высококвалифицированных специалистов, готовых к выполнению трудовых функций и обязанностей и повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на ранке труда. Данная система отвечает интересам всех вовлеченных сторон - промышленных предприятий, профессиональных образовательных организаций, студентов и их родителей и в целом регион и экономику страны.
Литература:
1. Булаева М.Н., Филатова О.Н. Теория и методика профессионального образования будущих педагогов техникума. -Н. Новгород. - 2017. - 92 с.
2. Казакова Л.Н., Бобро Т.П., Фролова В.Н., Шилова Л.Н. Развитие системы наставничества как инновационной деятельности в условиях трансформации современного среднего профессионального образования. - Н. Новгород. -
2020. - 105 с.
3. Маркова С.М., Наркозиев А.К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т.7. - №1(26).
4. Петров А.Ю. Дуальная система в профессиональном образовании при сетевом взаимодействии профессиональной образовательной организации. Учебно-методическое пособие / А.Ю. Петров, Н.С. Петрова, О.Н. Филатова, Н.В. Васильева. - Н. Новгород. - 2018. - 76 с.
5. Петров А.Ю. Развитие ранней профориентационной деятельности в системе профессионального образования: Коллективная монография / А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, В.И. Ериков, Л.С. Голычева, И.В. Жилина, Л.А. Монцева, Н.С. Петрова, Е.А. Устинова, О.Н. Филатова, Т.К. Чернонебова. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. - 188 с.
6. Петров А.Ю., Петров Ю.Н., Филатова О.Н., Колодкина Н.Н., Балльно-рейтинговая система оценки эффективности профессионального развития обучающихся профессиональной образовательной организации. Монография. - Н. Новгород. -
2021. - 192 с.
7. Петров Ю.Н., Филатова О.Н. Профессиональное образование в современном цифровом пространстве // Нижегородское образование. - 2019. - №1. - С. 30-33.
8. Петров Ю.Н., Фирсов М.В., Филатова О.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.
9. Филатова О.Н., Грибина Г.А., Ермолаева Е.Л. Педагог профессионального обучения в будущем цифровом образовательном пространстве // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №67(1). - С. 245-248.
10. Филатова О.Н., Гущин А.В., Шобонов Н.А. Профессиональное образование в современном информационном обществе // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61(2). - С. 200-202.
11. Филатова О.Н., Крупа В.В., Быстрова Н.В. Сквозное профессиональное образование в стратегии развития цифровых технологий // Проблемы современного педагогического образования. - 2018 - Вып. 61. - Ч.2.
12. Markova S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Filatova O.N., Khizhnaya A.V. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. -Т.200. - С. 940-947.
13. Markova S.M. Forecasting the development of professional education // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т.91. - С. 452-459.
14. Yury N. Petrov, Alexey Y. Petrov, Nina S. Petrova, Nadezhda V. Syrova, and Olga N. Filatova // Change of the Level of Working Capacity of a Student in the System of Professional Education Under Mental Load. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т.129. - С. 925-932.
Педагогика
УДК 378.1
магистрант Хаджилаева Фатима Далхатовна
Северо-Кавказская гуманитарная академия (г. Черкесск);
кандидат медицинских наук, доцент Коджакова Танзиля Шахарбиевна
Северо-Кавказская гуманитарная академия (г. Черкесск)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВАМ МЕДЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ
Аннотация. В статье освещаются методические особенности проведения занятий по основам медзнаний и здорового образа жизни. Тема актуальна. Проводить процесс воспитания обозначает не только развивать дальше и усовершенствовать приобретенное индивидуумом от природы, исправлять нежелательные отклонения в его повадках и рассудке, но и воспитывать у него потребность в постоянном самообразовании, использовании физических и духовных сил.. В данной статье определено воздействие уроков по основам медзнаний и здоровому образу жизни на развитие личности, изучена работа педагога в качестве тьютора при проведении внеклассных уроков по основам медзнаний и здоровому образу жизни. Ключевые слова: внеклассные занятия, основы безопасности жизнедеятельности, развитие личности, педагог, ученик. Annotation. The article highlights the methodological features of conducting classes on the basics of medical knowledge and a healthy lifestyle. The topic is relevant. Carrying out the upbringing process means not only to develop further and improve what an individual has acquired from nature, to correct unwanted deviations in his habits and reason, but also to bring up in him the need for constant self-education, the use of physical and spiritual forces .. This article defines the impact of lessons on the basics of medical knowledge and a healthy lifestyle for personal development, studied the work of a teacher as a tutor when conducting extracurricular lessons on the basics of medical knowledge and a healthy lifestyle.
