Научная статья на тему 'Особенности подготовки специалистов инженерного профиля'

Особенности подготовки специалистов инженерного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ENGINEERING ACTIVITIES / MODEL TRAINING TECHNICAL SPECIALISTS / COMPETENT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшенина Маргарита Владимировна

В работе предлагается модель подготовки специалистов в техническом вузе на базе компетентностного подхода. Модель учитывает специфику инженерной деятельности и включает в себя три компоненты: фундаментальную, техническую и гуманитарную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of preparation of experts of an engineering profile

The paper proposes a model of training in a technical college on the basis of competence-based approach. The model takes into account the specifics of engineering activities, and includes three components: fundamental, technical and humanitarian.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки специалистов инженерного профиля»

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ М.В. Горшенина1

Самарский государственный технический университет, филиал в г. Сызрани 446001, г. Сызрань, Самарская область, ул. Советская, 45 E-mail: [email protected]

В работе предлагается модель подготовки специалистов в техническом вузе на базе компетентностного подхода. Модель учитывает специфику инженерной деятельности и включает в себя три компоненты: фундаментальную, техническую и гуманитарную.

Ключевые слова: инженерная деятельность, модель подготовки специалистов технического профиля, компетентностный подход.

Анализ истории развития высшего технического образования в России показывает, что оно тесно связано с потребностями государства и общества. Современная стратегия развития образования требует структурного и содержательного обновления системы высшего технического образования. Высшее техническое образование в России перестало соответствовать потребностям страны и национальной безопасности. Недостаток высококвалифицированных инженерных кадров, отвечающих требованиям современного производства, стал остро ощущаться в последние годы, когда наметилось оживление производственной деятельности. Непрестижность технических специальностей по сравнению с экономическими, юридическими привела к уменьшению доли студентов инженерного профиля с 48 до 22% от общего числа выпускников. В настоящее время система университетского технического образования в России объединяет более 103 технических вузов, а промышленность и ведущие отрасли народного хозяйства испытывают острую нехватку инженерных кадров. Отсутствие конкурса в технические вузы повлекло за собой снижение требований к абитуриентам и, как следствие, снижение качества подготовки специалистов. Кроме того, либерализация и коммерциализация образовательных услуг привели к тому, что произошел перегиб в сторону подготовки невостребованных специалистов. Так, по статистическим данным, до 50% инженеров работают не по специальности.

Инженерная деятельность в настоящее время становится очень сложной и дифференцированной, вследствие чего значительно повышаются требования к современному инженеру. Кроме большого объема глубоких знаний современный инженер должен иметь нестандартное мышление и уметь творчески подходить к решению профессиональных задач. В мировой практике в данный момент акцент делается на развитии инновационного инженерного образования, направленного на формирование у специалистов в области техники и технологий не только определенных знаний и умений, но и особых компетенций, сфокусированных на способности применения их на практике, в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции [1].

С этих позиций техническое образование следует рассматривать как образование, направленное на формирование и развитие технической, экономической, экологической культуры личности обучаемых через развитие творческого технического мышления, комплекса специальных способностей и качеств личности, таких как готовность к профессиональной деятельности, конкурентоспособность, социальная мобильность и другие. Однако из 300 тысяч выпущенных в 2007 году инженеров на современном уровне подготовлено не больше 20% [2].

Специфика инженерной деятельности заключается в её принадлежности к сфере «человек-техника», в направленности на изменение техносферы в соответствии с потребностями и интересами производства и общества, её многогранности и полифункциональности.

На основе оценок экспертов и результатов анкетирования руководителей и ведущих специалистов ряда промышленных предприятий были выявлены следующие направления инженерной подготовки [1, 3].

1. Инженеры-профессионалы - специалисты нового типа, способные к творческой работе на всех этапах жизненного цикла технических систем от исследования и конструирования до

1 Маргарита Владимировна Горшенина (к.п.н., доцент), зав. кафедрой педагогики и управления социальными системами.

разработки технологии, управления, серийного производства, доведения до потребителя и сервисного обслуживания.

