Научная статья на тему 'Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников'

Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5259
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ДЕЙСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ. SCIENTIFIC NATURE LITERATURE / ECOLOGICAL STORIES / EMOTIONAL ATTITUDE TOWARDS NATURE / AN EFFECTIVE RELATIONSHIP TO NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терентьева Любовь Ивановна

Исследователи едины во мнении, что современное экологическое образование базируется на определенной системе ценностей: понимании уникальности и самоценности природы на основе экологических знаний, значимости ценностного отношения к ней, осознании ответственности каждого человека за сохранение жизни на всей планете (С. В. Алексеев, Л. Зайцева, Т. А. Маркова, И. Н. Пономарева, И. Т. Суравегина и др.). Данные постулаты характерны и для дошкольного образования, т.к. на основе этого возможно сформировать элементы экологической культуры дошкольников. В таких серьезных вопросах важно, чтобы воспитатель подметил эти аспекты и доступно объяснил детям. В настоящее время вопрос использования природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольников, по нашему мнению, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе. В данной статье приводятся цитаты из произведений детских писателей, которые наиболее ярко характеризуют выделенные положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Терентьева Любовь Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of children’s literature in ecological education

Current research shows that ecological education is based on a certain value system: understanding the uniqueness and intrinsic value of nature on the basis of ecological knowledge, the importance of the valuable relation to nature, the awareness of each person’s responsibility for the preservation of life on the planet. These postulates help to form elements of ecological culture of preschoolers. Currently, the issue of using natural history literature in ecological education of preschool children is not covered in theoretical and methodological literature. This article quotes the works of children’s writers who most clearly characterize this position.

Текст научной работы на тему «Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников»

Л.И.Терентьева

Роль детской литературы в экологическом образовании и воспитании дошкольников

Терентьева Любовь Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, гуманитарный институт (г. Северодвинск, Россия), terluba@yandex.ru

Исследователи едины во мнении, что современное экологическое образование базируется на определенной системе ценностей: понимании уникальности и самоценности природы на основе экологических знаний, значимости ценностного отношения к ней, осознании ответственности каждого человека за сохранение жизни на всей планете (С. В. Алексеев, Л. Зайцева, Т.А. Маркова, И.Н. Пономарева, И. Т. Суравегина и др.). Данные постулаты характерны и для дошкольного образования, т.к. на основе этого возможно сформировать элементы экологической культуры дошкольников. В таких серьезных вопросах важно, чтобы воспитатель подметил эти аспекты и доступно объяснил детям. В настоящее время вопрос использования природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольников, по нашему мнению, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе. В данной статье приводятся цитаты из произведений детских писателей, которые наиболее ярко характеризуют выделенные положения.

Ключевые слова: природоведческая литература, экологические сказки, эмоциональное отношение к природе, действенное отношение к природе.

The role of children's literature in ecological education of preschool children

Terentyeva Lyubov,

Ph.D. in Pedagogy, Assistant Professor, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov (Severodvinsk, Russia)

Current research shows that ecological education is based on a certain value system: understanding the uniqueness and intrinsic value of nature on the basis of ecological knowledge, the importance of the valuable relation to nature, the awareness of each person's responsibility for the preservation of life on the planet. These postulates help to form elements of ecological culture of preschoolers. Currently, the issue of using natural history literature in ecological education of preschool children is not covered in theoretical and methodological literature. This article quotes the works of children's writers who most clearly characterize this position.

Keywords: scientific nature literature, ecological stories, emotional attitude towards nature, an effective relationship to nature.

Щл

ТА

Дошкольный возраст выступает первым звеном в системе непрерывного экологического образования и начальным этапом формирования личности человека, его ценностных установок в мире природы. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к этому огромному пласту экологической культуры из-за его многогранности, обширности и сложности. Поэтому воспитатель становится субъектом экологического воспитания. От него зависит, в какой мере у ребенка сформированы: экологическое сознание, гуманное отношение к живым существам, экологически ориентированное поведение и деятельность в природной среде, которая диктуется не соображениями «дальнего прагматизма» (сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради нее самой.