Keywords: extracurricular activities, basics of life safety, personality development, teacher, student.
Введение. Природная и социальная среда, в которой мы сегодня живем, наполнена многочисленными факторами, представляющими довольно потенциальную опасность разными по степени влияния на жизнь и здоровье человека.
Работа педагога направлена к достижению таких психолого-этических, гуманитарных и общественных целей, как достаток, здоровье, высокое качество бытия, совершенное формирование индивидов и групп в разнообразных видах персональной и общественной жизни [1].
Цель исследования изучение действенности занятий по основам медзнаний и здорового образа жизни. Задачи: исследовать содержание предмета «Основы медзнаний и здоровый образ жизни»; определить виды и изучить методику организации занятий по данному предмету.
Научной новизной является то, что ранее в учебных заведениях вопросы внеклассных занятий в курсе здорового образа жизни не изучались, не была оценена степень воздействия учителя на обучающегося.
Задачей образования является предоставить студентам выработать правила взаимодействия с окружающей средой по принципу «не навреди ни себе ни окружающей среде». Ведь не случайно введен предмет в учебные планы «Основы медзнаний и здоровый образ жизни».
Изложение основного материала статьи. В соответствии со стандартом есть предметная область «Основы медзнаний и здоровый образ жизни».
Не секрет, что нравственная составляющая цивилизации отстаёт от научно-технического прогресса и приводит к трём устойчивым тенденциям:
1) недостаточная осознанность поведения людей;
2) неспособность предвидеть последствия своего поведения;
3) увеличение доли человеческого фактора как причина опасных ситуаций [2].
Задаётся вопрос, почему такой предмет как «Основы медзнаний и здоровый образ жизни» целесообразно включать в занятия вуза? Основная причина это:
- во-первых, что человек бурно включается в социальный мир, расширяется сфера его познавательной, коммуникативной, поведенческой активности;
- во-вторых, развивается неудержимое желание пользоваться всеми благами окружающего мира.
Это такая типичная позиция ребят студенческого возраста, первого курса. Присущ им юношеский максимализм, категоричность, уверенность в своей правоте, эти ребята, как обычно, спорщики. Они имеют своё мнение и часто выражают абсолютную твёрдую позицию, у них есть свои точки зрения, то есть моё и неправильное.
Стоит отметить также, что ребята в этом возрасте (16-17 лет) активно умны, сообразительны и очень многие из них технически грамотно, блестяще владеют компьютером. Всё это говорит о том, что юношеский возраст наиболее чувствительный к сознанию многих проблем связанных со здоровым образом жизни. При этом у ребят этого возраста отсутствует способность предвидеть последствия своих действий и поступков [3].
Также недостаточно развита рефлексия, то есть анализ и оценка своего поведения. Наконец, это отставание в области волевой сферы. Ребята имеют свой волевой характер, но очень часто волевые усилия для них недоступны или недостаточно развиты. У них пока еще недостаточный объём знаний и умений, чтобы справляться, оценивать, анализировать опасную ситуацию. Выполнению этих задач и должно быть посвящено содержание занятий по «Основам медзнаний и здоровому образу жизни».
