Научная статья на тему 'Программа «Юный эколог»: экологическое сознание берет старт в дошкольном детстве'

Программа «Юный эколог»: экологическое сознание берет старт в дошкольном детстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2310
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ" / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева С.Н.

В современном мире проблемы экологии и охраны окружающей среды особенно актуальны. Люди еще не научились осознанно и правильно взаимодействовать с природой без ущерба для себя и планеты. Одним из аспектов решения этих вопросов является система непрерывного экологического образования. Она предусматривает развитие экологического сознания и экологической культуры, начиная с дошкольного детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа «Юный эколог»: экологическое сознание берет старт в дошкольном детстве»

С. Н. Николаева, доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник ИПППД РАО

Программа «Юный эколог»: экологическое сознание берет старт в дошкольном детстве

В современном мире проблемы экологии и охраны окружающей среды особенно актуальны. Люди еще не научились осознанно и правильно взаимодействовать с природой без ущерба для себя и планеты. Одним из аспектов решения этих вопросов является система непрерывного экологического образования. Она предусматривает развитие экологического сознания и экологической культуры, начиная с дошкольного детства.

Первая программа экологической направленности для дошкольников была разработана и опубликована в 1993 году1. В течение нескольких лет она дорабатывалась, уточнялась и в обновленном виде получила название «Юный эколог»2. Программа создана на серьезной теоретико-экспериментальной основе: в 70-80 годы в Москве и Ленинграде был проведен целый ряд интересных конкретных педагогических исследований (И. А. Хайдурова, 1974; С. Н. Николаева, 1979; Е. Ф. Терентьева, 1980; Н. Н. Кондратьева, 1986; А. М. Федотова, 1987; Л. С. Игнаткина, 1988; Т. В. Христовская, 1989 и др.) по формированию нового отношения к природе. Полученные результаты показали, что старшим дошкольникам доступны и даже очень интересны наглядно представленные факты, отражающие взаимосвязи в природе, причинно-следственные зависимости в жизни животных, растений, вообще в природе. Обобщение этих материалов и выработка новой позиции в ознакомлении детей с природой представлены в монографии3, которая и становится теоретической платформой для создания Концепции и Программы экологического воспитания детей в дошкольный период.

Программа «Юный эколог» имеет ряд важных особенностей.

Во-первых, она создана на основе главных понятий и ведущих идей экологии - относительно молодой науки, которая быстро эволюционирует от науки биологического цикла

1 Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. - М.: Новая школа, 1993.

2 Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 1999.

3 Николаева С. Н. Общение с природой начинается

с детства. - Пермь: ВООП Пермский облсовет, 1992.

в 70-е годы прошлого столетия до уровня одной из биосферных наук, достигающей в настоящее время философского и методологического статуса. Понятия и идеи, взятые из экологии, адаптированы к психолого-педагогической специфике дошкольного детства. В программу включены экологические знания, которые дошкольник может освоить наглядно-образным мышлением на близких и понятных ему примерах.

Во-вторых, программа ориентирована на детей и взрослых - специалистов дошкольного воспитания. Она состоит из двух подпрограмм, цель первой - формирование начал экологической культуры у дошкольников, второй - развитие экологической культуры у работников детского сада, создающих условия и осуществляющих это воспитательное направление. Взрослые, не знающие законов Природы, не осознающие всей глубины и последствий неправильного взаимодействия с ней, не могут достаточно эффективно воспитывать детей.

В-третьих, программа имеет широкое теоретическое и учебно-методическое обеспечение. Разработаны и экспериментально апробированы технологии работы воспитателей с детьми всех возрастных групп (от первой младшей до подготовительной). Книги-технологии неоднократно переиздавались («Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы»; «Методика экологического воспитания в детском саду. Методика работы с детьми средней и старшей групп детского сада»; «Экологическое воспитание младших дошкольников»), в настоящее время новым циклом они выходят в издательстве «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».