Без сомнения, отношение к природным объектам зависит от уровня развития познавательной сферы. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь живых объектов. Так закладываются основы элементарной экологической культуры, под которой мы подразумеваем совокупность взглядов на природу и осознанного отношения к ней, выраженных в надлежащем поведении человека и во всей его практической деятельности. В содержании данного понятия можно выделить три основных компонента: экологическое сознание, соответствующее отношение и активная практическая деятельность человека.

Основу экологического сознания составляют знания экологического содержания, носящие системный характер. Применительно к подрастающему поколению С. Н. Николаева указывает, что «экологические знания - это сведения о взаимодействии растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней, о человеке как части природы, об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды». Экологическая направленность определения нацеливает педагогов на развитие у детей элементарных, и в то же время вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. Исходя из этого, следует, что элементарное понимание системных особенностей живого позволит ребенку относиться осознанно к нему как взаимосвязанному целому, предвидеть, что любое неблагоприятное воздействие может привести к изменению взаимосвязей

и всего целого, повлечь за собой гибель живого организма.

В. А. Сухомлинский основой гуманистического воспитания считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете. Он подчеркивал: «рассматривая цветок или отдельный лепесток, крыло бабочки или пушинку тополя, ребенок не должен забывать глобальную истину: природа - это единое целое, которому присуща своя гармония взаимосвязей и зависимостей, и является источником и сущностью нашей жизни, которое никогда, ни при каких условиях нельзя отделить от человека».

В публикациях практиков дошкольного образования указывается, что, с одной стороны, познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. С другой стороны, формирование экологических представлений и понятий - одна из сложнейших задач методики экологического образования. Трудности связаны с усвоением характера понятий, поскольку содержание большинства из них - это причинно-следственные зависимости (Т. Богданец). Кроме того, изучение природы и ее экологических связей играет важную роль в развитии у дошкольников логического мышления, памяти, воображения, понимания самоценности природы, ощущения чувствовать себя ее частью, что, в конечном итоге, приводит к формированию у дошкольников основ экологического сознания. С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, Е. Ф. Терентьева, Н. А. Рыжова и другие исследователи подчеркивают важность усвоения детьми взаимосвязей в природном мире как научную основу экологического воспитания дошкольников.

К средствам формирования знаний о природе можно отнести все методы и приемы, используемые педагогом в воспитательно-обра-

зовательном процессе. Вместе с тем, важно, чтобы эти методы стали действенными при условии их правильной реализации и способствовали активной позиции ребенка в стремлении к получению знаний. Среди всего многообразия методов и приемов обучения мы хотим остановиться на детской литературе о природе, т.к. по мнению Б. М. Бим-Бада - это «одно из универсальных развивающе-образо-вательных средств, которое позволяет эмоционально охватывать целостную картину мира во всем многообразии связей, вещей, событий, отношений».

Как отмечают Н. Ф. Виноградова, З. А. Гриценко, Л. М. Гурович и др., природоведческая литература - это литературные произведения, в которых раскрывается мир природы во всем его многообразии в разных жанровых формах. Диапазон жанров довольно обширен - это сказки, рассказы, документальные повести, охотничьи были, энциклопедии, очерки натуралистов, миниатюры в жанре притчи, зарисовки-пояснения к иллюстрациям.

Природоведческая литература для детей пережила заметную эволюцию. Изменилось содержание природоведческих книг: на своем начальном этапе они прославляли умелых охотников, которые никогда не возвращались с пустыми руками. Современные авторы все больше пишут о связи природы и человека, объясняют, зачем нам леса, горы, звери; рассказывают о великом единстве всего живого, об уникальности самого явления жизни.

Однако в процессе беседы по произведению дети замечают пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты в жизни, сопереживать и размышлять, авторы стали создавать сказки с экологическим содержанием, в которых показывают ценностный аспект природы, раскрывают ее сложные взаимосвязи; учат понимать потребности животных и растений, их взаимоотношения с окружающей средой, отражают взаимоотношения между человеком и миром живой природы.