2. Инженеры-энциклопедисты - специалисты, ориентированные на работу на малых предприятиях, где отсутствует разделение интеллектуального труда.

3. Инженеры-технологи - специалисты, способные обеспечить освоение готовых высоких наукоемких технологий и их внедрение в производство.

4. Инженеры по трансферу, способные обеспечить трансфер научных идей в технологию, организовать производство товаров и услуг на их основе.

В связи с этим при подготовке специалистов в техническом вузе особое внимание следует уделять формированию:

- интегративных способностей, проявляющихся в том, что профессиональная готовность подкрепляется умением быстро реагировать на потребности общества, при этом не нанося ущерба окружающей среде;

- способностей осуществлять нововведения, включая их проектирование и производство;

- способностей контекстуального понимания условий, в которых осуществляется профессиональная деятельность;

- способности к самообразованию в течение всей трудовой жизни и пр.

Выпускники технического вуза являются специалистами, решающими проблемы проектирования, конструирования, функционирования, практического применения техники и технологии на научной основе. Кроме того, они в своей профессиональной деятельности вынуждены либо работать в коллективах, либо управлять научными, конструкторскими или технологическими коллективами, что требует от них определенных знаний и умений в области управления и социальной психологии.

Следовательно, содержание подготовки специалистов в техническом вузе должно включать в себя три компоненты: фундаментальную, техническую и гуманитарную.

Фундаментальная подготовка обеспечивает готовность студентов к восприятию профессиональных знаний, формирует системное мышление специалиста и его методологическую культуру, способствует осознанию необходимости при разработке новых технических проектов учитывать совокупность экономических, социальных, политических, экологических и других факторов.

В качестве основных направлений совершенствования фундаментальной подготовки можно выделить:

- переход от анализа к синтезу проектных решений, их имитации и оптимизации;

- математическое моделирование широкого класса явлений, объектов и процессов;

- формирование устойчивых навыков владения средствами и технологиями современной информационной культуры, использование информационно-логических моделей.

Технический (профессиональный) компонент направлен на подготовку такого специалиста, который отличается глобальностью мышления и энциклопедичностью знаний, способен к творческой работе на всех этапах жизненного цикла технических объектов от предпроектных исследований и конструирования до разработки технологии, серийного производства и сервисного обслуживания.

В реальной практике обучения профессионализация достигается:

- интеграцией обучения с наукой, техникой и производством, в сфере которых будут работать выпускники технического вуза;

- усилением подготовки в области методов системного анализа и синтеза, методов оптимизации и высокоточного математического моделирования;

- формированием готовности решать задачи творческого типа.

Значение гуманитарного компонента в рамках технического образования определяется его существенным вкладом в формирование личности, морального сознания и нравственной культуры выпускников технического вуза. Гуманитарная составляющая подготовки должна обеспечить условия для формирования у специалистов определенной системы ценностей, способствующей реализации эффективной профессиональной деятельности и социализации личности в современных социально-экономических реалиях общества.

Повышение уровня гуманитарной подготовки выпускников технических вузов целесообразно проводить по следующим направлениям:

- создание условий для духовного, нравственного и культурного саморазвития личности;

- углубление экономической и правовой подготовки, привлечение к преподаванию и внеучебной работе деятелей науки и культуры, политики, права и других сфер общественной жизни;

- совершенствование языковой подготовки (профессиональные компетенции в переводе оригинальной технической литературы, умение вести переговоры с зарубежными партнерами, навыки профессиональной деятельности в иноязычной среде и др.);

- интернационализация технического образования;

- индивидуализация обучения в соответствии с потребностями личности студента.

Особое место в техническом образовании должна занять профессионально-творческая подготовка студентов, то есть развитие способностей и овладение современной методологией и инструментарием поиска новых конкурентоспособных научно-технических решений.

Оценку качества профессиональной подготовки проводят с помощью модели личности специалиста технического профиля, разработанной на основе компетентностного подхода (см. рисунок).

Компетентность как интегральная характеристика специалиста включает в себя комплексы профессиональных, социально-личностных и универсальных способностей человека, позволяющих ему успешно решать актуальные и перспективные профессиональные задачи.

