УДК 378.1
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СЕМИНАРА КАК ОДНОЙ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ФОРМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ
© Светлана Анатольевна КЛЕНИКОВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории
и методики профессионального образования Московский государственный областной университет 105005, Российская Федерация, г. Москва, ул. Радио, 10а E-mail: s.klenikova@mgou.ru © Марина Александровна МУСАТОВА кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории
и методики профессионального образования Московский государственный областной университет E-mail: ma.musatova@mgou.ru © Елена Анатольевна АНТРОПОВА аспирант, ассистент кафедры теории и методики профессионального образования Московский государственный областной университет E-mail: e.a.antropova85@mail.ru
Раскрыты методологические основы организации научно-исследовательского семинара как одной их ключевых форм научно-исследовательской работы магистрантов; перечислены основные задачи научно-исследовательской работы и научно-исследовательского семинара. Участие в работе научно-исследовательского семинара позволит студентам магистратуры сформировать профессиональные компетенции, как и способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование; использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач; готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа; а также готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Рассмотрены различные образовательные технологии, которые могут использоваться при проведении научно-исследовательского семинара: активные и интерактивные методы, диалоговые технологии, технологии учебного исследования, технологии контекстного типа, технологии профессиональной социализации. Сделан вывод, что в результате проведения научно-исследовательского семинара магистранты должны овладеть научно-исследовательскими технологиями поиска, сбора и теоретического анализа методико-педагогической и научно-технической информации, планирования и проведения педагогического эксперимента, обработки результатов экспериментальной деятельности, обобщения и представления результатов научной деятельности в виде докладов, тезисов, статей, подготовки компьютерных презентаций результатов научной деятельности, подготовки выступлений и докладов на научных мероприятиях, самооценки и рефлексии своей научно-исследовательской деятельности.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа; научно-исследовательский семинар; цели и задачи научно-исследовательской работы; профессиональные компетенции
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-27-31
Важными вопросами подготовки магистров педагогического образования является создание образовательной среды и соответствующих инновационных методов, средств и форм обучения научно-исследовательской деятельности, приводящих к развитию интеллектуальных способностей, креативного профессионального мышления. Реализация научно-исследовательской деятельности в
процессе обучения помогает повысить профессиональную подготовку студента магистратуры через освоение навыков исследовательской работы, которая в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 - «Педагогическое образование» является обязательной и включает научно-исследовательскую работу, научно-исследо-
вательскую практику, подготовку и защиту магистерской диссертации [1].
Основной целью научно-исследовательской работы магистранта является развитие способности самостоятельного осуществления научно-исследовательской деятельности, связанной с решением профессиональных задач в современных условиях, формирование научно-исследовательских умений и профессиональных компетенций, а также опыта самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Основным реальным результатом научно-исследовательской работы магистранта является написание и успешная защита магистерской диссертации, отражающей специфику содержания усвоенного опыта педагогической и научно-исследовательской работы [2].
Задачами научно-исследовательской работы магистранта являются:
- обеспечение становления профессионального научно-исследовательского мышления, формирование четкого представления об основных профессиональных задачах и способах их решения;
- формирование умений анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач;
- формирование готовности использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;
- обеспечение готовности самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки;
- формирование готовности изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
- обеспечение готовности использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт.
При реализации магистерской программы по направлению подготовки 44.04.01 -«Педагогическое образование», по программе подготовки «Профессиональное образование» в Московском государственном областном университете на кафедре теории и методики профессионального образования про-
водятся научно-исследовательские семинары, мастер-классы и открытые лекции приглашенных ученых и специалистов-практиков.
Научно-исследовательский семинар -это одна из основных форм научно-исследовательской работы магистрантов, которая обеспечивает возможность взаимодействия магистрантов с ведущими учеными по научным проблемам профессионального образования.