По мнению Н. А. Рыжовой, экологическая сказка - «это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты, взаимосвязи и взаимозависимости в фантазийной форме». Особенно ярко природные зависимости представлены в современных экологических сказках Н. Рыжовой, рассказах В. Танасийчука «Экология в картинках», познавательных сказочных историях В.В. Зотова «Лесная азбука», М. Попова «Онежская жем-

чужина», О. В. Кувыкиной «Письма насекомых» и др.

Актуальными остаются сказки и рассказы В. Бианки, Б. Житкова, Б. Заходера, М. Пришвина, Е. Чарушина, К. Паустовского, В. Чаплиной и др., написанные с экологических позиций. В этих произведениях авторы учат детей внимательно приглядываться к проявлениям жизни в природе, видеть ее хрупкость, незащищенность, призывают беречь и охранять живое.

В настоящее время в дошкольной практике широко используются энциклопедические книги о животных в картинках. Это познавательная литература, в которой ребенку открывается увлекательный, полный тайн и чудес мир растений, животных, насекомых. Примеры этих изданий: «Зоология в картинках» А. С. Баркова; «Животные» из серии «Я открываю мир» Л. Я. Гальперштейна; «Подводный мир» А. И. Криволапова. Вместе с тем, по мнению Э. И. Николаевой, объемные энциклопедические издания общей направленности не формируют, а убивают в ребенке зарождающиеся познавательные интересы обилием непосильных сведений. Очень важно, чтобы такие книги не были лишь суммой любопытных фактов, упражнением холодного ума. Строение тела стрекозы не должно заслонить мысль, что она живая.

Повысилась роль так называемых «синтетических» книг, где сливается воедино приключенческое, познавательное и художественное начало. Среди них - всем известная научно-фантастическая повесть Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». На короткое время герои становятся крошечными, как насекомые, «вровень» самой природе и уже больше не могут относиться к ней снисходительно, свысока. Изменяется сам фокус их зрения. Детям открывается мир чудес, которые они не замечали раньше.

В педагогических и методических источниках 1970-80-х гг. рассматривался вопрос о значении художественных произведений как средстве приобретения знаний о природе, воспитания у детей нравственности и положительных эмоций, чувства прекрасного, пробуждения любви ко всему живому (Л. Гурович, Е. Зубарева, К. Ельникова, Л. Панкратова и др.). Принимая значимость данных публикаций, представим содержание детских произведений для старших дошкольников именно с экологических позиций, в соответствии с компонентами понятия «экологическая культура».

1. Экологическая литература как средство формирования знаний о природе, о связях и зависимостях в ней. Авторская неповторимость, индивидуальность, научность рассказов В. Бианки известна всем. Уже сами названия в форме вопроса: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?» и т.д. способствуют познанию закономерностей о связях между строением тела животного и средой обитания, строением частей тела, характером пищи и способами ее добывания. Например: «Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю» («Как муравьишка домой спешил»).

В сказке «Лесные домишки» ласточка отказывается жить в чужих «домишках» не потому, что капризна, а потому, что не приспособлена к этим условиям.

В «Первой охоте» писатель с юмором, но убедительно знакомит детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: «Удод припал к земле, крылья распластал, хвост

раскрыл, клюв вверх поднял. Смотрит Щенок: нет птицы, а лежит на земле пестрый лоскут и торчит из него кривая игла». «Гусеницы на веточках вытянулись и замерли, - их от сучков не отличишь. Бабочки сели на деревья, крылья сложили, - не разберешь, где кора, где листья, где бабочки». Из произведений «Синичкин календарь», «Наши птицы» дети узнают о сезонных изменениях в природе, взаимосвязях, связанных с приспособлением животных к погодным условиям: «А я и рад, - сказал Заяц, -пурга все следы замела и меня занесла - вот волки рядом пробежали, а меня и не нашли». На данных примерах В.Бианки раскрывает сочетание способов защиты от врагов - определенная форма поведения и покровительственная окраска с неподвижностью, или же -демонстрация ярко окрашенных участков тела с резкими, устрашающими движениями.

