Научная статья на тему 'Исследование современных форм и методов обучения в системе непрерывной подготовки кадров для социальной сферы'

Исследование современных форм и методов обучения в системе непрерывной подготовки кадров для социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / РАБОТНИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ЛЕКЦИЯ / СЕМИНАР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свиридова Галина Федоровна

В статье обосновывается необходимость формирования системы непрерывной подготовки квалифицированных кадров для социальной сферы; исследуются современные формы и методы формирования профессиональной компетенции студентов будущих социальных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свиридова Галина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование современных форм и методов обучения в системе непрерывной подготовки кадров для социальной сферы»

Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»

№ 2(2017) ISSN 2500-1841

http://www.agequal.ru info@agequal.ru

Электронный научный журнал «Век качества» ISSN 2500-1841 http ://www .agequal.ru 2017, № 2 http://www.agequal.ru/pdf/2017/AGE QUALITY 2 2017.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Свиридова Г.Ф. Исследование современных форм и методов обучения в системе непрерывной подготовки кадров для социальной сферы // Электронный научный журнал «Век качества». 2017. №2. С. 139-154. Режим доступа: http://www.agequal.ru/pdf/2017/217010.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378

Исследование современных форм и методов обучения в системе непрерывной подготовки кадров для социальной сферы

Свиридова Галина Федоровна

Кандидат филологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, дом 4, стр.1

sviridova. galin @yandex. ru

Аннотация: в статье обосновывается необходимость формирования системы непрерывной подготовки квалифицированных кадров для социальной сферы; исследуются современные формы и методы формирования профессиональной компетенции студентов - будущих социальных работников.

Ключевые слова: непрерывное образование, квалифицированные специалисты, работники социальной сферы, лекция, семинар.

Проблема профессионального становления и развития личности, ее самосовершенствования является ведущей для такой отрасли, как социальные науки. Именно поэтому, в условиях роста конкуренции на современном рынке труда, профессиональная подготовка кадров для социальной сферы должна быть направлена на формирование, развитие и реализацию индивидуальных качеств, призвана содействовать достижению высшей степени профессионального и личностного роста. Этим обусловлена актуальность выбранной темы исследования.

Для обеспечения непрерывной профессиональной подготовки кадров для социальной сферы в вузе учебный процесс осуществляется в следующих

info@agequal.ru

формах: учебные занятия, выполнение индивидуальных заданий, самостоятельная работа студентов, практическая подготовка и контрольные мероприятия.

Основными формами учебных занятий в вузе традиционно являются лекционные занятия, семинарские занятия, практические занятия, лабораторные занятия, индивидуальные занятия и консультации [1-2].

Лекция представляет собой систематизированное, последовательное, логично завершенное, научно обоснованное изложение учебного, научного материала [3-4].

Семинарские занятия - особая форма учебного занятия, на котором преподаватель организует изучение предварительно определенных тем с подробным обсуждением, ответами на интересующие вопросы [5-6]. Семинарские занятия могут проводиться в форме беседы, обсуждения рефератов, докладов, дискуссий, круглых столов. Особенностью семинарских занятий является активное участие студентов в выяснении предложенных к рассмотрению проблем.

Практическое занятие - организационная форма образовательного процесса, на котором преподаватель предлагает детальное рассмотрение отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует компетенции у студентов за счет выполнения ими соответствующих задач [7-

Лабораторные занятия проводятся под руководством преподавателя с применением учебных приборов, инструментов, материалов, установок, измерительных приборов, компьютеров и других технических средств с целью практического подтверждения отдельных теоретических положений определенной учебной дисциплины и овладения методикой экспериментальных исследований в конкретной области [9-10].

Индивидуальные занятия - форма организации образовательной работы преподавателя со студентами, которая осуществляется путем

8].

создания необходимых условий для выявления и реализации творческих возможностей студентов через индивидуально-направленное развитие их способностей, научно-исследовательскую работу и творческую деятельность [11-12].

