Научная статья на тему 'Роль праксиологических умений в подготовке будущих экономистов'

Роль праксиологических умений в подготовке будущих экономистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИСТ / УМЕНИЯ / ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ECONOMIST / SKILLS / PRAXIOLOGICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девятловский Д. Н.

Выявлен перечень праксиологических умений и изучена их особая роль в профессиональной подготовке будущих экономистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Девятловский Д. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRAXIOLOGICAL SKILLS IMPORTANCE FOR THE FUTURE ECONOMIST TRAINING

The list of the praxiological skills is revealed and their special importance for the vocational training of the future economists is studied.

Текст научной работы на тему «Роль праксиологических умений в подготовке будущих экономистов»

УДК 316.61 -057.87 Д.Н. Девятловский

РОЛЬ ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Выявлен перечень праксиологических умений и изучена их особая роль в профессиональной подготовке будущих экономистов.

Ключевые слова: экономист, умения, праксиологические умения.

D.N. Devyatlovskiy

PRAXIOLOGICAL SKILLS IMPORTANCE FOR THE FUTURE ECONOMIST TRAINING

The list of the praxiological skills is revealed and their special importance for the vocational training of the future economists is studied.

Key words: economist, skills, praxiological skills.

В последние десятилетия экономическое образование переживает, пожалуй, наиболее сложный момент. Стало совершенно очевидно, что самые важные и нужные теории не могут претендовать на фундаментальность и стабильность, которые были присущи XX веку. Ситуация осложняется тем, что современное экономическое образование недостаточно гибко реагирует на изменения в развитии российской экономики, срок жизни готовых моделей, теорий и концепций слишком короток. Качество экономической подготовки российских выпускников катастрофически падает, однако объективные требования к современным экономистам значительно возросли. Такое несоответствие между спросом и предложением становится все более напряженным. Чтобы сделать данную подготовку более эффективной и соответствующей настоящему моменту развития экономической теории и практики, необходимо обратиться к вопросу формирования умений и их праксиологическому осмыслению.

Проблема формирования умений до сих пор вызывает дискуссии среди ученых. Термин «умения» трактуется неоднозначно. Неоднозначность толкований природы и сущности умений в научной литературе требует уточнение данного феномена. В одних случаях умения определяются как готовность к практическим действиям, выполняемым сознательно на основе приобретенных знаний. В других - как способность человека выполнять действия, приобретенные на основе знаний и опыта. Часто умения определяются как практические действия, основанные на осознанной, преднамеренной интеллектуальной деятельности. Разнообразие мнений обосновывается тем, что умения рассматриваются как категория междисциплинарная, обладающая многокомпонентной структурой. Это объясняет различия в подходах к рассмотрению данного понятия. Все многообразие исследовательских (теоретических, экспериментальных и прикладных) направлений группируется вокруг трех подходов к интерпретации умений:

• деятельностный подход - рассматривает умение как категорию деятельности. Это позволяет раскрыть содержательную и операциональную стороны развития умения, но не затрагивать существенных изменений в личностной сфере. Умение определяется как знание в действии, т.е. применение знаний в учебно-познавательной деятельности как способ и качество деятельности. В этом случае процесс развития умений рассматривается в неразрывной связи с единством внешних процессов и психической деятельности;

• личностный подход - дает основание рассматривать умение как качество личности, как личностное свойство, как способность к целенаправленной деятельности, как основанную на знаниях способность достичь сознательно поставленной цели;

• личностно-деятельностный подход - отражает то, что умение формируется в деятельности, определяется ее объективными особенностями, но, кроме того, умение проявляет себя и как способность к целенаправленной деятельности и является важной характеристикой личности. При данном подходе умение является важным компонентом процессуально-деятельностной стороны обучения, рассматривается как способность и результат деятельности, с одной стороны, и как способность и качество личности - с другой.

В рамках деятельностного подхода выделяются три группы взаимосвязанных определений исследуемого феномена. В ряду определений первой группы присуще толкование умений в контексте действия. Основой определения второй группы связываются с понятием позиция, которая раскрывается при помощи ка-

тегории «деятельность». Третья групп определений исследуемого понятия рассматривает его как синтез знаний и навыков, обеспечивающий успешное выполнение действия или деятельности.

В рамках личностного подхода семантика определений умений видоизменяется в связи с тем, что умения квалифицируются как личностные качества человека. Анализируя существующие содержательные трактовки умений в границах данного подхода, выделяются три группы дефиниций данного феномена: умение есть способность (готовность) человека к целенаправленной и результативной деятельности; умение рассматривается в качестве средства индивидуального развития личности; умение приравнивается к возможностям индивида применять знания на практике.

В контексте личностно-деятельностного подхода конкретизация смысла и значений категории «умение» характеризуются некоторой разобщенностью и противоречивостью. В исследовании вопроса о соотношении феноменов «умение» и «навык» выделяются две диаметрально противоположные позиции. С одной стороны, умение рассматривается как начальная стадия формирования навыка, то есть умение - это не вполне сформированный навык. С другой стороны, умение интерпретируется как более широкая категория, чем навык. В данном случае навык рассматривается как составной элемент умения, а высокий уровень умения означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия.

