40 |
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Исследование современных форм и методов обучения в системе непрерывной подготовки экономистов
БАУТИН
Василий Михайлович,
доктор экономических наук, профессор Воронежского государственного университета инженерных технологий, Воронеж
МЫЧКА
Светлана Юрьевна,
старший преподаватель, заместитель декана экономического факультета Воронежского государственного университета инженерных технологий,
Воронеж
Аннотация
В статье обосновывается необходимость формирования системы непрерывной подготовки квалифицированных экономистов; исследуются современные формы и методы формирования профессиональной компетенции студентов — будущих экономистов
Ключевые слова:
непрерывная профессиональная подготовка экономистов в вузе, основные формы учебных занятий в вузе, непрерывное образование, инновационные методы обучения
Проблема профессионального становления и развития личности, ее самосовершенствования является ведущей для такой отрасли науки, как экономика. Именно поэтому, в условиях роста конкуренции на современном рынке труда, профессиональная подготовка экономистов должна быть направлена на формирование, развитие и реализацию индивидуальных качеств, призвана содействовать достижению высшей степени профессионального и личностного роста. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования.
Для обеспечения непрерывной профессиональной подготовки экономистов в вузе учебный процесс осуществляется в следующих формах: учебные занятия, выполнение индивидуальных заданий, самостоятельная работа студентов, практическая подготовка и контрольные мероприятия.
Основными формами учебных занятий в вузе традиционно являются лекционные занятия, семинарские занятия, практические занятия, лабораторные занятия, индивидуальные занятия и консультации.
Лекция представляет собой систематизированное, последовательное, логично завершенное, научно обоснованное изложение учебного, научного материала.
Семинарские занятия — особая форма учебного занятия, на котором преподаватель организует изучение предварительно определенных тем с подробным обсуждением, ответами на интересующие вопросы. Семинарские занятия могут проводиться в форме беседы, обсуждения рефератов, докладов, дискуссий,
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
круглых столов. Особенностью семинарских занятий является активное участие студентов в выяснении предложенных к рассмотрению проблем.
Практическое занятие — организационная форма образовательного процесса, на котором преподаватель предлагает детальное рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует компетенции у студентов за счет выполнения ими соответствующих задач.
Лабораторные занятия проводятся под руководством преподавателя с применением учебных приборов, инструментов, материалов, установок, измерительных приборов, компьютеров и других технических средств с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений определенной учебной дисциплины и овладения методикой экспериментальных исследований в конкретной области.
Индивидуальные занятия — форма организации образовательной работы преподавателя со студентами, которая осуществляется путем создания необходимых условий для выявления и реализации творческих возможностей студентов через индивидуально-направленное развитие их способностей, научно-исследовательскую работу и творческую деятельность.
Консультации — вид занятий, на которых преподаватель поясняет студентам конкретные теоретические или практические вопросы, положения или аспекты их практического применения. Консультации проводятся во вне-учебное время, индивидуально или для группы студентов, возможно проведение в дистанционном формате (онлайн режиме).
Данные виды образовательного процесса являются классическими, базовыми элементами преподнесения учебного материала. Однако, по мнению авторов статьи, они выступают неотъемлемыми и обязательными элементами образовательного процесса, фундаментом, на котором строятся дальнейшие профессиональные знания и умения.
Как показывает практика, чем теснее и активнее взаимодействие субъектов в образовательной среде, тем эффективнее в конечном итоге будет образовательный результат. Эти связи можно отобразить следующим образом (рис. 1):
1) взаимодействие преподавателя и студента;
2) взаимодействие студента и работодателя;
3) взаимодействие студента и студента (групповая подготовка, подразумевающая поиск научного результата в горизонтальной плоскости).
В настоящее время активно внедряются различные инновационные методы обучения. Инновации в образовании стали уже не рекомендованными элементами учебного процесса, а обязательными. В связи с этим разрабаты-
Рис. 1. Некоторые примеры образовательного взаимодействия между субъектами
обучения
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
вается множество инновационных методов обучения, способствующих повышению эффективности и совершенствованию образовательного процесса. Ниже будет рассмотрена модель системы подготовки квалифицированных экономистов в условиях непрерывного образования.
Далее возникает необходимость раскрытия сущности методов обучения в образовательной организации. Метод — это способ познания действительности и ее воспроизведения в мышлении; способ, прием или система приемов для достижения какой-либо цели для выполнения определенной операции. В свою очередь, методы обучения — это система способов, приемов, средств, последовательных действий преподавателя и студентов на занятиях, направленная на достижение учебных, дидактических и воспитательных целей и задач, то есть овладение знаниями, умениями, навыками и опытом воспитания, а также необходимыми компетенциями. В теории и практике педагогики методы обучения студентов принято классифицировать по следующим критериям:
- по источникам передачи содержания (словесные, практические, научные методы);
- по характеру самостоятельно-познавательной деятельности и креативности студентов в процессе усвоения содержания образования (объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, проблемное изложение, частично-поисковая, исследовательская);
- в соответствии с логикой организации процесса обучения (индуктивные, дедуктивные, традуктивные, аналитические, синтетические методы обучения);
- в зависимости от метода контроля и самоконтроля в обучении (устная проверка, письменная проверка, контрольные и лабораторные работы, сочинения, домашние задания, графическая проверка, проверка практикой, тестовая проверка).
В теории профессионального обучения существуют различные классификации методов обучения в соответствии с их направленностью на решение специфических педагогических задач, связанных с подготовкой экономистов. Такие методы, в частности, можно подразделить на три группы:
- направленные на овладение теоретическими знаниями;
- направленные на овладение практическими умениями и навыками;
- направленные преимущественно на развитие интеллектуальных, научных качеств и способностей.