Каждая книга - это спланированная на учебный год и подробно описанная система мероприятий, реализующих программу в разных видах деятельности в данной возрастной группе. Теоретический аспект программы и работа со взрослыми изложена в учебных пособиях4.

Программа в комплексе с учебно-методическими разработками представляет собой систему экологического воспитания дошкольников и развития экологической культуры специалистов дошкольного образования. Центром комплекса является экологическое сознание взрослых и формирование его у детей в дошкольном детстве.

Начало обсуждения этого вопроса относится к 80-м годам прошлого столетия в рамках социалистической идеологии. Философы Э. В. Гирусов, А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н.Г. Васильев рассматривают экологическое сознание как совокупность обширного знания (взглядов, теорий, концепций) и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Экологическое сознание определяет иной масштаб деятельности: историческую оценку достижений человечества во взаимодействии с природой, планирование предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Авторы подчеркивают: «Специфика экологического образования заключается в том, что оно должно быть основано на принципе «опережающего отражения». В сознании человека, осуществляющего деятельность по преобразованию природы, должна происходить постоянная оценка

4 Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Уч. пос. для студентов сред. пед. уч. заведений. 4-е изд. - М.: «Академия», 2009; Теория и методика экологического образования детей. Уч. пос. для студ. ф-тов дошк. образ. выс. пед. уч. заведений. 2-е изд. - М.: «Академия», 2005.

предполагаемых последствий, как ближайших, так и будущих с позиции не только благосостояния человека, но и оптимизации системы «природа - общество», т. е. с позиции экологического идеала» 5.

Сейчас уже можно утверждать: экологическое сознание взрослого человека может быть высоким, если оно берет начало в детстве, что доказывает, например совместное исследование В. Т. Кудрявцева и Н. Н. Лебедевой6.

В 90-е годы прошлого столетия было разработано много интересного материала (программ, пособий) по экологическому воспитанию детей в условиях детского сада, что позволило показать принципиально новый - экологический - подход в ознакомлении детей с природой7.

Очевидно, что воспитание становится действительно экологическим, если его содержание несет в себе ведущие идеи и понятия экологии, адаптированные к психолого-педагогической специфике дошкольного возраста и детского сада. Это означает, что в учреждении, где природа богато представлена в помещении и на территории, дошкольники на конкретных примерах могут познакомиться с ярко выраженными природными явлениями.

Например, большой красивый и правильно оформленный аквариум демонстрирует очень многое: морфофункциональную (строения и поведения) приспособленность рыб к водной среде обитания; жизнь целостной, искусственно созданной экосистемы, в которой все компоненты (растения, животные и их среда - вода, грунт, корм, освещение, температура и пр.) взаимосвязаны, создают единое равновесное пространство. Если аквариум заселен рыбами, приспособленными жить в разных слоях воды, дети могут познакомиться с таким интересным явлением, как экологические ниши в экосистеме.

Другой пример: общение с декоративными птицами (волнистыми попугаями, канарейками),

5 Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования. Отв. ред. Г. А. Антипов. - Новосибирск: изд. «Наука», 1987; Гирусов Э. В. От экологического знания к экологическому сознанию // Взаимодействие общества и природы. - М., 1986, с. 183.

6 Лебедева Н. Н. Этнопедагогические условия формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста (на примере народов, проживающих в арктической зоне Якутии). Автореферат дис. канд. пед. наук. - М., 2003.

7 Николаева С. Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении (Теоретические основы методики). Монография. - М., 2005.

живущими в клетках или вольерах, хорошо организованная зимняя подкормка и наблюдение за птицами на участке детского сада создают обилие впечатлений, позволяют детям понять формы приспособленности птиц к полету по воздуху, их жизнь в разных (сезон-но меняющихся и домашних) условиях, понять средообразующую роль труда и заботы человека о них.

