ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ М.В. Горшенина1
Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани 446001, г. Сызрань, Самарская область, ул. Советская, 45 E-mail: kaf.piuss@yandex.ru
В работе предлагается модель подготовки специалистов в техническом вузе на базе компетентностного подхода. Модель учитывает специфику инженерной деятельности и включает в себя три компоненты: фундаментальную, техническую и гуманитарную.
Ключевые слова: инженерная деятельность, модель подготовки специалистов технического профиля, компетентностный подход.
Анализ истории развития высшего технического образования в России показывает, что оно тесно связано с потребностями государства и общества. Современная стратегия развития образования требует структурного и содержательного обновления системы высшего технического образования. Высшее техническое образование в России перестало соответствовать потребностям страны и национальной безопасности. Недостаток высококвалифицированных инженерных кадров, отвечающих требованиям современного производства, стал остро ощущаться в последние годы, когда наметилось оживление производственной деятельности. Непрестижность технических специальностей по сравнению с экономическими, юридическими привела к уменьшению доли студентов инженерного профиля с 48 до 22% от общего числа выпускников. В настоящее время система университетского технического образования в России объединяет более 103 технических вузов, а промышленность и ведущие отрасли народного хозяйства испытывают острую нехватку инженерных кадров. Отсутствие конкурса в технические вузы повлекло за собой снижение требований к абитуриентам и, как следствие, снижение качества подготовки специалистов. Кроме того, либерализация и коммерциализация образовательных услуг привели к тому, что произошел перегиб в сторону подготовки невостребованных специалистов. Так, по статистическим данным, до 50% инженеров работают не по специальности.
Инженерная деятельность в настоящее время становится очень сложной и дифференцированной, вследствие чего значительно повышаются требования к современному инженеру. Кроме большого объема глубоких знаний современный инженер должен иметь нестандартное мышление и уметь творчески подходить к решению профессиональных задач. В мировой практике в данный момент акцент делается на развитии инновационного инженерного образования, направленного на формирование у специалистов в области техники и технологий не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения их на практике, в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции [1].
С этих позиций техническое образование следует рассматривать как образование, направленное на формирование и развитие технической, экономической, экологической культуры личности обучаемых через развитие творческого технического мышления, комплекса специальных способностей и качеств личности, таких как готовность к профессиональной деятельности, конкурентоспособность, социальная мобильность и другие. Однако из 300 тысяч выпущенных в 2007 году инженеров на современном уровне подготовлено не больше 20% [2].
Специфика инженерной деятельности заключается в её принадлежности к сфере «человек-техника», в направленности на изменение техносферы в соответствии с потребностями и интересами производства и общества, её многогранности и полифункциональности.
На основе оценок экспертов и результатов анкетирования руководителей и ведущих специалистов ряда промышленных предприятий были выявлены следующие направления инженерной подготовки [1, 3].
1. Инженеры-профессионалы - специалисты нового типа, способные к творческой работе на всех этапах жизненного цикла технических систем от исследования и конструирования до
1 Маргарита Владимировна Горшенина (к.п.н., доцент), зав. кафедрой педагогики и управления социальными системами.
разработки технологии, управления, серийного производства, доведения до потребителя и сервисного обслуживания.
2. Инженеры-энциклопедисты - специалисты, ориентированные на работу на малых предприятиях, где отсутствует разделение интеллектуального труда.
3. Инженеры-технологи - специалисты, способные обеспечить освоение готовых высоких наукоемких технологий и их внедрение в производство.
4. Инженеры по трансферу, способные обеспечить трансфер научных идей в технологию, организовать производство товаров и услуг на их основе.
В связи с этим при подготовке специалистов в техническом вузе особое внимание следует уделять формированию:
- интегративных способностей, проявляющихся в том, что профессиональная готовность подкрепляется умением быстро реагировать на потребности общества, при этом не нанося ущерба окружающей среде;
- способностей осуществлять нововведения, включая их проектирование и производство;
- способностей контекстуального понимания условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность;
- способности к самообразованию в течение всей трудовой жизни и пр.
Выпускники технического вуза являются специалистами, решающими проблемы проектирования, конструирования, функционирования, практического применения техники и технологии на научной основе. Кроме того, они в своей профессиональной деятельности вынуждены либо работать в коллективах, либо управлять научными, конструкторскими или технологическими коллективами, что требует от них определенных знаний и умений в области управления и социальной психологии.
Следовательно, содержание подготовки специалистов в техническом вузе должно включать в себя три компоненты: фундаментальную, техническую и гуманитарную.
Фундаментальная подготовка обеспечивает готовность студентов к восприятию профессиональных знаний, формирует системное мышление специалиста и его методологическую культуру, способствует осознанию необходимости при разработке новых технических проектов учитывать совокупность экономических, социальных, политических, экологических и других факторов.
В качестве основных направлений совершенствования фундаментальной подготовки можно выделить:
- переход от анализа к синтезу проектных решений, их имитации и оптимизации;
- математическое моделирование широкого класса явлений, объектов и процессов;
- формирование устойчивых навыков владения средствами и технологиями современной информационной культуры, использование информационно-логических моделей.
Технический (профессиональный) компонент направлен на подготовку такого специалиста, который отличается глобальностью мышления и энциклопедичностью знаний, способен к творческой работе на всех этапах жизненного цикла технических объектов от предпроектных исследований и конструирования до разработки технологии, серийного производства и сервисного обслуживания.
