ки.
Преподавателями факультета физической культуры ведется большая работа по разработке мультимедийных обучающих программ для дистанционной формы обучения, созданию новых тренажерных устройств с целью повышения качества преподавания базовых видов спорта и повышения спортивного мастерства студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ткаченко, А.И. Факультет физической культуры РГППУ: состояние и перспективы развития / А.И. Ткаченко // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4. - С. 2-3.
REFERENCES
1. Tkachenko, A.I. (2004), "Faculty of physical culture of RGPPU: state and development prospects", Theory and practice ofphysical culture, No. 4, pp. 2-3.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.02.2014.
УДК: 378.013+332.45+330.092+332
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К РАБОТЕ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ростислав Валерьевич Костенко, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Украинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского (ЮНПУ имени К.Д. Ушинского), Украина, г. Одесса
Аннотация
В статье представлен анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий. Результаты, полученные в экспериментальных группах, показывают, что привлечение студентов к инвестиционной деятельности оказывало содействие изменению их мотивационной сферы, приводило к качественным изменениям в личностном плане, побуждало к самостоятельному решению проблем. Высокий процент готовности будущих экономистов в экспериментальных группах был получен благодаря личностной ориентации студентов на профессиональное самосовершенствование. Анализ уровней готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий свидетельствует о значительном процентном повышении количества студентов, находящихся на достаточном и высоком уровнях, и отсутствии студентов, находящихся на низком уровне.
Ключевые слова: будущие экономисты, валютный рынок, профессиональная подготовка, анализ результатов подготовки.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p81-87
ANALYSIS OF THE RESULTS OF EXPERIMENT ON PREPARATION OF THE FUTURE ECONOMISTS FOR JOB IN THE CURRENCY MARKET ON THE BASIS OF COMPUTER TECHNOLOGIES
Rostislav Valerevich Kostenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The South-Ukrainian National Pedagogical University named after К.Б. Ushinsky,
Ukraine, Odessa
Annotation
In article, the analysis of results of experimental job on preparation of the future economists for job in the currency market is submitted on the basis of computer technologies. The results received in experimental groups, show, that the attraction of the students to investment activity assisted to change their
motivation, resulted in qualitative changes of the person, induced to the independent decision of problems. High percent of readiness of the future economists in experimental groups has been reached due to orientation of the students to professional self-perfection. The analysis of levels of readiness of the future economists to job in the currency market on the basis of computer technologies testifies to significant percentage increase in quantity of the students taking place at sufficient and high levels, and absence of the students taking place on a low level.
Keywords: future economists, currency market, vocational training, analysis of results of preparation.
ВВЕДЕНИЕ
Для проверки эффективности подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий был проведен контрольный срез. Целью этого среза было определение динамики изменений показателей уровней готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий [1-3]. Контрольный срез проводился в контрольной и экспериментальных группах. Анализ результатов подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий осуществлялся путем сравнения результатов итоговой диагностики студентов контрольной и экспериментальных групп с помощью методик, которые использовались на констатирующем этапе исследования. Объективность и достоверность данных по показателям критериев готовности будущих экономистов обеспечивались комплексным взаимодействием исследовательских приемов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В процессе исследования участвовали 975 студентов таких экономических специальностей, как «финансы и кредит», «бухгалтерский учёт и аудит», «экономика предприятия» и «менеджмент организаций», из которых 750 студентов участвовали в формирующем эксперименте. Для осуществления контрольного среза была использована та же комплексная диагностическая методика, которая использовалась при проведении констатирующего этапа эксперимента. Эта методика включает ряд опросников [1, 4, 5].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Контрольный срез засвидетельствовал, что уровни готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке возросли в контрольной и четырех экспериментальных группах, но с разной динамикой изменений показателей.
