Научная статья на тему 'Учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки экономистов средствами иностранного языка'

Учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки экономистов средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИСТОВ / ИНТЕГРАЦИЯ ДИСЦИПЛИН / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ECONOMISTS' VOCATIONAL TRAINING / INTEGRATION OF DISCIPLINES / PEDAGOGICAL CONDITIONS / EDUCATIONAL-METHODOLOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маслова Людмила Сергеевна

В статье рассматриваются принципы построения профессиональной подготовки экономистов в вузе. Обосновывается актуальность создания соответствующего учебно-методического обеспечения для целенаправленного развития профессиональной компетентности экономистов средствами иностранного языка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маслова Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational and methodological support of economists’ vocational training by means of foreign language

The article considers the principles of economists’ training structure at the university. The urgency of working out the appropriate educational and methodological support for strategic development of economists’ professional competence by means of foreign language is substantiated

Текст научной работы на тему «Учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки экономистов средствами иностранного языка»

Л. С. Маслова

(Санкт-Петербург)

Учебно-методическое обеспечение профессиональной

подготовки экономистов средствами иностранного языка

В статье рассматриваются принципы построения профессиональной подготовки экономистов в вузе. Обосновывается актуальность создания соответствующего учебно-методического обеспечения для целенаправленного развития профессиональной компетентности экономистов средствами иностранного языка.

В современных условиях развития общества от специалиста, в особенности от экономиста, требуются специальные качества личности, которые определяются как компетентность, конкурентоспособность и мобильность. Социально-экономическое развитие страны, инновационные преобразования и специфика профессиональной деятельности экономистов обуславливают необходимость изменений в их профессиональной подготовке. «Доказано (А. Л. Денисова, Е. В. Постникова, Э. П. Печерская, О. В. Юдина и др.], что выпускники экономических факультетов в полной мере не готовы к осуществлению эффективной экономической деятельности в современных рыночных условиях» [3, с. 12] и проблема профессиональной подготовки экономистов требует дополнительного изучения.

Анализ современных научных исследований и учебно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки экономистов показывает, что потенциал иностранного языка не используется в полной мере, отсутствует учебно-методическое обеспечение целенаправленного развития профессиональной компетентности будущих экономистов средствами иностранного языка. «Несмотря на выраженную тенденцию профессионализации преподавания иностранного языка в вузе, обучение этой дисциплине ведется практически раздельно с формированием профессиональной компетенции будущего специалиста. Поэтому в процессе обучения иностранному языку студент не получает целостного представления о содержании предстоящей профессиональной деятельности...» [6, с. 91]. «...в подготовке современного экономиста отсутствует целенаправленная интеграция дисциплин экономического профиля и иностранного языка. Фор-

мирование информационной оперативности, навыков целеполагания и коллективного взаимодействия будущего экономиста, как правило, не связывается в должной мере с профессионально ориентированным изучением иностранного языка в вузе» [4, с. 3].

Учёными доказана целесообразность использования современных информационных технологий в образовательном процессе (Т. В. Ломова, Е. И. Машбиц, О. К. Тихомиров, С. П. Борисова, Н. М. Виштак, М. Л. Груздева и др.], однако, как отмечается в федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., «Использование в образовании информационных коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов носит сегодня большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана» [9].

Таким образом, становится актуальным изучение принципов построения профессиональной подготовки экономистов в вузе и создание соответствующего учебно-методического обеспечения процесса обучения, позволяющего целенаправленно развивать средствами иностранного языка такое качество экономиста, как профессиональная компетентность, в условиях развития электронной образовательной среды вуза.

В современных исследованиях можно проследить общие подходы к раскрытию сущности компетентности, конкурентоспособности и профессиональной мобильности, обоснование тесной взаимосвязи данных понятий и использование аналогичных педагогических условий (педагогического обеспечения] для развития данных качеств личности. Проведенный теоретический анализ исследований

позволяет сделать вывод, что профессиональная подготовка строится на общих принципах для развития данных свойств личности.

В ряде современных исследований отмечается использование компетентностного подхода к определению сущности и содержания профессиональной мобильности и конкурентоспособности (В. А. Солоненко, Е. Ю. Само-делкин, Н. В. Корнейченко, В. С. Суворов, О. В. Перевозова и др.]. Это связано с тем, что отечественные ученые А. П. Тряпицина, Н. Ф. Радионова, В. И. Байденко, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др. рассматривают компетенции (ключевые, базовые, специальные] в качестве дидактических единиц обновления содержания профессионального образования. Конкурентоспособность рассматривается в исследованиях как уровень развития компетентности.

Применение компетентностно-контекст-ного подхода позволяет рассматривать процесс формирования конкурентоспособности как процесс систематизированного накопления в ее содержании профессиональных компетенций. Тесная взаимосвязь между профессиональными компетенциями и мобильностью представляется следующим образом [8]: компетенции являются фактором становления и развития профессиональной мобильности, а профессиональная мобильность способствует более быстрому овладению личностью различными компетенциями, то есть способствует развитию компетентности.

