Научная статья на тему 'Экокультурное развитие будущего специалиста'

Экокультурное развитие будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / VOCATIONAL TRAINING / ECOLOGICAL PREPARATION / ECOLOGICAL LITERACY / ECOLOGICAL ERUDITION / ECOLOGICAL COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Н. В.

В статье описана необходимость формирования экологической культуры специалистов в контексте их будущей профессиональной деятельности, рассмотрены методологические основания разработки системно-педагогической модели формирования экологической культуры. Раскрываются ключевые понятия и предлагается универсальная модель поэтапного формирования экологической культуры будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EKOKULTURNOE DEVELOPMENT OF THE FUTURE EXPERT

In article necessity of formation of ecological culture of experts for a context of their future professional work is described, the methodological bases of working out of system-pedagogical model of formation of ecological culture are considered. Key concepts reveal and the universal model of stage-by-stage formation of ecological culture of the future experts is offered.

Текст научной работы на тему «Экокультурное развитие будущего специалиста»

УДК 37.011.33

Morozova N.V. EKOKULTURNOE DEVELOPMENT OF THE FUTURE EXPERT. In article necessity of formation of ecological culture of experts for a context of their future professional work is described, the methodological bases of working out of system-pedagogical model of formation of ecological culture are considered. Key concepts reveal and the universal model of stage-by-stage formation of ecological culture of the future experts is offered.

Key words: vocational training, ecological preparation, ecological literacy, ecological erudition, ecological component of professional competence, ecological culture.

Н.В. Морозова, начальник отдела ЦРПО ГОУ ВПО «АСОУ» МО, г. Москва, E-mail:morozovanat@bk.ru

ЭКОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

В статье описана необходимость формирования экологической культуры специалистов в контексте их будущей профессиональной деятельности, рассмотрены методологические основания разработки системно-педагогической модели формирования экологической культуры. Раскрываются ключевые понятия и предлагается универсальная модель поэтапного формирования экологической культуры будущих специалистов.

Ключевые слова: профессиональное образование, экологическая подготовка, экологическая грамотность, экологическая образованность, экологическая составляющая профессиональной компетентности, экологическая культура.

Бесспорно экологическая проблема - одна из самых волнующих общечеловеческих проблем XXI века. Признаки глобального нравственно-экологического кризиса человечества, в котором оказался мир, ставят перед каждым конкретным человеком задачи овладения принципами управления своей жизнью, находящимися в постоянном взаимодействии с окружающей средой, задачи рационального природопользования и осознание роли, места и значения человека в эволюции не только Земли, но и Космоса.

Согласно Экологической доктрине России приоритетом любой образовательной системы становится формирование целостного мировоззрения и экологической культуры личности и общества, в рамках которых педагог призван выполнять социально-экологическую функцию.

Большинство ученых считают экологическую культуру составной частью общей культуры (В.А.Игнатова, Э.С. Мар-карян, В.Н.Новиков, И.Н.Пономарева, Н.Ф. Реймерс, О.А. Таран, Н.В.Соловьева, К.А. Юрьев), которая характеризуется острым, глубоким, всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущего развития.

Существует противоположное мнение. Так, Н.Н. Моисеев, считает, что экологическая культура - это не часть общечеловеческой культуры, а её новое содержание, новые оценки, новое качество, основу которых составляют универсальные ценности - Земля, Природа, Жизнь, Человек [1].

Неоднозначно определение понятия и структуры "экологической культуры" в основном, полном общем и профессиональном образовании.

В общеобразовательном учреждении И.Д. Зверев [2] определяет экологическую культуру как овладение системой знаний о природе и взаимодействии с обществом, выработку сознания и понимания необходимости оптимизации взаимоотношений человека с окружающей средой, развития эмоционально-чувственного и нравственно-эстетического отношения к природе.

В профессиональном образовании Рябцева О.Н. предлагает рассматривать экологическую культуру как умение и потребность использовать знания по экологии в обыденной личной, общественной и профессиональной деятельности [3]. Для инженерно-технических работников - это еще наличие специальных знаний, закономерностей развития биосферы в контакте с техносферой [4]. Для менеджера, по мнению А.В. Деминой, - это личностное новообразование, характеризующееся готовностью к принятию управленческих решений и ответственностью за последствия принятых решений в сфере взаимодействия природы и общества [5].

Экологическая культура нами рассматривается как результат экологической подготовки, составляющая нравственно-духовной сферы жизнедеятельности человека, характери-

зующая своеобразие его взаимодействия с природой и включающая в себя систему взаимосвязанных элементов экологического мировоззрения: экологическое знание, экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность.