В сказке «Сова» образно, в художественной форме объясняется связь человека, клевера, шмелей, мышей и совы: «Сова полетела мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы. Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер

жевать. Молока у Коровы много. Стал Старик молоком чай белить, чай белить - Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать».

Многие биологические закономерности ярко представлены в лесных историях В.В. Зотова «Лесная мозаика». Автор раскрывает особенности многообразия растительного и животного мира, их гармоничное соседство:

«- Посмотри-ка, подосиновик! - обрадовался Лисенок. - Шляпка красная торчит.

- Какой же это гриб, это самый настоящий осиновый лист, - тряхнул ушами Зайка. - А вот там уж точно гриб растет.

- Ха! Опять лист.

- Ох, и шутить ты любишь, тетушка Осина!

- Своими листьями я помогаю подосиновику спрятаться, - улыбнулось дерево.

- Далеко никуда не ходите, - предупреждает Белка малышей.

- Я только вниз спущусь, чтобы лучше рассмотреть вон того, с длинными ушами..., и мигом поднимусь обратно.

- Так это Заяц в гости к нам пожаловал! -улыбнулась мама.

- ... А он не дерется?

- Зайка нас не обижает».

Такое же благоприятное соседство или понятие «симбиоз» ранее объяснялось в сказке Б. Заходера «Отшельник и Роза»:

«Рака звали Отшельником, потому что он, ... не имея панциря, вечно прятался то в пещеры, то в норки, то под камушки, чтобы его поменьше щипали.

- А они не будут щипать нас для нашей же пользы? - спросил Отшельник, который при слове «родственники» вспомнил Дядю Краба.

- Надеюсь, что нет, - сказала Роза гордо, -ведь я говорила тебе, что никто не смеет ко мне прикоснуться! Если я этого не захочу, - добавила она, вспомнив, что Отшельник прикоснулся к ней, когда помогал ей взобраться на Раковину.

- А если встретим, мы сами покажем ей (Госпоже К.), где Раки зимуют,- сказала Роза, и тут Отшельник с удивлением почувствовал, что ему уже почти совсем-совсем не страшно!»

- ... «Чудаки! Да неужели вы до сих пор не догадались, что вы и есть самые настоящие Друзья? Про настоящих Друзей говорят: их водой не разольешь!».

До сих пор практически незаслуженно не востребованы короткие очерковые зарисовки -пояснения к иллюстрациям В. Н. Танасийчука. Совершенно напрасно, потому что познавательно-развивающие рассказы создают образное, доступное старшим дошкольникам представление о сложном мире природных отношений, о науке «Экология» и экологических законах природы:

«Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как ее беречь». «Теперь пришло время запомнить второй очень важный закон: в природе ни животные, ни растения не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями» (В. Н. Танасийчук, «Цепочки в лесу»).

Краткость, простота сюжета, необходимые знания и в конце рассказа - вывод, а иногда - вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями - особенность произведений В. Н. Танасийчука. Именно вопрос -акцент существенного в содержании рассказов, например:

«- Самое трудное время для наших животных - это зима с ее холодами. Как от них спастись?

- К чему еще приспособлены лягушки, кроме климата?

- А есть ли что-нибудь общее у лягушки, крокодила и бегемота?» («Где зимуют лягушки?»)

На каждый вопрос автор коротко и в то же время обстоятельно отвечает.

Другая особенность произведений В. Н. Танасийчука - сравнение животных из разных экологических зон: «А есть ли что-нибудь общее у лягушки, крокодила и бегемота? .все они живут в воде, любят лежать у ее поверхности... Бегемот - совсем как большая лягушка, а крокодил похож на тощего бегемота».

С маленьким читателем автор рассуждает о приспособленности животных к определенной среде обитания: «А как у нас прокормиться белому медведю? Ну а могли бы у нас жить слоны? ... Хоть и по-разному живут белые медведи, слоны и обезьяны, все они не приспособлены к жизни в наших краях. Значит, животные должны быть приспособлены к тем местам, где они обитают?» («Почему белые медведи не живут в лесу?»)

Описывая экологическую катастрофу в море, писатель доступным языком объясняет суть экологических проблем, причины их появления: «Первыми пострадали птицы... Потом настала очередь мелководных ракушек - мидий, устриц. Затем погибли водоросли. А рыбы и прочие морские животные просто уплыли подальше. Закрылись на берегу курорты и гостиницы». («Нефть в море»)

Приведем еще примеры произведений, в которых авторы знакомят детей с особенностями внешнего вида и строения живых организмов, их приспособленностью к среде обитания и сезонным условиям: И. Акимушкин, «Жил-был медведь»; А. Дитрих, «Голубые зеркальца»;

М. Зверев, «Кладовая чудес»; Н. Сладков: «Лесной колобок», «Певчие птицы», «Жизнь в лесу», «Кто ты?», «Рыбьи разговоры», «Звери, птицы и рыбы среди рыб, зверей и птиц», «Мир безмолвия», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; М. Пришвин: «Орлиное гнездо», «Птицы под снегом», «Кладовая солнца»; Г. Снегирев: «Лесное озеро», «Как птицы и звери к зиме готовятся»; Д. Мамин-Сибиряк, «Серая Шейка».

2. Теперь рассмотрим воспитательный аспект экологической литературы, а именно -как авторы нацеливают детей на проявление положительного эмоционального отношения к природе и затрагивают чувства и эмоции ребенка. По мнению Б. Т. Лихачева, «у детей дошкольного возраста отношения с окружающей их природой складываются на бессознательной основе, посредством эмоций и чувств, возникших в ходе созерцания ее красоты. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивные взаимоощущения, взаимовосприятие, взаимосочувствие и даже взаимопонимание».

Проследим через содержание произведений, как на художественных образах у детей подкрепляются личностные переживания, чувства сострадания, жалости, чуткости, радости, полученные в реальных ситуациях общения с живыми существами.

«- Как жаль, что я никогда не видела здесь лилий и рыбок. И еще мне жалко паука-серебрянку. Испруд в ответ только вздохнул:

- Эта история может скоро печально кончиться ... Мой пруд теперь никому не нужен.

- Послушай! - оживилась Маша. Неужели нельзя ничего сделать? ... Надо обязательно помочь пруду, ведь здесь было так здорово!» (Н. А. Рыжова, «История одного пруда»)

Радоваться, восхищаться обыденным учат маленькие и большие герои В. Зотова:

«Модница она у нас, хвойных. Только успевает платья свои менять, - пошутила Елка. - Летом зеленая, а осенью желтая. Солнышко вышло из-за тучки и осветило Лиственницу.

- Ну прямо вся золотая, как сказочная Златовласка! - восхитился Зайка». («Лиственница»)

«Сосна, залитая солнцем, величественна. Медно-желтый ствол, длинные темно-зеленые иголки, коричневые шишки на ветках. Приглядись повнимательней: сколько в ней красоты и торжественности! А как пахнет хвоей в сосновом лесу». («Сосна»)

Необыкновенную историю о происхождении, разнообразии камней, их свойствах

и качествах, определенном назначении рассказывает Н. А. Рыжова. Каждому камешку дана характеристика: суровый и седой Дедушка Гранит, которого уважают за мудрость и опыт, молодой и горячий Базальт, красавец Мрамор, колючий и прочный Кремень. Вместе с тем, эти камни боятся, плачут, обижаются, радуются, хранят тайны, думают и приходят к выводу:

«- Спасибо вам за все, - растроганно произнес Аметист. - Я буду о вас всегда вспоминать. «Если, конечно, вернусь домой», - с грустью подумал он». («О чем шептались камешки»)

Казалось бы, сухие научные сведения в коротких зарисовках В.Н.Танасийчука «Шестиногие соседи» не смогут вызвать эмоции ребенка. Вместе с тем автор дает выразительные заголовки: «Бумажное гнездо», «Цепкие лапки», «Живой вертолет»; оживляет содержание: «По воздуху летел маленький кусочек белой ваты»; вводит головоломку в начале рассказа: «Что за странное насекомое? Голова с хоботком, крылья пятнистые, а конец брюшка загнут кверху, совсем как жало у скорпиона», и у детей возникает интерес, желание узнать, что кроется за таким названием.