«Основы медзнаний и здоровый образ жизни» - это не простой предмет и вести его как предметы классические, такие как химия, история и обществоведение нельзя.
Поведенческая модель человека как айсберг над водой действия, поведенческие акты, а их причина огромный пластырь под водой. То есть это и знание, и мотивация, и личностные отношения к данному объекту или данной ситуации, ценности и смыслы человека. Вот именно такое соотношение поведения с его предпосылками, нравственными позициями определяет соотношение поведения с мотивами и, конечно, обеспечивают необходимость работы прежде всего на подводную часть айсберга. Отсюда выстраивается и аксиологическая, то есть целевая составляющая курса [4].
Основными целями курса «Основы медзнаний и здоровый образ жизни» является:
- осознание необходимости изучать и знать правила;
- понимать действия государства, то есть правовую культуру;
- установка на здоровый образ жизни, чтобы не расходились знания и жизненные ситуации;
- осознание зависимости в системе «человек-природа-общество», то есть человек равноправное с другими живыми существами, и он должен правильно взаимодействовать и с природой, и с другими людьми, и с обществом, и с самим собой;
- формирование антиэкстремисткой, антитеррористической позиции. Пожалуй, «Основы медзнаний и здоровый образ жизни» - это единственный предмет, который придает этой задаче такое непосредственно приоритетное значение;
- формирование способности правильно действовать в опасной ситуации.
Принципами отбора содержания курса «Основы медзнаний и здоровый образ жизни» является, прежде всего, актуальность знаний. Как правило, «Основы медзнаний и здоровый образ жизни» не главный предмет в учебном заведении, не очень для обучающихся нужный и социально значимый. Задача преподавателей - изменить отношение к изучению этого предмета. Для этого такие знания должны быть актуальными.
При отборе знаний надо выделять базовые понятия, которыми обучающиеся должны владеть, то есть не просто формально запомнить название терминов, но и конечно предполагается сочетание интеграции предметных и межпредметных связей. И конечно, практическая направленность курса замыкается на культурологическом принципе. Этот культурологический принцип, представляющий эрудицию, возможность дифференциации обучения, принцип, обеспечивающий широкий круг знаний людей. И вот тут кроется формула «знает, может знать, должен, может». Это касается всех позиций принципа отбора содержания курса [5].
Известно, что в обучении присутствуют разные виды деятельности.
Принципиально важные для ведения занятия именно по «Основам медзнаний и здоровому образу жизни»:
- всеми известная деятельность - репродуктивная;
- поисково-исследовательская;
- контрольно-оценочная;
- игровая;
- коммуникативная;
- практическая.
В репродуктивной деятельности основные функции: приобретение знаний, расширение знаний, запоминание и воспроизведение. Это типичная картина обучения, к сожалению, она является приоритетом в учебных заведениях на сегодняшний день независимо от того, что мы уже работаем по стандарту и фактически эта деятельность строится на базе следующих психологических процессов: восприятие, речь-описание, память, то есть вот это классическая формула преподавателя «Прочитай, запомни. Дома еще раз прочитай, на следующем занятии спрошу». Это всё упирается в репродуктивную деятельность.
Стоит обратить внимание, что основные роли обучающегося в репродуктивной деятельности - это зритель, слушатель и репродуктолог. Никаких других ролей исследователь, участник дискуссии, оппонент, спорщик и так далее эта деятельность не даёт. К примеру содержание задания:
прочитай текст - восприятие, внимание;
ответь на вопросы - восприятие, память;
перескажи текст - память, восприятие, речь-описание.
Таким образом, обучающиеся успешной репродуктивной деятельности, прежде всего, отличаются от всех других памятью.
В содержании обязательно должны быть выделены основные понятия курса. Не стоит заучивать правило. Лучше ориентироваться на то, что есть понятие психическое здоровье, физическое здоровье, социальное здоровье и привести всему этому примеры. Также объяснить, что есть такое понятие: «чрезвычайная ситуация» и что это такое. Есть понятие, что есть экологическая чрезвычайная ситуация, вредные привычки, безопасность, предвидение. Это всё нужно уметь доступно объяснить, привести пример и т.д. [6].
