Научная статья на тему 'Сущность и структура информационной культуры личности будущего учителя'

Сущность и структура информационной культуры личности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ / СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / НРАВСТВЕННО-МИРО-ВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / КОГНИТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атаева Эльвира Артуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и структура информационной культуры личности будущего учителя»

профиле. Можно предположить, что офицеры менее подвержены влиянию культуры потребления и развлечений, распространенной в последнее десятилетие.

3. У офицеров спецназа уровень жизнестойкости значительно выше, что обеспечивает личностную сохранность и эффективность деятельности в экстремальных ситуациях. Высокую жизнестойкость можно считать профессионально важным качеством (которое не так значимо выражено у молодежи, имеющей гражданские профессии).

Библиографический список

1. Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Ду-бовская - М., 1987. - С. 91-114.

2. Кулагина И.Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева: В 4 т. // Московская психологическая школа: история и современность. -М: ПИ РАО, МГППУ, 2007. - Т.4. - С. 146-156.

3. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

4. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - 680 с.

5. Педагогическая психология / Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: Сфера, 2008. - 480 с.

6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.

7. Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор / Э. Шостром. - Минск: Полифакт, 1992. - 127 с.

Э.А. Атаева

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Ключевые слова: информационная культура личности учителя, структура информационной культуры, компоненты информационной культуры, нравственно-мировоззренческий компонент, когнитивно-технологический компонент, профессионально-творческий компонент.

Социальный прогресс и динамика информатизации общества, диссонируя с отставанием и инерционностью духовно-нравственного развития личности, требует сегодня от современного педагога осознание того, что информационная культура - не только часть его профессионального мастерства, но и органичная часть преподаваемого предмета. Это не только показатель уровня его профессиональной компетентности, но и условие его конкурентоспособности на рынке образовательных продуктов и услуг.

Б.С. Ерасов отмечает, что «на протяжении всей истории и в каждом обществе сохраняется некоторый высший уровень культуры, оцениваемый как главный, стержневой, ведущий, определяющий основной облик общества... В конце XX века формирование постиндустриального общества делает ведущим критерием овладение информационной

© Атаева Э.А., 2013

технологией» [2, с. 17]. В представлении Г.Г. Воробьева словосочетание «информационная культура» представляет одно из измерений, проекцию в области информационных отношений общечеловеческой культуры, которая понимается как общий уровень развития общества, его просвещенности, как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, как общая система ценностей и представлений, сформированных мотивов, целей, смыслов, принципов и правил, определяющая ориентировку личности в информационном пространстве [1, с. 10]. А.П. Ершов понимает информационную культуру как «усиление гуманитарного и социального компонента компьютерной грамотности» [3]. Вслед за Ершовым понятие «информационная культура» стали использовать в своих работах И.В. Каймин, Е.Я. Коган, Ю.А. Первин и др. Но каждый из них вкладывал в данное понятие свой смысл. С одной стороны, информационная культура - это структурные данные с поисковыми, справочными, экспертными и др. системами; с другой стороны, информационная культура - это умения общаться и сотрудничать, передавать людям информацию и выражать свои мысли в устной, письменной, графической или иной форме [4, с. 26-31].

В соответствии с западными образовательными стандартами, информационно-культурным считается тот человек, который в состоянии определять свои потребности в информации, искать ее, оценивать и эффективно использовать. Информационно культурная личность способна к дальнейшему обучению в течение всей профессиональной жизни.

Суть информационной культуры, представленная Н.В. Ходяковой, позволила охарактеризовать информационную культуру личности студента как социально значимый способ его жизнедеятельности в информационной среде, связанный с такими проявлениями личности, как поиск личностного смысла информационной деятельности и поведения, как свободный и ответственный выбор информационного поведения и позиции по отношению к процессам и явлениям информационной действительности, творческий характер целей и способов информационного поведения, а также использование в таком поведении способностей, потребностей и стремлений личности как в интересах собственного развития, так и с пользой для общества. Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджа-спиров в своем педагогическом словаре дали такое определение: «Культура личности информационная - это свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человекомашинных системах гибридного интеллекта, пользование средствами телематики, глобальными и локальными информационно-вычислительными сетями. Включает в себя способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему» [5, с. 99-100].

