теля иностранного языка как процесса, направленного на изменение общества посредством непрерывного личностного развития и самосовершенствования через сохранение и умножение традиций культуры, специфика профессиональной подготовки бакалавра педагогического образования в рамках профиля «Иностранный язык» предполагает когнитивную направленность учебного процесса, создание поликультурной иноязычной образовательной среды, креативный характер обучения, интегративность лингвистической, методической и психолого-педагогической подготовки учителя иностранного языка.
Библиографический список
1. Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке / М.Н. Ахметова. - Новосибирск: Наука, 2005. - 306 с.
2. Байденко В.И. Болонские преобразования: проблемы и противоречия / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2009. - № 11. - С. 26-40.
3. Бартош Д.К. Профессиональная подготовка студентов-лингвистов в системе высшего педагогического образования: монография / Д.К. Бартош. - М.: МГПУ, 2011. - 211 с.
4. Болонский процесс: глоссарий [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://rc.edu.ru/rc/ bologna/books/ gloss_06_09.pdf (дата обращения: 10.06.2013).
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2004. - 192 с.
6. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания / Л.И. Гриценко. - М.: Академия, 2008. -237 с.
7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/ rus/rus006.pdf (дата обращения: 15.07.2013).
8. Пассов Е.И. Мастерство и личность учителя: На примере преподавания иностранного языка / Е.И. Пассов, В.П. Кузовлев, Н.Е. Кузовлева, В.Б. Царькова. - М.: Флинта, 2001. -240 с.
9. Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. - М.: ГУ ВШЭ, 2008. - 39 с.
10. Сороковых Г.В. Подготовка и профессиональное становление современного учителя иностранного языка в ходе обучения в вузе: монография / Г.В. Сороковых. - Курск: КГУ, 2007. - 191 с.
В.В. Грищенко
ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАжНОСТИ В ХХ ВЕКЕ
Ключевые слова: особо важный объект, объекты оборонного значения, вооруженные формирования, охранные структуры.
Вооруженные формирования, предназначенные для поддержания порядка и обе-спече-ния внутренней безопасности, являются необходимым атрибутом любой государ-
© Грищенко В.В., 2013
ственной власти. Основной задачей военно-охранительной системы является обеспечение и охрана внутренней безопасности в тех случаях, когда для этого необходима специальная вооруженная сила, организованная по армейскому образцу.
В настоящее время существует достаточно большое количество терминов, определяющих объекты государственной важности. К ним относятся особо важный объект, важный объект, режимный объект, объект жизнеобеспечения, потенциально опасный объект и т.д. При этом что все они могут быть сведены в пять основных групп:
- объекты, имеющие важное значение для управления государством (здания органов государственной власти, телеграф, теле- и радиовещательные компании, учреждения Центрального банка Российской Федерации и др.);
- объекты жизнеобеспечения (гидроэлектростанции, системы водоснабжения, объекты Министерства путей сообщения Российской Федерации и пр.);
- потенциально опасные объекты (объекты по производству и хранению боеприпасов, взрывчатых, ядовитых веществ и т.п.);
- объекты оборонного значения;
- объекты с оборотом культурных ценностей (музеи, библиотеки государственного значения и т.д.) [1].
Анализируя историю создания и функционирования системы защиты объектов государственной важности, мы выделили ряд особенностей в этой сфере.
Во-первых, разнообразие субъектов, осуществляющих защиту объектов государственной важности (в разное время Министерство внутренних дел; различные местные (ведомственные) службы охраны; службы безопасности; службы внешней разведки; охранные структуры по защите железнодорожных путей и другие), являющиеся военизированными организациями.
Во-вторых, отмечается большое количество правовых актов, регламентирующих деятельность по самоохране объектов государственной важности, обусловленное постоянно изменяющимся количеством субъектов, имеющих подразделения собственной охраны.
В-третьих, под воздействием исторических и социально-политических событий отмечаются постоянные изменения в системе защиты объектов государственной важности [2].
Для выбранной темы в наибольшей степени представляет интерес первая особенность, историческому анализу которой в статье будет уделено особое внимание. Как показало проведенное исследование, основным компонентом при защите объектов государственной важности во все исторические периоды выступала государственная военная система охраны, состоящая из вооруженных формирований.
Вооруженные формирования, предназначенные для поддержания порядка и обеспечение внутренней безопасности, являются необходимым атрибутом любой государственной власти. Основной задачей военно-охранительной системы является обеспечение и охрана внутренней безопасности в тех случаях, когда для этого необходима специальная вооруженная сила, организованная по армейскому образцу.
