Научная статья на тему 'Проблемы формирования исследовательской компетенции учителя иностранного языка'

Проблемы формирования исследовательской компетенции учителя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / НОМЕНКЛАТУРА / КРИТЕРИИ / УРОВНИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / RESEARCH COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE TEACHER / NOMENCLATURE / CRITERIA / LEVELS OF RESEARCH SKILLS / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепова Ольга Сергеевна, Сороковых Галина Викторовна

Данная статья посвящена изучению процесса формирования исследовательской компетенции учителя иностранного языка на современном этапе. Авторы статьи выявили номенклатуру умений, необходимых для экспериментальной деятельности. Произведена классификация по группам, выделены критерии и уровни развития данных умений. Обозначены основные педагогические условия развития указанной выше компетенции будущих учителей иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепова Ольга Сергеевна, Сороковых Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of research competence formation of foreign language teachers

This article describes the process of formation research competence of foreign language teachers at the modern stage. The authors identified a range of research skills, which they have classified the groups; laid out the criteria and levels of development of these skills, as well as outlined the main pedagogical conditions of development research competence future foreign language teachers.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования исследовательской компетенции учителя иностранного языка»

7. Валиахметова Ю.И., Григорчук Т.И., Васильева Л.И., Карамова Л.М. Технологии моделирования алгоритмов ортогонального раскроя - упаковки и геометрического покрытия: сравнение эффективности // Нефтегазовое дело. - 2015. - №5. -С. 424-445.

8. Григорчук Т.И., Розанова Л.Ф., Максименко З.В., Чендулаева К.Б. Стратегия учета инвестиционных рисков на нефтеперерабатывающих производствах // Электронный научный журнал Нефтегазовое дело. - 2014. - №6. - С. 545-561.

9. Карпов В.Г., Фаткуллин Н.Ю. Ассоциативный подход в решении задач педагогической прогностики // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2013. - № 1. -С. 71-74.

Ю.Павлова Е. В. Дифференциальные уравнения: руководство к решению задач : учебное пособие. -Уфа, 2011,- 113 с.

П.Павлова Е.В. Задача раскроя в курсе методов оптимизации для экономических специальностей университета // Научный альманах. - 2016. -№ 6-2 (19).-С. 274-275.

12. Павлова Е.В. Прикладные аспекты в курсе методов оптимизации для экономических специальностей университета // Роль инноваций в трансформации современной науки : сб. ст. Международной научно-практической конференции / отв. ред.: A.A. Сукиасян. - 2016. - С. 146147.

13.Павлова Е.В. Проблемы индивидуализации процесса обучения в высшей школе // Инновации в образовании. - 2017. - № 1. - С. 47-53.

14.Сокова И.А., Шва рева E.H., Фаткуллин Н.Ю., Шам-шович В.Ф. Корреляционный анализ результатов учебной деятельности студентов с дистанционной поддержкой процесса обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4 (34). - С. 82-89.

15.Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Вайндорф-Сысоева М.Е. Выявление особенностей процесса индивидуального оценивания учащихся преподавателем на основе ассоциативной модели педагогической прогностики // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2016. - № 2. - С. 151-163.

16.Фаткуллин Н.Ю., Мусина Д.Р., Шамшович В.Ф., Шварева E.H. К вопросу о диагностике методами математической статистики успешности обучающихся по заочной форме при их переводе в дистанционную среду // Вестник ВЭГУ. - 2016. - № 6 (86).-С. 82-91.

17.Фаткуллин Н.Ю. Влияние ознакомления обучающихся с данными индивидуального прогнозирования на результаты их учебной деятельности / / Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2016. - Т. 8. - № 4. - С. 59-64.

18.Фаткуллин Н.Ю. Балльно-рейтинговая система оценивания обучающихся как источник формирования "больших данных" в учебном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2016. - Т. 8. - № 4 (34). - С. 75-81.

19.Фаткуллин Н.Ю. Оценка результатов внедрения в балльно-рейтинговую систему элементов компьютерного тестирования // Научный диалог. - 2016. - № 12 (60). - С. 426-435.

