REFERENCES
1. Korolkov, A.N. (2013), "Efficiency of training in golf in the form of transfer function of qua-sistationary ranges of productivity", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 62-64.
2. Korolkov A.N. (2013), "Spectral characteristics of working capacity in golf"', Materials: VI international scientific and practical conference "Physical culture, sports and tourism. Integration processes of science and practice", the Orel State university, on April 22-24, 2013, Orel, pp. 398-402.
3. Tsukanova E.G., Korolkov A.N. and Germanov G.N. (2013), “Predictive indicators of peripheral hemodynamics in rheographic investigation of muscle activity of women athletes specializing in 800 meters running”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 3, pp. 177-183.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.12.2013.
УДК: 378.013+332.45+330.092+332
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ИСХОДНЫХ ПОНЯТИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К РАБОТЕ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ
Ростислав Валерьевич Костенко, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Украинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского (ЮНПУ имени К.Д. Ушинского), Украина, г. Одесса
Аннотация
В статье представлено теоретическое обоснование сущности понятий "профессиональное образование", "профессиональная подготовка будущих экономистов", "валютный рынок", "валютные операции" в контексте исследования профессиональной подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке. В результате теоретического анализа сущности данных понятий были сделаны выводы, что развитие международных валютных отношений привели к укреплению международных экономических связей, которые являются сложной системой отношений во внешнеэкономической деятельности. В процессе профессиональной подготовки будущие экономисты должны овладеть знаниями о валютном рынке и валютных операциях и глубоко осознать содержание этих понятий для успешного осуществления ими профессиональной деятельности на валютном рынке, поскольку обретение необходимых знаний, умений и навыков в сфере валютных отношений, валютных рынков и валютных операций невозможно без основательного осознания самих понятий "валютный рынок" и "валютные операции", а также их экономической сущности и связи с другими экономическими категориями.
Ключевые слова: будущие экономисты, профессиональная подготовка, валютный рынок, валютные операции.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p86-91
THEORETICAL SUBSTANTIATION OF ESSENCE OF THE INITIAL CONCEPTS USED FOR THE PROFESSIONAL TRAINING OF THE FUTURE ECONOMISTS TO WORK IN THE CURRENCY MARKET
Rostislav Valerevich Kostenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The South-Ukrainian National Pedagogical University named after KD. Ushinsky,
Ukraine, Odessa
Annotation
The article presents the theoretical substantiation of essence of the concepts "vocational training", "vocational training of the future economists", "currency market", "currency operations" in a context of research of vocational training of the future economists to work in the currency market. As a result of the theoretical analysis of essence of the given concepts the conclusions have been made upon the development of the international currency cooperation that have resulted in strengthening the international eco-
nomic communications, which are complex system of the communications in foreign trade activities. During vocational training the future economists should master the knowledge about the currency market and currency operations and deeply realize the content of these concepts for successful realization of their professional activity in the currency market, as the acquiring the necessary knowledge and skills in sphere of the currency trade, currency markets and currency operations is impossible without thorough comprehension of the concepts "currency market" and "currency operations", and also their economic essence and correlations with other economic categories.
Keywords: future economists, vocational training, currency market, currency operations.
ВСТУПЛЕНИЕ
Исследуя теоретические основы профессиональной подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке, можно заметить отсутствие в научно-педагогической литературе достаточного освещения этой проблемы. Исходя из этого возникает необходимость в рассмотрении таких понятий, как "профессиональное образование", "профессиональная подготовка будущих экономистов", "валютный рынок", "валютные операции" в контексте обозначенной научно-педагогической проблемы.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В Энциклопедии профессионального образования С.Я. Батишев определяет понятия "профессиональное образование", как процесс формирования и обогащения знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида оплачиваемой деятельности. Это определение используется в таких значениях:
1) учебная деятельность, связанная с выполнением специализированных функций в системе технологического разделения труда. Эта деятельность включает четыре компонента: а) расширение и углубление фундаментальных знаний, которые являются теоретическими основами профессии; б) приобретение знаний по специальным дисциплинам, которые принадлежат к определенной отрасли профессиональных знаний; в) усовершенствование навыков выполнения профессиональных операций;
2) система учреждений, предназначенных для повышения профессиональной квалификации и усвоения новых видов профессиональной деятельности;
3) приобретенное человеком понимание сущности профессиональной деятельности, а также его знания, умения и навыки, которые определяют способность к выполнению специализированных функций в профессиональной деятельности [1].