Профессиональная мобильность имеет инвариантный компонент в виде овладения ключевыми компетенциями и вариативный компонент - овладение профессиональными и специальными компетенциями. «В русле компетентностного подхода мобильность следует рассматривать как одну из ключевых компетенций личности, позволяющую ей быть конкурентоспособной на рынке труда» [8, с. 10].

В исследовании выделяются следующие организационно-педагогические условия: обеспечение интеграции содержания учебных дисциплин, использование личностно ориентированных, интегративных технологий обучения, включение в учебный процесс производственных ситуаций, использование информационных технологий.

Е. И. Герасименко, отмечая, что специфика дисциплины «Иностранный язык» заключа-

ется в направленности на формирование информационной, деятельностной и коммуникативной составляющих профессиональной подготовки будущего специалиста, выделяет следующие педагогические условия, которые будут способствовать развитию профессиональной мобильности экономиста: интеграция содержания профильных дисциплин и иностранного языка на основе использования профессионально значимых иноязычных понятий, терминов, информационных аутентичных текстов, ситуаций и моделей отраслевой направленности; формирование умений профессионального целеполагания и целео-существления средствами проектирования и решения квазипрофессиональных производственно-экономических задач на иностранном языке; создание интерактивной квази-професиональной среды в обучении деловому общению, коллективной и групповой работе с использованием современных средств иноязычной коммуникации [4].

Понятие «конкурентоспособность» И. М. Солодкова рассматривает в контексте повышения качества образования. Организационно-педагогические условия обеспечения высокого качества обучения иностранному языку в контексте формирования конкурентоспособности специалиста определяются следующие: учет интересов студентов; использование современных технологий; интеграция учебной и профессиональной деятельности; усиление межпредметных связей с целью формирования у студентов эффективной, динамической, единой по содержанию и структуре системы знаний; применение современных аутентичных учебно-методические комплексов [7].

Е. В. Астапенко рассматривает условия педагогического обеспечения образовательного процесса вуза, способствующие формированию конкурентоспособности и обеспечивающие профессиональную мобильность: создание профессионально ориентированных социально значимых ситуаций, направленных на развитие ответственности и творческого подхода к принятию решений (кейс-метод]; использование профессионально-направленного УМК, организация проектной деятельности студентов, стимулирующей самообразовательную деятельность. Основными методами, обеспечивающими реализацию педагогических условий, признаются кейс-метод, «Портфель студента» и метод проек-

тов. Использование кейс-метода и метода проектов повышает мотивацию к самообразованию, способствует развитию творческих способностей студентов через организацию совместной исследовательской деятельности и сотрудничества. «Портфель студента» позволяет оценить индивидуальные достижения студента, прогресс в обучении, мотивировать студента к дальнейшему самообразованию. Педагогическое обеспечение формирования конкурентоспособности личности студента рассматривается как совокупность педагогических условий и методов их реализации [1].

А. И. Горбунов в качестве педагогических условий формирования профессиональной компетентности в области информационной безопасности будущих экономистов выделяет следующие: интеграция дисциплин, разработка учебно-методических материалов с ориентацией на стремительное развитие предметной области, использование активных и интерактивных форм обучения, модульное построение процесса обучения; выделение основных сфер деятельности экономистов (малый и средний бизнес, крупный бизнес, государственные структуры, сферы телекоммуникационных и информационных технологий, финансово-кредитная сфера] и использование приоритетных блоков содержания с учетом их специфики [5].

Таким образом, анализ современных исследований позволяет выделить общие принципы построения профессиональной подготовки в вузе:

- принцип моделирования в специально-созданных условиях, когда деятельность носит квазипрофессиональный характер (моделирование условий, содержания и динамики профессиональной деятельности и социального аспекта взаимоотношений];

- принцип интеграции дисциплин, в частности языковой и профессиональной подготовки, является одним из основных принципов организации учебно-воспитательного процесса в вузе.

В качестве средств обучения рекомендуется использовать профессионально ориентированные задания, включающие самостоятельную поисковую деятельность, работу над проектами, интерактивные задания, решение коммуникативных ситуаций делового общения, проблемных ситуаций, задания по разработке интерактивных презентаций на ино-

странном языке. К важнейшим принципам организации процесса обучения также относятся: создание трансдисциплинарных УМК, усиление ориентации на самостоятельную работу и самообучение, использование информационных технологий и интерактивных средств и методов обучения в процессе профессиональной подготовки.

Интеграционные процессы в вузе могут происходить на разных уровнях: от уровня отдельных дисциплин до создания базового ядра общепрофессиональной подготовки специалистов путем выделения главного в содержании каждой конкретной дисциплины, объединении его и ликвидации повторов в преподаваемых дисциплинах. Процесс обучения должен быть построен на основе разграничения дисциплин, усиления специализации и одновременно интеграции в процессе изучения общих понятий для создания целостного представления об изучаемых объектах.

