Социально-педагогический проект «Наш любимый «Светлячок»1
Яконюк И.Н. зам. заведующего по УВР МКДОУХМР «Детский сад «Светлячок» д. Шапша» ХМАО- Югра, Ханты - Мансийский район, Россия
Аннотация: целью статьи является рассмотрение не только экологических проблем, но и некоторых социальных (решение проблем окружающей среды совместно с государственными и общественными организациями, семьей, обращение детского сада в муниципальные органы и т.п.), экономических (например, проблемы экономии воды и энергии, сбора мусора)аспектов нашей повседневной жизни, проблемы сохранения разнообразия культур, соблюдения прав ребенка (в том числе и права на здоровую окружающую среду).Социально-педагогический проект «Наш любимый «Светлячок» -практико-ориентированный, исследовательский. Продолжительность- 3 года:2010 - 2013 гг.
Ключевые слова: проект, эколого-развивающая среда, экологическое мышление, социальные партнеры
Участники проекта: администрация ДОУ, педагоги, обслуживающий персонал, родители воспитанников, дети, социальные партнеры.
Цель: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи проекта:
• Для администрации и педагогов ДОУ: поддержание устойчивого качества образовательных услуг, отслеживание при этом запросов потребителей (детей и родителей); выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми, специалистами и социальными партнерами в вопросах экологического образования дошкольников; обеспечить мотивацию родителей (социальных партнеров) к реализации проекта; организовать и скоординировать совместную деятельность родителей, сотрудников ДОУ, социальных партнеров по благоустройству территории детского сада.
• Для родителей: испытать состояние единения с педагогами учреждения в решении задач экологического образования детей; принимать посильное участие в формировании эколого-развивающей среды на территории детского сада; подготовка презентации итогового продукта.
• Для социальных партнеров: дать возможность детям пережить ситуацию успеха, сделав их своими партнерами и показать, что посильный вклад детей необходим и значителен для родного поселка, страны.
Принципы реализации проекта:
• Научной обоснованности и практической применимости;
• Гуманизации(основан на признании личности ребенка);
• Развивающего образования и преемственности всех звеньев образовательной цепи;
• Интеграции различных областей теоретического знания и практической деятельности;
1РФ ХМАО - Югра Комитет по образованию администрации Ханты - Мансийского района муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района «Детский сад «Светлячок» д. Шапша»
• Социальной значимости (востребованности) результата определяет пространство развития гражданской позиции личности по отношению к вопросам окружающей среды, глобальным проблемам человечества, к идее устойчивого развития;
• Культуросообразности. Учет национально-культурных традиций, демографических, природных и социально-экономических условий;
• Экогуманизма. Предполагает создание особой эколого-гуманной атмосферы, оптимальных условия для проявления и развития творческой индивидуальности личности;
• Природосообразности (Я.А.Коменский).
Принципы работы с детьми:
• уважение прав ребенка;
• поддержка разнообразия культур;
• переоценка системы ценностей;
• повторное использование вещей;
• мы можем сделать больше, используя меньше (экономия ресурсов);
• кто-то может использовать это еще раз (сбор, утилизация, переработка отходов);
• обеспечение равного доступа к ресурсам.
Предполагаемые спонсоры и партнеры:
• природный парк «Самаровский Чугас»;
• МКОУ СОШ д. Шапша;
• Лаборатория кафедры ЮНЕСКО при ЮГУ (Югорский государственный университет);
• СДК д. Шапша;
• Государственный музей Природы и Человека г. Ханты - Мансийска;
• Администрация сельского поселения Шапша;
• Нефтяная компания «АКИ - ОТЫР»
Ожидаемые результаты:
• высокая мотивация и установление доверительного сотрудничества с родителями и социальными партнерами по формированию экологического мировоззрения;
• новая эколого - развивающая среда на территории ДОУ, способствующая нравственно - экологическому развитию дошкольников;
• сформированность единой системы становления нравственных качеств личности ребенка, посредством экологического воспитания на основе принципа преемственности всех звеньев образовательной цепи;распространение педагогического опыта в СМИ, на всероссийском и международном уровнях (публикации, презентации и пр.).
