Научная статья на тему 'Особенности экологической подготовки будущих учителей в системе образовательного кластера «Профессиональный колледж – вуз»'

Особенности экологической подготовки будущих учителей в системе образовательного кластера «Профессиональный колледж – вуз» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / КЛАСТЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «КОЛЛЕДЖ – ВУЗ»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Топор А. В.

В статье освещаются положительные аспекты экологической подготовки будущих учителей начальных классов в рамках образовательного кластера «педагогический колледж – вуз», приводятся результаты анкетирования, направленного на выявление уровня экологической культуры студентов данного направления подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности экологической подготовки будущих учителей в системе образовательного кластера «Профессиональный колледж – вуз»»

Опыт исследований

А.В. Топор

Особенности экологической подготовки будущих учителей в системе образовательного кластера «профессиональный колледж - вуз»

В статье освещаются положительные аспекты экологической подготовки будущих учителей начальных классов в рамках образовательного кластера «педагогический колледж - вуз», приводятся результаты анкетирования, направленного

на выявление уровня экологической культуры студентов данного направления подготовки.

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая культура, экологическая подготовка будущих учителей начальных классов, образовательный кластер, образовательная система «колледж - вуз».

§

Модернизация современной системы образования предусматривает по- о вышение качества подготовки обучающихся в профессиональной школе и вузе, обеспечение их высокого уровня культуры в целом и экологической составляющей - в частности. От экологической культуры выпускников профессиональных учебных заведений в значительной степени зависит не только состояние окружающей природы, здоровья людей, уровень развития экономики страны, но и будущее нашей планеты.

одним из критериев цивилизованного общества является высокий уровень экологической подготовки специалистов, от которого зависит сложившаяся в обществе система ценностей, ее сознательный пересмотр молодым поколением, а также общее повышение уровня личной ответственности каждого представителя молодого поколения за будущее Земли.

Экологическая культура, являющаяся результатом экологической подготовки будущего специалиста, представляет собой целостную систему знаний индивида об экологии, достижениях научно-технического прогресса в этой области, умение и потребность использовать их в обыденной личной, общественной и профессиональной деятельности, экологически ориентированный, целостный взгляд на взаимоотношения человека, общества и биосферы [6].

основой и составными частями экологической культуры личности являются экологическая грамотность, экологическая эрудиция, экологическая образованность и экологическая компетентность.

экологическая грамотность предполагает наличие у индивида начальной суммы базовых экологических знаний и умение использовать их для осмысления конкретных экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни, способность и готовность совершать элементарные природоохранительные действия и адекватные поступки в ситуациях экологического характера [4; 7].

экологическая эрудиция - это наличие у индивида широкого круга знаний и умение использовать их не только для осмысления конкретных экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни, и элементарных природоохранительных действий, но также для анализа и оценки разнообразных ситуаций экологического характера, выбора адекватных форм собственной деятельности в них [Там же].

технологии

Опыт исследований

Под экологической образованностью подразумевается соответствующий Государственному образовательному стандарту уровень знаний в области экологии, критическое экологическое мышление и экологическая воспитанность, позволяющие учащимся проявлять активную позицию в защите окружающей среды [4; 7].

экологическая компетентность определяется как совокупность знаний, умений и навыков, значимых для решения экологических задач и позволяющих это успешно делать [там же].

экологическую грамотность, экологическую эрудицию, экологическую образованность и экологическую компетентность можно рассматривать как части и поэтапные результаты процесса экологической подготовки будущего учителя начальных классов, осуществляемой в средних и высших профессиональных учебных заведениях. При этом, в определенной степени, экологическая образованность, экологическая компетентность и экологическая культура могут быть достигнуты выпускниками средних профессиональных учебных заведений. Повышение уровня экологической подготовки возможно в высших учебных заведениях при наличии и эффективном использовании последними четкого нормативно-правового обеспечения, а также научно обоснованного организационно-содержательного и учебно-методического подкрепления. В такой постановке данная проблема актуальна и значима для современной педагогической науки и практики.

теоретическое обоснование и практическое решение данной проблемы рассматривали представители разных наук прошлого и настоящего времени. В связи с разработкой принципов природосообразности обучения и воспитания аспекты формирования экологической культуры прослеживаются в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А.А. Дистервега, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и других.

