Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональной мобильности будущего экономиста в изучении иностранного языка в вузе'

Модель формирования профессиональной мобильности будущего экономиста в изучении иностранного языка в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТ ИССЛЕДУЕМОГО КАЧЕСТВА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старшинова Елена Игоревна

Данная статья посвящена определению структуры и содержания модели процесса форми5 рования профессиональной мобильности будущего экономиста в изучении иностранного языка, построенной на основе взаимообусловленности, системности, взаимодополняемости, целост5 ности составляющих ее компонентов. Проведен анализ и изучение компонентов, условий, крите5 риев, показателей, уровней, методов и средств формирования профессиональной мобильности будущего экономиста в обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старшинова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональной мобильности будущего экономиста в изучении иностранного языка в вузе»

Старшинова Е.И.

Оренбургский государственный университет e-mail: lacedaemonianes@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ

Данная статья посвящена определению структуры и содержания модели процесса формирования профессиональной мобильности будущего экономиста в изучении иностранного языка, построенной на основе взаимообусловленности, системности, взаимодополняемости, целостности составляющих ее компонентов. Проведен анализ и изучение компонентов, условий, критериев, показателей, уровней, методов и средств формирования профессиональной мобильности будущего экономиста в обучении иностранному языку.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, компонент исследуемого качества, педагогические условия, педагогические технологии, критерии оценки

В условиях развития современных общественных и экономических отношений, расширения рынка труда мобильность является залогом успешной профессиональной деятельности будущего экономиста. Данное понятие, по нашему мнению, содержит ряд качеств, позволяющих современному экономисту ориентироваться в информационном пространстве, легко и быстро адаптироваться в условиях стремительного роста и развития экономических отношений, рационально применять полученные в ходе вузовской подготовки знания и опыт, целесообразно проектировать траекторию своего дальнейшего профессионального развития. Соответственно, в контексте данной статьи предпринято обращение к сущности исследуемого понятия.

В исследовании мы придерживаемся гипотезы о том, что профессиональная мобильность будущего экономиста - это качество, интегрирующее определенные знания, умения и навыки, позволяющие будущему экономисту приобрести и реализовать активную профессиональную позицию. В указанную совокупность, по нашему мнению, включается знание возможностей профессиональной мобильности и профессионального развития, владение теоретическими знаниями в области экономики и других фундаментальных наук; комплекс умений: критически относиться к информации в интернет и средствах массовой информации, находить и рационально использовать профессионально значимую информацию, организовывать, структурировать, рационализировать свою повседневную учебно-профессиональную

деятельность, самостоятельной постановки и оперативного решения задач проблемного характера, быстро переключаться с одного вида учебно-профессиональной деятельности на другой. Приоритетными, тем не менее, являются навыки делового и профессионального общения, работы в коллективе (группе, профессиональной команде), работы с современными информационными и коммуникационными технологиями, профессионально ориентированного иноязычного устного и письменного общения.

Данное гипотетическое предположение подтверждено мнением большинства опрошенных респондентов, принявших участие в констатирующем эксперименте исследования. Так, 58% преподавателей считают, что профессиональная мобильность - это «способность профессионала активно находить, анализировать и внедрять зарубежный и отечественный опыт в профессиональную деятельность, умение быстро и адекватно реагировать на изменения и новшества профессионального характера»; 37% полагают, что исследуемое понятие связано с возможностью выбора места работы; 5% определяют профессиональную мобильность как «совокупность качеств личности будущего специалиста, обеспечивающих успешность его профессионального развития». Таким образом, абсолютное большинство респондентов связывает профессиональную мобильность с «умением», «способностью», «совокупностью качеств», подтверждая научную значимость исследуемого понятия как важного качества личности будущего экономиста.