20.Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Вайндорф-Сысоева М.Е., Грязнова Т.С. Двухпараметрическая педагогическая модель прогнозирования успешности результатов дистанционного обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2015. -№ 4,- С. 124-130.

21.Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Сокова И.А. Выработка стратегии управления объектами региональной ассоциации электронного обучения на основе кластерного анализа // Нефтегазовое дело. - 2015. - Т. 13. - № 4. - С. 278-284.

22.Шамшович Е.О.,Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. // Имитационное моделирование в задаче распределения сейсморазведочных партий по объектам// Нефтегазовое дело. - 2016. - № 1.- С. 71-88.

23.Шамшович Е.О.,Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф. Перспективные направления деятельности ассоциативных организаций в области электронного обучения и дистанционных образовательных технологий // Вестник молодого ученого УГНТУ. -2016. -№1.- С. 97-102.

THE PROBLEMS OF RESEARCH COMPETENCE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS

Kutepova Oiga Sergeevna, Post-graduate student, Chair of French Language and Linguistics, Moscow City Pedagogical

University, Moscow

E-mail: koc87@inbox.ru

Sorokovykh Gaiina Viktorovna, DSc of Pedagogical Sciences, Professor, Chair of French Language and Linguistics, Moscow City Pedagogical University, Moscow E-mail: sorokovykh@imail.ru

This article describes the process of formation research competence of foreign language teachers at the modern stage. The authors identified a range of research skills, which they have classified the groups; laid out the criteria and levels of development of these skills, as well as outlined the main pedagogical conditions of development research competence future foreign language teachers.

Keywords: research competence; foreign language teacher; nomenclature; criteria; le vels of research skills; pedagogical conditions.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯИССЛЕДОВА ТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

УДК 378 ВАК РФ 13.00.02

Данная статья посвящена изучению процесса формирования исследовательской компетенции учителя иностранного языка на современном этапе. Авторы статьи выявили номенклатуру умений, необходимых для экспериментальной деятельности. Произведена классификация по группам, выделены критерии и уровни развития данных умений. Обозначены основные педагогические условия развития указанной выше компетенции будущих учителей иностранного языка.

Ключевые слова: исследовательская компетенция; учитель иностранного языка; номенклатура; критерии; уровни исследовательских умений; педагогические условия.

© Кутепова О.С., 2017 © Сороковых Г.В., 2017

Современные требования, которые предъявляются сегодня к учителю иностранного языка, подчеркивают не столько предметно-методическую готовность, сколько развитые интеллектуально-познавательные умения и рефлексивные качества [1: с.З]. В сложившейся образовательной ситуации важно занимать позицию экспериментатора, человека, умеющего творчески мыслить и предвидеть результаты иноязычной образовательной деятельности. Основополагающим моментом в образовательном процессе [3] выступает не только уровень знаний и профессиональных умений, но и уровень личности бакалавра. Обучающийся должен быть способен решать исследовательские задачи, видеть возникающие проблемы и противоречия, учитывать специфику образовательного заведения, уровень владения иностранным языком и особенности развития каждого. Важное значение придается опыту поисковой деятельности, умению верно выстраивать процесс методического поиска, способности адаптировать профессионально-значимую иноязычную информацию, желанию самосовершенствоваться по выбранной специальности.

Исследовательская компетенция бакалавра рассматривается нами как интегрированное личностно-профессиональное качество, отражающее мотивацию к научному поиску, компетентность учителя в вопросах диагностики личностных результатов [5: с.58], уровень владения методологией педагогического изыскания, личност-но-значимыми характеристиками педагога-новатора, в частности такими, как инновационное мышление, способность к творческой и проектно-творческой деятельности.

Сформированность указанной компетенции учителя иностранного языка способствует качеству его научно-педагогического поиска, привлечению обучающихся кучебно-гностической деятельности, повышению эффективности и качества образовательного процесса, взаимосвязи теоретического и практического мышления [4: с.14].

