Научная статья на тему 'Информационная культура личности как интегральный показатель уровня развития индивида в системе непрерывного образования'

Информационная культура личности как интегральный показатель уровня развития индивида в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1012
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / HIGHER EDUCATION / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION CULTURE / INFORMATION LITERACY / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / INTERNATIONAL STANDARDS OF INFORMATION LITERACY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аникина Наталья Васильевна, Иванова Ирина Анатольевна, Гордина Светлана Викторовна

В статье уточнена содержательная характеристика информационной культуры личности, выявлены определяющие этапы и уровни ее формирования, представлен корреляционно-регрессионный анализ зависимости уровня сформированности информационной культуры студентов вуза от степени развития ее основных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аникина Наталья Васильевна, Иванова Ирина Анатольевна, Гордина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Culture of a Personality as an Integral Indicator of a Person’s Development in the System of a Life-long Education

The article specifies the substantial characteristics of a personality’s informational culture, presents milestones and levels of its formedness, provides the correlation-regression analysis comparing the dependence of its formedness level among undergraduate students with the degree of development of its basic components.

Текст научной работы на тему «Информационная культура личности как интегральный показатель уровня развития индивида в системе непрерывного образования»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.017.922:159.923

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Н. В. Аникина, И. А. Иванова, С. В. Гордина

(Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева)

В статье уточнена содержательная характеристика информационной культуры личности, выявлены определяющие этапы и уровни ее формирования, представлен корреляционно-регрессионный анализ зависимости уровня сформированности информационной культуры студентов вуза от степени развития ее основных компонентов.

Ключевыге слова: высшее образование; информационное общество; информационная культура; информационная грамотность; образовательные учреждения; международные стандарты информационной грамотности; информационно-коммуникационные технологии.

Информатизация образования является сегодня обязательным условием подготовки специалиста любого профиля. Современные требования, предъявляемые к выпускнику вуза со стороны общества в связи с развитием и сменой технологий, обостряют проблему готовности специалистов к использованию информационных технологий, находящуюся в тесной связи с проблемой формирования информационной культуры личности (ИКЛ).

Глобальная информатизация общества, конкурентоспособность выпускников, которая в значительной степени определяется уровнем их информационной культуры, актуализируют проблему совершенствования готовности студентов к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации.

К проблемам компьютеризации и информатизации образования обращались многие ученые. На основе теоретического анализа поставленной проблемы мы пришли к выводу, что развитие представлений об информационной культуре характеризуется наличием разнообразных подходов к ее изучению.

На философско-мировоззренческом и психолого-педагогическом уровне ИКЛ изучалась К. Е. Афанасьевым, С. А. Бе-шенковым, Б. С. Гершунским и другими учеными. Организационно-педагогические вопросы информатизации образования рассматривали А. А. Вербицкий,

©

И. Г. Лозицкий, Ю. Г. Молохов и др. Системной интеграции информационно-компьютерных технологий посвящены труды Б. Н. Богатыря, А. П. Ершова, Ю. М. Зыбарева и др. Совершенствование образовательного процесса в вузе с использованием информационных и компьютерных технологий отражено в работах Ю. Г. Данилевского, М. П. Лапчик, Н. В. Макаровой и др. Дистанционному обучению и телекоммуникационным проектам в учебном процессе посвящены работы Е. С. Полат, А. Ю. Уварова и др.

Психолого-педагогические основы обеспечения качества образования на основе использования современных информационных технологий исследуются И. Г. Лозицким, И. В. Робертом, В. А. Сластениным и др.

В трудах ученых отмечается, что систематическое использование средств информационных и коммуникационных технологий в процессе освоения закономерностей той или иной предметной области приобщает обучающегося к современным методам изучения основ наук.

Заметим, что авторы не ставят своей задачей целенаправленное формирование ИКЛ, полагая, что она является единицей «продукта» изучения информатики, формируется стихийно и не существует путей целенаправленного управления процессом ее формирования. Анализируя научную и научно-методическую литературу, посвященную исследованиям в области компьютеризации и Аникина Н. В., Иванова И. А., Гордина С. В., 2012

№ 4, 2012

информатизации общества, можно сделать вывод, что часто внимание исследователей обращено на формирование основных умений и навыков работы с компьютером, на применение технических средств обучения. Однако информатизация образования предполагает более глубокое изменение сущности и организации процессов обучения и развития. Чтобы стать высококвалифицированным специалистом, необходимо не только хорошо знать методы обработки информации в данной предметной области, владеть современными информационными и компьютерными технологиями, но и уметь видеть задачу в целом, принимать

неординарные решения, импровизировать, что, на наш взгляд, также является составляющей информационной культуры.

