Научная статья на тему 'Курсы по выбору в области информатизации как средство активизации познавательной деятельности студентов музыкально-педагогического факультета'

Курсы по выбору в области информатизации как средство активизации познавательной деятельности студентов музыкально-педагогического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баучиева Роза Кемаловна, Везиров Тимур Гаджиевич

В работе рассматривается авторский курс по выбору «Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности будущего учителя музыки» как средство активизации познавательной деятельности будущих учителей музыки, о чем свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баучиева Роза Кемаловна, Везиров Тимур Гаджиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Курсы по выбору в области информатизации как средство активизации познавательной деятельности студентов музыкально-педагогического факультета»

Библиографический список

1. Омарова, Г. К. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа (на примере учителей начальных классов со специализацией) [Текст]: дисс....канд. пед. наук. / Г. К. Омарова, - Ставрополь, - 2003. —150 с.

УДК 371. 3

Р. К. Баучиева, Т. Г. Везиров

КУРСЫ ПО ВЫБОРУ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Происходящие в современном обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности учителя. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности. Реализация новой личностно ориентированной парадигмы предполагает изменение в содержании и технологиях подготовки будущего учителя в вузе.

В ряде исследований (В. Г. Кинелев, К. К. Колин, А. А. Кузнецов и др.) отмечается, что цели, содержание и технологии в существующей образовательной практике не соответствуют современным требованиям и не могут обеспечить своевременную и адекватную подготовку специалиста к профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Несмотря на заявления о высоком потенциале и эффективности применения инфокоммуникационных технологий (ИКТ), результаты обучения оказываются намного ниже ожидаемых. Причинами этого могут быть недостаточная методическая подготовка разработчиков программ и образовательных сайтов, несоответствие последних задачам обучения и ограниченные возможности их использования. Но основную, проблему мы видим не в недостатках программного обеспечения, а в необходимости владения преподавателем теорией и методикой применения инновационных педагогических и инфокоммуникационных технологий и способностью реализовать эту методику на практике, внедряя новые средства в учебный процесс. В высших учебных заведениях актуальным стал вопрос подготовки студентов к использованию инфокоммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности.

По Государственному Образовательному Стандарту (2005 г.) в учебные планы музыкально-педагогических факультетов введены курсы:. «Математика и информатика», «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе»..

Fia музыкально-педагогическом факультете Карачаево-Черкесского государственного университета в блоке регионального компонента введен курс: «Intel - обучение для будущего», • ■ .

При изучении разделов этих курсов у будущего учителя музыки должны быть сформированы элементы информационной культуры, основа знаний и комплекс умений и навыков, необходимых для широкого применения средств инфокоммуникационных технологий, соответствующего программного обеспечения в своей профессиональной деятельности.

На основании проведенного нами исследования и анализа научных работ ряда авторов можно утверждать, что изучение указанных выше курсов не обеспечивает полной готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях открытого информационного общества, а. также активизация познавательной деятельности. .

Картина активизации познавательной деятельности студентов музыкально-педагогических факультетов университетов будет неполной, если не учесть ряд других дисциплин и курсов по выбору в области информатики и ИКТ. систему самостоятельной работы студентов, работу над курсовыми и выпускными квалификационными работами.

Исходя из социального заказа общества, системного анализа и опыта преподавания в ряде вузов предлагаются различные курсы по выбору в области информатики и ИКТ.

Отвечая требованиям современного общества и развития ИКТ, в рамках высшего музыкального образования нами проводится расширение и модернизация возможности применения инфокоммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности будущих учителей музыки. Для этого нами разработан и апробирован курс по выбору «Инфокомму-никационные технологии в профессиональной деятельности будущего учителя музыки» в Карачаево-Черкесском государственном университете Мы подобрали спектр музыкально-теоретических тем, которые целесообразно продемонстрировать, используя звуковые возможности компьютерных программ. Для реализации данного курса были предложены некоторые занятия на музыкально-педагогическом факультете. Подобные занятия, с использованием музыкального редактора, виртуальной музыкальной студии, стали более действенными и интересными. Особенно активно получались занятия, где студентам предлагалось создать свои композиции. В качестве базовой системы использовалось учебное электронное издание «Finale 2005 русская и английская версия». Результаты творческих работ студентов демонстри-

ровались и защищались в кабинете информатики. Такой подход к изучению практической сущности курса значительно расширяет возможности преподавателя для объяснения нового материала и закрепления пройденного.

