Научная статья на тему 'Особенности формирования готовности к исследовательской деятельности студентов в процессе обучения математике'

Особенности формирования готовности к исследовательской деятельности студентов в процессе обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ / RESEARCH ACTIVITY / STUDENTS / SOCIAL AND ECONOMIC DIRECTIONS OF PREPARATION / STUDYING OF MATHEMATICAL DISCIPLINES / PRINCIPLES OF FORMATION OF READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Просолупова Наталья Александровна

В статье обоснована необходимость проведения целенаправленной работы педагога по формированию готовности студентов к профессионально-исследовательской деятельности с первых дней обучения в вузе с перспективой выхода на междисциплинарный и метапредметный уровень. Особое внимание автор уделяет математическому образованию студентов социально-гуманитарных направлений будущих социологов, менеджеров, экономистов, маркетологов. Рассмотрены сложности, возникающие у студентов данных направлений подготовки при изучении математических дисциплин. Раскрыты принципы, реализация которых способствует формированию готовности студентов к исследовательской деятельности: развития и поддержки исследовательской мотивации, организации «коллективной мыследеятельности», демонстрации «негативного опыта», субъективизации результата, непрерывного обновления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Просолупова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF READINESS FOR RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE COURSE OF MATHEMATICS TRAINING

In article the author proves need of carrying out purposeful work of the teacher on formation of readiness of students for professional and research activity from the first days of training at the higher education institution with prospect of an exit to cross-disciplinary and metasubject level, pays special attention to mathematical education of students of the social and humanitarian directions future sociologists, managers, economists, marketing specialists, considers the difficulties arising at students of this directions of preparation when studying mathematical disciplines and discloses the principles which realization promotes formation of readiness of students for research activity: development and supports of research motivation, organization of «a collective thought activity», demonstrations of «negative experience», subjeсtivity of result, continuous updating.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования готовности к исследовательской деятельности студентов в процессе обучения математике»

Краткие сообшения

УДК 378.147.88 doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-1-91-95

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Просолупова Наталья Александровна

Курский государственный университет, Россия, г. Курск, e-mail: natpros77@mail.ru

В статье обоснована необходимость проведения целенаправленной работы педагога по формированию готовности студентов к профессионально-исследовательской деятельности с первых дней обучения в вузе с перспективой выхода на междисциплинарный и мета-предметный уровень. Особое внимание автор уделяет математическому образованию студентов социально-гуманитарных направлений - будущих социологов, менеджеров, экономистов, маркетологов. Рассмотрены сложности, возникающие у студентов данных направлений подготовки при изучении математических дисциплин. Раскрыты принципы, реализация которых способствует формированию готовности студентов к исследовательской деятельности: развития и поддержки исследовательской мотивации, организации «коллективной мыследеятельности», демонстрации «негативного опыта», субъективизации результата, непрерывного обновления.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, студенты, социально-экономические направления подготовки, изучение математических дисциплин, принципы формирования готовности

Социально-экономические изменения в России диктуют новые требования к профессиональному образованию: способность выпускника к непрерывному самообразованию, быстрому освоению перемен в обществе, адаптации к ним, а также готовность к исследовательской деятельности в профессиональной и смежных сферах. ФГОС ВО требуют, чтобы в системе высшего образования была организована целенаправленная работа, обеспечивающая развитие исследовательских умений обучаемых, которые являются необходимым условием их успешной самореализации в профессиональной деятельности и способствуют становлению интеллектуального и творческого потенциала выпускников. Но формирование отдельных исследовательских знаний и умений в процессе изучения разных учебных дисциплин не сможет обеспечить в полной мере развитие и становление выпускника как исследователя.

Особенность психики студентов такова, что весомая часть изученной и воспринятой информации оказывается забытой еще до окончания вуза, если знания, полученные в рамках одной учебной дисциплины, не применяются и не углубляются при изучении

других предметов, в научно-исследовательской деятельности, на практике. Гораздо быстрее это забывание происходит при ослабленной мотивации изучения дисциплины. В связи с этим особое внимание следует уделить математическому образованию студентов социально-гуманитарных направлений -будущих социологов, менеджеров, экономистов, маркетологов.

