Научная статья на тему 'Личностные особенности молодых офицеров специальных подразделений'

Личностные особенности молодых офицеров специальных подразделений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
249
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ ОФИЦЕРА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / МОЛОДОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности молодых офицеров специальных подразделений»

сти у студентов контрольной и экспериментальной групп оказались почти одинаковыми: КЧГУ (К = 0,46; Э = 0,44); ФЮФУ (К = 0,42; Э = 0,42); КЧТА (К = 0,38; Э = 0,38); КЧфМОСА (К = 0,36; Э = 0,37). Анализ результатов констатирующего эксперимента показывает, что готовность к информационно-управленческой деятельности оказалась низкой, в большинстве случаев недостаточной для успешного выполнения профессиональной деятельности будущим экономистом-бухгалтером.

Библиографический список

1. Абдуразаков М.М., Гаджиев Г.М. Направления совершенствования подготовки к профессиональной деятельности будущего учителя информатики. Информатика и образование.

- № 2. - 2006. - С. 98-102.

2. Белоусов П.С., Островерх А.В. 1С: Предприятие: от 8.0 к 8.1. +CD / Практическое пособие. - М.: 1С-Паблишинг. 2008.

3. Карпов, А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2005. - 584 с.

4. Мухидинов М.Г. Информационная поддержка подготовки будущего экономиста к управленческой деятельности // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 1. - С.140-146.

5. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности / В.А. Розанова. - М.: Экзамен, 2003. - 192 с.

6. Тарасова И.А. Формирование экономической культуры в условиях профессиональной подготовки студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08. - Волгоград, 2008.

- 194 с.

7. Федорова Т.Ю. Педагогические условия использования инфокоммуникационных технологий в профессиональной подготовке будущих экономистов : на примере специализации «Экономика и право»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Махачкала, 2009.

Е.В. Апасова

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Ключевые слова: профессия офицера, профессионализм, молодость, мотивация, самоактуализация, жизнестойкость.

Офицеры специальных подразделений - это особый контингент в рамках военной профессии, отличающийся высоким уровнем профессионального мастерства и постоянной включенностью в контртеррористическую деятельность. Этот контингент недостаточно изучен, в частности требуют специального эмпирического исследования особенности мотивации, самоактуализации, жизнестойкости, которые характерны для офицеров спецназа в молодости - возрастном периоде, связанном с началом максимальной реализации имеющегося потенциала и продуктивностью в профессиональной сфере.

Работа в специальных подразделениях, связанная с быстрым реагированием на изменяющуюся экстремальную ситуацию, требует не только высокого профессионализ-

© Апасова Е.В., 2013

ма, но и особой физической подготовки. Поэтому офицеры спецназа - военные в основном в возрасте 25-45 лет. Сюда вписываются в два возрастных периода - молодость и зрелость (ее начальный этап). Рассматривая личностные особенности офицеров спецназа, остановимся на молодости как возрастном периоде, в котором начинается реализация профессиональной деятельности и приобретается необходимый опыт.

С тем чтобы выявить специфику становления личности на этом возрастном этапе, сравним личностные особенности офицеров спецназа 25-29 лет с личностными особенностями их сверстников, представителей гражданских профессий. Сопоставим показатели мотивации, самоактуализации и жизнестойкости, установленные с помощью методики «Доминирующая мотивация» И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцкого [5], Само-актуализационного теста (САТ) Э. Шосторма в адаптции Л.Я. Гозмана и др. [1], Теста жизнестойкости Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой (адаптации опросника С. Мадди) [3].

Мотивация

При изучении доминирующей мотивации определялась выраженность трех моти-вационных тенденций - гедонистической, эгоцентрической и духовно-нравственной [2]. Полученные данные свидетельствуют о том, что в мотивационном профиле офицеров спецназа преобладает духовно-нравственная мотивация, подчиненная принципу ценности - глубокие интересы и привязанности (см. рис. 1). Менее выраженной является эгоцентрическая мотивация, подчиненная принципу реальности и связанная с достижением личных целей. В мотивационном профиле молодых офицеров спецназа слабо представлена гедонистическая мотивация, подчиненная принципу удовольствия (hedone - греч. наслаждение). Это означает, что офицеры в целом не ориентированы на примитивные удовольствия и развлечения.

