Научная статья на тему 'Экологическая культура как объект рефлексии студентов гуманитарного вуза'

Экологическая культура как объект рефлексии студентов гуманитарного вуза Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
130
25
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Гришаева Юлия Михайловна

В работе представлены результаты анкетирования студентов гуманитарного вуза различных направлений подготовки на предмет осознания ими некоторых характеристик понятия «экологическая культура».

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Гришаева Юлия Михайловна,

Ecological culture as an object of reflection of humanitarian higher educational institution students

The article is dedicated to the results of questionnaire poll of humanitarian higher educational institution students about ecological culture.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Экологическая культура как объект рефлексии студентов гуманитарного вуза»

ции воспитательной работы в учебной группе, что является следствием низкого уровня социальной зрелости студентов;

- проблема недостаточного использования возможностей системы материального стимулирования активности студентов, разработанной в вузе;

- проблема комплексного использования всех видов контроля как части системы мониторинга воспитательной деятельности в вузе.

Однако реализация в деятельности куратора функций менеджмента дает и ряд возможностей, которые в свою очередь влияют на качество воспитательного процесса в вузе в целом и на каждом факультете, учебной группе в частности. К этим возможностям можно отнести:

- формирование и реализацию «дерева целей» воспитания студентов в вузе через достижение оперативных целей воспитания, определенных в деятельности куратора для уровня учебной группы, и как следствие достижение тактических и стратегических целей воспитания в вузе;

- осуществление комплексного планирования воспитательной деятельности в вузе, основанного на направлениях Концепции воспитания студентов, традициях и особенностей факультета, интересов учебной группы;

- развитие студенческого самоуправления в вузе через делегирование прав и ответственности студентам при организации научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности и использование инновационных форм и методов воспитания;

- создание системы мотивации студентов в вузе с использованием нематериального и материального стимулирования их активности;

- создание системы мониторинга качества воспитательного процесса в вузе через комплексную реализацию всех видов и методов контроля в воспитательной деятельности куратора.

Таким образом, полагаем, что использование теории менеджмента в деятельности куратора учебой группы переведет куратора в позицию системообразующего фактора воспитательной системы вуза [3], что, несомненно, станет важным условием повышения качества профессионального образования в вузе.

Примечания

1. Бугаева Т. П. Деятельность куратора в современном вузе: автореф. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2010. С. 16.

2. Ходырева Е. А. Проблемы разработки мониторинга воспитательного процесса в гуманитарном вузе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 3(3). С. 53.

3. Гафурова Н. В., Бугаева Т. П. Теоретические обоснования кураторской деятельности как системообразующей в воспитательной системе вуза [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/ item.asp?id=13219165

УДК 37.013

Ю. М. Гришаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА

В работе представлены результаты анкетирования студентов гуманитарного вуза различных направлений подготовки на предмет осознания ими некоторых характеристик понятия «экологическая культура».

The article is dedicated to the results of questionnaire poll of humanitarian higher educational institution students about ecological culture.

Ключевые слова: экологическая культура, гуманизация, гуманитаризация.

Key words: ecological culture, humanization, humanitarization.

Вопросы качественной модернизации подготовки будущих профессионалов в гуманитарной сфере отражают сегодня актуальные запросы общества и все больше находят свое воплощение в практике вузовского образовательного процесса в качестве новых принципов проектирования структуры и содержания изучаемых дисциплин. Одним из таких принципов, выбранных нами в качестве аспекта исследования, выступает принцип «усиления гуманитарной составляющей образовательного процесса», в полной мере реализующийся, на наш взгляд, в решении задач экологизации сознания будущих выпускников через присвоение ими ценностей и смыслов экологической культуры.

