Научная статья на тему 'Подготовка к информационно-управленческой деятельности экономиста'

Подготовка к информационно-управленческой деятельности экономиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА БУХГАЛТЕРА / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акбашева Медина Сагидуловна, Мухидинов Магомед Госенгаджиевич

На основании анализа теории и практики профессиональной подготовки бухгалтера определено содержание информационной подготовки управленческой деятельности будущего бухгалтера. Разработана модель подготовки будущего бухгалтера к информационно-управленческой деятельности в рамках его профессионального образования, которая обеспечивает готовность бухгалтера к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка к информационно-управленческой деятельности экономиста»

88

Известия ДГПУ, №4, 2010

к человеку, обществу, сообществу, природе.

С целью анализа практики формирования добрых человеческих отношений старшеклассников нами проанализированы уроки учителей, работающих по целевой комплексной программе «Принципы и методы формирования добрых человеческих отношений». Коллективные посещения совместно с администрацией школы занятий позволяли провести анализ уроков (табл. 1) с позиций использования в межличностных отношениях форм взаимодействия, активизирующих и способствующих повышению уровня культуры взаимоотношений, формированию добрых человеческих отношений, проявлению интегративных качеств: гуманности, трудолюбия, любознательности, альтруизма, самостоятельности, коллективизма, честности, совестливости, активности, эрудированности, объективности, оптимизма.

С целью сплочения старшеклассников, возрождения традиций братства, дружбы, куначества, а также интернациональных и патриотических чувств проведены молодежные вечера, посвященные Всемирному дню молодежи, где учителя и старшеклассники

Примечания

учились управлять чувствами и эмоциями, действовать не исходя из своих пристрастий, а направлять их на формирование добрых человеческих отношений.

Подводя итоги, подчеркнем важность решения задачи и формирования добрых человеческих отношений на основе следующих правил:

- каждый человек считает себя добрым;

- причина всех неприятностей находится в нас;

- не нужно нравоучение, а нужен пример для подражания;

- зло всегда обернется злом;

- посмотри со стороны, насколько твое присутствие приятно окружающим;

- покажи свою любовь и прояви заботу.

Формирование добрых человеческих отношений старшеклассника должно нацелить на то, чтобы он был счастлив, внушить ему, что самое дорогое в жизни - это человек; высшее достоинство, честь, моральная доблесть - давать счастье другому человеку, создавать для него красоту и вместе с тем самому быть добрым и красивым.

1. Абакарова Р. К. Формирование добрых человеческих отношений: интегративный подход. М., 2010. 2. Абакарова Р. К. Технология формирования добрых человеческих отношений: интегративный подход. М., 2010. 3. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования. 1992. № 11. 4. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М. : Прометей, 1995. 5. Мудрик В. А. О воспитании старшеклассников. М., 1981. 6. Раченко И. П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. Пятигорск, 1992.

Статья поступила в редакцию 12.09.2010 г.

УДК 378.02:372.8

ПОДГОТОВКА К ИНФОРМАЦИОННОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИСТА

©2010 Акбашева М.С., Мухидинов М.Г.*

Психолого-педагогические науки

• • •

89

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У. Д. Алиева * Дагестанский государственный педагогический университет

На основании анализа теории и практики профессиональной подготовки бухгалтера определено содержание информационной подготовки управленческой деятельности будущего бухгалтера. Разработана модель подготовки будущего бухгалтера к информационно-управленческой деятельности в рамках его профессионального образования, которая обеспечивает готовность бухгалтера к профессиональной деятельности.

The authors of the article define the content of the information preparation for future book-keepers’ administrative activity on the basis of the analysis of the theory and the practice of book-keepers’ professional training. They worked out the model of future book-keepers’ training for the information administrative activity within the limits of their professional training which provides book-keepers’ readiness for the professional activity.

Ключевые слова: информационная подготовка бухгалтера, управленческая деятельность, информационно-управленческая компетентность, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность.

Keywords: book-keepers’ information training, administrative activity, information administrative competence, professional training, professional competence.

Изменения, происходящие в обществе, требуют от специалиста высокой степени готовности, адаптивного уровня образованности, ориентированности на постоянное саморазвитие и стремление к достижению поставленных целей, с позиций чего содержание профессиональной подготовки специалиста сегодня определяется не только набором полученных знаний, умений и навыков, но и способностью обучаться, осваивать различные виды деятельности и т.д.

Перемены в обществе призваны обеспечить непрерывность процесса приобретения знаний, умений и навыков, высокий уровень готовности через изменение форм и методов воздействия. Особую значимость приобретает информационная подготовка к управленческой деятельности специалиста (бухгалтера, менеджера, учителя и т.д.).

