования, подготовка к работе с календарями графического типа.

Содержание календаря и способ фиксации наблюдений за природой в старшей группе существенно усложняются - дети работают с новым типом календаря, в котором имеются параметры: времени (графа «неделя»), неживая природа (графа «погода») и графа «живая природа». Дни недели и погоду дети символически (цветом и пиктограммами) фиксиру-

ют ежедневно после наблюдений на прогулке одну неделю каждого месяца. Живую природу (дерево, покров земли, птицы) изображают рисунком по трафареткам один раз в конце недели после неоднократного рассматривания всех явлений. Такой календарь - это графическая модель одномоментного состояния природы. Срез трех месяцев (три страницы календаря) создают графическую модель динамики изменения природы в тот или другой сезон. В подготовительной группе календарь имеет более сложное содержание: единица времени месяц, в котором дети находят соответствующую неделю, разнообразнее представлена живая природа (1-2 дерева, куст, насекомые, птицы, конкретный облик покрова земли)2.

Таким образом, прослеживание модуля «календари» по вертикали демонстрирует систему моделирования - постепенного перевода наглядных образов, полученных во время наблюдений, в образы предметных изображений (картинки), а затем в символические образы -отображения в виде пиктограмм. Очевидно, что система моделирования постепенно (от младшей группы к подготовительной) усложняется по содержанию и способу репрезентации наблюдаемых явлений.

«Систему-вертикаль» можно проследить также и в «литературно-изобразительном» модуле. В технологиях всех возрастных групп имеется экологический материал, представленный литературными произведениями.

В младшей группе - это русские народные сказки («Репка», «Курочка Ряба» и др.), герои которых в образе кукол на протяжении учебного года решают близкие им по содержанию сказки экологические задачи.

В средней группе - это небольшие рассказы Е. Чарушина и его замечательные изображения животных, которые как нельзя лучше подходят для детей этого возраста.

В старшей группе дошкольники периодически слушают сказки В. Бианки, дающие образное представление о приспособительных особенностях животных. Готовясь к празднику, посвященному писателю, дети инсценируют некоторые сказки.

В подготовительной группе дети регулярно на занятиях слушают экологические рассказы В. Танасийчука (книга «Экология в картинках»), которые в яркой образной форме, доступной

2 Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ» выпустило «Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы» - это альбом (рабочая тетрадь) для индивидуального пользования детей в детском саду или домашних условиях.

для понимания 6-7-летних детей, вскрывают основные законы биоэкологии.

Таким образом, очевидно усложнение экологического содержания литературного материала в технологиях для разных возрастных групп. Регулярное на протяжении учебного года восприятие произведений одного автора, создание рисунков-иллюстраций к ним, изготовление самодельных книг - это постепенно усложняющаяся по содержанию и форме репрезентации «система-вертикаль» эколо-го-педагогической работы. Она пробуждает и с каждым годом наращивает у детей понимание объективной ценности природы, любовь к ней и творчеству (литературному, изобразительному), первоначальное понимание писательского труда, желание самим стать авторами (писателем-рассказчиком или художником) какого-либо произведения, в котором можно отразить свои впечатления о природе.

Подводя итог, можно сказать, что сочетание «системы-горизонталь» и «системы-верти-каль» в технологиях экологического воспитания способствует развитию в детях устойчивых проявлений экологической воспитанности, а к концу дошкольного возраста - формированию начал экологической культуры, которую можно обнаружить в знаниях детей и осознанно-правильном отношении к объектам природы, их окружающим. Это сочетание позволило сделать следующий шаг в организационной деятельности ДОО - создать инновационную модель методического управления экологическим воспитанием, названную «аналитико-кор-рекционным взаимодействием (АКВ) методиста с педагогическим коллективом» (Бурлакова Т.Ю., 2016; Николаева С.Н., Бурлакова Т.Ю., 2016). Центром модели как раз и являются технологии экологического воспитания детей разных возрастных групп. Экспериментальная апробация модели показала: на практике она позволяет решать важные задачи управления:

- планирование и организация выполнения воспитателями технологий экологического воспитания дошкольников разных возрастных групп;

- контроль реализации технологий и обеспечение качества эколого-образовательного процесса;

- демонстрация преемственной взаимосвязи технологий разных возрастных групп, обеспечивающей систему экологического воспитания от младшей до подготовительной группы;

- создание атмосферы значимости экологического воспитания: стимулирование активной

позиции в деятельности педагогов, развитие их профессионально-личностного потенциала;

- повышение психолого-педагогической и экологической квалификации воспитателей: овладение ими методами и технологиями экологического воспитания, развитие умения анализировать, регулировать и корректировать собственную деятельность;

- формирование у воспитателей осознанного понимания зависимости: высокий уровень компетентности педагога обеспечивает высокий уровень развития детей;

- организация взаимосвязанной работы всего педагогического коллектива, поддержание благоприятного социально-психологического климата, положительной мотивации к деятельности.

