Научная статья на тему 'Развитие экологической культуры воспитателей в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом'

Развитие экологической культуры воспитателей в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАТЕЛЬ / ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО / АНАЛИТИКО-КОРРЕКЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТОДИСТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ / ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY / ECOLOGICAL EDUCATION / PRESCHOOL TEACHER / ENVIRONMENTAL COMPETENCE OF PRESCHOOL TEACHER / METHODOLOGICAL GUIDANCE / ANALYTICAL AND IMPROVEMENT-FOCUSED INTERACTION OF DIRECTOR OF GUIDANCE WITH TEACHING STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурлакова Татьяна Юрьевна

Статья посвящена вопросу развития экологической культуры воспитателей в ходе аналитикокоррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом. Раскрыто содержание экологической культуры педагогов, представлена структура инновационной модели методического руководства экологическим воспитанием, приведены результаты экспериментальной деятельности, доказывающие эффективность применения данной модели. Работа адресована экологам, методистам дошкольных образовательных организаций, студентам и преподавателям педагогических училищ и институтов, исследователям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of environmental responsibility of preschool teachers in the process of analytical and improvement-focused interaction of director of guidance with teaching staff

The article analyses development of environmental responsibility of preschool teachers in the process of analytical and improvement-focused interaction of a director of guidance with teaching staff. The author considers the content of environmental responsibility of preschool teachers, shows the structure of the innovative model of methodological guidance on environmental education. The results of experimental activities demonstrating effectiveness of this model are presented. The article is addressed to environmentalists, directors of guidance working at pre-school educational institutions, students and professors of teachers' training colleges and institutes, theoretical researchers.

Текст научной работы на тему «Развитие экологической культуры воспитателей в процессе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом»

УДК 371.1:504

Бурлакова Татьяна Юрьевна

соискатель Института изучения детства, семьи и воспитания

Российской академии образования

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ

АНАЛИТИКО-КОРРЕКЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕТОДИСТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

Burlakova Tatiana Yurievna PhD applicant,

Institute of Childhood, Family and Care Studies of Russian Academy of Education

DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL RESPONSIBILITY OF PRESCHOOL TEACHERS IN THE PROCESS OF ANALYTICAL AND IMPROVEMENT-FOCUSED INTERACTION OF DIRECTOR OF GUIDANCE WITH TEACHING STAFF

Аннотация:

Статья посвящена вопросу развития экологической культуры воспитателей в ходе аналитико-коррекционного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом. Раскрыто содержание экологической культуры педагогов, представлена структура инновационной модели методического руководства экологическим воспитанием, приведены результаты экспериментальной деятельности, доказывающие эффективность применения данной модели. Работа адресована экологам, методистам дошкольных образовательных организаций, студентам и преподавателям педагогических училищ и институтов, исследователям.

Ключевые слова:

экологическое воспитание, экологическая культура, воспитатель, эколого-педагогическая компетентность воспитателя, методическое руководство, аналитико-коррекционное взаимодействие методиста с педагогическим коллективом.

Summary:

The article analyses development of environmental responsibility of preschool teachers in the process of analytical and improvement-focused interaction of a director of guidance with teaching staff. The author considers the content of environmental responsibility of preschool teachers, shows the structure of the innovative model of methodological guidance on environmental education. The results of experimental activities demonstrating effectiveness of this model are presented. The article is addressed to environmentalists, directors of guidance working at pre-school educational institutions, students and professors of teachers' training colleges and institutes, theoretical researchers.

Keywords:

environmental responsibility, ecological education, preschool teacher, environmental competence of preschool teacher, methodological guidance, analytical and improvement-focused interaction of director of guidance with teaching staff.

Стратегия экологического образования РФ подчеркивает, что экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни [1]. При этом многие исследователи единодушно подчеркивают, что становление экологической культуры в период детства происходит при участии и под руководством взрослого. Поэтому, как отмечает С.Н. Николаева, «в первую очередь от него зависит результат - продвижение детей по пути обретения экологической культуры. Педагог, воспитывающий их в любом образовательном учреждении, должен быть ее носителем» [2, с. 226].

Анализ содержания понятия экологической культуры позволил выявить разные подходы к его определению. По мнению И.Д. Зверева, экологическая культура отражает целостность понимания мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения человека в ней [3, с. 29]. И.Т. Суравегина подчеркивает, что экологическая культура должна быть связана с деятельностью, социально-нравственной ориентацией потребностей в улучшении окружающей среды и определяется как диалектическое единство знаний, положительного отношения к этим знаниям и реальной деятельности человека [4, с. 33]. И.Д. Лаптев рассматривает экологическую культуру как качественный показатель практического отношения к природе [5, с. 262].

Можно сделать вывод, что экологическая культура определяется такими основными показателями, как знания, умения и отношение.

