СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С.П. Борисова1
Самарский государственный университет,
443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1.
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема подготовки студентов - будущих экономистов к профессиональной деятельности; выделяется профессионально значимое свойство личности студентов - будущих экономистов - готовность к аналитической деятельности; разрабатывается система формирования готовности студентов - будущих экономистов к аналитической деятельности.
Ключевые слова: электронные средства обучения, готовность к аналитической деятельности.
Социальный заказ на высококвалифицированных экономистов, сложившийся в настоящее время, отражает потребность в специалистах, готовых к аналитической деятельности. В процессе профессиональной деятельности происходит формирование и отбор профессиональных действий, при выполнении которых развиваются профессионально значимые способности, они закрепляются и выражаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами деятельности (Г.С. Костыко). Судить о развитии способностей можно по совокупности следующих показателей (В.А. Крутецкий): по быстрому продвижению (темпу продвижения) студента в овладении
соответствующей деятельностью; по качественному уровню его достижений; по сильной, действенной и устойчивой склонности человека к выполнению этой деятельности. Приходим к выводу, что формирование готовности к аналитической деятельности возможно только в результате включения в профессиональную деятельность. Под «формированием» будем понимать оформление достигнутого уровня личностного развития (В.П. Бездухов) для приобретения опыта успешной профессиональной деятельности. Использование электронных средств обучения может внести существенный вклад в подготовку будущих экономистов, так как позволяет сформировать профессионально значимые качества, необходимые для аналитической деятельности.
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ задачами обучения в сфере информационных технологий являются: рассмотрение основных стадий проектирования информационных систем; изучение основных компонент прикладного программного обеспечения; анализ различных типов баз данных (БД) и системы их управления (СУБД); рассмотрение роли компьютерных технологий в сборе и обработке экономической информации; изучение основных типов информационных систем, с которыми сталкивается экономист; рассмотрение основных принципов сетевого взаимодействия компьютеров в локальных и глобальных сетях; изучение области применения и принципов работы экспертных систем и систем принятия решений; раскрытие роли современных информационных ресурсов, программных продуктов и Intemet-услуг в принятии управленческих решений; обучение применению экономико-математических методов, компьютерных технологий и Internet-технологий в отраслях экономики, в финансовых, экономических и аналитических подразделениях предприятий и учреждений.
При анализе содержания учебного курса «Информационные технологии в экономике» выявлен ряд закономерностей, отличающих данный курс от других дисциплин, влияющих на формирование готовности к аналитической деятельности. Так, курс «Информационные технологии в экономике» развивает способности к овладению основными методами, способами и средствами получения информации, к использованию современных технических средств и информационных технологий для решения аналитических, исследовательских и коммуникативных задач, формирует интерес к основным типам информационных систем, с которыми сталкивается экономист, что в свою очередь способствует развитию мотивационного компонента готовности. Также этот курс развивает способности к овладению основными методами, способами и средствами сбора исходных данных, необходимых для решения поставленных экономических задач; способности к
1 Светлана Павловна Борисова, аспирант каф. теории и методики профессионального образования.
организации деятельности малой группы для реализации конкретного экономического проекта; способности к построению стандартных моделей для решения поставленных экономических задач, что способствует развитию операционального компонента готовности.
Следовательно, содержание учебного курса «Информационные технологии в экономике» может стать базой для формирования готовности к аналитической деятельности студентов -будущих экономистов, так как содержание дисциплины способствует развитию всех компонентов готовности. Вместе с тем на изучение учебного курса «Информационные технологии в экономике» отводится 50 часов, что недостаточно при большом, постоянно изменяющемся объеме содержания и его значимости для профессиональной подготовки студентов - будущих экономистов. По итогам контент-анализа учебных программ была подтверждена необходимость создания системы, обеспечивающей формирование готовности к аналитической деятельности студентов - будущих экономистов.
Система формирования готовности у студентов - будущих экономистов представляет собой разновидность педагогической системы, так как обладает всеми присущими такой системе признаками: служит основой теоретического осмысления и построения профессиональной
деятельности экономиста, аналитической деятельности; включает совокупность взаимосвязанных средств, необходимых для формирования профессионально значимых умений; способствует достижению поставленных целей.