Консультации - вид занятий, на которых преподаватель поясняет студентам конкретные теоретические или практические вопросы, положения или аспекты их практического применения [13-14]. Консультации проводятся во внеучебное время, индивидуально или для группы студентов, возможно проведение в дистанционном формате (онлайн режиме).

Данные виды образовательного процесса являются классическими, базовыми элементами преподнесения учебного материала. Однако, по мнению авторов, они выступают неотъемлемыми и обязательными элементами образовательного процесса, фундаментом, на котором строятся дальнейшие профессиональные знания и умения.

Как показывает практика, чем теснее и активнее взаимодействие субъектов в образовательной среде, тем эффективнее в конечном итоге будет образовательный результат. Эти связи можно отобразить следующим образом (рис. 1):

1. взаимодействие преподавателя и студента;

2. взаимодействие студента и работодателя;

3. взаимодействие студента и студента (групповая подготовка, подразумевающая поиск научного результата в горизонтальной плоскости).

студент

работодатель

info@agequal.ru

Рис. 1. Некоторые примеры образовательного взаимодействия между субъектами

обучения

В настоящее время активно внедряются различные инновационные методы обучения. Инновации в образовании стали уже не рекомендованными элементами учебного процесса, а обязательными. В связи с этим разрабатывается множество инновационных методов обучения, способствующих повышению эффективности и совершенствованию образовательного процесса. Ниже будет рассмотрена модель системы подготовки квалифицированных социальных работников в условиях непрерывного образования.

Далее возникает необходимость раскрытия сущности методов обучения в образовательной организации. Метод - это способ познания действительности и ее воспроизведения в мышлении; способ, прием или система приемов для достижения какой-либо цели для выполнения определенной операции [15-16]. В свою очередь, методы обучения - это система способов, приемов, средств, последовательных действий преподавателя и студентов на занятиях, направленная на достижение учебных, дидактических и воспитательных целей и задач, то есть овладение знаниями, умениями, навыками и опытом воспитания, а также необходимыми компетенциями. В теории и практике педагогики методы обучения студентов принято классифицировать по следующим критериям:

- по источникам передачи содержания (словесные, практические, научные методы);

- по характеру самостоятельно-познавательной деятельности и креативности студентов в процессе усвоения содержания образования (объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, проблемное изложение, частично-поисковая, исследовательская);

- в соответствии с логикой организации процесса обучения (индуктивные, дедуктивные, традуктивные, аналитические, синтетические методы обучения);

- в зависимости от метода контроля и самоконтроля в обучении (устная проверка, письменная проверка, контрольные и лабораторные работы, сочинения, домашние задания, графическая проверка, проверка практикой, тестовая проверка).

В теории профессионального обучения существуют различные классификации методов обучения в соответствии с их направленностью на решение специфических педагогических задач, связанных с подготовкой кадров для социальной сферы. Такие методы, в частности, можно подразделить на три группы [17-18]:

- направленные на овладение теоретическими знаниями;

- направленные на овладение практическими умениями и навыками;

- направленные преимущественно на развитие интеллектуальных, научных качеств и способностей.

Кроме упомянутых традиционных (классических), существуют и другие классификации методов обучения. Среди современных нетрадиционных методов обучения заслуживают внимания активные методы обучения - методы стимулирования и мотивации студентов к учебной деятельности. Методы активного обучения используют для тренировки и развития творческого мышления студентов, формирования у них соответствующих практических умений и навыков, стимулирования и повышения интереса к занятиям, активизация восприятия учебного материала. К таким методам обучения относятся: деловая игра, мозговой штурм, дискуссия, метод делфи, анализ профессиональных ситуаций, case-study и др.

Проанализируем указанные формы обучения и методы их реализации в процессе непрерывной профессиональной подготовки социальных работников.

Так, в процессе профессиональной подготовки тематика курса лекций зависит, в частности, от учебной дисциплины, предусмотренной учебным планом подготовки, который отвечает стандартам подготовки специалистов (бакалавров, магистров) отрасли.