В контрольной группе произошел незначительный прирост уровней готовности, преимущественно по интеллектуальному и эмоционально-волевому критериям, который обусловлен, по нашему мнению, содержательным наполнением предметов финансово-экономического цикла и возрастными особенностями будущих экономистов. Анализируя результаты исследования, можно заметить, что в контрольной группе студенты остались на тех же уровнях по поведенческому и мотивационному критериям. Это связано с отсутствием целенаправленной работы относительно формирования у них готовности к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий. Во время экспериментальной работы мы наблюдали постепенное и целенаправленное овладение будущими экономистами основами технического и фундаментального анализа валютного рынка, способностью к использованию в работе компьютерных технологий. Приблизительно такая же картина наблюдалась и в процессе анализа показателей мотивационного, эмоционально-волевого и поведенческого критериев, с тем небольшим различием, что на низком уровне готовности находилось несколько студентов в экспериментальных группах. Эти будущие экономисты овладели знаниями и умениями технического и фундаментального анализа, навыками работы с программным обеспечением. Тем не менее, они проявили свои волевые усилия недостаточно, плохо организовывали свою работу во время выполнения практических заданий на валютном рынке, и поэтому неполно реализова-
ли собственный потенциал. Анализ деятельности будущих экономистов в первой экспериментальной группе показал, что у некоторых студентов возникли трудности с использованием технических индикаторов во время работы на валютном рынке, они ощущали трудности профессиональной самореализации в процессе своей деятельности. У отдельных студентов второй и третьей экспериментальной группы наблюдались проблемы с инвестиционной активностью на валютном рынке.
После проведения формирующего этапа экспериментальной работы в экспериментальных группах произошли значительные изменения. Так, в первой экспериментальной группе (ЭГ-1), к которой мы отнесли студентов, обучающихся по специальности «экономика предприятия», у подавляющего большинства будущих экономистов (в среднем у 81%) готовность к работе на валютном рынке была сформирована на высоком и достаточном уровнях, в отличие от 29,6% в начале эксперимента.
Во второй экспериментальной группе (ЭГ-2), к которой мы отнесли студентов, обучающихся по специальности «бухгалтерский учёт и аудит», у подавляющего большинства будущих экономистов (в среднем у 75%) готовность к работе на валютном рынке была сформирована на высоком и достаточном уровнях, в отличие от 29,7% в начале эксперимента.
В третьей экспериментальной группе (ЭГ-3), к которой мы отнесли студентов, обучающихся по специальности «менеджмент организаций», у подавляющего большинства студентов (в среднем у 72%) готовность к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий была сформирована на высоком и достаточном уровнях, в отличие от 28,7% в начале эксперимента
В четвертой экспериментальной группе (ЭГ-4), к которой мы отнесли студентов, обучающихся по специальности «финансы и кредит», у подавляющего большинства студентов (в среднем у 82,5%) готовность к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий была сформирована на высоком и достаточном уровнях, в отличие от 29,6% в начале эксперимента.