В Словаре профессионального образования Н.Г. Ничкало дает такие определения профессионального образования: 1) совокупность знаний, умений и навыков, овладение которыми дает возможность работать специалистом высшей и средней квалификации; 2) подготовка в учебных заведениях специалистов для трудовой деятельности в определенной области народного хозяйства, науки, культуры; 3) составляющая часть системы образования [2].
Рассматривая второе из этих определений, мы видим, что оно предусматривает существование профессиональных учебных заведений, которые осуществляют профессиональную подготовку специалистов с высшим образованием. Профессиональная подготовка является основным компонентом профессионального образования и определяется, как "совокупность специальных знаний, умений, навыков, качеств, трудового опыта и норм поведения, которые обеспечивают возможность успешной работы по определенной профессии" [1].
В «Педагогической энциклопедии» находим определение профессиональной подготовки, как процесс формирования специалиста для одной из отраслей трудовой деятельности, связанной с овладением определенным родом занятий, профессией [3].
Следует отметить, что в современной психолого-педагогической науке есть много подходов относительно определения понятия "профессиональная подготовка". Психологи в профессиональной подготовке усматривают прирост индивидуального потенциала
индивида. Педагоги рассматривают ее сущность, как обретение личностью профессионального образования в результате усвоения знаний, умений и навыков в определенной отрасли профессиональной деятельности.
По мнению В. А. Семиченко, профессиональную подготовку следует рассматривать в трех аспектах: как процесс, в ходе которого происходит профессиональное становление будущих специалистов; как цель и результат деятельности учебного заведения; как смысл включения студента в учебно-воспитательную деятельность [4].
По нашему мнению, под профессиональной подготовкой будущих экономистов к работе на валютном рынке следует понимать процесс обретения ними необходимых экономических знаний, профессиональных умений осуществлять фундаментальный и технический анализ валютного рынка и навыков работы с компьютерными программами, которые используются в процессе операционной деятельности на валютном рынке. Исходя из этого, под готовностью будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий мы понимаем овладение ними указанными знаниями, умениями и навыками.
В контексте нашего исследования, посвященного профессиональной подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке, следует также рассмотреть понятие "валютный рынок". По мнению О.В. Дзюблюка, валютный рынок сегодня является одной из главных форм обеспечения мировых хозяйственных связей, выполняя по сути функции международной денежной системы и содействуя осуществлению международных инвестиций и торговли. "Он обслуживает ныне не только экспортеров и импортеров, а и огромные международные потоки капиталов, расширившись от цепи отдельных национальных финансовых центров к единому интегрированному международному рынку, который играет значительно важную роль в функционировании национальных экономик, влияя на все аспекты общества" [7, С. 48].
Определение понятия "валютный рынок" находим в современном экономическом словаре Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского и О.Б. Стародубцевой: "Валютный рынок -сфера, где осуществляется покупка-продажа иностранной валюты на основе спроса и предложения" [8, С. 47]. Там же находим определение понятия "валюта", которое авторы применяют в двух значениях: 1) денежная единица страны (национальная валюта), которая используется в данном государстве; 2) денежные знаки иностранных государств, кредитные и платежные документы в виде векселей, чеков, банкнот, которые используются в международных расчетах, то есть иностранная валюта [8, с. 44].
О.С. Пруський разделяет функции валютного рынка на основные и второстепенные. К основным функциям он относит: обеспечение возможности своевременного осуществления международных расчетов; предоставление возможности страхования валютного риска; обеспечение возможности диверсифицировать валютные резервы банков, предприятий, государства; определение и формирование спроса и предложения на иностранные валюты; регулирование валютных курсов (рыночное и государственное); обеспечение условий и механизмов для реализации валютной политики государства. Среди второстепенных функций валютного рынка ученый выделяет такие: содействие интенсификации внешнеэкономической деятельности, интернационализации производства и международному разделению труда; обеспечение взаимосвязи валютных, кредитных и финансовых рынков на национальном и международном уровне; содействие развития форм международных расчетов и ускорение межгосударственного платежного оборота [9, С. 31].
О.И. Бутук отмечает, что "на евровалютном рынке торгуют не только собственными валютами, а и ценными бумагами", и в качестве примера приводит рынок евробондов, где продаются и покупаются облигационные обязательства, которые деноминированы в евровалютах [6, С. 217]. Также автор отмечает, что "объектами евровалютного рынка могут быть также инструменты денежного рынка", к которым принадлежат: казначей-
ские векселя, ценные бумаги негосударственных фирм, банковские акцепты, депозитные сертификаты, которые подлежат обращению, краткосрочные долговые обязательства с банковской поддержкой, в т.ч. краткосрочные ценные бумаги, которые выпускаются заемщиком от своего имени на базе соглашения с банком о его обязательстве разместить всю эмиссию таких бумаг или купить их неразмещенную часть, предоставляя при этом возобновляемый кредит в форме евронот или долговых расписок [6, С. 217-218].
