8. Махов, А.С. Совершенствование качества работы тренеров-преподавателей спортивных клубов для людей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) / А. С. Махов // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 1. - С. 170-176.
9. Махов, А.С. Теория и практика управления развитием адаптивного спорта в России : монография / А.С. Махов ; Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет». - Шуя : [б.и.], 2013. - 185 с.
10. Осокина, Е.А. Система занятий фитнесом с глухими женщин молодого возраста (25-35 лет) / Е.А. Осокина, О.Н. Степанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 1 (83) - С. 138-143.
11. Федерация русского жима [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// rusgym.ru/. -Дата обращения: 15.10.2013.
REFERENCES
1. Briskin, Yu.A., Evseev, S. P. and Peredery, A.V. (2010), Adaptive sports, Soviet sports, Moscow.
2. Evseev, of S.P. (2012), “Adaptive sports for persons with intellectual violations: state and development”, Adaptive physical culture, No. 2 (50), pp. 2-11.
3. Press lying [An electronic resource]. - Access mode: http:// wikipedia.org / (Accessed 14.10.2013)
4. Makhov, A.S. (2011), Adaptive sports in Russia and abroad: formation, organization, regulation: monograph, publishing house “RUDN”, Moscow.
5. Makhov, A.S. (2011), “Analysis of satisfaction of disabled athletes competitions in adaptive sports (on the example of Paraspartakiada of Central federal district) ”, Omsk scientific messenger, No. 3 (98), pp. 151-153.
6. Makhov, A.S. (2011), “Optimization of management by development of sports clubs for disabled people-amputated”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 77, No. 7, pp. 117-121.
7. Makhov, A.S. (2011), “Assessment of quality of management of the sports organizations for
blind and visually impaired”, No. 11.4 (23), pp. 1186-1208.
8. Makhov, A.S. (2012), “Improvement of quality of work of trainers-teachers of sports clubs for
people with intelligence violations (intellectual backwardness)”, Teacher XXI century, No. 1, pp. 170-176.
9. Makhov, A.S. (2013), Theory and practice of management by development of adaptive sports
in Russia: monograph, publishing house of Shuysky branch of "Ivanovo State University, Shuya.
10. Osokina, E.A. and Stepanova, O.N. (2012), “System of occupations by fitness with deafs of women of young age (25-35 years)”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 83, No. 1, pp. 138-143.
11. Federation of the Russian press [Electronic resource]. - Access mode: http:// rusgym.ru/ (Accessed 14.10.2013)
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.01.2014.
УДК: 378.013+332.45+330.092+332
СИСТЕМА МЕТОДОВ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К РАБОТЕ
НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ
Ростислав Валерьевич Костенко, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Украинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского (ЮНПУ имени К.Д. Ушинского), Украина, г. Одесса
Аннотация
В статье рассматривается система методов подготовки будущих экономистов к профессиональной деятельности на валютном рынке. Осуществление профессиональной подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке предусматривает использование различных методов для решения данной педагогической проблемы. В процессе анализа педагогической литературы было выявлено, что наиболее известными и распространенными методами обучения, применяемыми в процессе данной подготовки могут быть: словесные, где источником знания является устное или
печатное слово; наглядные, где источником знаний являются наблюдаемые предметы и явления, наглядные пособия; практические методы, где источником знаний и умений является выполнение практических действий. Эффективность профессиональной подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке зависит от системного применения указанных методов.
Ключевые слова: методы подготовки, будущие экономисты, профессиональная подготовка, валютный рынок.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.01.107.p53-58
SYSTEM OF METHODS OF PREPARATION OF THE FUTURE ECONOMISTS TO JOB IN THE CURRENCY MARKET
Rostislav Valerevich Kostenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The South-Ukrainian National Pedagogical University named after KD. Ushinsky,
Ukraine, Odessa
Annotation
In article, the system of methods of preparation of the future economists to professional activity in the currency market is considered. The realization of vocational training of the future economists to job in the currency market provides use of various methods for the decision of the given pedagogical problem. During the analysis of the pedagogical literature it has been revealed, that the most known and widespread methods of training used during the given preparation can be: verbal, where a source of knowledge is the oral or printed word; evident, where a source of knowledge includes the observable subjects and phenomena, visual aids; practical methods, where a source of knowledge and skills is the performance of practical actions. The efficiency of vocational training of the future economists to job in the currency market depends on system application of the specified methods.
