Научная статья на тему 'Создание диагностики праксиологических умений будущих экономистов'

Создание диагностики праксиологических умений будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА / КРИТЕРИЙ / УРОВЕНЬ / СФОРМИРОВАННОСТЬ / ЭКОНОМИСТ / PRAXIOLOGICAL ABILITIES / DIAGNOSTICS / CRITERION / LEVEL / AVAILABILITY / ECONOMIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девятловский Д. Н.

В статье рассматриваются развитие праксиологических умений у будущих экономистов, сущность и критериальные характеристики данных умений; описываются разработанная диагностика сформированности праксиологических умений, критерии и уровни сформированности данных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Девятловский Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTICS FORMATION OF FUTURE ECONOMISTS PRAXIOLOGICAL SKILLS

Development of the future economists praxiological abilities, nature and criterion characteristics of the given abilities are considered in the article; the developed diagnostics of the praxiological abilities availability, criteria and levels of the given abilities availability are described.

Текст научной работы на тему «Создание диагностики праксиологических умений будущих экономистов»

УДК 316.61-057.87 Д.Н. Девятловский

СОЗДАНИЕ ДИАГНОСТИКИ ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

В статье рассматриваются развитие праксиологических умений у будущих экономистов, сущность и критериальные характеристики данных умений; описываются разработанная диагностика сформированности праксиологических умений, критерии и уровни сформированности данных умений.

Ключевые слова: праксиологические умения, диагностика, критерий, уровень, сформированность, экономист.

D.N. Devyatlovskiy

DIAGNOSTICS FORMATION OF FUTURE ECONOMISTS PRAXIOLOGICAL SKILLS

Development of the future economists praxiological abilities, nature and criterion characteristics of the given abilities are considered in the article; the developed diagnostics of the praxiological abilities availability, criteria and levels of the given abilities availability are described.

Key words: praxiological abilities, diagnostics, criterion, level, availability, economist.

В настоящее время изменение системы экономического образования необходимо рассматривать как составную часть рыночных преобразований в России. Современная экономическая ситуация характеризуется динамизмом, неопределенностью, повышенным риском. Это влечет за собой увеличение спроса на специалистов экономического профиля, удовлетворяющих запросам сложившегося рынка. От уровня профессиональной компетентности будущего экономиста зависят сроки реализации актуальных экономических программ и планов, оптимальность принимаемых решений и соответственно результативность хозяйственной деятельности [1].

В настоящее время молодой специалист должен уметь самостоятельно принимать профессионально важные решения по тому или иному вопросу, грамотно решать поставленные перед ним экономические задачи. Принятые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по экономическим специальностям в целом обеспечивают подготовку специалиста-экономиста, отвечающего требованиям XXI века [2]. Но наличие стандартов не обеспечивает качественной подготовки такого специалиста. Необходимо разработать такую педагогическую диагностику, которая бы способствовала формированию и развитию праксиологических умений.

Для разработки диагностики сформированности праксиологических умений будущих экономистов необходимо рассмотреть критерии и уровни сформированности данных умений, охарактеризовать качественные уровни их выраженности.

При выделении и отражении сущности критериев сформированности праксиологических умений необходимо исходить из положения, что умения не только формируются в деятельности, но и проявляются в ней. Следовательно, в зависимости от вида деятельности умения можно рассматривать с точки зрения их деятельностных характеристик и оценивать их в зависимости от их проявленности (меры осознания, осмысленности приемов деятельности, вариативности, успешности и мобильности их выполнения независимо от изменения обстановки, правильности, скорости и легкости осуществления данных приемов).

В педагогике различными авторами предложены критерии сформированности разнообразных групп умений. В.П. Беспалько в качестве критериев сформированности общеучебных умений выделяет уровень усвоения деятельности, степень абстракции изложения, степень осознанности выбора действия при решении учебной задачи, параметр автоматизации действия [3]. По убеждению А.В. Усовой, любой вид деятельности учащихся, связанный с формируемыми у них умениями, слагается из системы элементарных

