Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательской работы студентов первых курсов технического колледжа'

Организация научно-исследовательской работы студентов первых курсов технического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО КУРСА ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ / RESEARCH WORK / FIRST-YEAR STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / PROGRAM OF THE ORGANIZATION OF RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Головко Римма Анатольевна, Хазова Снежана Александровна, Григорова Эллина Владимировна, Субботина Елена Анатольевна

Современные тенденции информатизации и технологизации жизнедеятельности общества определяют особые требования к компетенциям специалистов. Ключевое значение для эффективности профессиональной деятельности приобретают способности к научно-исследовательской работе. Особенно важным является формирование данных способностей у будущих инженеров, чья работа непосредственно связана с изобретательством, научным творчеством. Подготовка будущих инженеров к данной работе должна осуществляться с первых курсов обучения в колледже. В данной статье приведены результаты исследования, направленного на выявление психолого-педагогических условий организации научно-исследовательской работы студентов первых курсов технического колледжа. Представлена разработанная программа, обеспечивающая реализацию этих условий в учебном процессе колледжа. Изложены результаты экспериментального исследования, свидетельствующие об эффективности предлагаемых условий и программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Головко Римма Анатольевна, Хазова Снежана Александровна, Григорова Эллина Владимировна, Субботина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF RESEARCH WORK OF THE FIRST-YEAR STUDENTS IN TECHNICAL COLLEGE

Current trends of informatization and technologization of activity of society define special requirements to competences of experts. The key value for efficiency of professional activity is gained by abilities to research work. Formation of these abilities at future engineers whose work is directly connected with invention, scientific creativity is especially important. Training of future engineers for this work has to be carried out from the first courses in college. Results of the research directed to identification of psychological and pedagogical conditions of the organization of research work of the first-year students in technical college are given in this article. The developed program providing realization of these conditions in educational process of college is presented. The results of a pilot study demonstrating efficiency of the offered terms and programs are stated.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательской работы студентов первых курсов технического колледжа»

ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

SPECIFIC TECHNIQUES AND TECHNOLOGIES OF EDUCATION

УДК 377.169.3 ББК 74.47 О-64

Р.А. Головко

Магистрант факультета педагогики, психологии и коммуникативистики

Кубанского государственного университета, преподаватель Краснодарского

колледжа электронного приборостроения; E-mail: snkhazova@gmail.com

С.А. Хазова

Доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики факультета педагогики, психологии и коммуникативистики

Кубанского государственного университета; E-mail: snkhazova@gmail.com

Э.В. Григорова

Преподаватель Краснодарского колледжа электронного приборостроения;

E-mail: snkhazova@gmail.com

Е.А. Субботина

Преподаватель Краснодарского колледжа электронного приборостроения;

E-mail: snkhazova@gmail.com

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

(Рецензирована)

Аннотация. Современные тенденции информатизации и технологизации жизнедеятельности общества определяют особые требования к компетенциям специалистов. Ключевое значение для эффективности профессиональной деятельности приобретают способности к научно-исследовательской работе. Особенно важным является формирование данных способностей у будущих инженеров, чья работа непосредственно связана с изобретательством, научным творчеством. Подготовка будущих инженеров к данной работе должна осуществляться с первых курсов обучения в колледже. В данной статье приведены результаты исследования, направленного на выявление психолого-педагогических условий организации научно-исследовательской работы студентов первых курсов технического колледжа. Представлена разработанная программа, обеспечивающая реализацию этих условий в учебном процессе колледжа. Изложены результаты экспериментального исследования, свидетельствующие об эффективности предлагаемых условий и программы.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, студенты первого курса технического колледжа, психолого-педагогические условия, программа организации научно-исследовательской работы.

R.A. Golovko

Master's Degree Student of Faculty of Pedagogics, Psychology and Communicativistics, Kuban State University, teacher of the Krasnodar College of Electronic Instrument Making; E-mail: snkhazova@gmail.com

S.A. Khazova

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of the General and Social Pedagogy of Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicativistics, Kuban State University; E-mail: snkhazova@gmail.com

E.V. Grigorova

Teacher of the Krasnodar College of Electronic Instrument Making; E-mail: snkhazova@gmail.com

E.A. Subbotina

Teacher of the Krasnodar College of Electronic Instrument Making; E-mail: snkhazova@gmail.com

ORGANIZATION OF RESEARCH WORK OF THE FIRST-YEAR STUDENTS IN TECHNICAL COLLEGE

Abstract. Current trends of informatization and technologization of activity of society define special requirements to competences of experts. The key value for efficiency of professional activity is gained by abilities to research work. Formation of these abilities at future engineers whose work is directly connected with invention, scientific creativity is especially important. Training of future engineers for this work has to be carried out from the first courses in college. Results of the research directed to identification of psychological and pedagogical conditions of the organization of research work of the first-year students in technical college are given in this article. The developed program providing realization of these conditions in educational process of college is presented. The results of a pilot study demonstrating efficiency of the offered terms and programs are stated.