Лекция предусматривает использование таких методов организации учебного процесса, как словесные (объяснение, рассказ, беседа) и наглядные (иллюстрации, презентации). Современная вузовская лекция выполняет методологическую, воспитательную, информационную (образовательную), развивающую, организационную функции.

Для формирования профессиональной компетентности будущих социальных работников в учебном процессе целесообразно использовать следующие виды лекционных занятий: информационная лекция, проблемная лекция, бинарная лекция, тематическая лекция, обзорная лекция, лекция-конференция, лекция-визуализация, лекция-консультация.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что все компоненты образовательного процесса важны, поскольку они являются составными элементами механизма формирования профессионала. Традиционные методы обучения в альянсе с инновационными составляют систему образовательного процесса. Однако, по мнению авторов, существующая модель системы подготовки кадров для социальной сферы еще не совершенна и требует корректировок и дополнений. Продолжающаяся государственная политика в области ужесточения требований к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса привела к лишению аккредитации многих вузов, прежде всего, по гуманитарным и общественно-научным направлениям подготовки. Поэтому, по мнению авторов, для повышения эффективности образования необходимо предпринять следующие шаги:

- увеличить количество времени для общения преподавателя со студентами (в том числе индивидуального);

- активно внедрять интерактивные и инновационные методы обучения (онлайн-лекции, онлайн-семинары, вебинары, открытый доступ к различным электронным библиотекам и изданиям, аудио-учебники и пр.);

- повышать уровень практикоориентированности обучения (разработка новых механизмов взаимодействия рынка труда и рынка образования; расширение взаимосвязи образовательных организаций с профильными предприятиями и организациями; увеличение количества часов в учебном плане для проведения лабораторных и практических работ и др.);

- рекомендовать студентом, начиная с первого курса, вести дневник личных достижений и исследований (портфолио, рейтинг научных компетенций и пр.).

Таким образом, в рамках данного исследования считаем целесообразным предложить собственный вариант модели повышения эффективности подготовки кадров для социальной сферы (рис. 2).

Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»

№ 2(2017) ISSN 2500-1841

http://www.agequal.ru info@agequal.ru

Рис 2. Модель формирования процесса обучения квалифицированного социального работника в рамках непрерывного образования

В заключение отметим, что организация образовательного процесса непрерывной профессиональной подготовки будущих социальных работников должна осуществляться на принципах

студентоориентированного обучения [19-20]. Образовательный процесс в рамках такого подхода осуществляется в следующих формах:

- учебные занятия (лекции, семинарские, практические, лабораторные, индивидуальные занятия);

- самостоятельная работа (основное средство усвоения студентом учебного материала без участия преподавателя в свободное от обязательных учебных занятий время);

- практическая подготовка (педагогическая практика (учебная и производственная), практика по профилю будущей работы и по специализации, профессиональная (ассистентская) практика, научно-исследовательская практика);

- контрольные мероприятия (промежуточный и итоговый контроль).

Список литературы

1. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Ресурсное обеспечение российского образования в условиях новых вызовов // В книге: Сценарии развития социальной сферы в условиях новых вызовов Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Тезисы докладов и выступлений. Научные редакторы: Егоров Е.В., Ломанов П.Н., Беляева Т.Б.. 2014. С. 108111.

2. Паршутина Л.А. Формирование у школьников знаний о биоразнообразии в процессе изучения раздела «растения». - Москва, 2010. -98 с.

3. Альтиментова Д.Ю., Федосов А.Ю. Повышение качества подготовки бакалавров с применением компьютерного тестирования и рациональных способов коррекции знаний // Педагогическая информатика. 2017. № 1. С. 45-53.

4. Свердлова Н.А. Лингвокультурная интерференция в коммуникативном поведении билингвов // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 3 (332). С. 89-94.

5. Кондрашечкин Р.В. Прикладные аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания курсантов, студентов и слушателей на примере работы научного кружка при кафедре административного права и оперативно-разыскной деятельности московского областного филиала московского университета МВД России // В сборнике: Актуальные проблемы формирования гражданственности и патриотизма молодого поколения

России Сборник статей. Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, Рязанский филиал. Рязань, 2013. С. 46-48.

