Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Бичева Ирина Борисовна, Казначеев Дмитрий Александрович

В статье рассматривается актуальность эмоционального становления ребенка на этапе дошкольного возраста. Цель исследования: разработка и обоснование комплекса педагогических условий, который позволит системно и последовательно повышать компетентность педагогов и родителей воспитанников в области эмоционального развития, что окажет выраженное влияние на развитие положительно-эмоционального состояния детей. Данный комплекс включает: изучение и оценку реального эмоционального состояния детей и уровня сформированности компетентности у воспитывающих взрослых (педагогов и родителей); организацию эмоционально благополучного предметно-игрового развивающего пространства в семье и в дошкольной образовательной организации; разработку и внедрение специальных занятий, упражнений для снижения эмоциональной напряженности у детей; проектирование содержания и активных форм сопровождения для педагогов и родителей в соответствии с выявленными проблемами в области развития эмоциональной сферы дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казначеева Светлана Николаевна, Бичева Ирина Борисовна, Казначеев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF A MODERN UNIVERSITY

The article discusses the relevance of the emotional development of a child at the stage of preschool age. The purpose of the study: to develop and justify a set of pedagogical conditions that will allow for a systematic and consistent increase in the competence of teachers and parents of pupils in the field of emotional development, which will have a pronounced impact on the development of a positive emotional state of children. This complex includes: the study and assessment of the real emotional state of children and the level of competence formation in educating adults (teachers and parents); organization of an emotionally prosperous subject-game developing space in the family and in a preschool educational organization; development and implementation of special classes, exercises to reduce emotional tension in children; designing content and active forms of support for teachers and parents in accordance with the identified problems in the development of the emotional sphere of preschoolers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

правовых документов, а также дидактико-методических и управленческих условий проектная и исследовательская деятельность образовательной организации будет организована и осуществлена успешно и эффективно.

В области организации проектной и исследовательской деятельности последнюю четверть века продолжает осуществляться проектирование и апробация организационных механизмов, специфика которых во многом зависит от региональных особенностей систем образования. Регулярное обновление и дополнение законодательно-нормативной базы позволяет реализовывать данное направление в широком диапазоне моделей, концепций, проектов. Появившиеся в регионах страны в значительном количестве практико-ориентированные разработки организационных процессов проектной и исследовательской деятельности, к сожалению, не имеют в подавляющем большинстве практической ценности и теоретической новизны, поскольку представляют собой простое перечисление действий, их алгоритм. В исключительных случаях разработчики, которые представляют территориальное управление образования или региональные институты управления дополнительного профессионального образования, указывают и описывают организационно-педагогические условия, перечисляя субъектов деятельности, указывая состав проектных групп, сроки реализации и конкретные действия.

Основные недостатки существующих организационных механизмов заключаются в неудовлетворительном уровне теоретического обоснования практического материала. Зачастую они недостоверно отражают региональную вариативность финансово-экономических, кадровых, программных, демографических и научно-методических условий образования.

Обнаруживается необходимость разработки и внедрения проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс вуза на технологическом уровне. Данный уровень обеспечит проектирование организационного механизма как стержневого элемента процесса управления.

Таким образом, в настоящее время системы отечественного образования обладает полным пакетом законодательных и нормативно-правовых документов по интеграции общего и дополнительного образования, что открывает широкие возможности для использования в образовательном процессе современного вуза потенциал проектной и исследовательской деятельности.

Литература:

1. Дополнительное образование детей: история и современность: учеб. пособие для академического бакалавриата / А.В. Золотарева, А.Л. Пикина, Н.Г. Тихомирова и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 353 с.

2. Дорохина, Л.А. Интеграция основного и дополнительного образования в образовательном учреждении гимназического типа: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01. / Дорохина Лидия Алексеевна. - Нальчик, 2006. - 38 с.

3. Исаева, М.А. Метод проектов как средство формирования поисково-исследовательских навыков студентов в процессе обучения математике / М.А. Исаева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №1 (80). - С. 167-169.

