ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ЭКОНОМИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.Ю. Фирсова1
Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани 446001, г. Сызрань, Самарская область, ул. Советская, 45 E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности подготовки экономистов-менеджеров в условиях дистанционного обучения. Определены основные методологические подходы для построения модели формирования готовности будущих экономистов-менеджеров к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: экономист-менеджер, дистанционное обучение, готовность к профессиональной деятельности, индивидуальная траектория обучения, стиль обучения.
Профессия экономиста-менеджера является одной из наиболее популярных в настоящее время. В последние годы проводятся исследования, которые рассматривают проблемы соответствия уровня подготовки экономистов-менеджеров потребностям организаций и отраслей. «Сегодня подготовка управленческих кадров высшей квалификации для отраслей народного хозяйства - одна из приоритетных задач системы образования, одно из ключевых условий успеха проводимых в России реформ. Не случайно образование в области управления стало наиболее популярным в нашей стране. Многие учебные заведения как экономического, так и инженерного профиля ведут подготовку по этой специальности» [3]. По информации сайта «Регионы России: рынок труда - рынок образовательных услуг», потребность организаций в специалистах по укрупненной группе специальностей «Экономика и управление» к 2015 году составит около 12% от общей потребности отраслей в специалистах (в абсолютных показателях будет снижаться, но в относительных останется на прежнем уровне). Вместе с тем, по мнению заместителя председателя Счетной палаты РФ В. Горегляда, в настоящее время на рынке образовательных услуг сложился обширный паразитарный сегмент псевдоэкономического образования, так как возможность обучать по специальностям «экономист» и «менеджер» имеют около 90% вузов страны [5]. Понятие «псевдоэкономики», по мнению С.Д. Неверковича, появилось еще в 20-30-е гг. ХХ века в экономических дисциплинах, но носило не экономический, а идеологический характер рассмотрения информации [6]. Аналогичное понятие возникло в Англии к концу XVI века и было связано с махинациями центрального банка страны по выдаче и выплате денег по облигациям. Главную лепту в создание псевдоэкономиста вносят в основном экономические вузы, возникшие на волне разгосударствления высшей школы.
Анализ требований работодателей показал, что человек с профессией экономист-менеджер должен обладать хорошей памятью, абстрактным мышлением, логикой, коммуникативностью, ответственностью, дипломатичностью, уравновешенностью, быть способным к анализу собственной самостоятельной деятельности, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить пути их решения, выражать свое мнение, иметь знания не только в области экономики, но и производства. Иначе говоря, нужны специалисты широкого профиля, готовые принимать обоснованные с точки зрения экономики и управления производственные решения, те. инженеры-экономисты-менеджеры. Следовательно, содержание подготовки экономистов-менеджеров должно складываться из трех составляющих: инженерной (производственной), управленческой и экономической (см. рисунок).
1 Елена Юрьевна Фирсова, аспирант каф. педагогики и управления социальными системами.
Цель: формирование готовности к профессиональной деятельности в условиях
дистанционного обучения
Задачи: развитие показателей в структуре готовности к профессиональной учебной
деятельности
Педагогические средства
Индивидуальная траектория обучения
Личностно
ориентированный
подход
Развивающий
подход
Андрагогичес-кий подход
Компетентно ст-ный подход
Индивидуальный подход
Результат: готовность к профессиональной деятельности
Инженерная составляющая Экономическая составляющая Управленческая составляющая
Модель формирования готовности к профессиональной деятельности экономиста-менеджера
Экономические и финансовые вузы не в состоянии реализовать такую модель подготовки. Президент Международной академии науки и практики организации производства О. Туровец отмечает, что немаловажную роль в подготовке кадров для управления производством играют технические вузы [3]. Полученные в процессе обучения инженерные, управленческие и экономические знания имеют отраслевую направленность и позволяют выпускникам вузов успешно решать задачи организации производства, труда и управления на предприятиях различных отраслей экономики.
Развитие IT-технологий делает все более привлекательным дистанционное обучение как одну из разновидностей заочного обучения, которое требует использования новых подходов и методов обеспечения учебного процесса. Анализ данных приемной комиссии Сф СамГТУ показывает, что за последние пять лет число студентов, принятых на заочное отделение, увеличилось на 45% и стало сопоставимо с числом студентов, поступивших на дневное отделение, причем около 40% обучаются по специальности экономиста-менеджера.
