Научная статья на тему 'Роль магистратуры по направлению подготовки «Экологическое образование» в разрешении проблем подготовки специализированных педагогических кадров'

Роль магистратуры по направлению подготовки «Экологическое образование» в разрешении проблем подготовки специализированных педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MAGISTRACY / ECOLOGICAL EDUCATION / MASTER TRAINING PROGRAM / COMMON CULTURAL ORIENTATION OF ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукашова О. П.

В статье раскрываются особенности подготовки магистров по направлению «Экологическое образование» в рамках педагогического образования на основе деятельностной, общекультурной направленности, отражающей современные цели и задачи подготовки специалистов, способных реализовывать экологическое образование на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукашова О. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAGISTRACY ROLE IN THE PREPARATION DIRECTION «ECOLOGICAL EDUCATION» IN SOLVING THE PROBLEMS OF SPECIALIZED PEDAGOGICAL STAFF TRAINING

In article features of preparation the masters in direction «Ecological education» within the limits of pedagogical education on basis of activity, common cultural orientation reflecting the modern purposes and problems of specialists preparation, capable to realize ecological education at the present stage reveal.

Текст научной работы на тему «Роль магистратуры по направлению подготовки «Экологическое образование» в разрешении проблем подготовки специализированных педагогических кадров»

УДК 378

РОЛЬ МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

КАДРОВ

© 2011 О.П. Лукашова

Курский государственный университет

Поступила в редакцию 10.05.2011

В статье раскрываются особенности подготовки магистров по направлению «Экологическое образование» в рамках педагогического образования на основе деятельностной, общекультурной направленности, отражающей современные цели и задачи подготовки специалистов, способных реализовывать экологическое образование на современном этапе.

Ключевые слова: магистратура, экологическое образование, программа магистерской подготовки, общекультурная направленность экологического образования

Магистратура - ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. Это форма подготовки магистров, осуществляющих педагогическую, научно-исследовательскую, управленческую, культурно-просветительскую и другие виды деятельности. Это еще и научный потенциал, так как магистры готовы продолжать свое образование в аспирантуре. Положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. С одной стороны -это система повышения квалификации бакалавров и специалистов, с другой стороны квалификация «магистр» приравнивается к квалификациям выпускников вузов.

Переход высшей школы на двухуровневую систему подготовки выпускников в первую очередь преобразовал подготовку специалистов в области педагогического образования. С 2008 г. в Курском государственном университете начата подготовка магистрантов по четырем профилям направления «естественнонаучное образование». Подготовка магистров в области экологического образования началась с 2009 г. Основная задача программы «Экологическое образование» - реализация культурно-образовательной инициативы по совершенствованию системы образования для устойчивого развития в Курской области.

Ольга Павловна Лукашова, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой физической географии и геоэкологии. E-mail: olga_lukashova@mail.ru

Магистерская программа разработана в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 28.12.99 №25 «О состоянии и перспективах развития магистратуры России» и постановлением Госкомвуза России от 10.08.1993 «Об утверждении положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровнего высшего образования Российской Федерации». Основой разработки программы стал государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направления 540100 - естественно-научное образование «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров». Сфера профессиональной деятельности магистров экологического образования универсальна, поскольку они могут работать в средних образовательных школах, учреждениях среднего, высшего профессионального и дополнительного образования, а также в научно-исследовательских организациях и структурах и т. д. Эта магистерская образовательная программа (как и все остальные) имеет две примерно равные по объему составляющие: образовательную и научно-исследовательскую. Научно-исследовательская часть осуществляется по индивидуальному плану, который составляется совместно студентом и его научным руководителем. Индивидуальный подход к научно-исследовательской работе в условиях группового обучения - обязательное требование к образовательному процессу.

Анализ действующих магистерских программ в других ВУЗах позволил выявить следующее: 1) количество вузов, реализующих

1559

магистерскую подготовку по направлению «педагогическое образование» - профиль «экологическое образование» - крайне мало; 2) там, где данная программа реализуется, упор сделан на специализированные экологические знания; на общепринятые естественнонаучные дисциплины - биология и химия (МИГУ), на объединение специальных знаний с экологическими - эколого-геологическое направление (РГПУ им. Герцена).