Источником развития системы выступают противоречия, существующие между ее элементами или характеристиками элементов. В системе профессиональной подготовки студентов - будущих экономистов обозначен ряд противоречий, которые обусловлены: нестабильностью социальнообщественного развития и востребованностью специалистов, готовых к выполнению аналитической деятельности; большим количеством вузов, выпускающих таких специалистов, и недостаточно высоким уровнем их подготовки. Государственный стандарт и учебные планы не в полной мере учитывают специфику профессиональной деятельности экономиста в плане ведения аналитической работы, что можно компенсировать внесением изменений в систему формирования готовности студентов - будущих экономистов к аналитической деятельности. Для разработки такой системы необходимо решить ряд сложных практических проблем: создать новую
организационную структуру; разработать содержание, формирующее готовность к аналитической деятельности; определить показатели оценки сформированности готовности к аналитической деятельности у студентов - будущих экономистов.
Целевой элемент системы базируется на системном подходе. Сущность системного подхода заключается в том, что изучаемый объект рассматривается как система, относительно самостоятельные компоненты объекта рассматриваются во взаимосвязи, в движении и развитии, что позволяет выявить его интегративные свойства. Системный подход основан на принципах: целостности (система рассматривается как единое целое); иерархичности строения (один из элементов системы подчиняется другому элементу); структуризации (элементы системы анализируются в рамках конкретной организационной структуры); множественности (используется множество моделей для описания системы); системности (объект обладает всеми признаками системы). Системный подход был выбран потому, что целью системы подготовки студентов - будущих экономистов к профессиональной деятельности является формирование их готовности к аналитической деятельности согласно принципам системного подхода. Это подразумевает определение содержания подготовки, выстроенного в зависимости от уровня знаний и типа восприятия каждого студента для определения показателей сформированности готовности к аналитической деятельности у студентов - будущих экономистов.
Содержательный элемент системы определяется спецификой профессиональной деятельности студентов - будущих экономистов и основывается на интегрированном и компонентном подходах, что позволяет представить совокупность учебных курсов, обеспечивающих формирование готовности к аналитической деятельности, с доминирующей дисциплиной «Информационные технологии в экономике», которая по результатам контент-анализа учебных программ создает условия для формирования готовности к аналитической деятельности. Интегрированный подход (Б.С. Гершунский, В.В. Левченко, З.А. Малькова) является образовательной стратегией, которая обосновывается мировыми интеграционными процессами (формирование всесторонне развитой личности, целостного миропонимания, создание образовательных учреждений-комплексов, подготовка специалистов интегрального профиля для многоуровневой системы высшего образования и интеграции в Болонский процесс и мировое образовательное сообщество) [86, 114115]. Интегрированный подход предполагает синтез идей целостного взгляда на мир и различных
способов его познания, создает основу для целостного педагогического процесса, характеризует внутреннее целостное качественное единство, появляющееся при рассмотрении целостности (интегративные знания, интегративные умения). Под интегративными знаниями и умениями понимаются учебные знания и умения обучаемых, необходимые для углубления и расширения знаний, их систематизации и обобщения, формирования межпредметных учебно-познавательных умений, а также для решения других образовательных проблем, построенные на основе различных проявлений межнаучной интеграции [86, 126].
Межпредметная интеграция, где объединяются блоки знаний по разным предметам, отличается от традиционного подхода, связанного с использованием межпредметных связей, который предусматривает лишь эпизодическое включение материала других предметов. Более того, при использовании межпредметной интеграции кроме объединения содержательного плана происходит интеграция организационного плана. Таким образом, межпредметная интеграция рассматривается В.В. Левченко как процесс использования нескольких учебных дисциплин при самостоятельном выполнении каждой из них своих функций для взаимообогащения предметного знания из различных областей, единства знаний и умений, всестороннего развития будущего специалиста, направленного на формирование готовности к аналитической деятельности будущих специалистов, что позволяет реализовать компонентный подход.
Логика освоения разделов учебного курса «Информационные технологии в экономике» коррелирует с этапами аналитической деятельности экономистов. Так, при изучении раздела «Информация и принятие решений», который представлен знаниями об источниках получения и способах распространения информации, о принятии решений с помощью полученной информации, об информационных ресурсах, продуктах и услугах, происходит ознакомление с объектом «информационные технологии».