План реализации социально-педагогического проекта «Наш любимый «Светлячок»
Содержание деятельности | | Ответственные | | Результаты
Первый этап - подготовительный
1. Утверждение темы методического исследования заведующий Методическая разработка проектной деятельности «Проект благоустройства и создания эколого-развивающей среды на территории детского сада»
2. Создание творческой группы из числа администрации педагогов, родителей для разработки проекта Зам.заведующего по УВР Сформированность творческой группы (приказ, план работы)
3. Определение целей и задач проекта Творческая группа Наличие целевых ориентиров
4. Проведение коллективных и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями Педагог доп.образования Буклет «Воспитание у дошкольников любви к природе»
5. Выполнение эскиза дизайна участка Воспитатели групп, педагог доп.образования Эскиз ландшафтного дизайна, творческие рисунки детей
6. Привлечение родителей (сбор предложений по благоустройству территории) Воспитатели групп Макеты благоустройства территории детского сада
7. Поиск спонсоров и Заведующий Наличие целевых ориентиров
деловых партнёров среди заинтересованных организаций, физических и юридических лиц
Второй этап - деятельностный(приложение)
1. Интервьюирование (опрос) детей с использованием рисунка (логотипа Конгресса ОМЕП) Педагог доп. образования Сборник творческих работ дошкольников
2. Выполнение творческих работ с воспитанниками ДОУ с последующим представлением их результатов Воспитатели групп Тематические выставки рисунков, поделок
3. Опытническая работа на участке ДОУ Педагог доп.образования Презентация накопленного опыта
4. Совместная деятельность родителей и педагогов «На все руки мастера!» Педагоги, родители воспитанников Благоустройство территории
5. Подведение итогов 2011/2012 учебного года Зам. заведующего по УВР Презентация «Наш любимый «Светлячок»
6. Внесение дополнений в проект, конкретизация мероприятий на 20122013 учебный год Зам. заведующего по УВР Системная паутинка по проекту
7. Контроль за Зам. заведующего по План контроля
осуществление проекта УВР
7. Благоустройство территории Педагоги, родители, социальные партнеры (МКОУ СОШ, Природный парк «Самаровский Чугас», Администрация сельского поселения Шапша) Создание эколого-развивающей среды (создание искусственного водоема, альпийской горки, вертикальное озеленение с опорами различной формы, создание малых архитектурных форм в микрозонах отдыха: «Сельский дворик», «В гостях у Гнома», «Пчелкина полянка» и т.д.)
9. Озеленение территории ДОУ Социальные партнеры (МКОУ СОШ, Природный парк «Самаровский Чугас», Администрация сельского поселения Шапша) Озеленение участка детского сада
10. Мероприятия с педагогами: - консультации и семинары об экологическом образовании дошкольников; - участие в окружном конкурсе «Эколог Югры -2011»; - КПК «Биотехнические и медицинские аппараты и системы с использованием биологической обратной связи»; - Районный экологический семинар «Формирование ведущих экологических идей в природоохранном воспитании»; - обобщение опыта работы по теме «Экологическое образование в ДОУ» на МО со школой, ТМО и пр. Зам. заведующего по УВР, педагоги Свидетельство участника Свидетельство № 236/4834 Сертификат участника
10. Мероприятия с родителями: - Проведение смотра -конкурса моделей детской одежды из бросового материала «Этот фантастический мусор»; -совместный праздник «День Земли»; Педагог доп. образования, воспитатели Награждение участников и победителей смотра -конкурса, размещение в СМИ Диплом, 1 место (2011, 2012)
- Участие в конкурсе «Лучший двор» по сельскому поселению Шапша
10. Мероприятия с детьми: - Проведение экскурсий, экологических праздников, в т.ч. «День Земли»; - дефиле «Этот фантастический мусор» Педагог доп. образования, воспитатели старшей группы Выставки, смотры - конкурсы, награждение участников и победителей смотра - конкурса
Третий этап - завершающий
1. Подготовка презентации «Наш любимый «Светлячок» Зам. заведующего по УВР Презентация PowerPoint
2. Издание сборников плакатов-призывов, видео и фотоматериалов, рисунков на тему проекта Педагоги Сборник «Наш любимый «Светлячок»; сборник плакатов-призывов, рисунков детей по теме проекта
2. Подведение итогов и ознакомление с результатами проекта Заведующий, Зам. заведующего по УВР Выступление на родительском собрании, размещение на сайте ДОУ, СМИ и пр.