В реальной практике обучения профессионализация достигается:
- интеграцией обучения с наукой, техникой и производством, в сфере которых будут работать выпускники технического вуза;
- усилением подготовки в области методов системного анализа и синтеза, методов оптимизации и высокоточного математического моделирования;
- формированием готовности решать задачи творческого типа.
Значение гуманитарного компонента в рамках технического образования определяется его существенным вкладом в формирование личности, морального сознания и нравственной культуры выпускников технического вуза. Гуманитарная составляющая подготовки должна обеспечить условия для формирования у специалистов определенной системы ценностей, способствующей реализации эффективной профессиональной деятельности и социализации личности в современных социально-экономических реалиях общества.
Повышение уровня гуманитарной подготовки выпускников технических вузов целесообразно проводить по следующим направлениям:
- создание условий для духовного, нравственного и культурного саморазвития личности;
- углубление экономической и правовой подготовки, привлечение к преподаванию и внеучебной работе деятелей науки и культуры, политики, права и других сфер общественной жизни;
- совершенствование языковой подготовки (профессиональные компетенции в переводе оригинальной технической литературы, умение вести переговоры с зарубежными партнерами, навыки профессиональной деятельности в иноязычной среде и др.);
- интернационализация технического образования;
- индивидуализация обучения в соответствии с потребностями личности студента.
Особое место в техническом образовании должна занять профессионально-творческая подготовка студентов, то есть развитие способностей и овладение современной методологией и инструментарием поиска новых конкурентоспособных научно-технических решений.
Оценку качества профессиональной подготовки проводят с помощью модели личности специалиста технического профиля, разработанной на основе компетентностного подхода (см. рисунок).
Компетентность как интегральная характеристика специалиста включает в себя комплексы профессиональных, социально-личностных и универсальных способностей человека, позволяющих ему успешно решать актуальные и перспективные профессиональные задачи.
Согласно И.А. Зимней, «компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях» [5].
Функции специалиста технического профиля
исследовательская;
аналитическая;
проектировочная;
конструкторская;
управленческая;
коммуникативная
Требования к специалисту технического профиля
интеллектуальный потенциал; творческое мышление; социальная и профессиональная мобильность; инициативность; умение работать в команде; коммуникативность
Е
Профессиональные Профессионально важные
компетенции качества
Базовые Эмоционально-волевые
Ключевые Коммуникативные
Социальные Интеллектуальные
Этические
Содержание подготовки
Фундаментальный компонент Профессиональный компонент Гуманитарный компонент
Средства и методы обучения
I
Компетентный специалист технического профиля
Модель личности специалиста технического профиля
Все ключевые компетентности характеризуются пятью компонентами:
- готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);
- владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект);
- опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);
- отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения (ценностно-смысловой аспект);
- эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
К социальным компетентностям относятся следующие:
- компетентность здоровьесбережения как основа бытия человека - существа не только биологического, но и социального;
- компетентность гражданственности как основа социальной, общественной сущности человека;
- информационно-технологическая компетентность как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации;
- компетентность социального взаимодействия как способность установления взаимопонимания, адекватного ситуациям, избегания конфликтов;
- компетентность общения как способность нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли, адекватных ситуациям взаимодействия.
Базовые или профессиональные компетентности, по определению В.И. Байденко, - «это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни». Профессиональная компетентность обеспечивает работнику уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с другими профессионально подготовленными людьми.
Перечень необходимых профессиональных компетенций выявляется на основе квалификационных требований к специалисту. Как и все другие компетентности, их можно сгруппировать по пяти признакам:
- готовность к проявлению личностного свойства в профессиональной деятельности;
- знание средств, способов, программ выполнения действий, решения профессиональных задач;
- опыт реализации знаний и умений;
- ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности;
- эмоционально-волевая регуляция компетенции в соответствии с профессиональной ситуацией.
Таким образом, компетентностный подход создает возможность для разработки модели личности выпускника технического вуза через описание совокупности профессиональных компетенций и профессионально важных качеств, позволяет на её основе определить фундаментальный, профессиональный и гуманитарный компоненты содержания подготовки и провести последующую оценку качества подготовки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович Б.Л. Инновационное инженерное образование / Б.Л. Агранович, А.И. Чучалин, М.А.
Соловьев // Инженерное образование. - 2004. - № 1. - С. 11-14.
2. Кузьминов Я.И. Учить тому, что реально востребовано // Ректор вуза. - 2008. - № 2. - С. 51-55.
3. Чурляева Н.П. Обеспечение качества подготовки инженеров в рыночных условиях на основе компетентностного подхода: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Красноярск, 2008. - 44 с.
4. Горшенина М.В. Теоретико-методологические основы управления качеством подготовки специалистов в техническом вузе. - Самара: СамГТУ, 2009. - 112 с.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Ректор вуза. - 2005. - № 6. - С. 13-29.
Поступила в редакцию - 12/II/2012, в окончательном варианте - 12/II/2012.
UDC: 378
FEATURES OF PREPARATION OF EXPERTS OF AN ENGINEERING PROFILE M.V. Gorshenina
Syzran Department of Samara State Technical University 45 Sovetskaya st., Syzran, 446001 E-mail: kaf.piuss@yandex.ru
The paper proposes a model of training in a technical college on the basis of competence-based approach. The model takes into account the specifics of engineering activities, and includes three components: fundamental, technical and humanitarian.
Keywords: engineering activities, model training technical specialists, competent approach
Original article submitted - 12/II/2012, revision submitted - 12/II/2012.
Margarita V. Gorshenina (PhD), the senior lecturer, the manager. Pedagogics and management chair social systems.