действий и операций. Поэтому основными критериями сформированности познавательных умений можно назвать состав и качество выполняемых операций, их осознанность, полноту и свернутость [4]. Л.В. Андру-хив в качестве критериев сформированности умения работать с информацией у будущих экономистов выделяет: ценностно-смысловой критерий, отражающий убежденность студентов в личной и общественной значимости развития у будущего специалиста умения работать с информацией, ориентацию на ценностное, заинтересованное отношение к информационной деятельности, т.е. наличие у обучаемого информационнопознавательной потребности; деятельностный критерий, предполагающий освоение совокупности действий по поиску (сбору), получению, обработке, анализу и представлению текстовой и цифровой информации; когнитивный критерий, включающий систему знаний о средствах и способах действий, необходимых при работе с информацией [5]. А.П. Поздняков в качестве критериев сформированности управленческой культуры предлагает использовать ценностное отношение к управленческой деятельности, которое проявляется через совокупность таких показателей, как понимание и оценка целей и задач, осознание ценности управленческих знаний, признание ценности субъектных отношений, удовлетворенность профессией [6]. По мнению Т.А. Третьяковой, основными критериями сформированности творческих способностей являются интеллектуальная активность, наличие профессионально важных качеств, гибкость и вариативность мышления, самостоятельность в принятии решении, стремление к профессиональному самосовершенствованию [7].

На основе анализа вышерассмотренных критериальных характеристик сформированности разнообразных групп умений для создания целостного представления об эффективности процесса формирования праксиологических умений будущих экономистов и оценки уровня сформированности данной группы умений в качестве основных критериев выделены познавательный, аксиологический, организационный, творческий. Они характеризуются составом и качеством выполняемых приемов (операций), представляющих основу праксиологических умений будущих экономистов, а при разработке процесса их формирования выступают в качестве компонентов обозначенной совокупности умений.

Для того чтобы систематизировать критериальные характеристики в контексте их проявлений, необходимо точно определить, что понимается под каждой из них. Познавательный критерий сформированности праксиологических умений у будущих экономистов характеризуется знанием основных и специальных приемов и операций решения экономических задач: осознанием выбора действия при решении конкретных экономических задач. Аксиологический критерий характеризуется ценностным отношением к изучению основных и специальных приемов и операций экономической теории; ценностным отношением к освоению экономических знаний как профессионально значимых; к освоению и выбору экономически целесообразных действий на основе их профессиональной значимости. Организационный критерий характеризуется проявлением организационных качеств при изучении опыта экономической деятельности; применением организационных приемов при решении экономических задач. Творческий критерий выражается в овладении творческими приемами экономической теории при решении экономических задач; преодолении штампов и стереотипов профессиональной деятельности при решении экономических задач; проявлении творческих качеств при решении нестандартных экономических задач.

Таким образом, рассмотрев критерии сформированности праксиологических умений будущих экономистов, перейдем к описанию уровней сформированности данных умений через характеристики различных уровней выраженности выделенных критериев сформированности.

Под категорией «уровень сформированности умений» понимается степень выраженности критериев сформированности по всем возможным параметрам. По мнению И.И. Ильясова и Н.А. Галатенко, любые умения, которыми должен обладать специалист, характеризуются иерархичностью. То есть имеют ряд уровней - конечных и промежуточных [8]. Принимая во внимание вышесказанное, можно предположить, что процесс формирования праксиологических умений можно представить как взаимосвязанность отдельных этапов, на каждом из которых используются различные приемы формирования праксиологических умений, требующие их освоения на определенном уровне, что выступает основанием формирования качественно иного уровня владения приемами, образующими структуру праксиологических умений. Таким образом, уровни сформированности праксиологических умений напрямую соотносятся с этапами овладения данными умениями.

В связи с тем, что процесс формирования праксиологических умений рассматривается с позиций деятельностного подхода, поэтому характеристика уровней по включенным критериям и соответствующим признакам их распознавания позволяет выявить готовность будущих экономистов к осуществлению профессиональной деятельности. Выделение уровней сформированности праксиологических умений проводилось согласно четырехуровневой структуре качества усвоения умений. Так, деятельность по характеру использования информации может быть репродуктивной и продуктивной, при этом каждый из этих видов деятельности может выполняться либо самостоятельно, либо с определенной помощью, «подсказкой» извне. В репродук-

тивной деятельности в качестве такой подсказки может выступать пояснение преподавателя, инструкция, справочник, учебник и любой другой источник информации о правилах выполнения действия, а в продуктивной деятельности помощь извне состоит в опоре на подобные алгоритмы и способы действий и их трансформировании соответственно возникшей задаче для получения нового алгоритма. При этом самостоятельная продуктивная деятельность характеризуется элементами исследования, учебного творчества, самостоятельного нахождения новых способов деятельности, формированием субъективно новых для обучаемого знаний и умений.

