Научная статья на тему 'Профессиональная мобильность специалиста: психолого-педагогический аспект'

Профессиональная мобильность специалиста: психолого-педагогический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL MOBILITY / SOCIAL MOBILITY / KEY COMPETENCE / COMPETENT SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малыгина Ольга Анатольевна

Профессиональная мобильность специалиста анализируется с позиций педагогики и педагогической психологии. Рассматриваются возможности формирования основ профессиональной мобильности будущих выпускников вуза начиная с младших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional mobility of specialist: psychologic and pedagogical aspects

The notion of specialists professional mobility is viewed from the position of pedagogy and pedagogical psychology. Connections of this notion with social mobility and notion of key competence are discussed. Possibilities of formation the basis of higher school graduates professional mobility from first course are considered.

Текст научной работы на тему «Профессиональная мобильность специалиста: психолого-педагогический аспект»

5. Gareth J. The Tuning Project on competences

in physics - a European perspective. Imperial College London, 2006. Р. 21-22.

6. См.: Александров И.В., Афанасьева А.М,

Сагитова Э.В, Строкина В.Р. Современные педагогические технологии при изучении курса физики в техническом университете // Инновации в образовании. 2006. № 1. С. 127-131.

7. О сертификации качества педагогических

тестовых материалов: Приказ МО РФ от 17.04.2000 г. № 1122 // Вестник образования. 2000. № 11.

8. Челышкова М.Б. Теория и практика конст-

руирования педагогических тестов: Учебное пособие. М.: Лотос, 2002. 432 с.

9. Хатмуллина М.Т, Чабан И.В, Александ-

ров И.В. Роль виртуального физического эксперимента в повышении качества об-

разования // Проблемы качества образования: Материалы XIX Всероссийской научно-методической конференции. Уфа; М., 2009. С. 135-137.

10. Александров И.В, Афанасьева А.М, Сагитова Э.В, Строкина В.Р. Балльно-рей-тинговая система оценки качества обучения в системе зачетных единиц // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 25-27.

11. Александров И.В, Афанасьева А.М, Сагитова Э.В, Строкина В.Р. О современной технологии итогового контроля знаний студентов по физике в техническом вузе // Тезисы докладов научно-методической школы-семинара по проблеме «Физика в системе инженерного образования» и материалы совещания заведующих кафедрами физики технических вузов России. М., 2006. С. 13.

ALEXANDROV I, STROKINA V., AFANASYEVA A, TUCHKOFF S. COMPETENCE-BASED APPROACH IN TEACHING PHYSICS

The results of the professional experience of implementing the competence-based approach in teaching Physics at technical university are presented.

Keywords: competence-based approach, state educational standards, the quality of specialist training, discipline «Physics », quality control, student's independent work.

О.А. МАЛЫГИНА, доцент Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (ТУ)

Профессиональная мобильность специалиста: психолого-педагогический аспект

Профессиональная мобильность специалиста анализируется с позиций педагогики и педагогической психологии. Рассматриваются возможности формирования основ профессиональной мобильности будущих выпускников вуза начиная с младших курсов.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, социальная мобильность, ключевые компетенции, компетентный специалист, теория деятельности.

В современном обществе важным усло- условий своей профессиональной деятель-

вием успешного социального и профессионального функционирования специалиста является его профессиональная мобильность. Система высшего образования должна, как отмечает А.М. Новиков, учитывать и оперативно приспосабливаться к изменениям рынка труда, обеспечивать такой уровень подготовки, который бы позволял выпускнику адаптироваться к изменениям

ности [1]. Обратимся к рассмотрению понятия «профессиональная мобильность ». Для обозначения явлений, характеризующих передвижения социальных групп и отдельных людей внутри социальной структуры общества, социологами был введен термин «социальнаямобильность» (М. Ве-бер, К. Дейвис, П.А. Сорокин, Т.И. Заславская и др.). По мере изучения указанных

явлений с позиции разных наук представления о мобильности в обществе дифференцируются, выделяются различные виды мобильности (вертикальная, горизонтальная, групповая, индивидуальная, культурная и др.). В частности, при рассмотрении аспектов профессиональной реализации индивида вводится термин «профессиональная мобильность ». Это понятие, часто используемое в социологических исследованиях, в последнее время появляется в психолого-педагогических работах.