Научно-исследовательский семинар призван сделать научную работу магистрантов постоянным и систематическим элементом образовательного процесса [3], включить магистрантов в среду научного сообщества кафедры и университета, реализовать потребности обучающихся в знакомстве с широким кругом научно-исследовательских проблем, формировании актуального стиля научно-исследовательской деятельности на основе изучения опыта ученых, ознакомлении магистрантов с методами и формами научно -исследовательской работы, являющейся основой подготовки и защиты магистерской диссертации.
Цели научно-исследовательского семинара состоят в формировании у магистрантов умений и навыков самостоятельного научного анализа современных проблем профессионального образования, разработке и научном обосновании путей их преодоления, теоретическом обосновании мер по совершенствованию профессиональной подготовки с учетом ее современного состояния и тенденций дальнейшего развития [4], ориентируясь на потребности общества и производства. Данные цели соотносятся с целью ООП ВО по программе подготовки «Профессиональное образование»: формирование профессиональных компетенций, развитие коммуникативных и психологических качеств, формирование гражданской ответственности и самосознания, понимания социальной значимости профессии.
Задачами научно-исследовательского семинара являются:
- ознакомление магистрантов с актуальными проблемами теории и методики профессионального образования;
- ознакомление магистрантов с методологией и практикой научных исследований в профессиональном образовании;
- помощь в корректировке индивидуальных планов научно-исследовательской работы магистрантов:
- проведение консультационной работы, позволяющей более глубоко представить направление диссертационного исследования;
- формирование у студентов навыков научной работы, умения вести научную дискуссию, публично представлять результаты исследования, обобщать и представлять их в виде презентации, реферата, аналитического обзора, критической рецензии, доклада, сообщения, выступления, научной статьи и пр.;
- обеспечение непосредственной связи научно-исследовательской работы с видами профессиональной деятельности [5], к которым готовится будущий магистр (педагогическая, научно-исследовательская, проектная, методическая, управленческая, культурно-просветительская);
- развитие основных научных направлений университета, обеспечение преемственности уровней подготовки: бакалавриат -магистратура - аспирантура.
Научно-исследовательский семинар является важнейшей формой организации научно-исследовательской работы магистрантов по программе подготовки «Профессиональное образование». Научно-исследовательский семинар проводится на регулярной основе в 1-4 семестрах с периодичностью два раза в семестр. Руководство научно-исследовательским семинаром осуществляет руководитель магистерской программы. Научно-исследовательский семинар может проводиться с участием аспирантов, преподавателей, ведущих исследователей и представителей работодателей [6]. Работа магистрантов в научно-исследовательском семинаре по программе подготовки «Профессиональное образование» является неотъемлемой частью научно-исследовательской работы и отражается в индивидуальных планах.
Основной формой проведения научно-исследовательского семинара для магистров по программе «Профессиональное образование» является семинар по проблемам организации и методологии проведения научных исследований.
Участие в работе научно-исследовательского семинара позволит студентам магистратуры сформировать следующие профессиональные компетенции:
- способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование;
- использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач;
- готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
- готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
При проведении научно-исследовательского семинара могут использоваться различные образовательные технологии: активные и интерактивные методы, диалоговые технологии [7], технологии учебного исследования, технологии контекстного типа, технологии профессиональной социализации.
В результате проведения научно-исследовательского семинара магистранты должны овладеть научно-исследовательскими технологиями: поиска, сбора и теоретического анализа методико-педагогической [8] и научно-технической информации; планирования и проведения педагогического эксперимента; обработки результатов экспериментальной деятельности; обобщения и представления результатов научной деятельности в виде докладов, тезисов, статей; подготовки компьютерных презентаций результатов научной деятельности; подготовки выступлений и докладов на научных мероприятиях; самооценки и рефлексии своей научно-исследовательской деятельности.
Примерный перечень тем научно-исследовательского семинара
Тема 1. Теоретико-методические основы формирования аппарата научного исследования в профессиональном образовании.
Тема 2. Теоретико-методологические основы научно-методического исследования в профессиональном образовании.
Тема 3. Организационно-методические основы моделирования научно-методического исследования в профессиональном образовании.
Тема 4. Модернизация образовательных программ профессионального образования.
