правовых документов, а также дидактико-методических и управленческих условий проектная и исследовательская деятельность образовательной организации будет организована и осуществлена успешно и эффективно.
В области организации проектной и исследовательской деятельности последнюю четверть века продолжает осуществляться проектирование и апробация организационных механизмов, специфика которых во многом зависит от региональных особенностей систем образования. Регулярное обновление и дополнение законодательно-нормативной базы позволяет реализовывать данное направление в широком диапазоне моделей, концепций, проектов. Появившиеся в регионах страны в значительном количестве практико-ориентированные разработки организационных процессов проектной и исследовательской деятельности, к сожалению, не имеют в подавляющем большинстве практической ценности и теоретической новизны, поскольку представляют собой простое перечисление действий, их алгоритм. В исключительных случаях разработчики, которые представляют территориальное управление образования или региональные институты управления дополнительного профессионального образования, указывают и описывают организационно-педагогические условия, перечисляя субъектов деятельности, указывая состав проектных групп, сроки реализации и конкретные действия.
Основные недостатки существующих организационных механизмов заключаются в неудовлетворительном уровне теоретического обоснования практического материала. Зачастую они недостоверно отражают региональную вариативность финансово-экономических, кадровых, программных, демографических и научно-методических условий образования.
Обнаруживается необходимость разработки и внедрения проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс вуза на технологическом уровне. Данный уровень обеспечит проектирование организационного механизма как стержневого элемента процесса управления.
Таким образом, в настоящее время системы отечественного образования обладает полным пакетом законодательных и нормативно-правовых документов по интеграции общего и дополнительного образования, что открывает широкие возможности для использования в образовательном процессе современного вуза потенциал проектной и исследовательской деятельности.
Литература:
1. Дополнительное образование детей: история и современность: учеб. пособие для академического бакалавриата / А.В. Золотарева, А.Л. Пикина, Н.Г. Тихомирова и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 353 с.
2. Дорохина, Л.А. Интеграция основного и дополнительного образования в образовательном учреждении гимназического типа: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01. / Дорохина Лидия Алексеевна. - Нальчик, 2006. - 38 с.
3. Исаева, М.А. Метод проектов как средство формирования поисково-исследовательских навыков студентов в процессе обучения математике / М.А. Исаева // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №1 (80). - С. 167-169.
4. Исаева, М.А. Формирование проектной культуры будущего учителя математики. / М.А. Исаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №63-1. - С. 127-130.
5. Леонтович, А.В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты / А.В. Леонтович // Школьные технологии. - 2006. - № 6. - С. 89-98.
6. Модели интеграции общего и дополнительного образования в контексте внедрения ФГОС: Методические рекомендации / Под общей ред. С.В. Смирновой. - Сыктывкар, 2012. - 30 с.
Педагогика
УДК 373.2
кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Бичева Ирина Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Казначеев Дмитрий Александрович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В статье рассматривается актуальность эмоционального становления ребенка на этапе дошкольного возраста. Цель исследования: разработка и обоснование комплекса педагогических условий, который позволит системно и последовательно повышать компетентность педагогов и родителей воспитанников в области эмоционального развития, что окажет выраженное влияние на развитие положительно-эмоционального состояния детей. Данный комплекс включает: изучение и оценку реального эмоционального состояния детей и уровня сформированности компетентности у воспитывающих взрослых (педагогов и родителей); организацию эмоционально благополучного предметно-игрового развивающего пространства в семье и в дошкольной образовательной организации; разработку и внедрение специальных занятий, упражнений для снижения эмоциональной напряженности у детей; проектирование содержания и активных форм сопровождения для педагогов и родителей в соответствии с выявленными проблемами в области развития эмоциональной сферы дошкольников.
Ключевые слова: дошкольное образование, эмоциональное развитие, эмоциональные состояния, компетентность педагогов и родителей в области эмоционального развития ребенка, педагогические условия.
Annotation. The article discusses the relevance of the emotional development of a child at the stage of preschool age. The purpose of the study: to develop and justify a set of pedagogical conditions that will allow for a systematic and consistent increase in the competence of teachers and parents of pupils in the field of emotional development, which will have a pronounced impact on the development of a positive emotional state of children. This complex includes: the study and assessment of the real emotional state of children and the level of competence formation in educating adults (teachers and parents); organization of an emotionally prosperous subject-game developing space in the family and in a preschool educational organization; development and implementation of special classes, exercises to reduce emotional tension in children; designing content and active forms of support for teachers and parents in accordance with the identified problems in the development of the emotional sphere of preschoolers.
Key words: preschool education, emotional development, emotional states, competence of teachers and parents in the field of emotional development of a child, pedagogical conditions.