При анализе экологической культуры личности мы использовали понятие модель, понимая ее как изображение, схему, описание какого-либо объекта (их системы), отображающие структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта (системы).

Особую значимость для нашего исследования имеют разработанные дидактические модели, направленные на формирование экологической культуры специалистов.

Предложенная нами системно-педагогическая модель формирования экологической культуры специалиста в образовательном учреждении может быть использована при подготовке специалиста любого профиля.

Методологическими основаниями, обеспечивающие системный подход к формированию экологической культуры специалиста в процессе его обучения являются следующие представления:

Во-первых представлением об образовательной программе как совокупности документов, нормативно описывающих все значимые компоненты образовательного процесса (целевой, содержательный, процессуальный, результативно-диагностический, организационно-управленческий), проектно определяющие его состав и структуру.

Во-вторых, представлением о процессе формирования экологической культуры как технологическом процессе, включающем ряд этапов. При этом в качестве системообразующего основания для выделения этих этапов нами принята предложенная Б.С. Гершунским [6], структура становления личности являются: грамотность -> образованность -> профессиональная компетентность -> культура.

В-третьих, при создании модели формирования экологической культуры профессионального образования в образовательном учреждении мы основывались на преемственности разработок по данному направлению в общем и профессиональном образовании.

Наиболее сущностной является авторская концепция коллектива ученых и педагогов во главе с академиком РАО И.Д. Зверевым. Авторы концепции предлагают три модели реализации структуры содержания: многопредметную, одно-предметную и смешанную. С учетом специфики организации профессионального образования смешанная модель экологизации содержания нам представляется наиболее приемлемой, которая связана с введением специального курса "Основы экологии" с одновременной экологизацией предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, проведением специальных факультативных курсов экологической направленно-

сти, организацией активной внеклассной деятельности школьников.

В-четвертых, для реализации системного подхода к обновлению содержания профессионального образования с учетом экологической составляющей образования нами применялась модель контекстного обучения, предложенная А.А. Вербицким и Т.Д. Дубовицкой. При этом понятие «контекст» используется для определения методологических ориентиров при отборе и конкретизации содержания образования [7]. Авторы выделяют следующие контексты: социокультурный контекст; контекст научного знания; контекст учебного предмета; дидактический контекст и контекст личностной значимости.

С учетом данных представлений нами предложена универсальная системно-педагогическая модель формирования экологической культуры в образовательном учреждении, включающая: цели, содержание, формы, методы формирования экологической культуры.

Модель ориентирована на непрерывное экологическое становление личности обучающегося в профессиональном образовательном учреждении. В соответствии с этим, цели поэтапного формирования экологической культуры будущих специалистов находятся во взаимосвязи с этапами становления личности и определяются как последовательное формирование у обучающихся экологической грамотности, экологической образованности, экологического компонента профессиональной компетентности, экологической культуры.

Содержание экологической подготовки на каждом этапе дополняет предыдущее с тем, чтобы при окончании учебного заведения можно было говорить о том или ином уровне экологической культуры выпускника. Ведь экологическая культура, по мнению Б.Т.Лихачева[8], главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности, что очень важно в современном мире.

Так содержание экологической грамотности как минимальной необходимой ступени в экологическом становлении личности определяется в рамках личностного контекста. Оно включает в себя: ценность и значение человека как элемента природы и социума; условия сохранения природы, человека и человечества в меняющемся мире и т.д. и ограничивается введением в практическую социально-бытовую экологию, где осваиваются элементарные знания об экологии жилища, поселений, пищи, досуга, производственных процессов и трудовой деятельности людей. Это достигается включением соответствующего содержания в элективные курсы и содержание вне-учебной деятельности. Последнее реализуется через работу экологического кружка, проведением экскурсий, в том числе в музеи, имеющие экологические экспозиции и т.д.

Библиографический список

Экологическая образованность, в контексте научного знания, характеризующейся интеграцией различных областей знания, предполагает освоение научных знаний в области экологии, которое реализуется экологизацией содержания общеобразовательной и общепрофессиональной подготовки. Реализуется это введением в общеобразовательные предметы модулей по экологии, путем введения отдельных предметов экологического содержания и факультативов.