4. Исаева, М.А. Формирование проектной культуры будущего учителя математики. / М.А. Исаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-1. - С. 127-130.

5. Леонтович, А.В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты / А.В. Леонтович // Школьные технологии. - 2006. - № 6. - С. 89-98.

6. Модели интеграции общего и дополнительного образования в контексте внедрения ФГОС: Методические рекомендации / Под общей ред. С.В. Смирновой. - Сыктывкар, 2012. - 30 с.

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Казначеев Дмитрий Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается актуальность эмоционального становления ребенка на этапе дошкольного возраста. Цель исследования: разработка и обоснование комплекса педагогических условий, который позволит системно и последовательно повышать компетентность педагогов и родителей воспитанников в области эмоционального развития, что окажет выраженное влияние на развитие положительно-эмоционального состояния детей. Данный комплекс включает: изучение и оценку реального эмоционального состояния детей и уровня сформированности компетентности у воспитывающих взрослых (педагогов и родителей); организацию эмоционально благополучного предметно-игрового развивающего пространства в семье и в дошкольной образовательной организации; разработку и внедрение специальных занятий, упражнений для снижения эмоциональной напряженности у детей; проектирование содержания и активных форм сопровождения для педагогов и родителей в соответствии с выявленными проблемами в области развития эмоциональной сферы дошкольников.

Ключевые слова: дошкольное образование, эмоциональное развитие, эмоциональные состояния, компетентность педагогов и родителей в области эмоционального развития ребенка, педагогические условия.

Annotation. The article discusses the relevance of the emotional development of a child at the stage of preschool age. The purpose of the study: to develop and justify a set of pedagogical conditions that will allow for a systematic and consistent increase in the competence of teachers and parents of pupils in the field of emotional development, which will have a pronounced impact on the development of a positive emotional state of children. This complex includes: the study and assessment of the real emotional state of children and the level of competence formation in educating adults (teachers and parents); organization of an emotionally prosperous subject-game developing space in the family and in a preschool educational organization; development and implementation of special classes, exercises to reduce emotional tension in children; designing content and active forms of support for teachers and parents in accordance with the identified problems in the development of the emotional sphere of preschoolers.

Key words: preschool education, emotional development, emotional states, competence of teachers and parents in the field of emotional development of a child, pedagogical conditions.

Введение. Современная система дошкольного образования характеризуется значимыми преобразованиями, что обусловлено необходимостью подготовки ребенка-дошкольника к жизнедеятельности в условиях нестабильности. В исследовании С.В. Фроловой показано, что социально-экономические преобразования в обществе влияют на «роль и характер деятельности учителя, характер субъектного взаимодействия, организации образовательного процесса, компетенций, как учителя, так и ученика» [91. И.А. Лесковой подчеркивается идея о развитии системы образования, реализующей фундаментальную и прикладную составляющие [6].

Актуальным направлением в системе дошкольного образования является эмоциональное развитие детей, в процессе которого создаются условия для положительно направленных эмоциональных состояний детей, происходит формирование эмоционального опыта ребенка. Данный аспект раскрывается в психолого-педагогических исследованиях О.М., Гулиенко, Н.С. Ежковой, Т.А. Завьяловой, А.В. Запорожца, Л.А. Кошелевой и других ученых. В публикациях подчеркивается значимость эмоций и эмоционального общения для психологического и мотивационного развития ребенка, характеризуются эмоциональные проявления в конкретных ситуациях [1, 3, 51. Мы согласны с утверждением Н.С. Ежковой [31, что достижение образовательной эффективности возможно при условии учета эмоциональных проявлений ребенка в процессе специально организованного эмоционально насыщенного общения с педагогом.

В педагогике дошкольного возраста отмечается особая роль родителей в эмоциональном развитии детей, поскольку именно семья - первый институт, в котором ребенок приобретает свой опыт эмоционально-нравственного поведения на основе семейных ценностей, убеждений и отношений к окружающему [2, 4, 10]. Важную роль в процессе формирования положительно направленных эмоциональных состояний дошкольника имеет сформированный эмоциональный словарь ребенка. Понимание значения разных эмоций позволяет правильно их интерпретировать. Поэтому педагогам вместе с детьми и родителями следует составлять специальные словари с использованием схем, иллюстраций с целью обучения определять и описывать конкретную эмоцию (свою и другого ребенка или взрослого), упражнять в правильном способе реагирования.

