Научная статья на тему 'Организационно-методическая модель разработки и реализации психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж вуз'

Организационно-методическая модель разработки и реализации психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж вуз Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА КОЛЛЕДЖ ВУЗ / ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИСТОВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / COLLEGE-UNIVERSITY SYSTEM / ECONOMICS STUDENTS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CIRCUMSTANCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумкина Татьяна Александровна

При переходе с одного образовательного уровня на другой студенты ощущают противоречия, возникающие на стыках подсистем. Представленная модель направлена на совершенствование подготовки экономистов в системе колледж вуз. В основе этой модели психолого-педагогические условия: формирование профессионального самоопределения относительно профессий экономического направления, расширение и формирование потребностно-мотивационной сферы, психолого-педагогическое сопровождение выбора образовательной траектории колледж вуз. Описаны компоненты модели, а также основные этапы ее построения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумкина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principal point of the advanced hypothesis of research was the assumption that the improvement of vocational training for economics students in the collegeuniversity system is connected with the realization of psychological and pedagogical circumstances. They are forming of professional self-determination concerning the professions of economic trends, forming/expansion of the sphere of needs and motivations, psychological and pedagogical support of the choice of educational direction in the college-university system. We created a model of a corresponding process for realization of psychological and pedagogical circumstances. During the creation of the model, we used methodological instruments written by N.E. Kasatkina. The presented model has a complex structure and consists of such components as purposes, functions, and content of activity by stages, forms, methods and criteria. We also distinguished the basic stages of the development and realization of psychological and pedagogical circumstances of vocational training for economics students in the college-university system: the experimental-theoretic stage, the experimental-practical stage and the analysis stage. The experimental-theoretic stage is directed at working out of a diagnostic complex and research of psychological nature of personality. The experimental-practical stage is connected with the creation of the process of improvement of educational and cognitive activity of the students. The analysis stage is directed at the effectiveness of the practical application of this model. Creating the model, we have defined social, psychological, didactic and educational purposes. To achieve these purposes, we also have defined teaching, developing and educational functions. These functions have their directions at all the stages of development and realization of psychological and pedagogical circumstances of vocational training for economists in the college-university system. The created model implies the following content of the activity on realization of the experiment: search activity, determinative experiment and forming experiment. According to the purposes, functions and content of the activity, we have defined forms of organization for educational and research process and also forms of organization for extra-curriculum students" activity. Methods as means of achievement of the set purposes in our research are divided into groups. We distinguish diagnostic methods, organizational methods for improvement of vocational training for economists in the college-university system and organizational methods of control. In the college-university system we also have defined educational, emotional, active and volitional components as the criteria of the effect of realization of psychological and pedagogical circumstances of vocational training for economists in the college-university system. The presented organizational and methodological model of development and realization of psychological and pedagogical circumstances of vocational training for economists in the college-university system has a complex structure described in detail by its components.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическая модель разработки и реализации психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж вуз»

ТА. Наумкина

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ

В СИСТЕМЕ КОЛЛЕДЖ - ВУЗ

При переходе с одного образовательного уровня на другой студенты ощущают противоречия, возникающие на стыках подсистем. Представленная модель направлена на совершенствование подготовки экономистов в системе колледж - вуз. В основе этой модели - психолого-педагогические условия: формирование профессионального самоопределения относительно профессий экономического направления, расширение и формирование потребностно-мотивационной сферы, психолого-педагоги-ческое сопровождение выбора образовательной траектории колледж - вуз. Описаны компоненты модели, а также основные этапы ее построения.

Ключевые слова: система колледж - вуз; подготовка экономистов; психолого-педагогические условия.

Спрос на высшее экономическое образование в нашей стране активизировал процесс взаимодействия высшего и среднего экономического образования. Подготовка экономистов в системе колледж - вуз рассматривается нами как многоуровневый образовательный процесс воспитания и профессионального обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, обеспечивающих преемственность уровней профессионального образования по родственным специальностям экономического направления подготовки, а также сокращение сроков обучения в вузе.

