УДК 378:316
МОДЕЛЬ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-ИССЛЕДОВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ: СТРУКТУРА И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ
© 2015 Н. А. Просолупова
канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры математического анализа и прикладной математики e-mail: natpros 77@mail. ru
Курский государственный университет
В статье предлагается модель формирования готовности к исследовательской деятельности будущих специалистов социально-экономической сферы в процессе обучения математике в вузе. Рассматриваются этапы, дидактические средства и условия повышения эффективности её реализации.
Ключевые слова: социально-экономическая сфера, исследовательская деятельность, готовность к исследовательской деятельности, математическое образование, математическое моделирование.
Одной из важнейших задач современного профессионального образования является подготовка специалиста, способного к эффективной трудовой деятельности в условиях социальных перемен. В современном российском обществе динамично развиваются социально-экономические процессы, требующие анализа, прогнозирования и грамотного управления ими, поэтому всё более актуальными становятся различные исследования общественных явлений. В связи с этим востребованы грамотные социологи, менеджеры, маркетологи, способные не только компетентно выполнять исследовательскую работу, но и самостоятельно осваивать новые методы изучения социальной сферы. Естественно, со временем и качественно, и количественно будет расти число маркетинговых исследований, исследований рынков, предприятий, занятости населения и другой социально-экономической информации. Это существенно повышает необходимость выявления оптимальных условий для формирования исследовательских компетенций будущих социологов, менеджеров, маркетологов в процессе обучения в вузе.
Общество - непрерывно изменяющаяся сфера. Явления, которые изучают социальные науки, сложны, поскольку подвержены влиянию многих факторов и носят стохастический характер. В связи с этим, несмотря на увеличение объёма учебной информации, полученных в вузе знаний и умений может оказаться недостаточно для профессиональной деятельности. Исследования российских учёных, опрос выпускников высшей школы показывают, что наибольшие проблемы возникают с формированием исследовательских компетенций, в частности умений разрабатывать новые стратегии, планировать и организовывать новые проекты, генерировать нестандартные идеи.
Таким образом, непрерывный, самостоятельный поиск актуального знания об общественных процессах является требованием времени, а значит, готовность осуществлять исследовательские действия в профессиональной сфере определяет как профессиональную успешность, так и перспективы личностного роста будущего специалиста социально-экономической сферы.
Готовность к исследовательской деятельности будущего специалиста социально-экономической сферы - это системное личностное образование, которое обеспечивает успешную профессионально-исследовательскую деятельность будущего специалиста социально-экономической сферы и включает в себя мотивационный, когнитивный, деятельностно-практический, рефлексивный и личностно-творческий компоненты [Просолупова 2012].
Как известно, для изучения социально-экономических процессов активно применяются математические методы и модели, которые непрерывно дополняются и адаптируются к новым явлениям. Очевидно, что наряду с презентациями в виде таблиц, графиков и диаграмм будут использоваться аналитические обзоры, прогнозы развития изучаемого явления, рекомендации по применению результатов исследований, - то есть методы, применение которых требует более глубокого изучения сути процесса, построения и работы с его моделью. Применение математического моделирования социальных процессов обусловлено возросшей сложностью, динамичностью общественных явлений и потребностью точного анализа тенденций социального развития.
