Научная статья на тему 'Проектирование образовательной среды для подготовки менеджеров производственной сферы'

Проектирование образовательной среды для подготовки менеджеров производственной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / PROFESSIONAL ENVIRONMENT / МЕНЕДЖЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ / THE MANAGER OF THE INDUSTRIAL SPHERE / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшенина Маргарита Владимировна, Фирсова Елена Юрьевна

Понятия «образовательное пространство», «образовательная среда» являются важными характеристиками образовательного процесса. Необходимым условием подготовки конкурентоспособных специалистов в настоящее время становится интеграция профессиональной и образовательной сред. В данной работе профессионально ориентированная образовательная среда рассматривается как совокупность педагогических условий и средств обучения, способствующих формированию готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности. Предлагается система формирования готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы в условиях профессионально ориентированной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горшенина Маргарита Владимировна, Фирсова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing educational environment for the training of managers of industrial sphere

The concepts of "educational space", "educational environment" are important characteristics of the educational process. A necessary condition for the preparation of competitive specialists now becomes the integration of professional and educational environments. In this work, professionally oriented educational environment is considered as a set of pedagogical conditions and means of learning, contributing to the formation of readiness of managers of industrial areas to the profession. The system of formation of readiness for professional work of managers of industrial sphere in the conditions of professionally oriented educational environment.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательной среды для подготовки менеджеров производственной сферы»

primenenie [Modern computer training complexes in pipeline transportation: mathematical methods of modeling and practical application] / Ed. V.E. Seleznev. Moscow: "MAKS Press". 2007. - pp. 200.

8. Il'in E.P. Motivatsiya I motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg: Piter. 2006. - pp. 512.

9. Shadrina T.V. Motivy uchebnoj deyatel'nosti podrostka: metodicheskoe posobie v pomosch lektoru [Motivation of an adolecent's learning activity: teacher's book]. Leningrad: Znanie. 1974. - pp. 186.

10. Andreev V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya: innovatsionnyj kurs [Pedagogy of creative self-development: innovation course]. Kazan': Kazan' University. 1996. Vol. 1. - pp. 564.

Original article submitted 16.05.16; revision submitted 25.05.16

УДК 378

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

СФЕРЫ

1 2 М.В. Горшенина , Е.Ю. Фирсова

Филиал ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», г. Сызрань

446001, Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 45 E-mail: [email protected]

Понятия «образовательное пространство», «образовательная среда» являются важными характеристиками образовательного процесса. Необходимым условием подготовки конкурентоспособных специалистов в настоящее время становится интеграция профессиональной и образовательной сред. В данной работе профессионально ориентированная образовательная среда рассматривается как совокупность педагогических условий и средств обучения, способствующих формированию готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности. Предлагается система формирования готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы в условиях профессионально ориентированной образовательной среды.

Ключевые слова: образовательное пространство, образовательная среда, профессиональная среда, менеджер производственной сферы, готовность к профессиональной деятельности.

1 Маргарита Владимировна Горшенина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеэкономических дисциплин.

2 Елена Юрьевна Фирсова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеэкономических дисциплин.

Согласно требованиям государственного образовательного стандарта третьего поколения конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда определяется степенью сформированности у него совокупности профессиональных компетенций. Профессиональная компетентность менеджера производственной сферы представляет собой интеграцию трех видов компетенций: производственной, управленческой и экономической. Производственная компетентность менеджера производственной сферы - это сформированная в процессе обучения способность к ведению производственной деятельности. Управленческая компетентность менеджера производственной сферы рассматривается нами как сформированная в процессе обучения способность к ведению организационно-управленческой деятельности. Экономическая компетентность менеджера производственной сферы - это сформированная в процессе обучения способность к ведению информационно-аналитической деятельности [1]. Однако, как показывает практика, существующая система подготовки менеджеров производственной сферы не отвечает требованиями рынка труда и работодателей. Формирование всей необходимой совокупности профессиональных компетенций возможно только в специально организованном образовательном пространстве.