Современный квалифицированный специалист должен владеть методами обработки данных на компьютере. Эффективность использова-

ния информационных систем в практической деятельности предопределяется умением ориентироваться в обширном рынке программных продуктов, предназначенных для решения задач бухгалтерского учета, анализа и аудита, владением технологией решения профессиональных задач с помощью компьютера.

Следовательно, эффективность управленческой деятельности определяется владением информацией в контексте ее использования, истолковываемой как наличие совокупности сведений, необходимых для активного воздействия на управляющую систему с целью ее оптимизации.

Анализ практики информатизации различных сфер показывает, что современные информационные технологии позволяют использовать их в управленческой деятельности вплоть до создания автоматизированных программных модулей, принятия управленческих решений, что требует системы подготовки будущих бухгалтеров к профессиональной дея-

90

Известия ДГПУ, №4, 2010

тельности, где на первый план выходит готовность действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, гибкость в принятии решений, стремление к реализации нововведений, постоянная нацеленность на поиск инновационных путей, творческую выработку конструктивных решений и т.д.

Для повышения конкурентоспособности выпускников, обучающихся по специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», необходимо не только давать студенту теоретические и практические знания ручного способа ведения бухгалтерского учета, анализа и аудита, но и обучать современным информационным технологиям, которые позволяют осуществлять в электронном варианте бухгалтерский учет на предприятиях, проводить финансовоэкономический анализ и аудиторские проверки, используя автоматизированные системы.

Изучение существующих программных продуктов показало лидерство универсальных программ «1C», «1C: Предприятие» массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку регламентированной отчетности. Для практического освоения программы «1C: Бухгалтерия 8» и обучения студентов ведению компьютеризированного бухгалтерского учета фирмой «1C» разработана специальная программа «1C: Бухгалтерия 8. Учебная версия».

В стандартах и программах подготовки к управленческой деятельности сегодня акцент делается на приобретение академических и специальных знаний, включающих в значительных объемах общетеоретические аспекты, но не имеющих конкретного практического применения. При этом существуют противоречия между требованиями к оптимизации управленческого процесса и отсутствием готовности экономиста к квалифицированному использованию на практике современных средств управления; между отсут-

ствием обоснованных механизмов информационной подготовки к оптимальному управлению и потребностью внедрения инновационных технологий в системе бухучета.

Следовательно, для решения задач подготовки к профессиональной деятельности экономиста необходимо формировать информационную готовность к принятию управленческих решений, которые в современных условиях играют важную роль в достижении стратегических целей и результатов.

По мнению И. П. Подласого [7], сегодня наблюдается спрос на специалистов в области экономики, финансов и управления, необходимым атрибутом профессиональной пригодности которых выступает владение не только специальными знаниями, но и информационными технологиями, позволяющими осуществлять профессионально-управленческие функции.

Межправительственная рабочая группа экспертов рекомендует создать систему присвоения квалификации в соответствии с положениями официальных заявлений Комитета IFAC по образованию. В частности, предлагается использовать указания по общему образованию, содержащиеся в директиве IFAC по международному образованию № 9 «Предквалификационная подготовка, профессиональная компетенция и требования к опыту работы профессиональных бухгалтеров». С учетом потребности в предквалификационной подготовке в области информационных технологий было рекомендовано использовать директиву № 11 «Информационные технологии в учебном плане по бухгалтерскому учету», а также директиву «Обеспечение безопасности информации», разработанную Комитетом IFAC по информационным технологиям.

С этих позиций реализуемая на практике система информационной подготовки к управленческой деятельности будущего экономиста определяется четырьмя циклами, со-

Психолого-педагогические науки • • •

держание которых нами значительно дополнено учебными элементами. Подготовительный цикл включает дидактические единицы: понятие

информации; общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации; технические и программные средства реализации информационных процессов; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технологии программирования; локальные и глобальные сети ЭВМ; основы защиты информации и сведений, методы защиты информации.

Базовый цикл содержит дидактические единицы: информационные системы и их использование в профессиональной деятельности, организация автоматизированных информационных систем; информационные процессы в экономике; автоматизированные информационные системы формирования, обработки и представления данных; автоматизированные рабочие места; их состав и структуры; проблемно-

ориентированные автоматизированные информационные системы; автоматизированные информационные системы в сфере производства и управления; стратегическое прогнозирование и планирование на базе экспертных систем.