О.А. Зыкова в своем исследовании, проведенном под руководством С.Н. Николаевой, определяя содержание экологической культуры участников эколого-воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения, отмечает, что у воспитателей дошкольных образовательных организаций экологическая культура носит интегративный характер, проявляющийся в единстве трех позиций: гражданской, предполагающей ориентированность в экологических

проблемах, готовность участвовать в их решении; родительской, подразумевающей заинтересованность в экологическом воспитании своих детей; и профессионально-педагогической, определяющей владение профессиональными знаниями методики экологического воспитания и умениями по ее реализации на практике [6, с. 184]. Исследователь отмечает, что эффективное управление и контроль за развитием экологического образования являются важной зоной ответственности заведующего и методиста [7, с. 22]. Управление экологическим образованием, которое в числе прочего включает в себя развитие экологической культуры его субъектов, рассматривается в работах Н.А. Рыжовой и С.Н. Николаевой.

Н.А. Рыжова выделяет направления работы методиста в контексте реализации разработанной ею модели организации экологического образования под названием «Эколог». К таким направлениям относятся: ознакомление с существующими программами, выбор программы и методики, контроль за координацией всех специалистов и воспитателей, обобщение результатов работы и др. [8, с. 75]. С.Н. Николаева отмечает, что методическая деятельность должна осуществляться на двух уровнях: административно-управленческом, включающем создание, поддержание и совершенствование эколого-развивающей среды и взаимодействие с социумом, и воспитательно-образовательном, предполагающем развитие культуры и компетентности педагогического коллектива, овладение воспитателями содержанием, методами и технологиями экологического воспитания дошкольников [9, с. 259].

Наше исследование было направлено на поиск и апробацию таких способов методического руководства экологическим образованием, которые позволяют осуществлять органическое взаимодействие этих двух уровней, соответственно, решать две задачи: развития эколого-педагоги-ческой компетентности воспитателей и, как следствие, качественного образования дошкольников, становления у них начал экологической культуры. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 25» г. Орла.

В начале эксперимента был выявлен уровень экологической культуры воспитателей. По полученным результатам можно отметить, что с гражданской позиции педагоги проявляют отзывчивость по отношению к природному окружению, знают и понимают экологические проблемы, но перекладывают ответственность за их решение на государство. В отношении родительской позиции воспитатели показывают своим примером осознанно-правильное отношение к природе, понимают необходимость и проявляют заинтересованное отношение к воспитанию и привитию своим собственным детям любви и бережного отношения к природе. При изучении профессиональной позиции, наряду с заинтересованностью педагогов, выявлены несоблюдение методики работы, отсутствие системы в воспитании начал экологической культуры, что снижает качество образовательного процесса. Суммарный анализ показал, что общий уровень экологической культуры педагогов на начало эксперимента являлся низким у 18 %, средним у 26 % и высоким у 56 % воспитателей.

В течение эксперимента реализовывался новый подход к методическому руководству, основанный на аналитико-коррекционном взаимодействии (далее - АКВ) методиста с педагогическим коллективом. АКВ представляет собой инновационную структурно-содержательную модель методического руководства образовательной деятельностью по экологическому воспитанию дошкольников, которая имеет общепедагогический контекст деятельности и направлена на отслеживание осмысленного и доброкачественного исполнения технологий воспитателями всех возрастных групп. Структура модели - это ежемесячный семинар-собеседование методиста с педагогическим коллективом по результатам работы в конце каждого месяца на протяжении учебного года, который включает следующие компоненты: 1) сообщения педагогов о проведенной работе за прошедший месяц; 2) анализ методистом проведенной работы; 3) обсуждение работы на следующий месяц; 4) консультация по одному из вопросов экологического воспитания; 5) позитивная оценка методистом проведенной эколого-педагогической работы.

Благодаря данному подходу все педагоги включаются в совместную сознательную коллективно-распределенную профессиональную деятельность и, помимо организации, отслеживания и регулирования образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников, происходит развитие эколого-педагогической компетентности воспитателей. В нашем подходе повышение качества воспитательно-образовательного процесса связано именно с этими моментами - осознанным и дисциплинированным выполнением технологии и системностью всей работы, которые способствуют развитию профессиональной позиции в экологической культуре воспитателей: накапливается опыт реализации экологических технологий, совершенствуются умения, происходит анализ и осмысление проведенной работы с опорой на теоретические основы построения системы эколого-образовательной работы.

Для повышения уровня знаний в рамках собеседования методистом проводились консультации, которые включали в себя как информационный, так и поисковый блок. Для консультации

выбирался материал, актуальный для работы в следующем месяце. Исследование показало: воспитатели хорошо усваивают теоретический материал, который предстоит тут же, в течение следующего месяца, реализовать на практике. Также педагоги положительно откликаются на содержание поискового блока: активно обсуждают применение технологии в практике своего детского сада, предлагают новые идеи реализации содержания работы по экологическому воспитанию.