Объективные процессы гуманизации и гуманитаризации современного образования направлены на обогащение мировоззренческой, культурной сферы личности, акцентированы на преимущественной роли морально-этических идеалов в ходе социализации обучающихся. Последнее обстоятельство напрямую связано с целями современного экологического образования, несущего идеи глобального образования для устойчивого развития биосферы в целом. Под глобальным образованием мы подразумеваем «вид образования, рассматривающий мировые процессы с точки зрения общечеловеческих интересов, ориентированный на необходимость и возможность международного сотрудничества и взаимопомощь, способствующий гармоничному вписыванию человека в систему общекультурных ценностей, взаимосвязей на социальном, экологическом, экономическом и других уровнях с акцентом на этических позициях глобально ориентированной личности, предлагающий видение мира как единого целого, как огромной планетарной

© Гришаева Ю. М., 2012

общины, где благополучие каждого зависит от благополучия остальных» [1].

Таким образом, в качестве методологической основы для определения целей образовательного процесса нами выбран подход, который характеризуется рассмотрением высшего образования с точки зрения культуры, средства ее трансляции, сохранения и развития. В научно-педагогической литературе выделяются в качестве составляющих целевого компонента образования профессионально-культурные и общекультурные составляющие, различные виды культуры специалиста (правовая, политическая, коммуникативная, экологическая и т. д.). Пути совершенствования высшего образования связываются здесь с широкой гуманитарной подготовкой (С. Н. Глазачев, Л. А. Байкова, И. А. Винтин, С. Галян, Н. Губанов, Э. Кашуба, Ю. Е. Фокин, Н. А. Шайденко и др.). Экологическая культура в данном ключе понимания цели экологического образования может рассматриваться как особое качество предметной, социальной и духовной культуры общества. Анализируя модель экологически культурной личности, ряд исследователей (например, Н. П. Несговорова, В. Л. Савиных, 2009) выделяют такую ее базовую характеристику, как целостность, под которой понимают «высокий уровень ее (личности. - Авт.) сформи-рованности, при котором ее убеждения, цели и идеалы, интересы и потребности, знания и умения составляют единство. Благодаря этой особенности экологическая культура захватывает все стороны личности: сознание и мировоззрение, цели и устремления, идеалы и потребности, знания и умения, поведение» [2]. Компонентный состав экологической культуры личности включает в себя следующие системные элементы (по С. С. Кашлеву, 2004 [3]):

• мотивационный компонент: система мотивов экологической деятельности и поведения личности;

• аксиологический компонент: осознание многосторонней ценности природы для общества и человека, природы как общечеловеческой ценности, самоценности природы;

• гностический компонент: система научных и эмпирических знаний о природе и ее компонентах, человеке как составной части природы, взаимодействии человека и природы; знаний экологии, социальной экологии, охраны природы;

• этический (нормативный) компонент: система норм и правил поведения и деятельности человека в природе, взаимодействия с природой (экологическая этика);

• операционно-деятельностный компонент: система экологических умений личности, практические экологические умения и навыки, владение различными технологиями взаимодействия с природой;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• эмоционально-волевой компонент: эмоциональная отзывчивость личности к природе, опыт эмо-

ционально-волевого отношения в решении экологических проблем на личностном уровне, достижении оптимизации отношений человека и природы.

Исследуя сущность понятия «экологическая культура личности», проанализируем различные подходы к его определению. В трудах ведущих отечественных ученых экологическая культура рассматривается:

• как мера и способ реализации сущностных сил человека, экологического сознания и мышления (С. Н. Глазачев);

• норма и идеал, ставящий целесообразные ограничения эгоизма (В. Р. Бганба);

• форма взаимоотношений человека со средой, коэволюция человека, социума и биосферы (В. А. Лось);

• этап развития культуры при важности экологических проблем (А. П. Ошмарин);

• составная часть этики и морали в отношениях общества и среды (О. Н. Яницкий);

• культура системной организации действительности на пути формирования мировоззрения, новое качество культуры (И. И. Мазур, О. Н. Козлова);

• повышение уровня экологической компетентности, овладение знаниями, умениями и навыками экосообразного поведения, в которое внесено экоцентрическое мировоззрение, сознание, мышление, идеи, ценности, идеалы, убеждения, принципы и т. п. (С. Б. Игнатов);

• ее значение в том, что под ее влиянием произошла смена мировоззренческих парадигм, смещение в тезис «природа - покровитель человека» (3. И. Тюмасева, Е. Н. Богданов);

• способ жизнеобеспечения, где общество духовных ценностей при реализации не создает угрозы жизни на земле (С. Н. Глазачев);

• культура взаимодействия: обменность, диалог равных, взаимная поддержка, сотрудничество, исключение избыточного всех типов (С. Н. Глаза-чев);

• интегративное качество личности, готовность ответственно относиться к среде (И. И. Легостаев).