Образовательные уровни колледжа и вуза имеют разные цели, осуществляют подготовку специалистов к решению профессиональных задач разного класса сложности. Поэтому при переходе с одного образовательного уровня на другой студенты ощущают противоречия, которые возникают на стыках подсистем и требуют разрешения путем создания оптимальных условий для перехода между рассматриваемыми подсистемами.

В ходе исследования были выявлены и другие трудности подготовки в системе колледж - вуз, которые наиболее отчетливо проявляются при обучении экономистов. И связаны они с наличием множества факторов, стимулирующих выбор и получение высшего экономического образования: реализация социально-

экономического профиля в школе, рынок образовательных услуг, обилие предложений по предоставлению возможности получения высшего экономического образования, современный рынок труда.

При этом выбор экономической специальности определяется студентами как колледжа, так и вуза в связи с возможностью финансового благополучия, экономической самостоятельности, комфортностью труда, которые может обеспечить будущая специальность. Студенты колледжа, рассматривают получаемый образовательный уровень как промежуточный, наличие которого обеспечивает более рациональный способ получения высшего экономического образования. И хотя студенты высказываются, что обучаться экономической специальности интересно, интерес к будущей профессиональной деятельности, как выяснилось, не является фактором, который стимулировал бы процесс профессиональной подготовки.

Кроме того, у молодых людей очень часть складывается искаженное мнение о профессиях экономического направления, игнорируются специфические требования данных профессий к человеку, поэтому часто

выбор экономического направления будущей профессии происходит случайно. При таких обстоятельствах недостаточно разрешить противоречия, которые ощущают студенты при переходе с одного образовательного уровня на другой. В данном случае требуется особый подход к подготовке экономистов в системе колледж - вуз, при котором учитывались бы как внешние факторы, определяющие перспективные и актуальные требования общества к профессиональной экономической подготовке, так и факторы внутренние - психоло-го-педагогические, характеризующие процесс движения человека по пути профессиональной экономической подготовки.

Анализ научной педагогической литературы по проблеме непрерывного образования в системе колледж - вуз позволяет сделать вывод, что исследователи сходятся во мнении о необходимости создания условий, обеспечивающих преемственность подготовки на разных образовательных уровнях [1-4]. И с этим трудно не согласиться, так как преемственность - это один из организационных принципов непрерывного образования. Однако преемственность может обеспечивать плавность, постепенность процесса перехода с одного уровня на другой, и это действительно необходимо, но такой односторонний подход лишь стирает границы между уровнями, не позволяя личности осознать в полной мере, в чем происходит образовательный «скачек», в чем различия профессиональной подготовки на разных образовательных уровнях. Такие условия лишь частично затрагивают внутреннее, личностное отношение к происходящим изменениям в собственной образовательной траектории.

Ключевым моментом выдвинутой гипотезы исследования стало предположение о том, что совершенствование профессиональной подготовки экономистов в системе колледж - вуз связано с реализацией следующих психолого-педагогических условий: формирование

профессионального самоопределения относительно профессий экономического направления, формирование / расширение потребностно-мотивационной сферы, психолого-педагогическое сопровождение выбора образовательной траектории колледж - вуз.

Для того чтобы реализовать психолого-педагоги-ческие условия, нами была построена модель соответствующего процесса. В ходе ее разработки мы использовали методический инструментарий Н.Э. Касаткиной [5]. Представленная модель имеет сложную структуру, состоящую из компонентов, каковыми являются цели,

функции, содержание деятельности по этапам, формы, методы, критерии. Кроме того, мы выделили основные этапы реализации психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз: теоретико-экспериментальный, практико-эксперименталь-ный, оценочный.

Теоретико-экспериментальный этап направлен на составление диагностического комплекса и исследование психологических качеств личности студентов среднего профессионального образования и студентов высшего профессионального образования, обучающихся в сокращенные сроки по ускоренным программам экономического направления подготовки.