Введение. Современная система дошкольного образования характеризуется значимыми преобразованиями, что обусловлено необходимостью подготовки ребенка-дошкольника к жизнедеятельности в условиях нестабильности. В исследовании С.В. Фроловой показано, что социально-экономические преобразования в обществе влияют на «роль и характер деятельности учителя, характер субъектного взаимодействия, организации образовательного процесса, компетенций, как учителя, так и ученика» [91. И.А. Лесковой подчеркивается идея о развитии системы образования, реализующей фундаментальную и прикладную составляющие [6].
Актуальным направлением в системе дошкольного образования является эмоциональное развитие детей, в процессе которого создаются условия для положительно направленных эмоциональных состояний детей, происходит формирование эмоционального опыта ребенка. Данный аспект раскрывается в психолого-педагогических исследованиях О.М., Гулиенко, Н.С. Ежковой, Т.А. Завьяловой, А.В. Запорожца, Л.А. Кошелевой и других ученых. В публикациях подчеркивается значимость эмоций и эмоционального общения для психологического и мотивационного развития ребенка, характеризуются эмоциональные проявления в конкретных ситуациях [1, 3, 51. Мы согласны с утверждением Н.С. Ежковой [31, что достижение образовательной эффективности возможно при условии учета эмоциональных проявлений ребенка в процессе специально организованного эмоционально насыщенного общения с педагогом.
В педагогике дошкольного возраста отмечается особая роль родителей в эмоциональном развитии детей, поскольку именно семья - первый институт, в котором ребенок приобретает свой опыт эмоционально-нравственного поведения на основе семейных ценностей, убеждений и отношений к окружающему [2, 4, 10]. Важную роль в процессе формирования положительно направленных эмоциональных состояний дошкольника имеет сформированный эмоциональный словарь ребенка. Понимание значения разных эмоций позволяет правильно их интерпретировать. Поэтому педагогам вместе с детьми и родителями следует составлять специальные словари с использованием схем, иллюстраций с целью обучения определять и описывать конкретную эмоцию (свою и другого ребенка или взрослого), упражнять в правильном способе реагирования.
Среди основных проблем, которые приводят к нарушениям эмоционального состояния детей и негативно влияют на их эмоциональное становление, можно выделить следующие: отсутствие необходимых знаний у родителей (и у педагогов), не умение влиять на развитие эмоций ребенка, низкий уровень собственного эмоционального развития. Это может свидетельствовать о недостаточном уровне сформированности компетентности воспитывающих взрослых как «результате их личностного развития, готовности проявлять свою педагогическую культуру, непрерывно повышать уровень образованности, оказывая воспитательное и развивающее воздействие, адекватное возрасту ребенка» [7, С. 102].
Целью настоящего исследования является разработка и обоснование комплекса педагогических условий, который позволит системно и последовательно повышать компетентность педагогов и родителей воспитанников в области эмоционального развития, что окажет выраженное влияние на развитие положительно-эмоционального состояния детей.
Изложение основного материала статьи. Контент-анализ исследований доказывает высокую значимость исследуемой проблемы. Мы предполагаем, что успешное развитие эмоций у детей дошкольного возраста и достижение ими положительно-эмоционального состояния возможно, если разработаны и реализованы следующие педагогические условия.
Первое условие. Изучение и оценка реального эмоционального состояния детей и уровня сформированности компетентности у воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) в области эмоционального развития. Данное условие предполагает два направления диагностических исследований.
Первое направление - изучение показателей эмоционального развития детей. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить следующие компоненты и показатели эмоционального развития дошкольников (рис. 1).
л
Мотивационный компонент
„У
• ребенок проявляет устойчивый интерес к эмоциям и чувствам других;
• активно проявляет желание реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстника, используя высказывания, словесные инструкции
Социально-коммуникативны й компонент
Когнитивный компонент
Поведенческий компонент
Оценочно-рефлексивный компонент
• ребенок эмоционально откликается на состояние другого;
• самостоятельнозамечает, выделяет и дифференцирует эмоции и настроение другого человека;
• эмоционально взаимодействует с другими детьми
• ребенок демонстрирует умение правильно распознать эмоциональное состояние даже при отсутствии ярко выраженных внешних эмоциональных проявлений;
• активно и самостоятельно выражает свои чувства и переживания в речи, действии: используя выразительные движения, мимику, пантомимику, голосовые реакции
• у ребенка проявляется эмоциональная отзывчивость в поведении;
• ребенок идентифицируется с эмоциональным состоянием другого, выражает сочувствие, сопереживание, сострадание;
• проявляет заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным
• ребенок оценивает ситуацию и эмоционально реагирует, проявляет позитивный эмоциональный отклик на переживания другого человека и осуществляет эмоционально-утешительные действия;
• у ребенка сформирован эмоциональный опыт
Рисунок 1. Показатели эмоционального развития дошкольников
В соответствии с данными характеристиками определены три уровня сформированности эмоциональной сферы (рис. 2).