Третий пример: выращивание растений (овощных или цветочных культур), наблюдение за прорастанием семени, появлением нежного, очень хрупкого ростка и дальнейшим превращением его в цветущее и плодоносящее взрослое растение позволяет проследить зависимость состояния организма от условий жизни, понять значение нарастания необходимых факторов внешней среды для полноценного онтогенетического развития.

Уже в дошкольном возрасте к 6-7-ми годам у детей может быть развито осознанно-правильное отношение к объектам природы, находящимся в пространстве их жизнедеятельности. Этому способствуют соответствующие методы и технологии воспитательно-образовательной работы с детьми, а также специально разработанная система управления эколого-пе-дагогическим процессом.

А. В. Запорожец и Т. А. Маркова, обсуждая проблемы дошкольной педагогики8, выдвигают понятие «педагогического метода», вкладывая в него широкий контекст - обучение и организацию разных видов деятельности, в которых взрослый оказывает воздействие на содержание и характер деятельности дошкольников. Вводя понятие педагогического метода, исследователи концентрируют внимание на новых, специфических и значимых для дошкольного периода педагогических аспектах: 1) продуктивном взаимодействии воспитателя и детей в любой совместной деятельности; 2) сочетании в каждой деятельности образовательных и воспитательных компонентов в их органическом единстве и взаимном дополнении. Очевидно, что трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития - периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки. Обозначенные пози-

8 Основы дошкольной педагогики / Под ред. Запорожца А. В., Марковой Т. А. - М.: «Педагогика», 1980.

ции по педагогическому методу имеют прямое отношение к определению и обсуждению методов экологического воспитания дошкольников и их влиянию на развитие осознанности в восприятии и понимании природных явлений.

Любая типичная для дошкольного возраста совместная деятельность воспитателя с детьми становится методом экологического воспитания при условии, если она:

• насыщена экологическим содержанием, исходящим из идей экологии с ее центральным понятием взаимосвязи организма и среды;

• систематическая, регулярно повторяющаяся; планируется и целенаправленно организуется воспитателем;

• позволяет одновременно решать воспитательные и образовательные задачи, представленные в программе экологического воспитания.

Целью экологического воспитания дошкольников является развитие осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы. Психологи рассматривают категорию отношения в аспекте личности, как ее проявление. Отношение всегда имеет эмоциональную окраску, оно субъективно и проявляется в практических действиях. Психологи отмечают сложный характер связей между знаниями и эмоциями: отношение не может зародиться только на основе знания - к нему должен подключиться личностный смысл, понимание, осознание объективности происходящего.

Давая качественную характеристику отношения к природе, следует иметь в виду: правильным может быть только такое отношение, которое построено на понимании природы как системы живых организмов, когда каждый из них имеет потребности в совершенно определенных условиях жизни (среде обитания). Знание конкретных фактов жизни того или другого растения, животного позволяет построить с ним правильное взаимодействие.

Важным является не только само знание, но и его осмысленность, осознанность в применении. Это качество, как известно, формируется вербально, через речь, которая сначала исходит от взрослого - его суждений, пояснений, формулирования причинно-следственных связей. Ребенок начинает понимать сказанное (и это есть уже осознание), затем воспроизводить осмысленное знание в своей речи. Таким образом формируется осознанно-правильное отношение. При этом важна соподчиненность воспитательных и образовательных компонентов: воспитательный эффект деятельности в экологическом воспитании - это результат, который закладывается на предшествующем образовательном этапе, т. е. именно знание определяет отношение.

Определение осознанно-правильное отношение к природе является широким, отражает суть должного взаимодействия человека с природой, а поэтому оно поглощает выдвинутые ранее в педагогике определения: гуманное, бережное, трепетное, заинтересованное, ответственное, и т. д. отношение к природе. А. Н. Кочергин и др. авторы выше указанной монографии пишут: «Большинство концепций экологического воспитания основано на необходимости воспитания бережного отношения к природе. Естественно, что такой подход является важной составной частью процесса экологического воспитания, но в целом его задачи значительно шире из-за необходимости выработки не просто отношения к природе, а воспитание у субъекта сознательного управления функционированием системы «природа - общество» (с. 183).

