Научная статья на тему 'Специфика профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования в рамках профиля «Иностранный язык»'

Специфика профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования в рамках профиля «Иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КОГНИТИВНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования в рамках профиля «Иностранный язык»»

4. Каймин В. Курс информатики: состояние, методика и перспективы // Информатика и образование. - 1990.- № 6. - С. 26-36

5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь : учеб. пособие / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров . - М.: Академия, 2003. - 176 с.

6. Ходякова Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вузов: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1999. - 170 с.

И.В. Боговская

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОФИЛЯ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Ключевые слова: профессиональная подготовка, иностранный язык, когнитив-ность, поликультурность, креативность, интегративность.

Образование и общество - взаимосвязанные и взаимозависимые элементы единой системы. Каждое общество воспроизводит себя через систему образования. Любые изменения мировой цивилизации неизбежно отражаются на состоянии образования, которое должно «отвечать потребностям гражданского общества и одновременно предвосхищать их», быть качественным и доступным, обеспечивать успешность освоения образовательных программ [2, с. 36]. От образованности, духовности, нравственной позиции педагогических кадров зависит развитие отдельно взятой страны и всего человечества в целом. На необходимость обновления «массового и всеобщего высшего образования» современного общества «в сложнейшей диалектике интересов, тенденций и ограничений» неоднократно указывали в своих исследованиях В.И. Байденко, В.А. Козырев, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.

Рассмотрим условия, определяющие особенности образовательной парадигмы постиндустриального общества. Конец ХХ века ознаменовался переходом от материальной экономики к интеллектуальной - к экономике, основанной на знаниях, когда основным двигателем прогресса и самой большой ценностью в мире признаются знания, когда интеллектуальный капитал становится ключевым фактором процветания, определяющим устойчивое инновационное развитие государств. Образование в экономике, основанной на знаниях, - в экономике постиндустриального общества «принципиально понимается как незавершенное», образуя «ядро карьеры в течение всей жизни, что обусловлено нестабильностью и динамизмом процессов современного общества [9, с. 12].

Процессы глобализации, происходящие во всех сферах жизнедеятельности человека, резко усиливают коммуникативную и информационную связность мира. Международная интеграция национальных систем образования характеризуется их взаимным сближением, взаимодополняемостью, взаимозависимостью, синхронизацией действий, достигаемых на основе регулирования наднациональных институтов. Не только экономика, политика, но и образование и культура характеризуются общностью процессов, протекающих идентично и различающихся лишь незначительными национальными аспектами, что позволяет характеризовать их с позиций глобализации.

© Боговская И.В., 2013

Таким образом, необходимость получения образования в течение жизни, всемирная глобализация, активизация межкультурного взаимодействия государств обусловили необходимость соответствия иноязычного образования реалиям новой цивилизации, трансформировали требования к качеству подготовки учителя иностранного языка в условиях компетентностно-ориентированной парадигмы на уровне бакалавриата. Осмысление теоретико-методологических проблем существующей практики организации образовательного процесса в высших учебных заведениях позволяет утверждать, что в условиях перехода высшего профессионального образования на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения специфика профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования в рамках профиля «Иностранный язык» еще не являлась предметом отдельного научного исследования, в научно-методической литературе недостаточно раскрыта специфика данного явления, не в полном объеме выявлены особенности процесса обучения бакалавров в педагогическом вузе.

В условиях реформирования системы высшего образования, изменения статуса иностранного языка как образовательной дисциплины, обладающей значительным потенциалом личностного и профессионального роста, приоритетное значение приобретает когнитивная направленность иноязычной подготовки студентов бакалавриата, что «позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики» [7, с. 42].

Когнитивная направленность профессиональной подготовки бакалавров должна стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации, развития у них интеллектуально-познавательных умений, формирования инициативности, самостоятельности, мобильности, готовности к прогностической деятельности, к исследовательскому поиску, способности ориентироваться в информационных потоках профессионально-значимых сведений, самостоятельно выявлять и решать проблемы иноязычной образовательной деятельности, проникать в сущность педагогических явлений, управлять процессом овладения иностранным языком.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования в рамках профиля «Иностранный язык» неотделима от социокультурного контекста иноязычного образования с характерными для него моделями деятельности, коммуникативной функцией, социальными отношениями, следовательно, возникает необходимость создания поликультурной иноязычной образовательной среды учебного заведения. Благодаря уникальным образовательным возможностям дисциплина «Иностранный язык» вносит существенный вклад в развитие личности в ходе трансляции социокультурной специфики национально-языкового сообщества, национальной ментальности как способа мышления, определяющей поведение и особенности коммуникации инофонов [10].

Учитель иностранного языка является не только представителем духовного наследия страны изучаемого языка, но и организатором продуктивной межкультурной коммуникации. В процессе изучения иностранного языка происходит формирование духовного человека как представителя определенного этноса, который обладает знанием культуры иного лингвосоциума, владеет иностранным языком, способен к постижению лингво-культурного и национального своеобразия страны изучаемого языка. «Именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов образовательного процесса» [8, с. 6]. Соизучение иностранного языка и иноязычной культуры предполагает усиление поликультурной направленности иноязычной подготовки бакалавра педагогического образования в рамках профиля «Иностранный язык».