Keywords: research work, first-year students of technical college, psychology and pedagogical conditions, program of the organization of research work.

В соответствии с современными тенденциями развития среднего профессионального образования важное место в числе результатов освоения образовательных программ занимают компетенции научно-исследовательской работы. К ним, согласно ФГОС СПО четвертого поколения, относятся следующие способности и умения:

- выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

- осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

- планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

- использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

- пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке [1].

Таким образом, успешность современного отечественного специалиста, в частности, специалиста среднего звена, во многом зависит от его способности к организации самостоятельной деятельности, самоанализу результатов деятельности [2]. В данном контексте можно утверждать, что технический колледж должен формировать личность будущего специалиста, прививая исследовательские навыки, учить студента планировать свои действия с позиций исследовательского подхода.

Проблемами организации научно-исследовательской работы студентов колледжей занимались такие отечественные специалисты, как Л.Ф. Авдеева, В.В. Арнаутов, Т.П. Вишнякова, Л.П. Козлова, H.B. Матолыгина, Н.П. Меньшикова, О.И. Митрош и др. Некоторые аспекты формирования готовности научной деятельности уточняются в работах: И.Д. Багаевой, К.Д. Ду-рай-Новаковой, Г.А. Кручининой, А.Ф. Линенко, И.А. Протасовой, Г.А. Самодовой, A.C. Тарновской, Е.К. Черничкиной и др. Возможные направления научно-исследовательской работы студентов системы среднего и высшего образования определены в трудах Л.А. Беляевой, О.И. Гомжиной, Е.В. Родина, Р.Х. Каллимулина, А.А. Кутумова, Т.И. Кушнир и т.д. Изучение теории и практики организации научно-исследовательской работы студентов системы среднего профессионального образования выявило наличие противоречия между постоянно изменяющимися требованиями к содержанию и качеству профессиональной деятельности инженера, обусловливающими необходимость в опережающе-развивающем характере профессиональной подготовки, и неготовностью студентов технических колледжей мобильно адаптироваться к ним по причине недостаточно эффективной организации научно-исследовательской работы данного контингента обучающихся. В свою очередь, разрешение данного противоречия требует выявления соответствующих психолого-педагогических условий и разработки программы организации научно-исследовательской работы обучающихся, что составило цель проведенного исследования.

Представления современных российских ученых относительно сущности и содержания научно-исследовательской деятельности студентов, в том числе студентов колледжей [3, 4, 5, 6 и др.], психологических и педагогических

факторов ее эффективности [7, 8, 9 и др.] и особенностей организации [10, 11, 12 и др.] послужили основой для определения совокупности психолого-педагогических условий эффективной организации научно-исследовательской работы студентов технического колледжа:

1. Гуманистическая позиция педагога, которая может быть охарактеризована с точки зрения представлений педагога об обучающемся, принятия его как ценности; ориентации педагога на сущностные характеристики научно-исследовательской работы.

2. Установка студентов на самоконтроль, саморазвитие, самосовершенствование в научно-исследовательской деятельности.

3. Систематический мониторинг проблем, связанных с участием студентов первых курсов в научно-исследовательской работе.

4. Единая непротиворечивая система оценивания процесса и результатов научно-исследовательской работы; наличие образца, с которым соотносится выполняемая научно-исследовательская работа.

5. Широкое субъект-субъектное взаимодействие в процессе научно-исследовательской работы; компонентами взаимодействия при этом выступают: адресат (кому и для чего адресуется выполненная научно-исследовательская работа); субъект (кто, по каким причинам обязан выступить субъектом предполагаемой деятельности); способы и содержание субъект-субъектного взаимодействия (занимаемые позиции, конгруэнтность позиций и действий); «внесубъектное» взаимодействие (люди, которых привлекают для участия в качестве «средства» исполнения чужого замысла).