Однако опыт преподавания математических дисциплин на социально-гуманитарных факультетах позволяет говорить о наличии учебных затруднений у студентов в освоении математики. Причин этих затруднений, очевидно, несколько: это и гуманитарная направленность студентов перечисленных профилей, и слабая базовая математическая подготовка, малое количество литературы, написанной языком, понятным обучаемым, но самая главная причина состоит в том, что студенты не осознают профессиональной важности изучения математики. Об исследовательской функции математического материала студенты-первокурсники либо не имеют представления вообще, либо видят её лишь в статистической обработке эмпирических данных. В то же время оптимально организованный процесс обучения математике имеет возможность ознакомления будущих социологов, менеджеров, маркетологов с математическими методами исследования социума, в том числе с самым прогрессивным методом - математическим моделированием.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что процесс формирования готовности к исследовательской деятельности в социально-экономической сфере необходимо начинать с первых дней обучения в вузе, в частности при изучении курса высшей математики. Естественно, период обучения математике в вузе нельзя рассматривать как целостный и окончательный временной этап формирования готовности к исследовательской деятельности будущего специалиста социально-экономической сферы, исследовательская компетентность специалиста развивается и совершенствуется в целостном образовательном процессе, в профессиональной деятельности, в системе послевузовского образования и в самообразовании.
Эффективность исследовательской подготовки студентов в вузе может обеспечить только оптимально организованный учебный процесс, который будет отличать направленность на формирование устойчивой познавательной мотивации, на усиление продуктивности мышления и развитие субъектности обучающихся.
Возможности математического образования в формировании готовности к исследовательской деятельности будущих специалистов социально-экономической сферы можно условно разделить на три группы:
- развивающие: изучение математики способствует развитию мыслительных процессов (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация и др.) и, соответственно, продуктивности мышления, грамотной речи;
- познавательные: расширение и углубление представлений о применении математических методов и моделей в исследованиях социально-экономической сферы;
- воспитательные: решение математических заданий способствует воспитанию целеустремлённости, ответственности, усидчивости, лаконичности речи, стремления к логической полноценности аргументации, внимательного отношения к слову и т.д.
Исследовательская деятельность - это особый вид деятельности, порождаемый в результате механизма поисковой активности и исследовательского поведения [Савенков 2013].
Из определения следует, что обучение исследовательской работе характеризуется тем, что студенты не могут выступать в роли пассивных слушателей адаптированной и систематизированной информации, они должны стать субъектами учебно-профессиональной деятельности. Активность является движущей силой в развитии интеллектуального потенциала студента, она необходима для реализации поставленной цели.
Исследовательская активность будущего социолога, менеджера, маркетолога -это творческое отношение к социально-экономической действительности, которое выражается в мотивационной готовности и интеллектуальной способности к познанию реальности путём практического взаимодействия с ней, к выдвижению гипотез, к самостоятельной постановке разнообразных исследовательских целей, к изобретению новых способов и средств их достижения, к получению разнообразных результатов исследования и их использования для дальнейших исследовательских действий [Поддьяков 2006].
Исследовательская активность раскрывается через инициативу обучаемого, направленную на продолжение поисковой деятельности за пределы требуемого. Учитывая то, что мышление профессионала-исследователя отличается самостоятельностью, креативностью, критичностью, перед преподавательским составом высшей школы стоят задачи целенаправленного формирования у студентов потребности в новом знании, стимулирования исследовательской активности и поддержки творческой инициативы.
Траектория формирования готовности к исследовательской деятельности в процессе математического образования носит индивидуальный характер, опирается на различные формы учебного диалога и сотрудничества и развивается по трём учебно-методическим направлениям: от репродуктивных методов - к продуктивным; от отдельных рефлексивных умений - к собственной рефлексивно-исследовательской позиции; от выполнения заданий по образцу или алгоритму - к самостоятельной творческой и профессионально-исследовательской деятельности.
Эффективное формирование готовности к исследовательской деятельности возможно на основе модели этого процесса посредством выработки поэтапной стратегии действий преподавателя и студентов. Модель становления и развития будущего-специалиста-исследователя в процессе математического образования в вузе отражает существенные связи и отношения в структуре исследуемого процесса и содержит три блока: ориентационно-целевой, процессуальный и критериально-оценочный (см. рис. 1).
