ТА. Наумкина
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ
В СИСТЕМЕ КОЛЛЕДЖ - ВУЗ
При переходе с одного образовательного уровня на другой студенты ощущают противоречия, возникающие на стыках подсистем. Представленная модель направлена на совершенствование подготовки экономистов в системе колледж - вуз. В основе этой модели - психолого-педагогические условия: формирование профессионального самоопределения относительно профессий экономического направления, расширение и формирование потребностно-мотивационной сферы, психолого-педагоги-ческое сопровождение выбора образовательной траектории колледж - вуз. Описаны компоненты модели, а также основные этапы ее построения.
Ключевые слова: система колледж - вуз; подготовка экономистов; психолого-педагогические условия.
Спрос на высшее экономическое образование в нашей стране активизировал процесс взаимодействия высшего и среднего экономического образования. Подготовка экономистов в системе колледж - вуз рассматривается нами как многоуровневый образовательный процесс воспитания и профессионального обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, обеспечивающих преемственность уровней профессионального образования по родственным специальностям экономического направления подготовки, а также сокращение сроков обучения в вузе.
Образовательные уровни колледжа и вуза имеют разные цели, осуществляют подготовку специалистов к решению профессиональных задач разного класса сложности. Поэтому при переходе с одного образовательного уровня на другой студенты ощущают противоречия, которые возникают на стыках подсистем и требуют разрешения путем создания оптимальных условий для перехода между рассматриваемыми подсистемами.
В ходе исследования были выявлены и другие трудности подготовки в системе колледж - вуз, которые наиболее отчетливо проявляются при обучении экономистов. И связаны они с наличием множества факторов, стимулирующих выбор и получение высшего экономического образования: реализация социально-
экономического профиля в школе, рынок образовательных услуг, обилие предложений по предоставлению возможности получения высшего экономического образования, современный рынок труда.
При этом выбор экономической специальности определяется студентами как колледжа, так и вуза в связи с возможностью финансового благополучия, экономической самостоятельности, комфортностью труда, которые может обеспечить будущая специальность. Студенты колледжа, рассматривают получаемый образовательный уровень как промежуточный, наличие которого обеспечивает более рациональный способ получения высшего экономического образования. И хотя студенты высказываются, что обучаться экономической специальности интересно, интерес к будущей профессиональной деятельности, как выяснилось, не является фактором, который стимулировал бы процесс профессиональной подготовки.
Кроме того, у молодых людей очень часть складывается искаженное мнение о профессиях экономического направления, игнорируются специфические требования данных профессий к человеку, поэтому часто
выбор экономического направления будущей профессии происходит случайно. При таких обстоятельствах недостаточно разрешить противоречия, которые ощущают студенты при переходе с одного образовательного уровня на другой. В данном случае требуется особый подход к подготовке экономистов в системе колледж - вуз, при котором учитывались бы как внешние факторы, определяющие перспективные и актуальные требования общества к профессиональной экономической подготовке, так и факторы внутренние - психоло-го-педагогические, характеризующие процесс движения человека по пути профессиональной экономической подготовки.
Анализ научной педагогической литературы по проблеме непрерывного образования в системе колледж - вуз позволяет сделать вывод, что исследователи сходятся во мнении о необходимости создания условий, обеспечивающих преемственность подготовки на разных образовательных уровнях [1-4]. И с этим трудно не согласиться, так как преемственность - это один из организационных принципов непрерывного образования. Однако преемственность может обеспечивать плавность, постепенность процесса перехода с одного уровня на другой, и это действительно необходимо, но такой односторонний подход лишь стирает границы между уровнями, не позволяя личности осознать в полной мере, в чем происходит образовательный «скачек», в чем различия профессиональной подготовки на разных образовательных уровнях. Такие условия лишь частично затрагивают внутреннее, личностное отношение к происходящим изменениям в собственной образовательной траектории.
Ключевым моментом выдвинутой гипотезы исследования стало предположение о том, что совершенствование профессиональной подготовки экономистов в системе колледж - вуз связано с реализацией следующих психолого-педагогических условий: формирование
профессионального самоопределения относительно профессий экономического направления, формирование / расширение потребностно-мотивационной сферы, психолого-педагогическое сопровождение выбора образовательной траектории колледж - вуз.