Сравнение уровней сформированности готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий в контрольной и экспериментальных группах на начальном и заключительном этапах эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1
Уровни сформированности готовности будущих экономистов к работе на валютном
рынке на основе компьютерных технологий (в %)
\Исследуемые \ группы Уровни \ КГ ЭГ-1 ЭГ-2 ЭГ-3 ЭГ-4
Начальный этап Заключительный этап Начальный этап Заключительный этап Начальный этап Заключительный этап Начальный этап Заключительный этап Начальный этап Заключительный этап
Высокий 14,5 19,5 13,3 59,5 14,2 60,7 13,3 50,2 13,8 66,1
Достаточный 15,6 21,5 16,3 21,5 15,5 14,3 15,4 21,8 15,8 16,4
Средний 26,7 30 27,5 10,3 29,2 19,5 27,8 19,5 25 17,5
Низкий 43,2 29 42,9 8,7 41,1 5,5 43,5 8,5 45,4 -
Анализируя данные таблицы 1 можно заметить, что на заключительном этапе исследования произошло повышение уровней готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке во всех экспериментальных группах, в отличие от контрольной группы (КГ), в которой не проводилось целенаправленной работы, что обусловило совсем незначительные изменения. Так, в контрольной группе на заключительном этапе исследования на высоком уровне готовность к работе на валютном рынке сформирована у 19,5%, на достаточном - у 21,5%, на среднем - у 30%, на низком - у 29% студентов; в
ЭГ-1 - на высоком уровне - у 59,5%, на достаточном - у 21,5%, на среднем - у 10,3%, на низком - у 8,7% студентов; в ЭГ-2 - на высоком уровне у 60,7%, на достаточном - у 14,3%, на среднем - у 19,5%, на низком - у 5,5% студентов; в ЭГ-3 - на высоком уровне у 50,2%, на достаточном - у 21,8%, на среднем - у 19,5%, на низком - у 8,5% студентов; в ЭГ-4 - на высоком уровне у 66,1%, на достаточном - у 16,4%, на среднем - у 17,5%, на низком - у 0% студентов. Из таблицы 1 следует, что наибольшие изменения процентных показателей произошли в четвертой экспериментальной группе, к которой мы отнесли студентов, обучающихся по специальности «финансы и кредит». В четвертой экспериментальной группе наблюдается наибольший процент будущих экономистов, у которых готовность к работе на валютном рынке сформирована на высоком уровне (66,1%) после проведения формирующего эксперимента, то есть увеличилась на 52,3%. На достаточном уровне в этой группе находится 16,4% будущих экономистов, на среднем уровне - 17,5%. С низким уровнем готовности к работе на валютном рынке на заключительном этапе экспериментальной работы в ЭГ-4 не выявлено ни одного студента, в отличие от начального этапа - 45,4%.
В отличие от экспериментальных групп, в контрольной группе, где не проводилась целенаправленная работа по формированию готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий, наблюдается совсем незначительная динамика изменений: на высоком уровне - 19,5% на заключительном этапе исследования, в отличие от 14,5% на констатирующем этапе; на достаточном - 21,5% на заключительном этапе, в отличие от 15,6% на начальном; на среднем - 30% на заключительном, в отличие от 26,7% на начальном; на низком - 29% на заключительном этапе исследования, в отличие от 43,2% на начальном. То есть, количество будущих экономистов с высоким уровнем готовности к работе на валютном рынке возросло лишь на 5%, а с достаточным - на 5,9%. В процессе экспериментальной работы были выявлены трудности, с которыми встречаются будущие экономисты в процессе подготовки к работе на валютном рынке: работа с техническими индикаторами во время осуществления технического анализа, актуализация эмоциональной сферы личности во время работы на валютном рынке.
ВЫВОДЫ
В процессе подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий мы пришли к следующим выводам.
1. Осуществляя теоретический анализ проблемы подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий, мы пришли к выводу, что в высших учебных заведениях подготовка будущих экономистов к работе на валютном рынке направлена на формирование у студентов общих знаний о валютном рынке и биржевых валютных операциях. В процессе этой подготовки не используется надлежащим образом индивидуальный подход к развитию личности каждого студента в зависимости от его способностей, интеллектуальных возможностей и индивидуальных достижений. Также требует большего внимания проблема применения комплексного подхода к использованию традиционных и компьютерно-ориентированных методов обучения. Недостаточное внимание отводится внедрению инновационных технологий в процессе подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке; использованию профессионально-деятельностного потенциала высшего экономического образования; формированию у будущих экономистов навыков работы с современными компьютерными технологиями. Анализ профессиональной деятельности будущих экономистов на валютном рынке на основе компьютерных технологий позволил выявить основные тенденции развития подготовки студентов к этой деятельности, а также определить положительные и отрицательные черты такой подготовки будущих экономистов в высших учебных заведениях. Это позволило определить педагогические условия формирования готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных
технологий; разработать теоретические и методологические основы подготовки будущих экономистов к этой работе, учитывая современные процессы глобализации и информатизации высшего образования в соответствии с выполнением основных положений Болон-ской декларации.