Экспериментальная проверка разработанной модели проводилась на базе Курского государственного университета в 2010-2011 гг. у студентов, обучающихся по специальностям «Социология», «Менеджмент организации», «Маркетинг», «Управление персоналом». Для диагностики исходного уровня сформированности готовности к исследовательской деятельности в качестве измерительного инструментария использовались тесты А. Мехрабиана, Джонсона, оценки ригидности мышления, творческих умений и др. После измерения уровня каждого компонента
проводилась ранговая интегральная оценка готовности к исследовательской деятельности.
Констатирующий эксперимент показал, что только 13,6% опрошенных имеют положительную мотивацию к исследовательской работе; аргументированно доказывать свою точку зрения и вести дискуссию могут лишь 24,3%; а 76,1% испытывают затруднения при ответах на нестандартно поставленные вопросы.
Сравнительный анализ уровней сформированности компонентов готовности к исследовательской деятельности указывает на то, что особое внимание следует уделить формированию когнитивного и деятельностно-практического компонентов, однако на начальной стадии учебного процесса необходима также целенаправленная работа над формированием внутренних мотивов исследовательской деятельности, над становлением рефлексивно-исследовательской позиции и развитием креативности. Таким образом, в структуре готовности к исследовательской деятельности будущих специалистов социально-экономической сферы нельзя выделить доминирующий компонент, все выделенные части равнозначны.
Изучение математики у студентов - будущих социологов, менеджеров, маркетологов длится три учебных семестра. Задавая основные направления формирующего эксперимента, мы учитывали результаты первичного опроса, дидактические принципы педагогического процесса, особенности преподавания математических дисциплин студентам социально-гуманитарных профилей.
Применение проблемно-эвристических методов
Исследование возникает тогда, когда у обучающегося отсутствует готовый способ, алгоритм решения. В основе любого исследования лежит некая проблема, противоречие, для решения которой требуется умение целенаправленно наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, выдвигать гипотезу, доказывать её, опровергать. Поэтому целесообразно при обучении математике будущих социологов, менеджеров, маркетологов вводить разнообразные проблемно-эвристические ситуации. Особенно важно развивать способности видеть проблему, формулировать на её основе задачу и искать способы её решения. Наиболее эффективными для подготовки будущих профессионалов-исследователей являются задачи с профессиональным содержанием, ситуации с профессионально-прикладным контекстом, разбор условия и решение которых способствует формированию исследовательских мотивов.
Создание ситуаций учебного диалога, сотрудничества, сотворчества
Учебный диалог не только способствует получению прочных знаний, но и освещает возможности их творческого применения, развивает критичность мышления. Работа над заданием в диалоге приучает студентов к анализу собственной речи, к полноценной аргументации утверждений, к лаконичной формулировке, к критической оценке речи однокурсников. В связи с этим целесообразно включать в учебный процесс ситуации коллективной мыследеятельности, групповую работу, работу в парах.
Формирование и поддержка рефлексивно-исследовательской позиции
В учебном процессе, направленном на формирование готовности к исследовательской деятельности, необходимо развитие отдельных рефлексивных умений, являющихся основой для создания рефлексивно-исследовательской позиции, которая подразумевает рефлексивное отношение к исследовательской деятельности, к контексту её развёртывания и к себе как к субъекту деятельности. Формирование рефлексивных умений успешно проходит в процессе учебного диалога при условии активной работы личности, предполагающей выражение собственного мнения, участие в дискуссии.
Процессуальный блок
Этапы: Средства:
Репродуктивно-алгоритмический Проблемно-эвристические ситуации, работа в парах, самостоятельная работа и др.
Частично-продуктивный Проблемная лекция, лекция-пресс-конференция, групповая работа, внеаудиторная самостоятельная исследовательская работа
Субъектно-творческий Лекция с запланированной ошибкой, групповая работа, участие в конференциях
Педагогические условия:_
Отношенческие условия (воспитание ценностного
отношения и т.д.)_
Организационно-
педагогические
(создание
межпредметного
профессионально-
исследовательского
пространства и др.)