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
• Определяется достаточным объемом знаний в области эмоциональной сферы, ребенок знает и понимает социальные эмоции, проявляет интерес к эмоциональному состоянию других, эмоционально взаимодействует с другими людьми. Дети адекватно реагируют на жизненные ситуации, проявляют сочувствие и сопереживание к людям и животным. У ребенка отмечается способность к критическому осмыслению своих поступков, адекватная оценка своей деятельности, стремление к оказанию действенной помощи. У ребенка правильно сформированы нравственно- оценочные нормы
• Ребенок знает основные эмоции, но не распознает способы их выражения. Ребенок замечает состояние и настроение другого человека, но у него отсутствует стремление и желание реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстника. Ребенок может выражать сочувствие и сопереживание по отношению к окружающим людям и животным, но обосновать проявления своих чувств затрудняется. Ребенок не всегда адекватно оценивает свои поступки
• Недостаточный объем знаний в области эмоциональной сферы, ребенок не знает и не распознает эмоции и способы их выражения. Ребенок не проявляет интерес к эмоциональным состояниям других людей, не стремится реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстника или другого взрослого. Ребенок не проявляет эмоциональную отзывчивость на состояние другого, не выражает сочувствие, сопереживание и сострадание к окружающим его людям, не адекватно оцениваетсвои поступки
Рисунок 2. Уровни сформированности эмоциональной сферы у дошкольников
Второе направление исследований предполагает изучение сформированности компетентности у педагогов и родителей в области эмоционального развития дошкольников, к компонентам которой мы относим ценностно-смысловой и мотивационный, когнитивно-содержательный, коммуникативно-деятельностный и рефлексивно-оценочный.
Индикаторами достижения указанных компонентов приняты следующие показатели.
Ценностно-смысловой и мотивационный компонент: понимание значимости эмоционального развития ребенка; осознание своей роли в развитии эмоций ребенка и достижении им положительного эмоционального состояния; устойчивая установка на изучение особенностей эмоциональных проявлений ребенка; постоянное проявление положительно направленного эмоционально-ценностного отношения к ребенку.
Когнитивно-содержательный компонент: владение необходимыми знаниями в области эмоционального развития ребенка; знание способов создания эмоционально благополучной обстановки в семье и в ДОО, методов и приемов снижения эмоционального дискомфорта ребенка.
Коммуникативно-деятельностный компонент: способность осуществлять эмоционально положительное взаимодействие с ребенком в разных ситуациях, в том числе, конфликтных; умение применять приемы педагогического воздействия, направленные на создание у ребенка положительного настроения в разных видах деятельности; умение устанавливать эмоциональный контакт, доверительные отношения с ребенком.
Рефлексивно-оценочный компонент: способность осуществлять объективную самооценку своих успехов и затруднений в области эмоционального развития ребенка; способность объективно оценивать эмоциональные состояния ребенка, определять его достижения, трудности, выявлять их причины в разных ситуациях, в том числе, конфликтных.
Для определения степени сформированности этих компонентов предлагается три уровня: оптимальный (постоянное проявление большинства показателей в разных условиях, в том числе, конфликтных); допустимый (фрагментарное проявление большинства показателей, затруднения в конфликтных ситуациях); критический (отсутствие большинства показателей в разных условиях, в том числе, конфликтных).
Второе условие. Организация эмоционально благополучного предметно-игрового развивающего пространства в семье и в ДОО: создание уголков психологической разгрузки, положительный характер взаимодействия, общий благоприятный стиль оформления игровых центров, др.
Третье условие. Разработка и внедрение специальных занятий, упражнений для снижения эмоциональной напряженности у детей в ДОО и в условиях семьи. Реализация данного условия предполагает установление соответствия между задачами, содержанием и методами эмоционального развития детей. Можно выделить две основные группы задач.
Первая группа задач обеспечивает развитие у детей опыта индивидуального эмоционального проявления: формировать представления об эмоциях, их проявлении; развивать эмоциональный словарь, умение описывать собственные эмоции; развивать способность выявлять причины своего эмоционального дискомфорта, правильно выражать разные эмоции; др.
Вторая группа задач направлена на обучение детей распознавать эмоции другого человека: формировать умение замечать эмоциональные проявления сверстников, взрослых, выражать это в речи, соответствующем поведении; воспитывать чуткость к эмоциям другого человека, умение откликаться на состояние другого, др.