2. Подготовка Заведующий, Зам. Публикации методического
публикаций на заведующего по УВР материала:
региональном, - проектированное пособие
всероссийском и
международном комитета по образованию
уровнях администрации Ханты -
Мансийского района
«Деятельность
образовательных учреждений
по введению в действие
ФГТ»;
- Всероссийском журнале для
работников образования
«Метод - сборник»
(Свидетельство № 86-134-24-
004 РФ, 11.04.2013 г.);
4. Экспертная оценка Заведующий Обобщенный опыт работы
результатов проектной ДОУ
деятельности
Для создания эколого-развивающей среды на территории ДОУ использовались отходы: щебень, старые покрышки от колёс, отходы кирпича, пластиковые бутылки, старая древесина, игрушки, пакеты, и т.д.
Что дает данный проект?
• Дети являются активными участниками проекта. Им предоставляется возможность спорить, размышлять, высказывать свои идеи по оформлению территории детского сада, использованию старых вещей.
• Осуществляется осознание многообразия культур, их взаимопроникновения и взаимодействия; реализация регионального компонента в условиях многонационального детского коллектива через знакомство дошкольников с особенностями традиционного природопользования малых народов.
• Учит детей понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Прогнозировать возможные последствия своих поступков.
• Повторное использование вещей сокращает количество отходов, а, значит, загрязнение окружающей среды
• Активизация взаимодействия родителей и ДОУ в вопросах экологического образования дошкольников (экологические праздники, смотр - конкурс «Этот фантастический мусор» и т.д.)
• Продвижение корпоративного имиджа ДОУ
• Детский сад «Светлячок» неоднократно является победителем конкурса «Лучший двор» по сельскому поселению Шапша;
• Обобщение педагогического опыта и публикация методического материала об экологическом образовании в ДОУ: проектированное пособие комитета по образованию администрации Ханты - Мансийского района «Деятельность образовательных учреждений по введению в действие ФГТ»; Всероссийский журнал для работников образования «Метод - сборник»;
Участие в окружном конкурсе «Эколог Югры - 2011»;
Участие в экологических семинарах, методических объединениях и т.д.
Библиография
1. OMEP. URL: www.omep.org.gu.se. Дата обращения: 29.08.2013 г.
2. Обруч. 2009. № 2.
3. Обруч. 2010. № 6.
4. Рыжова Н.А. 1998. Экологическое воспитание дошкольников в контексте концепции «Устойчивого развития» // Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях: Материалы Российской конференции. М. С. 12 -17
5. Рыжова Н.А. 2000. Экологическое образование в детском саду. М.
6. Рыжова Н.А. 1998. О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание. 1998. № 7. С. 18-20.
7. Рыжова Н.А. 1999. Экологическое воспитание дошкольников // Тезисы конференции «Экология Подмосковья- 99». М. С. 14.
8. Рыжова Н.А. 2006. Программа «Наш дом-природа». М.
9. Рыжова Н.А. 1999. Экологизация развивающей предметной среды // Дошкольное воспитание. 1999. № 3. С.50-61.
10. Рыжова Н.А. 2000. Экологический паспорт детского сада // Дошкольное воспитание. 2000. № 2. С. 30-38.
11. Рыжова Н.А. 2009. Учебно-методические комплекты: «Лаборатория в детском саду и дома», «Экологическая тропинка в детском саду», «Экологический паспорт детского сада», «Деревья - наши друзья», Экологический проект «Мое дерево», «Деревья: от Акации до Ясеня»+ DVD, М.
12. Хахалкина Т.В., Кобзарь О.И., 2006. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Томск.
13. Шаховская Н.Н. 2006. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2006. № 2.
14. Экологический проект «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания. МБДОУ Детский сад № 12 «Белочка» г. Котовск Тамбовская область;