В работе было использовано разработанное нами электронное учебное пособие. Количество иллюстративного материала представленного в электронном учебном пособии огромно. Данное пособие включает в себя и текст, и статистические изображения, и даже готовые задания для самоконтроля. Многие из представленных к рассмотрению материалов несут в себе методические и практические рекомендации. Таким образом, данные материалы включены в сферу прямых интересов для преподавателя.

Несомненный успех данных занятий нашло продолжения в создании специального курса по выбору. Работа студентов оказалась достаточно активной. Несомненная польза от такого синтеза двух дисциплин (музыки, информатики) налицо. Студент во время работы с применением инфокомму-никационных технологий достаточно тщательно прорабатывает изучаемый материал и грамотно излагает результат своей работы.

Первые занятия с использованием инфокоммуникационных технологий были проведены в качестве эксперимента на музыкально-педагогическом факультете Карачаево-Черкесского университета им. У. Д. Алиева. Проведение таких видов занятий очень понравилось будущим учителям музыки. При выполнении таких видов работ у студентов формировывались умения и навыки работы с компьютером, готовыми программными продуктами, способности проводить творческие эксперименты над музыкальными произведениями.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: применение инфокоммуникационных технологий является высокоэффективным средством активизации познавательной деятельности студентов, отвечающим всем требованиям современности.

По своему содержанию и задачам курс по выбору является дополнением к дисциплинам государственного образовательного стандарта для специальности 05.06.01. - Музыкальное образование.

В процессе изучения курса по выбору студенты научились работать в различных музыкальных редакторах, познакомились с приемами обработки звуковой информации, с основными этапами создания музыкальных ремиксов.

Завершается данный курс по выбору представлением студентами на обсуждение свои готовые мультимедийные проекты.

Педагогический эксперимент проводился в Карачаево-Черкесском государственном университете. По логической структуре доказательства гипотезы исследования проводился параллельный эксперимент, то есть одновременно участвовали две пары групп: контрольные и экспериментальные. Из них 25 человек были отнесены к экспериментальной группе (ЭГ) и 25

человека — к контрольной (КГ). Анализ эффективности эксперимента проводился методом сравнения полученных результатов б контрольной и экспериментальной группах.

Экспериментальные и контрольные группы были подобраны по принципу идентичности исходных данных (общий уровень развития и успеваемости учащихся). '

Предположением эксперимента явились теория о том, что проведение мероприятий по внедрению инфокоммуникационных технологий (организация курса по выбору «Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности будущего учителя музыки», защита собственных музыкальных произведений и пр.) в учебный процесс может способствовать активизации познавательной деятельности будущих учителей музыки.

Педагогический эксперимент выступает как специально сконструированный процесс обучения. Суть педагогического эксперимента заключается в том, что в процесс обучения вносятся немаловажные, ключевые изменения в соответствии с гипотезой и задачами исследования. Объектом исследования в педагогическом эксперименте является процесс профессиональной подготовки студентов по специальности «Музыкальное образование».

Учитывая методологические требования к организации педагогического эксперимента, важно было обеспечить как можно более точный контроль за развитием экспериментальной ситуации. С этой же целью в начале и конце намеченного периода исследования были проведены подробные измерения, как в экспериментальных, так и в контрольных группах, касающиеся изменений в активизации познавательной деятельности на основе сопоставления данных его исходного уровня с результатами, полученными в конце эксперимента.

В ходе экспериментального исследования мы проанализировали изменения по отдельным критериям, характеризующим уровень активизации познавательной деятельности будущих учителей музыки: знания в области информатики (показатели: содержание и объем информационных понятий, практические действия, отражаемые понятием), профессиональные умения (показатели: полнота и осознанность действий, рефлексивные умения), опыт творческой деятельности студента в решении информационных задач в профессиональной деятельности (показатели: творческий потенциал и креативность) и ценностные отношения студента к будущей профессиональной деятельности и себе (показатели: самооценка деятельности, приоритетность целей, отношение к самореализации, мотивы к саморазвитию).

В табл. 1 и на рис. 1. нами представлены итоговые результаты формирующего эксперимента. Их анализ позволяет с достаточной степенью уверенности констатировать явное преобладание на начало эксперимента во всех исследуемых группах низкого уровня активизации познавательной деятельности

(в среднем количество студентов, находящихся на данном уровне, составило 50,9%).

Сопоставляя данные уровней активизации познавательной деятельности студентов музыкально-педагогического факультета на начало и конец эксперимента, мы установили, что во всех исследуемых группах произошли изменения, но наиболее значительны они в экспериментальных группах.