Субъекты профессиональной деятельности перечисленных направлений изучают отдельные социальные явления, их исследовательские задачи можно считать взаимосвязанными и по содержанию смежными, поэтому далее будем их называть «специалистами социально-экономической сферы». Но, как было сказано выше, не следует рассматривать изолированно исследовательские умения, необходима целенаправленная работа по формированию готовности к профессионально-исследовательской деятельности с первых дней обучения в вузе с перспективой выхода на междисциплинарный и метапредметный уровень.

Под готовностью к исследовательской деятельности будущих специалистов социально-экономической сферы мы понимаем

системное личностное образование, которое обеспечивает их успешную профессионально-исследовательскую деятельность и включает в себя мотивационный, когнитивный, деятель-ностно-практический, рефлексивный и лично-стно-творческий компоненты [1, с. 2].

Оптимально организованный процесс обучения математике в вузе имеет ряд возможностей, которые позволяют как повысить эффективность обучения математике, так и ознакомить студентов-гуманитариев с перспективными методами исследования социально-экономической сферы. Эти возможности можно разделить на три группы:

- развивающие: обучение математике способствует развитию основных мыслительных процессов, аналитического мышления, грамотной речи;

- познавательные: в процессе обучения математике можно ознакомить студентов с тремя функциями этой науки в жизни и в системе научного знания (средство расчета, универсальный язык науки, метод исследования);

- воспитательные: решение математических заданий воспитывает целеустремленность, ответственность, усидчивость, стремление к лаконичности речи, к доказательности и аргументированности суждений.

Реализации перечисленных возможностей на практике препятствует ряд причин, первое место в котором занимает слабая мотивация изучения математических дисциплин. С одной стороны, изучение математики в школе в большей мере нацелено на результат ЕГЭ, поэтому зачастую для учеников среднего и ниже среднего уровня оно сводится к механическому «натаскиванию» по решению однотипных заданий. Задачи же исследовательского характера, практико-ориентированные задания учениками «отвергаются», вызывают негативную реакцию. С другой стороны, имеет место неосознанный выбор профессии, поверхностное представление о ней и, самое печальное, отсутствие уверенности в возможности трудоустройства по диплому.

По результатам нашего опроса, только у 13,5 % респондентов (студентов социально-экономических профилей) внутренняя мотивация исследовательской деятельности (интерес к содержанию труда, к творческой самореализации в профессии) доминирует наш внешней (мотивы экономического результата и социального престижа). Выход из сложившейся ситуации мы видим во введении в

учебный процесс элементов исследовательской деятельности с социально-экономическим контекстом, анализе проблемно-эвристических ситуаций и целенаправленном формировании индивидуальной рефлексивно-исследовательской позиции студентов.

Выполнение поставленной задачи для педагога высшей школы сопровождается следующими проблемами. Во-первых, обучение математике чаще всего направлено на формирование алгоритмических навыков решения заданий, что препятствует самостоятельности обучающихся, сдерживает их творческий поиск и приводит к выполнению действий автоматически, «по инерции», без осознания смысла. Соответственно, чем чаще ученику отводится роль пассивного исполнителя замысла педагога, тем сложнее будет становление его субъектности в учебной деятельности в вузе. Во-вторых, с внедрением ФГОС ВО увеличился объем самостоятельной работы за счет значительного сокращения аудиторной нагрузки. В исследовательской подготовке, несомненно, является важным развитие самостоятельности мышления, умений создавать собственные концепции решения проблемы, ставить профессионально-исследовательские задачи, осуществлять планирование и саморегуляцию своей деятельности.

Но успешность самостоятельной работы студентов определяется сформированностью фундаментальных и методологических знаний и умений, которые являются продуктом полноценной аудиторной работы с преподавателем. Особенно для студентов - будущих исследователей социально-экономической сферы важно уделять внимание не объему информации, а способам их получения, анализу различных методов решения задач, выбору наиболее рационального метода, а этим можно овладеть только в учебном диалоге, в ситуации «коллективной мыследеятельности».