16 14 12

10 8 6 4 2 0 -и______-

гедонистическая эгоцентрическая духовно-нравственная ф офицеры У гражданские

Рис. 1. Мотивационный профиль

При сравнении мотивационных показателей офицеров спецназа и их сверстников - представителей гражданских профессий, в первую очередь следует отметить, что мотивационный профиль гражданских лиц является более сглаженным. Хотя в нем тоже наиболее выражена духовно-нравственная мотивация, но такой значительной разницы с другими мотивационными тенденциями, как у офицеров, не наблюдается. Статистически значимые различия между группами офицеров и гражданских лиц выявлены по

параметрам «Гедонистическая мотивация» (р < 0,001) и «Духовно-нравственная мотивация» (р < 0 ,005). У молодежи, не имеющей отношения к военной службе, значительно сильнее ориентация на удовольствия. Можно предположить в связи с этим, что гражданская жизнь создает больше возможностей не только для развлечений и в какой-то мере злоупотреблений в сфере доступных примитивных удовольствий, но и для усвоения современной молодежной субкультуры с превалированием ценностей потребления. Видимо, офицеры спецназа, несмотря на свой возраст, более устойчивы по отношению к воздействию массовой глянцевой культуры, в частности, транслируемой СМИ. Отметим также в качестве предположения, что именно повышение значимости гедонистической тенденции снижает значимость духовно-нравственной мотивации современной молодежи, выбравшей гражданские профессии, и сглаживает мотивационный профиль, делает его уплощенным.

Самоактуализация

Самоактуализация - важный показатель личностного развития в молодости и зрелости, когда человек реализует свой жизненный замысел, полностью включен в профессиональную деятельность и другие области жизни, достигает (или не достигает) определенных результатов. Самоактуализация предполагает достаточно высокий уровень развития личности по ряду параметров [7].

Как видно на рис. 2, в наибольшей степени у молодежи, как офицеров, так и представителей гражданских профессий, представлены блоки ценностей и самовосприятия. Усвоение ценностей, принятых в обществе и/или в значимой субкультуре, и интенсивное познание себя в связи с развитием личностной рефлексии интенсивно происходит в возрастные периоды, переходные от детства к зрелости - в подростковом возрасте и юности [6]. На следующем возрастном этапе, в молодости (ранней зрелости), ценностные ориентации и самовосприятие оказываются теми сферами самоактуализации, в которых достигается высокий уровень развития.

В офицеры Н гражданские

Рис. 2. Обобщенные показатели самоактуализации

Рассматривая дифференцированные показатели самоактуализации (см. рис. 3), отметим высокую выраженность у всех молодых мужчин 25-29 лет ценностных ориен-таций, гибкости поведения и самопринятия. Кроме этого, у офицеров спецназа - самоуважения, а у представителей гражданских профессий - контактности. Статистически значимые различия между группами молодежи с разным профессиональным статусом получены только по пяти параметрам самоактуализации. У офицеров значимо выше компетентность во времени (р < 0,001), ориентация на ценности самоактуализации (р < ,005) и самоуважение (р < 0,001). У гражданских лиц выше принятие собственной агрессии (р < 0,001) и контактность (р < 0,005). То есть в молодости у офицеров спецназа, по сравнению со сверстниками, имеющими гражданские профессии, оказываются более развитыми способность ярко переживать настоящее при сохранении целостного восприятия жизни - связей прошлого, настоящего и будущего, приверженность тем ценностям, которые свойственны самоактуализирующейся личности, и способность ценить себя за свои личностные качества и достижения. Офицеры спецназа менее контактны - им либо труднее быстро устанавливать эмоциональные контакты с другими людьми, либо они не считают нужным это делать, в отличие от молодежи с другими профессиями. Они в значительно в меньшей степени принимают свою агрессивность и раздражительность как естественные состояния человека, что, очевидно, является следствием развитого благодаря профессии самоконтроля. Несмотря на эти отличия самоактуализация в молодости оказывается в целом сходной у представителей разных профессий.