Таблица ]

Сравнение результатов по уровню активизации познавательной деятельности будущих учителей музыки на основе инфокоммуникационных технологий в ходе

формирующего эксперимента

Группа Этап Уровень музыкально-теоретического образования студентов СП КЭ

низкий средний высокий

Кол-во . % Кол-во % Кол-во %

ЭГ начало 13 51,72 6 31,04 6 1X24 1,66 ода

конец 5 24,14 10 3793 10 37,93 2,14 1,23

КГ начало 12 50,00 8 зззз 5 16,67 1,67 —

конец 10 43,33 10 40,00 5 16.67 1,73 -

ЭГ начало Ш ЭГ конец □ КГ начало □ КГ конец

Рис. 1. Сравнение результатов по уровню активизации познавательной деятельности будущих учителей музыки на основе инфокоммуникационных технологий

Итак, к концу эксперимента количество студентов, находящихся на высоком уровне музыкально-теоретическое образования, в ЭГ увеличилось в 2,20, тогда как в КГ не изменилось. Одновременно произошло уменьшение числа студентов, имеющих низкий уровень познавательной деятельности, в ЭГ в 2,14% раза, в КГ - в 1,15%.

Таким образом, наиболее заметно возрос уровень познавательной деятельности у студентов экспериментальной группы.

Уровень Низкий Средний Высокий СП КЭ

Эффективность исследования оценивалась по изменению среднего показателя (СП) и коэффициента эффективности (КЭ). Динамика их в экспериментальной работе отражена нами в табл. 2. и на рис. 2.

• Г ; ... \ • . г

1 ■ Таблица 2

Динамика развития уровня музыкально-теоретического образования студентов

Группа Показатели абсолютного прироста (О)

у .. в по уровням (в %) в по СП в по КЭ

низкий средний высокий

ЭГ-1 -27,58 6,89 20,69 0,48 0,24

л: поЭГ -29,78 7,15 22,64 0,52 0,26

КГ -6,67 6,67 0,00 0,07 -

Рис. 2. Динамика развития уровня музыкальнотеоретического образованиястудентов

Полученные данные по темпу роста также показали, что продвижение студентов на высокий уровень познавательной деятельности в экспериментальной группе ЭГ идет быстрее, чем в группах в КГ.

Данные изменения уровня познавательной деятельности в группах могли произойти либо вследствие случайных факторов, либо под влиянием целенаправленного педагогического воздействия. Достоверность полученных экспериментальных данных проверялась с помощью статистического критерия «хи-квадрат» Пирсона. При подсчете его значения использовался 5%-ный уровень значимости. Проверка показала, что любые три предложенных нами этапа методики недостаточны для эффективной активизации

познавательной деятельности вуза, так как Тнабл< Т (4,08 и 4,87 < 5,99), Использование комплекса этапов статистически значимо для эффективности активизации познавательной деятельности будущих учителей музыки, так как Тиа6п>Т (6,42 > 5,991). Это позволяет сделать вывод о том, что изменения в ЭГ результат целенаправленного педагогического воздействия.

Библиографический список

1. Биджиев, Д. У, Инфокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности будущих учителей музыки [Текст]: Учебное пособие / Д. У. Биджиев, Р. К. Алиева. - Карачаевск: КЧГУ, 2007. - 73 с.

2. Везиров, Т. Г, Теория и практика использования информационных и коммуникационных технологий в педагогическом образовании [Текст]: дисс... док, пед. наук. / Т. Г. Везиров, — Ставрополь: СГУ, 2002, - 203 с.

УДК 51(07)

Р. М. Магомедова

МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В настоящее время реформу школьного образования связывают с широким внедрением дифференцированного обучения. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что современная концепция среднего образования решительно отказывается от традиционной уравниловки, признавая многообразие форм обучения и получения среднего образования в зависимости от склонностей и интересов учащихся.

В обучении математике, учитывая специфику науки, дифференциация играет особую роль, так как математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся, в то же время многие из них имеют явно выраженные способности к этому предмету, и разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Поэтому здесь должна быть заложена и обеспечена последовательность и поэтапность в продвижении по уровням.

Несмотря на то,' что проблемы дифференциации обучения исследуются достаточно давно, и в педагогике и методике ей всегда уделялось значительное внимание, эта тема недостаточно разработана. Существует ряд проблем, которые не достаточно освещены в педагогической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.