Формирование готовности к исследовательской деятельности - длительный и сложный процесс, который невозможно разбирать на изолированные компетенции и закрепить за отдельными учебными дисциплинами. Эта работа предполагает сотрудничество, сотворчество, некоторое партнерство преподавателей разных дисциплин и студентов, то есть создание межпредметного профессионально-исследовательского пространства на основе сочетания учебной и внеучебной исследовательской деятельности. Каждый студент сам

выбирает для себя степень исследовательской активности, поэтому становление и развитие будущего исследователя осуществляется по индивидуальной образовательной траектории. Анализ трудов российских ученых показал, что такая траектория должна развиваться по трем направлениям: движение от репродуктивных методов - к продуктивным; от формирования навыков самооценки и саморегуляции - к собственной рефлексивно-исследовательской позиции; увеличение степени субъектности студентов [2].

Учебный процесс, направленный на формирование готовности к исследовательской деятельности, опирается на общедидактические принципы и имеет ряд специфических принципов, которые заслуживают отдельного внимания.

1. Принцип развития и поддержки исследовательской мотивации.

Для формирования исследовательской мотивации и стимулирования познавательной активности необходимо включать в учебный процесс проблемно-эвристические ситуации, проводить коллективный разбор условия задачи, активизировать внимание студентов на возможностях применения математики в прикладных областях. Кроме того, большое значение имеет ознакомление студентов с математическими методами исследования, в частности, с математическим моделированием. Всякое исследование возникает в условии недостатка определенной информации, поэтому задача преподавателя - актуализировать исследовательскую потребность обучаемых, создавать ситуации необходимости творческого поиска [3].

2. Принцип организации «коллективной мыследеятельности».

Чтобы знание стало осмысленным, необходимо провести студентов посредством создания учебного диалога по трем этапам: от задания - к мысли; от мысли - к обсуждению; от обсуждения - к действию. Этот принцип можно реализовать как в групповой, так и в коллективной работе. Метод учебного диалога способствует не только получению прочных знаний, но и их творческому применению, формирует умение выражать и отстаивать свою точку зрения, критически оценивать речь однокурсников.

3. Принцип демонстрации «негативного опыта».

Три этапа, описанные в предыдущем пункте, в идеале должны дополняться четвертым - проверкой решения. Математический материал позволяет воспитывать стремление к самоанализу своих действий, формировать умение осуществлять самоконтроль. Поскольку человеку на практике свойственно ошибаться, важно со студентами анализировать причины ошибок и учить их избегать. Но анализ «негативного опыта» может подразумевать не только разбор ошибок, но и, например, рекомендации по работе с периодической и справочной литературой. Важно, в принципе, приучать будущих специалистов социально-экономической сферы к критическому анализу речи преподавателя, предоставляемого материала [4].

4. Принцип субъективизации результата.

Исследовательская подготовка развивается по индивидуальной образовательной траектории, но может осуществляться только в коллективной учебной и учебно-исследовательской деятельности. Задания для групповой работы, для исследовательских проектов должны быть сформулированы так, чтобы каждый студент, принявший участие, мог оценить свой вклад в результаты исследования. Особенно важно чувство эмоциональной удовлетворенности от получения социально значимых результатов в реализации исследовательских проектов [5].

В «Концепции развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах» рекомендовано привлечение вузов к передовым исследованиям в социально-экономической сфере. Эта работа позволит «нарастить» исследовательские возможности вуза, и может превратить его в центр коммуникации бизнеса, общества и науки. Для студентов эта работа значительно повысит мотивацию изучения математики, поскольку в этом случае разрушится стереотип о том, что академическая наука «оторвана» от реальной жизни [6].

5. Принцип непрерывного обновления.

Исследовательская деятельность имеет

творческий характер, поэтому нельзя проверить решение исследовательских заданий с помощью тестирования, так как может быть множество правильных ответов. Так же не всегда возможно оценить решение исследовательской или творческой задачи по единой шкале. Поэтому для оценки сформированно-сти личностно-творческого компонента го-

товности к исследовательской деятельности преподавателю необходимо иметь арсенал динамических, исследовательских, творческих задач, которые должны непрерывно обновляться. Исследование в математических задачах возникает тогда, когда обучаемому необходимо самому выбирать способ решения, оценивать его целесообразность, и в случае необходимости, восполнять недостаток имеющейся информации. Поэтому у преподавателя должны быть задачи, которые студент не сможет решить по образцу или по алгоритму, и они, естественно, тоже должны непрерывно обновляться.