Под дистанционным обучением будем понимать целенаправленный процесс интерактивного асинхронного или синхронного взаимодействия преподавателя и студента между собой и со средствами обучения по специально разработанным учебным программам.
Дистанционное обучение позволяет обеспечить переход:
- от обучения-запоминания к обучению-процессу интеллектуального развития и профессионального становления;
- от статической модели накапливаемых знаний к «портфелю» рабочих инструментов, операций и процедур мышления и деятельности;
- от ориентации на «усредненного» студента к индивидуализированным образовательным программам;
- от пассивного обучаемого к студенту, способному автономно выстраивать и стимулировать собственную учебную деятельность.
Однако если управленческую и экономическую составляющую содержания подготовки экономистов-менеджеров можно реализовать в условиях дистанционного обучения, то вопрос с инженерной составляющей остается не разработанным.
Возникает объективная потребность переосмысления целей и сущности процесса дистанционного обучения экономистов-менеджеров в техническом вузе с тем, чтобы обеспечивать необходимый уровень профессиональной компетенции будущих специалистов, их
конкурентоспособность, формировать специфические личностные качества.
Философской основой дистанционного обучения стали идеи личностно ориентированного образования американского философа Дж. Дьюи. В центр своей педагогической системы Дьюи поместил ученика и его учебную деятельность, в результате чего приоритетное значение
приобрели самообразование и самоконтроль. Суть личностно ориентированного подхода к обучению заключается:
- в организации субъект-субъектного взаимодействия, предполагающего свободу выбора обучаемым содержания и методов обучения;
- в формировании готовности обучаемого к учению;
- в создании условий для личностного роста обучаемого;
- в обеспечении условий для саморегуляции;
- в изменении позиции педагога [1, с. 114-115].
Понятно, что традиционный учебный процесс не позволяет реализовывать основные принципы личностно ориентированного обучения, а в рамках дистанционного обучения такое становится возможным. Однако организация дистанционного обучения только на основе личностно ориентированного подхода будет неэффективна, поскольку он не обеспечивает достаточной интеграции образования с профессиональной и социальной средами.
Такая интеграция становится возможной, если модель обучения строить с использованием андрагогического подхода. При проектировании и реализации дистанционного обучения необходимо учитывать, что основной контингент обучаемых составляют взрослые люди. Такой студент приходит с ожиданием того, что его научат, как на конкретном рабочем месте осуществлять включённые в рабочий контекст действия, чтобы получить требуемый результат. Изучение общих моделей или общих подходов, которые могут привести к желаемому результату, для него будет малоинтересно и, соответственно, обучение пойдет неэффективно. Андрагогическая модель позволяет раскрыть потенциальные творческие возможности каждого обучающегося, обеспечивает активную деятельность и высокую мотивацию.
Кроме того, новый этап развития российской системы профессионального образования характеризуется обновлением содержания образования на основе компетентностного подхода, который создает возможность для разработки модели личности специалиста через описание совокупности профессиональных компетенций и профессионально важных личностных качеств. Различные аспекты компетентностного подхода к образованию отражены в работах В.И. Байденко, И.А. Зимней, В.В. Краевского, А.К. Марковой, Ю.Г. Татура, А.В. Хуторского и др. Согласно И.А. Зимней, «компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях» [2]. И.А. Зимняя выделяет три основные группы компетентностей:
- компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
- компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;
- компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех её типах и формах.
Все эти виды компетенций формируются и проявляются в процессе профессиональной и учебной деятельности, в том числе и самостоятельной деятельности. Поэтому с точки зрения компетентностного подхода готовность к самостоятельной учебной деятельности можно рассматривать и как средство, и как результат обучения, с одной стороны, и как качество личности
- с другой.