Более пристальное внимание проблемам экологического образования (Т.А. Акимова, СВ. Алексеев, И.Д. Зверев, А.Н. Ильина, А.П. Кузьмин, Б.Т. Лихачев, Л.В. Моисеева и другие), развития экологической культуры (А.А. Вербицкий, И.Т. Гайсин, Э.В. Гирусов, Н.С. Дежникова, И.Т. Суравегина, С.Н. Г лазачев и другие) уделяется современными учеными. По их мнению, экологическое образование и воспитание призваны развивать внутреннее чувство ответственности и долга по отношению ко всему живому, т.к. сохранение среды обитания и здоровья человека являются одной из самых важных категорий в системе ценностей общества. Определяющими предпосылками экологического образования и воспитания в целях устойчивого развития общества должны быть: пересмотр идеи антропоцентризма о преобладании человека над природой

и неисчерпаемости природных ресурсов, осознание качественно нового соотношения биотических и социальных сил на планете, ответственность человеческого интеллекта за структурно-функциональное состояние социосферы, биосферы и за благоприятные условия существования в ней человечества [1]. Для решения этих проблем экологическое образования £ должно носить системный, преемственный и непрерывный характер, т.е. |

система дошкольного экологического образования и воспитания должна о быть преемственно связана с системой среднего образования, среднеспециального, вузовского и непрерывного образования [2].

В этом ключе одним из приоритетных направлений развития современного профессионального образования является кластерный подход на основе взаимодействия, партнерства, сотрудничества, диалога между заинтересованными субъектами [6]. В нашем случае рассматривается система «профессиональный колледж - вуз», которая представляет собой органичную структуру, включающую Бендерский педагогический колледж (БПК) и Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко (ПГУ).

Основными целями и задачами колледжа являются: достижение учащимися высокого уровня развития, воспитание нравственной личности, формирование нового поколения, приспособленного к новым социально-экономическим условиям; подготовка учащихся к активной, инициативной деятельности в области реализации своих знаний для получения высшего образования; подготовка учащихся к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности; подготовка учащихся к вступительным экзаменам и дальнейшему успешному обучению в ПГУ.

Дисциплины, изучаемые студентами БПК в течение трех лет в рамках Государственного стандарта среднего профессионального образования повышенного уровня, дают возможность углубить и расширить знания в данном направлении при изучении идентичных дисциплин в ПГУ.

Занятия, проводимые в БПК и ПГУ, осуществляются по системе, предполагающей проведение лекций, семинаров, лабораторных работ, написание рефератов, выполнение индивидуальных заданий, курсовых работ и т.д. Отличительной особенностью реализации учебного процесса в БПК является наполняемость вышеназванных видов занятий учебными материалами общеобразовательного уровня, поскольку специфика обучения в данном учебном заведении подразумевает получение среднего и профессионального образования на базе девяти классов средней общеобразовательной школы. Образовательный процесс вуза предполагает углубление и совершенствование профессиональной экологической

99

технологии

Опыт исследований

подготовки будущих учителей начальных классов за счет расширения спектра профессиональных и естественнонаучных дисциплин экологической направленности, увеличения количества самостоятельной работы, вовлечения в различные студенческие научные общества и т.д. Такой подход к профессиональной подготовке дает возможность осуществлять преемственность в образовательном кластере «колледж-вуз», обогащая полученные в БПК практико-ориентированные знания научной составляющей, получаемой в рамках естественнонаучных, профессиональных, психолого-педагогических дисциплин, изучаемых в ПГУ.

Для облегчения процесса вхождения учащихся в новую для них систему обучения и обеспечения эффективности формирования у них экологической культуры разработаны специальные методические пособия, например, «Психолого-педагогический практикум», «Экологическая культура в сфере начального образования», «Методика преподавания естествознания в начальной школе».

Положительным показателем существования системы «колледж-вуз» на основе преемственности в экологической подготовке является проведение и организация студенческих научно-практических конференций, на которых учащиеся БПК и ПГУ представляют свои исследовательские работы экологической направленности.

Сравнительный анализ показал, что работы студентов вуза по аналогичным темам несколько превосходят работы учащихся колледжа по глубине и профессиональному подходу к изложению материала, что вполне естественно. Формировать экологически зрелую личность непросто, ведь такой личности присуще системное мышление, а оно складывается у человека в достаточно взрослом возрасте. У значительной части студентов имеются обычно лишь его элементы. Отсюда проистекает важнейшее направление работы педагогов колледжа - закладка прочного фундамента экологических знаний, на основе которых эта зрелость постепенно формируется. Корни экологии - в биологических науках, поэтому много делается для того, чтобы укреплять биологическую подготовку учащихся.

