Научная статья на тему 'Совершенствование профессионально-математической культуры экономистов санаторно-курортной сферы в системе повышения квалификации'

Совершенствование профессионально-математической культуры экономистов санаторно-курортной сферы в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьева Наталия Григорьевна, Жукова Галина Севастьяновна, Нога Сергей Николаевич

В статье рассмотрены теоретико-методологические и содержательно-технологические основы процесса совершенствования профессиональной культуры экономистов санаторно-курортной сферы в системе дополнительного профессионального образования и повышения квалификации; раскрыты функции, механизмы, условия реализации данного процесса в социальном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьева Наталия Григорьевна, Жукова Галина Севастьяновна, Нога Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование профессионально-математической культуры экономистов санаторно-курортной сферы в системе повышения квалификации»

УДК 378.091

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭКОНОМИСТОВ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

DEVELOPING PROFESSIONAL MATHEMATICAL CULTURE OF ECONOMISTS OF SANATARIA AND HEALTH RESORTS IN THE SYSTEM

OF PROFESSIONAL TRAINING

Н. Г. Игнатьева1, Г. С. Жукова2, С. Н. Нога3

N. G. Ignatyeva1, G. S. Zhukova2, S. N. Noga3

гФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары,

2ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москва,

3Филиал ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» в г. Анапа

Аннотация. В статье рассмотрены теоретико-методологические и содержательнотехнологические основы процесса совершенствования профессиональной культуры экономистов санаторно-курортной сферы в системе дополнительного профессионального образования и повышения квалификации; раскрыты функции, механизмы, условия реализации данного процесса в социальном университете.

Abstract. The article considers the theoretical and methodological, substantial and technological basis of the process of developing professional culture of economists of sanatoria and health resorts in the system of additional vocational education and professional training; reveals the functions, mechanisms, conditions for implementing the given process at social university.

Ключевые слова: профессиональная культура, система повышения квалификации.

Keywords: professional culture, system of professional training.

Актуальность исследуемой проблемы. Профессиональное образование специалистов экономического профиля во всем мире рассматривается как непрерывный процесс, обусловленный потребностями практики в постоянном профессиональноличностном развитии работников в условиях динамичного качественного изменения трудовой деятельности в постиндустриальном обществе. В отечественных научных педагогических публикациях последних лет не наблюдается значительной активности в разработке теоретико-методических основ процесса совершенствования профессионально-математической культуры экономистов в системе дополнительного профобразования и повышения квалификации с учетом динамично изменяющего рынка труда. В таких же условиях находится санаторно-курортная сфера, подвергающаяся карди-

нальным изменениям в связи с новыми политическими и социально-экономическими условиями. Изменению подверглись, прежде всего, организационно-правовые формы курортных учреждений. На сегодняшний день в сфере курортного обслуживания преобладающей формой собственности стала акционерная, преобладающей организационно-правовой - акционерное общество (АО). Санатории, пансионаты, дома отдыха в основном акционированы и приватизированы и, в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах», являются коммерческими организациями. В этой связи складывается противоречие между потребностями предприятий санаторнокурортного комплекса в специалистах, способных эффективно работать в новой экономической среде, обладающих необходимыми теоретическими знаниями в области математики и владеющих математическими методами решения экономических задач, с одной стороны, и уровнем образовательных услуг в системе дополнительного профессионального образования - с другой стороны. Данное противоречие объективно ставит задачу создания оптимальной модели совершенствования профессиональноматематической культуры экономистов санаторно-курортного комплекса в системе повышения квалификации.

Сфера санаторно-курортных услуг Краснодарского края является интенсивно развивающейся составляющей экономики России и требует создания практического механизма повышения конкурентоспособности национальной продукции в условиях мирового рынка лечебно-оздоровительных услуг. Индустрия гостеприимства черноморского санаторно-курортного региона Кубани - сложная межотраслевая и межведомственная многоукладная система, уникальное социокультурное и социально-профессиональное образование. Сформированность у экономиста учреждения санаторно-курортного профиля профессионально-математической культуры обеспечивает высокую результативность его профессиональной деятельности, что является важным условием успешной адаптации и самореализации специалиста в профессии.

Материал и методика исследований. Диагностическое исследование проводилось на базе Академического научно-педагогического института непрерывного профессионального образования Российского государственного социального университета (г. Москва), факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки филиала РГСУ в городе-курорте Анапа. В процессе исследования был использован комплекс методов: теоретические (системно-терминологический, монографический, сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, метод педагогического обобщения и систематизации, моделирование и др.); эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование и беседа, тестирование, контент-анализ, педагогический эксперимент, отсроченный контроль и др.); методы математической статистики.