2. В процессе теоретического анализа базовых понятий и дефиниций исследования были определены основные понятия, которые раскрывают сущность подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий и уточнено некоторые из них. В исследовании подготовка будущих экономистов к работе на валютном рынке рассматривается как процесс обретения ними необходимых экономических знаний, профессиональных умений осуществлять фундаментальный и технический анализ валютного рынка и навыков работы с компьютерными программами, которые используются в процессе операционной деятельности на валютном рынке. Исходя из этого, готовность будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий рассматривается как владение ними указанными знаниями, умениями и навыками.
Понятие «валютный рынок», с экономической точки зрения, рассматривается в исследовании как финансово-экономические отношения, в процессе которых встречается спрос и предложение на иностранную валюту, осуществляются конверсионные операции, и операции по перемещению валютных капиталов. С организационно-технической точки зрения, валютный рынок, рассматривается как электронная сеть, которая соединяет между собою дилинговые центры и банки, которые составляют инфраструктуру данного рынка. С точки зрения профессиональной педагогики, валютный рынок рассматривается как место профессиональной самореализации экономистов, непосредственная деятельность которых тесно связана с выполнением валютных операций.
Понятия «информационные технологии» рассматриваются в исследовании как целенаправленная организованная совокупность информационных процессов с использованием средств вычислительной техники, которые обеспечивают доступ к информационным данным и возможность их использования в производственных процессах. В данном контексте понятия «компьютерные технологии» и «информационные технологии» представляются тождественными.
3. Разработанная концепция подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий базируется на таких основных положениях: такая подготовка осуществляется на основе комплексного подхода к применению традиционных и компьютерно-ориентированных методов обучения; индивидуального подхода, с помощью которого обеспечивается всестороннее и гармоническое развитие будущих экономистов в сфере профессиональной деятельности на валютном рынке на основе компьютерных технологий и постепенное формирование готовности будущих экономистов к этой деятельности с учетом их индивидуальных возможностей, учебных достижений и интеллектуальных способностей; компетентностного подхода, который обеспечивает способность личности будущего экономиста осуществлять определенный вид профессиональных действий, в основе которых находятся определенные профессиональные знания, умения и навыки, и осуществлять определенный вид деятельности, в частности образовательной для усвоения необходимого комплекса этих профессиональных знаний, умений и навыков.
4. Методика подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке содержит комплекс технологий подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе программных продуктов, которые используются в процессе осуществления профессиональной деятельности на этом рынке. Указанная методика предусматривает формирование готовности будущих экономистов к профессиональной деятельности на валютном рынке на основе компьютерных технологий. Результаты проведенного педагогического эксперимента показали эффективность предложенной методики подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных техноло-
гий и педагогических условий ее реализации.
5. В процессе исследования определены критерии и показатели эффективности подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий, которые характеризуют уровень готовности студентов к этой работе. Во время констатирующего и заключительного этапов исследования проводилось оценивание на низком, среднем, достаточном и высоком уровнях показателей критериев готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий.
6. Выявлены педагогические условия подготовки будущих экономистов в высших учебных заведениях к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий, а именно: погружение студентов в финансовую среду путем осуществления фундаментального анализа валютного рынка; приобретение опыта технического анализа валютного рынка; привлечение будущих экономистов к профессиональной деятельности на валютном рынке на основе компьютерных технологий, и доказана их эффективность в процессе их реализации в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения. В процессе исследования определены перспективные направления усовершенствования подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке: оптимизация содержания и улучшение качества такой подготовки в соответствии с процессами глобализации и информатизации общества, выполнением положений Болонской декларации, модернизации компьютерных и информационных технологий; практическое применение компьютерных технологий в процессе подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке; обеспечение прохождения производственной практики будущих экономистов в банках и дилинговых центрах с целью приобретения ними опыта работы на валютном рынке на основе современных компьютерных и информационных технологий; обеспечение непрерывного образования будущих экономистов в сфере финансов, банковского дела и компьютерных технологий. Проведенное исследование не исчерпывает всех задач подготовки будущих экономистов в высших учебных заведениях к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий. В дальнейшей разработке нуждаются проблемы обновления содержания профессионального образования будущих экономистов; усовершенствование преподавания информатики, компьютерной техники и экономической кибернетики в высших учебных заведениях; внедрение и усовершенствование компьютерно-ориентированных методов познавательной деятельности будущих экономистов, практического применения современных компьютерных технологий во время изучения финансовых и экономических дисциплин в высших экономических учебных заведениях и прочие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Костенко, Р.В. Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий / Р.В. Костенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11 (105). - С. 67-72.
