2QQ1 года ФЗ [Электронный ресурс] // URL : http://rudocs.exdat.com/docs/index-329314.html. - Дата обращения 3Q.11.2Q13.
3. Проект Международной спортивной хартии. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 12.Q3.2Q12 г. ФЗ [Электронный ресурс] // URL : http://rudocs.exdat.com>docs/index-3QQ779.html. -Дата обращения 3Q.11.2Q13.
4. Соловьев, А.А. Российский и зарубежный опыт систематизации законодательства о спорте : монография / А.А. Соловьев ; Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. - М. : [б. и.], 2Q11. - 374 с.
5. Степашин, С.В. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации / С.В. Степашин, В. Л. Шульц, Р.Ф. Идрисов. - Казань : Идел-Пресс, 2QQ1. - 4Q8 с.
6. О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации "О физической
культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований : Федеральный закон Российской Федерации № 198-ФЗ от 23.Q7.2Q13 г. [Электронный ресурс] // URL :
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149645. - Дата обращения 3Q.11.2Q13.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://xn--
8Qabmiccm4bkedp1l.xn--p1ai/images/Biblioteka/Zakon/garant_trudovoy _kodeks_rf.pdf. - Дата обращения 3Q.11.2Q13.
REFERENCE
1. About physical culture and sport in the Russian Federation. Federal law of 4 December 2007 № 329-FZ, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12057560/ (accessed 3Q November 2Q13).
2. The European sports Charter. Adopted on 24 September 1992 and revised 16 may 2001, available at: http://rudocs.exdat.com/docs/index-329314.htm (accessed 30 November 2013).
3. The project of the International sports Charter. Adopted by UN General Assembly 12.03.2012, available at: http://rudocs.exdat.com>docs/index-300779.html (accessed 30 November 2013).
4. Soloviev, А.А. (2011), Russian and foreign experience systematization of legislation about sports: Monograph, the sports law Commission of the Russian lawyers' Association, Moscow.
5. Stepashin S.V., Schulz, V.L. and Idrisov, R.F (2001), Safety Issues in the system of state and municipal management of the Russian Federation, publishing house “Ideal-Press”, Kazan
6. On amending the Federal law “On physical culture and sport in the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation in connection with ensuring public order and public safety in the course of official sports competitions". Federal law №198-ФЗ from 23.07.2013, available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149б45. (accessed 30 November 2013).
7. Labour code of the Russian Federation, available at: http://xn--80abmiccm4bkedp1l.xn--p1ai/images/Biblioteka/Zakon/garant_trudovoy_kodeks_rf.pdf (accessed 30 November 2013).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.11.2013.
УДК 378.013+332.45+330.092+332
ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К РАБОТЕ НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Ростислав Валерьевич Костенко, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Украинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского (ЮНПУ имени К.Д. Ушинского), Украина, г. Одесса
Аннотация
В статье рассматриваются критерии, показатели и уровни готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий. Представлены методики диа-
гностики готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий. Для проведения диагностики разработаны критерии, показатели, определены уровни готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий: высокий, достаточный, средний и низкий. В результате проведенного исследования на констатирующем этапе эксперимента будущие экономисты оказались недостаточно готовыми к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий. Полученные данные подтвердили необходимость внедрения экспериментальной методики подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий.
Ключевые слова: будущие экономисты, профессиональная подготовка, валютный рынок, компьютерные технологии.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.11.105.p67-72
DIAGNOSTICS OF READINESS OF THE FUTURE ECONOMISTS TO JOB IN THE
CURRENCY MARKET BASED ON THE COMPUTER TECHNOLOGIES
Rostislav Valerevich Kostenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The South-Ukrainian National Pedagogical University named after К.Б. Ushinsky,
Ukraine, Odessa
Annotation
The article considered the criteria, parameters and levels of readiness of the future economists to job in the currency market based on the computer technologies. The techniques for diagnostics of readiness of the future economists to job in the currency market on the basis of the computer technologies have been submitted. For realization of the diagnostics the criteria, parameters have been developed, the levels of readiness of the future economists to job in the currency market on the basis of computer technologies have been defined: high, sufficient, average and low. As a result of the carried out research, at the ascertaining stage of experiment the future economists have appeared to be insufficiently ready to job in the currency market on the basis of the computer technologies. The received data have confirmed the necessity in introduction of the experimental technique of preparation of the future economists to job in the currency market based on the computer technologies.