В специальный цикл вошли дидактические единицы: информационные технологии обеспечения управленческой деятельности; информационные технологии документационного обеспечения; инструментальные средства компьютерных технологий обслуживания бухгалтерской деятельности; основы построения инструментальных средств информационных технологий; компьютерные технологии подготовки текстовых документов и обработки экономической информации на основе табличных процессоров; использование систем управления базами данных; интегрированные программные пакеты распределенной обработки

91

информации; организация компьютерных информационных систем; компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений.

В специальный цикл нами включены дополнительные дидактические единицы: 1C: Бухгалтерия; Инфо-бухгалтер; Skat; Microsoft Team Manager; Publisher; Microsoft Project Standard; Microsoft Project Professional; Microsoft Project Server; Microsoft Project Web Access; Primavera.

Следует отметить, что студенты, обучающиеся на специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», изучают два курса, связанных с автоматизацией учета «Информационные системы в экономике» (на третьем курсе в шестом семестре) и «Автоматизированные системы бухгалтерского учета» (на четвертом курсе в седьмом семестре).

Студенты начинают изучение «1C: Бухгалтерия» с ввода первоначальных данных об организации, используя стартовый помощник. Затем учатся заполнять различные справочники и создавать новые, вводить первичные документы, используя различные отчеты (оборотная и сальдовая ведомость, шахматная ведомость, обороты счета, отчет по проводкам, главная книга, регламентированные отчеты и т.п.).

Учитывая, что студентам уже прочитан курс «Бухгалтерский учет», при выдаче заданий не оговаривается большинство названий документов, которые необходимо обработать, что способствует лучшему усвоению новых и закреплению уже полученных знаний по бухгалтерскому учету. Например, в задании говорится, что из кассы подотчетному лицу выдана сумма денег, по которой он затем отчитался, т.е. студент должен вспомнить, что необходимо оформить расходный кассовый ордер, а потом авансовый отчет. Или говорится, что произведена инкассация денежных средств, студенту следует заполнить расходный кассовый ордер и вспом-

92

Известия ДГПУ, №4, 2010

нить, какие проводки необходимо произвести.

Занятия проходят в компьютерных классах, где студенты в течение семестра работают с индивидуальной базой данных, выставляемой в виде «фамильных» архивов в начале занятия и собираемой после дополнений в конце семинара преподавателем, что позволяет проверять выполненные задания с последующим исправлением сделанных ошибок.

По окончании обучения студенты представляют отчет по базе данных, полученный в результате выполнения на протяжении семестра 25 заданий по «1C», позволяющих создать практически полную модель деятельности предприятия на основе большинства параметров учета. Также студенты представляют созданные презентации по автоматизации отдельных участков учета. Экзамен включает два теоретических вопроса по системе «1C: Бухгалтерия» и практическое задание, выполняемое студентом на персональном компьютере.

В ходе изучения этих циклов будущие бухгалтера приобретают теоретические знания и практические умения по использованию информационных систем и ресурсов в управлении бухгалтерской информацией; оцениванию эффективности использования информационных систем в бухгалтерской деятельности; выбору и рациональному использованию информационных технологий в практике будущего бухгалтера; оценке организационных и социальных последствий использования информационных технологий и систем в управленческой деятельности бухгалтера; применению различных видов компьютерной, коммуникационной и организационной техники в управленческой деятельности бухгалтера и т.д.

Результатом информационной подготовки выступает готовность будущего бухгалтера к профессиональной деятельности, обеспечиваемая:

• • •

способностью использовать различные бухгалтерские информационные системы и технологии при принятии управленческих решений; пониманием возможностей и тенденций развития бухгалтерских информационных систем и технологий в управленческой деятельности; знанием сущности управления с использованием бухгалтерских информационных систем и технологий; владением прикладным программным обеспечением в профессиональной деятельности бухгал-тера-экономиста; информированностью о рынке технических и программных средств, применяемых в управленческой деятельности; умением организовать информационное и программное обеспечение бухгалтерских процессов с использованием динамических баз данных; готовностью к проектированию и адаптации баз данных и знаний к конкретной бухгалтерской информационной системе и т.д.

Данная система обеспечивает информационную подготовку экономистов любой специализации, в том числе и бухгалтера, поскольку в рамках специализации обеспечивается усвоение дисциплин «Экономическая информатика», «Информационные системы в экономике», «Компьютерные программы 1C» и др. (рис.).

Следует отметить, что эффективность и реализуемость информационной подготовки к управленческой деятельности будущего бухгалтера подтверждается практикой Дагестанского государственного института народного хозяйства, Карачаево-Черкесского государственного университета, где с 2000 по 2004 годы внедрены результаты научного поиска. При этом модель имеет динамико-адаптивный характер, поскольку в содержание непрерывной информационной подготовки будущего бухгалтера вносятся изменения с учетом интересов, способностей и склонностей студентов.

