Литература:
1. Акимова, М.К. Учет психологических особенностей учащихся в процессе обучения / М.К. Акимова, В.Г. Козлова // Вопросы психологии. - 1997. - №6. - С. 49-56.
2. Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - №5.- С. 75-78
3. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности М.: Издатель Рассказов А.И., 2002. 101 с.
4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. - М.: Университетская книга, Логос, 2008. - 384 с.
5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство отрочество: 10-е изд., перераб. и доп. - М.академия 2006. 608 с.
6. Психолого-Педагогический словарь: справочное издание / Пидкасистый П.И. - М., 1998. - с. 544.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - режим доступа: http//www.standart.edu.ru
8. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М., ЭКСМО, 2010. - 224-228 с.
9. Электронный ресурс http://pedlib.ru/Books/2/0238/index.shtml?from_page=7
10. Электронный ресурс http://ug.ru/article/1017
Педагогика
УДК 373.2
студент магистратуры Сипович Татьяна Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ПРИРОДОЙ
Аннотация. В статье изучена роль наглядно-дидактических пособий в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой, систематизированы представленные в теории и методике наглядно-дидактические пособия экологической направленности, дана их краткая характеристика. В ходе проведения научно-педагогического исследования разработана авторская модель экологической азбуки, доказана ее эффективность в формировании экологических представлений старших дошкольников.
Ключевые слова: дошкольник, экологическое воспитание и образование, экологическая азбука, дошкольный возраст, наглядно-дидактическое пособие.
An^tatton. The article studies the role of visual and didactic aids in introducing nature to older preschool children, systematizes the environmental and didactic visual aids presented in theory and methodology, and gives a brief description of them. During the scientific and pedagogical research, the author's model of ecological alphabet was developed, its effectiveness in the formation of environmental representations of senior preschoolers was proved.
Keywords: preschool child, environmental education and training, environmental alphabet, preschool age, visual and didactic allowance.
Введение. Научно-технический прогресс, потребительское отношение к природе как к бесконечному источнику ресурсов, разрушительная деятельность человека неизбежно ведет человечество к экологической катастрофе. Государство Российской Федерации всерьез обеспокоено состоянием окружающей среды, что подтверждается появлением нормативно-правовых документов, касающихся экологического состояния страны. Принятие в 1991 г. закона РФ «Об охране окружающей природной среды» утвердило необходимость создания системы всеобщего и непрерывного экологического образования, включающего все этапы, начиная с дошкольного возраста, профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов образовательных организаций всех уровней [5]. Закон «Об образовании» (1992) провозгласил «воспитание любви к окружающей природе» одним из приоритетных принципов государственной образовательной политики [6]. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила право граждан на благоприятную окружающую среду [6, ст. 42] и, тем самым, завершило создание нормативно-правовой основы для формирования системы непрерывного экологического образования в России [15, с. 15].
Таким образом, правительство Российской Федерации стремится к улучшению экологического состояния планеты, но переучить человека гораздо сложнее, чем с рождения заложить основы позитивного взаимодействия с окружающей средой, поэтому в современных условиях актуализируются вопросы экологического воспитания подрастающего поколения, а также вопросы повышения эколого-педагогической компетентности педагогов дошкольных организаций [2].
Изложение основного материала статьи. Приоритетной целью образовательной программы дошкольного образования является всестороннее (разностороннее) развитие личности [13, ст. 64]. Одним из самых доступных средств воспитания и развития детей дошкольного возраста является окружающая природа. В период дошкольного детства ребенок постоянно и неосознанно взаимодействует с окружающей природой: воспринимает разнообразные объекты живой и неживой природы, интересуется миром растений и животных. Такое стихийное познание многообразия окружающего мира становится частью жизни ребенка и позволяет ему совершать новые открытия каждый день.