Вопрос праксиологического осмысления той или иной деятельности имеет свою историю, включая проблемы взаимосвязи и взаимоотношения теоретической и практической деятельности. Впервые понятие «праксиология» было использовано французским философом и историком Л. Эспинасом в конце XIX века. Именно он предложил идею создания отдельной научной дисциплины о факторах повышения эффективности и полезности действий. В одной из статей Л. Эспинас писал: «Ремесленник мастерит, крестьянин пашет, моряк плавает на корабле, солдат воюет, купец торгует, профессор учит, управляющий распоряжается. И вот слово практика порождает термин «праксиология» для определения науки о подобных фактах, рассматривая их в единстве; науки о наиболее общих формах и принципах действия в мире живых существ» [1]. Термин «праксиология» восходит к греческому «praxis» (действие, практика) и латинскому «praxeus» (действие, деяние). В буквальном переводе праксиология - это «знание о действиях», познание практики в ее философском понимании, т.е. получение самых общих сведений о том, что человеком делается. Изучение практической реализации и последствий действия чрезвычайно важно как для преобразования практики, так и для профессионального развития тех, кто этим занимается [2]. Предназначение праксиологического подхода заключается в том, чтобы не удерживать людей на уровне их примитивной философии житейского опыта и смысла, а, наоборот, подвести их к более высокой форме осознания жизни. Праксиология может дать характеристику реальных человеческих возможностей, определить его объективные и субъективные действия, способствовать становлению его идеалов и ценностей, помочь оптимизировать свою жизнедеятельность и жизнеобеспечение как в индивидуальном, так и в общественном, всеобщем плане. Формы, в которых развертывается идея праксиологического подхода, можно отнести к проблеме двух начал: с одной стороны - всеобщее общественное знание, т.е. теоретическая деятельность ума, направленная на повышение действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, с другой - деятельность как специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование, т.е. умение, целесообразность, действие, дело. Эти две величины -знание и деятельность - играют центральную роль в праксиологическом подходе как целеустремленной системе совокупности принципов, определяющих общую цель и стратегию целеустремленно ориентированных праксиологических деятельностей, показывающих, насколько это всеобщее знание превратилось в непосредственную производительную силу, в человека, его совершенствующуюся суть, голос собственной совести и нормы.

Под праксиологическими умениями понимается совокупность умений, ведущих к организации успешной деятельности в любой области общественной жизни, в том числе экономической.

Можно выделить следующие основные праксиологические умения:

• использовать знания теории на практике;

• выявлять проблемы при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения;

• систематизировать и обобщать информацию;

• разрабатывать и обосновывать варианты решения различных ситуаций;

• использовать основные и специальные методы анализа;

• использовать компьютерную технику для решения задач;

• принимать профессиональные решения с учетом последствий, требований этики и права;

• решать нестандартные задачи;

• систематически продумать и четко сформупировать цели предстоящей деятельности;

• ориентироваться на эффективность избираемых целей с точки зрения надежности достижения, радикальности разрешения проблемы, экологичности, минимизации ресурсовых затрат;

• рационально расчленить сложную цель на более простые подцели и подчинить частные цели высшим.

С учетом государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по экономическим специальностям можно выделить следующие праксиологические умениям будущих экономи-

• изучать опыт, пополнять знания об основных и специальных приемах и операциях экономической деятельности;

• осуществлять профессионально-обоснованный выбор действия при решении экономических задач;

• выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

• систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам экономической деятельности, редактировать, реферировать, рецензировать экономические тексты;

• использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

• разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

• критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

• использовать компьютерную технику и методы экономико-математического моделирования для решения экономических задач;

• принимать профессиональные решения с учетом экономических, экологических последствий, требований этики и права;

• проводить исследование эффективности экономической деятельности предприятия, разрабатывать и осуществлять мероприятия по ее совершенствованию;

• решать нестандартные экономические задачи, прогнозировать экономические процессы.

Результаты опроса студентов, проведенного на 1-2 курсах (специальность «Экономика и управление на предприятиях лесного комплекса»), свидетельствуют о невысоком уровне сформированности обозначенных умений у большинства будущих экономистов, что ограничивает возможность использования ими данных умений как метода познания и как инструмента учебно-профессиональной деятельности. Если не ставить формирование праксиологических умений у будущих экономистов в качестве специальной цели, то в рамках профессиональной подготовки в вузе они формируются стихийно и не в полной мере. В процессе их профессиональной подготовки необходимо постоянно развивать праксиологические умения, чтобы научить студентов сознательному выбору средств, приемов и методов решения проблемных ситуаций, способных при наименьшей затрате сил дать наиболее лучшие результаты, а также способных к творческой и созидательной деятельности, вырабатывая у них рациональную систему внутренних побуждений к активной преобразующей профессионально-ориентированной деятельности.

Литература

1. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. - М., 1975.

2. Пщоловский Т. Принципы современной деятельности: Введение в праксеологию. - Киев: Изд-во ин-та

праксеологии, 1992. - 271 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.