Компонентный подход, заимствованный нами из программирования (В.В. Кулямин, Е.А. Жоголев) предполагает разбиение сложной задачи на подзадачи и решение каждой из подзадач отдельно. При этом каждая из подзадач может быть решена с помощью определенного набора средств по определенным правилам. Такой определенный набор средств и определенный набор прописанных правил и называется компонентой. В частности, в нашем случае при подготовке студентов - будущих экономистов задачей является формирование готовности к аналитической деятельности, а подзадачами - формирование отдельных компонентов готовности к аналитической деятельности. Для формирования каждого отдельного компонента готовности мы будем использовать свой набор электронных средств обучения. При компонентном подходе предполагается, что каждый компонент, решающий данную задачу, взаимодействует с другими компонентами, если удаляется один из компонентов - снижается функциональность решения задачи, однако сама задача все равно может быть полностью решена. В случае формирования готовности к аналитической деятельности это означает, что при подготовке студентов - будущих экономистов могут быть использованы не все приведенные в таблице средства электронного обучения, что, конечно, снизит эффективность системы формирования готовности к аналитической деятельности, но готовность к аналитической деятельности будет сформирована.
Таким образом, использование электронных средств обучения позволит сформировать все компоненты готовности к аналитической деятельности, а следовательно, и саму готовность к аналитической деятельности. Однако студенты по-разному воспринимают информацию (разные типы восприятия), и это необходимо учесть при использовании электронных средств обучения в процессе подготовки студентов - будущих экономистов.
Процессуальный элемент системы основан на личностно ориентированном подходе, который в свою очередь базируется на утверждении, что личность - это единство психических свойств, составляющих её индивидуальность. Личностно ориентированный подход реализует важный принцип индивидуального подхода, согласно которому в процессе обучения учитываются индивидуальные особенности каждого человека, создаются оптимальные условия, содействующие развитию личности посредством ведущей учебной деятельности. В основе личностно ориентированного подхода лежит признание самобытности, самоценности каждого человека, развитие его не как «коллективного субъекта», а прежде всего как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом, который сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Принципы данного подхода нацелены на всестороннее развитие личности. Реализация личностно ориентированного обучения требует разработки такого содержания, которое содержит не только научные знания, но и приемы и методы познания. Для реализации личностно ориентированного подхода необходимо определить уровень актуального
развития психических функций человека, который сложился в результате определенных, уже завершившихся циклов его развития, и уровень, отражающий психический потенциал развития личности, зону ближайшего развития.
Результативный элемент системы основан на деятельностном подходе, который в свою очередь основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляющаяся в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Согласно этому подходу новые знания не даются в готовом виде, студенты открывают их сами в результате самостоятельной исследовательской деятельности, а знания приобретают личностную значимость. Преподаватель своей целью ставит формирование способа действий, поэтому деятельность и действия, входящие в ее состав, являются первичными по отношению к знаниям. Критерий знания также неотделим от действий. Знать - это всегда выполнять какую-то деятельность или действия, связанные с данными знаниями. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов деятельности, в которых знания могут функционировать. При деятельностном подходе целью обучения является формирование таких видов деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечивают их применение в заранее предусмотренных пределах.
Таким образом, при деятельностном подходе результативный элемент системы подразумевает сформированность показателей готовности к аналитической деятельности, которыми являются способности. Для формирования мотивационного компонента готовности это способности: к личному и профессиональному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; к осознанию социальной значимости своей будущей профессии, к обладанию высокой мотивацией для выполнения профессиональной деятельности; к овладению основными методами, способами и средствами получения информации; к использованию современных технических средств и информационных технологий для решения аналитических, исследовательских и коммуникативных задач; к пониманию основных мотивов и механизмов государственного и регионального регулирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Телешова Е.А. Становление готовности студентов к аналитической деятельности в учебно-педагогическом взаимодействии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Челябинск, 2006. - 203 c.
2. Экономическое мышление: философские предпосылки: учеб. пособие / Е.Н. Калмычкова, И.Г. Чаплыгина.. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 272 с.
3. Юдина О.В. Формирование профессиональной компетентности студентов экономического вуза средствами информационных технологий: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - Самара, 2002. - 208 с.
Поступила в редакцию - 25/Х/2011;
в окончательном варианте - 25/Х/2011.
UDC 378
THE SYSTEM OF FORMATION OF FUTURE ECONOMISTS’ READINESS FOR SPECIALIZATION ACTIVITY
S.P. Borisova
Samara State University 1 Academic Pavlov str., Samara, 443011 E-mail: [email protected]
In the article the problem of training the students to be future highly skilled economists is considered; professionally significant property of the individuality of the students - future economists - readiness for analytical activity is revealed; the system of the formation of readiness of the students - future economists to be engaged in analytical activity is worked out.
Key words: training electronic means, readiness for analytical activity.
Original article submitted - 25/Х/2011;
revision submitted - 25/Х/2011.
Svetlana P. Borisova post graduate of the theory and methods of professional education department.