По результатам работы магистрант представляет письменный отчет (по семестрам), отражающий выполнение соответствующих пунктов индивидуального плана и содержащий информацию об участии в научно-исследовательском семинаре, подготовке докладов и опубликованных работах.
Кроме того, творческая реализация обучающихся в магистратуре по направлению подготовки 44.04.01 - «Педагогическое образование», по программе подготовки «Профессиональное образование» на факультете технология и предпринимательство проходит в различных инновационных формах обучения. Это - мастер-классы, деловые игры, научные кружки, презентации проектов, тренинги [9], дискуссии, «круглые столы», семинары, конференции, где магистранты могут апробировать свои исследования, доложить о результатах проведенной научно-исследовательской работы.
Таким образом, научно-исследовательские семинары ориентированы на формирование у магистрантов навыков и компетенций исследовательской и аналитической работы, необходимых для успешной подготовки магистерской диссертации, а также обеспечение знаний актуальной проблематики по профилю магистерской программы.
Они являются обязательной, органически неотъемлемой частью научно-исследовательской деятельности магистрантов, активной формой их учебной работы, обеспечивающей возможность гибкого, интерактивного взаимодействия магистрантов и ведущих ученых кафедр теории и методики профессионального образования [10] и основ производства и машиноведения Московского государственного областного университета, а также работодателей.
Список литературы
1. Анисимова Л.Н. Развитие творческой и научно-исследовательской деятельности студентов - будущих учителей технологии // Право и практика. М.: Изд-во АНО «Научно-исследовательский институт истории, экономики и права», 2017. № 2. С. 236-243.
2. Безуглов И.Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования. М.: Академический проект, 2008. 194 с.
3. Давыдов В.П., Образцов Н.И., Уман А.И. Методология и методика психолого-педагогических исследований. М.: Логос, 2006. 128 с.
4. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком, 2010. 284 с.
5. Коржуев А.В., Попков В.А. Научное исследование по педагогике: теория, методология, практика. M.: Академический проект, 2008. 288 с.
6. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований. М.: Академия, 2008. 320 с.
7. Загвязинский В.И.Методология и методы психолого-педагогических исследований. М.: Академия, 2007. 208 с.
8. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 288 с.
9. Загвязинский В.И. О типичных недостатках и ошибках в педагогических исследованиях // Педагогика. 2010. № 2. С. 101-109.
10. Новожилов Э.Д. Научное исследование (логика, методология, эксперимент): монография. М.: Физико-математическая литература, 2007. 363 с.
References
1. Anisimova L.N. Razvitie tvorcheskoy i nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov -budushchikh uchiteley tekhnologii [The development of creative and scientific-research activity of students - future teachers of technology]. Pravo i praktika [Law and Practice]. Moscow, ANO "Nauchno-issledovatel'skiy institut istorii, ekonomiki i prava" Publ., 2017, no. 2, pp. 236243. (In Russian).
2. Bezuglov I.G., Lebedinskiy V.V., Bezuglov A.I. Osnovy nauchnogo issledovaniya [The Basements of Scientific Study]. Moscow, Akademi-cheskiy proekt Publ., 2008, 194 p. (In Russian).
3. Davydov V.P., Obraztsov N.I., Uman A.I. Me-todologiya i metodika psikhologo-pedagogi-cheskikh issledovaniy [Methodology and Methods of Psychological-Pedagogic Researches]. Moscow, Logos Publ., 2006, 128 p. (In Russian).
4. Novikov A.M., Novikov D.A. Metodologiya nauchnogo issledovaniya [Methodology of Scientific Research]. Moscow, Librokom Publ., 2010, 284 p. (In Russian).
5. Korzhuev A.V., Popkov V.A. Nauchnoe issledo-vanie po pedagogike: teoriya, metodologiya, praktika [Scientific Research in Pedagogy: Theory, Methodology, Practice]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 2008, 288 p. (In Russian).
6. Borytko N.M. Metodologiya i metody psik-hologo-pedagogicheskikh issledovaniy [Method-
ology and Methods of Psychological-Pedagogic Researches]. Moscow, Akademiya Publ., 2008, 320 p. (In Russian).