Keywords: future economists, vocational training, currency market, computer technologies.
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональная подготовка будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий предусматривает диагностическое изучение готовности студентов к этой работе. Для этого необходимо определить критерии, показатели и уровни готовности будущих экономистов к указанной работе.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В исследовании приняли участие 975 студентов экономических специальностей, из них 750 - на формирующем этапе эксперимента. Целью диагностического эксперимента было выяснение уровней готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий. Для осуществления диагностики готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке мы разработали комплексную диагностическую методику, которая включает ряд опросников (авторы: В.Э. Мильман, Н.Р. Молочников, В.В. Мельников, Л.Т. Ямпольський и др.), которые использовались во время констатирующего этапа эксперимента, а также другие методы диагностики. Также были разработаны критерии готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Констатирующий этап педагогического эксперимента заключался в констатации состояния готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе ком-
пьютерных технологий. На этом этапе было определено, насколько студенты экономических специальностей были готовы к профессиональной деятельности на валютном рынке до их участия в формирующем эксперименте по формированию у них знаний, умений и навыков работы на валютном рынке с использованием специальных компьютерных программ. Для этого были использованы диагностические методики педагогов и психологов в комплексе с диагностическими методиками автора, направленными на определение уровня экономических знаний, умений и навыков, необходимых для работы на валютном рынке на основе компьютерных технологий. Диагностика проходила на основе критериев, показателей и уровней готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке, разработанных автором.
Под критерием мы понимаем признак, на основании которого осуществляется оценка определенного явления. Критерии готовности - это теоретически разработанные характеристики уровня готовности личности будущего экономиста к профессиональной деятельности на валютном рынке на основе компьютерных технологий, которые предоставляют нам представления о профессиональной пригодности будущих экономистов к указанной деятельности после прохождения ними профессиональной подготовки.
В психолого-педагогической литературе существует много разнообразных методик диагностики готовности личности к профессиональной деятельности, которые обращаются к разным критериям. Готовность будущего экономиста к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий можно охарактеризовать по таким критериям:
A. Мотивационный, с показателями: потребность в профессиональной самореализации; потребность участия в экономическом взаимодействии; потребность в финансовом саморазвитии; имущественный экономический интерес.
Б. Интеллектуальный, с показателями : наличие специальных знаний о валютном рынке, центральных банках, как органах валютного регулирования и контроля и реализации денежно-кредитной политики; наличие знаний, умений и навыков работы с компьютерными программами, которые используются во время работы на валютном рынке; способность к экономическому мышлению; развитость экономических представлений.
B. Поведенческий, с показателями: наличие умений инвестиционной деятельности; наличие финансовой активности будущего экономиста.
Г. Эмоционально-волевой, с показателями: способность поддерживать эмоциональное равновесие; способность к принятию волевых решений или решительность.
На основе представленных критериев и показателей были определены уровни готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий: высокий, достаточный, средний и низкий. Охарактеризуем их.
Высокий уровень готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий отмечается у студентов, которым присуща способность к экономическому мышлению. Они имеют систематизированные знания по экономическим дисциплинам. Будущие экономисты свободно владеют профессиональными знаниями, умениями и навыками. Они способны к профессиональной экономической деятельности, в частности связанной с полезной для общества работой. Они владеют знаниями, умениями и навыками технического и фундаментального анализа валютного рынка, умело используют компьютерные программы для работы на валютном рынке. Во время работы на валютном рынке будущие экономисты всегда поддерживают эмоциональное равновесие, проявляют решительность в своих действиях. Такие студенты имеют постоянную потребность в профессиональной самореализации, стараются проявлять финансовую активность. Во время учебно-воспитательного процесса активно участвуют в работе экономических кружков, научных конференций, общественной деятельности, в работе органов студенческого самоуправления. Будущие экономисты имеют полные, осознанные знания о сущности понятия "валютный рынок", всегда готовы к работе на
нем, финансовому сотрудничеству и экономическому взаимодействию; у студентов сформировано стойкое отношение к своей будущей профессиональной деятельности.