Вызывать в душе каждого ребенка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства помогает образный язык произведений. Образность - определение в слове самых характерных, существенных черт предмета, явления. Многие выражения, используемые писателями, так или иначе связаны с национальными образами, а также с собственными наблюдениями за явлениями родной природы. Эмоциональной насыщенностью, всей гранью писательского таланта, спектром образных выражений, близких и доступных детям, пронизан рассказ Г. Скребицкого «Четыре художника»:

«Живет зимний лес. ... Живет вся картина седой чародейки - Зимы. ... Раздвинуло Солнышко сизую тучку. ... Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесную шубку припасла Зима и Лисе, просто на диво: вся ярко-рыжая, как огонь горит! Поведет лиса пушистым хвостом, будто искры рассыплет по снегу. . Чудесная получилась картина!»

«На широкой лесной поляне синей краской вывела Весна большую весеннюю лужу. А вокруг нее, будто синие брызги, рассыпала

первые цветы подснежника, медуницы. Вот на склоне оврага кусты черемухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке, тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши».

«Сочной зеленью расписало Лето весь лес: зеленой краской покрыло луга и горы. Только для речек и для озер взяло прозрачную, ярко-синюю. ... Заглянуло оно в старый фруктовый сад, поразвесило на деревьях румяные яблоки, груши, да так постаралось, что даже ветви не выдержали - наклонились до самой земли. ... «Пускай в светлом березняке, - решило Лето, - растут подберезовики с серыми корешками в коричневых шапочках, а в осиннике - подосиновики. Их нарядило Лето в оранжевые и желтые шапочки».

«Березы и клены покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть ... Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога».

Итак, богатство русской народной речи, образное описание пышного цветения садов, разноцветье лугов, причудливых деревьев создает эмоциональную атмосферу восприятия, способность чувствовать и переживать ее красоту, воспитывает теплые чувства, которые впоследствии преобразуются в эстетическое отношение к природе.

3. Далее рассмотрим, как в экологической литературе авторы нацеливают слушателей на действенное отношение к природе - помочь ей. «Что же делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище?» - задает очередной вопрос В. Танасийчук в рассказе «Отчего погибли киты». Ответ можно найти в произведениях разных авторов. Так, в увлекательной форме о взаимопомощи человека и жителей леса по очищению реки рассказывает М. Попов в сказке «Онежская жемчужина»:

«- Видишь, какие валуны да кокоры встали на моем пути. Расчисти мое русло, - прошептала речка Онега.

- Добро! - ответил Никита, взял багор и, не мешкая, кинулся растаскивать речные заломы. В ту пору на водопой прискакал лось - тот самый, которого спас Никита от верной гибели. Кликнул своих лесных братьев ... Рогами, точно баграми, лоси толкают валежины да вы-воротни, а копытами валуны дробят. Долго ли коротко, но прочистил Никита со своими

14

друзьями-лосями речное русло. Река, которую он освободил от валежин да валунов, стала чистая. Свет солнечный проникает до самых глубин. ... Щуки да окуни снуют, водоросли колышутся, камешки разноцветные светятся. То-то любо!»

В сказках Н.А. Рыжовой природе помогают сами животные, растения, а также люди, осознавшие свои неправильные действия по отношению к природе:

«- Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней., - сказал мудрый Горожанин. Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых -следить за здоровьем и самочувствием Реки». («Жила-была Река»)

Часто авторы свои истории не заканчивают или заканчивают вопросом, тем самым побуждая слушателей размышлять, высказывать мнение, предлагать способы выхода из сложившейся ситуации и сочинять окончание сказки.

«- Как вы думаете, чем закончится эта история?

- Могут ли Машины друзья помочь пруду?