Среди основных проблем, которые приводят к нарушениям эмоционального состояния детей и негативно влияют на их эмоциональное становление, можно выделить следующие: отсутствие необходимых знаний у родителей (и у педагогов), не умение влиять на развитие эмоций ребенка, низкий уровень собственного эмоционального развития. Это может свидетельствовать о недостаточном уровне сформированности компетентности воспитывающих взрослых как «результате их личностного развития, готовности проявлять свою педагогическую культуру, непрерывно повышать уровень образованности, оказывая воспитательное и развивающее воздействие, адекватное возрасту ребенка» [7, С. 102].

Целью настоящего исследования является разработка и обоснование комплекса педагогических условий, который позволит системно и последовательно повышать компетентность педагогов и родителей воспитанников в области эмоционального развития, что окажет выраженное влияние на развитие положительно-эмоционального состояния детей.

Изложение основного материала статьи. Контент-анализ исследований доказывает высокую значимость исследуемой проблемы. Мы предполагаем, что успешное развитие эмоций у детей дошкольного возраста и достижение ими положительно-эмоционального состояния возможно, если разработаны и реализованы следующие педагогические условия.

Первое условие. Изучение и оценка реального эмоционального состояния детей и уровня сформированности компетентности у воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) в области эмоционального развития. Данное условие предполагает два направления диагностических исследований.

Первое направление - изучение показателей эмоционального развития детей. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить следующие компоненты и показатели эмоционального развития дошкольников (рис. 1).

л

Мотивационный компонент

„У

• ребенок проявляет устойчивый интерес к эмоциям и чувствам других;

• активно проявляет желание реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстника, используя высказывания, словесные инструкции

Социально-коммуникативны й компонент

Когнитивный компонент

Поведенческий компонент

Оценочно-рефлексивный компонент

• ребенок эмоционально откликается на состояние другого;

• самостоятельнозамечает, выделяет и дифференцирует эмоции и настроение другого человека;

• эмоционально взаимодействует с другими детьми

• ребенок демонстрирует умение правильно распознать эмоциональное состояние даже при отсутствии ярко выраженных внешних эмоциональных проявлений;

• активно и самостоятельно выражает свои чувства и переживания в речи, действии: используя выразительные движения, мимику, пантомимику, голосовые реакции

• у ребенка проявляется эмоциональная отзывчивость в поведении;

• ребенок идентифицируется с эмоциональным состоянием другого, выражает сочувствие, сопереживание, сострадание;

• проявляет заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным

• ребенок оценивает ситуацию и эмоционально реагирует, проявляет позитивный эмоциональный отклик на переживания другого человека и осуществляет эмоционально-утешительные действия;

• у ребенка сформирован эмоциональный опыт

Рисунок 1. Показатели эмоционального развития дошкольников

В соответствии с данными характеристиками определены три уровня сформированности эмоциональной сферы (рис. 2).

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

• Определяется достаточным объемом знаний в области эмоциональной сферы, ребенок знает и понимает социальные эмоции, проявляет интерес к эмоциональному состоянию других, эмоционально взаимодействует с другими людьми. Дети адекватно реагируют на жизненные ситуации, проявляют сочувствие и сопереживание к людям и животным. У ребенка отмечается способность к критическому осмыслению своих поступков, адекватная оценка своей деятельности, стремление к оказанию действенной помощи. У ребенка правильно сформированы нравственно- оценочные нормы

• Ребенок знает основные эмоции, но не распознает способы их выражения. Ребенок замечает состояние и настроение другого человека, но у него отсутствует стремление и желание реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстника. Ребенок может выражать сочувствие и сопереживание по отношению к окружающим людям и животным, но обосновать проявления своих чувств затрудняется. Ребенок не всегда адекватно оценивает свои поступки