Анализируя ФГОС ВО [6] по направлению подготовки "Педагогическое образование (уровень бакалавриата)", исследовательская работа студентов определяется в нем как значимая для: достижения общекультурной компетенции и обогащения фундаментальной подготовки студентов; развития экспериментальных научных умений (достижение методологической компетенции); самоопределения в выборе дальнейшего маршрута образования (на высшей ступени многоуровневой системы обучения) и для самоопределения в профессиональной деятельности; развития способности к коммуникации, разрешения современных социальных проблем, работы с

КУТЕПОВА Ольга Сергеевна, аспирант, кафедра Французского языка и лингводидактики, Московский городской педагогический университет, Москва Koc87@inbox.ru

СОРОКОВЫХ Галина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Французского языка и лингводидактики, Московский городской педагогический университет, Москва вогоко уукЬ@таИ. г и

¥ I

UJ S

о

UJ

<

d UJ

24

информацией; самообразования и саморазвития личности; его автономности, позволяющей ему действовать относительно независимо [2: с. 89], подготовки студента к педагогической деятельности в современных условиях развития образования и к педагогическому творчеству.

Об этой же характеристике мы можем говорить и в контексте изучения уровня исследовательских умений студентов бакалавриата, поскольку именно они становятся тем базисом, на котором строится заинтересованность студентов поисковой и экспериментальной деятельностью.

Отталкиваясь от таких утверждений, мы выявили номенклатуру умений педагога-исследователя, выделяя такие группы:

1. Аналитико-синтетические и информационные (умение анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать научную информацию; умение осуществлять информационный поиск в системе Internet;умение описывать педагогические явления; умение использовать научный тезаурус, умение определять конкретную педагогическую проблему).

2. Диагностические (умение определять конкретный предмет диагностики; умение разрабатывать диагностический инструментарий и четко описывать технику его использования в педагогическом процессе).

3. Прогностически-проектировочные (умение моделировать педагогическую деятельность, умение предвидеть последствия педагогического процесса;умение прогнозировать пути исправления недостатков).

4. Креативно-инновационные (умение находить новое в педагогических явлениях; умение делать выбор методической концепции собственного труда; умение подбирать и разрабатывать задачи развивающего характера для экспериментального подтверждения предложенной в начале гипотезы, умение прогнозировать опытно-экспериментальную работу).

На основе анализа педагогической и линг-водидактической литературы нами определены критерии и уровни развития исследовательских умений учителя иностранного языка:

1. Мотивационно-ценностный: мотивы-цели научно-методической деятельности студентов по профилю "Иностранный язык"; потребность осуществлять инновационную поисковую деятельность; личностная значимость экспериментальной деятельности для обучающихся и желание включаться в ее осуществление; направленность личности и по-

ложительной мотивации к творческой деятельности.

2. Познавательно-практический: владение способностью проектировать современные технологии обучения иностранному языку для разных уровней и этапов обучения; умение выдвигать цели и задачи урока на основе современных требований ФГОС для начальной, основной и средней школы;способность генерировать оригинальные идеи; способность методически грамотно разработать дидактический инструментарий, индивидуальные образовательные маршруты обучающихся с учетом специфики образовательной организации, уровня владения иностранным языком, запросов родителей; психолого-педагогическая и методологическая осведомленность в применении элементов инфор-мального обучения с целью формирования надситуативной активности обучающихся, что сказывается в объеме и осознанности знаний, трудовых действий студентов.

3. Рефлексивный: способности к адекватной самооценке, умению анализировать причины ошибок и неправильных решений по вытсраиванию персональных маршрутов обучения; анализ соответствия задач исходным организационно-методическим условиям; способность анализировать опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выработанными критериями, методическими рекомендациями, запросами образовательной и социальной среды.

Сочетание всех показателей в единую систему позволило охарактеризовать уровни развития исследовательских умений студентов.

Высокий уровень развития выявленных умений свойственен студентам бакалавриата, которые имеют целостное представление о содержании формального и неформального обучения, в совершенстве владеют формами и методами педагогической работы в условиях не только классно-урочной системы, но и вне системном взаимодействии. Постоянно проявляют инициативу и творчество организации процесса обучения иностранному языку, применяют новые технологии: интерактивные, мобильные, проектные, проблемные, могут разрабатывать адаптивные программы изучения иностранного языка в условиях инклюзии и т.п..