Ещё важными и специфическими понятиями для «Основ медзнаний и здорового образа жизни» являются природные, техногенные, социальные факторы опасности. Также есть очень важное понятие: «национальная безопасность».
Существенным содержанием обучения являются и медицинские знания, и умения.
Понятие репродуктивное здоровье - это оказание первой помощи при отравлениях, травмах, опасностях, связанных с алкоголем, наркотиками, поведение при эпидемиях людей и животных. В программе безусловно должно даваться понятие, примерное содержание тем проектов.
Выводы. Таким образом, методы преподавания в вузе «Основ медзнаний и здорового образа жизни» дают студентам знать, что практическая психология и этика являются обязательной составляющей врачебной профессиональной деятельности, предполагающей непосредственное воздействие на психическую реальность человека. Современная жизнь человека в обществе протекает так, что по существу любая сфера общественной жизни оказывает в той или иной мере на него такое воздействие [7].
Результатом проведенного исследования, в ходе которого рассматривались методические особенности проведения занятий по основам медзнаний и здорового образа жизни, явилось раскрытие и установление результативности занятий с обучающимися. Подобные занятия воспитывают и формируют личность обучающегося, дают основы медицинских знаний, и умений оказывать первую помощь при отравлениях, травмах, опасностях, связанных с алкоголем, наркотиками, поведение при эпидемиях людей и животных.
Литература:
1. Алексеева Н. Т. Морально-нравственное становление личности студентов младших курсов медицинского вуза / Н.Т. Алексеева, А.М. Карандеева, А.Г. Кварацхелия, Ж.А. Анохина // Биоэтика и современные проблемы медицинской этики и деонтологии: матер. Республиканской научно-практической конференции с международным участием. - Витебск. -2016. - С. 221-224.
2. Акбашева Р.С. Психологические особенности развития этнического самосознания студентов (на материале вузов Карачаево-Черкесской республики) / автореферат дис. ... кандидата психологических наук / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. -Ставрополь, 2007
3. Лепшокова Е.А. Роль дистанционного обучения при преподавании и изучении иностранного языка / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 203-206.
4. Лепшокова Е.А. Значимость дистанционного обучения в условиях самоизоляции / Клычевские чтения - 2020 // Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, 2020. - С. 140-144.
5. Лепшокова Е.А. Проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс / Лепшокова Е.А. // Родной язык сегодня: проблемы сохранения и развития / Материалы региональной с международным участием научно-практической конференции, посвященной Международному дню родного языка. - Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, 2021. - С. 219-222.
6. Фетисов С.О. Проблемы формирования профессиональных компетенций в процессе самостоятельной работе студентов, обучающихся на иностранном языке / С.О. Фетисов, А.М. Карандеева, М.Ю. Соболева // Медицинское образование XXI века: компетентностный подход и его реализация в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования: матер. республиканской научно-практ. конф. с междунар. участием. ВГМУ. - 2017. -С. 477-479.
7. Физиология человека: учебник / под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина. - 4-е изд. - Москва: Медицинская книга, 2003. - 528 с.
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Мезенцева Татьяна Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород),
воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 167» (г. Нижний Новгород);
магистрант Смирнова Светлана Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический
университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород),
старший воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №325» (г. Нижний Новгород)
ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье рассматриваются современные подходы к вопросам организации экологического воспитания детей дошкольного возраста, показана актуальность данного направления образовательной работы с детьми, обусловленная необходимостью воспитания с детского возраста основ экологического мышления, стратегий разумного природопользования. Авторами выделены педагогические условия совершенствования результативности экологического воспитания дошкольников, определены основные технологии его реализации с учетом возрастных и психологических особенностей детей, дана их характеристика.