Научная статья на тему 'Нужен ли специалист-эколог детскому саду?'

Нужен ли специалист-эколог детскому саду? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТ-ЭКОЛОГ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыкова О.А.

Усугубление экологической ситуации в нашей стране и в мире заставляет задуматься о верности выбранного обществом пути развития. Приведет ли этот путь к гибели всего живого, либо общество в целом и каждый человек в отдельности осознает, что он не «царь природы», а лишь ее неотъемлемая часть? Решающая роль в таком осознании принадлежит непрерывному экологическому образованию, которое начинается в раннем возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нужен ли специалист-эколог детскому саду?»

О. А. Зыкова, младший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО

Нужен ли специалист-эколог детскому саду?

Усугубление экологической ситуации в нашей стране и в мире заставляет задуматься о верности выбранного обществом пути развития. Приведет ли этот путь к гибели всего живого, либо общество в целом и каждый человек в отдельности осознает, что он не «царь природы», а лишь ее неотъемлемая часть? Решающая роль в таком осознании принадлежит непрерывному экологическому образованию, которое начинается в раннем возрасте.

Ученые установили, что значительная часть информации усваивается человеком в возрасте до пяти лет. Эта информация - не только знания об окружающем мире, но и личностное отношение к нему, чувства, которые также формируются в этот период.

Важную роль в экологическом воспитании детей играют дошкольные образовательные учреждения. Дошкольные учреждения могут работать по разным программам («Наш дом -природа», «Мы - земляне», «Паутинка» и др.). Программа «Юный эколог» для своей полноценной реализации предполагает наличие специалиста-эколога в дошкольном учреждении.

Нами были проанкетированы 170 руководителей, старших воспитателей и воспитателей детских садов Москвы, Белгорода, Московской, Белгородской и Саратовской областей по вопросам экологического воспитания в их учреждениях. На вопрос: «Считаете ли вы необходимым повысить уровень экологического воспитания в вашем учреждении?» 92 % респондентов ответили утвердительно. При этом особое внимание, по их мнению, необходимо уделить систематичности мероприятий по экологическому воспитанию, улучшению методического обеспечения, обогащению эколого-развивающей среды, повышению профессионального уровня педагогов, совместной работе ДОУ с родителями в этой области. Материалы показали: в дошкольных учреждениях «хромает» именно организационно-управленческая составляющая экологического воспитания.

Каким образом можно исправить данное положение? Предполагается, что руководство ДОУ, управляя экологическим воспитанием детей, должно сосредоточить внимание на поддержании в педагогическом коллективе актуальной мотивации, создании в учреж-

дении полноценной эколого-развивающей среды, систематическом развитии профессиональной компетенции и экологической культуры воспитателей. Однако опыт работы дошкольных учреждений в настоящее время свидетельствует о том, что большая загруженность заведующих и старших воспитателей, их собственная недостаточная компетентность в вопросах экологического образования не позволяют осуществить реализацию системы экологического воспитания детей в необходимом объеме.

Одним из главных организационных условий внедрения экологического направления в систему дошкольного воспитания является специалист-эколог, который может разделить обязанности со старшим воспитателем и заведующей по руководству экологическим воспитанием в ДОУ.

Утвердительно на вопрос «Есть ли в вашем детском саду человек, который занимается экологическим воспитанием, если да, то, что он делает?» ответили лишь 17 % опрошенных. Это воспитатели, взявшие на себя руководство экологическим кружком, педагоги дополнительного образования по экологическому воспитанию, либо педагоги эколого-биологического центра, организовавшие кружок на базе дошкольного учреждения. Четвертая часть таких специалистов занимается ведением кружка, еще одна четверть - ведут программные занятия, 7 % отвечают за содержание живых объектов в комнате экологии. Надо отметить, что значительная часть из них - 43 % - выполняют не одну, а ряд функций, таких как организация предметно-развивающей среды; повышение теоретического уровня знаний педагогов, систематизация материалов, ведение документации; занятия с детьми, разработка конспектов занятий и пр.

я

Половина педагогов, занимающихся экологическим воспитанием в ДОУ, выполняют узконаправленную педагогическую функцию - ведение кружка, либо занятий по экологическому воспитанию. Расширенным набором функций обладает меньшая часть специалистов по экологии в ДОУ - 43 %. Такой результат показывает, с одной стороны потребность практики в специалисте-экологе, с другой - неопределенность его функций. Во всех случаях обязанности определяются руководителем дошкольного учреждения. Данный факт доказывает необходимость разработки оптимальной модели деятельности педагога-эколога в дошкольном учреждении.

