Женщины достоверно чаще мужчин используют для отнесения себя к социальной группе критерий социальной позиции (должность, роль). Для тех, кто выбирает критерий социальная позиция (должность), более значимы ценности развитие и вера, менее приемлемы - безработица, взяточничество, глупость и хамство.
Те, кто выбирают чаще критерий стоимость движимого и недвижимого имущества, считают менее значимыми для себя такие ценности, как труд и патриотизм, но более значимой ценностью является власть. Что может говорить, скорее, о потребительском мировоззрении данной группы молодежи.
В ходе исследования гипотеза подтвердилась: уровень доходов и стоимость имущества являются и для нынешней молодежи основными критериями субъективного восприятия своего социального статуса, второе и третье место занимают образование и образ жизни. Однако уровень доходов семьи чаще используют люди, оценивающие свое место на социальной лестнице ниже.
Библиографический список
1. Баранова А.В. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2005.
2. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования / А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 480 с.
3. Россия - новая реальность. Богатые. Бедные. Средний класс / Под ред. М.К. Горшкова, Н Е. Тихоновой. - М.: Наука, 2004. - 259 с.
4. Угланова Е.А. Влияние феномена субъективного экономического благополучия на оценку качества жизни: дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2003
5. Хащенко В.А. Психология экономического благополучия / В.А. Хащенко. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 426 с.
М.С. Акбашева
АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ К ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА-БУХГАЛТЕРА
Ключевые слова: экономист, бухгалтер, информационно-управленческая деятельность, педагогическая система.
Современному обществу необходим экономист-бухгалтер, который готов к профессиональной деятельности в новых информационно-управленческих условиях. В этой связи становится актуальной проблема подготовки экономиста-бухгалтера к информационно-управленческой деятельности в рамках существующих социальных и образовательных условий. Существующая система подготовки будущих экономистов-бухгалтеров к информационно-управленческой деятельности [4] не в полной мере исполняет социальный заказ общества. Современный экономист-бухгалтер должен быть готов к ис-
© Акбашева М.С., 2013
пользованию любых информационных систем автоматизации всех форм бухгалтерского и финансового учета. Среди информационных систем профессионального пользования в экономике наиболее актуальными являются бухгалтерские информационные системы, которые должны стать рабочим инструментом современного экономиста-бухгалтера.
Для полного анализа современного состояния формирования готовности к информационно-управленческой деятельности будущего экономиста-бухгалтера с использованием бухгалтерских информационных систем необходимо использовать системный подход. Тем более, что большинство исследователей в области педагогики обращают внимание на эффективность его использования в решении педагогических проблем. Как отмечают М.М. Абдуразаков и Г.М. Гаджиев, любая педагогическая система - это совокупность взаимосвязанных компонентов: цель подготовки личности; учащихся как субъектов; содержания; педагогических процессов; условий эффективности и организационных форм подготовки личности [1].
Взяв за основу данный подход, обобщая приведенные трактовки и существующие подходы к структуре системы, включающей цель, студента, содержание, педагогический процесс, условия и формы организации, проанализирована практика формирования готовности к информационно-управленческой деятельности будущего экономиста-бухгалтера. Мы считаем, что основным интегративным условием формирования готовности будущего бухгалтера к информационно-управленческой деятельности является умение использовать современные бухгалтерские информационные системы (БУИС) при решении своих профессиональных задач. В рамках нашего исследования, говоря о БУИС, мы будем подразумевать платформу «1С: Предприятие», так как сегодня эта система является стандартом среди программ этого класса ее использование и имеет очень широкую географию. Хотя платформа «1С: Предприятие» и ее подсистема «1С: Бухгалтерия» решает широкий класс задач, в нашем исследовании мы будем делать акцент на их использование для решения задач, которые аккумулируются на информационно-управленческой деятельности как системной части профессиональной деятельности бухгалтера-экономиста.