• Недостаточный объем знаний в области эмоциональной сферы, ребенок не знает и не распознает эмоции и способы их выражения. Ребенок не проявляет интерес к эмоциональным состояниям других людей, не стремится реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстника или другого взрослого. Ребенок не проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние другого, не выражает сочувствие, сопереживание и сострадание к окружающим его людям, не адекватно оцениваетсвои поступки

Рисунок 2. Уровни сформированности эмоциональной сферы у дошкольников

Второе направление исследований предполагает изучение сформированности компетентности у педагогов и родителей в области эмоционального развития дошкольников, к компонентам которой мы относим ценностно-смысловой и мотивационный, когнитивно-содержательный, коммуникативно-деятельностный и рефлексивно-оценочный.

Индикаторами достижения указанных компонентов приняты следующие показатели.

Ценностно-смысловой и мотивационный компонент: понимание значимости эмоционального развития ребенка; осознание своей роли в развитии эмоций ребенка и достижении им положительного эмоционального состояния; устойчивая установка на изучение особенностей эмоциональных проявлений ребенка; постоянное проявление положительно направленного эмоционально-ценностного отношения к ребенку.

Когнитивно-содержательный компонент: владение необходимыми знаниями в области эмоционального развития ребенка; знание способов создания эмоционально благополучной обстановки в семье и в ДОО, методов и приемов снижения эмоционального дискомфорта ребенка.

Коммуникативно-деятельностный компонент: способность осуществлять эмоционально положительное взаимодействие с ребенком в разных ситуациях, в том числе, конфликтных; умение применять приемы педагогического воздействия, направленные на создание у ребенка положительного настроения в разных видах деятельности; умение устанавливать эмоциональный контакт, доверительные отношения с ребенком.

Рефлексивно-оценочный компонент: способность осуществлять объективную самооценку своих успехов и затруднений в области эмоционального развития ребенка; способность объективно оценивать эмоциональные состояния ребенка, определять его достижения, трудности, выявлять их причины в разных ситуациях, в том числе, конфликтных.

Для определения степени сформированности этих компонентов предлагается три уровня: оптимальный (постоянное проявление большинства показателей в разных условиях, в том числе, конфликтных); допустимый (фрагментарное проявление большинства показателей, затруднения в конфликтных ситуациях); критический (отсутствие большинства показателей в разных условиях, в том числе, конфликтных).

Второе условие. Организация эмоционально благополучного предметно-игрового развивающего пространства в семье и в ДОО: создание уголков психологической разгрузки, положительный характер взаимодействия, общий благоприятный стиль оформления игровых центров, др.

Третье условие. Разработка и внедрение специальных занятий, упражнений для снижения эмоциональной напряженности у детей в ДОО и в условиях семьи. Реализация данного условия предполагает установление соответствия между задачами, содержанием и методами эмоционального развития детей. Можно выделить две основные группы задач.

Первая группа задач обеспечивает развитие у детей опыта индивидуального эмоционального проявления: формировать представления об эмоциях, их проявлении; развивать эмоциональный словарь, умение описывать собственные эмоции; развивать способность выявлять причины своего эмоционального дискомфорта, правильно выражать разные эмоции; др.

Вторая группа задач направлена на обучение детей распознавать эмоции другого человека: формировать умение замечать эмоциональные проявления сверстников, взрослых, выражать это в речи, соответствующем поведении; воспитывать чуткость к эмоциям другого человека, умение откликаться на состояние другого, др.

Для решения каждой задачи педагогам и родителям важно подбирать точные способы педагогического управления (коммуникативные и тренинговые упражнения, специальные дидактические игры, рассматривание иллюстраций, анализ поступков и др.), использовать значимые для детей ситуации, включать их в обсуждение проблемных вопросов (например, «Почему не получилось играть дружно?», «Какой цвет у твоего настроения после ссоры», др.). Целесообразно данные виды деятельности проводить в формате современных технологий дошкольного образования [8].