Нетрудно заметить, что все вышеперечисленные подходы к определению сущности понятия «экологическая культура личности» ориентируются, прежде всего, на объективную необходимость ценностно-смыслового самоопределения личности по отношению к самой себе и к окружающей действительности в соответствии с принципами эко-центрического мировоззрения. Экологическая культура в этом случае рассматривается нами как «новое качество культуры» (С. Н. Глазачев) и занимает центральное положение в мировоззрении современного человека: «...Экологическая культура -не еще одно направление, аспект культуры, а но-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вое качество культуры, отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального и духовного постижения» [4].

Принимая во внимание особенности будущей профессиональной деятельности выпускника гуманитарного вуза, связанные с проектированием духовной (хотя сами студенты, как показало анкетирование, не всегда об этом знают) среды, нами был выбран соответствующий контингент респондентов, включающий студентов первого курса факультетов социальной работы (15 человек), менеджмента организации (25 человек) и факультета педагогики и методики начального образования (22 человека). Для сравнения нами были не случайно выбраны студенты, будущая профессиональная деятельность которых направлена на разные сферы социального бытия человека. Приведем примеры из соответствующих квалификационных характеристик, подтверждающих эту мысль:

1. Квалификационная характеристика выпускника факультета социальной работы (бакалавриат):

«Выявляет (организует работу по выявлению) в микрорайоне, организации, учреждении или предприятии лица, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке; консультирует их в отношении их прав и обязанностей, а также возможностей получить социальную защиту, помощь и поддержку, участвует в прогнозировании, проектировании и моделировании социальной работы в микрорайоне, организации, учреждении или предприятии; организует (и/или ведет) воспитательную и образовательную деятельность в них; содействует координации деятельности различных организаций, учреждений и предприятий в проведении социальной работы» [5].

2. Квалификационная характеристика выпускника факультета менеджмента организации (бакалавриат) обязывает его:

• знать основные категории экономической науки и социологии, понимать суть социально-экономических явлений, владеть методами анализа экономических и социальных процессов;

• понимать законы функционирования организаций, уметь анализировать и осуществлять основные функции менеджмента;

• владеть практическими навыками менеджера (осуществление коммуникаций, принятие управленческих решений, управление конфликтами и стрессами и др.).

Бакалавр менеджмента должен быть подготовлен к управленческой деятельности в организациях всех форм собственности на должностях, относящихся к среднему штабному или линейному менеджменту [6].

3. Квалификационная характеристика выпускника факультета педагогики и методики начального образования (специалитет):

«Выпускник, получивший квалификацию учителя начальных классов, должен осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе [7].

Для сравнения нами был выбран контингент студентов первого курса с целью обеспечения возможностей для дальнейшего исследования и последующего сравнения результатов. Следует отметить, что перед проведением анкетирования нами был проведен сравнительный анализ учебных планов соответствующих факультетов, который показал, что на момент анкетирования студенты факультета социальной работы в это время изучали курс «Концепции современного естествознания» (108 ч), студенты факультета менеджмента организации в это время осваивали дисциплину «Экология» (100 ч), студенты факультета педагогики и методики начального образования изучали дисциплину «Естествознание» (100 ч). С целью выявления уровня осознания студентами-гуманитариями содержания понятия «экологическая культура» как «нового качества культуры» нами был предложен следующий вопрос с вариантами ответов:

• Экологическая культура - это (см. рис. 1, 2, 3):

- правила современного этикета;

- одно их модных направлений в современной культуре;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- новое качество культуры.