Проблемы формирования ИКЛ и содержания информационных дисциплин нашли свое отражение в работах Н. И. Гендиной, А. В. Горячева, К. К. Колина и др.

Понятие ИКЛ раскрывается в научной литературе неоднозначно. Анализ научных трудов выявил, что в зависимости от того, как проблема информационной культуры вписана в круг научных интересов исследователей, выбираются основные аспекты ее изучения (таблица).

Различные трактовки ИКЛ в научной литературе

Автор

Определение информационной культуры

Г. Г. Воробьев

A. П. Ершов Н. Я. Виленкин

B. А. Каймин

Е. Я. Коган,

Ю. А. Первин Н. В. Макарова

Э. П. Семенюк

М. Г. Вохрышева И. Г. Хангельдиева

Е. А. Медведева

Е. Г. Силяева

Умение использовать информационный подход; сложное системное качество личности, представляющее собой упорядоченную совокупность гуманистических идей, ценностно-смысловых ориентаций, собственных позиций и свойств личности и проявляющееся в реализации универсальных способов познания, взаимодействий, взаимоотношений, деятельности в информационной среде и определяющее целостную готовность человека к освоению нового образа жизни на информационной основе [3]

Усиление гуманитарной и социальной компоненты компьютерной грамотности [6]

Работа со структурами данных в виде поисковых, справочных, экспериментальных и других подобных систем [2]

Умение общаться и сотрудничать, передавать информацию и выражать мысли в устной, письменной, графической или иной форме [7]

Формирование стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества [8]

Умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства [9]

Степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией, ее получение, накопление, кодирование, переработки любого рода, создание на этой основе качественно новой информации, ее передача, практическое использование [11]

Область культуры, связанная с формированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности [4]

Качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения, использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности [13]

Уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию [10]

Особый аспект социальной жизни, который выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности. Она отражает характер и уровень практической деятельности людей. Информационная культура — это результат деятельности субъекта и процесс сохранения, создания, производства, распространения, потребления культуры [12]

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Обобщая вышесказанное, в качестве определения ИКЛ мы предлагаем следующее: информационная культура личности — это профессионально-личностное образование, включающее в себя умения осмысливать предлагаемые задачи, разрабатывать пути их решения, ставить новые задачи и осуществлять рефлексию собственной деятельности, используя методологические ориентиры и предметные знания информатики, логики, а также информационные технологии [1].

Известно, что в информационном обществе формирование ИКЛ — одна из

важнейших задач для всех ступеней системы непрерывного образования. Для современных специалистов несомненно, что ИКЛ — составляющая общей культуры, одно из высших качественных, системных и динамичных образований личности, характеризующееся адаптацией к информационному обществу, приобщенностью к информации и информационным технологиям, осознанием способов достижения этого уровня и проявляемое в разнообразных формах в информационной деятельности и жизнедеятельности в целом [5; 14].

и

н

а

в

о

з

а

р

о

и

н

е

=

у

т

и

формирования операции

Соотношение этапов и алгоритмов формирования информационной культуры личности в системе

непрерывного образования

11111111111* № 4,

Соотношение этапов и алгоритмов формирования информационной культуры личности учитывает основные ступени непрерывного образования [15]: I ст. — дошкольное образовательное учреждение (первоначальные умения работы с ЭВМ ребенок получает еще в дошкольном образовательном учреждении); II ст. — младшие (1—4) классы общеобразовательной школы; III ст. — старшие (4—9) классы; IV ст. — выпускные (9—11) классы; V ст. — начальное профессиональное образование; VI ст. — среднее профессиональное образование; VII ст. — высшее профессиональное образование; VIII ст. — последипломное образование (аспирантура, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и т. д.) (рисунок).

Уровень сформированности ИКЛ можно оценить по следующим критериям:

— знания: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность и обобщенность, свернутость и развернутость, систематичность, системность;

— мыгшление: умение перенести приобретенные знания, умения, навыки в новую ситуацию; видение новой стороны в знакомом объекте;

— деятельность: самостоятельное видение проблемы (эвристическая деятельность по постановке задач); готовность к продолжению обучения и к самостоятельной профессиональной деятельности;

— эстетика: эстетичность решения задачи и представления полученных результатов.