Для того чтобы реализовать психолого-педагоги-ческие условия, нами была построена модель соответствующего процесса. В ходе ее разработки мы использовали методический инструментарий Н.Э. Касаткиной [5]. Представленная модель имеет сложную структуру, состоящую из компонентов, каковыми являются цели,
функции, содержание деятельности по этапам, формы, методы, критерии. Кроме того, мы выделили основные этапы реализации психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз: теоретико-экспериментальный, практико-эксперименталь-ный, оценочный.
Теоретико-экспериментальный этап направлен на составление диагностического комплекса и исследование психологических качеств личности студентов среднего профессионального образования и студентов высшего профессионального образования, обучающихся в сокращенные сроки по ускоренным программам экономического направления подготовки.
Практико-экспериментальный этап связан с построением процесса совершенствования учебнопознавательной деятельности студентов и направлен на расширение потребностно-мотивационной сферы,
формирование профессионального самоопределения относительно профессий экономического направления, обеспечение психолого-педагогического сопровождения выбора образовательной траектории колледж - вуз.
Оценочный этап направлен на оценивание эффективности подготовки экономистов в системе колледж -вуз, выявление результативности реализации модели.
Прежде чем переходить к описанию модели, необходимо отметить, что все компоненты организационнометодической модели сформулированы нами в соответствии с направленностью каждого этапа и ориентированы на конечный результат - совершенствование подготовки экономистов в системе колледж - вуз на основе психолого-педагогических условий.
Поскольку каждый из этих этапов отражает универсальность и последовательность процесса и выполняет различные функции, то и цели деятельности они определяют по-разному. Таким образом, при построении модели мы определили социальные, психологические, дидактические и воспитательные цели.
Социальные цели направлены на выявление социальных требований к образовательной подготовке студента экономического направления подготовки, необходимой для его эффективной профессиональной деятельности. Они направлены на создание условий в системе колледж - вуз для формирования личности, соответствующей социальным требованиям, а также выявление готовности студентов к профессиональной деятельности, соответствующей социальному статусу.
В основе психологических целей - исследование по-требностно-мотивационной сферы студента, профессионального самоопределения, профессиональной рефлексии.
Следующие, дидактические цели связаны с исследованием дидактических особенностей подготовки специалистов экономического направления подготовки в колледже и вузе. Они направлены на организацию преемственного образовательного процесса подготовки экономистов в системе колледж - вуз в соответствии с требованиями образовательного стандарта среднего и высшего профессионального образования.
Воспитательные цели обращены к выявлению качеств, свойств и отношений личности, необходимых выпускнику экономического направления подготовки для эффективной профессиональной деятельности.
В основе этих целей - формирование качеств, свойств и отношений личности, необходимых выпускнику экономического направления подготовки для эффективной профессиональной деятельности.
Для реализации поставленных целей нами определены функции, имеющие свое проявление на всех этапах разработки и реализации психолого-педагоги-ческих условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз.
Обучающие функции связаны с исследованием преемственности учебных планов среднего профессионального и высшего профессионального образования по родственным специальностям экономического направления подготовки. Также они направлены на осуществление деятельности по реализации преемственности учебных планов среднего профессионального и высшего профессионального образования по родственным специальностям экономического направления подготовки и выявление закономерностей совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков в процессе обучения в системе колледж - вуз.
Развивающие функции являются определяющими при реализации процесса совершенствования подготовки экономистов в системе колледж - вуз путем удовлетворение потребностей личности в ступенчатой экономической подготовке с учетом познавательного и профессионального опыта личности. Кроме того, они связаны с выявлением и предотвращением несоответствия подготовки экономистов в системе колледж - вуз требованиям образовательных стандартов среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Воспитательные функции обеспечивают теоретическое обоснование необходимости формирования конкретных качеств, свойств и отношений личности у студентов, обучающихся в системе колледж - вуз по экономическим направлениям подготовки. Эти функции также обеспечивают формирование ценностных ориентаций и устремления через систему экономических знаний, преподнесенных в социальном контексте с этической доминантой. Воспитывающие функции предполагают реализацию процесса корректирования формирующихся ценностных ориентаций и устремления.
Разработанная модель предполагает следующее содержание деятельности по реализации эксперимента: поисковая деятельность, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент.
В основе поисковой деятельности - исследование проблемы подготовки специалистов экономического направления подготовки на среднем и высшем профессиональном образовательном уровне. Эта деятельность связана со сбором материалов по теории и практике подготовки экономистов в системе колледж - вуз, а также оцениванием полученных материалов с позиции их применимости для обоснования психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз.