Достаточный уровень готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий характеризуется их активным образом экономической и общественной жизни, который иногда зависит от внешних условий. У будущих экономистов сформированы основы экономического мышления. Студентам присущи проявления экономического поведения. Они имеют систематизированные знания по экономическим дисциплинам, в частности, касающимся валютного рынка. Они способны к профессиональной деятельности на валютном рынке и другой полезной для общества работы. Готовность к работе на валютном рынке у них достаточно сформирована, тем не менее, нет определенных знаний, умений и навыков работы с компьютерными программами, которые используются для работы на этом рынке. Будущие экономисты способны поддерживать эмоциональное равновесие и решительность во время осуществления валютных операций.
Средний уровень готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий присущ студентам с определенными представлениями о валютном рынке, которые у них еще не совсем сформированы. Такие студенты имеют определенные знания по экономическим дисциплинам, вместе с тем имеют незначительные знания о валютном рынке. Их профессиональная деятельность на валютном рынке имеет ситуативный характер, как правило во время практических занятий, и зависит от внешних условий, собственной пользы и других обстоятельств. У будущих экономистов сформированы представления о валютном рынке, тем не менее многие из них не имеют навыков и умений работы с компьютерными программами, которые используются на этом рынке. Такие студенты имеют определенные потребности в общении, повышении своей квалификации, профессиональной самореализации, однако реализация этих потребностей имеет ситуативный характер и зависит от внешних обстоятельств.
Низкий уровень готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий отмечается у студентов, которые совсем не интересуются событиями финансовой жизни, в частности новостями валютного рынка. Знания о валютном рынке и его сущности у будущих экономистов поверхностные или совсем отсутствуют. Такие студенты не понимают таких понятий, как технический анализ, фундаментальный анализ, экономическое мышление, экономическое сознание. Для этих будущих экономистов характерен низкий уровень профессиональных знаний, умений, навыков и интеллектуальных способностей. Главным мотивом таких студентов в учебной и профессиональной деятельности является не польза для общества, а собственная финансовая выгода.
Для диагностики готовности будущих экономистов к работе на валютном рыке в экспериментальных и контрольной группах была использована специально разработанная комплексная методика диагностики, в которую, вместе с другими методами, входили разработанные автором опросники по определению уровней готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий. Использовались и такие методы диагностики, как ранжирование, анализ документации, беседа, наблюдение. Во время диагностики применялись и диагностические методики других авторов. Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий проводилась нами по каждому критерию обозначенного феномена. Диагностику по мотивационному критерию мы проводили с помощью таких методик: Диагностика личностных и групповых базовых потребностей [2, С. 7476]; Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман) [2, С. 76-80]; Диагностика реализации потребностей в саморазвитии [2, С. 421-424]; Самооценка реализации жизненных целей личности (Н.Р. Молочников) [2, С. 424-426].
Использование этих методик показало, что на констатирующем этапе исследова-
ния готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке по мотивационному критерию с помощью указанных диагностических методик их готовность сформирована преимущественно на среднем и низком уровнях (в среднем в 72,5% студентов), и лишь у 27,5% студентов она сформирована на высоком и достаточном уровнях. Таким образом, мы выяснили, что у большинства студентов (72,5%) по мотивационному критерию готовность к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий недостаточно сформирована.
Диагностику по интеллектуальному критерию мы проводили с помощью авторских методик: Диагностика знаний о валютном рынке и организации его деятельности; Диагностика готовности к проведению фундаментального анализа валютного рынка; Диагностика знаний о центральных банках и их роли на валютном рынке; Диагностика знаний, умений и навыков работы с программным обеспечением, которое используется на валютном рынке [4, С. 6-35]. Использование этих методик показало, что по интеллектуальному критерию на констатирующем этапе исследования готовность будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий сформирована во всех группах приблизительно одинаково. Во всех группах преобладает средний и низкий уровни готовности (в среднем в 65% студентов). На высоком и достаточном уровнях готовности к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий находится в среднем лишь 35% будущих экономистов. Таким образом, большинство студентов (65 %) по интеллектуальному критерию оказались недостаточно готовыми к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий.
