Научная статья на тему 'Формирование готовности будущего экономиста к управленческой деятельности'

Формирование готовности будущего экономиста к управленческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИСТ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ECONOMIST / ADMINISTRATIVE / PROFESSIONAL WORK / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калягина И. В.

В статье раскрывается актуальность формирования готовности к управленческой деятельности в профессиональной подготовке студентов-экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калягина И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING ADMINISTRATIVE ACTIVITY CAPACITY IN FUTURE ECONOMISTS

The article focuses on providing availability for administrative activity in economy student vocational training.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущего экономиста к управленческой деятельности»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ЭКОНОМИСТА К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2010 И.В.Калягина

Поволжская государственная социально гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 8.11.2009

В статье раскрывается актуальность формирования готовности к управленческой деятельности в профессиональной подготовке студентов-экономистов.

Ключевые слова: экономист, управление, профессиональная деятельность, образовательные технологии.

Специальность «Экономика и управление на предприятии» предполагает выгавление не только структуры1

готовности, но и определение сущности готовности бу-

1

дущих экономистов к управленческой деятельности .

A.Д.Ганюшкин, М.И.Дья-ченко, Л.А.Кандыбович,

B.С.Мерлин, В.Н.Мя-сищев, Н.Д.Левитова, БДПарыпин, К.К.Пла-тонов рассматривают проблему готовности студента к профессиональной деятельности,

а белорусские учёные анализируют эту проблему при-

2

менительно к деятельности в напряжённых ситуациях .

Если В.А.Сластёнин, М.И.Дьяченко, Л.А.Кан-дыбович ратуют за функциональный принцип изучения готовности к деятельности, то В.С.Мерлин, В.С.Ильин, Е.С.Кузьмин, Я.Л.Коломинский В.В.Сериков, В.Я.Ядов, П.М.Якобсон - за личностный. Истина находится, как всегда, посредине: интеграция как некий комплекс регулирует деятельность, но ведущую роль при этом играют личностные качества, от построения личности специалиста зависит сформированность модели специалиста. Безусловно, важны при оценке готовности не только потенциал и резерв, нацеленность личности на будущую профессию, но и наличие мастерства, определённый, пусть незначительный, опыт работы по профессии. Конечно, готовность к труду - это готовность личностная (В.С.Мер-лин3), но нельзя недооценивать и другие факторы, например, готовность коллектива, где предстоит трудиться молодому специалисту, принять нового и молодого человека. Нужно говорить о целом комплексе процесса подготовки к будущей специальности (Я.Л.Коломинский).

Самоопределение личности, тем более в экономике, - педагогическое направление, важное не только в пси-

хологии (А.Н.Леонтьев, С.Л.Ру-бинштейн), но и профессиональной деятельности: будущий экономист должен понимать меру ответственности за принятие решения (и своей, и коллективной); он должен правильно, точнее - грамотно, оценить субъект-субъектные отношения и взять ответственность на себя (на это нацеливает его преподаватель в учебном заведении)4; он обязан самоопределиться через целеполагание, самопознание, самооценку, саморегуляцию5. Личностно-

ориентированное обучение формирует у студентов осознанное отношение к своему образованию6.

Правы молодые исследователи, утверждая, что «экономические реалии современной России формируют спрос на такие образовательные технологии, которые позволяют человеку свободно ориентироваться в окружающем мире»7. С опорой на М.В.Кларина, они выделяют типичные способы постановки целей, которые распространены в практике обучения, устойчивые и сходные в разных странах мира: через содержание, через преподавателя, через развитие учащегося (в том числе через его учебную деятельность)8.

Знания, умения и навыши задают обучающимся стандарт, учебные программы, учебно-методи-ческие комплексы, которые реализует преподаватель в своей работе. Конечно, на достижение цели обучения студента ориентирует педагог. Мотивационная база студентов тоже задаётся преподавателем, хотя здесь может быть привнесено много обстоятельств, влияющих на ход обучения, в том числе и самооценка, свобода выбора, индивидуальный подход и т.д. «Одна из основных задач преподавателя при обучении состоит в вовлечении студентов в изучение предмета, в формирова-

Калягина Ирина Владимировна, соискатель кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы. E-mail: innauvr@mail. ru

1 Заворочай М.В. Система средств формирования готовности будущего менеджера к управленческой деятельности // Актуальные проблемы современной науки: Социальные и гуманитарные науки. Ч. 35. - Самара: 2004. С. 39 - 41.