2. Костенко, Р.В. Теоретическое обоснование сущности исходных понятий, используемых в профессиональной подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке / Р.В. Костенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 86-91.
3. Костенко, Р.В. Система методов подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке / Р.В. Костенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 53-58.
4. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2002.
- 490 с.
5. Костенко, Р.В. Використання тестового самоконтролю знань в процес тдготовки до практичних занять з дисциплши «Оргашзащя д1яльносп валютно! бiржi та форексш операцй : методичш рекомендацп / Р.В. Костенко. - Одеса : Видавництво «Букаев Вадим Вжторович», 2008.
- 44 с.
REFERENCES
1. Kostenko, R.V. (2013), "Diagnostics of readiness of the future economists to job in the currency market based on the computer technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 105, No. 11, pp. 86-91.
2. Kostenko, R.V. (2013), "Theoretical substantiation of essence of the initial concepts used for the professional training of the future economists to work in the currency market", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 106, No. 12, pp. 86-91.
3. Kostenko R.V. (2014), "System of methods of preparation of the future economists to job in the currency market", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 53-58.
4. Fetiskin N.P., Kozlov V.V. and Manuylov G.M. (2002), Social-psychological diagnostics of development of the person and small groups, publishing house Institute of Psychotherapy, Moscow, Russian Federation.
5. Kostenko R.V. (2008), Use of test self-checking of knowledge during preparation for practical employment on discipline "Organization of activity of a currency stock exchange and operations on the FOREX". The methodical recommendations, publishing house Bukaev Vadim Viktorovich, Odessa, Ukraine.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.02.2014.
УДК 796.011.3 (075)
СРЕДСТВА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СЛАБОВИДЯЩИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ Ирина Валерьевна Кулькова, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по учебной работе, профессор, Московский городской педагогический университет
Аннотация
Поражение функции слухового или зрительного анализатора приводит к целому ряду вторичных отклонений. Прямым следствием данной патологии являются нарушения в речевом развитии, приводящие к недостаточному развитию психоэмоциональной и социальной сферы личности детей. Дети с нарушением слуха или зрения отстают в физическом развитии от своих сверстников, отличаются более высокой частотой сердечных сокращений и более низкими величинами артериального давления. Значительное снижение устойчивости организма дошкольников с данной патологией к переносимости гипоксических состояний ограничивает уровень их физической работоспособности. В числе важнейших оздоровительных средств при коррекции нарушений у детей дошкольного возраста, имеющих патологию слухового или зрительного анализатора, рассматриваются: основная гимнастика, акробатика, ритмическая гимнастика, танцы, подвижные игры и игровые упражнения, плавание и другие виды двигательной активности.
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, дети дошкольного возраста, нозологические группы, слабовидящие дети, средства физического воспитания, оздоровительная физическая культура.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p87-91
MEANS OF HEALTH IMPROVING PHYSICAL CULTURE OF VISUALLY IMPAIRED AND HARD OF HEARING CHILDREN AGED 6-7 YEARS
Irina Valerevna Kulkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow City Teacher Training University
Annotation
Deviation in function of the acoustic or visual analyzer leads to a number of secondary deviations. Violations in the speech development, bringing to insufficient development of the psychoemotional and