В связи с чем представляется целесообразным более подробно рассмотреть историю организации и реформирования охранных структур начиная с XIX века. Прообразом современных охранных войск можно считать институт так называемых жильцов, берущий свое начало со времен царствования Ивана Грозного, введенный им для охранения Москвы. По наряду воевод на житие в столицу каждые три месяца из различных городов съезжались дворяне для содержания караулов. Данная сила применялась для несения
внутренней (караульной) службы и выполнения некоторых карательных функций государства.
Свое законодательное оформление и дальнейшее развитие система внутренней охраны получила в первой четверти XIX ст. при императоре Александре I. Тогда на базе военизированных охранных подразделений, находящихся в подчинении местной администрации, которые были укомплектованы солдатами негодными к строевой службе, были сформированы воинские батальоны внутренней стражи.
Первым инспектором, а затем первым командиром Отдельного корпуса внутренней стражи стал генерал-адъютант граф Е.Ф. Комаровский. В 1829 году Указом императора Николая I для охраны горных заводов Урала и Нерчинска, Санкт-Петербургского монетного двора были сформированы пять линейных батальона и три подвижные роты. Можно сказать, что это были первые воинские части и подразделения по охране важных объектов промышленности. Эти части формировались из солдат и офицеров Отдельного корпуса внутренней стражи, но в его состав не входили.
В первую мировую войну русская армия нуждалась в оружии и боеприпасах. Чтобы расширить их производство, по приказу царя Николая II строились частные военные заводы. Одним из таких предприятий стал снаряжательный завод Н.А. Второва, который построили в местечке под названием Затишье (в настоящее время г. Электросталь), в 8 км от села Богородское (сейчас г. Ногинск). В феврале 1917-го завод выпустил первую партию из 600 гранат.
Оборонное предприятие нуждалось в охране. С этой целью был сформирован отряд конной жандармерии. После Октябрьской революции 1917 года завод, разумеется, национализировали. Задачу охранять подмосковное предприятие государственной важности в 1923 году возложили на караульную команду, а затем на отдельную Богородскую роту, на основе которой в ноябре 1928 года был сформирован 101-й отдельный дивизион войск ОГПУ.
22 декабря 1932 года на базе этого дивизиона 7-го отдельного взвода ОГПУ и 14-го отряда ВОХР был сформирован 55-й полк ОГПУ, основным предназначением которого стала охрана объектов особой важности на территории Московской области. Первым командиром части стал майор Калиников.
В целом следует отметить, что октябрь 1917 года является важным этапом в истории развития охранных войск в России. Революционная смена политического строя привела к разрушению существовавшей системы охраны. Для обеспечения нормального функционирования всех ветвей власти безотлагательно требовалось создать новую военно-охранительную систему. Так, при Временной чрезвычайной комиссии, а также хозяйственных ведомствах советского государства в срочном порядке создаются вооруженные формирования, которые носили общее название - войска вспомогательного назначения.
28 мая 1919 года издано постановление Совета обороны о создании войск внутренней охраны Российской Советской Республики (войска ВОХР). Все части и подразделения вспомогательных войск с 1 июня 1919 года перешли в подчинение Народного комиссариата внутренних дел через штаб войск ВЧК, который одновременно переименовывался в штаб войск внутренней охраны. Они должны были, кроме поддержания порядка и борьбы с хищениями осуществлять внутреннюю охрану железных дорог, охрану и оборону платформ и вагонов с грузами, охрану фабрик, заводов, складов, сырья и плантаций государственных сельскохозяйственных продуктов. Впоследствии войска ВОХР-ВНУС-ОГПУ-НКВД неоднократно реформировались, происходило их переподчинение, но военнослужащие продолжали охранять порученные им важные государственные объ-
екты, предотвращать диверсии и аварии, не допускать шпионажа, таким образом, можно отметить, задачи оставались прежними.
Разнохарактерность и трудноуправляемость войск, постоянное увеличение объема выполняемых ими задач, обусловили необходимость принятия в феврале 1939 года постановления СНК СССР, в соответствии с которым управление внутренними войсками было разделено между главными управлениями по основным функциям войск. В их числе были созданы Главные управления войск по охране важных объектов промышленности и по охране железнодорожных сооружений.
Одновременно следует обратить внимание на то, что Москва и Московская область являлись сосредоточием важных государственных предприятий, поскольку увеличивалось количество заводов, предприятий жизнеобеспечения, энергетики и т.д, а значит, возрастало и значение охранных структур и их численность.
Упомянутый ранее 55-й полк ОГПУ не только охранял объекты. Его бойцы в 1939 году помогали устанавливать советскую власть в западных областях Украины и Беларуси. Участвовали воины части и в войне с белофиннами. В январе 1940-го пулеметный взвод лейтенанта А. Михалева придали 1-ому Калевальскому пограничному отряду войск НКВД. В начале Великой Отечественной войны воины 55-го полка войск НКВД внесли свою лепту в оборону столицы.