Диагностику по поведенческому критерию мы проводили с помощью таких методик: Диагностика знаний, умений и навыков инвестиционной деятельности на валютном рынке (Р.В. Костенко) [4, С. 6-35]; Шкала совестливости (В.В. Мельников, Л.Т. Ямполь-ський) [2, С. 163-164]; Диагностика личностной установки "альтруизм-эгоизм" [2, С. 2324]. Использование этих методик показало, что на констатирующем этапе исследования готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке по поведенческому критерию с помощью указанных диагностических методик их готовность сформирована преимущественно на среднем и низком уровнях (в среднем у 71% студентов), и лишь у 29% студентов она сформирована на высоком и достаточном уровнях. Таким образом, мы выяснили, что у большинства студентов (71%) по поведенческому критерию готовность к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий недостаточно сформирована.
Для определения уровня готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий по эмоционально-волевому критерию мы использовали такие методики: Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко) [2, С. 166-167]; Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности [2, С. 467]; Самооценка психологической адаптивности [2, с. 466-467]; Диагностика эмоциональной направленности личности [2, с. 80-81].
Использование этих методик показало, что на констатирующем этапе исследования готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке по эмоциональноволевому критерию с помощью указанных диагностических методик их готовность сформирована преимущественно на среднем и низком уровнях (в среднем у 73,4% студентов), и лишь у 26,6% студентов она сформирована на высоком и достаточном уровнях. Таким образом, мы выяснили, что у большинства студентов (73,4%) по эмоционально-волевому критерию готовность к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий недостаточно сформирована.
Использованные во время констатирующего этапа эксперимента диагностические методики предоставили нам возможность определить уровни сформированности готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий по каждому критерию.
ВЫВОДЫ
Проведенное диагностическое исследование дает возможность сделать выводы, что на констатирующем этапе исследования уровней готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий в контрольной и трех экспериментальных группах по всем определенным критериям готовность сформирована приблизительно одинаково. Во всех группах по всем критериям на высоком уровне готовности находится в среднем приблизительно лишь 13,8% студентов; на достаточном -приблизительно 15,8%; на среднем - приблизительно 27,2%; на низком - 43,2%. Таким образом, результаты проведенного констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют, что подавляющее большинство будущих экономистов (в среднем приблизительно 70,5%) по всем обозначенным критериям во всех группах находятся на среднем и низком уровне готовности к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий, и только 29,5% - на высоком и достаточном. То есть на констатирующем этане исследования будущие экономисты оказались недостаточно готовыми к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий. Полученные данные подтверждают необходимость внедрения экспериментальной методики подготовки будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Найман, Э.Л. Путь к финансовой свободе. Профессиональный подход к трейдингу и инвестициям / Э.Л. Найман. - М. : Альпина Бизнес Брукс, 2004. - 480 с.
2. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2002.
- 490 с.
3. Шилов, Б. FOREX от первого лица. Валютные рынки для начинающих и профессионалов / Б. Шилов, Г. Петров, А. Ведихин. - М. : Омега-Л, 2005. - 428 с.
4. Костенко, Р.В. Використання тестового самоконтролю знань в процесі підготовки до практичних занять з дисципліни «Організація діяльності валютної біржі та форексні операції : методичні рекомендації / Р.В. Костенко. - Одеса : Видавництво «Букаєв Вадим Вікторович», 2008.
- 44 с.
REFERENCES
1. Nayman E.L. (2QQ4), The way to financial freedom. The professional approach to trading and investments, publishing house Alpina Business Brookes, Moscow, Russian Federation.
2. Fetiskin N.P., Kozlov V.V. and Manuylov G.M. (2002), Social-psychological diagnostics of development of the person and small groups, publishing house Institute of Psychotherapy, Moscow, Russian Federation.
3. Shilov B., Petrov G. and Vedihin A. (2005), FOREX from the first person. The currency markets for beginning and professionals, publishing house Omega-L, Moscow, Russian Federation.
4. Kostenko R.V. (2008), Use of test self-checking of knowledge during preparation for practical employment on discipline “Organization of activity of a currency stock exchange and operations on the FOREX". The methodical recommendations, publishing house Bukaev Vadim Viktorovich, Odessa, Ukraine.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2013.