Keywords: methods of preparation, future economists, vocational training, currency market.
ВСТУПЛЕНИЕ
Проблемы применения различных методов профессиональной подготовки будущих специалистов изучались многими учеными (З.Н. Курлянд, Р.И. Хмелюк, А.В. Семенова, И.О. Бартенева, И.М. Богданова [1], Р.С. Гуревич [2], И.М. Козловская [3] и др.). В процессе осуществления подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке метод обучения является способом взаимодействия преподавателя и студента с целью овладения последним необходимыми знаниями, умениями и навыками в данной сфере профессиональной деятельности. Рассматривая современное состояние подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий следует заметить, что наиболее известными и распространенными методами обучения, которые можно применять в процессе данной подготовки, являются: словесные, наглядные, и практические. Рассмотрим их подробнее.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Рассматривая словесные методы обучения, следует заметить, что чаще всего используют такие из них, как беседа, дискуссия, лекция, рассказ. Словесные методы занимают одно из главных мест в системе методов обучения и профессиональной подготовки будущих специалистов. «Метод - система средств, действий, направленных на достижение определенного результата» [4, С. 129]. Рассмотрим более подробно основные виды словесных методов, которые можно использовать в подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке, такие как беседа, дискуссия, лекция, рассказ, объяснение, работа с учебником.
1. Рассказ - словесный метод, во время реализации которого происходит устное изложение содержания учебного материала. Рассказ используется на всех этапах профессиональной подготовки будущих специалистов, как правило, во время проведения лекционных занятий. Во время подготовки будущих экономистов необходимо лишь учиты-
вать характер рассказа, наполнение его экономической терминологией с объяснением отдельных терминов, объем рассказа и его продолжительность.
Среди педагогических требований, которые выдвигаются к рассказу, как методу подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке, главными являются такие: рассказ должен отвечать принципу научности, то есть содержать только научно проверенные и достоверные экономические факты; во время рассказа преподаватель должен использовать достаточное количество ярких примеров осуществления валютных операций и достоверных экономических фактов, которые доказывали бы правильность положений технического и фундаментального анализа валютного рынка.
2. Объяснение - монологическая форма изложения учебного материала, которая предусматривает словесное толкование преподавателем закономерностей, важных свойств исследуемого объекта, отдельных понятий и явлений. В словаре-справочнике по профессиональной педагогике находим такое определение объяснения, как формы изложения учебного материала: «Объяснение - монологическая форма изложения учебного материала, которая обеспечивает выявление сущности события, явления, процесса, их места в системе связей и взаимозависимостей с другими событиями, явлениями, процессами» [4, С. 210].
Метод объяснения довольно часто приходится использовать во время профессиональной подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке, как во время изучения теоретического материала на лекционных занятиях, так и во время проведения практических занятий. В словаре-справочнике по профессиональной педагогике находим такое определение метода объяснения: "Метод объяснения - процедура определения нового знания, которое раскрывает сущность объекта познания, переводит познавательную деятельность на новый уровень функционирования, служит развитию не только научного знания, а также индивидуального познания и практики" [4, С. 130]. Для успешного усвоения будущими экономистами учебного материала и приобретения ними умений и навыков работы с компьютерными программами, которые используются на валютном рынке им необходимо правильно объяснить основные принципы работы с ними во время практических занятий. К объяснению, как методу профессиональной подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке выдвигается ряд педагогических требований:
1) во время объяснения преподавателю необходимо точно и четко сформулировать сущность и раскрыть содержание проблемы или вопроса, касающегося функционирования валютного рынка или осуществления валютных операций на нём;
2) в процессе объяснения должно происходить последовательное и логическое раскрытие причинно-следственных связей событий и явлений происходящих на валютном рынке;
3) применение метода объяснения должно происходить вместе с такими методами, как сравнение, сопоставление, аналогии, которые очень удачно используются, например, при изучении волатильности различных валютных пар;
4) преподаватель должен использовать яркие примеры валютных операций, совершенных как с прибылью, так и с убытком (для анализа допущенных ошибок), подобранные к теоретическому учебному материалу.
3. Беседа - словесный метод обучения в форме диалога между преподавателем и студентом, во время которого преподаватель путем постановки системы вопросов подводит студентов к пониманию и усвоению нового материала. В словаре-справочнике по профессиональной педагогике находим такое определение беседы: «Беседа - диалогическая форма изложения учебного материала, которая предусматривает наличие у детей определенного запаса эмпирических знаний, необходимых для компетентного участия в обсуждении вопросов. Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать знание и собственный опыт учеников для активизации их познавательной деятельности, привлечения к активному речевому поиску и самостоятельному формулированию
выводов и обобщений» [4, С. 13].