Как отмечают В.А. Попков и А.В. Кор-жуев, для педагогики и психологии оно является сравнительно новым, отражающим способность субъекта оперативно менять профиль своей профессиональной деятельности, род занятий [2]. Так, выпускник вуза может расширить сферу своей деятельности внутри одной специальности, оставаясь при этом в рамках первоначального служебного статуса. С точки зрения социологии в данном случае о мобильности обычно не говорят. С позиций же педагогики и педагогической психологии речь здесь идет об изменении видов деятельности субъекта, об освоении новых знаний и умений на базе полученного образования, т.е. о развитии специалиста. В этом контексте в современных психолого-педагогических исследованиях и употребляется термин «профессиональная мобильность субъекта». Авторы подчеркивают, что вопросы, связанные с методикой формирования профессиональной мобильности в процессе обучения в высшей школе, с возможностями и условиями ее формирования на материале фундаментальных дисциплин, требуют детальной проработки.

В словаре С.М. Вишняковой рассматриваются понятия социальной, трудовой и профессиональной мобильности. Социальная мобильность определяется как изменение статуса человека или группы в социальной структуре общества в связи с переходом из одного социального слоя в другой (вертикальная мобильность) или в связи с перемещением в пределах одного и того

же социального слоя (горизонтальная мобильность). Трудовая мобильность связывается с перемещениями трудовых ресурсов на рынке труда. Если зафиксировать определенную профессиональную сферу, то можно рассматривать перемещения трудовых ресурсов (или индивида) в этих рамках. В таком случае употребляют социологический термин, отражающий движение в профессиональной области, - мобильность в профессиональной сфере. Применительно к образовательной проблематике выделенные понятия требуют уточнения. Социальная мобильность означает перемещения индивидов в социально-профессиональной структуре общества, связанные с изменениями в их образовательном статусе. Горизонтальная социальная мобильность фиксирует смену рода занятий в рамках одного и того же квалификационного ранга, вертикальная - переход к более сложным видам занятий после освоения очередных образовательных ступеней, способность быстро приспосабливаться к изменениям в различных сферах жизнедеятельности, находить способы решения сложных проблем. Профессиональная мобильность трактуется автором как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности [3]. Отмечается, что профессиональная мобильность индивида во многом определяет его социальную мобильность. Получается, что один и тот же термин «профессиональная мобильность» используется социологами и педагогами (психологами) в разных трактовках.

Важным аспектом рассмотрения «профессиональной мобильности субъекта» в педагогике и педагогической психологии является установление связи этого понятия с понятием «компетентный работник». Компетентность, как правило, определяется как способность решать весь комплекс профессиональных задач, отражающих

деятельность конкретного специалиста. Рассматривая это весьма общее определение, можно сказать, что в понятие «компетентность » включают меру соответствия знаний, умений, опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Данное понятие, помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, включает и такие качества личности, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные навыки, умение логически мыслить, отбирать и обрабатывать информацию. Высшая школа призвана обеспечить выпуск компетентных специалистов, бакалавров, магистров, обладающих высокой культурой мышления, способных творчески решать серьезные проблемы. Дальнейшая деятельность специалиста может складываться по-разному. Одни из выпускников вуза работают над однотипными профессиональными задачами долгое время, глубоко понимая проблематику, являясь компетентными в некоторой узкой области. Другие расширяют или меняют сферу своей профессиональной деятельности, занимаются разноплановыми проблемами. В каждом из этих случаев профессиональная мобильность субъектов будет различной. Здесь отражаются различия в способностях субъектов осваивать новое, различия в их исследовательских умениях, в сформированных типах мышления, в мотивации, в психологической готовности к расширению или изменению профессиональной сферы. Расширение или изменение профессиональной сферы, освоение принципиально новых знаний и умений подчас являются для человека более сложной задачей, чем квалифицированная работа в своей профессиональной области. С этих позиций можно говорить о том, что одной из задач высшей школы является выпуск профессионально мобильных компетентных кадров.

На проблему можно посмотреть и следующим образом. Профессор И.А. Зимняя

понимает под компетенциями некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем в актуальной деятельности человека проявляются как компетентности. Автор выделяет десять основных компетенций, имея в виду их дальнейшее проявление в качестве компетентностей специалиста. Эти ключевые компетенции подразделяются на три группы: 1) относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; 2) относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; 3) относящиеся к деятельности человека. При этом автор не вводит в указанный перечень профессиональную мобильность субъекта. На наш взгляд, современные условия таковы, что профессиональная мобильность становится для человека одной из ключевых компетенций. Тогда задача подготовки в высшей школе компетентных специалистов (бакалавров, магистров) - это, по существу, задача подготовки профессионально мобильных кадров.