Согласно И.А. Зимней, «компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях» [5].

Функции специалиста технического профиля

исследовательская;

аналитическая;

проектировочная;

конструкторская;

управленческая;

коммуникативная

Требования к специалисту технического профиля

интеллектуальный потенциал; творческое мышление; социальная и профессиональная мобильность; инициативность; умение работать в команде; коммуникативность

Е

Профессиональные Профессионально важные

компетенции качества

Базовые Эмоционально-волевые

Ключевые Коммуникативные

Социальные Интеллектуальные

Этические

Содержание подготовки

Фундаментальный компонент Профессиональный компонент Гуманитарный компонент

Средства и методы обучения

I

Компетентный специалист технического профиля

Модель личности специалиста технического профиля

Все ключевые компетентности характеризуются пятью компонентами:

- готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект);

- владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект);

- опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);

- отношение к содержанию компетентности и объекту её приложения (ценностно-смысловой аспект);

- эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

К социальным компетентностям относятся следующие:

- компетентность здоровьесбережения как основа бытия человека - существа не только биологического, но и социального;

- компетентность гражданственности как основа социальной, общественной сущности человека;

- информационно-технологическая компетентность как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации;

- компетентность социального взаимодействия как способность установления взаимопонимания, адекватного ситуациям, избегания конфликтов;

- компетентность общения как способность нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли, адекватных ситуациям взаимодействия.

Базовые или профессиональные компетентности, по определению В.И. Байденко, - «это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни». Профессиональная компетентность обеспечивает работнику уверенность в своих силах и способность выдерживать конкуренцию на рынке труда в сравнении с другими профессионально подготовленными людьми.

Перечень необходимых профессиональных компетенций выявляется на основе квалификационных требований к специалисту. Как и все другие компетентности, их можно сгруппировать по пяти признакам:

- готовность к проявлению личностного свойства в профессиональной деятельности;

- знание средств, способов, программ выполнения действий, решения профессиональных задач;

- опыт реализации знаний и умений;

- ценностно-смысловое отношение к содержанию компетентности;

- эмоционально-волевая регуляция компетенции в соответствии с профессиональной ситуацией.

Таким образом, компетентностный подход создает возможность для разработки модели личности выпускника технического вуза через описание совокупности профессиональных компетенций и профессионально важных качеств, позволяет на её основе определить фундаментальный, профессиональный и гуманитарный компоненты содержания подготовки и провести последующую оценку качества подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агранович Б.Л. Инновационное инженерное образование / Б.Л. Агранович, А.И. Чучалин, М.А.

Соловьев // Инженерное образование. - 2004. - № 1. - С. 11-14.

2. Кузьминов Я.И. Учить тому, что реально востребовано // Ректор вуза. - 2008. - № 2. - С. 51-55.

3. Чурляева Н.П. Обеспечение качества подготовки инженеров в рыночных условиях на основе компетентностного подхода: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Красноярск, 2008. - 44 с.

4. Горшенина М.В. Теоретико-методологические основы управления качеством подготовки специалистов в техническом вузе. - Самара: СамГТУ, 2009. - 112 с.

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Ректор вуза. - 2005. - № 6. - С. 13-29.

Поступила в редакцию - 12/II/2012, в окончательном варианте - 12/II/2012.

UDC: 378

FEATURES OF PREPARATION OF EXPERTS OF AN ENGINEERING PROFILE M.V. Gorshenina

Syzran Department of Samara State Technical University 45 Sovetskaya st., Syzran, 446001 E-mail: [email protected]

The paper proposes a model of training in a technical college on the basis of competence-based approach. The model takes into account the specifics of engineering activities, and includes three components: fundamental, technical and humanitarian.

Keywords: engineering activities, model training technical specialists, competent approach

Original article submitted - 12/II/2012, revision submitted - 12/II/2012.

Margarita V. Gorshenina (PhD), the senior lecturer, the manager. Pedagogics and management chair social systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.