6. Сочетание принципов неди-рективности и директивности при подготовке обучающихся первых курсов к участию в научно-исследовательской деятельности.

7. Целенаправленность, систематичность и последовательность

деятельности педагогов по преодолению проблем, связанных с подготовкой и участием студентов в научно-исследовательской работе; включает в себя последовательную реализацию следующих шагов: диагностику сути проблемы; информационный поиск путей ее решения; выбор оптимального варианта решения; первичную помощь на этапе реализации плана решения.

Опытно-экспериментальное обоснование психолого-педагогических условий организации научно-исследовательской работы студентов первых курсов проводилось на базе ГБПОУ КК «Краснодарский колледж электронного приборостроения». В эксперименте приняли участие студенты первого курса технических специальностей 10.02.03 «Информационная безопасность автоматизированных систем», 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы». Количество респондентов - 71 человек (ЭГ- 36 чел., КГ - 35 чел.). На констатирующем этапе эксперимента проводилась диагностика исходного уровня готовности обучающихся к научно-исследовательской работе. Определение критериев оценки базировалось на результатах анализа исследований Т.В. Немчиновой, Т.А. Токтохоевой, Е.В. Родиной, Л.А. Черняевой, И.В. Шадчинаи др. [13, 14, 15 и др.]. Выделены следующие обобщенные показатели:

- умения и навыки осуществления научно-исследовательской деятельности (оценивается методом анализа процесса и результатов деятельности);

- техническое мышление (тест Беннета «Оценка уровня технического мышления», оценивает умения читать чертежи, разбираться в технических схемах, решать элементарные физико-математические задачи);

- отношение к обучению как ведущей деятельности (методика самооценки мотивов учебной, познавательной, профессиональной деятельности (А.А. Реан, В.А. Якунин));

- подготовленность к обучению в техническом колледже.

Степень подготовленности к обучению в техническом колледже оценивается посредством авторского теста «Самооценка готовности к обучению в техническом колледже». Основные блоки вопросов ориентированы на:

- выявление основных форм, в которых студентами реализуется научно-исследовательская работа; отношения студентов к выбору направления индивидуального проектирования, к определению тематики, приоритетных направлений проектирования;

- анализ мотивационной составляющей, определяющей отношение студентов первых курсов к научно-исследовательской деятельности;

- определение степени сфор-мированности познавательной активности и самостоятельности у студентов;

- выявление понимания студентами сущности научно-исследовательской работы.

Диагностические мероприятия выявили, что на начало эксперимента участники ЭГ и КГ достоверно не различались и характеризовались недостаточной сформированностью всех оцениваемых показателей. Полученные результаты инициировали разработку программы подготовки студентов первых кусов технического колледжа к научно-исследовательской работе, реализация которой обеспечивает создание выявленных психолого-педагогических условий. Целью программы стало совершенствование организации образовательного процесса в техническом колледже в части научно-исследовательской работы. Для достижения цели предусмотрено решение комплекса задач:

- формирование навыков, ведущих к результативности в научно-исследовательской работе;

- развитие познавательной активности и интереса к предстоящей научно-исследовательской работе;

- повышение уровня развития технического мышления;

- развитие образовательной мотивации и самостоятельности.

Программа рассчитана на 17 занятий (34 академических часа) и предусматривает поэтапную организацию деятельности. На первом этапе - подготовительном (занятия №№ 1-2) - решаются задачи по установлению эмоционально-позитивного контакта со студентами-первокурсниками, осуществляется знакомство с участниками группы, проводится ориентировка первокурсников в нормативно-правовом поле образовательного процесса в колледже. На данном этапе реализуются принципы недиректив-ности, в частности, участникам предоставляется возможность проявления инициативы и самостоятельности. Ведущими методами и приемами являются такие, как коммуникация с использованием техники эмпатического слушания, приемы формирования чувства принадлежности к группе, обсуждение в группе результатов, полученных в ходе диагностики.

Второй этап - формирующий - реализуется в течение занятий №№ 3-15. В рамках третьего занятия решается задача по установлению взаимодействия с группой обучающихся, которая также основывается на принципах недирективности в процессе установления обратной связи обучающихся с преподавателем. Цель педагога - в рамках знакомства с обучающимися установить групповые интересы, потребности, мнения и т.д. Занятия №№ 4-5 нацелены на установление взаимодействия внутри учебных групп, обучение профессиональному языку, работу со специальной литературой. Для решения задачи применяются методы, ориентированные на обучение способам работы со справочной и научной литературой, методы обучения работе с оборудованием.

