ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 378 ББК 74.58
Акбашева Медина Сагидуловна
преподаватель кафедра бухучёта, анализа и аудита Карачаево-Черкесский государственный университет
г. Карачаевск Akbasheva Medina Sagidulovna Senior Lecturer Chair in accounting, analysis and audit Karachay-Cherkessia State University Karachaevsk
Модель формирования готовности к информационно-управленческой деятельности будущего экономиста-бухгалтера Model for the formation of readiness for information management activities economist and accountant of the future
В статье рассматриваются проблемы готовности к управленческой деятельности будущего экономиста, разработана и предложена модель ее формирования, состоящая из нескольких структурных компонентов: подготовительный, базовый, основной, специальный. Определён уровень готовности студента к информационно-управленческой деятельности, ее сущности основывается на выявлении профессиональных умений будущего экономиста.
The problems of preparedness for the management of future economist, developed, and a model of its formation, consisting of several structural components: preparatory, basic, basic, special. Determine the level of readiness of the student to information management activities, its essence is based on the identification of professional skills of the future economist.
Ключевые слова: модель, мотив, деятельность, экономист, готовность, информационно-управленческая деятельность.
Key words: model, motive, activity, economist, availability, information-management activities.
В педагогике и психологии категория «готовность» часто употребляется как психологическое состояние, установка и наличие у субъекта определенных потребностей, как синтез свойств личности и т.п. Анализ существующих подходов показывает, что чаще всего готовность исследуется как определенное состояние сознания, психики, функциональных систем в ситуации ответственных действий или подготовки к ним.
В современной психолого-педагогической литературе достаточно часто встречается описание различных видов готовности. Профессиональная готовность рассматривается как субъектное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности. Профессиональная готовность не обязательно согласуется с субъективной профессиональной подготовленностью. Часто профессиональная готовность основывается на самооценке и самоактуализации личности.
Мы согласны с мнением, что существует взаимосвязь профессиональной и личностной готовности, которая может быть рассмотрена с позиции личностного и функционального уровней. Связующим звеном может выступать психологическая готовность, которая рассматривается В. А. Сластёниным и др. основным внутренним условием профессионально-личностной готовности является адекватная мотивация, которая отражает отношение субъекта к профессиональной деятельности как общественно значимому делу, побуждает и поддерживает стабильную направленность деятельности, во многом определяет и объясняет поведение субъекта в процессе профессионально-личностного самоопределения [2].
Проблемы готовности специалиста к профессиональной деятельности освещались многократно и с разных точек зрения в исследованиях О.А. Абдулиной, К. М. Дурай-Новаковой, Е.О. Вавилова, В.С. Ильина, Н. К. Сергеева, В.В. Серикова, В. А. Сластенина и др. [1,4,6,10].
Готовность к управленческой деятельности означает, с одной стороны, овладение содержанием и структурой данной деятельности, а с другой, предполагает развитие тех личностных свойств, которые обеспечивают принятие, ориентировку и успешное выполнение этой деятельности.
Понятие «готовность» близко соотноситься со следующим словосочетанием «готовность к действию». С.Ю. Головин определил «готовность к действию» как установку, направленную на выполнение некоего действия [3]. В.Д. Шадриков видит в профессиональной готовности условие успешного выполнения деятельности, а также как регулятор этой деятельности. Л.А. Зеленов определяет профессиональную готовность как совокупность общественных отношений, преобразованных в функции индивида, в формы и структуры деятельности [5].
Таким образом, профессионально-личностная готовность может рассматриваться как активное состояние личности, вызывающее установки на профессиональные ситуации и задачи, как предпосылка к целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости, эффективности.
Профессиональная готовность бухгалтера-экономиста, включает в себя: осознание области применения обширных знаний, освоения различных видов профессиональной деятельности; приобретение профессионально - индивидуальных качеств, определяющих успех профессиональной деятельности; готовность к роли лица, принимающего решения и берущего на себя ответственность за их реализацию; формирование интеллектуального потенциала определенного типа и структуры.
В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу предусмотрена переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение международных стандартов финансовой отчетности и формирование навыков применения их на практике, обеспечение соответствия учебных про-
грамм подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов международным стандартам образования, разработка российских стандартов образования и аттестации профессиональных бухгалтеров и аудиторов на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.
Структура и содержание информационно-управленческой деятельности экономиста-бухгалтера зависит от: сферы профессиональной деятельности экономиста-бухгалтера; от объектов используемых в хозяйственной деятельностью организаций различных форм собственности; средств труда; результата труда; видов профессиональной деятельности используемых специалистом при осуществлении экономической деятельности и т.д.