Необходимость формирования профессиональной мобильности обусловлена потребностью будущего экономиста в данном качестве. Об этом свидетельствуют 74% респондентов - будущих экономистов, принявших участие в опросе. Они считают важным для себя ознакомиться с данным понятием, изучить его сущность и значимость, интуитивно предполагая необходимость профессиональной мобильности для своего карьерного роста и развития. В то же время существующее противоречие между стремлением будущих экономистов к обладанию исследуемым качеством и низким уровнем их осведомленности о сущности данного понятия способствовало усилению актуальности проблемы формирования профессиональной мобильности будущего экономиста.

Как известно, профессиональная мобильность неразрывно связана с профессиональной деятельностью будущего экономиста. Вместе с тем целенаправленный и организованный процесс ее формирования в подготовке специалистов указанного профиля, как подтверждают наши данные, нуждается в организации, создании специальных условий, обеспечивающих его эффективность. Возможность решения данного противоречия заключается в разработке и апробировании модели формирования профессиональной мобильности будущего экономиста в изучении иностранного языка. В процессе ее создания были изучены работы по общедидактическим и педагогическим основам моделирования (Н.А. Алексеев, В.С. Безрукова, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, В.В. Краевс-кий). Так, к примеру, В.В. Краевский, моделирование в педагогической деятельности понимает как отражение существующей педагогической системы в специально созданном объекте, эталон и инструмент достижения цели. [1] Приоритетными принципами разработки модели стали системности, целостность, взаимодополняемость и логичность структурных компонентов, что позволило рассматривать ее как систему взаимообусловленных блоков: целевого, содержательного, процессуального, критериально-оценочного, результативного.

Остановимся на краткой характеристике содержания выделенных в модели ее струк-

турообразующих блоков. Для педагогических систем, как правило, системообразующим является целевой блок, который отражает назначение данного педагогического объекта или определяет формируемые качества личности будущего специалиста. Именно правильное определение цели в педагогической модели определяет ее дальнейшее функционирование и эффективную реализацию. Цель, опосредуя реальную деятельность, не только характеризует ее общий результат, но и определяет способ и характер действий субъектов педагогического процесса, которые являют собой единство цели и деятельности. Таким образом, цель, будучи вектором формирования исследуемого качества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора. Целью нашего исследования является, соответственно, формирование профессиональной мобильности будущего экономиста в обучении иностранному языку. Целеполагающим фактором является стремление к созданию таких условий, нахождению таких средств, которые позволят сформировать профессиональную мобильность будущего экономиста в вузе. В выделенном нами структурно-содержательном блоке мы охарактеризовали выявленные в процессе анализа научных и эмпирических источников компоненты: мотивационно-когнитивный, организационно-деятельностный, социально-коммуникативный.

Обратимся к краткому описанию каждого. Так, мотивационно-когнитивный компонент связан с развитием мотивации к профессиональному познанию. Профессиональная самоактуализация и самоопределение как основа мотивации профессиональной деятельности предполагает интеграцию личностных и профессиональных качеств будущего экономиста и их реализацию в профессиональной деятельности. Одной из важных потребностей, определяющих мобильность личности, является стремление к смене социального и профессионального статуса. Мотивация профессионального выбора во многом определяет успешность построения карьеры будущего экономиста, а также его восприятия себя как части профессиональной среды. Следовательно, чем больше у будущего экономиста возможностей самосто-

ятельно влиять на собственное развитие и образование, самостоятельно выбирать и планировать свое будущее профессиональное развитие, тем больше он внедрен в процесс обучения, заинтересован в нем, соответственно, уровень мотивации такой личности к обучению постоянно возрастает.

Когнитивный аспект компонента состоит в стремлении к познанию, приобретению знаний, необходимых для формирования и дальнейшего развития профессиональной мобильности и включает: знание возможностей профессиональной мобильности и профессионального развития; фундаментальные знания (способность к анализу и синтезу, владение теоретическими знаниями основ наук); информационные навыки (способность ориентироваться в информационном пространстве и использовать информационные технологии для получения необходимой информации, критически оценивать информацию разных источников с точки зрения ее актуальности, достоверности); готовность к постоянному повышению своей квалификации; способность к самостоятельному обучению.