Одно из направлений подготовки специалистов в области информационных систем непосредственно связано с обучением технологиям создания и сопровождения прикладных информационных систем различного назначения. Лидирующие позиции среди экономических информационных систем занимают программные продукты «1С». С позиции эффективности решения бухгалтерских задач наиболее востребованным в экономике РФ и ближнего зарубежья является информационная платформа«1С: Предприятие». Главными аргументами использования системы «1С: Предприятие» в учебном процессе является то, что незнание или неумение использовать эти инструменты часто несовместимо с требованиями, предъявляемыми к современному экономисту-бухгалтеру; программные продукты «1С» позволяют не только создавать качественные прикладные решения, но и продемонстрировать современные подходы и технологии; программы класса «1С» отличает комплексный подход к решению экономических задач; программные продукты «1С» традиционно имеют достаточно хорошую информационную и методическую поддержку, что особенно важно при использовании в учебном процессе; программные продукты «1С» являются динамическими развивающимися во времени системами, что также очень важно при решении задач обучения.
Активное внедрение этих систем в практику определило необходимость создания учебных версий этих программ, поэтому фирма «1С» выпустила учебную версию программы «1С: Предприятие 8» и ее подсистему «1С: Бухгалтерии 8», которая полезна
не только для преподавателей и студентов, но и для практикующих бухгалтеров. С их помощью студенты могут сделать первый шаг к освоению программы и организации ведения бухгалтерского и налогового учета на новом уровне. Как показывает опыт работы с учебной версией, она помогает принять обдуманное решение о приобретении коммерческих вариантов этой программы, причем для пользователей учебной версии в этом случае предусмотрена специальная скидка.
Сегодня пока еще не сложилась практика систематического использования БУИС в образовании, в том числе для формирования готовности будущего экономиста-бухгалтера к информационно-управленческой деятельности. Основными причинами являются: социально-экономические условия, уровень профессионального мастерства преподавателей, особенности контингента обучаемых; отсутствие рекомендаций в выборе БУИС, ориентацией на решение информационно-управленческих задач [1].
Так как алгоритм подготовки к информационно-управленческой деятельности будущего экономиста-бухгалтера находит воплощение в основной образовательной программе, то в ней должны быть предусмотрены все циклы, которые определяют содержание подготовки по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Включены циклы: гуманитарный и социально-экономический, общематематический и естественнонаучный, общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины и дисциплины специализации. Содержание этих циклов, в свою очередь, раскрывается через номенклатуру курсов. Для решения задач нашего исследование базовое значение имеют дисциплины предметных областей «Информатика», «Экономика» и смежные с ними дисциплины, которое формируют компетенции, знания, умения и навыки и определяют готовность к информационно-управленческой деятельности будущего экономиста-бухгалтера.
Анализ структуры содержания государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация бакалавр и магистр) показывает, что в качестве цели подготовки будущего экономиста-бухгалтера к профессиональной деятельности выделяют следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- расчетно-экономическая деятельность (подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы; разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств);
- аналитическая, научно-исследовательская деятельность (поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов; обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов; построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов; анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро-и макроуровнях как в России, так и за рубежом; подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов; проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов; участие в разработке проектных решений
в области профессиональной деятельности, подготовке предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ);
- организационно-управленческая деятельность (участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений; организация выполнения порученного этапа работы; оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта; участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений);
- педагогическая деятельность (преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования).
При этом в вышеобозначенных задачах не указывается на формирование готовности к информационно-управленческой деятельности, хотя все виды деятельности, описанные выше, не могут быть реализованы без нее.
Анализ содержания курсов «Информатика», «Информационные системы в экономике», «Экономическая теория», «Основы правового регулирования экономической деятельности», «Экономика организаций (предприятий)», «Социально-экономическая статистика», «Мировая экономика», «Теория экономического анализа», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», «Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных организациях», «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Налоговые расчеты в бухгалтерском деле», «Основы правового регулирования экономической деятельности», «АРМ бухгалтера», «Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому и управленческому учету)» и «Управленческий анализ в отраслях» показывает, что в них находят отражение дидактические единицы, формирующие экономические, бухгалтерские и информационно-управленческие компетенции, знания, умения и навыки, способствующие включению будущего экономиста-бухгалтера в информационно-информационную деятельность [5]. Так как государственный стандарт профессионального образования является основой разработки профессиональных образовательных, учебных и методических программ следует выделить представленность в содержании соответствующих учебных модулей или дисциплин. Анализ содержания дисциплин с позиции формирования готовности к информационно-управленческой деятельности показывает, что подготовка экономиста-бухгалтера, которая осуществляется по учебным планам, куда включены указанные выше дисциплины, недостаточно обеспечивает готовность будущего экономиста-бухгалтера к информационно-управленческой деятельности.