С учетом этого экономист-бухгалтер должен быть готов выполнять следующие функций: подготовке исходных данных и проведении экономического анализа финансовой и хозяйственной деятельности; участие в анализе и структурировании данных для составления перспективных проектов финансовых и хозяйственных планов организаций с использованием информационных систем; организация и проведение ревизий и инвентаризаций в организации, их структурных подразделениях с использованием аудиторских информационных систем; оказания информационной и методической помощи подразделениям организации в решении вопросов, входящих в компетенцию экономиста-бухгалтера.
Реализация этих функций, определяет что, экономист - бухгалтер должен быть компетентен в: вопросах организации профессиональной экономической деятельности на основе нормативных правовых актов РФ, хозяйственного права и трудового законодательства; основных направления социальноэкономического и технического развития организации, ее структурных подразделений; управлении финансами организации и эффективного их использования; области технологии и организации производства; вопросах нормирования и учета расхода ресурсов в организации; принципах построения бухгалтерского учета и отчетности в РФ; в теории бухгалтерского учета, контро-
ля и анализа хозяйственной деятельности; организации и ведении бухгалтерского учета в организации; правилах и порядке составления, утверждения и предоставления бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности с использованием бухгалтерских информационных систем; методике исчисления налогов и платежей в бюджет и целевые фонды; методах управления первичными коллективами организации;
Овладение профессиональной деятельностью предполагает иерархичность процесса подготовки. Поэтому у студента, как у будущего бухгалтера-экономиста необходимо выявить уровень готовности к применению профессиональных знаний, умений и навыков при решении различных информационных и управленческих задач, связанных с личностными функциями выбора, рефлексии, смыслообразования, организационными и другими функциями.
В свете вышеизложенного, можно сказать, что экономист-бухгалтер сам должен влиять, адаптировать и контролировать процесс формирования готовности, в чем и проявляется его регулятивная функция. В связи с новыми постоянно изменяющимися условиями жизнедеятельности, требуются новые, более современные информационно-управленческие приемы, и экономист-бухгалтер должен освоить новые подходы в отношении своей компетентности. Экономист-бухгалтер не должен быть просто транслятором, который сообщает структурированную экономическую информацию, но и посредством информации и знаний должен учит подчиненных мыслить, самостоятельно искать, находить и оценивать ответы на заданные вопросы, добывать новые знания и информацию, участвовать в рационализации производства.
Оценка профессионализма экономиста-бухгалтера невозможна без осмысления его важной роли в деятельности, как всего коллектива организации, так и в отдельно взятого работника. Иными словами, от экономиста-бухгалтера требуется осмысление всей системы профессиональной деятельности, являющейся непрерывным процессом решения множества информационных и управленческих задач. Для этого, мы считаем, необходимо создать пси-
хологические и педагогические условия формирования готовности студентов к будущей информационно-управленческой деятельности, в том числе к решению информационно-управленческих задач. Экономист-бухгалтер, не владеющий науками управления и информационными умениями, не может считать, что «организация должна работать как четко работающий механизм», т.е. акцент делается на таком управлении производством, организация которого может давать максимальный эффект лишь от трудовой деятельности работников. Экономист- бухгалтер, осознанно применяющий информационные умения управления, делает акцент на инициативном отношении работников к делу. При этом он видит проблему в целом, связывает ее с другими задачами организации, учитывает перспективные цели.
В раках нашего исследования мы выделяем пять уровней готовности будущего бухгалтера-экономиста к информационно-управленческой деятельности: пользователь; продвинутый пользователь; специалист; профессионал; аналитик-программист.
Пользователь - бухгалтер-экономист, который знает, умеет и имеет навыки правильного заполнения информационной базы системы бухгалтерского учета любой организации.
Продвинутый пользователь - Пользователь, который знает, умеет и имеет навыки ведения базовых бухгалтерских операций, необходимый для принятия управленческих решений.
Специалист - Продвинутый пользователь, который знает, умеет и имеет навыки структурирования экономической и управленческой информации, необходимый для принятия управленческих решений и оптимизации учетной политики предприятия.
Профессионал - Специалист, который знает, умеет и имеет навыки оптимизации и структурирования всего спектра информационных потоков предприятия, а также компетентен в области принятия эффективных управленческих решений.
Аналитик-программист - Профессионал, который знает, умеет и имеет навыки оптимизации механизмов управления предприятия, конструирования оптимальных его структур и адаптации в новые информационные условия.