Для решения каждой задачи педагогам и родителям важно подбирать точные способы педагогического управления (коммуникативные и тренинговые упражнения, специальные дидактические игры, рассматривание иллюстраций, анализ поступков и др.), использовать значимые для детей ситуации, включать их в обсуждение проблемных вопросов (например, «Почему не получилось играть дружно?», «Какой цвет у твоего настроения после ссоры», др.). Целесообразно данные виды деятельности проводить в формате современных технологий дошкольного образования [8].
Четвертое условие. Проектирование содержания и активных форм сопровождения для педагогов и родителей в соответствии с выявленными проблемами в области эмоционального развития дошкольников. Считаем целесообразным разработку программы сопровождения, которая включает совместные занятия с педагогами и родителями, занятия только с педагогами или родителями, а также занятия для родителей и детей. Это позволит решать задачи эмоционального развития детей как согласованный и непрерывный процесс взаимодействия, выявлять наиболее успешные практики семейного воспитания и опыта педагогов.
Совместные виды деятельности повышают доверие участников образовательных отношений (педагогов и родителей) друг к другу, поскольку каждый находится в ситуации психолого-педагогического поиска с целью достижения эффективности эмоционального развития детей. Участие родителей в занятиях с детьми способствует установлению между ними доброжелательных коммуникативных связей, повышает самооценку и детей, и родителей. Занятия, проводимые с педагогами ДОО, имеют выраженную методическую направленность. Их содержание должно подготовить педагогов к планированию и организации работы с детьми и родителями в области эмоционального развития, а также способствовать развитию их собственной эмоциональной сферы. На занятиях в форме тренинга (эмоционального, коммуникативного) обязательно участвует психолог.
Реализация указанных педагогических условий базируется на ключевых принципах дошкольной педагогики и детской психологии (непрерывности, последовательности, систематичности, субъект-субъектности, др.). Особо выделим принципы, учет которых оказывает значимое влияние на становление эмоционального мира ребенка:
- принцип участия или содействия, характеризующийся созданием условий для максимально возможного проявления детьми своих эмоций;
- принцип индивидуализации и дифференциации, предполагающий приобретение детьми индивидуального эмоционального опыта на основе «зоны ближайшего развития» и соответствующих уровню конкретного ребенка содержания и форм;
- принцип примера воспитывающих взрослых, обусловленный особой чувствительностью детей дошкольного возраста и стремлением подражать манере поведения значимого для них взрослого.
Выводы. Предлагаемые педагогические условия рассматриваются как комплекс, реализация которого позволит системно и последовательно развивать компетентность педагогов ДОО и родителей воспитанников в области эмоционального становления ребенка, что окажет выраженное влияние на процесс эмоционального развития детей и их положительно эмоционального состояния.
Приведенные в статье теоретические и методические положения требуют экспериментальной апробации в условиях ДОО. В настоящее время осуществляется проверка предлагаемых педагогических условий в ДОО г. Нижнего Новгорода.
Литература:
1. Бичева, И.Б. Методические основы воспитания эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста / И.Б. Бичева, А.С. Большакова, Е.И. Пушкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-2. -С. 47-50.
2. Бичева, И.Б. Организационно-методические основы взаимодействия педагогов с родителями в дошкольном образовании / И.Б. Бичева, Н.В. Вялова, Е.А. Рязанова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№ 67-4. - С. 44-47.
3. Ежкова, Н.С. Педагогические основы эмоционального развития детей трех-шести лет / Н.С. Ежкова // Детский сад от А до Я. - 2007. - № 1. - С. 34-50.
4. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи / Н.С. Ежкова // Дошкольная педагогика. - 2011. -№ 3 (68). - С. 54-56.
5. Завьялова, Т.А. Развитие эмоциональной сферы у дошкольников / Т.А. Завьялова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 9. - С. 47-59.
6. Лескова, И.А. Идея образования: структура и содержание в контексте смены философских оснований / И.А. Лескова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №3. - С. 10.
7. Моделирование развития педагогической компетентности родителей в дошкольной образовательной организации / И.Б. Бичева, Ковчегова М.Б., Горшенина Н.М., Самохвалова Н.В. [и др.] // Современные наукоемкие технологии. - 2021. -№ 11-1. - С. 101-105.
8. Образовательное событие как современная технология образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста / И.Б. Бичева, Казначеева С.Н., Данилова Е.Г., Купаева О.Е. [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 5. - С. 54.
9. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9, №2. - С. 4.
10. Шакирова, Г.Ф. Взаимосвязь семейной ситуации и эмоционального развития детей дошкольного возраста / Г.Ф. Шакирова // Студенческий вестник. - 2021. - № 47-2 (192). - С. 66-67.