Таким образом, мы определили четыре основных компонента ИКЛ.

Решение педагогической проблемы развития информационной культуры студентов вуза возможно при взаимодействии всех преподаваемых в вузе дисциплин. Каждая дисциплина имеет собственный подход и свои педагогические возможности по развитию информационной культуры студентов. В наше исследование мы вводим ограничение: опытно-экспериментальная работа включает процесс обучения студентов I и II курсов экономического факультета Мордовского государственного университета

при изучении предметов информационного блока.

С целью выявления преемственных связей среднего и высшего образования был проведен корреляционный анализ и построены регрессионные модели зависимости уровня сформированности информационной культуры от степени развития четырех вышеуказанных компонентов ИКЛ для трех экспериментальных групп (с высоким (1), средним (2) и низким (3) уровнем):

у = 0,203 + 0,187х1 + 0,233х2 +

+ 0,226х3 + 0,139х4 + е, (1)

у = 0,399 + 0,105х1 + 0,125х2 +

+ 1,107х3 + 0,157х4 + е, (2)

у = 0,004 + 0,319х1 + 0,112х2 +

+ 0,215х3 + 0,286х4 + е, (3)

где х1 — знания студентов; х2 — умение ориентироваться в новой ситуации; х3 — умение решать профессиональные задачи; х4 — эстетика решения задачи и оформления результатов.

Проведенный анализ позволяет дать качественную характеристику студента с разным уровнем сформированности ИКЛ.

Знания студента с высоким уровнем сформированности ИКЛ характеризуются полнотой, глубиной, гибкостью, оперативностью, системностью и систематичностью. Эти знания относятся к области не только информатики, но и математики, логики, дискретной математики, методологии. Студент отличается аналитическим (самостоятельное видение проблемы) и альтернативным (видение новой стороны в знакомом объекте) мышлением. Найденные им решения задач просты и красивы; результаты представлены в высокоэстетичном виде. Отличительной чертой является умение комбинировать, синтезировать ранее усвоенные способы деятельности, т. е. комбинационное мышление. Он целеустремлен в получении знаний, умений и навыков, необходимых ему в будущей профессиональной деятельности. Достижение этого уровня требует непрерывных каждодневных усилий, большой самостоятельной работы и продуманной пе-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

дагогическои деятельности со стороны преподавателя.

Знания студента со средним уровнем сформированное™ ИКЛ характеризуются полнотоИ, системностью и систематичностью, однако отсутствуют глубина, гибкость, оперативность. Студент владеет многими основными информационными технологиями, уверенно выполняет практические задания, решает типовые задачи, использует элементы алгоритмического мышления. Творческие задачи, в которых требуются самостоятельные рассуждения, постановка проблемы, выбор пути решения, для него не доступны. Правильная методика обучения, постоянное внимание со стороны преподавателя, а главное, желание постигать новое способны значительно повысить уровень информационнои культуры данного студента.

Знания студента с низким уровнем сформированности ИКЛ не удовлетворяют названным выше характеристикам полноты, глубины, оперативности, гибкости, системности и систематичности. Студент владеет основными навыками работы на компьютере, некоторыми информационными технологиями, решает несложные (типовые) задачи, имеющие прямоИ путь к ответу; специфики информационных задач не понимает, алгоритмическими навыками не владеет; не может оценить красоты, порядка и строИности решения; к решению творческих задач не подготовлен, самостоятельно поставить задачу не может.

Опыт показывает, что большоИ процент студентов приходят на I курс именно с таким уровнем сформированности информационноИ культуры, когда из-за несистематичности знаниИ обучаемые хорошо решают типовые задачи, но не могут перенести знания, умения и навыки в новую ситуацию и увидеть новые стороны в знакомом объекте. Для преподавателя, владеющего современными методиками, данная группа становится главным объектом обучения. Как правило, при регулярных занятиях и при желании самих студентов уровень информа-ционноИ культуры быстро возрастает.

Представленные методические рекомендации могут быть использованы для выявления уровня сформированности информационной культуры студентов вуза. Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечиваются опорой на методологические позиции информационного и междисциплинарного подходов; выбором комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки студентов контрольных и экспериментальных групп; длительностью проведения эксперимента; подтверждением гипотезы исследования; количественным и качественным анализом экспериментальных данных; внедрением результатов исследования в образовательный процесс вуза.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что информационная культура может служить интегральным показателем уровня развития общества и индивида, представляет собой одно из определяющих условий устойчивого и безопасного развития в принципиально новом культурно-образовательном пространстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аникина, Н. В. Дидактические аспекты развития информационной культуры в системе преемственного экономического образования «школа—вуз» : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Аникина. — Саранск, 2006. — 18 с.