Следующие два занятия (№№ 6-7) нацелены на решение

задачи установления взаимодействия внутри учебных групп, создание атмосферы соревновательности. Педагог сочетает принцип директивной направленности на актуализацию трудностей при подготовке и проведении НИР и недирективности в предоставлении первокурснику свободы выбора. Реализация данного похода обеспечивается за счет применения ситуационных задач.

На занятиях №№ 8-12 ведется работа по установлению взаимодействия в малых группах, развивается познавательная активность и интерес к предстоящей научно-исследовательской деятельности. Здесь педагогом используется директивных подход в построении модели отношений с обучающимися, который выражается в предоставлении тематики творческих заданий, необходимой для изучения материала. Выполнение творческих заданий позволяет решить задачи данного этапа программы.

В рамках занятий №№ 13-14 поддерживается основная целевая задача - установление взаимодействия в группе, формирование исследовательских навыков и умений, развитие уровня технического мышления и самостоятельности. Студентам предоставляется возможность проявления инициативы и самостоятельности (недирективный принцип) при подготовке портфо-лио, анализе полученных результатов выполнения творческих заданий, в процессе формирования отчетных материалов, материалов для выступления перед коллективом и непосредственно в процессе выступления.

Задача, решаемая в рамках пятнадцатого занятия, ориентирована на развитие образовательной мотивации и самостоятельности, способности к осознанию себя и своих возможностей. Обучающимся предлагается выступить на научно-технической (научно-практической) конференции в колледже. Недирективный принцип реализации

программы здесь выражается в приглашении всех желающих. Для осуществления данного этапа программы педагог, совместно с методической службой колледжа и другими коллегами, участвуют в проведении конференций. В частности, на базе колледжа было организовано проведение таких конференций, как «Шаг в будущее - 2018», где ребята выступали с работами по направлению «Информатика» в секции «Информационные технологии»; «Мы 1Т-шники. И это - здорово!», в рамках которой обучающимся была предоставлена возможность как самостоятельно выступить, так и проявить свои знания в рамках выступления-беседы с приглашенными действующими 1Т-специалистами.

Завершающий этап программы - аналитический, реализуется в рамках двух занятий (№№ 16-17) и нацелен на решения задачи по

переносу нового позитивного опыта в дальнейшую научно-исследовательскую работу. Здесь применяется сочетание недирективности, выражающейся в предоставлении первокурсникам инициативы и самостоятельности во время НИР, и директивности - при организации и обеспечении условий для переноса нового опыта в НИР. Педагог проводит повторную диагностику и изучает результаты, сопоставляет их с исходными данными; осуществляет анализ приемов, обеспечивших выполнение студентами норм, правил поведения в группе во время коллективной НИР. На данном этапе происходит осознание студентами собственных индивидуальных и групповых достижений.

Результаты контрольного исследования показали положительную динамику в ряде диагностируемых показателей ЭГ (таблица 1).

Таблица 1

Изменение уровня подготовленности студентов первых курсов технического колледжа к научно-исследовательской работе

Показатель ЭГ КГ

исходный итоговый исходный итоговый

Уровень развития технического мышления низкий высокий низкий средний

Навыки научно-исследовательской деятельности средний выше среднего средний средний

Познавательная активность средний выше среднего средний низкий

Мотивы деятельности средний выше среднего средний средний

Уровень самооценки подготовленности к обучению в техническом колледже средний высокий средний средний

Интерес к предстоящей научно-исследовательской работе низкий выше среднего низкий низкий

Ориентация научно-исследовательской работы на будущую профессию низкий выше среднего низкий низкий

Степень самостоятельности при выборе темы научно-исследовательской работы низкий выше среднего низкий низкий

Можно видеть, что в КГ уров- показателей не претерпели измени сформированности выделенных нений, тогда как в ЭГ улучшились

все показатели. При этом значительный прирост результатов ЭГ зафиксирован по таким показателям, как:

- уровень развития технического мышления (от низкого до высокого уровня);

- интерес к предстоящей научно-исследовательской работе, ориентация научно-исследовательской работы студента на будущую профессию, степень самостоятельности при выборе темы научно-исследовательской

работы (от низкого до выше среднего уровня).