Понятия «образовательное пространство», «образовательная среда» являются важными характеристиками образовательного процесса. Единого определения понятия «образовательное пространство» в педагогическом сообществе пока еще не сложилось (табл. 1).

Таблица 1

Трактовка понятия «образовательное пространство»

Автор/авторы Определение понятия «образовательное пространство»

Сурина И.А. Упорядоченность социальных взаимодействий в образовательном измерении и их результат, ожидаемый в процессе импликации общественного и личностного, объективного и субъективного начал социальной реальности [2].

Михайлова Ю.Н. Это проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, студентами, их родителями и т. д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования [3].

Гусаковский М.А. и др. Особый вид пространства, место, охватывающее личность и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого становится приращение индивидуальной культуры студента [4].

Окончание таблицы

Автор/авторы Определение понятия «образовательное пространство»

Редько Л. Л., Чумичева Р.М. Это целостное единое образование, состоящее из взаимообусловленных и взаимодействующих линий-пространств, ступеней, пластов, «сред» социально-образовательных ситуаций, обеспечивающих проявление активности, инициативности, творчества, потенциальных возможностей в процессе субъект-субъектных и субъект-объектных отношений, где среда в пространстве является входящим элементом [5].

Жданко Т.А. Специально организованная совокупность взаимосвязанных образовательных и профессиональных структур на основе многофункциональности, многопрофильное™, адаптивности и изменчивости [6].

Различные аспекты образовательного пространства рассматриваются в работах Беккер И.Л., Воронцова В.К., Жеребятниковой Г.В., Журав-чик В.Н., Касторновой В. А., Погребова Н.Б., Самерхановой Э.К., Тряпицы-ной А.П., Шалаева И.К., Ясвина В.А. и др. В контексте данного исследования под образовательным пространством будем понимать специально организованную совокупность условий (образовательных и профессиональных), обеспечивающих формирование готовности менеджера производственной сферы к профессиональной деятельности.

Образовательная среда является неотъемлемой частью образовательного пространства и создается в процессе его функционирования. Ясвин В.А. определяет образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [7]. В рамках данной статьи под образовательной средой вуза будем понимать профессионально-ориентированную среду как совокупность условий и средств, обеспечивающих освоение студентами образа жизни, мышления и профессионального поведения менеджера производственной сферы. В современных педагогических исследованиях (В.И. Андреева, Н.В. Ипполитова, М.В. Зверевой, Б.В. Куприянова, А. Я. Найн, Н.С. Стерхо-ва), посвященных повышению эффективности педагогического процесса, выделяются педагогические условия, обеспечивающие успешность осуществляемого процесса обучения. Найн А. Я. под педагогическими условиями понимает совокупность элементов, состоящих из реальных возможностей, форм и методов, материально-пространственной среды и педагогических приемов, направленных на решение поставленных задач в процессе обучения [8]. В нашем случае педагогические условия рассматриваются как источник воз-

никновения самого процесса формирования готовности к профессиональной деятельности, как «потенциальная атмосфера» обучения менеджеров производственной сферы. В первую очередь педагогические условия должны способствовать удовлетворению заказа потенциальных работодателей к качеству подготовки менеджеров производственной сферы. Это вызывает необходимость интеграции образовательной и профессиональной сред (рис. 1).

^ч Комплекс Среда применения Педагогическое условие -обеспечение формирования мотива учебной деятельности («хочу делать») Средства формирования готовности («могу делать»)

Образовательная среда Взаимодействие между участниками педагогического процесса (преподаватель -студент) ОПОП по профилю подготовки «Производственный менеджмент», рабочие программы и учебные пособия

Профессиональная среда Использование инновационных технологий, посещение предприятия будущей профессиональной деятельности, взаимодействие с работодателями Программные средства, практика на предприятии

Рис. 1. Комплекс условий и средств формирования готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы

Следовательно, подготовка конкурентоспособного менеджера производственной сферы становится возможной, если будет обеспечена включенность профессиональной среды в образовательную среду. Для этих целей был разработан авторский интегрированный курс «Основы управления производственными системами». Задачи курса - сформировать ответственное отношение к профессии и представление о профессиональных ценностях и возможностях, а также сформировать дополнительные (к указанным во ФГОС) профессиональные компетенции, выявленные в результате опроса работодателей. Данный курс учитывает специфику и особенности деятельности менеджера производственной сферы и позволяет реализовать запросы работодателей к качеству подготовки данных специалистов. Тем самым система подготовки менеджеров производственной сферы принимает вид, представленный на рис. 2.