Авторский подход нашей программы ставит задачу подготовить специалиста, способного реализовать экологическое образование: 1) через преподавание предмета «экология» в СОШ, гимназиях, лицеях, колледжах и др. и 2) как организатора программ, развивающих экологическое мышление обучающихся. Первый аспект важен, так как при всех недостатках проекта стандарта старшей школы он все же предусматривает изучение дисциплины «экология» на базовом уровне. Второй аспект важен не менее, так как нарастание количества и глубины экологических проблем связано, прежде всего, с отсутствием экологической грамотности и, как следствие, экологического мышления различных слоев населения нашей страны.

В настоящее время все острее выявляется противоречие между запросами общества в людях, имеющих развитое экологическое, ответственное сознание, и отставанием школьного образования от социального заказа общества: повышение качества жизни, просвещение и подготовка кадров в области управления окружающей средой на основе принципов устойчивого развития. Наиболее разумным путем устранения этого противоречия является формирование новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы, выработать экологическое мировоззрение, осознать экологические императивы взаимодействия общества и природы через систему образования и воспитания молодежи. А это в свою очередь требует соответствующих педагогических кадров, способных реализовать современные цели экологического образования. Анализ подготовки педагогических кадров в области естественнонаучного образования показал, специалистов, реализующих на практике основы экологического образования ВУЗы практически не готовят.

Чтобы понять, какой специалист нужен в этом случае, необходимо выяснить, что включает в себя понятие «экологическое образование». В отечественной практике оно прошло путь от классического преподавания дисциплины «экология», как в рамках общей биологии, так и в качестве отдельной дисциплины, до всеобъемлющих идей сохранения качества

окружающей среды, реализуемых в рамках решения экологических проблем. Содержательная сторона эволюционирует от предметно-центрированной естественнонаучной модели - к социально-проблемной модели, от объяснения экологических проблем - к моделированию и управлению экологическими ситуациями, к конструированию учебных ситуаций, в которых каждый учении может увидеть возможность личного участия в решении экологических проблем, в снижении экологических рисков. [1].

Научно-методологическое осмысление проблемы экологической подготовки будущих педагогов в области экологического образования позволило выстроить определенную систему и обозначить необходимость комплексного применения основных общенаучных подходов к изучению и проектированию педагогического процесса, на основе которых определилось логическое обоснование целей и содержания экологического образования, технологии его организации. Программа в целом ориентирована на реализацию идеи представления экологической науки как междисциплинарной, предполагающей интеграцию естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических знаний, раскрытие методологических и теоретических основ формирования экологической культуры в современном обществе. Это: урбоэкология, геоботаника, геоэкология и природопользование. В их содержание включено представление об экологической культуре; философские и этические взгляды людей на смысл жизни человека, цели преобразования окружающего мира, отношение к себе, к людям, к природе. Иной аспект приобретает понятие «окружающая среда» - среда обитания и производственной деятельности человека, включающая абиотические, биотические и социально-экономические факторы [2]. С другой стороны, программа магистерской подготовки готовилась в условиях существенного реформирования подходов к содержанию и к целям экологического образования. Поэтому она включает ряд дисциплин, которые, опираясь на экологическую науку, не ограничиваются ею. Например: современные проблемы экологии и экологического образования, методики и технологии экологического образования, образование для устойчивого развития.

Практикоориентированое назначение программы предполагает подготовку специалистов, способных проектировать содержание образовательных и учебно-исследовательских программ в разных типах учебных заведений, в том числе и в условиях профильного обучения. И здесь подготовлены альтернативные программы

1560

курсов по выбору: социально-экологические исследования в экологии, организация полевого и лабораторного эксперимента, методика организации и проведения олимпиад по экологии, организация и проведение летней экологической школы.

Создание образовательной программы всегда опирается на ведущие цели и задачи изучения предмета. Конечно, идеальной целью экологического образования, зафиксированной в законодательных документах РФ и ее субъектов, является развитие экологической культуры: формирование экологических ценностей, экоцентрического мировоззрения, экологически ориентированного поведения. Однако следует согласиться с А.Н. Захлебным и другими авторами, утверждающими, что экологическую культуру очень трудно измерить, она многоплановая и структурно сложная [1]. И в действующем стандарте основной школы и в проекте стандарта старшей (профильной) школы отмечается, что итоговой оценке не подлежат ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Из этого следует, что главным в экологическом образовании сегодня становится деятель-ностная общекультурная направленность, которая нацелена на воспитание таких качеств личности, которые обеспечивают ей готовность и способность к экологически безопасным действиям в окружающей среде. При этом нисколько не преуменьшается роль научных экологических знаний. Именно результатом такого подхода отвечают темы магистерских диссертаций: «Роль технологии проблемного обучения в реализации задач экологического образования», «Отражение идей образования для устойчивого развития в УМК по географии и экологии в основной школе», «Организация исследовательской работы школьников по выявлению изменения природных экосистем средствами топонимики», «Школа - как центр экологического образования, воспитания и просвещения», «Формирование экологической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности (на примере научного общества учащихся)».