Креативный характер иноязычной образовательной среды следует рассматривать в качестве одной из специфических особенностей профессиональной подготовки учителя иностранного языка. На исключительную ценность личностной обращенности образовательного процесса нацеленного на развитие креативности индивида, способности реализовать творческий потенциал в собственных интересах и в интересах общества в сфере иноязычного образования обращают внимание в своих исследованиях В.А. Сла-стенин, Г.В. Сороковых, Д.К. Бартош, Е.И. Пассов и др. Как педагогический феномен творчество является «процессом раскрытия и развития способностей студентов, сознательного самопознания и самообразования личности с целью эффективной профессионально-творческой самореализации» [1, с. 98]. Бакалавр педагогического образования готовится передать подрастающему поколению «то прошлое, которое стало предметом и исходной точкой нового творчества, его уже преодолевающего» [1, с. 98].

Креативность предполагает формирование «продуктивного мышления, обеспечивающего возможности личности для решения задач в сложных, неопределенных ситуациях, возникающих в процессе иноязычной образовательной деятельности, развитие творческого потенциала учителя иностранного языка, его способности к нестандартным решениям, к педагогическому творчеству, к инновационной деятельности. Инновационная составляющая педагогической действительности подразумевает процесс исследовательского поиска, осознания и освоения новшеств в области иноязычного образования, быструю адаптацию к запросам и требованиям динамично меняющегося мира [3, с. 32].

Интегративный характер языковой и методической подготовки бакалавра педагогического образования в рамках профиля «Иностранный язык» обусловлен спецификой профессиональной деятельности учителя иностранного языка, которая отличается комплексностью, динамичностью и целостностью. Интеграция трактуется как «процесс разрешения противоречий, в результате чего появляется качественно новый результат», «разрешается проблема, которую нельзя решить с помощью средств одного предмета» [6, с. 4]. В процессе профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования в рамках профиля «Иностранный язык» переплетаются психологический, интеллектуальный, когнитивный компоненты. Интегрированное обучение профессионально ориентированному иноязычному общению и методике преподавания иностранного языка, развитие способности к прогнозированию, к рефлексии, к переносу приобретенных знаний и умений в новые постоянно изменяющиеся условия, понимание учителем процессов, лежащих в основе функционирования и развития современной системы обучения иностранным языкам [5, с. 3] формируют готовность самостоятельно результативно действовать в реальных ситуациях педагогической действительности на основе исследовательского поиска, развитых интеллектуально-познавательных умений [5, с. 10].

Интегративность лингвистической, методической и психолого-педагогической подготовки учителя иностранного языка обеспечивает целостность процесса познания, формирует способность конструктивно и системно мыслить при решении возникающих проблем, выявлять причинно-следственные связи, развивая проектировочные, информационные, аналитические, гностические, коммуникативные, креативные, оценочные, умения, формируя межпредметные навыки в процессе производственной практики, в ходе изучения дисциплин общепрофессиональнного и специального циклов.

Отмечая приоритетную значимость образования в цивилизованном мире, В.А. Сластенин неоднократно подчеркивал зависимость интеллектуального и нравственного потенциала человечества от уровня образованности и воспитанности, от качества подготовки педагогических кадров. Таким образом, учитывая реалии существующей общественно-экономической формации, особенности профессиональной деятельности учи-

теля иностранного языка как процесса, направленного на изменение общества посредством непрерывного личностного развития и самосовершенствования через сохранение и умножение традиций культуры, специфика профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования в рамках профиля «Иностранный язык» предполагает когнитивную направленность учебного процесса, создание поликультурной иноязычной образовательной среды, креативный характер обучения, интегративность лингвистической, методической и психолого-педагогической подготовки учителя иностранного языка.

Библиографический список

1. Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке / М.Н. Ахметова. - Новосибирск: Наука, 2005. - 306 с.

2. Байденко В.И. Болонские преобразования: проблемы и противоречия / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2009. - № 11. - С. 26-40.

3. Бартош Д.К. Профессиональная подготовка студентов-лингвистов в системе высшего педагогического образования: монография / Д.К. Бартош. - М.: МГПУ, 2011. - 211 с.

4. Болонский процесс: глоссарий [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://rc.edu.ru/rc/ bologna/books/ gloss_06_09.pdf (дата обращения: 10.06.2013).

5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2004. - 192 с.

6. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Гриценко. - М.: Академия, 2008. -237 с.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/ rus/rus006.pdf (дата обращения: 15.07.2013).

8. Пассов Е.И. Мастерство и личность учителя: На примере преподавания иностранного языка / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, Н.Е. Кузовлева, В.Б. Царькова. - М.: Флинта, 2001. -240 с.

9. Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 39 с.

10. Сороковых Г.В. Подготовка и профессиональное становление современного учителя иностранного языка в ходе обучения в вузе: монография / Г.В. Сороковых. - Курск: КГУ, 2007. - 191 с.

В.В. Грищенко

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАжНОСТИ В ХХ ВЕКЕ

Ключевые слова: особо важный объект, объекты оборонного значения, вооруженные формирования, охранные структуры.

Вооруженные формирования, предназначенные для поддержания порядка и обе-спече-ния внутренней безопасности, являются необходимым атрибутом любой государ-

© Грищенко В.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.