А.Г. Асмолов отмечает, что компетенция как объективная характеристика субъекта должна пройти через его деятельность, чтобы затем стать компетентностью как характеристикой личности. С этих позиций формирование в процессе обучения профессиональной мобильности как одной из ключевых компетенций предполагает овладение студентами соответствующей деятельностью. При этом происходит формирование:

• готовности к проявлению данной компетенции (мотивационный аспект);

• знаний, лежащих в основе данной компетенции (когнитивный аспект);

• опыта проявленияданной компетенции в разнообразныхстандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);

• отношенияксодержанию компетенции и к объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект).

Традиционная модель обучения в выс-

шей школе не обеспечивает в полной мере решения таких задач. Ограничения снимаются, если посмотреть на проблему с точки зрения психологической теории деятельности (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, З.А. Решетова, Н.Ф. Талызина и др.).

Теория деятельности утверждает, что способности, мышление и другие качества личности формируются, совершенствуются и проявляются через деятельность. Определим профессиональную мобильность как деятельность субъекта, направленную на овладение новыми навыками в профессиональной сфере, новой профессией. В таком контексте можно говорить о формировании в высшей школе профессиональной мобильности как определенного вида деятельности будущего выпускника. Прогнозируемым результатом обучения становится тогда усвоение умений самостоятельно приобретать новые знания, осваивать новые виды профессиональной деятельности. Сформированная в процессе обучения способность индивида быть профессионально мобильным впоследствии реализуется в его профессиональной деятельности. Такой подход позволяет ввести профессиональную мобильность в группу ключевых компетенций, относящихся к деятельности человека (по И.А. Зимней).

С позиций психологической теории деятельности разработку методики формирования профессиональной мобильности специалиста следует начинать с выделения ориентировочной основы этого вида деятельности. Ориентировочная основа деятельности (ООД) - это система условий, на которую реально опирается субъект при выполнении деятельности. Необходимо также проанализировать взаимосвязи других компетенций специалиста с выделенным содержанием ориентировочной основы профессиональной мобильности, установить объем формируемых знаний, умений, способностей, определить условия усвоения содержания обучения.

Ориентировочная основа любой ключе-

вой компетенции, в частности и профессиональной мобильности, обладает сложной структурой. Ограничимся рассмотрением той ее части, которая закладывается на младших курсах при изучении дисциплин фундаментального цикла. В качестве предметного материала, на базе которого осуществляется формирование определенных компетенций, обеспечивающих в будущем профессиональную мобильность выпускника университета, выберем высшую математику. Такой выбор не является случайным. Математические дисциплины играют важную роль в подготовке выпускников по наукоемким техническим направлениям. Эти дисциплины изучаются с первого по третий курсы, что позволяет формировать определенные знания, умения, способности, связанные с профессиональной мобильностью, начиная с первого семестра.

Конечно, при изучении высшей математики обеспечивается усвоение только определенного объема ориентировочной основы профессиональной мобильности субъекта. Другие компоненты формируются на старших курсах при освоении специальных дисциплин и выполнении дипломного проекта. При обучении высшей математике на основе системно-деятельностной технологии возможно полноценное формирование ряда инвариантных составляющих подготовки специалиста по наукоемким техническим направлениям. К ним относятся следующие: методологическая, математическая, критически-оценочная, творческая и элементы профессиональной и социально-организационной составляющих. Методологическая составляющая ООД включает общенаучные методы познания, представление о деятельности как об основе производства знаний, умение строить исследовательскую деятельность, умение учиться самостоятельно, способность к познанию и преобразованию мира, научное мышление. Математическая составляющая представлена системой математических знаний, умением использовать математический аппарат при решении профессио-

нальных проблем. Формирование этой составляющей связано с развитием математического мышления. В профессиональную составляющую входят конкретно-научные знания и методы, умение решать прикладные задачи, профессиональное мышление. В полном объеме эта составляющая формируется к моменту окончания высшей школы. На младших курсах вуза в процессе обучения высшей математике можно говорить лишь о формировании элементов профессиональной составляющей, которые закладываются в процессе решения прикладных задач. Критически-оценочная составляющая связывается с умением критически оценивать ситуацию, выделять противоречия, формулировать проблемы, намечать пути их решения, нести ответственность за принятое решение и за результат деятельности. Социально-организационная составляющая включает умение работать в коллективе, владение лингвистическими умениями (в частности, знание иностранного языка для профессионального общения), знание правовых аспектов и основ экономики, владение технологиями принятия решения и прогнозирования. В эту составляющую входят и коммуникативные способности. В процессе обучения высшей математике ограничимся формированием у студентов элементов социально-организационной составляющей: навыков работы в коллективе, умений отстаивать свою позицию, аргументированно представлять решение проблемы. Творческая составляющая обеспечивает освоение новых рубежей в рамках приобретенной профессии, овладение новой профессией. Ее формирование строится на основе усвоения методологической, фундаментальной (в данном случае математической), профессиональной, критически-оценочной и социально-организационной составляющих.