Рефлексивно-
оценочные
(формирование образа «Я-исследователь»)
Критериально-оценочный блок
Активно- Понятийно- Операциональный Самооценочный Субъектно-
побудительный логический критерий (умение критерий креативный
критерий критерий осуществлять (умение адекватно критерий
(мотивация (владение исследовательский оценивать (способность к
стремления к понятийным подход к собственные обнаружению
успеху, аппаратом, решению задач, возможности, проблемы,
эмоционально глубина знаний, интерпретировать критически преодолению
позитивное аргументация полученные результаты) оценивать стереотипности
отношение к и.д.) суждений, используемые мышл., поиску
доказательность) методы) нестанд. подходов)
I
I
I
Становление и развитие готовности к исследовательской деятельности
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Рис. 1. Модель становления и развития готовности к исследовательской деятельности будущих специалистов социально-экономической сферы
Полезно для формирования рефлексивных умений проводить анализ «негативного» опыта - разбор допущенных ошибок, обсуждение ответа у доски или выступления с презентацией. Целесообразно побуждать студентов к коллективным выводам и рекомендациям во избежание впредь разобранных ошибок и недочётов.
Развитие субъектности обучающихся в учебной и учебно-исследовательской деятельности
В учебном процессе высшей школы значительно возрастает степень самостоятельности обучающихся. Задача формирования будущих специалистов-исследователей изменяет характер деятельности педагога высшей школы: он не может выступать интерпретатором систематизированной информации, он должен стать организатором самостоятельной поисково-исследовательской деятельности обучаемых, направленной на приобретение новых умений и навыков, усвоение способов действий, решение творческих задач. «Преподаватель должен направить студента вводными лекциями, а затем - пропустить его вперёд для самостоятельной работы и время от времени консультировать, подправлять в его самостоятельном движении от незнания -к знанию» [Новиков: 2007: 6]. Важно в самостоятельной работе поощрять и поддерживать инициативу студентов, желание реализовать творческий потенциал. Поставленные перед обучаемыми задачи могут иметь исследовательский или творческий характер, возможность свободного выбора задачи из нескольких предложенных. Подобные задачи могут иметь не единственный правильный ответ, поэтому оценить решение подобных задач невозможно традиционными методами. Простор заданий творческого и исследовательского характера не позволяет ограничить процесс формирования готовности к исследовательской деятельности лишь аудиторной работой, поскольку именно во внеучебной деятельности появляются реальные предпосылки творческой самореализации и исследовательской активности студентов.
Представленная модель выступает теоретической основой разработки индивидуальной траектории становления и развития готовности студентов к исследовательской деятельности, которая предусматривает три взаимосвязанных этапа: репродуктивно-алгоритмический, частично-продуктивный, субъектно-творческий.
На репродуктивно-алгоритмическом этапе ведущим выступает дидактический принцип диалогичности и сотрудничества. С целью развития устной математически грамотной речи и рефлексивных умений образовательный процесс наполнялся различными ситуациями учебного диалога: проводился коллективный анализ проблемно-эвристических ситуаций, разбор заданий, решённых с ошибкой, взаимопроверка простейшей самостоятельной работы с выставлением отметки по критериям. Особое внимание мы уделяли работе с простейшими текстовыми задачами, имеющими профессиональный или квазипрофессиональный контекст. Эти задачи актуализируют основные понятия раздела и демонстрируют применение математики в профессиональной сфере. Помимо этого мы уделяли внимание развитию навыков самопроверки, анализу допущенных ошибок, умению вести черновые записи, разбивать задачу на составные части. Учитывая затруднения обучаемых при выполнении некоторых задач, их стремление опереться на образец, мы допускаем на начальном этапе обучения полную ориентировку к выполнению самостоятельной работы, но важно осуществлять индивидуальный подход и поощрять самопроверку выполненных заданий (как непосредственную, так и с помощью математического действия).