7. Zagvyazinskiy V.I. Metodologiya i metody psik-hologo-pedagogicheskikh issledovaniy [The Methodology and Methods of Psychological-Pedagogic Researches]. Moscow, Akademiya Publ., 2007, 208 p. (In Russian).
8. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie [Pedagogic Projection]. Moscow, Publishing center "Akademiya", 2007, 288 p. (In Russian).
9. Zagvyazinskiy V.I. O tipichnykh nedostatkakh i oshibkakh v pedagogicheskikh issledovaniyakh [About typical drawbacks and mistakes in pedagogic researches]. Pedagogika - Pedagogy, 2010, no. 2, pp. 101-109. (In Russian).
10. Novozhilov E.D. Nauchnoe issledovanie (logika, metodologiya, eksperiment) [Scientific Research (Logic, Methodology, Experiment)]. Moscow, Fiziko-matematicheskaya literatura Publ., 2007, 363 p. (In Russian).
Поступила в редакцию 24.01.2017 г. Отрецензирована 25.02.2017 г. Принята в печать 08.08.2017 г.
Received 24 January 2017 Reviewed 25 February 2017 Accepted for press 8 August 2017
Конфликт интересов отсутствует. There is no conflict of interests.
UDC 378.1
METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE ORGANIZATION OF THE SCIENTIFIC RESEARCH SEMINAR AS ONE OF THEIR KEY FORMS OF THE SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF THE MASTERS Svetlana Anatolevna KLENIKOVA
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Theory and Methodology of Vocational Education Department
Moscow Region State University
10a Radio St., Moscow, Russian Federation, 105005
E-mail: s.klenikova@mgou.ru
Marina Aleksandrovna MUSATOVA
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Theory and Methodology of Vocational Education Department Moscow Region State University E-mail: ma.musatova@mgou.ru Elena Anatolevna ANTROPOVA
Post-graduate Student, Assistant of Theory and Methodology of Vocational Education Department Moscow Region State University E-mail: e.a.antropova85@mail.ru
The methodological foundations of the organization of the research seminar as one of the key forms of the research work of undergraduates are disclosed; the main tasks of research work and research seminar are listed. Participation in the work of the research seminar will allow the students of the magistracy to form professional competencies, as well as the ability to analyze the results of scientific research, apply them in solving specific research tasks in the field of science and education, and independently carry out scientific research; use individual creative abilities to solve research tasks independently; Readiness to study the state and potential of the managed system and its macro and microenvironment by using a set of methods of strategic and operational analysis; As well as the willingness to use individual and group decision-making technologies in the management of an organization that carries out educational activities. Various educational technologies that can be used in the conduct of a research seminar are considered: active and interactive methods, dialog technologies, technology of educational research, technology of contextual type, technology of professional socialization. It is argued that as a result of the research seminar, graduate students should master scientific and research technologies, such as: searching, collecting and theoretical analysis of methodological, pedagogical and scientific and technical information; Planning and conducting a pedagogical experiment; Processing of experimental results; Generalization and presentation of the results of scientific activity in the form of reports, theses, articles; Preparation of computer presentations of the results of scientific activity; Preparation of speeches and reports at scientific events; Self-assessment and reflection of their research activities.
Keywords: scientific research work; research seminar; goals and tasks of research work; professional competences DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-27-31
Для цитирования: Клепикова С.А., Мусатова М.А., Антропова Е.А. Методологические основы организации научно-исследовательского семинара как одной из ключевых форм научно-исследовательской работы магистрантов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 6 (170). С. 27-31. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-27-31.
For citation: Klenikova S.A., Musatova M.A., Antropova E.A. Metodologicheskie osnovy organizatsii nauchno-issledovatel'skogo seminara kak odnoy ikh klyuchevykh form nauchno-issledovatel'skoy raboty magistrantov [Methodological foundations of the organization of the scientific research seminar as one of their key forms of the scientific research work of the masters]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 6 (170), pp. 27-31. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-27-31. (In Russian, Abstr. in Engl.).