Таким образом, выделение мотивационно-когнитивного компонента обусловлено, на наш взгляд, тем, что мотивация к познанию, приобщению к профессиональной деятельности, профессиональному знанию и опыту, с одной стороны, стимулирует приобретение таких знаний и опыта; с другой стороны, чем больше профессионально-значимых знаний накоплено будущим экономистом, тем выше его профессиональная мотивация.

Организационно-деятельностный компонент - важнейшая составляющая профессиональной мобильности будущего экономиста, поскольку каждому экономисту необходимо организовывать свою профессиональную деятельность, планировать, структурировать, проектировать, анализировать, прогнозировать ее последствия и желаемые результаты. Общеизвестно, что одной из профессиональных сфер экономиста является организационно-управленческая деятельность, которая в свою очередь, дифференцируется на управление делами и документацией предприятия, организацию собственной и коллективной профессиональной деятельности, организацию деятельности по повышению личной ква-

лификации. Соответственно, будущему экономисту необходимо уметь квалифицированно осуществлять профессиональные действия, владеть навыками грамотной постановки целей, принятия компетентных решений в нестандартных ситуациях, программно-проектировочной деятельности (планировать, выбирать действия, составлять проекты, прогнозировать результаты своей профессиональной деятельности). Таким образом, данный компонент включает виды деятельности, знания и способности, характерные для профессии экономиста, которые формируются преимущественно в изучении иностранного языка. Благодаря специфике этой дисциплины формируется, к примеру, такое частное умение, как способность объективно оценивать результаты своего труда.

Социально-коммуникативный компонент представлен влиянием профессиональной мобильности на формирование социальной культуры будущего экономиста. Он предполагает овладение будущим экономистом знаниями профессиональной среды, профессиональной этики, интеграцию специалиста в экономическое сообщество. Указанный компонент связывается с адаптацией будущего экономиста к современным быстро меняющимся условиям социально-профессиональной среды, колебаниям рынка труда. Он опосредован профессиональнокоммуникативной деятельностью как проявлением высокой степени профессионализма специалиста, обеспечивающей эффективный выбор действий для достижения целей через умение профессионального общения. Коммуникативная составляющая данного компонента включает владение: навыками делового и профессионального общения (проведение деловых переговоров, совещаний, встреч, форумов, презентаций); умениями работать в коллективе; навыками интерактивного общения (осуществление деловой переписки, переговоров с использованием компьютерных и интернет средств); навыками профессионально-ориентированного иноязычного устного и письменного общения.

Процессуальный блок модели формирования профессиональной мобильности будущего экономиста в обучении иностранному языку представлен педагогическими услови-

ями, этапами, средствами и технологиями ее успешной реализации. Условия, согласно точке зрения А.Я. Найна, определяются как совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных в исследовании задач. [3] Нами определены в контексте предпринятого исследования условия формирования профессиональной мобильности будущего экономиста в изучении иностранного языка: обогащение содержания обучения иностранному языку профессионально значимыми терминами, понятиями, профессионально-ориентированными аутентичными материалами; обучение деловому общению, работе в коллективе (учебнопрофессиональной команде), постановке целей, решению проблемных задач, проектированию, использованию средств интернет в учебной и профессиональной деятельности; реализация комплексного учебно-методического обеспечения в соответствии со структурными компонентами профессиональной мобильности будущего экономиста.

Формирование профессиональной мобильности будущего экономиста - процесс длительный, который осуществляется в определенной логике, последовательности. Учитывая его специфику и продолжительность, мы выделили три этапа: информационный, продуктивный, креативный.