Частично-продуктивный этап характеризуется усилением проблемности в обучении. Мы проводили лекции с проблемно-эвристической ситуацией, лекции-исследования, лекции-консультации, лекции с разбором задания, решённого с ошибкой. Проблемно-эвристические ситуации предлагались в виде динамических задач,
имеющих социально-экономическое содержание. Такие задачи требуют построения и анализа модели описываемой ситуации, умения наблюдать, сравнивать, ставить новые вопросы, трансформировать условие по заданию. На практических занятиях мы предлагали динамические задачи для групповой работы, при этом побуждали студентов к обсуждению возможных способов решения и определению наиболее рационального. Динамические задачи подходят и для самостоятельной работы студентов, они представляют собой серию взаимосвязанных задач, поэтому дают возможность выделить инвариантную и вариативную части. Педагог высшей школы должен оказывать необходимую педагогическую поддержку обучаемым, помня о том, что каждое самостоятельно преодоленное учебное затруднение развивает абстрактное мышление, рефлексивные и творческие способности. Поэтому ориентировку к самостоятельной работе на данном этапе мы давали в виде рекомендаций к решению.
На частично-продуктивном этапе формирования готовности к исследовательской деятельности мы считаем полезным привлечение студентов к внеаудиторной исследовательской работе внутри вуза (например, ознакомление с работой студенческого научного общества факультета, с научными интересами преподавателей), а также организацию участия обучаемых в исследовательских проектах, проводимых кафедрами вуза. Например, желающие студенты приняли участие в исследовании социального настроения электората перед выборами в Государственную думу. К данной работе будущие специалисты социально-экономической сферы привлекались лишь в роли интервьюеров; в выдвижении гипотезы, анализе эмпирических данных и формулировке выводов они не участвовали. Но это позволило провести семинар в формате «Круглого стола» при участии преподавателей разных дисциплин, в котором обсуждались различные исследовательские задачи, сформулированные на основе имеющегося эмпирического материала. Основная задача внеаудиторной исследовательской работы на частично-продуктивном этапе - участие студентов в учебно-исследовательских и научно-исследовательских проектах под руководством преподавателя. Преподаватель должен осветить перед студентами социально-экономическую ситуацию, помочь им выйти на проблему, увидеть противоречие и при полной или частичной ориентировке помочь найти способ решения проблемы, дать творческую интерпретацию полученному результату.
На субъектно-творческом этапе осуществлялся выход на более высокий уровень самостоятельности, и ведущим здесь выступает принцип творческой активности и самостоятельности. В лекционные занятия мы включали выступления студентов, связанные с анализом простейших моделей профессионально-прикладных ситуаций, на практических занятиях увеличили количество заданий для самостоятельной работы. Работу с текстовыми задачами продолжили, но с плавным переходом от динамической задачи к исследовательской. Исследовательская задача, помимо собственно решения, предполагает анализ данных условия, постепенное его усложнение и самостоятельную постановку новой задачи. Увеличение степени субъектности на данном этапе состоит в том, что студенту принадлежит ведущая роль в определении наиболее рационального способа решения и интерпретации вывода. Мы выделяем следующие виды работы с исследовательской задачей в рамках субъектно-творческого этапа: составление текстовой задачи по заданному уравнению, разбор задачи с недостающими данными, решение задачи с параметром, введение нового данного в условие задачи и анализ решения.