6. Уколова Л.И. Формирование духовной культуры будущего учителя музыки в процессе музыкального образования. - Москва, 2005. -139 с.

7. Можаев Э.Л. Футбол с методикой преподавания. - Казань, 2017. -

195 с.

8. Коржуев А.В., Попков В.А., Антонова Н.Н. Педагогика рефлексии как компонент дополнительного образования преподавателя высшей школы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 3. С. 26-32.

9. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Современная образовательная стратегия: новые социальные ориентиры // В сборнике: Альтернативы экономической политики в условиях замедления экономического роста Сборник статей по материалам научной конференции. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. 2015. С. 688-691.

10. Паршутина Л.А. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Москва, 2005. - 18 с.

11. Летягин Л.Н., Валицкая А.П., Романенко И.Б., Романенко Ю.М., Корольков А.А., Фомин А.П., Громова Л.А., Муравьев А.Н., Преображенская К.В., Романенко Н.В., Францишина С.С., Белоус В.А., Игнатьев Д.Ю., Апевалова З.В., Семерник С.З., Градинар И.Б., Кутыкова И.В., Янутш О.А., Бун М.З., Провоторов Н.Ф. Картина человека: философия, культурология, коммуникация. - Санкт-Петербург, 2016. - 560 с.

12. Уколова Л.И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -Москва, 1991. - 19 с.

Электронный научный журнал «Век качества» Online scientific journal «Age of Quality»

№ 2(2017) ISSN 2500-1841

http://www.agequal.ru info@agequal.ru

13. Свердлова Н.А. Методологические особенности лингвистической концепции Отто Есперсена // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Челябинск, 2004. - 22 с.

14. Самохина Н.Н. Становление моделей культуры в американской культурной антропологии XX века // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Нижневартовск, 2008. - 18 с.

15. Вербина Г.Г. Эмоциональный профиль личности руководителя. -Чебоксары, 2004. - 323 с.

16. Забайкин Ю.В. Управление персоналом / Ю. В. Забайкин ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Российский заочный ин-т текстильной и легкой пром-сти". Москва, 2008. Том Ч. 1.

17. Грибанов С.В. Семантическая парадоксальность интуиции // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки в 21 веке сборник материалов 11-й международной научно-практ. конференции. 2016. С. 32-38.

18. Можаев Э.Л. Игровая деятельность как объект полипарадигмального исследования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 4. С. 2-6.

19. Вербина Г.Г. Психолого-акмеологическая концепция развития профессионального здоровья специалиста // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - Тамбов, 2011. -51 с.

20. Макаровский Д.А. Человек как объект мифологизации и манипулирования в культуре XX века // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Санкт-Петербург, 2009. - 25 с.

Research of modern forms and methods of training in the system of continuous training for the social sphere

Sviridova Galina Fedorovna

info@agequal.ru

Candidate of Philology, Associate Professor, Russian State Social University 129226, Moscow, st. Wilhelm Pick, house 4, page 1

Sviridova. galin@yandex. ru

Abstract: the article proves the necessity of forming a system of continuous training of qualified personnel for the social sphere; The modern forms and methods of forming the professional competence of students - future social workers - are explored.

Key words: continuous education, qualified specialists, social workers, lecture, seminar.

1. Enikeeva S.D., Enikeev I.H. Resursnoe obespechenie rossijskogo obrazovaniya v usloviyah novyh vyzovov [Resource support for Russian education in the face of new challenges] / S.D. Enikeeva, I.H. Enikeev // V knige: Scenarii razvitiya social'noj sfery v usloviyah novyh vyzovov Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Tezisy dokladov i vystuplenij. Nauchnye redaktory: Egorov E.V., Lomanov P.N., Belyaeva T.B. [Scenarios for the development of the social sphere in the face of new challenges. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference: Abstracts of speeches and speeches. Scientific editors: Egorov EV, Lomanov PN, Belyaeva TB] . 2014. pp.