Результаты анкетирования показывают, что самый высокий показатель фиксируется в ответах студентов факультета менеджмента, самый низкий - в ответах студентов факультета начального образования. Причину этого мы видим в разнице структуры и содержания учебных планов, а именно, студенты факультета менеджмента в этот момент осваивали дисциплину «Экология», направленную на актуализацию мировоззренческих идей, связанных с экологической культурой, с экологическим сознанием и мышлением, исходя из анализа соответствующей учебной программы.

Что Вы понимаете

под экологической культурой?

(ф-т социальной работы, I курс)

□ новое качество

33% . ш ^

1 ^ и правила современного

\ /\ этикета или одно из

^---- 67% модных направлений в

культуре

Рис. 1

Студенты факультета социальной работы изучали в это время дисциплину «Концепции современного естествознания», имеющую междисциплинарный статус и направленную, в основном, на формирование общей естественнонаучной картины мира. И наконец, студенты факультета педагогики и методики начального образования занимались изучением узкой естественной дисциплины «Естествознание», включающей три основных блока «Землеведение», «Зоология» и «Ботаника».

Что Вы понимаете под экологической культурой? (ф-т начального образования, I курс)

□ швов качество культуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ правила современного этикета или одно из модных направлений в культуре

Рис. 2

Следует отметить, что у данного контингента респондентов по результатам опроса основы экологии в равном объеме преподавались в средней общеобразовательной школе в рамках изучения дисциплины «Биология».

Таким образом, показатели по результатам анкетирования могут напрямую кореллировать, на наш взгляд, с содержанием изучаемых естественных дисциплин в вузе.

Второй вопрос анкеты был направлен на выявление осознания студентами взаимосвязи между уровнем образованности и экологической культурой, а также на выявление их суждения о взаимосвязи между уровнем материального благополучия и экологической культурой личности:

• Экологическая культура, на Ваш взгляд, более присуща:

- людям образованным;

- людям богатым;

- людям бедным.

Результаты анкетирования наглядно показывают, что большинство исследуемого контингента

студентов согласны с тем, что экологическая культура присуща, в первую очередь, людям образованным. Вместе с тем вызывает интерес тот факт, что мнения студентов разных факультетов разделились в отношении взаимосвязи между уровнем материального благополучия и экологической культурой личности: от 4% (ф-т менеджмента) до 7% (ф-т социальной работы) студентов полагают, что экологическая культура более присуща богатым людям; от 4% (ф-т менеджмента) до 9% (ф-т начального образования) студентов считают, что экологическая культура, напротив, более присуща бедным людям. Логика последнего утверждения может быть связана, на наш взгляд, с очевидной недоступностью получения качественного образования бедными людьми, в связи с чем уровень их экологической культуры остается очень низким.

Тем не менее анализ мировой политической и экономической ситуации показывает, что «как ни парадоксально, но именно от действий той части социума, образовательный ценз которой, по общепринятым меркам, наиболее высок, природа получает смертельные удары» [8].

Отсюда следует очень важный, на наш взгляд, вывод о необходимости качественной модернизации содержания образовательного процесса на всех его ступенях в направлении его гуманизации и гуманитаризации, что, очевидно, будет содействовать формированию личности, готовой к «адекватному бытию» (О. С. Анисимов, С. Н. Глазачев).

Следующий вопрос анкеты был направлен на выявление у студентов установок на овладение экологической культурой. Самой важной выступала последняя из предложенных установок, которая отражала необходимость личной активности, заинтересованности и, как следствие, ответственности за свой уровень экологической культуры. Самой нежелательной была представлена первая установка (см. ниже), направленная на пассивную роль личности в процессе своего развития, что заведомо ложно.

На вопрос «Можно ли повысить свой уровень экологической культуры?» нами были предложены следующие варианты ответа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• да, это легко сделать, если смотреть интересные программы по спутниковому телевидению («Планета животных», «Мир дикой природы» и др.);

• можно, если регулярно выезжать на природу;

• самостоятельно это сделать сложно;

• можно, но для этого следует получить специальный диплом;

• можно, если стремиться это сделать.