Практико-экспериментальный этап связан с построением процесса совершенствования учебнопознавательной деятельности студентов и направлен на расширение потребностно-мотивационной сферы,

формирование профессионального самоопределения относительно профессий экономического направления, обеспечение психолого-педагогического сопровождения выбора образовательной траектории колледж - вуз.

Оценочный этап направлен на оценивание эффективности подготовки экономистов в системе колледж -вуз, выявление результативности реализации модели.

Прежде чем переходить к описанию модели, необходимо отметить, что все компоненты организационнометодической модели сформулированы нами в соответствии с направленностью каждого этапа и ориентированы на конечный результат - совершенствование подготовки экономистов в системе колледж - вуз на основе психолого-педагогических условий.

Поскольку каждый из этих этапов отражает универсальность и последовательность процесса и выполняет различные функции, то и цели деятельности они определяют по-разному. Таким образом, при построении модели мы определили социальные, психологические, дидактические и воспитательные цели.

Социальные цели направлены на выявление социальных требований к образовательной подготовке студента экономического направления подготовки, необходимой для его эффективной профессиональной деятельности. Они направлены на создание условий в системе колледж - вуз для формирования личности, соответствующей социальным требованиям, а также выявление готовности студентов к профессиональной деятельности, соответствующей социальному статусу.

В основе психологических целей - исследование по-требностно-мотивационной сферы студента, профессионального самоопределения, профессиональной рефлексии.

Следующие, дидактические цели связаны с исследованием дидактических особенностей подготовки специалистов экономического направления подготовки в колледже и вузе. Они направлены на организацию преемственного образовательного процесса подготовки экономистов в системе колледж - вуз в соответствии с требованиями образовательного стандарта среднего и высшего профессионального образования.

Воспитательные цели обращены к выявлению качеств, свойств и отношений личности, необходимых выпускнику экономического направления подготовки для эффективной профессиональной деятельности.

В основе этих целей - формирование качеств, свойств и отношений личности, необходимых выпускнику экономического направления подготовки для эффективной профессиональной деятельности.

Для реализации поставленных целей нами определены функции, имеющие свое проявление на всех этапах разработки и реализации психолого-педагоги-ческих условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз.

Обучающие функции связаны с исследованием преемственности учебных планов среднего профессионального и высшего профессионального образования по родственным специальностям экономического направления подготовки. Также они направлены на осуществление деятельности по реализации преемственности учебных планов среднего профессионального и высшего профессионального образования по родственным специальностям экономического направления подготовки и выявление закономерностей совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков в процессе обучения в системе колледж - вуз.

Развивающие функции являются определяющими при реализации процесса совершенствования подготовки экономистов в системе колледж - вуз путем удовлетворение потребностей личности в ступенчатой экономической подготовке с учетом познавательного и профессионального опыта личности. Кроме того, они связаны с выявлением и предотвращением несоответствия подготовки экономистов в системе колледж - вуз требованиям образовательных стандартов среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Воспитательные функции обеспечивают теоретическое обоснование необходимости формирования конкретных качеств, свойств и отношений личности у студентов, обучающихся в системе колледж - вуз по экономическим направлениям подготовки. Эти функции также обеспечивают формирование ценностных ориентаций и устремления через систему экономических знаний, преподнесенных в социальном контексте с этической доминантой. Воспитывающие функции предполагают реализацию процесса корректирования формирующихся ценностных ориентаций и устремления.

Разработанная модель предполагает следующее содержание деятельности по реализации эксперимента: поисковая деятельность, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент.

В основе поисковой деятельности - исследование проблемы подготовки специалистов экономического направления подготовки на среднем и высшем профессиональном образовательном уровне. Эта деятельность связана со сбором материалов по теории и практике подготовки экономистов в системе колледж - вуз, а также оцениванием полученных материалов с позиции их применимости для обоснования психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз.

Организация констатирующего эксперимента связана с изучением психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз, определением динамики изменения образовательного и личностного потенциала студентов, обучающихся в системе колледж - вуз на основе изучения их личност-

ных особенностей, образовательных потребностей, мотивации учебной деятельности, ценностных ориентаций. Констатирующий эксперимент является определяющим в теоретическом оценивании закономерностей влияния психолого-педагогических условий на совершенствование подготовки экономистов в системе колледж - вуз.