2. Parshutina L.A. Formirovanie u shkol'nikov znanij o bioraznoobrazii v processe izucheniya razdela «rasteniya» [Formation of knowledge about biodiversity among schoolchildren in the process of studying the section "plants"] / L.A. Parshutina. - Moskva, 2010. - 98 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Al'timentova D.Yu., Fedosov A.Yu. Povyshenie kachestva podgotovki bakalavrov s primeneniem komp'yuternogo testirovaniya i racional'nyh sposobov korrekcii znanij [Improving the quality of training bachelors with the use of computer testing and rational ways of correcting knowledge] / D.Yu. Al'timentova,

REFERENCES

108-111.

A.Yu. Fedosov // Pedagogicheskaya informatika [Pedagogical Informatics], 2017. no 1. pp. 45-53.

4. Sverdlova N.A. Lingvokul'turnaya interferenciya v kommunikativnom povedenii bilingvov [Lingvocultural interference in the communicative behavior of bilinguals] / N.A. Sverdlova // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University]. 2014. no 3 (332). pp. 89-94.

5. Kondrashechkin R.V. Prikladnye aspekty duhovno-nravstvennogo i patrioticheskogo vospitaniya kursantov, studentov i slushatelej na primere raboty nauchnogo kruzhka pri kafedre administrativnogo prava i operativno-razysknoj deyatel'nosti moskovskogo oblastnogo filiala moskovskogo universiteta MVD Rossii [Applied aspects of the spiritual, moral and patriotic education of cadets, students and listeners on the example of the scientific circle at the Department of Administrative Law and Operational Investigative Activities of the Moscow Regional Branch of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia] / R.V. Kondrashechkin // V sbornike: Aktual'nye problemy formirovaniya grazhdanstvennosti i patriotizma molodogo pokoleniya Rossii Sbornik statej [Actual problems of formation of citizenship and patriotism of the younger generation of Russia Collection of articles]. Ryazan', 2013. pp. 46-48.

6. Ukolova L.I. Formirovanie duhovnoj kul'tury budushchego uchitelya muzyki v processe muzykal'nogo obrazovaniya [Formation of the spiritual culture of the future music teacher in the process of music education] / L.I. Ukolova. -Moskva, 2005. -139 p.

7. Mozhaev Eh.L. Futbol s metodikoj prepodavaniya [Football with teaching methods] / Eh.L. Mozhaev. - Kazan', 2017. - 195 p.

8. Korzhuev A.V., Popkov V.A., Antonova N.N. Pedagogika refleksii kak komponent dopolnitel'nogo obrazovaniya prepodavatelya vysshej shkoly [Pedagogy of reflexion as a component of the additional education of a teacher of higher education] / A.V. Korzhuev, V.A. Popkov, N.N. Antonova //

Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and foreign pedagogy]. 2012. no 3. pp. 26-32.

9. Enikeeva S.D., Enikeev I.H. Sovremennaya obrazovatel'naya strategiya: novye social'nye orientiry [Modern educational strategy: new social guidelines] / S.D. Enikeeva, I.H. Enikeev // V sbornike: Al'ternativy ehkonomicheskoj politiki v usloviyah zamedleniya ehkonomicheskogo rosta Sbornik statej po materialam nauchnoj konferencii. Moskovskij gosudarstvennyj universitet im. M.V. Lomonosova [Alternatives to economic policy in the context of slowing economic growth Collection of articles on the materials of a scientific conference. Moscow State University. M.V. Lomonosov]. 2015. pp. 688-691.

10.Parshutina L.A. Formirovanie znanij o bioraznoobrazii v kurse biologii osnovnoj shkoly [Formation of knowledge about biodiversity in the biology course of the main school] / L.A. Parshutina // Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk [The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of pedagogical sciences]. -Moskva, 2005. - 18 p.