На электростальском заводе, где выпускались реактивные снаряды для легендарной «катюши», воины-чекисты задержали и обезвредили десятки шпионов и диверсантов [3]. В 1942-м полк перешел на гарнизонный способ охраны объектов. Кроме оборонного предприятия, военнослужащие части охраняли радиоцентр имени Коминтерна в Электростали, два радиоцентра в Ногинске, отделение Госбанка во Владимире.
В 1942-м на базе полка была организована школа по подготовке снайперов, выпускники которой направлялись в действующую армию. В течение 1943 года они уничтожили 1936 фашистов. 37 мастеров меткого огня были награждены орденами и медалями, в их числе старшина Василий Берлет, который истребил 64 гитлеровца. 261 фашиста уничтожил взвод снайперов под командованием младшего лейтенанта Ивана Уткина [4].
Родина высоко оценила героизм и мужество воинов электростальской части войск НКВД. За годы Великой Отечественной 1563 военнослужащих полка удостоились государственных наград. 30 апреля 1975 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в вооруженной защите Родины полк был награжден орденом Красной Звезды.
В послевоенное время до конца ХХ века 55-й полк ОГПУ, переименованный в войсковую часть 3270, продолжал охранять Электростальский машиностроительный завод, который выпускал тепловыводящие элементы для атомных электростанций и оставался особо важным объектом. Военнослужащие части неоднократно предотвращали взрывы, пожары, проникновения через периметр, фотосъемку объекта.
Таким образом, проведенное в статье исследование, касающееся объектов государственной важности и необходимости их охраны, позволило выявить закономерность развития военизированных подразделений охраны объектов государственной важности от возникновения большого количества охраняемых объектов. Это было обусловлено новым экономическим порядком, развитием промышленности, строительством крупных предприятий и заводов, объектов жизнеобеспечения. Все они относятся к объектам государственной важности, охрана и защита которых возможна только военизированными подразделениями охраны, что и обусловило необходимость создания и увеличения численности последних, наделения их дополнительными функциями и обязанностями.
Библиографический список
1. Косицын И.А. Правовые и организационные основы охраны особо важных объектов подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. юр. - Омск, 2001. - 19 с.
2. Некрасов С.И., Грищенко Л.Л., Зайцева-Савкович Е.В., Петров В.И., Питрюк А.В., Савен-ко Г.М. Институциональные и территориальные аспекты организации публич-ной власти в современном государстве: монография. - М.: ГУУ, 2012.
3. Фаин Б.А. Себе подобный (Повесть об атомном заводе). - М., 2000. - 359 с.
4. Белобородов И.Г. Пятьдесят пять лет на боевом посту // Всегда начеку. - 2011. - N° 9-11. -С. 2.
Н.Д. Десяева Е.В. Айбятова
СРЕДСТВА, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Ключевые слова: педагогическое речевое воздействие, средства педагогического речевого воздействия, педагогические функции речевого воздействия.
Речевое поведение педагога как фактор эффективности его профессиональной деятельности является объектом анализа педагогики [5], педагогической риторики [8], теории коммуникации [5]. При этом ученые отмечают профессиональную значимость умений учителя воздействовать с помощью речи на эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферу личности ученика. Под речевым воздействием, по определению Е.В. Ждановой, понимают акт общения в аспекте «целенаправленного влияния на собеседника ... с целью моделирования его картины мира и побуждения к определенным действиям» [4, с. 16]. Цель данной статьи - рассмотреть профессиональную значимость тех средств речевого воздействия, которые актуальны для ситуаций педагогического общения.
В условиях обучения воздействие обеспечивает усвоение материала учащимися, вовлечение их в активную интеллектуально-речевую деятельность. Роль речевого воздействия в обучении обусловлена тем, что в данном процессе актуализируются как логическая, так и эмоционально-нравственная составляющие общения. Сопоставление определений понятия «речевое воздействие», данных в разных областях знания, позволяет увидеть, что воздействовать, в понимании психологов и специалистов по риторике, значит «влиять» на собеседника, побуждать его к действиям, моделировать его картину мира [4]; «внедрить» в психику адресата те или иные цели, желания, намерения, отношения или установки; формировать определенное эмоциональное состояние адресата, адекватное эмоциональному состоянию автора речи [7]. В ситуации учебного общения названные функции подчинены общей задаче: обеспечить интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие учащегося.
Понятие действенности речи связывается учеными с коммуникативной ситуацией: эффективными в общении являются те средства, которые обеспечивают реализацию
© Десяева Н.Д., Айбятова Е.В., 2013