Анализ ответов респондентов на последний вопрос анкеты: «Ваше мнение: нужен ли специалист-эколог в детском саду? Если «да», то какие обязанности он должен выполнять?» частично подтвердил наши предположения по поводу функций педагога-эколога в ДОУ. 85 % респондентов убеждены в необходимости педагога-эколога в дошкольном учреждении, в чьи обязанности, по их суммарному мнению, должна входить организация эколого-развива-ющей среды (экологической комнаты, зимнего сада, озеленение территории ДОУ, проектирование экологической тропинки); педагогическая работа с детьми (занятия, экологический кружок, праздники, досуги, экскурсии

в природу, экспериментирование в лаборатории); повышение профессиональной компетенции педагогов (семинары-практикумы, консультации, открытые занятия); работа с родителями по экологическому воспитанию детей (экологические акции, выступления на собраниях, консультации, реализация проектов).

На базе детского сада № 2434 Москвы в настоящее время идет эксперимент по апробации модели деятельности педагога-эколога, предложенной С. Н. Николаевой в книге «Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду». В рамках данной модели эколог в ДОУ обладает разносторонним набором функций.

1) Разработка модели эколого-развивающей среды для данного конкретного учреждения с учетом всех его социоприродных особенностей (природного окружения, пространственных возможностей помещения детского сада и др.); организация и руководство ее практическим воплощением, регулярный бионадзор. Знание специалистом основ экологии обеспечит экологически правильное содержание животных, выращивание растений, создание экосистем. Для развития экологической культуры у детей и взрослых наличие самой природы, постоянное общение с ней является главным условием нашей концепции экологического образования.

2) Разработка системы повышения квалификации по основам экологии и методике экологического воспитания детей для конкретного состава педагогического коллектива учреждения. В этом случае значение имеет учет образования сотрудников, стажа их работы, индивидуальных и личностных особенностей и устремлений, их отношения к природе, знания ее законов и опыта взаимодействия с ней. Для становления начал экологической культуры детей и развития ее профессионального аспекта у воспитателей эта обязанность специалиста имеет принципиальное значение. Экологическое образование - это в целом новая отрасль знания, общество до конца еще не определилось с ней, и поэтому она по содержанию и форме не устоялась во всех звеньях системы общего и профессионального образования. Государство колеблется, маневрирует между экономикой и экологией, что влечет за собой изменения в приоритетах образования на всех его ступенях.

3) Экологическое просвещение родителей, повышение их эколого-педагогической

компетенции - функция эколога, тесно связанная с предыдущей. Специалист-эколог, изыскивая эффективные формы взаимодействия с родителями, повышает их экологическую культуру.

4) Мониторинг параметров окружающей среды в пространстве жизнедеятельности детей в образовательном учреждении определяет здоровьесберегающий аспект экологической культуры. Систематическое отслеживание состояния воздуха, питьевой воды, почвы, песка в песочнице, радиационной и шумовой обстановки имеет очень большое значение, т. к. непосредственно связано со здоровьем детей, влиянием на них плохой окружающей среды, которая, как известно, усугубляет существующие в настоящее время многочисленные физические и психические отклонения в их развитии.

5) Краеведческое исследование территории дошкольного учреждения (района, города, окружающей сельской местности), знакомство с историей, достопримечательностями природы и деятельности людей. Накопление краеведческих материалов необходимо для разработки интересных занятий, экскурсий, праздников, акций, которые помогут поднять экологическую культуру детей и взрослых, проживающих на этой территории, до уровня понимания «малой родины», ее ценности в жизни человека.

6) Педагогическая работа с детьми в «над-воспитательном» статусе. Это означает, что основную работу по экологическому воспитанию детей в группах ведут воспитатели и одновременно развивают свою педагогическую и экологическую компетентность. Специалист-эколог берет на себя наиболее емкие и трудные по содержанию формы работы с дошкольниками (организация и проведение экологических акций, праздников, экскурсии на экологической тропе, кружковые и обобщающие занятия и др.).