В настоящее время в сфере образования все чаще обращаются к индивидуальному обучению (Александрова Е.А., Гусаковский М.Н., Лебидько В.В., Пьянин В.С., Хуторской А.В. и др.), особенно при дистанционном обучении. Реальная индивидуализация обучения обеспечит каждому комфортность и успешность обучения. Система дистанционного обучения учитывает такие индивидуальные особенности обучаемых, как уровень их начальной подготовки, мотивацию к обучению, скорость восприятия информации, предпочтительные формы подачи информации, склонность к работе в группе, предметную область, необходимые глубину и объем материала и пр. По сути, индивидуальный подход позволяет существенно повысить качество обучения. Индивидуальный подход является одним из важных принципов обучения. Как указывается в профессионально-педагогическом словаре, индивидуальный подход - это психологопедагогический принцип, в котором постулируется важность для обучения и воспитания учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Как правило, большинство моделей личностно развивающих технологий обучения в своей основе содержат индивидуальные образовательные траектории. В условиях дистанционного обучения построение и реализация индивидуальных траекторий обучения становятся особенно актуальными, поскольку обучающийся имеет максимум свободы выбора (количество курсов,
время и место обучения, интенсивность обучения и т.п.), но, как правило, все исследователи связывают «индивидуализацию» со способностями, возможностями, мотивацией, целями обучающегося и не учитывают особенности стиля обучения.
Считается, что люди на основе каких-либо предпочтений в процессе обучения вырабатывают свой стиль обучения. П. Хони и А. Мамфорд предлагают следующую типологию стилей обучения: деятели, рефлексирующие, теоретики, прагматики [5]. Знание стиля обучения поможет повысить эффективность обучения. Зная сильные и слабые стороны каждого типа обучающихся, а также их возможность развиваться, можно подобрать именно такой процесс обучения, который позволит максимально представить материал. Это вызывает необходимость проектирования содержания учебных курсов, методического обеспечения и технологий их реализации, ориентированных на специфические особенности стиля обучения.
В связи с этим можно выделить следующие этапы построения индивидуальной траектории обучения по дисциплине:
1. Диагностика стиля обучения, уровня развития и степени выраженности личностных качеств, необходимых для осуществления учебной деятельности.
2. На основе утвержденной рабочей программы дисциплины студент совместно с преподавателем формирует свою индивидуальную рабочую программу.
3. Проектирование индивидуального маршрута обучения с указанием основных этапов, характеризующих продвижение студента при изучении дисциплины.
4. Подготовка преподавателем соответствующего организационно-методического обеспечения для реализации «индивидуализации» обучения.
Таким образом, основная особенность подготовки экономистов-менеджеров связана с необходимостью разработки таких средств обучения, которые обеспечили бы усвоение инженерной, управленческой и экономической составляющих содержания подготовки в условиях дистанционного обучения. Модель системы формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях дистанционного обучения должна объединять в себе преимущества личностно ориентированного, развивающего, андрагогического, компетентностного и индивидуального подходов. Студенты-дистанционники испытывают трудности в адаптации к совершенно новым условиям обучения, преодолению которых будет способствовать построение индивидуальных траекторий обучения, учитывающих не только индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого студента, но и их стили обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2009. - 382 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Ректор вуза. - 2005. - № 6. - С. 13-29.
3. Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. -528 с.
4. Щенников С.А. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования / С.А. Щенников, А.К. Теслинов и др. - М.: Дрофа, 2006. - 591 с.
5. http ://www.rg. ru/2011/04/13/economist. html
6. http ://www.voppsy.ru/authors/NEVERKSD. htm
Поступила в редакцию - 17/II/2012, в окончательном варианте - 01/III/2012.
UDC 378
FORMATION OF READINESS OF ECONOMISTS-MANAGERS TO PROFESSIONAL WORK
E.Y. Firsova
Syzran Department of Samara State Technical University 45 Sovetskaya st., Syzran, 446001 E-mail: [email protected]
In article features of preparation of economists-managers in the conditions of remote training are considered. The basic methodological approaches for construction of model of formation of readiness of the future economists-managers to professional work are defined.
Keywords: The economist-manager, remote training, readiness for professional work, an individual trajectory of training, style of training
Original article submitted - 17/II/2012, revision submitted - 01/111/2012.
Elena J. Firsova, post graduate of the Pedagogics and management chair social systems.