Субъектность студента высшей школы - одно из проявлений способности к самообразованию и совершенствованию себя в учебной и учебно-профессиональной
деятельности. Поэтому мы рекомендуем на этом этапе создавать инициативные группы студентов и преподавателей, основная цель которых - проведение независимых исследований. Во всяком исследовании исходным пунктом является постановка проблемы - вопроса, для ответа на который необходима эмпирическая информация. Мы стремились предоставлять студентам больше самостоятельности, в результате чего было организовано анкетирование абитуриентов, посетивших университет в день открытых дверей, опрос студентов и преподавателей, посетивших читальные залы вуза, исследование зависимости доли курящих студентов от возрастной категории, интернет-опрос предпочитаемых населением города мест покупки продуктов. По окончании сбора эмпирического материала студенты проводили математическую обработку полученных данных, после этого каждому участнику предоставлялась возможность описать проведённое исследование и сделать собственный вывод, дать исследуемому явлению индивидуальную творческую интерпретацию. Полученные материалы предъявлялись на конкурс студенческого научного общества, и лучший отчёт после редактирования рекомендовали к публикации в сборнике по материалам студенческой научно-практической конференции «Математика и её приложения в науке и технике». Это повышает эффективность исследовательской подготовки, поскольку, создавая текст доклада, студент получает опыт систематизации и обобщения материала, приобретает навыки творческой интерпретации полученных данных, навыки участия в обсуждении. Важно получение студентом собственных, социально значимых результатов, что способствует формированию мотивации стремления к успеху в исследовательской деятельности, поэтому желательна организация совместного сотрудничества таким образом, чтобы каждый участник мог определить собственный вклад в данную деятельность.
По окончании третьего семестра обучения в связи с завершением изучения курса высшей математики у испытуемых были проведены измерения компонентов готовности к исследовательской деятельности, аналогичные первичным. Сопоставляя результаты, полученные на констатирующем и формирующем этапах эксперимента, можно отметить определённые изменения в уровнях готовности к исследовательской деятельности: на 32,1% уменьшилось количество студентов, обладающих низким уровнем готовности к исследовательской деятельности. На конец эксперимента большинство испытуемых (65,4%) показало средний уровень (см. рис. 2). В таблице приведён показатель темпа роста для каждого компонента готовности к исследовательской деятельности. Очевидно, что наибольший темп роста наблюдается в развитии личностно-творческого компонента, а особое внимание необходимо уделить мотивационному (см. табл.). Формирование готовности к исследовательской деятельности - процесс длительный и трудоёмкий, на первом и втором курсе погружение в профессиональную деятельность было лишь эпизодически, поэтому работать над формированием профессиональных исследовательских мотивов необходимо и в дальнейшем.
Показатели темпа роста основных компонентов готовности к исследовательской деятельности за период эксперимента
Компонент готовности к Показатель темпа роста
исследовательской деятельности
Мотивационный 1,12
Когнитивный 1,17
Деятельностно-практический 1,18
Рефлексивный 1,19
Личностно-творческий 1,295
Оценку динамики готовности к исследовательской деятельности испытуемых проводили с помощью Т-критерия Вилкоксона, который показал достоверный положительный сдвиг уровня готовности к исследовательской деятельности за период формирующего эксперимента при доверительной вероятности 0,95.
На основе количественно-качественного анализа результатов формирующего эксперимента были выделены три группы педагогических условий, обеспечивающих эффективность исследовательской подготовки будущих специалистов социально-экономической сферы в процессе математического образования: отношенческие, организационно-педагогические, рефлексивно-оценочные.
80
60
40
20
65,4
46,9
22,2
8,6
44,5
12,4
Высокий
Средний
Низкий
□ До эксперимента
□ После эксперимента
0
Рис. 2. Сравнительный анализ динамики сформированности готовности обучающихся к исследовательской деятельности
К отношенческим условиям относятся:
- воспитание ценностного отношения будущих специалистов социально-экономической сферы к исследовательской деятельности посредством изучения математических моделей социальной сферы;
- создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения, сотворчества в квазиисследовательской и учебно-исследовательской работе, развитие у студентов способностей к коллективной мыследеятельности;
- создание отношений кооперации, сотрудничества, взаимопомощи посредством включения студентов в групповую и коллективную работу на занятиях и в самостоятельной работе.