В проводимом эксперименте эколог с данным функционалом начал работу осенью 2008 года. Пока рано подводить итоги, но к промежуточным результатам уже можно отнести:

• введение в образовательный процесс работы по программе экологического воспитания «Юный эколог», которую осуществляют воспитатели; кружка юных экологов, дежурств в комнате природы;

• создание экологической тропинки дошкольного учреждения, «озеленение» его помещений, организация лаборатории для детского экспериментирования;

• создание творческой группы воспитателей по экологическому направлению работы детского сада, проведение ежемесячного сетевого семинара-практикума для педагогов целого ряда дошкольных учреждений Юго-

я

Западного округа столицы, которые начали углубленно заниматься экологическим воспитанием дошкольников;

• организация проектной детско-родитель-ской деятельности, просвещение родителей на собраниях и с помощью брошюр.

Однако самый важный результат проводимого эксперимента - это атмосфера значимости экологического воспитания, которая была бы невозможна без понимания и активной поддержки деятельности эколога руководством учреждения - заведующей и старшим воспитателем. Практика показывает: в случае недопонимания или недооценки руководством широкофункциональной и «над-воспитательной» роли эколога в постановке и реализации целостного процесса экологического воспитания детей, работа специалиста-эколога идет по «традиционному» пути - проведения специалистом экологических занятий с детьми вместо воспитателя. В этом случае воспитатель фактически отстраняется от обязанностей экологического воспитания и отдаляется от развития экологической культуры у себя и у детей, а эколог выполняет только одну функцию - педагогическую.

В данном исследовании заключена принципиальная позиция. На существующем этапе развития общественного дошкольного воспитания наблюдается - и это совершенно очевидно - отрицательное явление, когда в детский сад приходит все больше специалистов и каждый из них «отбирает» у воспитателя очередную область обучения, воспитания и развития детей (музыкальный руководитель, воспитатель физкультуры, психолог, руководитель изостудии, логопед, преподаватель иностранного языка и др.). Появление специалиста-эколога с широким набором функциональных обязанностей и «надвоспитательным» статусом должно свидетельствовать о значимости не только данного направления воспитания детей, но и вообще роли специалиста в дошкольном учреждении, который работает с детьми и воспитателями, повышая их общепрофессиональную и специальную культуру.

Смысл исследования в том, чтобы показать, что воспитатель может полноценно вести основную работу по экологическому воспитанию дошкольников своей группы, а эколог проводит лишь дополнительные, кружковые занятия с детьми, но при этом осуществляет большую работу с взрослым контингентом. Только в этом случае, - как справедливо

утверждает А. Н. Миллер, - может идти речь

0 полном выполнении задач экологического воспитания дошкольников, которое не сводится к проведению лишь занятий или кружковой работы, поддержанию комнаты природы при ее наличии, но имеет мировоззренческое значение, требует проникновения экологического компонента в весь образовательный процесс, развитие экологической культуры всех его участников1.

Специалист-эколог в дошкольном учреждении встречается достаточно редко (17 % опрошенных детских садов), а его функции зависят во многом от оплаты его деятельности. Нередко детские сады могут себе позволить эколога лишь на 0,3 или 0,5 ставки.

Материалы начавшегося исследования показали, что в педагогической практике дошкольных учреждений возможности экологического воспитания реализуются не в полной мере. Именно это обстоятельство, существующее, видимо, не только в дошкольном, но и в других звеньях непрерывного экологического образования создает противоречия между:

• направленностью общественного развития на реализацию социально-экологического идеала, требующего принципиально новых качеств личности, экологически ответственного отношения к природе на личностном уровне, и не удовлетворительным уровнем развития экологической культуры самого общества;

• потенциалом психического развития детей дошкольного возраста в плане становления экологической культуры и отсутствием должной постановки и организации экологического образования, его управлением в дошкольном учреждении;

• разработанностью теоретических основ экологического образования детей дошкольного возраста и недостаточной подготовленностью руководителей и воспитателей ДОУ к реализации системы эколого-педагогической работы, обеспечивающей развитие экологической культуры у всех участников образовательного пространства.

Предстоит сделать еще очень много: продолжить сбор краеведческих материалов, разработать систему мониторинга окружающей среды, сделать экологический паспорт детского сада, придумать сценарии экскурсий по экологической тропинке, найти оптимальные формы и методы работы с родителями. ■

1 Миллер А. Н. Городские экологические семинары ДОУ // Управление ДОУ. - 2008. - № 7. - С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.