Мы выделяем три группы методов (деятель-ностей) экологического воспитания, в процессе которых формируется осознанно-правильное отношение к природе:

• практические методы обеспечивают создание и поддержание условий для объектов природы - растений и животных, находящихся

в ближайшем окружения детей, а также природоохранную деятельность;

• познавательные методы включают наблюдение явлений природы, речевое общение воспитателя с детьми в повседневной жизни и специальное учебное общение на занятиях (учебный диалог);

• «отобразительные» методы предполагают графическое моделирование в календарях закономерно меняющихся явлений природы (комплекса сезонных явлений, роста и развития растения); игры в форме специально созданных с экологическим содержанием игровых обучающих ситуаций, привнесенных воспитателем на занятия; изобразительную деятельность на темы природы.

Практические методы формируют необходимое отношение, прежде всего, через уход за живыми существами. Выявлено, что наравне с действиями имеет значение содержание конкретных пояснений, которые дети получают от воспитателя в каждой ситуации. Действие и слово дополняют друг друга - это два приема, которые сливаются в единый педагогический акт и выступают как образец практического взаимодействия человека с природой на конкретном примере обитателей живого уголка. Со слов дети узнают, что перед ними живые существа, у которых есть потребности в определенных условиях, а трудовые действия взрослого и дошкольников восполняют те факторы внешней среды, которых не хватает в данный момент.

Формированию осознанно-правильного отношения детей к природе способствуют и познавательные методы, осуществляемые через наблюдение, речевую деятельность. Многообразие явлений природы, которое окружает дошкольников в помещении и на участке детского сада, создает условия для организации наблюдений. Общая педагогическая цель при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность. При таком подходе наблюдение становится целостным педагогическим процессом, совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей. В этой ситуации умственные действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно-образовательной задачи, а умственные усилия детей - на полноценное восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации.

Методом наблюдения у детей можно формировать разные оттенки отношения к природе - познавательный интерес, эстетические переживания, сочувствие. Стойкое познавательное отношение появляется в том случае, если у детей возникают интеллектуальные чувства от удовлетворения потребности познавать новое. Оно формируется благодаря циклу (многократному обращению к объекту), а также благодаря тому, что взрослый демонстрирует не замечаемые ребенком причинно-следственные связи живого организма со средой его обитания. На основе понимания этих связей в жизни подопечных обитателей уголка природы, понимания зависимости их самочувствия от условий, в которых они находятся, возникают переживание за них, сочувствие, начальные формы моральной ответственности, готовность помочь. Это тот случай, когда знания трансформируются в отношение, если они сопряжены с действием, с устремлением на помощь. Знание, полученное в наблюдении, рождает осознанно-правильное понимание того, что происходит, почему надо (или, наоборот, не надо) что-то делать.

Рождению эстетического отношения к природе в процессе наблюдений способствует детальное и чувственное восприятие объекта, всех его сенсорных характеристик - формы, окраски, пропорций, размера и др. Следует отметить: все природные объекты, если они находятся в благоприятных условиях жизни, демонстрируют морфофункциональную красоту. Красота растений и животных имеет свою ярко выраженную (видовую) специфику. Наблюдения, включенные в цикл и специально посвященные красоте объекта, развивают в детях способность видеть и чувствовать гармонию формы, цвета, линий, пропорций, их взаимосвязь и функциональность у каждого животного и растения.

Для формирования осознанно-правильного отношения посредством наблюдения имеет значение деятельность моделирования - совместное периодически-систематическое заполнение календарей природы, отражение в них результатов длительных наблюдений. Педагог учит дошкольников самостоятельно заполнять календарь, ориентироваться в его параметрах (графах), правильно пользоваться значками. Такая совместная деятельность осуществляется периодически-постоянно на протяжении всего учебного года. Рождение осознанно-правильного отношения детей к природе в процессе

использования словесного метода обусловлено сущностью общения, как желанной для детей деятельности, приносящей им удовлетворение. Диалог воспитателя с детьми о природе на занятиях также способствует выработке осознанно-правильного отношения к явлениям природы, особенно, если педагог акцентирует внимание на форме речевых сообщений, на умении дошкольников правильно строить высказывание, объяснять взаимосвязи объектов.