Следовательно, формирование готовности будущего экономиста-бухгалтера к информационно-управленческой деятельности осуществляется через специальные курсы по информатике, информационным системам в бухгалтерском учете, моделированию, конструированию и программированию в бухгалтерском учете и т.д. При этом следует признать, что система образования, испытывая, значительные трудности в формировании готовности будущего экономиста-бухгалтера к информационно-управленческой деятельности, обеспечивает, по крайней мере, пропедевтическую готовность к информационно-
управленческой деятельности. В качестве таковой следует рассматривать дисциплины из предметной области «Информатика» («Информатика», «Экономическая информатика», «Информационные системы в экономике», «Информационные системы управления», «Информационные технологии в профессиональной деятельности») и «Бухгалтерский учет и аудит» [5].
Базовой экспериментальной площадкой нашего исследования является факультет экономики и управления Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева (КЧГУ), хотя для достоверности эксперимента были задействованы и другие вузы нашей республики, которые готовят экономистов. Для определения исходного уровня готовности будущего экономиста-бухгалтера к информационно-управленческой деятельности, был изучен опыт работы кафедр бухгалтерского учета, анализа и аудита КЧГУ, филиала Южного федерального университета с. Учкекен КЧР, Карачаево-Черкесской государственной технологической академии и Карачаево-Черкесского филиала Московской открытой социальной академии. Анализ результатов показал, что чаще всего решение задачи формирования готовности к информационно-управленческой деятельности экономиста-бухгалтера реализуется, стихийно и в рамках традиционных форм организации учебного процесса. По нашему мнению, решение этих задач осложняется недостаточной компетентностью и подготовленностью преподавателей предметной области «Бухучет и аудит» в области информационных технологий, а преподавателей предметной области «Информатика» - в области экономики, низким уровнем знаний студентов и отсутствием возможности их участия в решении реальных бухгалтерских задач, недостаточной научно-методической разработанностью программ, учебников и учебных пособий по включению будущего экономиста-бухгалтера в информационно-управленческую деятельность и т.д.
Анализ педагогической практики формирования готовности будущего экономиста-бухгалтера к информационно-управленческой деятельности указывает на наличие противоречия между объективной потребностью в новых методах и формах подготовки экономистов к информационно-управленческой деятельности и недостаточной готовностью большинства вузов и их педагогических коллективов к эффективной деятельности в данном направлении. Все это, на наш взгляд, указывает на необходимость решения множества вопросов, среди которых:
- повышение компетентности преподавателей, участвующих в формировании готовности к информационно-управленческой деятельности;
- разработка и проектирование учебных пособий и методических рекомендаций для включения будущего экономиста-бухгалтера в информационно-управленческую деятельность;
- подготовка комплекса программ, обеспечивающих готовность будущего экономиста-бухгалтера к информационно-управленческой деятельности;
- включение в учебные планы факультативов, спецкурсов дисциплин по выбору, ориентированных на формирование готовности будущего экономиста-бухгалтера к информационно-управленческой деятельности;
- разработка модели подготовки к информационно-управленческой деятельно-
Для выявления реального состояния готовности будущего экономиста-бухгалтера к информационно-управленческой деятельности был проведен констатирующий эксперимент, целью которого были изучение и анализ исходного состояния готовности у различных групп респондентов. В ходе констатирующего эксперимента для обеспечения
достоверности и возможности диагностики уровня готовности будущего экономиста-бухгалтера к информационно-управленческой деятельности нами решались задачи:
- выявления уровней готовности будущего экономиста-бухгалтера к информационно-управленческой деятельности;
- определения личностной значимости для студента информационно-управленческой деятельности как условия готовности его к профессиональной деятельности;
- выявления информационных и управленческих способностей, характеризующих готовность будущего экономиста-бухгалтера к информационно-управленческой деятельности.
В исследовании были задействованы студенты (140 чел.) из которых были сформированы 4 контрольные и 4 экспериментальные группы. В эксперименте были задействованы четыре вуза Карачаево-Черкесской республики, которые готовят специалистов по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»: Карачаево-Черкесский государственный университет (КЧГУ), Филиал Южного федерального университета в с. Учкекен Карачаево-Черкесской республики (ФЮФУ), Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия (КЧТА); Карачаево-Черкесский филиал Московской открытой социальной академии (КЧфМОСА). Результаты приведены в таблице.