Таким образом, оптимально организованный процесс обучения математике будущих специалистов социально-экономической сферы способствует повышению эффективности их исследовательской подготовки. Каждый творческий преподаватель, ориентирующийся во множестве педагогических концепций и обладающий инновационным стилем мышления, реализует образовательные стандарты по-своему. Однако, недостаток математического образования будущих социологов, менеджеров, экономистов, который неизбежен в реализации ФГОС нового поколения, может сказаться на формировании исследовательских компетенций.

Литература

1. Просолупова Н. А. Модель становления и развития будущего специалиста - исследователя социально-экономической сферы в процессе математического образования в вузе: структура и пути реализации. // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. № 1 (33). 2015. URL: http://www.-scientific-notes.ru/pdf/038-024.pdf

2. Макарова Л. Н., Шаршов И. А., Голуш-ко Т. К., Немкова И. Н. Профессионализм преподавателя и студента: теории и технологии. М.; Тамбов, 2005.

3. Белых С. Л. Управление исследовательской активностью студента. Ижевск. 2008.

4. Балаев А. А. Активные методы обучения. М., 2006.

5. Кикоть E. H. Теоретические основы развития исследовательской деятельности учащихся в учебном комплексе «лицей - вуз»: дис ... док-ра пед. наук. Калининград, 2002.

6. Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. URL: http://www.rae.ru/monographs/143-4757

References

1. Prosolupova N. А. Model' stanovleniya i razvitiya budushchego spetsialista - issledovatelya sotsial'no-ekonomicheskoj sfery v protsesse matema-ticheskogo obrazovaniya v vuze: struktura i puti rea-lizatsii [Model of formation and development of future expert - the researcher of the social and economic sphere in the course of mathematical education at the higher education institution: structure and ways of realization] // Uchenye zapiski: elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo un-iversiteta. № 1 (33). 2015. URL: http://www.-scientific-notes.ru/pdf/038-024.pdf

2. Makarova L. N., Sharshov I. А., Golushko T. K., Nemkova I. N. Professionalizm prepodava-telya i studenta: teorii i tekhnologii [Professionalism of the teacher and student: theories and technologies]. M.; Tambov, 2005.

3. Belykh S. L. Upravleniye issledovatel'skoj aktivnost'yu studenta [Management of research activity of the student]. Izhevsk. 2008.

4. Balaev А. А. Аktivnye metody obucheniya [Active methods of training]. M., 2006.

5. Kikot' E. N. Teoreticheskiye osnovy razvitiya issledovatel'skoj deyatel'nosti uchashchikhsya v uchebnom komplekse «litsej - vuz» [Theoretical bases of development of research activity of pupils in the educational complex «lyceum-higher education institution»]: dis ... d-ra ped. nauk. Kaliningrad, 2002.

6. Kontseptsiya razvitiya issledovatel'skoj i in-novatsionnoj deyatel'nosti v rossijskikh vuzakh [The concept of development of research and innovative activity at the Russian higher education institutions]. URL: http://www.rae.ru/monographs/143-4757

* * *

FEATURES OF FORMATION OF READINESS FOR RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS IN THE COURSE OF MATHEMATICS TRAINING

Prosolupova Natalya Aleksandrovna

Kursk State University, Russia, Kursk, e-mail: natpros77@mail.ru

In article the author proves need of carrying out purposeful work of the teacher on formation of readiness of students for professional and research activity from the first days of training at the higher

education institution with prospect of an exit to cross-disciplinary and metasubject level, pays special attention to mathematical education of students of the social and humanitarian directions - future sociologists, managers, economists, marketing specialists, considers the difficulties arising at students of this directions of preparation when studying mathematical disciplines and discloses the principles which realization promotes formation of readiness of students for research activity: development and supports of research motivation, organization of «a collective thought activity», demonstrations of «negative experience», subjectivity of result, continuous updating.

Key words: research activity, students, social and economic directions of preparation, studying of mathematical disciplines, principles of formation of readiness

Об авторе :

Просолупова Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и прикладной математики Курского государственного университета

About the authors:

Prosolupova Natalya Aleksandrovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Mathematical Analysis and Applied Mathematics Department, Kursk State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.