На основе разработанных критериев сформированности праксиологических умений будущих экономистов (познавательный, аксиологический, организационный, творческий) выделяем эмпирический, репродуктивный и преобразующий уровень сформированности праксиологических умений будущих экономистов. Уровень сформированности праксиологических умений определяется степенью выраженности критериев сформированности данных умений, поэтому необходимо сначала выделить и определить соответствующие им характеристики, затем более точно и определенно задать значения выделенных характеристик. Иными словами, необходимо описать градации выделенных критериев сформированности праксиологических умений будущих экономистов. Охарактеризуем уровни по разработанным ранее критериям сформированности праксиологических умений будущих экономистов.

Эмпирический уровень характеризуется тем, что:

sне изучает опыт экономической деятельности (основные и специальные приемы и операции); познает их лишь на собственном опыте в процессе решения экономических задач;

s не пополняет знания об основных и специальных приемах и операциях решения экономических задач; s неосознанно выбирает действия при решении экономических задач;

s не проявляет ценностного отношения к изучению основных и специальных приемов и операций экономической теории;

s не проявляет ценностного отношения к освоению экономических знаний как профессионально значимых;

s не проявляет ценностного отношения к освоению и выбору экономически целесообразных действий на основе их профессиональной значимости;

s не проявляет организационные качества при изучении опыта экономической деятельности; s не пытается применить организационные приемы при решении экономических задач; s не проявляет организационные качества при решении экономических задач; s не пытается овладеть творческими приемами экономической теории при решении экономических

задач;

s не пытается преодолеть штампы и стереотипы профессиональной деятельности при решении экономических задач;

s не проявляет творческие качества при решении нестандартных экономических задач. Репродуктивный уровень характеризуется тем, что:

s изучает опыт экономической деятельности (основные и специальные приемы и операции); применяет его в процессе решения экономических задач;

s пополняет знания об основных и специальных приемах и операциях решения экономических задач при поддержке других участников образовательного процесса, но не систематизирует их;

s осознает выбор действия при решении конкретных экономических задач на основании профессионально признанных способов их решения;

s проявляет ценностное отношение к изучению основных и специальных приемов и операций экономической теории;

s проявляет ценностное отношение к освоению экономических знаний как профессионально значимых; s проявляет ценностное отношение к освоению и выбору экономически целесообразных действий на основе их профессиональной значимости;

s проявляет организационные качества при изучении опыта экономической деятельности только при поддержке других участников образовательного процесса;

s применяет организационные приемы при решении экономических задач только при поддержке других участников образовательного процесса;

s проявляет организационные качества при решении экономических задач только при поддержке других участников образовательного процесса;

s владеет творческими приемами экономической теории при решении экономических задач только при поддержке других участников образовательного процесса;

✓ преодолевает штампы и стереотипы профессиональной деятельности при решении экономических задач только при поддержке других участников образовательного процесса;

✓ проявляет творческие качества при решении нестандартных экономических задач только при поддержке других участников образовательного процесса.

Преобразующий уровень характеризуется тем, что:

✓ изучает опыт экономической деятельности (основные и специальные приемы и операции); применяет и преобразует его в собственный с целью успешного решения экономических задач;

✓ пополняет знания об основных и специальных приемах и операциях решения экономических задач, систематизирует их с целью успешного решения экономических задач;

✓ осуществляет осознанный, профессионально обоснованный выбор действия при решении конкретных экономических задач;

✓ проявляет постоянное и ярко выраженное ценностное отношение к изучению основных и специальных приемов и операций экономической теории;

✓ проявляет постоянное и ярко выраженное ценностное отношение к освоению экономических знаний как профессионально значимых,

✓ проявляет постоянное и ярко выраженное ценностное отношение к освоению и выбору экономически целесообразных действий на основе их профессиональной значимости;

✓ проявляет постоянные и ярко выраженные организационные качества при изучении опыта экономической деятельности;

✓ самостоятельно применяет организационные приемы при решении экономических задач;

✓ проявляет постоянные и ярко выраженные организационные качества при решении экономических

задач;

✓ самостоятельно владеет творческими приемами экономической теории при решении экономических

задач;

✓ самостоятельно преодолевает штампы и стереотипы профессиональной деятельности при решении экономических задач;

✓ самостоятельно проявляет творческие качества при решении нестандартных экономических задач.