Результаты анкетирования показали, что подавляющее большинство студентов - от 82 до 93% согласны с тем, что можно повысить свой уровень экологической культуры, если стремиться это сделать, т. е. при условии активности самой личности. Это, на наш взгляд, говорит об осознанной необхо-

о

^---^ 59%

димости у подавляющего большинства студентов приложить определенные волевые усилия в случае постановки перед собой соответствующей цели.

Вместе с тем, от 4% (ф-т менеджмента) до 14% (ф-т начального образования) студентов считают, что для повышения своего уровня экологической культуры необходимо лишь осуществлять регулярный просмотр телепередач о природе.

Вызывают исследовательский интерес результаты ответов студентов на следующий вопрос анкеты:

Как Вы считаете, отсутствие у человека экологической культуры сегодня:

• отрицательно влияет на его имидж;

• положительно влияет на его имидж;

• не принимается обществом во внимание?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как можно увидеть из результатов анкетирования (рис. 4, 5, 6), большинство респондентов -от 59% (ф-т начального образования) до 76% (ф-т менеджмента) уверены в том, что отсутствие у человека экологической культуры сегодня не принимается обществом во внимание.

Что Вы понимаете

под экологической культурой?

(ф-т менеджмента, I курс)

□ новое качество

24% л й

—1 / ■ правила современного

\ / этикета или одно из

^-----^^ 76% модных направлений в

культуре

Рис. 3

Мы согласны в этим утверждением и видим в этом одну из главных причин, не позволяющих современному обществу в глобальном масштабе преодолеть экологический кризис.

Тем не менее от 24% (ф-т менеджмента) до 33% (ф-т социальной работы) студентов согласны с тем, что отсутствие у человека экологической культуры сегодня отрицательно влияет на его имидж.

Отсутствие у человека

экологической культуры сегодня:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(ф-т соц. работы, I курс)

7%Л __^ □ не принимается

33% /щ обществом во внимание

\ \ □ отрицательно влияет на

1 / 1 его имидж

V У ^ ■ положительно влияет на

— 60% его имвдж

Рис. 4

Отсутствие у человека

экологической культуры сегодня:

(ф-т менеджмента, I курс)

□ не принимается

обществом во

24% . \ внимание

к \ ■ отрицательно влияет на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г его им ид ж

V / □ положительно влияет на

- 76% ег0 имидж

Рис. 5

Ответы студентов о положительном влиянии на имидж отсутствия у человека экологической культуры, вызывают у нас особый интерес (от 7 до 10% ответов) и, возможно, направят часть нашего исследования в будущем на изучение имиджевых характеристик личности и уточнение характера влияния в данном ключе экологической культуры.

Отсутствие у человека

экологической культуры сегодня:

(ф-т начального образования, I курс) 9%

□ не принимается

32%/ Л N. обществом во внимание

\ \ □ отрицательно влияет на

\ / 1 его имидж

\ ч/ У ^ и положительно влияет на

^— --- 59% его имидж

Рис. 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, рассмотренные выше результаты анкетирования студентов различных направлений гуманитарного профиля позволяют нам сделать следующие выводы:

• большинство студентов осознают понятие «экологическая культура» как «новое качество культуры»;

• большинство студентов осознают, что экологическая культура более присуща людям образованным;

• большинство студентов осознают, что необходимо приложить определенные волевые усилия (проявить стремление, активность) для повышения своего уровня экологической культуры;

• большинство студентов считают, что отсутствие экологической культуры у человека сегодня не принимается обществом во внимание;

• значительная часть студентов считают, что отсутствие у человека экологической культуры отрицательно влияет на его имидж.

В заключение отметим, что данная ситуация оценивается нами как «осознанная некомпетент-

А. Ю. Петров, Н. М. Смыслова. Целесообразность профессиональной адаптации студентов.