Так, содержанием информационного этапа является ознакомление будущих экономистов со спецификой профессиональной деятельности, формирование мотивации к учебно-профессиональной деятельности; специфическое содержание профессиональной этики, с возможностями использования интерактивных технологий в учебно-профессиональной деятельности; развитие общих навыков иноязычного общения в целях подготовки базы формирования профессионально значимых навыков иноязычного общения, обогащение терминологического словаря профессиональной лексикой; ознакомление с основными правилами успешной работы в производственном коллективе по достижению цели. Формы работы, характеризующие данные этап заключаются во внедрении в процесс изучения иностранного языка

профессиональной лексики, аутентичных текстов профессиональной-экономической направленности; постановке задач учебнопрофессионального характера, первичной работе с интерактивными средствами, проведении ролевых игр.

Продуктивный этап состоит в формировании навыков поисковой деятельности, отбора и анализа профессионально значимой информации, развитии навыков применения приобретенных в ходе изучения различных дисциплин знаний в ситуациях профессионально-ориентированного иноязычного общения; формировании навыков постановки цели и ее достижения, работы в группе по решению учебно-профессиональных задач с использованием интерактивных средств (мультимедийные обучающие программы и презентации, интерактивная доска, образовательные порталы, поисковые системы, образовательные чаты и блоги интернет). Важную роль на данном этапе формирования исследуемого качества имеет работа с профессиональной экономической терминологией, постановка проблемных задач, выполнение заданий поискового характера, деловые игры, проведение учебно-профессионального делового общения с использованием средств интернет.

Креативный этап заключается в формировании навыков учебно-профессионального саморазвития, отождествлении, идентификации будущего экономиста с его профессиональной деятельностью, самостоятельного це-леполагания, ответственности за принятые решения, свободного использования интерактивных и интернет технологий в целях учебно-профессионального общения и саморазвития, способностей ориентироваться в профессиональной среде, находить и рационально использовать профессионально значимую информацию. Формами работы, наиболее эффективными на данном этапе являются: проведение форумов, презентаций, деловых совещаний на иностранном языке с использованием интерактивных и интернет средств, задания проектно-поискового характера, самостоятельная и групповая работа будущих экономистов по созданию проектов, планов, составлению смет, рекламных объявлений, самопрезентаций и презентаций воображае-

мой организации, предприятия на иностранном языке.

Критериально-оценочный блок предполагает обоснование выбора критериев, показателей и уровней сформированности профессиональной мобильности будущего экономиста в обучении иностранному языку. Очевидно, что эффективность любого процесса, в том числе и в педагогическом исследовании, оценивается с помощью критериев и показателей. К примеру, С.А. Маврик предлагает свою трактовку понятия «критерий», которое характеризуется как признак, по которому классифицируются и оцениваются факты педагогической реальности. [2] Количественным выражением критерия являются показатели, с помощью которых осуществляется диагностирование уровня соответствия конкретному критерию. Оценка деятельности и знаний обучающихся осуществляется с учетом таких показателей, как глубина знаний, характеризующаяся числом осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися; действенность знаний, предусматривающая готовность и умение студентов применять их в сходных и вариативных ситуациях; системность, определяемая как совокупность знаний в сознании будущих специалистов; осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умения их доказывать.

Уровни и показатели сформированности исследуемого качества тесно взаимосвязаны с его компонентами. Так, показателями низкого уровня сформированности мотивационно-когнитивного компонента являются отсутствие фундаментальных знаний в области экономики; неустойчивость познавательного интереса; слабовыраженная мотивация к учебно-профессиональной экономической деятельности; размытые представления о месте профессии экономиста в профессиональной структуре общества; отсутствие представления о возможностях профессиональной мобильности.

Низкий уровень сформированности организационно-деятельностного компонента -характеризуется такими показателями, как неэффективная организация учебно-профессиональной деятельности; отсутствие навы-

ков самостоятельной постановки целей; нерациональное распределение учебного времени; отсутствие навыков ориентации в информационной среде; отсутствие способностей прогнозировать результаты деятельности.

Социально-коммуникативный компонент на низком уровне сформированности профессиональной мобильности будущего экономиста характеризуется показателями, указывающими на отсутствие знаний профессиональной этики экономиста, навыков эффективного взаимодействия с учебно-профессиональным коллективом, профессионально-ориентированного иноязычного общения. Соответственно, предполагается также характеристика критериев и показателей среднего и высокого уровней сформирован-ности профессиональной мобильности будущего экономиста.