Исследование профессионально-математической культуры экономиста как профессионально-личностного феномена опиралось на следующие базисные положения: а) данная культура специалиста экономического профиля обусловлена особенностями и спецификой его профессии, в которой необходимо уметь анализировать, обобщать, систематизировать, статистически обрабатывать массивы разнородной профессионально значимой информации; б) профессионально-математическая культура экономиста - это условие адаптации специалиста в профессии (фактор профессиональной интеграции и самореализации), а также предпосылка эффективной профессиональной деятельности, своеобразный показатель определенного уровня профессионально-

го мастерства; в) особенности формирования профессионально-математической культуры экономиста в условиях вуза и специфика проявления данной культуры в реальных условиях профессиональной деятельности определяются личностными и индивидуально-творческими характеристиками специалиста (математические, эвристические способности, волевые качества, индивидуальный стиль мышления и др.), а также той информационно-образовательной средой, в которой личность (специалист) осуществляет свою жизнедеятельность в процессе профессиональной подготовки и трудовой деятельности.

Результаты исследований и их обсуждение. О повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров экономического профиля пишут многие авторы, но научных работ, целью которых стал бы поиск и теоретико-методологическое обоснование новых эффективных моделей организации системы постдипломного образования, в частности, персонифицированного дополнительного профессионального образования специалистов экономического профиля санаторно-курортного региона, пока еще мало. Вместе с тем в науке накоплен определенный потенциал для разработки теоретико-методологических и прикладных аспектов проблемы персонификации дополнительного профессионального образования специалистов экономического профиля. Обоснование феноменологии непрерывного профессионального образования как пожизненного обогащения ресурсного потенциала специалиста на трех общедоступных уровнях — личностном, профессиональном, социальном — представлено в трудах отечественных (С. Г. Вершловский, А. П. Владиславлев, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулют-кин, А. М. Новиков, Г. С. Сухобская, Е. П. Тонконогая и др.) и зарубежных (Дж. Бреннан, Р. Дейв, Дж. Зайда, Дж. Инграм, А. Корреа, Ф. Кумбс, X. Фрезе и др.) исследователей. Однако проблема научного обоснования процесса совершенствования профессионально-математической культуры специалистов экономического профиля санаторнокурортного региона в системе дополнительного профобразования и повышения квалификации с учетом современных реалий рыночной экономики может быть отнесена к наименее разработанной области современной педагогической науки.

Проведенный категориальный анализ понятий «профессиональная культура экономиста» (М. А. Зироян, Г. В. Жукова), «математическая культура специалиста» (Г. С. Жукова, Г. Л. Луканкин, Ю. М. Колягин, А. Г. Мордкович) позволил нам сформулировать следующее определение: профессионально-математическая культура экономиста как часть общей и профессиональной культуры его личности представляет собой интегративное личностно-профессиональное образование специалиста, отражающее единство его теоретической подготовленности и практической способности компетентно применять прикладные компьютерно-математические методы для решения профессиональных задач. Данная культура выражается в овладении специалистом комплексом знаний, умений, способов действий в системе «человек - информация - профессиональный анализ информации - принятие оптимального решения», повседневно проявляется в практической способности экономиста компетентно применять математические методы и компьютерные технологии для решения задач профессиональной деятельности.

Структура профессионально-математической культуры экономиста включает следующие компоненты: мотивационно-аксиологический (осознание ценности, роли математики в современном обществе, значимости профессионально-математической

культуры и необходимости ее систематического самосовершенствования и др.), профессионально-когнитивный (комплексное освоение информационно-математического аппарата, применяемого в профессиональной деятельности, усвоение профессиональноматематического инструментария и др.), процессуально-деятельностный (применение профессионально-математических методов и технологий для решения конкретных задач трудовой деятельности и др.).

Профессионально-математическая культура экономиста санаторно-курортного комплекса включает в себя совокупность следующих профессиональных компетенций: маркетинговых (владение навыками выявления актуальных и перспективных тенденций потребительского спроса; владение технологиями сегментного анализа рынка санаторно-курортных, туристических, рекреационных услуг, технологиями маркетинговых исследований); информационно-аналитических (владение методами и технологиями построения информационных математико-логистических систем; навыки анализа и формирования материальных и информационных потоков; умения решать задачи информационного обеспечения экономической и логистической системы предприятия); оптимизационно-технологических (владение навыками организации экономических и логистических процессов на предприятии; навыками оптимизационного моделирования; владение технологиями закупочной логистики, производственной логистики, логистики распределения и сбыта, транспортной логистики, логистики сервисного обслуживания); организационно-управленческих (умения решать задачи организации и эффективного функционирования экономической службы на предприятии; навыки планирования, регулирования и управления материальными и информационными потоками и др.); мониторинговых (умения разрабатывать системы контроля эффективности экономической и логистической системы организации; умения создавать экспертные системы в сервисной логистике; владение навыками оценки эффективности экономических систем учреждения); прогностических (умения разрабатывать и реализовывать стратегии экономического развития предприятия; владение навыками прогнозного моделирования и др.).