Обучающиеся хорошо владеюттеоретичес-кими и методологическими знаниями, ориентируются на постоянный самоанализ деятельности, умеют исследовать педагогические процессы и их активно преобразовывать, на-

блюдать и анализировать познавательную деятельность обучающихся с целью ориентировки, контроля и оценки внешних условий и особенностей ее протекания, оценить и проконтролировать этапы и способы выполнения универсальных учебных действий. Такая организация учебно-воспитательного процесса соответствует мотивам, потребностям и интересам.

Студенты, которые имеют средний уровень, обладают содержанием и знают составляющие обозначенных умений, используя их при разработке методик, педагогических рекомендаций, обобщения собственного опыта.

Будущие преподаватели, уровень исследовательских умений которых нами отнесены к среднему уровню, работают над самосовершенствованием, профессиональным ростом.

Студенты с достаточным уровнем развития данных умений понимают их сущность, но всю свою экспериментально-творческую деятельность сводят к методической работе. В их работе преобладают традиционные методы и приемы учебно-познавательной деятельности. В педагогическом процессе ориентируются на студента, его интересы и потребности, учитывая анализ и оценку педагогических фактов и явлений. Они используют различные методы обучения, в том числе и для активизации познавательной деятельности, однако без их тщательного дидактического обоснования.

Студенты бакалавриата с низким уровнем характеризуются ограниченными представлениями о содержании и составляющие исследовательских умений. Они мало понимают собственно сущность этого понятия, не в состоянии обеспечить организацию образовательного процесса. Педагогическая деятельность однообразная, искомые умения соответственно современным педагогическим требованиям сформированы на уровне одностороннего объяснения, использования пассивных методов обучения. Обучающиеся, отнесенные к этому уровню, соглашаются с важностью исследовательской деятельности, но они или не понимают ее сути, либо не проявляют активности. Это категория, которая следует стеоретипному образцу поведения через формальное отношение к собственной педагогической деятельности. У таких студентов низкая мотивация к самосовершенствованию, а соответственно и творческому росту, самореализации.

Анализируя особенности компетентностно-го развития (в плане формирования умений педагога-исследователя), приходим к выводу, что основными педагогическими условиями развития исследовательской компетенции будущих учителей иностранного языка, являются:

1. Предоставление процессу творческой, экспериментальной направленности, привлечение будущих учителей иностранного языка к выполнению задач проблемного, культурологического, аксиологического характера.

2. Овладение методической культурой работы с профессиональным текстом при изучении лингвистических и лингводидактической дисциплин.

3. Выполнение студентами творческих проектов в процессе учебных и педагогических практик.

4. Активизация научно-поискового и научно-методического сотрудничества преподавателей иностранного языка.

5. Создание студентами собственных новаторских проектов в виде внеклассных кружков, образовательных программ для обучения иностранному языку в условиях инклюзии, работы в малой академии наук и т.п.

6. Постоянный самоконтроль, контроль и коррекция уровней развития исследовательских умений.

Литература:

1. Боговская И.В. Формирование исследовательской компетентности бакалавра педагогического образования в рамках профиля "иностранный язык": автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2013. -27 с.

2. Гаврилюк O.A. Автономность в российском высшем образовании: теоретические аспекты проблемы в рамках иноязычной подготовки // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2013. - №2 (12).- С. 87-95.

3. Жаркова Т.И., Сороковых Г.В. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку. - М.: Флинта ; Наука, 2014. - 320 с.

4. Потапова Е.А. Методика формирования проектировочной компетенции бакалавра педагогического образования на основе задачного подхода (немецкий язык, языковой вуз): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2015. - 27 с.

5. Ромашина С.Я., Андронова P.E., Косцова Е.М, Межина A.B. Формирование личностных результатов обучающихся в иноязычном образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2015. - №4 (20). - С. 56-64.

6. ФГОС ВО [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральных государственных образовательных стандартов. 2016. URL: http://fgosvo.ru/ fgosvo/92/91/4 (режим доступа свободный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.