В колледже вопросами экологического образования и воспитания занимаются исключительно преподаватели естественнонаучного направления. Но поскольку одна биология все же не позволяет обеспечить всей системы экологической подготовки, необходимо сформировать сопряженную с ней систему экологизированных разделов других предметов, причем не только естественнонаучного цикла, но и социально-гуманитарного.

Освещение вопросов экологического образования и воспитания в вузе, помимо естественнонаучных предметов, ведется при преподавании пред-

метов гуманитарного направления («Философия», «Культурология», ш «Введение в специальность», «Общая психология», «Землеведение», 5

«Теория обучения», «Теория и методика воспитания» и др.). |

Экологическое образование - процесс длительный и сложный. Он о

предполагается на всех этапах современной образовательной системы и о

зависит от социальных, экономических и политических условий [3]. В | период обучения в колледже учащиеся приближаются к будущей профес- О

сиональной деятельности, у них закладываются основы экологической культуры. Однако в полном объеме экологическая образованность, экологическая компетентность и экологическая культура в целом могут быть достигнуты выпускниками высших учебных заведений.

Считаем, что в этом ключе определенный интерес представляют результаты проведенного нами анкетирования студентов выпускного курса БПК и студентов ПГУ, обучающихся на втором курсе заочного отделения факультета «Педагогики и психологии», специальность «Педагогика и методика начального образования» (набор на базе БПК).

Анкета для студентов была разработана с учетом вышеперечисленных компонентов экологической культуры, на основе методики комплексного выявления ее состояния (С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев), включала 3 блока:

I блок (содержит вопросы, позволяющие определить мотивационноценностный компонент экологической культуры);

II блок (нацелен на определение содержательно-информационного компонента);

III блок (позволяет выявить операционно-деятельностный компонент экокультуры).

В целом исследованием было охвачено 50 человек.

Проведенное анкетирование студентов БПК и ПГУ свидетельствует о недостаточно высоких показателях сформированности определяемых компонентов эколого-педагогической культуры у студентов БПК (I блок:

22% - средний уровень, 78% - низкий уровень; II блок: 30% - средний уровень, 70% - низкий уровень; III блок: 35% - средний уровень; 65% -низкий уровень). В то же время сформированность определяемых компонентов эколого-педагогической культуры у студентов второго курса ПГУ заметно отличается (I блок: 8% - высокий уровень, 30% - средний уровень, 62% - низкий уровень; II блок: 5% - высокий уровень, 34% -средний уровень, 61% - низкий уровень; III блок: 3% - высокий уровень,

34% - средний уровень, 63% - низкий уровень).

Вышеприведенные данные позволяют сделать вывод о том, что различия в полученных результатах подчеркивают необходимость и оправданность преемственности образовательных заведений в системе «про-

технологии

Опыт исследований

фессиональный колледж - вуз». Также необходимым условием для эффективной работы данной системы является дополнение организационно-содержательного и учебно-методического компонентов обучения в вузе экологической составляющей.

Помимо необходимости экологизации системы образования, признаваемой многими исследователями, предпочтительным вариантом является экологизация в системе непрерывного профессионального образования. В этом контексте весьма актуальным является экологический потенциал образовательной системы «колледж-вуз», поскольку, согласно Н.М. Мамедову, обеспечивая постоянное пополнение, расширение и углубление экологических знаний, можно разрешить противоречия между личным и общественно необходимым уровнем этих знаний у людей [3]. В этом случае экологизация не будет являться механическим добавлением к общему образованию, а станет органичной частью системы образования в целом.

Библиографический список

1. Гайсин И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования: Дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2000.

2. Гильмиярова С.Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США: Дис. ... д-ра пед. наук. Уфа, 2002.

3. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Общеобразовательные цели изучения экологии // Вестник АсЭко. 1995. Вып. 1-2.

4. Миронов А.В. Преподавание экологии в школе. М., 2004.

5. Попкова Е.Г. Образовательный кластер на пути модернизации системы высшего образования в соответствии с европейскими стандартами // Сайт «Маркетинговое агентство “Марка”». URL: Й1р://%'%г«г.тагка^о^а. mMastery/237-obrazovatelnyj-klaster-na-puti-modemizatsii-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-sootvetstvii-s-evropejskimi-standartami.html (дата обращения: 13.07.2013).

6. Рябцева О.Н. Формирование экологической культуры учащихся в системе «школа - профессиональный колледж - вуз»: Дис. ... канд. пед. Казань, 2005.

7. Словарь экологических терминов / Сост. М.В. Бузаева, И.Г. Кобзарь, В.В. Козлова и др.; Под науч. ред. В.В. Савиных. Ульяновск, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.