Игровая деятельность, как самомотивированная и, несомненно, желанная, приносящая дошкольникам большое удовлетворение, легко и быстро вызывает положительное отношение к ее содержанию. Эффект возрастает, если эта деятельность - хорошая игра, совместная с воспитателем.

В общей системе экологического воспитания методы выполняют свою особую и очень важную функцию - воплощение экологического содержания в разные виды деятельности, его повседневную реализацию в жизни дошкольников, формирования у них соответствующего осознанного отношения к объектам природы.

Осмысленное и четкое следование технологии - это ничто иное, как общепедагогическая и экологическая культура дошкольного работника (руководителя учреждения, воспитателя), которая поднимает его на уровень осознания значимости систематизированной, планомерно осуществляемой практики с детьми. Применение эколого-педагогических технологий позволяет обнаружить эффект экологического воспитания - повышение уровня экологической воспитанности детей.

Длительный эксперимент в ДОУ Москвы (№№ 1012, 1691, 403) показал полную состоятельность и большое значение эколого-педа-гогических технологий, а также возможность их непрерывного и полноценного воплощения в повседневную практику разных возрастных групп. Выявлены факторы, обеспечивающие успех в этом процессе: один из них - описание всех мероприятий с указанием их воспитательно-образовательных целей (задач), способов организации, сценариями; четкое помесячно-недельное планирование мероприятий. Установлено, что технология, учитывающая психолого-педагогическую специфику и режимную жизнь детей в ДОУ, становится авторским видением воплощения программы в повседневную воспитательно-образовательную реальность и обеспечивает достижение

X

с

ч7 1/

а_

запланированных целей - развитие осознанно-правильного отношения детей к природе и осмысленное освоение методики экологического воспитания детей педагогами. Установлены и факторы, снижающие эффективность экологического воспитания детей: это общая социально-экономическая нестабильность учреждения, а также недостаточная общепедагогическая и эколого-педагогическая компетентность воспитателей и «отчужденность» семьи от проблем педагогики и экологии.

На практике для реализации всей системы экологического воспитания и развития экологического сознания у детей и взрослых, их вос-

питывающих, большое значение имеет подсистема «управления», которая в настоящее время должна ориентироваться на новые тенденции в этой области, а именно - на качество образования. Общий высокий результат работы ДОУ наблюдается в том случае, если административная группа (заведующая, старший воспитатель, эколог), управляя экологическим воспитанием, сознательно сосредотачивает свое внимание на поддержании в педагогическом коллективе интереса к этой области, создании эколого-развивающей среды учреждения, организации систематических мероприятий, обеспечивающих развитие профессиональной экологической компетентности у воспитателей всех возрастных групп.

Качественное осуществление экологического воспитания детей в ДОУ по программе «Юный эколог» происходит на основе функциональной связи всех компонентов целостной системы. Оно может обеспечить развитие начальных форм экологического сознания у детей, повысить сознательность взрослых в их взаимодействии с природой и исполнении профессионального эколого-педагогиче-ского долга. ■

ООО "Неллия"

Компания «Неллия» предлагает мягкие модули собственного производства для игровых и сенсорных комнат, спортивных залов и развлекательных центров.

Наши модули:

✓ безопасны,

4 практичны,

4 многофункциональны, 4 долговечны,

4 индивидуальны.

Вся продукция сертифицирована и имеет СЭЗ.

Доставка в любую точку России.

Все новинки на сайте www.nellya.ru

ООО «Неллия», г. Тольятти, Самарская обл.,

т/ф 8(8482)36-98-00, 36-98-01 e-mail: ooonellya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.