Цель организации формирующего эксперимента -определение единых принципов и подходов в разработке программы совершенствования подготовки экономистов в системе колледж - вуз и принципов ее реализации в учебном процессе, а также разработка и внедрение в учебный процесс программы совершенствования подготовки экономистов в системе колледж - вуз, в основе которой психолого-педагогические условия.

В соответствии с целями, функциями и содержанием деятельности мы определили формы организации воспитательно-образовательного и научно-исследовательского процессов, формы организации деятельности студентов во внеучебное время.

Для реализации учебно-воспитательного процесса изначально необходимо исследование оптимального сочетания форм организации учебно-воспитательного процесса при подготовке экономистов в системе колледж - вуз. При этом предполагается использование урока как традиционной формы обучения в среднем специальном учебном заведении. Кроме того, на уровне среднего профессионального образования необходимо внедрение элементов традиционных вузовских форм обучения: лекции, семинарские, лабораторные и практические занятия, индивидуальная работа со студентами. На уровне высшего профессионального образования необходимо проведение работ по подготовке студентов к использованию исключительно вузовских форм обучения.

Организация научно-исследовательского процесса, на начальном - теоретико-экспериментальном - этапе должна проводиться через исследование оптимального сочетания форм организации научно-исследовательского процесса при подготовке экономистов в системе колледж - вуз. Возможно использование следующих форм организации научно-исследовательского процесса: научно-практические конференции, защита выполнения курсовых работ, олимпиады по профессии с участием студентов среднего и высшего профессионального образования по экономическому направлению подготовки.

В основе организации деятельности студентов во внеучебное время - совместное участие студентов среднего и высшего профессионального образования в мероприятиях разной направленности: профессионально-ориентированное направление (проведение недели экономического факультета, организация выставок плакатов по тематике экономических дисциплин, профориентационная работа под руководством психологов); направление на приобретение навыков самоуправления; физкультурно-оздоровительное направление; социально-ориентированное направление и пр. Эффективность организации деятельности студентов во внеучебное время определяется через оценивание активности участия студентов среднего и высшего профессионального образования в совместно проводи-

мых внеучебных мероприятиях, а также оценивание влияния этой деятельности на результативность подготовки в системе колледж - вуз.

Методы как способы достижения поставленных целей в нашем исследовании делятся на группы. Мы выделяем методы диагностики, методы организации деятельности по совершенствованию подготовки экономистов в системе колледж - вуз, методы организация контроля.

Методы диагностики связаны с разработкой диагностического комплекса для обоснования психологопедагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз. При этом предполагается внедрение диагностического комплекса в учебный процесс (изучение личности, изучение факторов, влияющих на подготовку специалистов среднего и высшего звена экономического направления подготовки), анализ условий подготовки специалистов среднего и высшего звена экономического направления подготовки.

Организация деятельности по совершенствованию подготовки экономистов в системе колледж - вуз связана с разработкой программы совершенствования подготовки экономистов в системе колледж - вуз, выявлением направлений внедрения в колледж элементов методом активного обучения, характерных для образовательного процесса в высшей профессиональной школе, внедрением в учебный процесс программы совершенствования подготовки экономистов в системе колледж-вуз (целостный подход к процессу обучения в системе колледж - вуз, технология подготовки экономистов в данной системе). Первостепенное значение придается использованию современной вычислительной техники и информационных технологий в образовательном процессе, оцениванию эффективности внедрения в учебный процесс программы совершенствования подготовки экономистов в системе колледж - вуз. Немаловажное значение для совершенствования подготовки экономистов в системе колледж - вуз имеет и организация совместной деятельности преподавателей колледжа и вуза через научно-методические семинары, мастер-классы, участие преподавателей колледжа в работе ученого совета факультета (института).