В дошкольных образовательных организациях такая работа осуществляется целенаправленно и планомерно. Так, в комплексных («Кроха», «Детство», «От рождения до школы», «Истоки» и т.д.) и парциальных (Юный эколог», «Семицветик», «Наш дом - природа», «Паутинка», «Живая экология» и др.) образовательных программах представлено содержание работы, направленной на формирование начал
экологической культуры дошкольника, гуманного, позитивного отношения к окружающему миру и миру природы в целом. Реализация образовательной деятельности обеспечивает последовательное накопление и систематизацию знаний о природе, воспитание ценностного отношения к природному миру в различных видах детской деятельности: наблюдение, экспериментирование, моделирование, труд в природе, игра, изодеятельность, конструирование и т.д. [1].
Любая образовательная программа обязательно сопровождается методическими рекомендациями, включающими перечень материалов и дидактических пособий, направленных на обеспечение качества усвоения содержания программы. Рассмотрим некоторые из них.
С.Н. Николаева, автор программы «Юный эколог», среди дидактических средств выделяет: дидактические пособия, настольно-печатные игры, предметные и сюжетные картинки, дидактические игры, наглядный и иллюстративный материал, демонстрационный и раздаточный материал и т.д. [10]. Дополнительно к программе С.Н. Николаевой разработаны рабочие тетради «Познаем природу - готовимся к школе» [7] и «Экологическая тетрадь для дошкольников» [9], где собраны наглядные игровые задания, с помощью которых ребенку легче усвоить учебный материал.
H.А. Рыжова в дополнение к программе «Наш дом - природа» предлагает использовать экологический проект «Мое дерево», в котором даны рекомендации по проведению исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста, последовательно представлены все этапы реализации проекта [11]. Данные разработки помогают педагогу успешно решать воспитательно-образовательные задачи.
На основании анализа программно-методической литературы по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста было выделено две основные группы наглядно-дидактических пособий, используемых сегодня в дошкольных организациях. К первой группе следует отнести пособия для педагога, куда входят книги, методические разработки в помощь воспитателю по работе с дошкольниками и родителями. Они представляют собой сборники конспектов занятий, игр, опытов, сценариев мероприятий, методические рекомендации. Такие пособия разработаны Т.М. Бондаренко, С.Н. Николаевой, В.Н. Волчковой, В.А. Дрязгуновой, Л.П. Молодовой, Е.Е. Морозовой, Т.В. Зацепиной, А.С. Малыгиной, Г.В. Лаптевой, О.А. Воронкевич, Н.Н. Авдеевой, Г.Б. Степановой, Т.А. Шорыгиной и т.д. [8]. Ко второй группе следует отнести пособия для детей, к ним относятся рабочие тетради, наглядный и иллюстративный материал для совместной работы педагога с ребенком. Такие пособия разработаны Н.А. Рыжовой, С.Н. Николаевой, О.А. Воронкевич и др. [8].
Особый интерес в связи с темой нашего исследования представляет вторая группа пособий, предназначенная для детей. Удобный формат, содержащий готовые задания, не требует основательной подготовки воспитателя, тем самым снимает с него дополнительную нагрузку. Дидактические материалы, разработанные для дошкольников, содержат большое количество иллюстраций и занимательного материала (игры, загадки, ребусы, кроссворды, др.). Это обусловлено особенностями дошкольного возраста, в котором преобладает наглядно-образное мышление, ребенок лучше запоминает и усваивает информацию при опоре на наглядность. Именно поэтому наглядно-дидактические пособия приобрели большую популярность и востребованность как среди педагогов, так и среди родителей дошкольников.
Наглядно-дидактические пособия, реализующие принципы развивающего обучения и воспитания и соответствующие требованиям ФГОС дошкольного образования [13], предназначены для познавательного развития детей дошкольного возраста. Использование различных наглядно-дидактических пособий способствует развитию речи, внимания, мышления, обогащению знаний об окружающей действительности. Например, за счет разнообразных реалистичных иллюстраций, макетов, природных материалов успешно складываются представления о живой и неживой природе. Демонстрационные и раздаточные картинки, слайды, фильмы, модели, репродукции позволяют педагогу сделать рассказ, объяснение или чтение художественной литературы образным, показать ребенку то, что стоит за словом и недоступно его наблюдению [8, с. 175].