В процессе обучения в вузе будущий экономист-бухгалтер чаще всего достигает третьего уровня (профессионал) в нашей классификации уровня. В рамках нашей модели (рис. 1), студент имеет возможность достичь и пятый уровень. В рамках нашей методики обучение, разработан и практически апробирован спецкурс «Основы работы на базе платформы 1С: Предприятие». Основной упор с учетом специфики специальности, делается на подсистему «1С: Бухгалтерия». В рамках лабораторного практикума на закрепляются теоретические знания полученные при изучении различных экономических дисциплин связанных с учетной политикой организации. После выполнения шаблонных заданий и развитием необходимых практических навыков на каждом уровне, все студенты получают самостоятельное задание. В рамках этих заданий, они изучают основные методики комплексного анализа хозяйственной деятельности и аудита и знакомятся с возможностями систем финансового и экономического анализа. При этом для формирования бухгалтерской отчетности и анализа информации используются информационные базы, заполненные в процессе работы с конфигурацией «1С: Бухгалтерия». Каждое из этих заданий развивает у будущего экономиста-бухгалтера необходимые навыки для решения общей сквозной бухгалтерской задачи с использование «1С: Бухгалтерия».
Для формирования готовности будущего экономиста бухгалтера к информационно-управленческой деятельности на пятом уровне, он изучает «1С» программирование и работает с конфигуратором платформы «1С: Предприятия».
В современных экономических реалиях, важно не только изучить основные приемы экономического анализа в компьютерной среде, но и научить творчески подходить к процессу анализа, формулировать новые
информационно-управленческие задачи, самостоятельно находить эффективные способы их решения. Поэтому для обучения будущих экономистов бухгалтеров удобнее использовать не конкретный программный продукт с жестко заданной структурой показателей и заранее определенными алгоритмами их расчета, а некий «конструктор», позволяющий создавать новые системы экономических показателей, определять новые формы анализа. Эту проблему также можно решить с помощью платформы «1С: Предприятие».
Таким образом, решение любой экономической задачи нами разбивается на пять этапов: изучение технологий работы с системой «1С: Предприятие 8»; введение исходной бухгалтерской информации в системе «1С: Бухгалтерия 8»; выполнение базовых бухгалтерских операций с использованием возможностей системы «1С: Бухгалтерия 8»; реализация проводок; программирование в среде «1С».
Подводя итог, мы можем выделить следующую структурнофункциональную модель формирования готовности будущего бухгалтера-экономиста к информационно-управленческой деятельности (рис 1.)
Рис 1. Модель формирования готовности будущего экономиста-бухгалтера к информационно-управленческой деятельности
Библиографический список
1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки [Текст] / О.А. Абдулина // Высшее образование в России. - 1993. -№3. С. 165-170.
2. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 1983. -22 с.
3. Зеленов Л.А. Становление личности [Текст] / Л.А. Зеленов // Волго-Вят. кн. изд-во. - Горький. - 1989. 168 с.
4. Линчевский Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах [Текст] /Э.Э. Линчевский // Речь. -СПб.: 2002. -292с.
5. Магрупова А.А. Организационно-педагогические условия формирования у студентов физической культуры готовности к управленческой деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2000. - 24 с.
6. Вавилова Е.О. Модель развития поликультурной личности студента [Текст] /Е.О. Вавилова // Вестник ЧГПУ. - 2013. - №2. С 15-22.
Bibliography
1. Abdulina O.A. The identity of the student in the process of training [Text] / O.A. Abdulina // Higher Education in Russia. - 1993. - № 3. S. 165-170.
2. Dura- Novakova K.M. Formation of professional readiness of students to teaching: Author. dis. ... Candidate. ped. Science. - M., 1983. -22 s.
3. Zelenov JI.A. The formation of personality [Text] / JI.A. Green // Volga-Vyatka. Prince. publ. - Bitter. - 1989. 168.
4. Linchevskiy E.E. Mastery of managerial communication: a leader in casual contact and conflict. [ Text] / EE Linchevskiy // Speech. SPb.: 2002. - 292 s.
5. Magrupova A.A. Organizational and pedagogical conditions of formation of students’ readiness for physical training of management: Author. dis. ... Candidate. ped. Science. - Chelyabinsk, 2000. - 24 sec.
6. Vavilov E.O. The development model of multicultural student’s personality [Text] / E. Vavilov // Herald CSPU. - 2013. - № 2. With 15-22.