Для организации контроля достижения поставлен -ных целей необходима разработка рекомендаций и критериев контроля за эффективностью подготовки экономистов в системе колледж - вуз. Для этого необходима разработка и внедрение контрольных вопросников проблемной направленности для студентов и преподавателей. Также необходимо проведение промежуточного и итогового тестирования, позволяющего оценить уровень подготовки будущих экономистов, обучающихся в системе колледж - вуз, их готовность к профессиональной деятельности, профессиональный интерес к экономическим специальностям, способности к самоанализу собственных возможностей. В результате необходимо провести оценивание результативности реализации психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз.

Средствами разработки и реализации психолого -педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз являются: образовательные стандарты среднего и высшего профессионального об-

разования, рабочие программы, комплект профессио-грамм профессий экономической направленности, квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, методики изучения личности (тест ценностных ориентаций М. Роки-ча, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра), тесты на профориентацию, учебно-программная документация, структурные схемы модульных курсов, комплекс практических заданий, банк проблемных заданий, учебнометодические комплексы дисциплин, изучаемых в системе колледж - вуз, которые одинаковы по составу дидактических единиц.

Критериями оценки эффективности реализации психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз нами определены научно-познавательный, эмоциональный, деятельностный, волевой компоненты.

Научно-познавательный компонент оценивает совпадение учебных интересов с профессиональными, потребность поэтапного освоения теоретических основ и системы практикоориентированных экономических знаний на уровне среднего профессионального образования и потребность в углубленных теоретических и практических экономических знаниях и умениях на уровне высшего профессионального образования, стремление к самостоятельному получению знаний о будущей профессии соответствующего образовательного уровня.

Эмоциональный компонент направлен на оценивание положительного отношения к возможности получения образования через обучение в системе колледж -вуз, профессиональную направленность личности студента, устойчивое положительное отношение к экономическим специальностям среднего профессионального и высшего профессионального образования, положительное отношение к возможности продолжить образование на следующем образовательном уровне.

Деятельностный компонент определяет активность позиции студентов в освоении специальности экономического направления подготовки с целью освоения профессии и продолжения образования на следующем образовательном уровне, проявление активности в освоении специальности экономиста, саморазвитии профессионально важных качеств и свойств личности.

Волевой компонент определяет наличие способностей сознательно управлять поступками по освоению специальности, проявлять уверенность и решительность в преодолении возникающих при этом трудностей; наличие волевых усилий для саморазвития профессионально важных качеств и свойств личности.

Представленная организационно-методическая модель разработки и реализации психолого-педагоги-ческих условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз имеет сложную структуру, которая подробно описана входящими в нее компонентами. На результативность подготовки экономистов в системе колледж - вуз влияет подготовка профессорско-преподавательского состава относительно понимания специфики подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях, особенностей реализации преемственности программ среднего и высшего профессионального образования, необходимости перестройки сформированного профессионального мышления и мотивации познавательной деятельности у выпускников колледжа, обучающихся в вузе, необходимости формирования соответствующих учебных задач, повышающих мотивацию в обучении и перестраивающих профессиональное мышление, необходимости применения всевозможных современных активных методов. И в этом представленная модель имеет возможность оказать существенную помощь, так как детально отражает последовательность и содержание деятельности по организации основных компонент подготовки экономистов в системе колледж - вуз.

ЛИТЕРАТУРА

1. Савина Е.И. Преемственность, как необходимое условие адаптивности образовательной системы колледж - вуз // Среднее профессиональ-

ное образование. 2007. № 1. С. 37-38.

2. Свириденко С А. Преемственность технологической подготовки в системе колледж - вуз // Среднее профессиональное образование. 2007.

№ 1.С. 19-20.

3. Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования // Педагогика. 2005. № 2. С. 41-46.

4. Смолина ТА. Непрерывная преемственная подготовка учителя технологии и предпринимательства в системе колледж - вуз // Образование и

наука. 2001. № 1. С. 100-113.

5. Касаткина Н.Э. Методология и методика исследования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образова-

ния // Психолого-педагогические основы непрерывного образования : межвуз. сб. науч. тр. Кемерово, 1996. С. 13-17.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 24 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.