В процессе экологического образования детей можно использовать наглядно-дидактические пособия различным образом. Рассматривание иллюстраций позволяет уточнить имеющиеся представления об объектах природы. Рассказывания и беседы с использованием наглядного материала обогащают представления ребенка. Яркий и красочный наглядный материал позволяет показать то, что удалено территориально или просто недоступно для невооруженного наблюдения. Возможно длительное рассматривание картин в силу их статичности, просмотр видеофайлов, многократное обсуждение объектов, акцентирование внимания детей на разных явлениях природы. Неподвижность изображений позволяет рассмотреть, как растут животные и растения, узнать какие условия обеспечивают естественное протекание этого процесса [8, с. 176]. Благодаря наглядным дидактическим материалам возможно восполнение пробелов наблюдения, например, дошкольникам можно показать редкие и исчезающие виды растений и животных. В процессе использования наглядного материала дети не только знакомятся с конкретными представителями животного и растительного мира, но и получают необходимые знания о них.
Выделим основные типы наглядно-дидактических пособий экологической направленности для дошкольников:
I. Экологический календарь (или календарь природы) - это форма фиксации наблюдений, происходящих в окружающей природе с помощью определенной знаковой системы (символов, условных знаков). В условиях дошкольного учреждения календарь природы является наглядным дополнением уголка природы. При этом он выполняет ряд важных функций: обогащает представления о природе; развивает мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; формирует представления о разнообразии мира и т.д. Экологический календарь включает ряд более конкретных календарей [14, с. 5]:
• календарь природы (сезонных изменений окружающей среды);
• календарь экологических дат (всемирный день Земли, всемирный день защиты животных и т.д.);
• календарь мероприятий дошкольной организации.
2. Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе обучающегося над освоением учебного предмета. Использование рабочей тетради позволяет дошкольникам познакомиться с сокровищами окружающей природы, одновременно развивая познавательные, эстетические, нравственные качества личности [9]. В детских садах использование экологические рабочие тетради не получили пока широкого распространения.
3. Наглядный иллюстративный материал объединяет в себе разнообразные дидактические и демонстрационные картины и картинки, репродукции, фотоматериалы, модели, видеофильмы и др. Известно, что наглядный материал дает педагогу возможность знакомить детей с явлениями и объектами природы, которые в данной местности или в данной время невозможно непосредственно наблюдать, позволяет дать представения о длительно протекающий в природе явлениях и процессах (рост и развитие живых организмов, сезонные изменения, круговорот воды в природе, др.).
4. Экологическая азбука - дидактическое пособие, направленное на расширение экологических знаний детей. Отличительной особенностью азбуки является расположение экологических терминов (названий) в алфавитном порядке и целостное изучение объекта с разных сторон и разными способами (картинка, стихотворение, ребус, игра). Уникальность азбуки состоит в ее простоте. Каждой букве алфавита соответствует определенный термин (название объекта), к которому подобраны интересные и познавательные материалы. Иллюстрации демонстрируют объект природы, давая возможность ребенку выстроить ассоциативный ряд «название - внешний вид». Стихотворения и загадки способствуют продуктивному запоминанию объекта, развитию памяти, мышления, воображения. Игры носят обучающий для педагога и развлекательный для детей характер. Разнообразие заданий, собранных в экологической азбуке, включает в себе компоненты, влияющие одновременно на интеллектуальную (задания, головоломки) и эмоциональную (игры) сферу ребенка [4, с. 10]. Занятия с азбукой совместно со взрослыми способны обогатить словарь, закрепить навыки счета, ориентировки в пространстве, др.