и о ч

ю «

о

(Я <и ч <и

Требования рынка труда и работодателей

Цель: формирование готовности к профессиональной деятельности как интеграционного свойства личности

Задачи: 1. Создание образовательной среды, способствующей формированию готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности

2. Развитие показателей в структуре готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности

ж

к о л б й ы н ь л е

ета

р

е

д

о С

к о л б й и к с е ч

иг о л о н

е Т

к о л б й ы н в и т а т ь

л у

з е Р

Принципы: Подходы:

- последовательности - интегрированный

- системности - командный

- идентификации - личностно-ориентированный

- интеграции - компетентностный

- контекстности - деятельностный

Методы и формы обучения: Средства обучения:

- кейс-стади - учебное пособие «Основы управ-

- деловые игры ления производственными система-

- тренинги ми»

- лекционные и практические - сборники ситуационных задач

занятия - программные продукты САТ1А,

- лабораторный практикум МаИаЬ, КОМПАС 3Б, БМАЯТБАМ

- управленческая и производ- - мультимедийные средства

ственная практики обучения

Педагогические условия: - образовательная среда, способствующая формированию готовности к профессиональной деятельности

Компоненты готовности:

- рефлексивный;

- субъектный;

- технологический

Результат: 1. Профессионально- ориентированная образовательная среда. 2. Менеджер производственной сферы с сформированными компетенциями к производственной, управленческой и экономической деятельности

Рис. 2. Система формирования готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы

Еще одним элементом профессиональной образовательной среды вуза является организация управленческой и производственной практик на конкретном рабочем месте на ведущих предприятиях г. Сызрани с последующим трудоустройством выпускников. Таким образом, профессиональная среда оказывается интегрированной в образовательную среду.

Выбор педагогической технологии обучения в системе профессиональной подготовки менеджеров производственной сферы зависит от ее практической направленности. На наш взгляд, такую практическую направленность могут создать имитационные методы обучения, которые подразделяются на игровые имитационные и неигровые имитационные методы.

Одной из разновидностей игровых имитационных методов является деловая игра, которая представляет собой имитационное моделирование реальных систем, процессов и предприятий. Деловая игра дает возможность участникам вести предполагаемую профессиональную деятельность в течение некоторого периода в предлагаемой производственной ситуации и приобрести опыт профессиональной деятельности в новых или изменяющихся условиях. Комплекс деловых игр, используемых нами в процессе формирования рефлексивного, субъектного и технологического компонентов готовности, направляется на совершенствование деятельности внутри производственного предприятия. Деловые игры разработаны А.К. Казанцевым и Л.С. Серовой для имитации управления организацией [9], а нами адаптированы для обучения менеджеров производственной сферы (табл. 2).

Таблица 2

Деловые игры, используемые при подготовке менеджеров производственной сферы

Деловая игра Компоненты готовности Формируемые способности

«СТРАПЛАН» Рефлексивный - Способность анализировать финансовую отчетность и принимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финансовые решения - Способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений

«СИПРОМ» Субъектный - Способность к управлению производственными системами - Способность координировать работу технического и производственного персонала

«ОРГПРО» Технологический - Способность осваивать и применять современные методы организации и управления производствами - Способность проводить организационно-плановые расчеты по созданию и реорганизации производственных участков производств - Способность участвовать в постановке целей проекта - Способность участвовать в разработке проектов, модернизации действующих и создании новых производств

Кроме игровых методов в интегрированной учебной дисциплине «Основы управления производственными системами» применялись наиболее распространенные неигровые методы: кейс-стади (для формирования способностей рефлексивного компонента) и тренинг (для формирования способностей субъектного компонента).