Психолого-педагогические науки

• • •

93

Рис. Модель подготовки к информационно-управленческой деятельности

будущего экономиста

Практическая реализация модели информационно-управленческой деятельности будущего бухгалтера позволяет сделать следующие выводы: модель эффективна, поскольку обеспечивает готовность к использованию информационных систем и технологий в профессиональной деятельности бухгалтера; в рамках модели обеспечивается реализация принципа непрерывности информационной подготовки будущего экономиста к управленче-

ской деятельности; модель обладает свойством адаптивности, вследствие чего обеспечивает реализацию принципов: соответствия содержания образования требованиям развития общества; интеграции, преемственности и целостности; направленности и логического построения материала и полифункциональности; отбора и конструирования содержания с позиций полноты и целостности и т.д.

Примечания

1. Веселков Ф., Ковалев С., Мац Л. Информационная подготовка экономистов // Высшее образование в России. 2001. № 2. С. 62-66. 2. Воробьева Л. В. Бухгалтерский и налоговый учет в бюджетных учреждениях / Практическое пособие. М. : МГИУ, 2003. 312 с. 3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста с высшим образованием по специальности 060400 Финансы и кредит. М., 2005. 4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста с высшим образованием по специальности 060500 Бухучет и аудит. М., 2005. 5. Жалдак М. И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. М., 1989. 6. Николаева О. С., Шишкова Т. В. Управленческий учет. Учебное пособие. Изд. 3-е, испр. и доп. М. : Эди-ториал УРСС, 2002. 7. Подласый И. П. Педагогика. М. : Просвещение, 1996. 631 с. 9. Профессиональный бухгалтер России. 3-е изд., доп. М. : Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2002. 154 с. 8. Сорокина Н. Г. Инновационные методы обучения: проблемы внедрения // Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 116-118. 10. Федеральный закон РФ от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. Федеральных законов от 14.12.2001 N° 164-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ). 11. Харченко Р. А. Совершенствование непрерывной информационной

94

• • •

Известия ДГПУ, №4, 2010

подготовки студентов экономических специальностей среднего профессионального образования: Методические рекомендации для преподавателей. Нальчик, 2002.

Статья поступила в редакцию 16.10.2010 г.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

©2010 Амиров М.А., Муртузалиева М.А., Гаджиев Г.М.,

Дагестанский государственный педагогический университет

Раскрывается феномен культуры, а также сущность правовой культуры, характеризующей уровень правового развития личности, предполагающего позитивное правовое сознание в действии.

The authors of the article reveal the phenomenon of the culture, as well as the essence of the legal of culture, characterizing the level of a person’s legal development, expecting the positive legal consciousness in the action.

Ключевые слова: культура, правовая культура, сущность правовой культуры, критерии правовой культуры, уровень правовой культуры.

Keywords: culture, legal culture, the essence of the legal culture, criteria of the legal culture, level of the legal culture.

Для рассмотрения проблемы формирования правовой культуры важно определить, что собой представляет феномен культуры, важные составляющие содержания которой утверждаются в немецкой философии в последней четверти XVIII века. Следует отметить, что термин «культура» (возделывание, обрабатывание) применяется для определения того, что сделано человеком, в отличие от природных явлений; употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному.

Усилиями прежде всего философов, историков культуры, антропологов и культурологов сформулировано более 250 определений культуры, сравнительный анализ которых даёт возможность сгруппировать отражения подходов к ее пониманию, среди которых:

- рассмотрение культуры как совокупности ее основных предметных характеристик (Г. Г. Карпов, М. П. Ким, Г. П. Францев и др.);

- представление культуры как свойства производить, хранить, рас-

пределять и потреблять духовные ценности, при этом особо подчеркивается деятельность человека (А. И. Арнольдов, Э. А. Баллер, Н. С. Злобин, М. Т. Иовчук, В. М. Межуев, А. К. Уледов и др.);

- понимание как системы способов, средств, приемов, процедур и норм человеческой деятельности (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, Э. С. Маркарян, В. М. Межуев, 3. Файнберг и ДР-) [2].

Обобщая данные подходы к понятию культуры, следует отметить непосредственную ее связь с деятельностью человека, признание соотношения в культуре нормативноценностной и творческой характеристик, характеристик активной творческой деятельности, феноменом которой выступает развитие личности как субъекта активности.

Для понимания сущности правовой культуры необходимо раскрыть содержательную составляющую культуры в повседневной жизни, употребляемой в трех значениях:

- определенная сфера жизни общества, получившая институцио-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.