По мнению Н.В. Ходяковой, информационная культура личности позволяет обеспечить: а) зрелые личностные смыслы в пространстве информационной деятельности; б) обоснованную оценку полезности и истинности получаемой информации; в) эффективный поиск личностно значимой информации на основе современных технологий; г) информационную безопасность личности; д) гармоничную структуру и высокий уровень информационных потребностей [6, с. 70]. Сегодня востребован педагог, обладающий высоким уровнем развития информационной культуры, конкурентоспособности и профессионализма.

Однако профессиональное овладение информационными технологиями в последнее время сопровождается рядом отрицательных явлений в сфере информационных отношений: незаконное имитирование и взлом защиты компьютерных программных продуктов, а также связанное с данными обстоятельствами нарушение автор-

ских прав, нелегальный доступ к служебной, банковской, медицинской, инженерной и другой информации, проникновение в глобальные компьютерные сети, хакерство и распространение компьютерных вирусов и т.д. В правовых источниках появился статус «Компьютерное преступление», в Уголовном кодексе появились соответствующие статьи. С появлением быстрой передачи по каналам связи участились случаи неграмотных, безнравственных писем некоторых абонентов компьютерных сетей.

Исследователи констатируют, что все чаще пользователи персональных ЭВМ свободное время проводят за компьютерными играми, пропагандирующими агрессию и секс, несмотря на имеющееся на рынке программных продуктов большое количество эстетически и интеллектуально развивающих игр. Данные факты акцент делают на том, что информационная и компьютерная подготовка студентов должна быть неразрывно связана с формированием этических норм и ответственности за свои действия, с развитием культуры коммуникации и сотрудничества, с личностным восприятием студентом эстетических норм. Поэтому профессиональный рост будущего учителя не возможен без развития его информационной культуры, которая стимулирует всех участников образовательного процесса на участие в принципиально новом виде коммуникации, ориентированной на деятельностный, операционный характер информационного поведения. Указанные признаки привели к росту требований к информационной компетентности личности учителя, которому требуются знания, сформированные умения и навыки эффективного взаимодействия с быстро меняющейся информационной средой.

Интерпретация информационной культуры как системного целого требует представления ее в виде полифункциональной содержательной структуры, которая объединяет в себе несколько взаимосвязанных составляющих компонентов: нравственно-мировоззренческий, когнитивно-технологический и профессионально-творческий компонент. Проанализируем каждый из компонентов информационной культуры.

Нравственно-мировоззренческий компонент информационной культуры будущего учителя предполагает гуманистически ориентированную, информационную и ценностно-смысловую сферу личности, ее мотивы, потребности, цели, стремления; любовь к своей профессии, отслеживание личностью своей деятельности по присвоению информационной культуры и осознание тех внутренних изменений, которые в нем происходят; выбор и формулировку педагогических целей, постановку педагогических задач и ситуаций; обладание развитой информационной рефлексией, адаптивность к постоянно меняющейся информационной среде, карьерные устремления к высотам учительской профессии. Развитие данного компонента предполагает также принятие личностью этико-гуманистических ценностей - утверждения нравственности в процессе обмена информацией во взаимоотношениях с окружающими, понимания необходимости освобождения специалиста от нетворческого труда с помощью компьютерных технологий, признания безнравственной любой информационной деятельности, наносящей вред здоровью, автономии и безопасности человека. Нравственно-мировоззренческий компонент также предполагает присвоение личностью общекультурных ценностей мирового искусства посредством новейших технических возможностей, которые дополняют компонент информационной культуры художественно-эстетическими ценностями.

Когнитивно-технологический компонент предполагает глубокое знание и понимание сути процессов обработки информации, грамотное использование компьютерных и автоматизированных систем, самостоятельный поиск, хранение и обработку информации, владение различными видами формализации информации, использование для анализа изучаемых процессов системы искусственного интеллекта и других информаци-

онных технологий, знание технических характеристик, конструктивных особенностей, режимов работы и правил технической эксплуатации компьютерного оборудования. Данный компонент предполагает не только овладение современными знаниями по информационным технологиям на уровне свободной ориентировки, но и развитость интеллектуальных процессов и мыслительной деятельности, механизмов понимания и рефлексии.