Кейс-стади для формирования готовности к профессиональной деятельности содержит описание реальных экономических, производственных и социальных ситуаций. Студентам предлагались «полевые» и «кресельные» кейс-стади. Например, «полевым» видом являлись ситуации, происходившие на предприятиях ОАО «Тяжмаш», ОАО «Пластик», ОАО «СНПЗ», а «кресельным» - ситуации, предлагаемые ведущими менеджерами производственной сферы России в качестве обучающих (табл. 3).

Таблица 3

Кейс-стади, применяемые для подготовки менеджеров производственной сферы

Характеристика Виды кейс-стади Формируемые способности

Обучаемых просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты управленческого решения и выбрать лучший из них. - «Полевые», основанные на реальном фактическом материале - «Кресельные» -вымышленные - Способность к анализу профессиональных ситуаций - Способность к прогнозированию - Способность к оценке результата деятельности

Тренинг может рассматриваться с нескольких точек зрения: как тренировка; как форма активного обучения; как метод создания оптимальных условий для самораскрытия обучаемых и их самостоятельного поиска альтернативных вариантов решения проблем и ситуаций. Так как тренинг в нашем случае направляется на формирование субъектного компонента, то необходимо применять такие тренинги, которые бы имели взаимосвязь с другими компонентами (табл. 4). Обязательная взаимосвязь обусловлена инте-грированностью дисциплины.

Таблица 4

Виды тренингов, используемых при подготовке менеджеров производственной сферы

Характеристика Виды тренингов Формируемые способности

1 .Установка на работу в команде, на создание, изменение хода событий Командный - Способность создавать команду

2. Познание себя Индивидуальный - Способность управлять собой - Способность проявлять решительность и нести ответственность за принятие решений

Комплекс программных продуктов (CATIA, Matlab, КОМПАС 3D, SMARTEAM), используемых в разработанной нами системе, обеспечивает развитие у будущих менеджеров производственной сферы способности к проектно-конструкторской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, формирование готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы осуществляется путем создания профессионально ориентированной образовательной среды, включающей в себя совокупность педагогических условий и средств обучения. В качестве основных средств обучения выступают интегрированный курс «Основы управления производственными системами» и имитационные методы обучения. Активное вовлечение студентов в процесс обучения способствует формированию компонентов готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы, что подтверждается результатами эксперимента, проведенного в филиале Самарского государственного технического университета в г. Сызрани. Так, значение показателей рефлексивного компонента готовности возросло на 5,5 %, по субъектному компоненту готовности показатели выросли на 38,9 %, показатели технологического компонента дали прирост на 39,7 %. По результатам формирующего эксперимента выявлена также прямая взаимосвязь между всеми показателями компонентов. Наиболее существенная связь установлена между показателями рефлексивного и технологического компонентов и показателями субъектного и технологического компонентов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фирсова Е.Ю. Структура готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 2(20). - С. 265-269.

2. Сурина И. А. Образовательное пространство: определение, структура и характеристики // Психолого-педагогические проблемы сельской школы. -2010. - Вып. 35. - С. 250-260.

3. Михайлова Ю.Н. Развитие адаптационного потенциала личности студента как фактор оптимизации образовательного пространства вуза // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 5. - С. 19-25.

4. Университет как центрокультуропорождающее образование. Изменение форм коммуникации в учебном процессе / Под ред. М.А. Гусаковского. - Мн.: БГУ, 2004. - 279 с.

5. Чумичёва Р.М., Редько Л.Л. Теоретические подходы и проектирование образования в современных условиях. - Ставрополь: ИРО, 1996. - 24 с.

6. Жданко Т.А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента

[Электронный ресурс] // Magister Dixit - науч.-пед. журнал Восточной Сибири. -Июнь 2012. - № 2 (06). - Режим доступа: http://md.islu.ru/ (дата обращения: 29.09.2015).