11.Letyagin L.N., Valickaya A.P., Romanenko I.B., Romanenko Yu.M., Korol'kov A.A., Fomin A.P., Gromova L.A., Murav'ev A.N., Preobrazhenskaya K.V., Romanenko N.V., Francishina S.S., Belous V.A., Ignat'ev D.Yu., Apevalova Z.V., Semernik S.Z., Gradinar I.B., Kutykova I.V., Yanutsh O.A., Bun M.Z., Provotorov N.F. Kartina cheloveka: filosofiya, kul'turologiya, kommunikaciya [Picture of man: philosophy, culturology, communication] / L.N. Letyagin, A.P. Valickaya, I.B. Romanenko, Yu.M. Romanenko, A.A. Korol'kov, A.P. Fomin, L.A. Gromova, A.N. Murav'ev, K.V. Preobrazhenskaya, N.V. Romanenko, S.S. Francishina, V.A. Belous, D.Yu. Ignat'ev, Z.V. Apevalova, S.Z. Semernik, I.B. Gradinar, I.V. Kutykova, O.A. Yanutsh, M.Z. Bun, N.F. Provotorov. - Sankt-Peterburg, 2016. - 560 p.

12.Ukolova L.I. Samokontrol' v professional'noj podgotovke uchitelya muzyki [Self-control in the professional training of a music teacher] / L.I. Ukolova

// Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk [The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of pedagogical sciences]. -Moskva, 1991. - 19 p.

13.Sverdlova N.A. Metodologicheskie osobennosti lingvisticheskoj koncepcii Otto Espersena [Methodological features of the linguistic concept of Otto Espersen] /N.A. Sverdlova // Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filologicheskih nauk [The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the Cand.Phil.Sci.]. - Chelyabinsk, 2004. - 22 p.

14.Samohina N.N. Stanovlenie model ej kul'tury v amerikanskoj kul'turnoj antropologii XX veka [The formation of cultural models in American cultural anthropology of the twentieth century] / N.N. Samohina // Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filosofskih nauk [The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of philosophical sciences]. - Nizhnevartovsk, 2008. - 18 p.

15.Verbina G.G. Ehmocional'nyj profil' lichnosti rukovoditelya [Emotional profile of the leader's personality] / G.G. Verbina. - Cheboksary, 2004. - 323 p.

16.Zabajkin Yu.V. Upravlenie personalom [Personnel Management] / Yu.V. Zabajkin // Gos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya "Rossijskij zaochnyj in-t tekstil'noj i legkoj prom-sti" [State Educational Institution High. Prof. Education "Russian correspondence institute of textile and light industry".]. Moskva, 2008. Tom Ch. 1.

17.Gribanov S.V. Semanticheskaya paradoksal'nost' intuicii [Semantic paradoxicality of intuition] / S.V. Gribanov // V sbornike: Aktual'nye problemy sovremennoj nauki v 21 veke sbornik materialov 11-j mezhdunarodnoj nauchno-prakt. Konferencii [Actual problems of modern science in the 21st century collection of materials 11th International Scientific and Practical. Conference]. 2016. pp. 32-38.

18.Mozhaev Eh.L. Igrovaya deyatel'nost' kak ob"ekt poliparadigmal'nogo issledovaniya [Gaming activity as an object of polyparadigmal research] / Eh.L. Mozhaev // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training]. 2011. no 4. pp. 2-6.

19.Verbina G.G. Psihologo-akmeologicheskaya koncepciya razvitiya professional'nogo zdorov'ya specialista [Psychological and acmeological concept of professional development of a specialist] /G.G. Verbina //Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni doktora psihologicheskih nauk [The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the doctor of psychological sciences]. - Tambov, 2011. - 51 p.

20.Makarovskij D.A. Chelovek kak ob"ekt mifologizacii i manipulirovaniya v kul'ture XX veka [Man as an object of mythologization and manipulation in the culture of the twentieth century] / D.A. Makarovskij // Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata filosofskih nauk [The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of philosophical sciences]. - Sankt-Peterburg, 2009. - 25 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.