К эмпирическому, репродуктивному, преобразующему уровням сформированности праксиологических

умений относим соответственно следующие интервалы баллов: 3,0—5,0; 5,1—7,0; 7,1-9,0. Сопоставив рассчитанное численное значение комплексного показателя сформированности праксиологических умений будущих экономистов с числовыми интервалами выделенных уровней, можно определить, на каком уровне сформированы праксиологические умения конкретного будущего экономиста. Подсчет численных значений каждого критерия сформированности диагностируемых умений осуществляется по формуле:

1

п

где Qк. - численное значение соответствующего критерия сформированности праксиологических умений будущих экономистов;

т, - численное значение характеристики соответствующего критерия сформированности праксиологических умений (от 3 до 9 баллов);

п - количество характеристик соответствующего критерия сформированности праксиологических умений будущих экономистов.

Для определения общего уровня сформированности праксиологических умений будущих экономистов был избран подход количественной обработки результатов диагностики, который позволяет в отношении степени проявления каждого критерия сформированности определить количественный показатель.

Расчет комплексного показателя сформированности праксиологических умений будущих экономистов (Опру) осуществляется по формуле:

(^ПрУ = С^пк + . (2)

где Qпк - численное значение познавательного критерия сформированности праксиологических умений будущих экономистов;

(1)

П

к

Qa<. - численное значение аксиологического критерия сформированности праксиологических умений будущих экономистов;

Qo<. - численное значение организационного критерия сформированности праксиологических умений будущих экономистов;

Qt<. - численное значение творческого критерия сформированности праксиологических умений будущих экономистов.

Предложенная диагностическая методика позволяет наиболее адекватно подойти к оценке критериев сформированности праксиологических умений будущих экономистов и качественных уровней их выраженности, а также к отслеживанию динамики формирования и развития данной группы умений. Предлагаемая система оценки достаточно проста, рациональна, позволяет реально оценить эффективность процесса формирования праксиологических умений будущих экономистов, то есть охарактеризовать как качественную, так и количественную сторону данного процесса.

С целью исследования первоначального уровня сформированности праксиологических умений будущих экономистов было проведено пилотажное исследование у студентов 2-го курса специальности «Экономика и управление на предприятиях деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности» (82 чел.). Как показывает анализ результатов диагностики, у большинства респондентов наблюдались эмпирические уровни сформированности критериев праксиологических умений (79,27%) и лишь у 20,73% респондентов данные критерии сформированности праксиологических умений проявились на репродуктивном уровне. Преобразующий уровень не был зафиксирован ни у одного респондента. Комплексный показатель сформированности праксиологических умений по всем респондентам составил 1,15.

Таким образом, будущие экономисты в своем большинстве не проявляют ценностного отношения к изучению экономической теории (основных и специальных приемов и операций), не проявляют ценностного отношения к освоению экономических знаний, как профессионально значимых, и выбору экономически целесообразных действий на основе их профессиональной значимости, не изучают опыт экономической деятельности, не пополняют знания об основных и специальных экономических приемах и операциях решения экономических задач, не проявляют организационных качеств (инициативность, самостоятельность, целеустремленность) при изучении опыта экономической деятельности и при решении экономических задач, не проявляют творческих качеств (креативность, гибкость, оригинальность) при решении нестандартных экономических задач.

Как свидетельствуют вышеприведенные результаты диагностики, в процессе профессиональной подготовки будущих экономистов необходимо постоянно развивать праксиологические умения, чтобы научить студентов сознательному выбору средств, приемов и методов решения проблемных ситуаций, способных при наименьшей затрате сил дать наиболее лучшие результаты, а также способных к творческой и созидательной деятельности, вырабатывая у них рациональную систему внутренних побуждений к активной преобразующей профессионально ориентированной деятельности.

Литература

1. Колесникова И.А., Титов Е.В. Педагогическая праксеология. - М.: Академия, 2005. - 256 с.

2. Сацков Н.Я. Практический менеджмент. - М.: Сталкер, 1998. - 448 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

4. Усова А.В. О критериях и уровнях сформированности познавательных умений учащихся // Советская

педагогика. - 1980. - №12. - С.45.

5. Андрухив Л.В. Формирование у будущих экономистов умения работать с информацией: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Астрахань, 2008. - 19 с.

6. Поздняков А.П. Формирование управленческой культуры будущего специалиста социальной работы в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тамбов: РГСУ, 2007. - 46 с.

7. Третьякова Т.А. Формирование профессиональной культуры будущих инженеров ландшафтного дизайна: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Саратов: СГУ, 2008. - 24 с.

8. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине: пособие для преподавателей. - М.: Логос, 1994. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.