Выводы

В качестве основных результатов использования технологий экологического воспитания дошкольников, осуществления на их основе «аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с воспитателями», как модели управления, можно отметить следующее:

- у педагогов повышается уровень экологической культуры и профессионального сознания в целом, значимых с позиций экологического образования дошкольников; они имеют собственный интерес к данной области и повышению своего профессионализма;

- воспитатели знают методику и технологии экологического воспитания, понимают их смысл и развивающий потенциал, качественно выполняют технологии на практике;

- у детей всех возрастных групп повышается уровень экологической воспитанности, расширяются и уточняются представления об окружающем мире, у большинства отмечается высокий уровень осознанно-правильного отношения к животным; дети не только имеют знания в области экологии, но и применяют их на практике, с удовольствием и теплотой ухаживают за животными и растениями;

- коллективом взрослых совершенствуется и активно включается в педагогический процесс эколого-развивающая среда ДОО, широко используется ее воспитательно-образовательный потенциал.

Исследованием также установлено, что важную роль в достижении целей экологического воспитания, в повышении уровня экологической воспитанности дошкольников и экологической культуры воспитателей

играет стиль общения методиста с педагогами и педагогов с детьми: личностно-ориентиро-ванный, добро-эмоциональный способ взаимодействия обеспечивает значительную долю эффекта и успешности в реализации технологий в любой возрастной группе и создании общей благоприятной психологической атмосферы в детском саду. Такой стиль общения методиста с педагогами, а воспитателей с воспитанниками на занятиях и в повседневной жизни создает эффект «принятия» знаний, как взрослыми, так и детьми, их быстрого и легкого усвоения, переноса в самостоятельную деятельность, выработки осознанно-правильного отношения к природе. ■

Литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

2. Бурлакова Т.Ю. Методическое руководство экологическим воспитанием: новый взгляд на проблему [Текст] / Т.Ю.Бурлакова // Экологический диалог в образовании: вызовы нового тысячелетия: сборник научных статей / Авт.-сост. О.А. Зыкова, И.Л. Кириллов. - М., 2016. - С. 164-173.

3. Бурлакова Т.Ю. Развитие экологической культуры воспитателей в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом [Электронный ресурс] / Т.Ю.Бурлакова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №11. Режим доступа http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_ zhumala/spp/2016/11/pedagogics/burlakova.pdf

4. Гузеев В.В. Системное основание образовательной технологии. - М., 1995.

5. Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Советская педагогика. - 1984. - №4.

6. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта). - М., 1989.

7. Корчагин В.Н. Генезис системно-сине-ргетической педагогики: теория воспитания и обучения. - М.: КГУ, 2003. - С. 22.

8. Крылова Н.М. Поиск своеобразия форм организации педагогического процесса как условие воспитания индивидуальности личности дошкольника // Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста. Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь, 1990. - С. 9.

9. Минбулатов В.М., Неверкович С.Д. Педагогическая технология: эволюция понятия, сущность, опыт разработки. - Махачкала: ДГПУ ИФО, 2000. - С. 20.

10. Николаева С.Н., Бурлакова Т.Ю. Методическое руководство эколого-педагоги-ческим процессом в дошкольном учреждении как фактор развития экологической культуры педагогов и детей // Современное дошкольное образование. - 2016. - №4. - С. 42-49.

11. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

12. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

13. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 5-6 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе детского сада. Для занятий с детьми 3-4 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

15. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для занятий с детьми 6-7 лет. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Статья поступила в редакцию 12.01.201 7 г.

Смотрите канал журнала «СДО» на YouTube:

http://www.youtube.com/user/JournalPreschool

Следите за новостями

от журнала «СДО» в Instagram:

https://www.instagram.com/sdo_preschool/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.