УДК 337.1
РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА.
В.А. Солоненко
Развитие когнитивной мобильности приобретает в настоящее особую актуальность в процессе вузовской подготовки будущего экономиста-менеджера, который должен быть готов к разнообразным видам профессиональной деятельности: управленческой, организационной, экономической, планово-финансовой, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, диагностической, инновационной, методической, консультационной, образовательной. Применение балльно-рейтиновой ситемы контроля знаний студентов позволяет успешно развивать когнитивную мобильность будущих специалистов.
Ключевые слова: Балльно-рейтинговая система контроля, когнитивная мобильность, профессиональное образование, управленческая деятельность, организационная деятельность, маркетинговая деятельность.
Необходимо отметить, что современная общественная жизнь страны отличается позитивными сдвигами в политической, экономической, социальной сферах. Четко наметившаяся стабилизация определяет знания как капитал и главный ресурс современного общества, что, в свою очередь, предъявляет определенные требования к подготовке профессионала. Современный специалист - это не только профессионал в своей области, но и высокообразованный человек, способный к эффективному участию в инновационных процессах, умеющий предвидеть, своевременно и адекватно интерпретировать изменяющиеся условия, творчески подходить к решению новых задач, успешно прогнозировать предполагаемые результаты своей деятельности, адаптироваться в изменяющемся рынке труда.
Современный специалист должен быть мобильным. Развитие когнитивной мобильности приобретает в настоящее особую актуальность в процессе вузовской подготовки будущего экономиста-менеджера, который должен быть готов к разнообразным видам профессиональной деятельности: управленческой, организационной, экономической, планово-финансовой, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, диагностической, инновационной, методической, консультационной, образовательной.
Вышеизложенное позволяет говорить о безусловной актуальности вопроса формирования когнитивной мобильности будущих экономистов-менеджеров как важнейшего компонента их профессиональной мобильности, тем более что на данный момент обозначенное направление исследования является малоразработанным.
Ряд ученых России, Америки и Европы: Р. Бендикс, И.В. Василенко, Э. Гидденс, Д.В. Гласс, С.М. Липсет, Ф. Харонян, П. Сорокин и др. занимались данной проблемой.
Необходимость формирования мобильности будущего специалиста и разработка обоснования необходимости ее формирования в настоящее время является актуальной. В последнее десятилетие в силу объективных причин понятие мобильности активно разрабатывается педагогической наукой. Мобильность исследуется с различных сторон в зависимости от сферы научных и профессиональных интересов автора.
Процесс подготовки специалиста - будущего экономиста - менеджера, имеющего хороший уровень когнитивной мобильности, является необходимостью настоящего времени. В той или иной степени понятия мобильности присутствует у всех авторов, рассматривающих проблему формирования различных видов мобильности, в том числе и профессиональной мобильности. Взаимосвязь когнитивной составляющей с другими компонентами профессиональной мобильности очень актуальна и связана со многими компонентами профессиональной мобильности.
Когнитивная мобильность рассматривается, как правило, в аспекте профессиональной мобильности, особенностей деятельности специалиста (в том числе будущего менеджера). В этой связи определено место когнитивного компонента в тех требованиях, которые предъявляются к субъекту профессиональной деятельности.
К менеджеру, соответствующему современным требованиям как профессионалу, предъявляются большие требования такие, как: умение систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать тексты;
уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач; владеть информационными технологиями и иностранными языками.
Подготовка будущего экономиста-менеджера, как специалиста высокой квалификации станет оптимальной, если:
- осуществлен анализ уровня существующей подготовки будущего экономиста-менеджера;
- создана модель готовности будущего экономиста-менеджера к профессиональной деятельности;
- разработана и реализована технология подготовки будущего экономиста-менеджера к профессиональной деятельности, базирующаяся на поэтапном формировании развитии его мобильности.
Следовательно, когнитивную мобильность экономиста-менеджера можно определить как интегративное профессионально-личностное качество будущего специалиста, включающее личностный, потребностно-мотивационный, содержательно-деятельностный, креативный, коммуникативный и информационный компоненты, обеспечивающие готовность и способность личности к своевременному и конструктивному решению проблем в меняющихся ситуациях в условиях управленческой деятельности.
Проанализировав научную литературу, изучив опыт, и на практике применяем: балльно-рейтинговый контроль в оценке знаний студентов, абстрагирование, моделирование, конкретизацию теоретических и практических знаний, наблюдение, тестирование, беседу, анкетирование, метод оценивания знаний, обобщение характеристик, педагогический эксперимент, методы математической статистики, и пришли к выводу, что в подготовке хорошего специалиста экономиста-менеджера с развитой когнитивной мобильностью, особая роль принадлежит балльно-рейтинговой системе контроля знаний студента.
Также рассмотрена роль иноязычной подготовки в становлении будущего профессионала, формировании его мобильности.