Организация констатирующего эксперимента связана с изучением психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз, определением динамики изменения образовательного и личностного потенциала студентов, обучающихся в системе колледж - вуз на основе изучения их личност-
ных особенностей, образовательных потребностей, мотивации учебной деятельности, ценностных ориентаций. Констатирующий эксперимент является определяющим в теоретическом оценивании закономерностей влияния психолого-педагогических условий на совершенствование подготовки экономистов в системе колледж - вуз.
Цель организации формирующего эксперимента -определение единых принципов и подходов в разработке программы совершенствования подготовки экономистов в системе колледж - вуз и принципов ее реализации в учебном процессе, а также разработка и внедрение в учебный процесс программы совершенствования подготовки экономистов в системе колледж - вуз, в основе которой психолого-педагогические условия.
В соответствии с целями, функциями и содержанием деятельности мы определили формы организации воспитательно-образовательного и научно-исследовательского процессов, формы организации деятельности студентов во внеучебное время.
Для реализации учебно-воспитательного процесса изначально необходимо исследование оптимального сочетания форм организации учебно-воспитательного процесса при подготовке экономистов в системе колледж - вуз. При этом предполагается использование урока как традиционной формы обучения в среднем специальном учебном заведении. Кроме того, на уровне среднего профессионального образования необходимо внедрение элементов традиционных вузовских форм обучения: лекции, семинарские, лабораторные и практические занятия, индивидуальная работа со студентами. На уровне высшего профессионального образования необходимо проведение работ по подготовке студентов к использованию исключительно вузовских форм обучения.
Организация научно-исследовательского процесса, на начальном - теоретико-экспериментальном - этапе должна проводиться через исследование оптимального сочетания форм организации научно-исследовательского процесса при подготовке экономистов в системе колледж - вуз. Возможно использование следующих форм организации научно-исследовательского процесса: научно-практические конференции, защита выполнения курсовых работ, олимпиады по профессии с участием студентов среднего и высшего профессионального образования по экономическому направлению подготовки.
В основе организации деятельности студентов во внеучебное время - совместное участие студентов среднего и высшего профессионального образования в мероприятиях разной направленности: профессионально-ориентированное направление (проведение недели экономического факультета, организация выставок плакатов по тематике экономических дисциплин, профориентационная работа под руководством психологов); направление на приобретение навыков самоуправления; физкультурно-оздоровительное направление; социально-ориентированное направление и пр. Эффективность организации деятельности студентов во внеучебное время определяется через оценивание активности участия студентов среднего и высшего профессионального образования в совместно проводи-
мых внеучебных мероприятиях, а также оценивание влияния этой деятельности на результативность подготовки в системе колледж - вуз.
Методы как способы достижения поставленных целей в нашем исследовании делятся на группы. Мы выделяем методы диагностики, методы организации деятельности по совершенствованию подготовки экономистов в системе колледж - вуз, методы организация контроля.
Методы диагностики связаны с разработкой диагностического комплекса для обоснования психологопедагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз. При этом предполагается внедрение диагностического комплекса в учебный процесс (изучение личности, изучение факторов, влияющих на подготовку специалистов среднего и высшего звена экономического направления подготовки), анализ условий подготовки специалистов среднего и высшего звена экономического направления подготовки.
Организация деятельности по совершенствованию подготовки экономистов в системе колледж - вуз связана с разработкой программы совершенствования подготовки экономистов в системе колледж - вуз, выявлением направлений внедрения в колледж элементов методом активного обучения, характерных для образовательного процесса в высшей профессиональной школе, внедрением в учебный процесс программы совершенствования подготовки экономистов в системе колледж-вуз (целостный подход к процессу обучения в системе колледж - вуз, технология подготовки экономистов в данной системе). Первостепенное значение придается использованию современной вычислительной техники и информационных технологий в образовательном процессе, оцениванию эффективности внедрения в учебный процесс программы совершенствования подготовки экономистов в системе колледж - вуз. Немаловажное значение для совершенствования подготовки экономистов в системе колледж - вуз имеет и организация совместной деятельности преподавателей колледжа и вуза через научно-методические семинары, мастер-классы, участие преподавателей колледжа в работе ученого совета факультета (института).