Кроме упомянутых традиционных (классических), существуют и другие классификации методов обучения. Среди современных нетрадиционных методов обучения заслуживают внимания активные методы обучения — методы стимулирования и мотивации студентов к учебной деятельности. Методы активного обучения используют для тренировки и развития творческого мышления студентов, формирования у них соответствующих практических умений и навыков, стимулирования и повышения интереса к занятиям, активизации восприятия учебного материала. К таким методам обучения относятся: деловая игра, мозговой штурм, дискуссия, метод делфи, анализ профессиональных ситуаций, case-study и др.
Проанализируем указанные формы обучения и методы их реализации в процессе непрерывной профессиональной подготовки экономистов.
Так, в процессе профессиональной подготовки тематика курса лекций зависит, в частности, от учебной дисциплины, предусмотренной учебным
планом подготовки, который отвечает стандартам подготовки специалистов (бакалавров, магистров) отрасли.
Лекция предусматривает использование таких методов организации учебного процесса, как словесные (объяснение, рассказ, беседа) и наглядные (иллюстрации, презентации). Современная вузовская лекция выполняет методологическую, воспитательную, информационную (образовательную), развивающую, организационную функции.
Для формирования профессиональной компетентности экономистов в учебном процессе целесообразно использовать следующие виды лекционных занятий: информационная лекция, проблемная лекция, бинарная лекция, тематическая лекция, обзорная лекция, лекция-конференция, лекция-визуализация, лекция-консультация.
Подводя итог вышеизложенному, отметим, что все компоненты образовательного процесса важны, поскольку они являются составными элементами механизма формирования профессионала. Традиционные методы обучения в альянсе с инновационными составляют систему образовательного процесса. Однако, по мнению авторов, существующая модель системы подготовки экономистов еще не совершенна и требует корректировок и дополнений. Продолжающаяся государственная политика в области ужесточения требований к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса привела к лишению аккредитации многих вузов, прежде всего, по экономическим направлениям подготовки. Поэтому, по мнению авторов, для повышения эффективности экономического образования необходимо предпринять следующие шаги:
- увеличить количество времени для общения преподавателя со студентами (в том числе индивидуального);
- активно внедрять интерактивные и инновационные методы обучения (онлайн-лекции, онлайн-семинары, вебинары, открытый доступ к различным электронным библиотекам и изданиям, аудио-учебники и пр.);
- повышать уровень практикоориентированности обучения (разработка новых механизмов взаимодействия рынка труда и рынка образования; расширение взаимосвязи образовательных организаций с профильными предприятиями и организациями; увеличение количества часов в учебном плане для проведения лабораторных и практических работ и др.);
- рекомендовать студентом, начиная с первого курса, вести дневник личных достижений и исследований (портфолио, рейтинг научных компетенций и пр.).
Таким образом, в рамках данного исследования считаем целесообразным предложить собственный вариант модели повышения эффективности подготовки экономистов (рис. 2).
В заключение отметим, что организация образовательного процесса непрерывной профессиональной подготовки будущих экономистов должна осуществляться на принципах студентоориентированного обучения. Образовательный процесс в рамках такого подхода осуществляется в следующих формах:
- учебные занятия (лекции, семинарские, практические, лабораторные, индивидуальные занятия);
- самостоятельная работа (основное средство усвоения студентом учебного материала без участия преподавателя в свободное от обязательных учебных занятий время);
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Рис. 2. Модель формирования процесса обучения квалифицированного экономиста в рамках
непрерывного образования
- практическая подготовка (педагогическая практика (учебная и производственная), практика по профилю будущей работы и по специализации, профессиональная (ассистентская) практика, научно-исследовательская практика);
- контрольные мероприятия (промежуточный и итоговый контроль).
Литература
1. Вербина Г. Г. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста: Дисс. ... д-ра психол. наук. — Тамбов, 2011. — 523 с.
2. Забайкин Ю. В. Управление персоналом. — Ч. 1 — М. 2008.
3. Еникеева С.Д., Еникеев И. Х. Социальная направленность инновационного развития российской высшей школы // Инновационное развитие экономики России: междисциплинарное взаимодействие: сборник статей по материалам Седьмой международной научной конференции. — 2014. — С. 461-464.
4. Кондрашечкин Р. В. Прикладные аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания курсантов, студентов и слушателей на примере работы научного кружка при кафедре административного права и оперативно-разыскной деятельности московского областного филиала московского университета МВД России // Актуальные проблемы формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения России: сборник статей. — Рязань, 2013. — С. 46-48.
5. Макаровский Д. А. Управление и манипуляция: границы тождества и различия // Credo new. — 2008. — № 3. — С. 8.
6. Можаев Э. Л. Интеграция компетентностного и профессиографическо-го подходов в личностно-профессиональном развитии педагога по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. — 2008. — № 8. — С. 83-86.
7. Паршутина Л. А. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы: Автореф. ... дисс. канд. пед. наук. — М., 2005. — 18 с.
8. Свердлова Н. А. Особенности процесса интерференции в коммуникации «человек — машина — человек» // Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация: Интернет материалы V Международной научной конференции. Варшава: Институт русистики Варшавского университета. — 2012. — С. 1201-1205.
9. Сизова Т. В. Научное обеспечение профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. — 2012. — № 3. — С. 27-29.
10. Уколова Л.И., Сокерина И. В., Цзян Ш. Основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов к проблеме эстетического воспитания подрастающего поколения // Мир науки, культуры, образования. — 2016. - № 1 (56). — С. 211-213.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА