Научная статья на тему 'Теоретико-методологические и методико-технологические аспекты становления экологической культуры будущих специалистов'

Теоретико-методологические и методико-технологические аспекты становления экологической культуры будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / VOCATIONAL TRAINING / ECOLOGICAL PREPARATION / ECOLOGICAL LITERACY / ECOLOGICAL ERUDITION / ECOLOGICAL COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE / ECOLOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Наталья Владимировна

В статье приводится обоснование необходимости формирования экологической культуры специалистов в контексте их будущей профессиональной деятельности. Рассматриваются методологические основания разработки системно-педагогической модели формирования экологической культуры, раскрываются ключевые понятия и предлагается универсальная м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical, methodological and methodical and technological aspects of getting-ecological culture among future professionals

In article necessity of formation of ecological culture of experts for a context of their future profes-sional work is described, the methodological bases of working out of system-pedagogical model of formation of ecological culture are considered. Key concepts reveal and the universal model of stage-by-stage for-mation of ecological culture of the future experts is offered

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические и методико-технологические аспекты становления экологической культуры будущих специалистов»

КОНЦЕПТ

Морозова Н. В. Теоретико-методологические и методико-технологичес-кие аспекты становления экологической культуры будущих специалистов // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». -

научно-методический эАктронныи журнал ““Эл-ЛС

ART 1234 УДК 37.013:574 1618.

Морозова Наталья Владимировна,

начальник организационно-методического отдела Центра развития профессионального образования ГОУ ВПО «Академия социального управления» Московской области, г. Москва [email protected]

Теоретико-методологические и методико-технологические аспекты становления экологической культуры будущих специалистов

Аннотация. В статье приводится обоснование необходимости формирования экологической культуры специалистов в контексте их будущей профессиональной деятельности. Рассматриваются методологические основания разработки системно-педагогической модели формирования экологической культуры, раскрываются ключевые понятия и предлагается универсальная модель поэтапного формирования экологической культуры будущих специалистов.

Ключевые слова: профессиональное образование, экологическая подготовка, экологическая грамотность, экологическая образованность, экологическая составляющая профессиональной компетентности, экологическая культура.

Одним из феноменов современного общества является стремление к признанию приоритета интересов личности. На этом фоне усиливается внимание к процессам социального характера, связанным с деятельностью человека и его жизнеобеспечением. Это происходит в условиях ухудшения мировой экологической ситуации, характеризующейся вступлением в действие факторов глобальных масштабов, затрагивающих жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления усилиями всего человечества.

Несмотря на то, что история исследования проблем экологического кризиса насчитывает уже почти сто лет, потребность в экологически здоровой окружающей среде стала актуальной лишь недавно и входит в систему ценностей преимущественно развитых стран. ЮНЕСКО, осознавая важность проблемы, объявило десятилетие с 1995 г. по 2005 г. десятилетием образования в области окружающей среды.

Решение экологических проблем с точки зрения выживания человека определяет в значительной мере экологическую безопасность, которая является одним из основных ориентиров моделей устойчивого развития общества, разрешающих соци-оприродные противоречия.

Таким образом, в настоящее время современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Последнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой культуры - экологической [1].

Отсюда обозначилась актуальность нашего научного исследования, целью которого является формирование экологической культуры человека, что позволяет разрешить имеющиеся экологические проблемы.

При этом, исходя из вышесказанного, содержание экологической культуры должно быть таково, чтобы минимизировать наносимый вред природе и обеспечить ненасильственное взаимодействие человека, общества и природы.

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Морозова Н. В. Теоретико-методологические и методико-технологичес-кие аспекты становления экологической культуры будущих специалистов // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». -

научно-методический эАктронный журнал -Г^ ““Э, Ns ФС

ART 1234 УДК 37.013:574 1618.