В современном экономическом словаре Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского и О.Б. Стародубцевой валютные ценности определяются, как "материальные объекты, которые привлекаются в сферу международных валютно-финансовых связей" [8, с. 46]. Авторы относят к валютным ценностям такие материальные объекты, как иностранная валюта, платежные документы в иностранной валюте (векселя, чеки, аккредитивы), фондовые ценности (акции, облигации), естественные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры) в исходном и обработанном виде, а также ценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы - палладий, иридий, осмий, родий, рутений), и отмечают, что относительно валютных ценностей установлен особый ограничительный режим обращения [8, С. 46].
Бутук О.И. определяет понятия "валютный рынок" таким образом: "Валютный рынок - это, во-первых, подсистема валютных отношений в сфере операций покупки-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах, а во-вторых, институциональный механизм, то есть совокупность организаций и учреждений (банки, валютные биржи, другие финансовые структуры), которые обеспечивают функционирование валютно-финансовых отношений" [6, С. 215].
Сущность понятия "валютный рынок" подробно исследована О.С. Пруським [9, С. 13-41]. Он отмечает, что в мировом масштабе валютным рынком обслуживается в первую очередь международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Кроме этого, на валютном рынке осуществляется согласование интересов инвесторов, продавцов и покупателей валюты и валютных капиталов [9, С. 25].
Значительное внимание О.С. Пруським уделено рынку БОКЕХ, который он называет "новым явлением в мировой финансовой среде". Ученый отмечает, что этот рынок функционирует с помощью электронной сети, узлами которой являются банки, корпорации и частные лица, которые торгуют валютами друг с другом. Собственно, именно благодаря рынку БОКЕХ на сегодняшний день можно говорить о глобализации мирового валютного рынка [9, С. 37].
Г.Я. Резго, И.О. Кетова отмечают, что иностранную валюту можно купить или продать на двух валютных рынках: биржевом и внебиржевом (межбанковском). Большая часть соглашений с иностранной валютой приходится на внебиржевой рынок. Участниками соглашений с валютой на этом рынке являются дилеры и брокеры, которые выполняют заказы клиентов. Они осуществляют сделки с использованием компьютерных систем и средств связи [5, С. 240-243].
Таким образом, валютный рынок - это сфера экономических отношений, которые проявляются при осуществлении операций покупки-продажи иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала. В данном контексте валютный рынок является своеобразным инструментом согласования интересов продавца и покупателя валютных ценностей.
Для понимания будущими экономистами механизма действия валютного рынка, они должны осознать и усвоить сущность валютных операций, которые проводятся на нем. Ученые по-разному определяют сущность понятия "валютные операции". Так, в современном экономическом словаре Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского и
О.Б. Стародубцевой находим такое определение этого понятия: "Валютные операции -банковская деятельность, сделки, связанные с покупкой-продажей иностранной валюты"
[8, С. 46].
О.И. Бутук определяет понятия "валютные операции" таким образом: "Валютные операции - это операции, связанные с переходом от одного субъекта к другому права собственности на национальную валюту в обмен на иностранную валюту, драгоценные металлы и международные денежные единицы" [6, С. 79].
0.В. Дзюблюк под валютными операциями понимает "операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности между субъектами рынка" [7, С. 409].
Г.Я. Резго, И.О. Кетова раскрывают механизм биржевых операций, связанных с покупкой-продажей валютных ценностей: "Биржевые торги на валютной бирже проводятся в форме аукциона, который ведет курсовой маклер. В его обязанности также входит установление текущего биржевого курса иностранной валюты к национальной. Аукцион начинается с начального валютного курса, в качестве которого может использоваться: курс, зафиксированный на предыдущих торгах данной валютной биржи; официальный курс центрального банка. Маклер сообщает суммы заявок на продажу (предложение) и на покупку (спрос). Обязанностью маклера является установление фиксинга, то есть состояния торгов, при котором объем заявок на продажу иностранной валюты становится равным объему заявок на ее покупку. Момент достижения фиксинга является моментом завершения аукциона. Фиксинг характеризуется определенным курсом иностранной валюты к национальной, который становится единым курсом заключения сделок и осуществления расчетов по ним на данных торгах" [5, С. 240-243].