ность», что, по исследованиям О. Г. Роговой [9], Д. С. Ермакова [10], имеет отношение к условно «среднему» уровню сформированности экологической компетентности личности. В связи с этим выскажем предположение относительно перспектив проектирования гуманитарного образовательного пространства, которое, на наш взгляд, должно опираться на исследование мировоззрения учащихся с целью его последующей коррекции относительно целей образования, а именно: «Трансляция ценностей экологической культуры сегодня становится имманентным образовательным средством, определяет целевые ориентиры культуры, направляя ее на подчинение глобальным, всеобщим и взаимным интересам. Таким образом, одной из ведущих тенденций современности стало осознание того, что устойчивое развитие любого общества, преодоление последствий глобального кризиса социопри-родной системы и возможность дать ответ на вызовы XXI века напрямую зависят от состояния образования и образованности жителя планеты Земля» [11]. Следует отметить, что в данной работе представлены лишь некоторые результаты масштабной исследовательской работы, направленной на изучение закономерностей формирования у студентов гуманитарно-экологической компетентности.

Примечания

1. Тюмасева 3. И, Богданов Е. Н., Щербак Н. П. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны. СПб.: Питер, 2004. С. 255.

2. Несговорова Н. П., Савиных В. Л. Интегратив-ный подход к экологическому образованию // Философия образования. 2009. № 1. С. 192-199.

3. Кашлев С. С. Интерактивные методы эколого--педагогической деятельности. М.: Горизонт, 2004.

4. Мазур И. И, Козлова О. Н, Глазачев С. Н. Путь к экологической культуре. М.: Горизонт, 2001. С 194.

5. ГОС ВПО по направлению 521100 - «Социальная работа» от 10.03.2000 г. № 521100-аос 84 гум/бак.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. ГОС ВПО по направлению 521500 - «Менеджмент» от 14.04.2000 г. № 351 гум/бак.

7. ГОС ВПО по специальности 031200 - «Педагогика и методика начального образования» от 31.01.2005 г. № 675 пед/сп (новый).

8. Глазачев С. Н, Перфилова О. Е. Экологическая компетентность. Становление, проблемы, перспективы: учебное пособие. М.: РИО МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008. С. 7.

9. Роговая О. Г. Становление эколого-педагоги-ческой компетентности специалиста в области образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: СПб., 2008.

10. Ермаков Д. С. Педагогическая концепция формирования экологической компетентности учащихся: автореф. ... д-ра пед. наук. М., 2009.

11. Глазачев С. Н, Перфилова О. Е. Указ. соч. С. 10.

УДК 378

А. Ю. Петров, Н. М. Смыслова

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕДЖА

В статье представлены некоторые исследования процесса адаптации студентов в средних специальных учебных заведениях, отмечены особенности этого процесса у обучающихся. Адаптационный процесс студентов в колледже является многокомпонентным, включает в себя физиологическую, психологическую, социальную, бытовую адаптации. Успешность этого процесса зависит от созданных организационно-педагогических условий, модели адаптации, реализации программы.

In article some researches of process of adaptation of students in average special educational institutions are presented, features of this process at the trained are noted. Adaptable process of students in college is multicomponent, includes physiological, psychological, social, household adaptations. Success of this process depends on the created organizational-pedagogical conditions, model of adaptation, program realisation.

Ключевые слова: процесс адаптации, социально-педагогические особенности, физиологическая адаптация, психологическая адаптация.

Keywords: adaptation process, socially-pedagogical features, physiological adaptation, psychological adaptation.

Социальная адаптация - это активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими [1].

Как известно, от социальной адаптации зависит успешность студентов в обучении, взаимоотношении с одногруппниками, желание овладевать профессиональными знаниями, умениями и навыками.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На протяжении нескольких лет в ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» в период 2007-2011 годов проводилось исследование процесса адаптации первокурсников. Критериями были следующие: адаптация, самопринятие, принятие других, интернальность, комфортность, стремление к доминированию.

В результате реализации программы социально-педагогической адаптации первокурсников были выявлены следующие особенности процесса адаптации (см. таблицу).

Повышение качества подготовки молодых специалистов актуализируется необходимостью прак-

© Петров А. Ю., Смыслова Н. М., 2012