С этих позиций мы ориентируемся на представление об экологической культуре как таком виде культуры, который способствует сохранению и развитию системы «общество - природа» [2]. При этом учитывается, что экологическая культура является многоаспектным понятием, поскольку она органично связана не только с сущностью личности в целом, но и с ее различными сторонами и качествами.

Исходя из работ ученых (И. Д. Зверев, Н. Ф. Реймерс, В. В. Мосолов, Е. Н. Ника-норова, Н. А. Бирюкова), нами принято представление об экологической культуре как части общей культуры, которая является системой следующих взаимосвязанных компонентов: экологическое знание, экологическое сознание, экологическое отношение, экологическая деятельность.

При этом экологическое сознание, как высшая форма психического отражения действительности, которая свойственна общественно развитому человеку, обеспечивает формирование экологического мышления, а экологическое мировоззрение, являясь ядром экологического сознания, влияет на развитие экологического мышления.

Для сохранения природы важным является ответственное отношение к ней ради нее самой, в основе которого лежит непрагматическое ценностное отношение [3]. Деятельность личности выступает основным фактором ее развития и формирования, отношения к окружающему миру. Под природоориентированной деятельностью понимается познавательно-практическая деятельность, направленная на общение с природой, формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, развитие волевых качеств учащихся, восприятие ими облагораживающего воздействия природы, стремление к познанию мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями, выработку норм поведения в природе, исключающих нанесение ей вреда или ущерба, ее загрязнения и разрушения [4].

Приобретенные человеком экологические знания, сформированное у него экологическое отношение, реализуемая им экологическая деятельность трансформируются в повседневное экологически оправданное поведение, которое определяет сформированность экологической культуры.

В таком составе экологическая культура формируется у человека всю жизнь, но при формировании этих компонентов у обучающихся образовательного учреждения их содержание регламентируется как временными рамками, так и ограничением возможностей (ресурсов, условий), имеющихся у образовательного учреждения. Кроме того необходимо учитывать специфику содержания этих компонентов, определяемую профилем подготовки.

Исходя из идеи непрерывности экологического образования, в нашей работе мы рассматриваем организацию экологического обучения специалиста в образовательном учреждении как важную подсистему его пожизненного образования.

По проблеме формирования экологической культуры у будущих специалистов рядом ученых раскрыты отдельные аспекты экологизации содержания образования. Разработаны:

- технология моделирования содержания интегрированных курсов естественнонаучных дисциплин (физика, биология, география) средней школы на основе логико-категориального подхода «Электромагнитная экология» (О. В. Бузова);

- технология обучения разделу «Основы медицинской экологии» (И. В. Федосейкина);

- курс «Основы профессиональной культуры инженера» (О. А. Таран);

- содержание интегрированного предмета «Биология с основами экологии и ОБЖ» и спецкурса «Экологическое краеведение» (А. С. Федотов);

пи пи

КОНЦЕПТ

Морозова Н. В. Теоретико-методологические и методико-технологичес-кие аспекты становления экологической культуры будущих специалистов // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». -

научно-методический эАктронный журнал -То^ ““Э, Ns ФС

ART 1234 УДК 37.013:574 1618.

- учебно-методические пособия «Экологическая культура социального работника», «Сборник деловых игр и тренинговых занятий по формированию экологической культуры социальных работников» (Т. И. Пчельникова) и др.

Особую значимость для нашего исследования имеют разработанные дидактические модели, направленные на формирование экологической культуры специалистов.

Так, А. В. Демина предлагает модель формирования экологической культуры менеджера, которая состоит из ряда взаимосвязанных блоков, отражающих логику построения педагогического процесса. Целевой блок модели ориентирован на реализацию дидактических принципов и включает задачи, позволяющие наиболее полно реализовать компетентностный подход к подготовке менеджеров; содержательный блок модели включает в себя учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Экологическая культура управления»; организационно-деятельностный блок предполагает использование специально отобранных форм, методов и средств для достижения поставленной цели; результативный блок предусматривает достижение студентами среднего и высокого уровня сформированности экологической культуры [5].

Модель формирования экологической культуры студентов-медиков, предложенная Н. А. Бирюковой, состоит из целевого компонента, включающего цели экологического образования, которые реализуются в результате взаимодействия-сотрудничества педагога и студента через содержание экологического образования, методы, средства и формы обучения и воспитания, используемые для этих целей педагогические технологии (операционно-деятельностный компонент). Оценочнорезультативный компонент модели включает оценку результатов на различных этапах образовательного процесса, коррекцию и совершенствование одного или нескольких компонентов модели, позволяющих в итоге достигнуть запланированного результата [6].

Таким образом, в данных моделях формирование экологической культуры раскрывается в рамках конкретного профиля подготовки (управленческого, медицинского), в них не выявлены системные основания для обоснования механизма процесса становления экологической культуры специалистов, а значит, эти модели не отражают универсальность и системность процесса формирования экологической культуры будущих специалистов.

Предлагаемая нами модель формирования экологической культуры основана на выявленных нами представлениях о сущности, структуре экологической культуры и системной экологизации содержания образования.

В нашем исследовании, для реализации системного подхода мы использовали принципы экологического образования как важной составляющей системнопедагогической модели формирования экологической культуры будущих специалистов, а именно: гуманизации, непрерывности, преемственности, научности, интегра-тивности, междисциплинарности, региональности.

При реализации принципа непрерывности мы опирались на структуру становления личности, предложенную Б. С. Гершунским, а именно: грамотность ^ образованность ^ профессиональная компетентность ^ культура.

При создании модели формирования экологической культуры будущих специалистов мы основывались на принципах непрерывности и преемственности разработок по этой проблеме в общем и профессиональном образовании.

Наиболее сущностной является авторская концепция коллектива ученых и педагогов во главе с академиком РАО И. Д. Зверевым, которые предлагают три модели реализации структуры содержания: многопредметную, однопредметную и смешанную.

(V Q ли

КОНЦЕПТ

Морозова Н. В. Теоретико-методологические и методико-технологичес-кие аспекты становления экологической культуры будущих специалистов // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». -

научно-методический эАктронный журнал -То^ ““Э, Ns ФС

ART 1234 УДК 37.013:574 1618.

С учетом специфики организации профессионального образования смешанная модель экологизации содержания нам представляется наиболее приемлемой. Она позволяет не только ввести специальные дисциплины экологического содержания и экологизацию учебных дисциплин естественнонаучного, гуманитарного, профессионального циклов, но и факультативы экологической направленности и организовать внеклассную деятельность в этом направлении.

Не менее важным системообразующим основанием является модель контекстного обучения, предложенная А. А. Вербицким и Т. Д. Дубовицкой, которую мы использовали для реализации принципов научности, интегративности и междисциплинарности.

Авторы модели рассматривают контекст как «систему внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека, влияющих на особенности восприятия, понимания и преобразования конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов» и выделяют следующие контексты: социокультурный, научного знания, учебного предмета, дидактический (учебно-педагогического взаимодействия), личностной значимости [7].

Социокультурный контекст представляет собой весь совокупный общественноисторический опыт человечества и выступает предпосылкой и результатом становления человека и личности как субъекта социальных отношений. Поэтому современный контекст научного знания в содержании образования характеризуется антропоцентризмом, интеграцией, различных областей научного знания, интеграцией науки и практики, науки и искусства [8].

Учебные предметы традиционно являются своеобразной упрощенной «проекцией» научного знания. Они выступают, прежде всего, в знаковой форме теоретического материала и практических заданий для обучающихся, представленных в виде определенных текстов. Важно, чтобы научное обоснование содержания учебных предметов было, прежде всего, педагогическим. Таким образом, контекст учебного предмета имеет несколько дидактических аспектов, учет которых важен при определении содержания образования в целом. Основными из них являются: дифференцированный подход, индивидуализация обучения, воспитывающий потенциал учебного предмета, его профессиональная направленность [9].

Дидактический контекст (контекст учебно-педагогического взаимодействия) обеспечивается организованным и технологически структурированным взаимодействием субъектов образовательного процесса, в ходе которого осуществляется динамическая развертка содержания учебного предмета в различных формах активности учителя (преподавателя) и учащихся (студентов).

Контекст личностной значимости содержания образования и самой учебнопознавательной деятельности представляет собой совокупность потребностей, стремлений, мотивов обучающегося, определяющих направленность и избирательность его восприятия, отношение к объективной и субъективной реальности, обуславливающих активность и смысл его деятельности. Следовательно, содержание образования и используемые для его реализации формы, методы и средства должны быть личностно значимыми для обучающихся, являться для них личностной ценностью, усваиваться на уровне личностных смыслов. Только тогда обучение будет внутренне мотивированным, обеспечивая активное вовлечение учащегося в овладение материалом.

Таким образом, в соответствии с представленными методологическими основаниями нами предложена системно-педагогическая модель формирования экологической культуры в образовательном учреждении, отражающая последовательные этапы

rv /j ги

КОНЦЕПТ

Морозова Н. В. Теоретико-методологические и методико-технологичес-кие аспекты становления экологической культуры будущих специалистов // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». -

научно-методический электронный журнал ““Э, Ns ФС 7t7t-,4:62WWW:VW:C|<lVS<Nn02k225/-

ART 1234 УДК 37.013:574 1618.

формирования экологической культуры специалиста и реализующая соответствующие ее компонентам цели экологического обучения специалистов. В соответствии с ними определяются контексты содержания экологического обучения будущих специалистов (личностно-значимый, научный, профессиональный, мировоззренческий и поведенческий). В соответствии с данными контекстами строится деятельность коллектива образовательного учреждения, которая направлена на модернизацию содержания образования с целью формирования экологической культуры обучающихся.

При раскрытии данных контекстов в условиях конкретного образовательного учреждения вводятся предметы экологической направленности (как обязательные, так и факультативные и элективные курсы), интегрированные (с экологическими) предметы, в традиционные предметы включаются отдельные элементы экологического содержания (модули, темы, подтемы, учебные элементы), в практическое обучение включается содержание экологической деятельности, подбираются оптимально реализующие это содержание формы и методы обучения, а для оценки результатов обучения - методы контроля. Осуществляется расширение образовательной среды в целях формирования экологической культуры специалистов за счет использования потенциала внеучебной деятельности (кружки, экскурсии и пр.).

Системно-педагогическая модель ориентирована на непрерывное экологическое становление личности обучающегося в профессиональном образовательном учреждении и может быть реализована в рамках любой профессиональной образовательной программы. В соответствии с этим, цели поэтапной экологизации профессионального образования находятся во взаимосвязи с этапами становления личности и определяются как последовательное формирование у обучающихся экологической грамотности, экологической образованности, экологического компонента профессиональной компетентности, экологической культуры.

Содержание экологической подготовки на каждом этапе дополняет предыдущее с тем, чтобы при окончании образовательного учреждения можно было говорить о том или ином уровне экологической культуры выпускника. Ведь экологическая культура, по мнению Б. Т. Лихачева, - главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности, что очень важно в современном мире.

Первый этап формирования экологической культуры - это развитие экологической грамотности, которая является важнейшей составной частью функциональной грамотности современного человека, позволяющей ему существовать в системе «природа - общество». «Минимальная функциональная грамотность означает повышаемый по мере развития общества и роста потребностей личности уровень знаний и умений, в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития» - дает определение функциональной грамотности А. С. Тангян [10].

Следовательно, экологическая грамотность предполагает наличие у индивида базовых социально-бытовых экологических знаний и умений, необходимых для осмысления конкретных экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни, способность и готовность совершать элементарные природоохранительные действия и адекватные поступки в ситуациях экологического характера.

На наш взгляд, содержание экологической грамотности как минимальной необходимой ступени в экологическом становлении личности определяется в рамках личност-

С <х»

КОНЦЕПТ

Морозова Н. В. Теоретико-методологические и методико-технологичес-кие аспекты становления экологической культуры будущих специалистов // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». -

научно-методический эАктронный журнал М0а1'Стэ2С/22Ь1А/1Т2353И4.'гт-'. “J2 Э, Ns ФС 7t7t-,4:62WWW:VW:C|<lVS6n02,2■25/-

ART 1234 УДК 37.013:574 1618.

ного контекста. Как считают В. А. Ермоленко, С. Ю. Черноглазкин, Р. Л. Перченок [11], экологическая грамотность связана с формированием обыденных (социально-бытовых) знаний и умений в области экологии, введением в практическую социально-бытовую экологию, где осваиваются элементарные знания об экологии жилища, поселений, пищи, досуга, производственных процессов и трудовой деятельности людей.

При этом наиболее оптимальными формами организации получения вышеперечисленных знаний и умений являются экскурсия и экологическая тропа.

Экологическая экскурсия (от лат.excursio - поездка) - это форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях. Например, для будущих садовников экскурсия на предприятия по профилю выбранной профессии проводится в питомник растений, где они знакомятся со способами профессиональной посадки и ухода за растениями. Помимо этого, в ходе экскурсий на промышленные предприятия обучающиеся узнают об источниках загрязнений и их составе, о последствиях загрязнения окружающей среды и влиянии отходов на экологическую обстановку города, а также о способах утилизации и ликвидации загрязнителей. При этом формируется элементарное умение предвидеть последствия некоторых человеческих действий по отношению к окружающей среде и находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека.

Значительную роль в формировании экологической грамотности играет посещение экологических экспозиций в учреждениях культуры: музеев природы, краеведческих музеев, национальных парков, заповедников и т. д. Экологические экспозиции (термин «экспозиция» происходит от лат. exposition - изложение, описание) -это специфическая форма демонстрации объектов и материалов на экологическую тему, представленных по определенной системе, служащая целям экологического образования. Например, таковой является проблемная экспозиция в музее им. Тимирязева в Москве, отражающая сегодняшнюю ситуацию на уровне организма, популяции, сообществ, экологической системы, биосферы в целом, построенная на основе идей В. И. Вернадского и представлений современной экологической науки.

Важной формой развития экологической грамотности будущих специалистов являются экскурсии в мир природы. На экскурсии обучающиеся учатся ориентироваться на местности, наблюдать мир природы, делать сопоставления. Здесь формируется система представлений о природных комплексах (биоценозах). Экскурсия позволяет в полной мере раскрывать эстетический и познавательный потенциал мира природы, формировать субъективно-непрагматическое отношение к нему, осваивать ряд природоохранительных технологий и, главное, стратегию индивидуального поведения в природной среде.

Учебная экологическая тропа - это специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность обучающихся в природном окружении. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы в нем были представлены не только участки нетронутой природы, но и антропогенный ландшафт. Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органичного сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы. Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха тропы природы при умелой их организации способствуют и охране природы. Они являются

КОНЦЕПТ

Морозова Н. В. Теоретико-методологические и методико-технологичес-кие аспекты становления экологической культуры будущих специалистов // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». -

научно-методический эАктронный журнал МoаnPcTep2t/122olA/RlT23J3h4tm. “J2 Эл-Ж 7t7t-,4:62WWW:VW: С,'|^^еП0>225/-

ART 1234 УДК 37.013:574 1618.

своего рода регулятором потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль за посещением и выполнением установленных правил. Обычно учебная экологическая тропа посещается организованно, под руководством экскурсовода. Однако при наличии специально разработанных буклетов-путеводителей возможно и самостоятельное ознакомление с экспозицией тропы.

Для обучающихся первого курса при формировании экологической грамотности целесообразно посещение разработанных (готовых) экологических троп под руководством педагога; для обучающихся старших курсов, когда речь идет о формировании экологической образованности, возможен вариант, при котором обучающиеся самостоятельно знакомятся с экспозициями экологической тропы или создают ее.

С целью реализации следующего этапа формирования экологической культуры у будущих специалистов - экологической образованности - разработан и реализован в учебном процессе для обучающихся первого курса интегративный курс «Экология», который не только обобщает и систематизирует знания, полученные обучающимися в школе, но и дает общие философские представления, обеспечивая формирование основ современного миропонимания. Данный курс также позволяет ввести раздел в дисциплину «Экологические аспекты выбранной профессии». На втором курсе обучающимся читается спецкурс «Экологические основы природопользования», содержание которого формирует экологические знания научного характера. Изучение курса ведет к пониманию ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе «природа - человек - общество», развивает его способность к анализу экологической ситуации и альтернативному мышлению.

На втором курсе процесс формирования экологической культуры охватывает не только профессиональные, но и общеобразовательные дисциплины: естественнонаучные (биология, химия, физика, математика), гуманитарные (русский язык и литература, история) и социально-экономические (география, обществознание).

Помимо общеобразовательного курса химии в учебные планы образовательного учреждения вводятся интегративные факультативы. Обучающимся первого и второго курса на выбор предлагаются:

- курс «Экология - химия - ОБЖ», дающий представления о всевозможных химических загрязнителях, их воздействии на живые организмы и способы уменьшения их вредности;

- курс «Экология нашего города», который знакомит не только с природопользованием и экологическими проблемами района, но и дает возможность принять участие в мониторинге воздуха, воды, почвы города с использованием лабораторного оборудования, составить экологический паспорт образовательного учреждения, а также выступить с сообщением о полученных результатах по экологическому состоянию на конференциях, экологических чтениях.

Формирование экологической культуры будущих специалистов на этапе формирования экологического компонента профессиональной компетентности основано на реализации принципа интегративности, который является одним из ведущих при построении модели. Большое значение имеет интеграция курса «Экология» с профессиональными и специальными дисциплинами, которые относятся к профессиональному блоку. Такая интеграция способствует формированию адекватных стратегий и конкретных технологий взаимодействия с природными объектами. Кроме того,

КОНТ тнпт

Морозова Н. В. Теоретико-методологические и методико-технологичес-кие аспекты становления экологической культуры будущих специалистов // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». -

научно-методический эАктронный журнал Моапрстер20122о1АД2343^1т. Э, Ns ФС 7t7t-,4:62V11W:VW:C|<lVSen02225/-

ART 1234 УДК 37.013:574 1618.

нами разработан цикл бинарных занятий по предметам «Этика» и «Экология», позволяющий наполнить этические нормы экологическим содержанием и сориентировать обучающихся на правильное решение экологических проблем.

Нами осуществляется интеграция дисциплин «Бизнес-планирование» и «Экологические основы природопользования» при обучении экономическим профессиям. При составлении бизнес-плана будущего предприятия учитываются не только возможные промышленные загрязнения и, соответственно, возможные пути их утилизации, но и пути получения дополнительной прибыли за счет использования отходов в качестве сырья для других производств, что важно и в аспекте решения проблемы безработицы. Для этих же групп обучающихся нами предусмотрена интеграция предметов «Экология» и «Право», осуществляемая посредством разработки и проведения ролевой игры «Экологическое право». В ее рамках моделируется экологически кризисная ситуация, обучающиеся с разных позиций разрабатывают систему природоохранных мер по ее предупреждению и разрешению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для групп операторов ЭВМ нами проводится интеграция предметов «Информационные технологии» и «Экология», в рамках которой при помощи специальных компьютерных программ можно добиться не только большей наглядности экологического обучения, но и открыть принципиально новые возможности для экологического исследования и принятия решений в сымитированных экологических ситуациях, что в реальных условиях сделать достаточно затруднительно. Решение, принятое в ходе анализа ситуации, может быть реализовано в виде учебного проекта.

Учебный проект - это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность обучающихся, подразумевающая:

- поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, анализ и обобщение собранного материала;

- выработку гипотез собственных исследований, экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвинутых идей;

- социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.

Особый интерес представляют телекоммуникационные образовательные проекты и конференции, участники которых под руководством педагогов-координаторов получают не только навыки работы в сети, но и обмениваются результатами самостоятельных исследований, обсуждают проблемы и возможные варианты их решения.

Необходимо учесть, что на сегодняшний день ни одно преобразование учебновоспитательного процесса невозможно рассматривать без подготовки и грамотного использования информационных ресурсов в глобальной сети Интернет. Они дают не только доступ к информации из всех банков данных, участие в сетевых инициативах (проектах, викторинах, конкурсах), интерактивное общение, обсуждение экологических проблем [12]; для будущих операторов ЭВМ и ВМ это еще и возможность развить профессиональные практические умения и навыки.

Для будущих садовников формирование профессиональных умений и навыков реализуется в рамках эколого-ориентированной практики, где они занимаются экологическим мониторингом.

Естественно, что из года в год будут наблюдаться и фиксироваться изменения в показателях той или иной программы мониторинга. Поиск и объяснение их причин, установление взаимосвязей, выявление закономерностей - весьма серьезная часть выполнения этих программ. Каждая группа, заканчивая очередную программу мониторинга, должна проанализировать, что было зафиксировано в предыдущие годы,

М g iW

КОНЦЕПТ

Морозова Н. В. Теоретико-методологические и методико-технологичес-кие аспекты становления экологической культуры будущих специалистов // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». -

научно-методический эАктронный журнал ^е^Ш^Мт ““Э, Ns ФС 7t7t-,4:62V11W:VW:C|<lVSen02k225/-

ART 1234 УДК 37.013:574 1618.

сделать свои выводы и заключения относительно развития экологическом ситуации, наметить необходимые меры по ее улучшению, составить отчет по итогам мониторинговых исследований.

Последний этап становления и развития экологической культуры выражается в экологически оправданном поведении обучающихся и осуществляется путем:

- включения содержания экологических спецдисциплин в профессиональную подготовку;

- включения опыта исследовательской работы и пропагандистская экологическая работа;

- осуществления природоохранной деятельности.

Так, особое значение имеет введение в учебный план образовательной программы подготовки менеджеров спецдисциплин экологической направленности, например, такой как «Экологический менеджмент», основными задачами которой являются:

- приобретение навыков анализа состояния окружающей природной среды региона и предприятия;

- формирование принципов, методов и подходов для организации экологизации производственных процессов и выпуска экологически чистой продукции;

- выработка устойчивых взглядов обучающихся на экологизацию производства предприятий как на основу экономического и социального процветания общества.

В контексте интеграции учебной и внеучебной работы большое значение отводится научно-исследовательской деятельности обучающихся. Особой популярностью среди обучающихся пользуется экспедиция, которая предоставляет уникальную возможность для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных, социальных, психологических и других задач. Комплексная форма экспедиционной деятельности дает обучающимся универсальную подготовку. Они не только осваивают методику исследования различных объектов, получают навыки обработки, описания, простейшей реставрации находок, основы топографической съемки местности, построения планов и чертежей. Комплексный характер экспедиций обусловлен и содержанием исследовательских программ (краеведение, экология, археология и т. д.) и организацией практической природоохранной деятельности (уборка мусора вдоль береговой линии, благоустройство родников и т. п.).