Организационно-педагогические условия:
- последовательное введение элементов исследовательской деятельности в виде математических моделей социально-экономической сферы в процесс обучения, обеспечивающее постепенный переход от репродуктивных к проблемно-эвристическим методам работы с дидактическим материалом;
- повышение степени диалогичности учебного процесса с ориентацией на сотворчество типа «студент - студент» и «преподаватель - студент»;
- создание межпредметного профессионально-исследовательского пространства на основе сочетания учебной и внеучебной исследовательской деятельности;
- актуализация перспектив расширения и углубления профессионально-прикладных аспектов математического знания;
- учёт преподавателем уровня развития и уровня подготовленности студентов, осуществление дифференцированного и индивидуального подхода.
Рефлексивно-оценочные условия:
- формирование у будущих специалистов социально-экономической сферы образа «Я - исследователь»;
- создание и развитие рефлексивно-исследовательской позиции в процессе выполнения исследовательских заданий, последующего анализа, саморегуляции и самоконтроля собственных исследовательских действий;
- оценка и самооценка не только знаний и умений обучающихся, но и степени исследовательской активности, наличия интеллектуальной инициативы в исследовательской деятельности.
Формирование готовности к исследовательской деятельности будущих специалистов социально-экономической сферы в процессе математического образования происходит через вовлечение обучаемых в исследовательскую деятельность, «погружение» в профессионально-исследовательское пространство посредством освоения метода математического моделирования, создания ситуаций совместного творческого поиска. Технологической основой деятельности преподавателя высшей школы в формировании исследовательских компетенций является разработка и реализация образовательной траектории формирования готовности к исследовательской деятельности, которая предусматривает три взаимосвязанных направления: от репродуктивных методов - к продуктивным; от навыков саморегуляции и критичности - к собственной рефлексивно-исследовательской позиции; увеличение степени самостоятельности, субъектности обучающихся. В процессе движения обучаемыми по обозначенной траектории трансформируется характер деятельности педагога высшей школы - от позиции руководителя, консультанта к позиции партнёра по учебному исследованию. Задачи формирования компонентов готовности к исследовательской деятельности требуют от преподавателя постоянного обновления дидактического материала и переосмысливания запланированных действий, а также корректировки характера педагогической поддержки в зависимости от этапа. Ориентироваться «на среднего» студента педагог высшей школы уже не может; посредством создания отношений кооперации, сотрудничества необходимо развитие исследовательских навыков у всех обучаемых, в том числе у слабых. Создавая учебный диалог и ситуации коллективной мыследеятельности, главное - не допустить формального участия студентов в нём, подводить их к глубокой рефлексии, в связи с чем требуется постоянное обновление форм работы и дидактического материала. Некоторая новизна и отсутствие готового способа решения - необходимое условие учебной задачи, направленной на формирование готовности к исследовательской деятельности. И каждый преподаватель обеспечивает эту новизну по-своему, опираясь на теорию, педагогический опыт и возможности учебного коллектива.
Таким образом, процесс исследовательской подготовки будущего специалиста социально-экономической сферы в вузе пронизан идеями субъектности преподавателя высшей школы. В учебном процессе, направленном на исследовательскую подготовку, педагог высшей школы вносит собственный вклад в реализацию образовательных стандартов и программ. Творческий подход в отборе эффективных дидактических средств и форм обучения определяет его мастерство.
Библиографический список
Новиков А.М. От педагогики индустриального к педагогике постиндустриального общества [Сайт]. URL: http://www.anovikov.ru/artikle/ped.pdf (дата обращения: 26.10.2014).
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006. 264с.
Просолупова Н.А. Применение математического моделирования для формирования готовности к исследовательской деятельности студентов-будущих специалистов социально-экономической сферы // Учёные записки: электронный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2 (22) [Электронный ресурс]. URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/024-030.pdf (дата обращения: 10.11.2014).
Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании. [Сайт] URL: http ://raketa 166.at.ua/publ/savenkov_a_i_malenkij_issledovatel/1-1-0-11 (дата обращения: 29.03.2013).