Владение иностранным языком расширяет кругозор, повышает эффективность интеллектуального труда, обогащает духовный мир и углубляет знание родного языка. Иноязычная подготовка необходима менеджерам организации также для решения следующих экономических задач: освоения лучших мировых технологий, ликвидации отставания в качестве выпускаемой продукции и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции на мировом рынке, изучения зарубежных первоисточников с целью ознакомления с ведущими тенденциями в области науки и техники, развития системы внешнеэкономической деятельности предприятий, развития сферы маркетинга и т.д. Практическое владение иностранными языками помогает менеджеру при работе с зарубежной литературой и документами, в процессе устного и письменного общения с коллегами. Таким образом, владение иностранным языком, повышение иноязычной коммуникативной культуры становится в настоящее время одним из важнейших условий профессиональной компетентности и мобильности специалиста-менеджера.
Результатом педагогически организационного процесса формирования когнитивной мобильности будущих менеджеров является определенный уровень сфомированности потребностно-мотивационного, содержательно-деятельностного, личностно-психологического, креативного, коммуникативного и информационного компонентов.
В настоящее время в высшей школе все более распространенной является рейтинговая (модульно-рейтинговая, балльно-рейтинговая) система обучения и оценки учебной деятельности студентов.
Внедрение балльно-рейтинговой системы контроля в систему российского высшего профессионального образования объективно происходит в рамках Болонского процесса и обусловлено необходимостью перехода к общеевропейской системе оценивания результатов учебной деятельности студентов.
Балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений студентов является составной частью современной системы менеджмента качества образовательного процесса в вузе, внедряется для осуществления комплексной оценки результативности учебной работы студентов и качества освоения ими предметов избранной основной образовательной программы.
Целью балльно-рейтинговой системы является комплексная оценка качества учебной работы студентов при освоении ими образовательной программы высшего профессионального образования.
Основными задачами введения балльно-рейтинговой системы являются:
- стимулирование повседневной систематической работы студентов;
- снижение роли случайностей при сдаче экзаменов и/или зачетов;
- повышение состязательности в учебе, заменяющее усреднение категории отличников, хорошистов, троечников и т.д., оценкой реального места, которое занимает студент среди сокурсников в соответствии со своими успехами;
- исключение возможности протежирования не очень способных и не очень прилежных студентов;
- создание объективных критериев при определении кандидатов на продолжение обучения (магистратура, аспирантура и т.д.), необходимых при обучении в рамках многоуровневой системы;
- повышение мотивации студентов к освоению профессиональных образовательных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы;
- обеспечение участия учебных заведений в Болонском процессе с целью повышения академической мобильности обучающихся и конкурентоспособность его выпускников на международном рынке образовательных услуг.
Данные положения подтверждаются мнением ряда исследователей о том, что использование балльно-рейтинговой системы сопровождается повышением мотивации студентов к освоению образовательных программ за счет более высокой дифференциации оценки их учебной работы, что должно привести к стимулированию регулярной и результативной аудиторной и самостоятельной учебной работы студентов в семестре. Кроме того, балльно-рейтинговая система позволяет преодолеть следующие недостатки традиционной системы контроля знаний, умений и навыков студентов российских вузов, которые затрудняют адаптацию студентов и преподавателей в европейском образовательном пространстве:
- отсутствие у студентов мотивации к активной и ритмичной самостоятельной работе в семестре;
- несформированность или недостаточная сформированность у студентов навыков самоанализа и самооценки;
- ориентация в основном на контроль знаний в период экзаменационных сессий и отсутствие, как правило, текущего контроля усвоения теоретического материала в течение семестра;
- учет выполненных в течение семестра лабораторных работ, семестровых заданий по принципу «зачтено» и «не зачтено» без оценки качества их выполнения;
- отсутствие здорового «духа» состязательности по результатам текущего контроля;
- бессистемность, поверхностность знаний, усвоенных за несколько подготовительных к экзамену дней;
- совмещение в одном лице функции обучения и контроля, что существенно увеличивает влияние субъективного фактора на выставляемую оценку и недостаточная объективность экзаменационной оценки преподавателем знаний студента по всему учебному курсу.
Особая роль отводится преподавателям, деканатам, факультетам и самим студентам в балльно-рейтинговом контроле учебного процесса.
Применение балльно-рейтиновой системы контроля знаний студентов - это необходимое условие развития высшего образования в подготовке будущих специалистов, позволяющее развивать когнитивную мобильность студента в подготовке будущего специалиста.
Известно, что работа по формированию когнитивной мобильности будущих экономистов -менеджеров в настоящее время ведется недостаточно эффективно, что обусловливает необходимость совершенствования средств формирования когнитивной мобильности студентов, используемых в педагогическом процессе в целом. Из них достаточно эффективной, на наш взгляд, является система балльно-рейтингового контроля оценки знаний студентов.
The development of cognitive mobility take on special urgency nowadays in the process of future economist-
manager preparation in the higher educational establishment which must be prepared for various kinds of
professional activity: administrative, organizational, economic, planning and financial marketing, information and
analytical, designed and research, diagnostic, innovative, methodical, advisory, educational.
The usage of mark-rating system of student s knowledge control allows to develop cognitive mobility of future specialists
successfully.
The key words: Mark-rating system of control, cognitive mobility, professional education, administrative activity, organizational activity, marketing activity.