2. Виленкин, Н. Я. Информатика или программатика? / Н. Я. Виленкин // Информатика и образование. — 1990. — № 2. — С. 109—110.

3. Воробьев, Г Г. Твоя информационная культура / Г. Г. Воробьев. — Москва : Молодая гвардия, 1988. — 303 с.

4. Вохрыгшева, М. Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалиста / М. Г. Вохрышева // Проблемы информационной культуры : сб. статей. — Москва, 1994. — С. 117—123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Вязанкова, В. В. Формирование информационной культуры личности студентов в структуре управления образовательным процессом /

В. В. Вязанкова, М. Л. Романова, З. А. Маушева // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгаф-та. — 2010. — № 1 (59). — С. 74—79.

6. Ершов, А. П. Школьная информатика в СССР : От грамотности к культуре / А. П. Ершов // Информатика и образование. — 1987. — № 6. — С. 3—11.

№ 4, 2012

7. Каймин, В. А. Научные основы и методика преподавания информатики / В. А. Каймин. — Псков : ИПК РО, 1992. — 159 с.

8. Коган, Е. Я. Курс «Информационная культура»: региональный компонент школьного образования / Е. Я. Коган, Ю. А. Первин // Информатика и образование. — 1995. — № 1. — С. 21—28.

9. Макарова, Н. В. Информатика и ИКТ : методическое пособие для учителей. Ч. 1. Информационная картина мира / Н. В. Макарова. — 2-е изд. — Москва, 2009. — 304 с.

10. Медведева, Е. А. Основы информационной культуры / Е. А Медведева // Социологические исследования. — 1994. — № 11. — С. 59.

11. Семенюк, Э. П. Глобализация и социальная роль информатики / Э. П. Семенюк // Науч.-техн. информ. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. — 2003. — № 1. —

С. 1—10.

12. Силяева, Е. Г. Синергетический подход к профессиональной культуре специалиста / Е. Г. Си-ляева // Педагогическое образование и наука. —

2010. — № 8. — С. 35—42.

13. Хангельдиева, И. Г. О понятии «информационная культура» / И. Г. Хангельдиева // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее : междунар. науч. конф., Краснодар — Новороссийск, 23—25 сент. 1993 г. : тез. докл. — Краснодар, 1993.

14. Черных, А. И. Компьютерные технологии в науке и образовании : учебное пособие / А. И. Черных и др. — Краснодар : КубГТУ,

2011. — 224 с.

15. Черных, А. И. Формирование информационной культуры личности в системе непрерывного образования / А. И. Черных, К. В. Хорошун // Ученые записки университета имени П. Ф. Лес-гафта. — 2010. — № 10. — С. 191—197.

Поступила 17.08.12.

УДК 378.016.46(73)

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В США

Ю. Н. Куликова (Пензенская государственная технологическая

академия)

Приводится историографический анализ научных трудов известных американских и отечественных специалистов в области повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей школы США в период со второй половины XX до начала XXI в. Характеризуются общие и особенные черты, присущие научным историко-педагогическим исследованиям по рассматриваемому вопросу.

Ключевыге слова: научно-педагогические кадры; высшая школа США; повышение квалификации; историографический анализ; историко-педагогическое исследование.

К настоящему времени проблема повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей школы подвергалась анализу в свете проходящих научных дискуссий о поиске эффективных путей в решении данного вопроса, необходимости всестороннего и глубокого изучения и активного использования зарубежного педагогического опыта.

Педагогический интерес для отечественной системы представляет повышение квалификации научно-педагогических кадров высшей школы США, которое осуществляется педагогами на своем рабочем месте, так как центры по повышению квалификации или специально обученные в этой сфере люди нахо-

дятся на базе каждого высшего учебного заведения. Новыми для отечественной системы являются такие формы организации повышения квалификации, как мастерские, наставничество для молодых преподавателей, «летние институты» и др., и такие методы, как менто-ринг и коучинг.

Представляется целесообразным на основе анализа научных трудов известных американских и отечественных специалистов в области образования показать степень изученности проблемы повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей школы США, рассмотрев общие и особенные черты, присущие научным историко-педагогическим

© Куликова Ю. Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.