Таким образом, разработанная программа организации научно-исследовательской работы студентов первых курсов технического колледжа, обеспечивающая создание выявленных психолого-педагогических условий, показала свою результативность, что говорит о ценности предложенного курса обучения и позволяет применить его в образовательных организациях подобного типа.

Примечания:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование: (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1547) // ИПП ГАРАНТ. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71477324/

2. Левченко И.Е. Особенности организации самостоятельной работы студентов при реализации ФГОС // Научные исследования в образовании. 2012. № 4.

3. Байлук В.В. Самостоятельная деятельность студентов как система // Педагогическое образование в России. Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург). 2016. № 8.

4. Зарубина З.В., Сторчак М.О. Формы и методы научной деятельности студентов // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. 2011. № 55.

5. Назарьева Л.Г. Научная исследовательская работа студента: задача, компетенции, технологии // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2015. № 3-4.

6. Ростова А.В. Формы научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2011. № 7.

7. Гирфанова Е.Ю. Психолого-педагогические аспекты успешности самостоятельной работы студентов // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 10 (16).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ильина Т.Г. Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов-экономистов // Проблемы учета и финансов. 2014. № 4 (16).

9. Зуева А.С. Компетентностный подход в организации научно-исследовательской деятельности студентов профессионально-педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2014.

10. Беляева Л.А., Коллегов А.К. Организация научно-исследовательской работы студентов в области психологии и педагогики // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 6 (147).

11. Иванова Ж.Г. Организация исследовательской работы студентов // Педагогическое мастерство: материалы междунар. заоч. науч. конф. М., 2012.

12. Калимуллин Р.Х., Гомжина О.И. Организация учебно-исследовательской работы студентов в условиях технического колледжа // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3.

13. Немчинова Т.В., Токтохоева Т.А. Организация научно-исследовательской работы студентов // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 15.

14. Родина Е.В. Анализ организации учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа // Теория и практика общественного развития. 2012. № 10.

15. Черняева Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2011.

References:

1. Federal State Educational Standard of Secondary Professional Education in the specialty 09.02.07 Information Systems and Programming: (approved by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 9, 2016 No. 1547) // IPP GARANT. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71477324/

2. Levchenko I.E. Features of the organization of independent work of students in the implementation of the Federal State Educational Standard // Scientific research in education. 2012. No. 4.

3. Bayluk V.V. Independent activity of students as a system // Pedagogical education in Russia. Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg). 2016. No. 8.

4. Zarubina Z.V., Storchak M.O. Forms and methods of scientific activity of students // Bulletin of the Kharkiv National Automobile and Highway University. 2011. No. 55.

5. Nazaryeva L.G. Student's scientific research work: task, competence and technology // Electronic Bulletin of Rostov Social and Economic Institute. 2015. No. 3-4.

6. Rostova A.V. Forms of research activities of students // Bulletin of Volzhsky University of V.N. Tatishchev. 2011. No. 7.

7. Girfanova E.Yu. Psychological and pedagogical aspects of the success of independent work of students // Bulletin of Kazan Technological University. 2013. No. 10 (16).

8. Ilyina T.G. Problems of the organization of research work of students-economists // Problems of accounting and finance. 2014. No. 4 (16).

9. Zueva A.S. Competence-based approach in the organization of research activities of students of the professional-pedagogical higher school: Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. Ekaterinburg, 2014.

10. Belyaeva L.A., Kollegov A.K. Organization of research work of students in the field of psychology and pedagogy // Bulletin of Tomsk State Pedagogical University. 2014. No. 6 (147).

11. Ivanova Zh.G. Organization of students' research work // Pedagogical skills: proceedings of the intern. extramural scientific conf. M., 2012.

12. Kalimullin R.Kh., Gomzhina O.I. Organization of educational and research work of students in a technical college // International Journal of Experimental Education. 2015. No. 3.

13. Nemchinova T.V., Toktokhoeva T.A. Organization of students' research work // Bulletin of the Buryat State University. 2011. No. 15.

14. Rodina E.V. Analysis of the organization of educational and research activities of college students // Theory and practice of social development. 2012. No. 10.

15. Chernyaeva L.A. Formation of the research competence of students of the pedagogical college: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. Novokuznetsk, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.