7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

8. Найн А.Я. Инновации в образовании. - Челябинск: УралГАФК, 1995. - 288 с.

9. Казанцев А.К., Серова Л.С. Имитационное моделирование управления организацией: опыт разработки деловых компьютерных игр // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. - 2006. - № 4. - С. 186-206.

Поступила в редакцию 22.04.16; в окончательном варианте 10.05.16

UDC 378

DESIGNING EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR THE TRAINING OF MANAGERS OF INDUSTRIAL SPHERE

1 2 M. V. Gorshenina , E. Y. Firsova

Branch establishment of Samara State Technical University, Syzran' 45, Soviet St., Syzran', the Samara region, 446001 E-mail: [email protected]

The concepts of "educational space", "educational environment" are important characteristics of the educational process. A necessary condition for the preparation of competitive specialists now becomes the integration of professional and educational environments. In this work, professionally oriented educational environment is considered as a set of pedagogical conditions and means of learning, contributing to the formation of readiness of managers of industrial areas to the profession. The system of formation of readiness for professional work of managers of industrial sphere in the conditions of professionally oriented educational environment.

Keywords: educational space, educational environment, professional environment, the manager of the industrial sphere, readiness for professional activity.

REFERENCES

1. Firsova E. Y. Struktura gotovnosti menedzherov proizvodstvennoj sfery k profession-al'noj deyatel'nosti [The structure of the production field managers readiness for the professional activity] // Vestnik Samarskogo Gosudarstvennogo Tekhnicheskogo

1 Margarita V. Gorshenina, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of General Economic Disciplines Department.

2 Elena J. Firsova, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of General Economic Disciplines Department.

Universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2013. No. 2(20). - pp. 265-269.

2. Surina I.A. Obrazovatel'noe prostranstvo: opredelenie, struktura i kharakteristiki [Educational environment: definition, structure and characteristics] // Psikhologo-pedagogicheskie problemy sel'skoj shkoly. 2010. No. 35. - pp. 250-260.

3. Mikhajlova Y.N. Razvitie adaptatsionnogo potentsiala lichnosti studenta kak factor optimizatsii obrazovatel'nogo prostranstva vuza [The development of the student's adaptation potential as a factor of the university educational environment optimisation] // Psikhologicheskaya nauka I obrazovanie. 2010. No. 5. - pp. 19-25.

4. Universitet kak tsentrokul'turoporozhdayutchee obrazovanie. Izmenenie form kom-munikatsii v uchebnom protsesse [The university as a culture creating education] // Ed. M.A. Gusakovskij. Mn.: BGU. 2004. - 279 p.

5. Chumicheva R.M. Teoreticheskie podhody I proektirovanie obrazovaniya v sovremennyh usloviyah [Theoretical approaches and education designing in modern environment] / R.M. Chumicheva, L.L. Red'ko. Stavropol':IRO. 1996. - P. 24.

6. Zhdanko T.A. Obrazovatel'no-professional'noe prostranstvo vuza kak pedagog-icheskoe uslovie formirovaniya konkurentnosposobnosti lichnosti studenta [Educational professional environment of the university as a pedagogical condition of a student's competitive ability development] // Magister Dixit - scientific pedagogical journal of Eastern Siberia. June, 2012. No. 2. http://md.islu.ru/ (accessed September 29, 2015).

7. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelorovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modeling to designing] / V.A. Yasvin. Moscow: Smysl. 2001. - 365 p.

8. NajnA.Ya. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education] / A. Ya. Najn. Chelyabinsk: UralGAFK. 1995. - 288 p.

9. Kazantsev A.K. Imitatsionnoe modelirovanie upravleniya organizatsiej: opyt razrabot-ki delovyh kompyuternyh igr [Immitation modeling of the organization management: the design experience of business computer games] / A.K. Kazantsev, L.S. Serova // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Edition 8. Management. 2006. No. 4. -pp.186-206.

Original article submitted 22.04.16; revision submitted 10.05.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.