В процессе профессиональной подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке довольно целесообразным является использование беседы на практических и семинарских занятиях во время изучения особенностей использования технических индикаторов для прогнозирования движения курсов валют. Для этого следует использовать эвристическую беседу, в ходе которой преподаватель, опираясь на имеющиеся у студента знания и практический опыт, подводит его к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию определенных выводов. Также метод беседы целесообразно использовать в начале изучения дисциплины «Организация деятельности валютной биржи и форексные операции» для активизации студентов и актуализации прежде усвоенных ними знаний о валютном рынке из курсов дисциплин «Финансы» и «Финансовый рынок». Особенно полезно организовывать беседы во время изучения тем «Управление капиталом», «Выбор портфеля инвестиций», когда студенты могут проявить больше самостоятельности в своих суждениях, поставить проблемные вопросы, высказать свое мнение по тому или иному поводу или вопросу, поставленному преподавателем на обсуждение.
Основными педагогическими требованиями для беседы, как метода профессиональной подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке являются такие: все вопросы беседы должны формулироваться преподавателем четко, правильно и одновременно всей аудитории, чтобы все студенты имели возможность одновременной подготовки к ответу; вопросы беседы должны быть краткими, четкими и содержательными; нельзя ставить неоднозначные вопросы, а также содержащие подсказки или подталкивающие к угадыванию ответа.
4. Дискуссия - метод обучения, основанный на обмене взглядами студентов и преподавателя на определенную проблему. В процессе профессиональной подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке этот метод целесообразно использовать в том случае, когда студенты уже имеют значительные знания по валютному трейдингу и самостоятельность мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения по поводу осуществления валютных операций. Целесообразно использовать метод дискуссии на практических занятиях во время изучения темы «Графические методы технического анализа валютного рынка». Использование метода дискуссии во время изучения этой темы позволит подвести студентов к более глубокому пониманию проблемы прогнозирования движения курсов валют с помощью графических методов технического анализа, будет оказывать содействие развитию умения защищать свое мнение и считаться с мнением других. В современных условиях развития Интернет-технологий дискуссия все чаще переходит с аудитории в Интернет-пространство, где существует много форумов чатов, при помощи которых студенты могут обсудить проблемы валютного рынка не только между собой, но и с преподавателями и специалистами, которые уже имеют значительный опыт в сфере валютного трейдинга.
5. Лекция - словесный метод изложения объемного учебного материала в форме монолога. Использование лекции, как метода обучения во время профессиональной подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке оказывает содействие установлению межпредметных связей и взаимосвязей учебных тем, касающихся функционирования и развития валютного рынка в целом. Сегодня использование лекции, как метода обучения приобретает все большую актуальность в связи с применением в высших учебных заведениях модульной системы обучения. Учебный материал распределяется по модулям (большим разделам) и содержательным модулям (темам). Еще одним преимуществом применения лекции, как метода обучения в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов является возможность значительно активизировать познавательную деятельность студентов, стимулировать их самостоятельные исследования, поиск и усвоение ними дополнительной научной информации о валютном рынке и профес-
сиональной деятельности экономиста на нем.
Среди наглядных методов чаще всего применяют демонстрацию разнообразных иллюстраций, схем, графиков, слайдов и др. Под наглядными методами обучения в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов мы понимаем такие методы, во время реализации которых усвоение учебного материала студентами происходит в процессе демонстрации или иллюстрации наглядного пособия, программного обеспечения, графических моделей и технических средств. Более рациональным является использование наглядных методов в тесной взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Традиционно наглядные методы обучения условно распределяют на две большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации. Метод иллюстрации предусматривает показ студентам иллюстративных пособий: схем, рисунков, плакатов, таблиц, графиков и др. Метод демонстрации, как правило, связан с демонстрацией работы компьютерной техники, функционирования программного обеспечения, научных видеофильмов о функционировании валютного рынка и др.