2 Дьяченко М.И., Кандыбович ЛА. Готовность к деятельности в напряжённых ситуациях: Психологические аспекты. - Минск: 1985.

3 Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. - Пермь: 1988. Ср.: Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.; Воронеж; 1995.

Сластёнин В.А. Анализ и решение педагогических задач. - М.:

1993.

5 Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. - Волгоград: 1994.

6 Калмыкова О.Ю., Кузьмина КН., Сысоева Ю.В. Целеполага-ние, мотивация и рефлексия в процессе подготовки менеджеров (опыт организации деятельности студентов инженерно-экономического факультета // Актуальные проблемы современной науки .... - С. 49 - 52.

7 Там же. - С. 49.

8 Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. - Рига: 1999.

Педагогика

нии у них внутренней мотивации для владения знаниями на основе деятельностной теории обучения»9.

Будущий экономист должен освоить не только базовые знания, но и овладеть умениями самостоятельно учиться: познавательная мотивация является главной составляющей учебно-воспитательного процесса. То, как успешно овладевают знаниями студенты, преподаватель проверяет в ходе промежуточных аттестаций: тесты, опросы, беседы, консультации, анкетирование и т.д. помогут ему не только следить, но влиять на ход освоения программы курса. Современные педагогические технологии помогают и студенту, и преподавателю грамотно наладить диалоговое общение10. Нам помогает в этом наш учебно-методический комплекс (УМК), в котором имеется и методический комплекс самых разнообразных обучающе-контролирующих средств, позволяющих осуществлять индивидуальный подход к студентам, будущим экономистам.

М.М.Кашапов в монографии «Стадии творческого мышления профессионала» пишет, что «центральным моментом в деятельности профессионала является процесс творческих решений, где можно обнаружить единство интеллектуальных, эмоциональных и волевых ка-11

честв личности» . Творческое мышление - одно из важнейших качеств будущего профессионала любой специальности, а формирование этого профессионально значимого качества - задача преподавателя, развивающего это (и другие!) профессионально важные качества. В профессиональном образовании развитием личности успешно и много занимались и занимаются учёные А.А.Абрамова, А.А.Деркач, Е.А.Климов, Л.М.Митина, К.С.Романова, В.Д.Шадриков и др. «Эффективность системы профессионального образования в значительной степени определяется тем, насколько профессиональные знания и навыки конечного «продукта» её функционирования, выпускника, соответствуют требованиям работодателей. Но прежде всего необходимо выяснить, какого рода специалистов предпочитают современные работодатели. От того, нужны ли предприятиям различных отраслей экономики полностью подготовленные работники с узкой специализацией, не нуждающиеся в дополнительном обучении на своем рабочем месте, или им требуются работники широкого профиля с развитыми навыками дальнейшего обучения на рабочем месте, будут зависеть потребность в профессиональной структуре услуг системы образования, её характер и особенности формирования»12.

Процесс образования характеризуется наличием специфических черт профессиональных ситуаций, спо-

9 Калмыкова О.Ю., Кузьмина КН., Сысоева Ю.В. Целеполага-ние, мотивация и рефлексия .... - С. 51.

10 Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: 1977; Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: 1998; Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. -М.: 2001; и др.

11 Кашапов ММ. Стадии творческого мышления профессионала. - Ярославль: 2009. - С. 6.

12 Бондаренко Н.В., КрасильниковаМ.Д., Харламов К.А. Спрос на

рабочую силу - мнение работодателей // Мониторинг экономики

образования. - М.: - 2006. - № 1 (19). - С. 49.

собствующих возникновению проблемности, противоречивости, неожиданности, что требует принятия конкретных решений от исполнителя (особенно это характерно для руководителя творческого коллектива: в нашем случае, - хора, группы поющих). Зачастую «здесь и сейчас» нужно либо уйти от экстремальной ситуации, либо экстренно принять решение. Однако в практике хормейстеров отсутствуют жёстко заданные оперативные и конкретные цели в силу специфики их деятельности: субъектно-субъектные творческие отношения не позволяют декларировать, и только «овладение обобщёнными принципами творческого мышления даёт возможность профессионалу увидеть выполняемую деятельность в целом, понять логику и закономерности её протекания, а самое главное - порождать новые идеи,

13

направленные на её дальнейшее совершенствование» .