Четвертое условие. Проектирование содержания и активных форм сопровождения для педагогов и родителей в соответствии с выявленными проблемами в области эмоционального развития дошкольников. Считаем целесообразным разработку программы сопровождения, которая включает совместные занятия с педагогами и родителями, занятия только с педагогами или родителями, а также занятия для родителей и детей. Это позволит решать задачи эмоционального развития детей как согласованный и непрерывный процесс взаимодействия, выявлять наиболее успешные практики семейного воспитания и опыта педагогов.

Совместные виды деятельности повышают доверие участников образовательных отношений (педагогов и родителей) друг к другу, поскольку каждый находится в ситуации психолого-педагогического поиска с целью достижения эффективности эмоционального развития детей. Участие родителей в занятиях с детьми способствует установлению между ними доброжелательных коммуникативных связей, повышает самооценку и детей, и родителей. Занятия, проводимые с педагогами ДОО, имеют выраженную методическую направленность. Их содержание должно подготовить педагогов к планированию и организации работы с детьми и родителями в области эмоционального развития, а также способствовать развитию их собственной эмоциональной сферы. На занятиях в форме тренинга (эмоционального, коммуникативного) обязательно участвует психолог.

Реализация указанных педагогических условий базируется на ключевых принципах дошкольной педагогики и детской психологии (непрерывности, последовательности, систематичности, субъект-субъектности, др.). Особо выделим принципы, учет которых оказывает значимое влияние на становление эмоционального мира ребенка:

- принцип участия или содействия, характеризующийся созданием условий для максимально возможного проявления детьми своих эмоций;

- принцип индивидуализации и дифференциации, предполагающий приобретение детьми индивидуального эмоционального опыта на основе «зоны ближайшего развития» и соответствующих уровню конкретного ребенка содержания и форм;

- принцип примера воспитывающих взрослых, обусловленный особой чувствительностью детей дошкольного возраста и стремлением подражать манере поведения значимого для них взрослого.

Выводы. Предлагаемые педагогические условия рассматриваются как комплекс, реализация которого позволит системно и последовательно развивать компетентность педагогов ДОО и родителей воспитанников в области эмоционального становления ребенка, что окажет выраженное влияние на процесс эмоционального развития детей и их положительно эмоционального состояния.

Приведенные в статье теоретические и методические положения требуют экспериментальной апробации в условиях ДОО. В настоящее время осуществляется проверка предлагаемых педагогических условий в ДОО г. Нижнего Новгорода.

Литература:

1. Бичева, И.Б. Методические основы воспитания эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста / И.Б. Бичева, А.С. Большакова, Е.И. Пушкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 47-50.

2. Бичева, И.Б. Организационно-методические основы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольном образовании / И.Б. Бичева, Н.В. Вялова, Е.А. Рязанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 67-4. - С. 44-47.

3. Ежкова, Н.С. Педагогические основы эмоционального развития детей трех-шести лет / Н.С. Ежкова // Детский сад от А до Я. - 2007. - № 1. - С. 34-50.

4. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи / Н.С. Ежкова // Дошкольная педагогика. - 2011. -№ 3 (68). - С. 54-56.

5. Завьялова, Т.А. Развитие эмоциональной сферы у дошкольников / Т.А. Завьялова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 9. - С. 47-59.

6. Лескова, И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований / И.А. Лескова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 10.

7. Моделирование развития педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации / И.Б. Бичева, Ковчегова М.Б., Горшенина Н.М., Самохвалова Н.В. [и др.] // Современные наукоемкие технологии. - 2021. -№ 11-1. - С. 101-105.

8. Образовательное событие как современная технология образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста / И.Б. Бичева, Казначеева С.Н., Данилова Е.Г., Купаева О.Е. [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 5. - С. 54.

9. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №2. - С. 4.

10. Шакирова, Г.Ф. Взаимосвязь семейной ситуации и эмоционального развития детей дошкольного возраста / Г.Ф. Шакирова // Студенческий вестник. - 2021. - № 47-2 (192). - С. 66-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.