Сегодня в практике используются методические пособия в помощь педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов, воспитателям дошкольных организаций. Одним из них является «Экологическая азбука» Н.З. Смирновой [12] для младших школьников. Текст сопровождается красочными рисунками, загадками о природе, интересными опытами. В конце азбуки экологический словарь объясняет многие незнакомые детям понятия [12]. Пособие рассчитано на читающих детей и содержит сложные для понимания термины и определения (атмосфера, жертва, мимикрия и др.), поэтому не подходит для детей дошкольного возраста.
Свой вклад в разработку экологической азбуки внесли О.М. Газина и А.Х. Тамбиев. Изданные под их редакцией сборники экологических азбук: «Самые маленькие животные земли», «Экологическая азбука для детей. Животные», «Жизнь морей и океанов» и т.д. знакомят детей с живыми существами планеты. Например, серия «Мир морей и океанов» О.М. Газиной знакомит детей с экосистемой морей и океанов, способствует развитию экологического кругозора [3]. Каждой букве соответствует не одно, а 2-3 названия морских жителей, сопровождающие рассказом о нем и иллюстрацией. Однако, для дошкольников эти сборники могут оказаться сложными, так как содержат трудные, на наш взгляд, для запоминания названия (актиния, тряпичник, рыба-фугу). К тому же в пособиях собраны животные со всего мира, о которых знают даже не все взрослые.
Таким образом, наличие наглядно-дидактических пособий в детском саду, содержательно и эмоционально отражающих объекты и явления природы, является важным условием полноценного экологического образования детей. Они успешно дополняют наблюдения за окружающей природой, расширяют кругозор ребенка, формируют представления о разнообразном природном мире.
В результате анализа научно-методической литературы было принято решение разработать экологическую азбуку для детей дошкольного возраста и апробировать разнообразные формы работы с ней в рамках научного исследования. В основу исследования легла гипотеза, согласно которой: использование экологической азбуки в образовательном процессе будет способствовать повышению уровня экологических знаний детей дошкольного возраста. Для проверки гипотезы было проведено исследование с детьми старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ «Детский сад № 15 «Солнышко» города Бор Нижегородской области.
Для решения задач констатирующего эксперимента и изучения уровня сформированности экологических знаний детей о растениях было подобрано пять диагностических методик, разработанных на основе рекомендаций С.Н. Николаевой и Л.М. Маневцовой [8; 10]. Как показал анализ результатов, дети старшего дошкольного возраста затрудняются назвать знакомые им растения, имеют недостаточный запас экологических представлений, поэтому было решено провести с экспериментальной группой детей работу по формированию экологических знаний с использованием экологической азбуки.
Работа проводилась в три этапа. На подготовительном этапе было создано пособие «Экологическая азбука. Растения, которые нас окружают», в его основу были положены представления о растениях Нижегородской области, названия которых расположены в алфавитном порядке. К каждому названию подобраны загадки, стихотворения, приметы, пословицы и поговорки, направленные на расширение экологических представлений, интересные факты о кустарниках, деревьях и цветах. Страницы азбуки оформлены иллюстрациями, содержат игры и задания для групповой и индивидуальной работы. Содержание работы интегрировалось вокруг пяти содержательных блоков: комнатные растения, полевые растения, растения цветника, кустарники и деревья. Помимо экологических занятий и бесед, с детьми были организованы и другие виды деятельности: рисовали березу, незабудку, лепили фиалку, складывали в технике оригами тюльпан; составляли рассказ про осину, учились склонять слово «дуб», образовывали однокоренные слова, читали художественные произведения и учили стихи о растениях, обсуждали приметы, пословицы и поговорки; играли в подвижные игры: «Раз, два, три - к дереву беги», «Мак», «Кактус и ива», «Косари» и др. На обобщающем этапе было проведено итоговое занятие в виде викторины «Что мы узнали о растениях нашей области?». Дети отгадывали загадки, решали ребусы, выполняли творческие задания, отвечали на вопросы.
Контрольный этап эксперимента включал в себя оценку результатов работы. Анализируя полученные данные, следует отметить, что дети экспериментальной группы справились с диагностическими заданиями лучше, чем дети контрольной группы, и заметно улучшили свои показатели. Сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента показало существенные изменения в уровне сформированности экологических знаний у детей экспериментальной группы: средний показатель группы увеличился на 29%, результат контрольной группы увеличился лишь на 5 %. Замечено, что дошкольники экспериментальной группы стали интересоваться комнатными растениями, кустарниками и деревьями, сезонными изменениями в природе и т.д.
Выводы. Полученные данные свидетельствуют о результативности проделанной работы и достоверности выдвинутой гипотезы: использование экологической азбуки в образовательном процессе способствует повышению уровня экологических знаний детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Белинова Н.В., Бичева И.Б., Ханова Т.Г. Современные подходы к реализации задач экологического образования детей дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. - 2018. - № 6 (36). -С. 114-121.
2. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. - 2018. - Т. 6. - № 2 (23). - С. 3. [Электронный ресурс]. - URL: http://elibrary.ru/download/elibrary_35246436_33644997.pdf (дата обращения: 11.11.2019).
3. Газина О.М. Экологическая азбука для детей: жизнь морей и океанов / О.М. Газина; худож. О.В. Кавун. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 32 с.
4. Гринева Е.А., Бибикова Н.В., Акишина И.А. Англо-Русский экологический букварь «ABC экологическая грамота» как средство формирования экологической воспитанности школьников // Современный ученый. - 2017. - № 9. - С. 9-12.
5. Закон РФ об охране окружающей природной среды // Экос Информ. - 1992. - № 1.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 14.01.2019).
7. Николаева С.Н, Волкова Н.А. Познаем природу - готовимся к школе: экологическая тетрадь для детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 2011. - 55 с.
8. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 272 с.
9. Николаева С.Н. Экологическая тетрадь для дошкольников. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2011. - 55 с.
10. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 120 с.
11. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево». - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. - 256 с.
12. Смирнова Н.З. Экологическая азбука. - Красноярск: Изд-во КГПУ, изд-во Бонус, 1996. - 128 с.
13. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения: 4.01.2019).
14. Ханова Т.Г., Бывшева М.В., Демидова Е.Е. Использование экологического календаря в процессе ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в природе // Вестник Мининского университета. - 2018. - №2(23). [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-ekologicheskogo-kalendarya-v-protsesse-oznakomleniya-starshih-doshkolnikov-s-sezonnymi-izmeneniyami-v-prirode (дата обращения: 22.05.2019).
15. Чуйкова Л. Ю. Анализ развития экологического образования в Российской Федерации // Астраханский вестник экологического образования. - 2011. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 22.04.2019).
Педагогика
УДК:378.2
доктор педагогических наук, профессор, доцент Скрипкина Алина Вячеславовна
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор Туравец Наталья Романовна Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар); адъюнкт Тебердиева Жамиля Исмаиловна
Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар)
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ СУБЪЕКТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ
СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются формы и виды педагогического сопровождения повышения субъектно-профессионального потенциала личности; определены функции тьютерства, наставничества, роль и сущностные характеристики педагогического сопровождения, определены структурные уровни его реализации в современной высшей школе по подготовке будущих специалистов социономической сферы деятельности.
Ключевые слова: высшая школа, субъект, социономические профессии, педагогическое сопровождение, тьютор, наставник.
Annotation. this article deals with forms and types of pedagogical support the improvement of subject and professional potential of the individual; defined the functions of reuterstv, mentoring, the role and essential characteristics of pedagogical support, the structural levels of its realization in the modern higher school in training future specialists "help" areas of activity.
Keywords: higher school, subject, socionomic professions, pedagogical support, tutor, mentor.
Введение. Учебно-воспитательный процесс в вузе на современном этапе в своей совокупности предоставляет возможности для постоянного и непрерывного расширения границ саморазвития и самореализации, создает условия для увеличения связей личности с окружающим социумом, для понимания принципов, на основе которых осуществляется будущая профессиональная деятельность в новых