Для организации контроля достижения поставлен -ных целей необходима разработка рекомендаций и критериев контроля за эффективностью подготовки экономистов в системе колледж - вуз. Для этого необходима разработка и внедрение контрольных вопросников проблемной направленности для студентов и преподавателей. Также необходимо проведение промежуточного и итогового тестирования, позволяющего оценить уровень подготовки будущих экономистов, обучающихся в системе колледж - вуз, их готовность к профессиональной деятельности, профессиональный интерес к экономическим специальностям, способности к самоанализу собственных возможностей. В результате необходимо провести оценивание результативности реализации психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз.
Средствами разработки и реализации психолого -педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз являются: образовательные стандарты среднего и высшего профессионального об-
разования, рабочие программы, комплект профессио-грамм профессий экономической направленности, квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, методики изучения личности (тест ценностных ориентаций М. Роки-ча, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра), тесты на профориентацию, учебно-программная документация, структурные схемы модульных курсов, комплекс практических заданий, банк проблемных заданий, учебнометодические комплексы дисциплин, изучаемых в системе колледж - вуз, которые одинаковы по составу дидактических единиц.
Критериями оценки эффективности реализации психолого-педагогических условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз нами определены научно-познавательный, эмоциональный, деятельностный, волевой компоненты.
Научно-познавательный компонент оценивает совпадение учебных интересов с профессиональными, потребность поэтапного освоения теоретических основ и системы практикоориентированных экономических знаний на уровне среднего профессионального образования и потребность в углубленных теоретических и практических экономических знаниях и умениях на уровне высшего профессионального образования, стремление к самостоятельному получению знаний о будущей профессии соответствующего образовательного уровня.
Эмоциональный компонент направлен на оценивание положительного отношения к возможности получения образования через обучение в системе колледж -вуз, профессиональную направленность личности студента, устойчивое положительное отношение к экономическим специальностям среднего профессионального и высшего профессионального образования, положительное отношение к возможности продолжить образование на следующем образовательном уровне.
Деятельностный компонент определяет активность позиции студентов в освоении специальности экономического направления подготовки с целью освоения профессии и продолжения образования на следующем образовательном уровне, проявление активности в освоении специальности экономиста, саморазвитии профессионально важных качеств и свойств личности.
Волевой компонент определяет наличие способностей сознательно управлять поступками по освоению специальности, проявлять уверенность и решительность в преодолении возникающих при этом трудностей; наличие волевых усилий для саморазвития профессионально важных качеств и свойств личности.
Представленная организационно-методическая модель разработки и реализации психолого-педагоги-ческих условий подготовки экономистов в системе колледж - вуз имеет сложную структуру, которая подробно описана входящими в нее компонентами. На результативность подготовки экономистов в системе колледж - вуз влияет подготовка профессорско-преподавательского состава относительно понимания специфики подготовки специалистов в средних специальных учебных заведениях, особенностей реализации преемственности программ среднего и высшего профессионального образования, необходимости перестройки сформированного профессионального мышления и мотивации познавательной деятельности у выпускников колледжа, обучающихся в вузе, необходимости формирования соответствующих учебных задач, повышающих мотивацию в обучении и перестраивающих профессиональное мышление, необходимости применения всевозможных современных активных методов. И в этом представленная модель имеет возможность оказать существенную помощь, так как детально отражает последовательность и содержание деятельности по организации основных компонент подготовки экономистов в системе колледж - вуз.
ЛИТЕРАТУРА
1. Савина Е.И. Преемственность, как необходимое условие адаптивности образовательной системы колледж - вуз // Среднее профессиональ-
ное образование. 2007. № 1. С. 37-38.
2. Свириденко С А. Преемственность технологической подготовки в системе колледж - вуз // Среднее профессиональное образование. 2007.
№ 1.С. 19-20.
3. Просвиркин В.Н. Преемственность в системе непрерывного образования // Педагогика. 2005. № 2. С. 41-46.
4. Смолина ТА. Непрерывная преемственная подготовка учителя технологии и предпринимательства в системе колледж - вуз // Образование и
наука. 2001. № 1. С. 100-113.
5. Касаткина Н.Э. Методология и методика исследования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образова-
ния // Психолого-педагогические основы непрерывного образования : межвуз. сб. науч. тр. Кемерово, 1996. С. 13-17.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 24 мая 2011 г.