Формирование выделенных составляющих ориентировочной основы профессиональной мобильности предполагает разработку учебно-методического комплекса по высшей математике на основе сис-

темно-деятельностного подхода [4]. Этот комплекс состоит из восьми модулей, раскрывающих методику изучения в техническом университете различных математических дисциплин (математического анализа, алгебры и аналитической геометрии, дифференциальных уравнений и других) с первого по четвертый семестры. В отличие от традиционного подхода изучение каждой математической дисциплины в экспериментальной модели организовано в соответствии с познавательной схемой системного исследования математических объектов. Выделенный объект рассматривается как система, выделяются ее целостные свойства, а также свойства ее подсистем, структура, системообразующие связи, фиксируется многообразие конкретных проявлений. Изучение структуры, свойств и видов системы опирается на общую методологию познания и на математические методы. Курс высшей математики (все модули) описывается при помощи трех систем понятий. Общие понятия - это термины системного подхода (система, структура, подсистема, системообразующие связи и др.). Особенные - это понятия математики (число, уравнение, функция и др.). Единичные - термины конкретной математической дисциплины или ее раздела (алгебраическое уравнение, дифференциальное уравнение, непрерывная функция, монотонная функция и др.).

Усвоение материала организуется на основе теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин). Экспериментальный учебно-методический комплекс по высшей математике для подготовки студентов по наукоемким техническим направлениям и результаты внедрения описаны в [5].

Литература

1. Новиков А.М. Профессиональное образо-

вание в России. М.: ИЦП НПО РАО, 1997.

254 с.

2. Попков В.А, Коржуев А.В. Теория и прак-

тика высшего профессионального образования. М.: Академ. проект, 2004. 426 с.

3. Вишнякова С.М. Профессиональное об-

разование. Словарь. М.: Новь, 1999. 536 с.

4. См.: Малыгина О.А. Формирование основ

профессиональной мобильности в про-

цессе обучения высшей математике. М.: URSS, 2009. 366 с.

5. Малыгина О.А. Изучение математического анализа на основе системно-деятель-ностного подхода. М.: URSS, 2007. 412 с.

MALYGINA O. PROFESSIONAL MOBILITY OF SPECIALIST: PSYCHOLOGIC AND PEDAGOGICAL ASPECTS

The notion of specialist's professional mobility is viewed from the position of pedagogy and pedagogical psychology. Connections of this notion with social mobility and notion of key competence are discussed. Possibilities of formation the basis of higher school graduates' professional mobility from first course are considered.

Keywords: professional mobility, social mobility, key competence, competent specialist.

Е.В. ЛЕОНОВА, доцент Обнинский государственный технический университет атомной энергетики (ИАТЭ)

Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза

В статье рассматривается проблема формирования общекультурных компетенций у студентов высших технических учебных заведений. Показано, что она может быть решена только в ходе комплексной перестройки образовательного процесса в вузе, включающей пересмотр содержания и методов преподавания дисциплин гуманитарного и технического профиля, активизацию самостоятельной работы студентов, привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности, более широкое использование метода проектов. Показана роль психологической службы вуза и студенческого самоуправления в формировании общекультурных компетенций.

Ключевые слова: высшее образование, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, новые образовательные технологии.

В настоящее время идёт разработка Компетентностный подход в высшем ФГОС ВПО как совокупности требований, профессиональном образовании ориенти-

обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлениям подготовки. По каждому направлению даётся полная характеристика профессиональной деятельности, включающая область, объекты, виды, задачи профессиональной деятельности, а также представлены требования к результатам освоения образовательных программ, в соответствии с которыми выпускник должен обладать определённым набором общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций. Результатом обучения выпускника являются усвоенные знания, умения, навыки и приобретенные компетенции.

рован на формирование личности специалиста - в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способности и высокой мотивации к осуществлению всех видов профессиональной и социальной деятельности [1, с. 5].

Компетентность - личностное качество, включающее в себя ряд аспектов: мотива-ционный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой, а также эмоционально-волевую регуляцию профессиональной деятельности. По словам Дж. Ра-вена, компетентности - это «мотивированные способности » [2]. В ФГОС отмечается, что «вуз обязан сформировать социокуль-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.