ВЫВОДЫ
Рассматривая разные подходы к определению сущности понятий "валютный рынок" и "валютные операции", приходим к выводу, что развитие международных валютных отношений, обусловленное возрастанием продуктивных сил, возникновением и эволюцией мирового валютного рынка, привели к укреплению международных экономических связей, которые по своей сущности являются сложной системой отношений, связанных со сферой внешнеэкономической деятельности. Это обусловило возникновение разнообразных подходов к определению сущности таких понятий, как "валютный рынок", "валютные операции", которые взаимодополняют друг друга и разрешают более широко раскрыть их содержание.
В процессе профессиональной подготовки будущие экономисты должны овладеть знаниями о валютном рынке и валютных операциях и глубоко осознать содержание этих понятий для успешного осуществления ними профессиональной деятельности на валютном рынке, поскольку обретение ними необходимых знаний, умений и навыков в сфере валютных отношений, валютных рынков и валютных операций невозможно без основательного осознания самих понятий "валютный рынок" и "валютные операции", а также их экономической сущности и связи с другими экономическими категориями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. Т. 2 / Под ред. С.Я. Батышева. -М. : Изд-во Акад. проф. образования, 1999. - 390 с.
2. Профессиональное образование : словарь / С.У. Гончаренко [и др.] ; под ред. Н.Г. Ничкало. - Киев : Вища школа, 2000. - 273 с.
3. Педагогическая энциклопедия : в 4 т. Т. 3 / Гл. ред. И. А. Каиров, Н.Ф. Петров. - М. : Советская энциклопедия, 1965. - 549 с.
4. Семиченко, В.А. Концепция целостности и её реализация в профессиональной подготовке будущих учителей : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Семиченко В.А. - Киев, 1992. - 432 с.
5. Резго, Г.Я. Биржевое дело / Г. Я. Резго, И. А. Кетова. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 272 с.
6. Бутук, О.И. Валютно-финансовые отношения / О.И. Бутук. - Киев : Знання, 2006. - 349
с.
7. Дзюблюк, О.В. Валютная политика / О.В. Дзюблюк. - Киев : Знання, 2007. - 422 с.
8. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - 2-е изд., испр. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 479 с.
9. Пруський, О.С. Организация деятельности коммерческих банков на валютном рынке
Украины : дис. ... канд. экон. наук / Пруський О.С. ; Тернопольский государственный
экономический институт. - Тернополь, 2006. - 234 c.
REFERENCES
1. Ed. Batishev S.J. (1999), The encyclopedia of vocational training, publishing house “APO”, Moscow, Russian Federation.
2. Goncharenko S.U. (2000), Vocational training: the dictionary, publishing house ‘Higher school”, Kiev, Ukraine.
3. Ed. Kairov I.A., Petrov N.F. (1965), The pedagogical encyclopedia, publishing house “The Soviet encyclopedia”, Moscow, Russian Federation.
4. Semichenko V.A. (1992), The concept of integrity and its realization in vocational training of the future teachers, dissertation, Kiev, Ukraine.
5. Rezgo G.J. (2003), Exchange business, publishing house “The finance and statistics”, Moscow, Russian Federation.
6. Butuk O.I. (2006), The currency - financial attitudes, publishing house “Knowledge”, Kiev, Ukraine.
7. Dzubluk O.V. (2007), Currency politics, publishing house “Knowledge”, Kiev, Ukraine.
8. Rajzberg B.A. (1999), The modern economic dictionary, publishing house “INFRA-M”, Moscow, Russian Federation.
9. Pruskiy O.S. (2006), Organization of activity of commercial banks in the currency market of Ukraine, dissertation, Ternopol, Ukraine.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.12.2013.
УДК 796
ПОЛ И ЗНАНИЕ О СПОРТИВНЫХ И БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ КАК ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ
Цезарь Кушнерец, доктор педагогических наук,
Александра Радовска, доктор психологических наук,
Опольский технологический университет, Ополе, Польша,
Евгений Федорович Орехов, доктор педагогических наук, профессор, ректор,
Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК),
Челябинск, Россия,
Валерий Федорович Костюченко, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Россия
Аннотация
Целью занятий единоборствами было и по-прежнему остаётся познание самого себя, объединение тела и ума, достижение определённого результата. Достижение технического и двигательного совершенства в борьбе - это второстепенная цель. Спорт, а ещё чаще единоборства? в общественном мнении признаются носителем многих желательных ценностей и функционируют как воспитательная система детей и молодёжи. Анализ информированности населения о значимости спортивных единоборств в процессе формирования личности показывает более высокий уровень знаний в группе мужчин. Однако в области таких видов спорта как каратэ (шотокан и кеку-