Содержание экологического компонента профессиональной компетентности строится в рамках профессионального контекста в соответствии с экологическими знаниями, умениями и навыками, требуемыми при выполнении конкретной профессиональной деятельности, а также с учетом внимания к творческому отношению к делу, опыту и стремлению к непрерывному самосовершенствованию в экологической области [9]. Экологическая составляющая профессиональной компетенции осваивалась благодаря профилизации дисциплин посредством их интеграции с предметом Экология. Обучающиеся приобретают экологический опыт в профессиональной деятельности, благодаря включению экологических аспектов в производственное обучение и практику, организации экологического практикума и экомониторинга, где обучающиеся активно осуществляют проектную деятельность.

«Вершиной» экологической подготовки обучающихся является экологическая культура. Основной характеристикой экологической культуры, отличающей её от других составляющих структуры личности, является мировоззренческая и поведенческая позиция человека, его мировосприятие. Именно это определяет конкретные поступки людей, их отношение к различным сторонам жизни общества. Экологически оправданное поведение характеризуется переходом экологических знаний, экологического мышления в повседневную форму поведения. Отсюда внимание к мировоззренческому контексту, который достигается включением содержания экологических спецдисциплин в профессиональную подготовку, опыта исследовательской работы и пропагандистская экологическая работа, осуществление природоохранной деятельности.

Экологическое самообразование, участие в экологических чтениях, конференциях, семинарах и просто в акциях - это далеко не все методы, которые позволяют формировать и развивать экологическую культуру обучающихся.

Таким образом, предложенная нами системно-педагогическая модель в формировании культурно-экологических стремлений обучающихся в образовательном учреждении системы начального и среднего профессионального образования позволяет организовать непрерывный процесс становления экологической культуры у будущих специалистов.

1. Моисеев, H.H. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. - 1996. - № 3.

2. Зверев, И.Д., Суравегина, И.Т. Отношение школьников к природе. - М.: Педагогика, 1988.

3. Рябцева, О.Н. Формирование экологической культуры учащихся в системе «школа-профессиональный колледж-вуз»: автореф. дис... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола, 2005.

4. Муравьева, Е.В. Экологическое образование студентов технического вуза как базовая составляющая стратегии преодоления экологического кризиса: автореф. дис..канд. пед. наук. - Казань. 2008.

5. Демина, A.B. Формирование экологической культуры менеджера при подготовке в вузе: дис ... канд. пед. наук. - Саратов, 2009.

6. Гершунский, Б.С. Пути повышения качества профессионального образования. - М.: ИПО, 1992.

7. Вербицкий, A.A. Контексты содержания образования / A.A. Вербицкий, Т.Д. Дубовицкая: монография. - М.: «Aльфа», 2003.

8. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Курс лекций. - М.: Прометей, 1993.

9. Ермоленко, ВА. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях / ВА. Ермоленко, Р.Л. Перченок, С.Ю. Черно-глазкин: пособие для работников системы образования. - М.: ИТОП PAO, 1999.

Bibliography

1. Moiseev, N.N. Ehkologicheskoe obrazovanie i ehkologizaciya obrazovaniya // Biologiya v shkole. - 1996. - № 3.

2. Zverev, I.D., Suravegina, I.T. Otnoshenie shkoljnikov k prirode. - M.: Pedagogika, 1988.

3. Ryabceva, O.N. Formirovanie ehkologicheskoyj kuljturih uchathikhsya v sisteme «shkola-professionaljnihyj kolledzh-vuz»: avtoref. dis. kand. ped. nauk. - Yjoshkar-Ola, 2005.

4. Muravjeva, E.V. Ehkologicheskoe obrazovanie studentov tekhnicheskogo vuza kak bazovaya sostavlyayuthaya strategii preodoleniya ehkologicheskogo krizisa: avtoref. dis....kand. ped. nauk. - Kazanj. 2008.

5. Demina, A.V. Formirovanie ehkologicheskoyj kuljturih menedzhera pri podgotovke v vuze: dis . kand. ped. nauk. - Saratov, 2009.

6. Gershunskiyj, B.S. Puti povihsheniya kachestva professionaljnogo obrazovaniya. - M.: IPO, 1992.

7. Verbickiyj, A.A. Kontekstih soderzhaniya obrazovaniya / A.A. Verbickiyj, T.D. Dubovickaya: monografiya. - M.: «Aljfa», 2003.

8. Likhachev, B.T. Pedagogika / Kurs lekciyj. - M.: Prometeyj, 1993.

9. Ermolenko, V.A. Didakticheskie osnovih funkcionaljnoyj gramotnosti v sovremennihkh usloviyakh / V.A. Ermolenko, R.L. Perchenok, S.Yu. Chernog-lazkin: posobie dlya rabotnikov sistemih obrazovaniya. - M.: ITOP RAO, 1999.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.