Профессионально-творческий компонент предполагает развитие у будущего педагога компетентности в понимании природы информационных процессов; творчество в информационном поведении, умение выделять в информации главное и второстепенное; проектирование и создание новых информационно-коммуникативных технологий, авторское создание автоматизированных систем, умение систематизировать, структурировать данные знания, видеть информацию в целом, а не фрагментарно, устанавливать ассоциативные связи между информационными сообщениями, интерпретировать информацию; разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их на компьютере; интерпретировать и анализировать полученные результаты; переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот; постоянное обновление профессиональных знаний и умений для творческого саморазвития, когда студент легко и быстро решает самые разнообразные задачи на компьютере, самостоятельно находит информацию в различных источниках, применяет метод моделирования при изучении различных объектов и явлений, производит анализ информационных моделей, обеспечивает работу компьютерного оборудования и автоматизированных систем, участвует в создании информационных объектов, реконструкции и модернизации компьютерных программ.

Данный блок включает в себя умение самостоятельно формулировать и решать профессионально и социально значимые задачи с использованием компьютерных средств, опыт реализации в информационной деятельности индивидуальных творческих потребностей и способностей личности, навыки рационализации и придания творческого характера своей профессиональной деятельности в процессе применения приобретенных знаний, активное участие в новейших разработках в области информационных технологий, умение прогнозировать результаты своей учебной и научно-исследовательской деятельности, а также навыки оценивания прогнозируемых явлений с социально-значимых и гуманистических позиций.

Анализ теоретико-философских взглядов на взаимоотношения личности, культуры и технического прогресса привели нас к пониманию того, что информационная культура - это личностное явление, а ее развитие тесно связано со «становлением человеческой индивидуальности во всей полноте ее субъектных свойств: ценностным осмыслением явлений окружающего мира, рефлексии своей деятельности и самосознанием, творчески преобразующей ролью человека по отношению к себе, природе и социуму, свободным и осознанным принятием ответственности за результаты и возможные последствия своих действий» [6, с. 29].

Библиографический список

1. Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура / Г.Г. Воробьев. - М.: Молодая Гвардия, 1988. - 290 с.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. - М.: Аспект-пресс, 2008. - Ч. I. -280 с.

3. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А.П. Ершова, В.М. Букатов. - М.: Воронеж, 1995. - 268 с.

4. Каймин В. Курс информатики: состояние, методика и перспективы // Информатика и образование. - 1990.- № 6. - С. 26-36

5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь : учеб. пособие / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров . - М.: Академия, 2003. - 176 с.

6. Ходякова Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вузов: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1999. - 170 с.

И.В. Боговская

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОФИЛЯ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Ключевые слова: профессиональная подготовка, иностранный язык, когнитив-ность, поликультурность, креативность, интегративность.

Образование и общество - взаимосвязанные и взаимозависимые элементы единой системы. Каждое общество воспроизводит себя через систему образования. Любые изменения мировой цивилизации неизбежно отражаются на состоянии образования, которое должно «отвечать потребностям гражданского общества и одновременно предвосхищать их», быть качественным и доступным, обеспечивать успешность освоения образовательных программ [2, с. 36]. От образованности, духовности, нравственной позиции педагогических кадров зависит развитие отдельно взятой страны и всего человечества в целом. На необходимость обновления «массового и всеобщего высшего образования» современного общества «в сложнейшей диалектике интересов, тенденций и ограничений» неоднократно указывали в своих исследованиях В.И. Байденко, В.А. Козырев, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.

Рассмотрим условия, определяющие особенности образовательной парадигмы постиндустриального общества. Конец ХХ века ознаменовался переходом от материальной экономики к интеллектуальной - к экономике, основанной на знаниях, когда основным двигателем прогресса и самой большой ценностью в мире признаются знания, когда интеллектуальный капитал становится ключевым фактором процветания, определяющим устойчивое инновационное развитие государств. Образование в экономике, основанной на знаниях, - в экономике постиндустриального общества «принципиально понимается как незавершенное», образуя «ядро карьеры в течение всей жизни, что обусловлено нестабильностью и динамизмом процессов современного общества [9, с. 12].

Процессы глобализации, происходящие во всех сферах жизнедеятельности человека, резко усиливают коммуникативную и информационную связность мира. Международная интеграция национальных систем образования характеризуется их взаимным сближением, взаимодополняемостью, взаимозависимостью, синхронизацией действий, достигаемых на основе регулирования наднациональных институтов. Не только экономика, политика, но и образование и культура характеризуются общностью процессов, протекающих идентично и различающихся лишь незначительными национальными аспектами, что позволяет характеризовать их с позиций глобализации.

© Боговская И.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.