Важным звеном формирования профессиональных практических компетенций магистров являются научно-педагогические и научно-исследовательские практики. Они позволяют подготовить выпускников к выполнению следующих видов профессиональной деятельности в соответствии с уровнем своей квалификации: научно-исследовательской; преподавательской; учебно-методической; коррекци-онно-развивающей; консультационной; культурно-просветительской; организационно-вос-питательной; социально-педагогической;

природоохранной. В рамках магистерской диссертации студенты разрабатывают собственную методическую систему с экспериментальными заданиями, соответствующими формам и методам обучения, и диагностикой развития исследуемого феномена. Научно-

педагогическая практика направлена на приобретение опыта реализации, экспертизы методической системы в целостном образовательном процессе и возможности ее переноса в другие условия. В качестве пояснения приведем пример индивидуальных заданий магистрантам на практике:

1. Проведение экспериментальной работы по возможности использования топонимических знаний для оценки воздействия человека на окружающую среду; организации проектной деятельности школьников во внеклассной работе в школах и на занятиях кружков во внешкольных учреждениях, реализующих программы экологических дисциплин (Дворец пионеров и школьников, Дворец творчества); анкетирование, интервьюирование учителей и обучающихся, разработка и апробация дифференцированных заданий по использованию картографического метода, в т.ч. ГИС-технологий; проведение среза знаний, с целью выявления эффективности разработанных рекомендаций.

2. Проведение экспериментальной работы по выявлению роли технологии проблемного обучения для формирования экологического мышления школьников при организации учебного процесса на уроках географии, экологии в школах г. Курска; анкетирование, интервьюирование учителей, педагогов дополнительного образования; тестирование обучающихся; разработка и апробация специализированных уроков; проведение среза знаний в городской и сельской местности с целью выявления эффективности разработанных рекомендаций.

3. Изучение работы различных образовательных структур и организаций, решающих вопросы экологического просвещения в рамках реализации инициатив по программе «Образование для устойчивого развития»; аудит программных документов; работа с Интернет-источниками по исследуемой проблеме; анкетирование и интервьюирование учителей и педагогов дополнительного образования; использование методик рейтинга и обобщения независимых характеристик для оценки состояния изучаемой проблемы и выявления эффективности разрабатываемых программных документов.

Следует отметить как положительный факт реализации программы магистерской подготовки - предложения о трудоустройстве выпускников в учреждениях, где они проходили

1561

педагогическую и научно-исследовательскую практики. Однако есть факты, свидетельствующие о затруднении реализации программы. Как уже отмечалось, магистратура - ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. Однако в данном случае возникает проблема: отсутствие преемственности между бакалаврской подготовкой и реализацией магистерской программы. В подготовке бакалавров по направлению

«Естественно-научное образование» в КГУ отсутствует профиль «Экологическое образование».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Захлебный, А.Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе» / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире. 2008. Вып. 11. С. 144-170.

2. Экологический энциклопедический словарь. - М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999. 930 с.

MAGISTRACY ROLE IN THE PREPARATION DIRECTION «ECOLOGICAL EDUCATION» IN SOLVING THE PROBLEMS OF SPECIALIZED PEDAGOGICAL STAFF TRAINING

© 2011 O.P. Lukashova Kursk State University

In article features of preparation the masters in direction «Ecological education» within the limits of pedagogical education on basis of activity, common cultural orientation reflecting the modern purposes and problems of specialists preparation, capable to realize ecological education at the present stage reveal.

Key words: magistracy, ecological education, master training program, common cultural orientation of ecological education

Olga Lukashova, Candidate of Pedagogy, Head of the Department of Physical Geography and Geoecology. E-mail: olga_lukashova@mail.ru

1562

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.