Таким образом, анализ исходных научных и эмпирических данных свидетельствует об актуальности нашего исследования, которая усиливается противоречиями между стремлением будущих экономистов к обладанию профессиональной мобильностью и низким уровнем их осведомленности о сущности данного понятия, между потребностью в формировании исследуемого качества и недостаточной разработанностью процесса его формирования в изучении иностранного языка. Мы пришли к выводу о том, что профессиональная мобильность характеризуется целостностью мотивационно-когнитивного, организационно-деятельностного и социально-коммуникативного компонентов. Разработанная модель формирования профессиональной мобильности будущего экономиста в изучении иностранного языка и ее внедрение в практику предназначены для успешного формирования исследуемого нами качества. Успешная ее реализация связывается с созданием и внедрением в процесс профессиональной подготовки будущего экономиста в вузе специально организованных, необходимых и достаточных организационно-педагогических условий: обогащение содержания обучения иностранному языку профессионально значимыми терминами, понятиями, профессиональноориентированными аутентичными материалами; обучение деловому общению, работе в коллективе (учебно-профессиональной ко-

манде), постановке целей, решению проблемных задач, проектированию, использованию средств интернет в учебной и профессиональной деятельности; реализация комплексного учебно-методического обеспечения в соответствии со структурными компонентами профессиональной мобильности будущего экономиста. Процесс формирования исследуемого качества осуществляется поэтапно и включает информационный, продуктивный и креативный этапы. Сформированность профессиональной мобильности оценивается показателями низкого, среднего и высокого уровней в соответствии с определенными нами крите-

риями, такими как устойчивая мотивация к повышению профессиональной компетентности, рациональная организация учебно-профессиональной деятельности, социальнокоммуникативная грамотность будущего экономиста. Считаем, что реализация комплекса взаимосвязанных компонентов модели в учебном процессе приведет к ожидаемому результату, а именно появлению будущего экономиста, обладающего качеством профессиональной мобильности, готового к дальнейшему самообучению и профессиональному развитию.

18.01.2011

Список литературы:

1. Краевский, В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.В.Краевский, А.В.Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352с.

2. Маврик, С.А. Педагогические системы и технологии: уч.пособие для студентов педвузов / С.А. Маврик - Омск: ОмГ-ПУ, 1998.

3. Найн, А.Я. Инновации в образовании / А.Я. Найн. - Челябинск, 1995. - 228с.

Сведения об авторе: Старшинова Елена Игоревна, ассистент кафедра иностранных языков гуманитарных и социально-экономических специальностей Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 3237, тел. (3532) 372584, e-mail: lacedaemonianes@mail.ru

UDC 378:33-051-81 Starshinova E.I.

MODEL OF PROFESSIONAL MOBILITY FORMING OF FUTURE ECONOMIST AT STUDYING OF FOREIGN LANGUAGE AT INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

The aim of this article is to define the structure and contents of the model of the future economist professional mobility formation within high school foreign language studies. The model is built on the basis of interdependence, system complementarity and integrity of its components. The article provides the analysis and study of components, conditions, criteria, indicators, levels, methods and means of the future professional mobility formation within foreign language studies.

Key words: professional mobility, component, pedagogical conditions, educational technology, evaluation criteria

Bibliography:

1. Krajewski, V. Fundamentals of teaching: Curriculum and Methodology: Textbook for students in higher education / V. Krajewski, A. Hutorskoy. - Moscow: Publishing House Academia, 2007. - 352 p.

2. Mavrik, S.A. Pedagogical systems and technologies: uch.posobie for students of Pedagogical Universities / SA Mauritius -Omsk: OSPU, 1998.

3. Nine, AJ Innovation in Education / AY Nine. - Chelyabinsk, 1995. - 228p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.