Интеграция дисциплин может идти и по линии использования в учебном процессе проектной деятельности, что позволяет рассмотреть изучаемую проблему с различных точек зрения, развить умение применять знания в решении конкретной профессиональной задачи. Практическое использование знаний предполагает интеграцию теоретических знаний в конкретной профессиональной ситуации. В ситуации с клиентом работник финансово-кредитного сектора должен использовать знания из области российского и международного права, бухгалтерского учета, инвестиционного менеджмента. Моделирование данных ситуаций на занятиях по иностранному языку предполагает дальнейшую интеграцию знаний, умений и навыков.

Иностранный язык может внести вклад в непрерывную информатизацию профессиональной подготовки будущих экономистов посредством решения студентами профессиональных задач на иностранном языке, отражающих информационную и коммуникативную деятельность специалиста. Иностранный язык в данном контексте выступает средством развития коммуникативного компонента информационной культуры студентов вуза экономического профиля в процессе осуществления ими поисковой и исследовательской деятельности по профессиональным вопросам с использованием информационных и коммуникационных технологий, участия в

экономических on-line конференциях и проектах, развития умения работать в группе через компьютерные сети.

Реализация рассмотренных принципов предполагает создание соответствующего учебно-методического обеспечения процесса профессиональной подготовки. Содержание профессиональной подготовки задается образовательным направлением и профилем, входящим в данное направление (В. А. Козырев] и будет определяться спецификой деятельности экономистов, предполагаемой сферой деятельности, возможностями использования информационно-коммуникационных технологий при создании учебно-методических комплексов.

В исследовании Е. Г. Бакановой доказывается доминирующая роль творческой составляющей в профессиональной компетентности экономиста [2]. В современном мире, когда специалисту требуется работать в смежных областях, осваивать новые знания и действовать в условиях неопределенности, развитие творческого компонента, а именно способности принимать нестандартные решения, является решающим. Однако не все сферы деятельности экономистов требуют творческую составляющую в качестве доминанты. Наиболее востребованным, по результатам исследования С. П. Борисовой, является аналитический вид деятельности экономистов с присущей ему особенностью, выраженной в информатизации средств труда экономистов-аналитиков [3]. Данный вид деятельности

предполагает аналитическое мышление, основанное на дедуктивном методе, когда задачи решаются по заданному алгоритму с использованием информационно-коммуникационных технологий. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса соответственно необходимо обеспечить инструментами для наиболее полного развития профессиональной компетентности до творческого уровня. Потенциал образовательной деятельности должен быть избыточным. Продуктивным средством является электронное обучение, имитирующее элементы профессиональной деятельности, аналитическую и творческую составляющие.

Анализ представленных научных исследований позволяет определить понятие учебно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов как специальные ресурсы (учебно-методические комплексы], педагогические условия и методы их реализации. Учет педагогических условий, а также видов деятельности экономистов, отраслевой специфики при проектировании учебно-методических комплексов дисциплин позволяет выбрать необходимый лексико-терминологиче-ский аппарат, наиболее часто употребляемый в конкретной сфере, учесть специфику проектной деятельности для дальнейшего моделирования профессиональных ситуаций целенаправленного развития профессиональной компетентности средствами иностранного языка.

Литература

1. Астапенко Е. В. Педагогическое обеспечение формирования конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Красноярск, 2008. - 24 с.

2. Баканова И. Г. Профессионально-личностное развитие студентов-будущих экономистов в процессе обучения иностранному языку : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Самара, 2011. -20 с.

3. Борисова С. П. Подготовка студентов-будущих экономистов к профессиональной деятельности средствами электронного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Самара, 2012. - 19 с.

4. Герасименко Е. И. Формирование профессиональной мобильности будущего экономиста средствами иностранного языка : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Оренбург, 2011. -23 с.

5. Горбунов А. И. Формирование профессиональной компетентности в области информационной безопасности у будущих экономистов в условиях вузовского образования : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08. - Йошкар-Ола, 2012. - 24 с.

6. Меньш Е. А. Инновационное моделирование как средство формирования профессиональной иноязычной компетенции // Высшее образование в России. - 2013. - №10. - С. 90-97.

7. Солодкова И. М. Дидактические условия формирования конкурентоспособной личности в процессе обучения иностранному языку (на примере неязыкового вуза): автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Казань, 2009. - 18 с.

8. Солоненко В. А. Формирование профессиональной мобильности будущих экономистов-менеджеров в образовательном процессе вуза: автореф. дис.....д-ра. пед. наук. - Брянск, 2010.

9. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. от 7 февраля 2011 г. № 61 [Электронный ресурс]. URL: Ы*р://минобрнауки.рф/документы/2010/файл/115/11.02. 07-Постановление_6l.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.