Рис. 3. Показатели самоактуализации Жизнестойкость

Жизнестойкость - личностная особенность, все показатели которой (общий и частные) значительно выше в группе молодых офицеров специальных подразделений по сравнению с группой молодых представителей гражданских профессий (р < 0,001). Жиз-

нестойкость как система убеждений обеспечивает личностную сохранность и успешность осуществляемой деятельности, несмотря на стресс. Система убеждений включает вовлеченность - убежденность в том, что активное участие в происходящем полезно, интересно и приносит удовольствие; контроль - убежденность в том, что от собственной активности зависит результат (хотя успех и не гарантирован); принятие риска - убежденность в том, что приобретение как позитивного, так и негативного опыта приводит к развитию, а стремление к комфорту и безопасности обедняет жизнь [4].

В обеих группах - основной и контрольной - наиболее высокие средние значения приходятся на показатель вовлеченности, самые низкие - на показатель принятия риска (см. рис. 4). То есть готовность рисковать и принимать ошибки и неудачи как полезные для себя является самым сложным звеном в системе убеждений - даже в молодости.

вовлеченность контроль принятие риска

И офицеры и I ражданекие

Рис. 4. Показатели жизнестойкости

Офицеры в большей мере, чем гражданские лица, убеждены в необходимости активного включения в жизнь (различия между группами значимы при р < 0,001), в том, что они контролируют события, происходящие в их жизни (р < 0,001), и в необходимости идти на риск, когда успех не гарантирован (р < 0,001). Все это дает им возможность успешно действовать в экстремальных ситуациях и не подвергаться эмоциональному выгоранию, о чем свидетельствует опыт их службы, а также высокий общий показатель жизнестойкости. Жизнестойкость, как нам представляется, является одним из профессионально важных качеств военных, в том числе офицеров специальных подразделений.

Выводы

1. Уровень самоактуализации офицеров спецназа в молодости сходен с уровнем самоактуализации их сверстников, реализующих свои способности в гражданских профессиях. Преимущества офицеров проявляются при этом в большей компетентности во времени, в более высоком самоуважении и более развитых ценностях самоактуализации; представителей гражданских профессий - в большей легкости установлении контактов с другими людьми и принятии любых своих эмоциональных проявлений.

2. Наиболее выраженной мотивационной тенденцией у офицеров становится духовно-нравственная. Соответственно, гедонистическая мотивация, подчиненная принципу удовольствия у гражданских лиц, занимает значительное место в мотивационном

Шт

профиле. Можно предположить, что офицеры менее подвержены влиянию культуры потребления и развлечений, распространенной в последнее десятилетие.

3. У офицеров спецназа уровень жизнестойкости значительно выше, что обеспечивает личностную сохранность и эффективность деятельности в экстремальных ситуациях. Высокую жизнестойкость можно считать профессионально важным качеством (которое не так значимо выражено у молодежи, имеющей гражданские профессии).

Библиографический список

1. Алешина Ю.Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии / Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Ду-бовская - М., 1987. - С. 91-114.

2. Кулагина И.Ю. Проблемы доминирующей мотивации в контексте теории деятельности А.Н. Леонтьева: В 4 т. // Московская психологическая школа: история и современность. -М: ПИ РАО, МГППУ, 2007. - Т.4. - С. 146-156.

3. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

4. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2011. - 680 с.

5. Педагогическая психология / Под ред. И.Ю. Кулагиной. - М.: Сфера, 2008. - 480 с.

6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с.

7. Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор / Э. Шостром. - Минск: Полифакт, 1992. - 127 с.

Э.А. Атаева

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Ключевые слова: информационная культура личности учителя, структура информационной культуры, компоненты информационной культуры, нравственно-мировоззренческий компонент, когнитивно-технологический компонент, профессионально-творческий компонент.

Социальный прогресс и динамика информатизации общества, диссонируя с отставанием и инерционностью духовно-нравственного развития личности, требует сегодня от современного педагога осознание того, что информационная культура - не только часть его профессионального мастерства, но и органичная часть преподаваемого предмета. Это не только показатель уровня его профессиональной компетентности, но и условие его конкурентоспособности на рынке образовательных продуктов и услуг.

Б.С. Ерасов отмечает, что «на протяжении всей истории и в каждом обществе сохраняется некоторый высший уровень культуры, оцениваемый как главный, стержневой, ведущий, определяющий основной облик общества... В конце XX века формирование постиндустриального общества делает ведущим критерием овладение информационной

© Атаева Э.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.