Основными педагогическими требованиями для наглядных методов обучения в процессе подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке являются такие:
1) наглядность должна иллюстрировать студентам теоретический учебный материал, касающийся функционирования валютного рынка и операций на нем, только в соответствующие моменты лекционных или практических занятий по экономическим дисциплинам;
2) показ наглядности должен быть организован таким образом, чтобы все студенты могли ее хорошо видеть, что достигается использованием современных технических средств;
3) преподаватель должен детально объяснять примеры валютных операций и явления, происходящие на валютном рынке, которые демонстрируются;
4) необходимо привлекать студентов к анализу наглядной информации, представленной в виде графиков движения курсов различных валют, для активизации их учебной деятельности, развития у них умений и навыков технического анализа валютного рынка.
Реализация практических методов обучения в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов основана на практической деятельности студентов. Эти методы предназначены для формирования их практических умений и навыков работы на валютном рынке. Наиболее известными практическими методами, которые используются в профессиональной подготовке будущих экономистов, являются организация и проведение учебных практических работ, работа студентов с учебником, учебным пособием или практикумом.
1. Практические работы в высших учебных заведениях проводятся после изучения студентами больших разделов (модулей) и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в аудитории, но и за ее пределами (например, работа будущих экономистов в валютном отделе банка с целью приобретения знаний, умений, навыков и опыта работы с валютными ценностями). Особый вид практических методов обучения составляют занятия с компьютерной техникой и программным обеспечением, которое используется во время работы на современном валютном рынке.
2. Работа с учебником или учебным пособием - важнейший метод обучения в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов. В процессе подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке полезным будет использование ряда традиционных приемов самостоятельной работы студентов с учебником: конспектирование, цитирование, аннотирование, составление схематической модели прочитанного учебного материала, составление терминологического словаря по изученной теме или разделу.
В современных условиях в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов широко используются индуктивные и дедуктивные методы, репродуктивный метод, активные методы обучения, исследовательский метод, метод проблемного изложения знаний и др. Вместе с традиционными методами вполне рационально применить довольно распространенные сегодня компьютерно-ориентированные методы обучения. Наиболее распространенным компьютерно-имитационным методом обучения в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке является использование демонстрационных учебных счетов, работа с которыми, с помощью современного программного обеспечения, полностью имитирует деятельность валютного трейдера в реальных условиях валютного рынка. Использование данного метода дает возможность наиболее полно реализовать деятельностный подход в профессиональной подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий.
ВЫВОДЫ
Эффективность профессиональной подготовки будущих экономистов зависит от системного применения словесных, наглядных и практических методов. Осуществляя подготовку будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий большое внимание следует уделять наглядным комп'ютерно ориентированным методам обучения, которые можно реализовывать во время занятий со студентами при помощи компьютерных, информационных и мультимедийных технологий. Комплексное использование данных технологий позволяет поддерживать преподавание экономических дисциплин разнообразной наглядностью в виде схем, графиков движения курсов валют, таблиц с котировками различных валютных пар. Усвоение учебного материала в таком случае становится эффективным благодаря участию самих студентов в решении поставленных преподавателем учебных задач, проиллюстрированных соответствующей наглядностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Педагогика высшей школы / З.Н. Курлянд, Р.И. Хмелюк, А.В. Семенова, И.О. Бартенева, И.М. Богданова. - К. : Знання, 2007. - 495 c.
2. Гуревич, Р.С. Теоретические и методологические основы образования в профессионально-технических школах: теоретические и методологические основы образования в профессионально-технических школах : монография / Р.С. гуревич ; под ред. С.У. Гончаренка. - К.
: Вища школа, 1998. - 229 с.
3. Козловська, И. М. Комплексный подход как общая научная методология педагогических наук: прогностичный аспект / И. М. Козловська // Педагогический процесс: теория и практика : сборник научных трудов. - Киев : Изд-во «ЕКМО», 2003. - Вып. 1. - С. 89-99.
4. Словарь справочник профессиональной педагогики / под ред. А.В. Семеновой. - Одесса : Пальмира, 2006. - 362 с.
REFERENCES
1. Kurljand Z.N., and others (2007), Pedagogics of a higher school, publishing house Knowledge, Kiev, Ukraine.
2. Gurevich R.S. (1998), Theoretical and methodical bases of organization of training in professionally technical establishment, publishing house “Higher school”, Kiev, Ukraine.
3. Kozlovska I.M. (2003), The integrated approach as general scientific methodology of a pedagogical science, publishing house “EKMO”, Kiev, Ukraine.
4. Ed. Semenova A.V. (2006), The dictionary - directory on professional pedagogics, publishing house Palmira, Odessa, Ukraine.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.01.2014.