Обогащению знаний воспитателя и пониманию им системы экологического воспитания от младшей до подготовительной группы способствовали ежемесячные сообщения о проведенной деятельности, так как в это время происходила демонстрация преемственной взаимосвязи технологий разных возрастных групп. Особенно ярко усложнение программного содержания можно было увидеть на примере отчетов о проведении циклов наблюдений за растениями, животными и погодой, об особенностях заполнения календарей наблюдений, о проведении акции «День Земли», организации дежурств в зеленом уголке.

В течение года воспитатели работали по технологиям, разработанным С.Н. Николаевой к программе «Юный эколог». Реализация готовых технологий существенно облегчила работу воспитателей, сняв необходимость отбора содержания и методов из вариативных программ, а также обеспечив накопление опыта их реализации, отработку умений и навыков.

В процессе реализации АКВ создавалась атмосфера значимости экологического воспитания через демонстрацию методистом позитивной настроенности на предстоящую работу, ее значения для развития детей и роста профессионализма самих педагогов. Важной для поддержания заинтересованного отношения педагогов стала создаваемая методистом положительная мотивация: соревновательный мотив деятельности, мотивация признания, осознание четко очерченных заданий, поддержка коллег и др.

Можно отметить, что изменения в отношении педагогов к деятельности происходили постепенно. В начале года педагоги сложно принимали новый подход к работе (особенно это относилось к ежедневному наблюдению за погодой с детьми и необходимости отмечать результаты наблюдений в промышленно изготовленных календарях), эмоционально реагировали на замечания. Однако после года работы воспитатели стали проявлять больше исполнительности, ответственности и самостоятельности в осуществлении подобной деятельности.

Контрольный срез в конце эксперимента показал повышение уровня всех составляющих экологической культуры воспитателей. Педагоги хорошо ориентируются в содержании экологического воспитания дошкольников, осознают цели работы с детьми в данном направлении, знают методику и технологии экологического воспитания, понимают их развивающий смысл и потенциал; добросовестно, качественно выполняют технологии на практике; проявляют собственный интерес к данной области и повышению своего профессионализма. Количественный анализ показал, что общий уровень экологической культуры остался низким лишь у 4 % педагогов, у 23 % педагогов он средний, высокий уровень продемонстрировали 73 % педагогов.

Таким образом, можно отметить положительные результаты проведенной экспериментальной работы - рост экологической культуры воспитателей в результате аналитико-коррекци-онного взаимодействия методиста с педагогическим коллективом.

Ссылки:

1. О государственной стратегии по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 4 февр. 1994 г. № 236. URL: http://www.referent.ru/1/3897 (дата обращения: 15.10.2016).

2. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. М., 2011. 256 с.

3. Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты : сб. тр. к 25-летию Науч. совета по эколог. образованию Президиума РАО / под ред. А.Н. Захлебного, Л.П. Си-моновой-Салеевой. М., 1997. С. 27-36.

4. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования // Советская педагогика. 1988. № 9. С. 33.

5. Лаптев И.Д. Экологическая культура: сущность и проблема формирования // Теория и практика идеологической работы. Курс лекций. М., 1984. С. 246-263.

6. Зыкова О.А. Организационно-педагогические условия развития экологической культуры субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения : дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 189 с.

7. Там же. С. 22.

8. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом - Природа»: Блок занятий «Я и природа». М., 2005. 192 с.

9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. М., 2005. 336 с.

References:

Laptev, ID 1984, 'Ecological Culture: the essence of the problem of formation', Teoriya i praktika ideologicheskoy raboty. Kurs lektsiy, Moscow, pp. 246-263, (in Russian).

Nikolayeva, SN 2005, Theory and methods of environmental education for children: manual, Moscow, p. 336, (in Russian). Nikolaeva, SN 2011, The system of ecological education of preschool children, Moscow, p. 256, (in Russian).

Ryzhova, NA 2005, The program "Our Home - Nature": training block, "I and the nature," Moscow, p. 192, (in Russian). Suravegina, IT 1988, 'Methodical system of environmental education', Sovetskaya pedagogika, no. 9, p. 33, (in Russian). Zverev, ID, Zakhlebnyi, AN & Simonova-Saleeva, LP (eds.) 1997, 'The priorities of environmental education', Ekologicheskoye obrazovaniye v Rossii: teoreticheskiye aspekty: sb. tr. k 25-letiyu Nauch. soveta po ekolog. obrazovaniyu Pre-zidiuma RAO, Moscow, pp. 27-36, (in Russian).

Zykova, OA 2012, Organizational-pedagogical conditions of development of ecological culture of the educational process of preschool entities: PhD thesis, Moscow, p. 189, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.