Сегодня деятельность в любой области экономики (управлении, финансовокредитной сфере, бухгалтерском учете, аудите) требует от специалиста применения современных методов работы, знания достижений мировой экономической мысли. Большинство новых методов основано на эконометрических моделях, но без глубокого знания эконометрики научиться их использовать невозможно. Основы профессиональноматематической культуры экономиста формируются в вузе и являются необходимым условием его начального становления как специалиста и дальнейшей самореализации в профессии. Однако преподавание эконометрики в российских вузах ведется только с конца девяностых годов прошлого века, т. е. около десяти лет. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» эконометрика включена в раздел «Общие математические и естественно-научные дисциплины», в федеральный компонент без указания количества часов. Сложившаяся практика преподавания эконометрики в вузах предусматривает не более 60 аудиторных часов (включая лекции, семинары и лабораторные занятия), что недостаточно для приобретения необходимых теоретических знаний и практических навыков применения эконометрического метода. При этом необходимо помнить, что большинство экономистов,

работающих сегодня в санаторно-курортном комплексе, заканчивали вузы до включения в учебные планы эконометрики и соответственно не получили даже минимальных теоретических знаний и практических навыков в этой области.

Дидактико-технологическое обеспечение процесса совершенствования профессионально-математической культуры специалистов экономического профиля в системе дополнительного профобразования и повышения квалификации реализуется на основе следующей совокупности технологий: интерактивных, проектных, адаптивно-

образовательных; витагенного обучения; дистанционных, модульных.

Проанализировав результаты диагностического исследования, мы пришли к следующему выводу: для успешной реализации процесса совершенствования профессионально-математической культуры специалиста экономической сферы (в том числе и экономиста санаторно-курортной сферы) необходимо создавать комплекс условий, который включает следующие группы: административно-организационные (маркетинговое изучение потребностей рынка труда и требований работодателей, нормативных документов в отношении повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров экономического профиля; создание и развитие системы научноисследовательского и учебно-производственного партнерства факультета дополнительного профессионального образования социального университета с органами муниципального и регионального самоуправления, различными учреждениями социальной инфраструктуры региона по проблемам непрерывной профессиональной подготовки кадров экономического профиля; систематический мониторинг профессиональноличностного роста обучающихся; привлечение работодателей к экспертной оценке и др.); образовательно-технологические (обеспечение вариативности содержания и возможности выбора образовательного маршрута; приоритетность технологий обучения личностно-деятельностной направленности; возможность дистанционного обучения, наличие компьютерных программ, видеолекций; андрагогическое ценностно-смысловое диалоговое взаимодействие в процессе обучения взрослых и др.); индивидуальнопрофессиональные (мотивированность, активность обучающихся в овладении новыми профессиональными компетенциями специалиста экономического профиля; практикоориентированная профессиональная компетентность преподавателей, их готовность к междисциплинарной интеграции; взаимосвязь и согласованность действий преподавателей в обучении слушателей по индивидуальным образовательным траекториям и обеспечении их персонифицированной самообразовательной деятельности и др.).

Комплекс профессиональных задач экономиста санаторно-курортного комплекса, имеющего сегодня преимущественно коммерческий характер, очень широк. В современных условиях экономист, работающий в санаторно-курортном комплексе, должен владеть необходимыми знаниями в области количественных экономикоматематических методов анализа и статистики для коммерческой деятельности. При разработке соответствующих программ повышения квалификации, программ дополнительного профессионального образования это необходимо учитывать в первую очередь.

Резюме. Реализация процесса совершенствования профессиональноматематической культуры специалистов экономического профиля в системе дополнительного профобразования и повышения квалификации базируется на персонифицированном подходе, который постулирует понимание субъекта обучения в системе дополнительного профессионального образования как сложной, многоуровневой, открытой,

самоорганизующейся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые структуры и новые формы организации своей жизнедеятельности. Данный подход выражает требование предоставлять обучаемым варианты образовательных программ, маршрутов, видов образовательных услуг для выбора, осуществлять обучение по индивидуальным образовательным траекториям в соответствии с возможностями личности, изменяющимися потребностями, карьерными перспективами. Реализация данного подхода позволяет опираться на внутренние ресурсы личности взрослого обучающегося, разрабатывать перспективные проекты профессионально-личностного роста специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 11-18.

2. Вершловский, С. Г. Взрослый как субъект образования / С. Г. Вершловский // Педагогика. - 2002. -№ 8. - С. 3-8.

3. Зимняя, И. А. Ключевая компетенция - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 8-13.

4. Кукуев, А. И. Андрагогический подход в образовании взрослых / А. И. Кукуев. - Ростов н/Д. : Изд-во «Булат», 2008. - 175 с.

5. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Флинта, 1996. - 386 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.