- Предложите свои варианты «оживления» пруда». (Н. А. Рыжова, «История одного пруда»)

Вопрос, адресованный детям в конце произведения, вырабатывает привычку свободно мыслить, выходя за пределы реально существующего:

«- А что бы вы сделали на их месте?» (Н. А. Рыжова, «История одного пруда»)

Призыв к активной помощи по устранению экологического неблагополучия в родном крае звучит у М. Попова: «Хорошо бы вновь очистить реку от завалов да заломов, от коры и тины. Но кличь не кличь - Никиты давно нет. Может быть, ты, дружок, возьмешься, когда вырастешь?» («Онежская жемчужина») Необходимо отметить, что выделенные нами аспекты в отдельности в произведениях часто сочетаются. Так, в рассказе «Желтухин» А. Н. Толстой показывает:

а) яркое описание повадок, строения, поведения животного в связи с жизнедеятельностью: животное «кралось на мягких коротких лапах, животом ползло по полу. Голова у него была круглая, с редкими усами дыбом, а зеленые глаза, узкие зрачки. Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги. Это был еще серенький скворец.».

б) проявление доброго отношения домочадцев: «Совсем еще маленький, бедняжка, -сказала она, - какой желторотый, Желтухин. Матушка всегда говорила ему: «Здравствуй, здравствуй, птицын серый, энергичный и живой».

в) реальные действия ребенка в оказании помощи птице: «Никита приносил червяков и чистил гусиным пером подоконник. Перед вечером Никита поставил на подоконник деревянный домик с крылечком, дверкой и двумя окошечками. Желтухину понравилось, что внутри домика - темно, он прыгнул туда, поворочался и заснул».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, каждая история из жизни природы является историей воспитания человеческого характера, основной нравственной идеей в произведениях, маленьким уроком добра. Такие уроки добра реализуются в актах соучастия, содействия, действенной поддержке, готовности оказать помощь.

Мы понимаем, что в настоящее время решение задач экологического образования детей осуществляется в соответствии с принципом интеграции образовательных областей. Образовательные области «Чтение художественной литературы» и «Познание» относятся к направлению «Познавательно-речевое развитие» и тесно связаны между собой, так как чтение художественной литературы оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, положительного отношения к природе, любви и интереса к ней. В статье приведены примеры не из программных произведений. Вместе с тем в решении задач экологического образования мы учитываем мнение П. Г. Саморуковой о том, что использовать произведения о природе разных авторов можно, выходя за рамки программы.

Природа существует только благодаря экологическому единству, она творит и оберегает жизнь, включая ее самую совершенную форму - человека. Экологическая литература может служить одним из самых прочных оснований и действенным средством для формирования самых первых научных представлений о природе, понимания ее самоценности, ощущения себя ее частью, что в целом будет способствовать формированию начал экологической культуры дошкольников. ■

Литература

1. Богданец Т. Экологические знания - первое представление о мире // Дошкольное воспитание. - 2003. - №12. - С. 52-57.

2. Гурович Л., Иванова Е. Знакомство со сказками В. Бианки // Дошкольное воспитание. - 1991. - №1. - С. 12-14.

3. Ельникова К. Роль литературы в ознакомлении детей с природой // Дошкольное воспитание. - 1979. - №6. - С. 23-25.

4. Зубарева Е. Природа в литературе для дошкольников // Дошкольное воспитание. -1976. - №3. - С. 112-117.

5. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Л.А. Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцова и др.; Под ред. П.Г. Саморуковой.- 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1983.- 207 с.

6. Лихачев Б.Т. Экологическая культура личности // Философия воспитания. Специальный курс для студентов вуза. - М.: Прометей, 1995. - С. 241-261.

7. Николаева С.Н. Теория и методика эко-образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002.

8. Николаева Э.И. Книжное окружение современного ребенка // Экологическое образование: актуальные проблемы. Т. 2. Выпуск 2. - Архангельск, 2001, 144 с.

9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

10. Панкратова Л. Воспитание нравственно-эстетических чувств // Дошкольное воспитание. - 1988. - №4. - С. 18-25.

11. Рыжова НА. Не просто сказки. -М.: Линка-Пресс, 2002. - 192 с.

12. Сухомлинский ВА. О воспитании. -М., 1973. - 124 с.

Статья поступила в редакцию 18.12.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.