Дидактическим обеспечением формирования профессиональных компетенций студентов - будущих экономистов должны заниматься не только преподаватели специализированных, творческих кафедр, но и те, кто организует и осуществляет процесс изучения психолого-педагогических дисциплин. Эта деятельность будет эффективной, если УМК, спецметодики будут разрабатываться совместно, т.е. преподавателями специальных и психолого-педагогических кафедр, если всё это будет направлено на формирование и интеграцию структурных компонентов профессиональной компетенции будущих экономистов14. Мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты являются структурными в профессиональной коммуникативной компетенции студентов - будущих экономистов. Конечно, важен при этом гуманистический подход, который предполагает дифференциацию и индивидуализацию образования на основе активизации творческого саморазвития личности обучаемого. Этот подход позволяет учить личность студента: опираясь на общечеловеческие ценности, преподаватель создаёт условия для реализации потенциала студента, для воплощения его творческих сил. Студент становится главной, центральной фигурой процесса обучения, а преподаватель не только организует учебно-воспи-тательный процесс, но и адекватно реагирует на ответные реализации студентов, таким образом, обеспечивается диалогическое общение. В последние годы и дидакты, и методисты много пишут о герменевтическом подходе как об одной их интересных составляющих при формировании коммуникативной компетенции. Герменевтика рассматривается в трудах М.Хайдеггера, Х.Г.Гадамера, М.М.Бахтина и др. и как теория, и как искусство объяснений, пояснений, толкований форм, смыслов, явлений, что так характерно для таких полисмысловых наук, как педагогика, культурология, философия.

13 Кашапов ММ. Стадии творческого мышления профессионала.. - С. 7.

14 Климова О.В. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов юридических специальностей в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: Авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. - Челябинск: 2009.

Различное истолкование явлений образования и педагогики, методики изучения экономики в вузе важны и направлены на то, чтобы выявить у студентов экономического факультета личный интерес к пониманию смысла учебного материала, позволяют обобщить накопленный в истории преподавания этой дисциплины опыт, таким образом, герменевтический подход тесно связан с деятельностным, суть которого заключается в том, что исследуется реальный процесс взаимодействия

15

человека с окружающим миром. » .

Деятельностный подход позволяет организовать учебно-воспитательный процесс, выявить возможности реализации проблемы формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов - будущих экономистов, т.е. обеспечить дидактическое и методическое сопровождение. При этом изменяется не только содержание дисциплин, но и методика изучения. Создавая проблемные ситуации, решая дидактические задачи, выявляя нестандартные коммуникативные ситуации, приближенные к реальной экономической деятельности специалиста.

Ориентация в современной экономике, знание экономических проблемных ситуаций - это не только содержательная характеристика профессиограммы будущего экономиста, но и её методическое наполнение. Базовые экономические знания необходимо грамотно применять, используя поэтому многофункциональные трансформированные задачи (их ещё называют алгоритмическими) помогут овладеть студентам-

экономистам профессиональной компетенцией, точнее,

- они определят её. Если современные учёные-дидакты пришли к необходимости разработать образовательную систему нового поколения и изменить стратегию современного образования массовой общеобразовательной школы16, то преподаватели высших учебных заведений должны отреагировать на происходящие изменения в российском образовании. Меняются не только социаль-но-полити-ческие условия в России, но и все общественные институты, в том числе и высшая школа. В первую очередь, это относится к экономике, поэтому учить будущих экономистов необходимо с учётом этих новаций.

Психолого-педагогическая составляющая чрезвычайно важна в формировании профессиональных качеств будущего специалиста: студенты должны активно осваивать вновь выбранную профессию с учётом разрешения не только собственных внутриличностных конфликтов, но и с необходимостью считаться с внут-риличностными конфликтами будущих клиентов17.

15 Там же. - С. 12 - 13.

16 Бунеев Р.Н. Теоретико-методологические основы образовательной системы нового поколения: Автореф. дисс. ... докт. пед. наук.

- М.: 2009.

17 Устюжанинова Е.Н. Формирование профессионально-важных качеств будущего педагога-психолога в процессе заочного образования: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - Самара: 2006.

TRAINING ADMINISTRATIVE ACTIVITY CAPACITY IN FUTURE ECONOMISTS

© 2010 I.V.Kalyagma Volga Region State Social-Humanitarian Academy

The article focuses on providing availability for administrative activity in economy student vocational training. Key words: economist, administrative, professional work, educational technologies.

o

Kalyagina Irina Vladimirovna, competitor of Faculty of Russian, Foreign Literature and Literature Teaching Methodology. E-mail: innauvr@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.