В связи с этим интересен опыт обучающихся по профессии «Садовник», которые сами связывают и выстраивают жизнедеятельность своей группы в соответствии с датами экологического календаря. В эти дни проводятся акции, выставки плакатов, фото-и видеорепортажей по экологической обстановке в учебном заведении и районе, презентация экологических проектов. Помимо этого обучающимися данной профессии создаются экологические дизайны интерьера образовательного учреждения.

Ежемесячно в стенах образовательного учреждения силами обучающихся старших курсов выпускается газета «Экологический вестник», информирующая об экологических новостях образовательного учреждения, города, мира.

Для оценки уровня сформированности экологической культуры обучающихся на начальном, промежуточном и итоговом этапах ее становления используются следующие методы и методики:

- устные и письменные опросы: тестовый контроль, контрольный срез, самостоятельная работа и т. д.;

- лабораторно-практические работы;

- олимпиады по экологии;

- интеллектуальные марафоны;

КОНЦЕПТ

Морозова Н. В. Теоретико-методологические и методико-технологичес-кие аспекты становления экологической культуры будущих специалистов // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». -

научно-методический эАктронный журнал М|)а1рсте2С/22Ь1А/1Т2343И4.т. -Г^ “J2 Э, Ns ФС 7t7t-,4:62V11W:VW:C|<lVSen02225/-ART 1234 УДК 37.013:574 1618.

- оценка проектов по проблемам экологии;

- дневник производственной практики, отчет о производственной практике;

- зачеты, междисциплинарные экзамены, экзамены по экологическим общеобразовательным, общепрофессиональным, профессиональным дисциплинам;

- итоговая квалификационная (для профессий начального профессионального образования) и дипломная (для профессий среднего профессионального образования) работа, а также анкетирование, наблюдение и экспертные оценки межличностных отношений и поведения обучающихся.

Таким образом, комплексный подход к методам оценки формирования экологической культуры, основанный на предложенной системно-педагогической модели, обеспечивает качественную подготовку специалистов.

Ссылки на источники

1-2. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. - М.: Академия. - 2000. - 280 с.

3. Кушнир Т. Л. Формирование у подростков ответственного отношения к природе: автореф. ... канд. пед. наук. - Москва, 2010. - 27 с.

4. Гагарин А. В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирование экологического сознания: монография. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 195 с.

5. Демина А. В. Формирование экологической культуры менеджера при подготовке в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Саратов, 2009. - 191 с.

6. Бирюкова Н. А. Становление и развитие системы непрерывного экологического образования в России (на примере медицинского профессионального образования): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2006. - 40 с.

7-9. Вербицкий А. А., Дубовицкая Т. Д. Контексты содержания образования: монография. - М.: Альфа, 2003. - 80 с.

10. Тангян С. А. Образование на пороге XXI века // Педагогика. - 1995. - № 1. - С.11-13.

11. Ермоленко В. А., Перченок Р. Л., Черноглазкин С. Ю. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях: пособие для работников системы образования. - М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 1999. - 228 с.

12. Ермаков Д. С., Калинин В. Б. Интернет-ресурсы для экологического образования // Вестник АсЭ-ко. - 2000. - № 2. - С. 13-18.

Morozova Natalia,

The chief of organizational-methodical department the center of development of vocational training

GOU VPО «Academy of social management» Moscow Region, Moscow

[email protected]

Theoretical, methodological and methodical and technological aspects of getting-ecological culture among future professionals

Abstract. In article necessity of formation of ecological culture of experts for a context of their future professional work is described, the methodological bases of working out of system-pedagogical model of formation of ecological culture are considered. Key concepts reveal and the universal model of stage-by-stage formation of ecological culture of the future experts is offered.

Keywords: vocational training, ecological preparation, ecological literacy, ecological erudition, ecological component of professional competence, ecological culture.

Рецензент: Ермоленко Валентина Андреевна, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела философии образования и методологии педагогики Учреждения Российской академии образования «Институт теории и истории педагогики»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.