Таблица
Уровень готовности будущих экономистов-бухгалтеров к информационно-управленческой деятельности
а в Количество студен- Оценка в эксперт- Н о £ е & и и в о т р в
Название вуза с у тов по уровням ных наблюдениях ч $ - н е во ц а з и . н с ■э =
1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Л ро £ л э о И
КЧГУ К 8 9 10 2 0 8 18 30 8 0 145 64 0,44
Э 7 9 10 3 0 7 18 30 12 0 145 67 0,46
Филиал ЮФУ К Э 4 4 4 4 3 3 1 1 0 0 4 4 8 8 9 9 4 4 0 0 60 60 25 25 0,42 0,42
КЧТА К 8 4 2 1 0 8 8 6 4 0 75 26 0,38
Э 8 4 2 1 0 8 8 6 4 0 75 26 0,38
Филиал КЧ Мо- К 7 4 2 1 0 7 8 6 4 0 70 25 0,36
сковской ОСА Э 7 3 3 1 0 7 6 9 4 0 70 26 0,37
Распределение студентов по уровням готовности к информационно-управленческой деятельности осуществлялось через анкетирование, наблюдение в период практик, беседы и тестирование. Анализ результатов тестирования констатирующего эксперимента среди студентов по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» показывает, что большинство студентов контрольной и экспериментальных групп находятся на 1, 2 и 3 уровне готовность к информационно-управленческой деятельности. Все это позволяет считать недостаточной готовности будущего бухгалтера-экономиста к информационно-управленческой деятельности по причине того, что для высокого уровня готовности необходим непрерывный педагогический процесс с регулярным практическим опытом. Регулярность и опыт позволяют перейти на более интеллектуальные уровни.
Количественный анализ состояния готовности будущего экономиста-бухгалтера к информационно-управленческой деятельности показывает, что коэффициент готовно-
сти у студентов контрольной и экспериментальной групп оказались почти одинаковыми: КЧГУ (К = 0,46; Э = 0,44); ФЮФУ (К = 0,42; Э = 0,42); КЧТА (К = 0,38; Э = 0,38); КЧфМОСА (К = 0,36; Э = 0,37). Анализ результатов констатирующего эксперимента показывает, что готовность к информационно-управленческой деятельности оказалась низкой, в большинстве случаев недостаточной для успешного выполнения профессиональной деятельности будущим экономистом-бухгалтером.
Библиографический список
1. Абдуразаков М.М., Гаджиев Г.М. Направления совершенствования подготовки к профессиональной деятельности будущего учителя информатики. Информатика и образование.
- № 2. - 2006. - С. 98-102.
2. Белоусов П.С., Островерх А.В. 1С: Предприятие: от 8.0 к 8.1. +CD / Практическое пособие. - М.: 1С-Паблишинг. 2008.
3. Карпов, А.В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2005. - 584 с.
4. Мухидинов М.Г. Информационная поддержка подготовки будущего экономиста к управленческой деятельности // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - № 1. - С.140-146.
5. Розанова В.А. Психология управленческой деятельности / В.А. Розанова. - М.: Экзамен, 2003. - 192 с.
6. Тарасова И.А. Формирование экономической культуры в условиях профессиональной подготовки студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.08. - Волгоград, 2008.
- 194 с.
7. Федорова Т.Ю. Педагогические условия использования инфокоммуникационных технологий в профессиональной подготовке будущих экономистов : на примере специализации «Экономика и право»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Махачкала, 2009.
Е.В. Апасова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЫХ ОФИЦЕРОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Ключевые слова: профессия офицера, профессионализм, молодость, мотивация, самоактуализация, жизнестойкость.
Офицеры специальных подразделений - это особый контингент в рамках военной профессии, отличающийся высоким уровнем профессионального мастерства и постоянной включенностью в контртеррористическую деятельность. Этот контингент недостаточно изучен, в частности требуют специального эмпирического исследования особенности мотивации, самоактуализации, жизнестойкости, которые характерны для офицеров спецназа в молодости - возрастном периоде, связанном с началом максимальной реализации имеющегося потенциала и продуктивностью в профессиональной сфере.
Работа в специальных подразделениях, связанная с быстрым реагированием на изменяющуюся экстремальную ситуацию, требует не только высокого профессионализ-
© Апасова Е.В., 2013